Корсет
Корсе́т (фр. corset — «тело») — предмет одежды в виде широкого пояса, плотно охватывающего грудную клетку и поясницу. Изначально являясь элементом женского гардероба, корсет нашёл применение в медицине в качестве ортопедического средства для коррекции и лечения заболеваний позвоночника[1].
В ортопедии корсеты используются для ограничения подвижности позвоночника (фиксирующие), снижения нагрузки на него (разгружающие) и исправления деформаций (корригирующие). В зависимости от медицинских показаний, они могут быть жёсткими, полужёсткими или мягкоэластичными, изготавливаются индивидуально из различных материалов — кожи, металла, пластика или специальных тканей. Ношение корсета допускается только по назначению и под контролем врача[2].
Конструкция и устройство
Конструктивная основа и материалы
Конструкция классического женского корсета представляет собой сложную многослойную систему, предназначенную для коррекции силуэта и поддержки торса. Основу корсета составляет жёсткий каркас, формируемый за счёт вшитых упругих пластин — «косточек» (англ. boning). Исторически для их изготовления использовались дерево, металл, китовый ус, в современных условиях применяются стальные, пластиковые и полимерные полосы повышенной плотности, обеспечивающие гибкость и долговечность[3][4].
Косточки размещаются в специальных текстильных каналах, равномерно распределяя давление по всей поверхности изделия. Их расположение и количество строго регламентированы и зависят от модели и предназначения корсета. Современные полимерные косточки дополнительно покрываются защитным слоем, что предотвращает их проскальзывание и прокалывание ткани, а также обеспечивает комфорт при длительной носке[3][4].
Корсет традиционно состоит из трёх основных слоёв[3]:
| Слой | Функциональное назначение | Используемые материалы | Ключевые характеристики |
|---|---|---|---|
| Внешний (лицевой) | Определяет эстетический вид изделия | Атлас, шёлк, бархат, кружево, кожа | Декоративный, видимый слой, формирующий визуальное восприятие корсета. |
| Средний (укрепляющий) | Придание жёсткости и сохранение формы | Бортовка, холст, мешковина; дублируется клеевой прокладкой | Каркасный слой, обеспечивающий структурную целостность и необходимую степень утяжки. |
| Внутренний (подкладочный) | Обеспечение комфорта при ношении, гигиеничность | Хлопковая бязь, натуральный шёлк | Слой, контактирующий с телом, должен быть гигроскопичным и приятным на ощупь. |
Система застёжки и коррекции
Ключевым элементом, обеспечивающим основную функцию корсета — стягивание фигуры, — является застёжка. Архаичной и традиционной является задняя шнуровка, позволяющая достичь максимальной степени утяжки, требующая посторонней помощи для надевания. Для дополнительного подчёркивания талии и предотвращения деформации изделия в процессе эксплуатации на уровне талии в средний слой часто вшивается корсажная лента[3][4].
Альтернативой выступают различные виды передних застёжек[3]:
| Тип застёжки | Конструкция и расположение | Функциональные особенности |
|---|---|---|
| Бюск | Жёсткая планшетка с крючками или штифтами, расположенная по центру переда. | Облегчает процесс самостоятельного надевания и снятия корсета. Является классическим и надёжным элементом. |
| Застёжка на кнопках | Асимметричная застёжка на пробивных кнопках, расположенная в боковом рельефе. | Позволяет самостоятельно регулировать степень утяжки (благодаря одному или двум рядам кнопок) и освобождает центральную часть переда для декорирования. |
Классификация по форме и назначению
В зависимости от охвата тела и решаемых задач, корсеты классифицируют по длине и назначению. По длине они бывают полноразмерные (от линии подмышек или под грудью до бёдер), укороченные («поясная подпруга», англ. waist cincher, корригирующая только талию) и длинные (доходящие в исторических моделях до колен)[3][4].
По назначению корсеты использовали, как нижнее бельё (англ. corset), как верхнюю часть платья, как самостоятельный предмет верхней одежды, где корсетный лиф выполняет декоративную функцию (корсаж (англ. corsage). Корсет одевался под лёгкую нижнюю рубашку из хлопка или муслина и сильно шнуровался, а корсаж на шнуровке, не слишком сжимающий грудь, надевался поверх юбки и рубашки[3][4].
Влияние на здоровье
Негативные последствия исторических корсетов
Исторические корсеты, изготовленные из жёстких материалов, оказывали крайне негативное воздействие на здоровье женщин. Металлические и деревянные конструкции, распространённые в Испании XVI века, приводили к деформации грудной клетки и рёбер, а также нарушали работу внутренних органов. Особую опасность представляла практика утягивания талии до 33— 40 см, что вызывало смещение органов брюшной полости и проблемы с дыханием. Врачи конца XIX века документально зафиксировали многочисленные случаи искривления позвоночника и хронических заболеваний, вызванных постоянным ношением корсета[3].
Медицинские исследования того времени показывали, что длительное ношение жёстких корсетов приводило к атрофии мышц спины и брюшного пресса. Особенно опасной была практика ношения корсета во время беременности, когда женщины продолжали утягивать талию до 55 сантиметров в погоне за модным силуэтом. Это наносило вред здоровью матери и создавало угрозу для нормального развития плода. Ситуация начала меняться только в начале XX века, когда врачам удалось привлечь внимание общественности к этой проблеме[3][4].
Современный подход к безопасности и комфорту
Современные корсеты разрабатываются с учётом медицинских требований и направлены на минимизацию негативного воздействия на здоровье. Использование эластичных материалов и анатомически правильных конструкций позволяет обеспечить необходимую поддержку без избыточного давления на внутренние органы. Особое внимание уделяется распределению нагрузки и сохранению подвижности тела, что делает современные корсеты более безопасными по сравнению с историческими аналогами[4].
Разработки в области корсетных изделий медицинского назначения демонстрируют положительное влияние на здоровье при правильном использовании. Ортопедические корсеты и корректоры осанки способствуют формированию правильной осанки и разгрузке позвоночника. Специальные конструкции из трубчатого трикотажа с зональным распределением давления обеспечивают лечебный эффект без нарушения кровообращения. Регулируемые системы фиксации позволяют индивидуально настроить степень поддержки в соответствии с медицинскими показаниями[3][4].
Историческая эволюция
История неразрывно связана с изменением идеалов красоты, положением женщины в обществе и развитием технологий. Каждая эпоха формировала собственный визуальный код, где корсет выступал материальным выражением доминирующих эстетических и социальных норм[4].
Античные истоки и Средневековье
Прототипы корсета существовали уже в античности. В Древней Греции и Египте женщины носили широкие кожаные пояса, которые поддерживали грудь и стягивали хитон, чтобы придать телу прямую осанку и визуально скорректировать фигуру в соответствии с античным «культом тела», не приемлющим полноты[4].
В эпоху готики (XII—XV веков) корсет в современном понимании ещё не сформировался. Его функцию выполняли деревянные или металлические пластинки, вшитые непосредственно в платье или его подкладку. Эта тяжёлая и дорогая конструкция, доступная лишь аристократкам, создавала модный конический силуэт, скрывая естественные формы тела. Мужчины в этот период также использовали похожие доспешные элементы для защиты торса[4].
Эпоха Ренессанса и Барокко: орудие пытки и символ статуса
В XVI веке, особенно в Испании, под влиянием строгих религиозных норм, считавших женское тело греховным, корсет превратился в жёсткую конструкцию, близкую к орудию пытки. Он представлял собой цельнометаллический каркас, скреплённый болтами, который делал фигуру абсолютно плоской и утягивал талию до экстремальных размеров. Стандартом красоты при французском дворе Екатерины Медичи считалась талия обхватом всего 33—35 сантиметров. Несмотря на причиняемые страдания, деформацию внутренних органов и риск для здоровья, ношение такого корсета было обязательным для знатных дам, желавших избежать публичного осуждения[4].
В XVII—XVIII веках, в эпоху Барокко, с развитием науки и медицины, произошли первые позитивные изменения. На смену металлу и дереву пришёл более гибкий «китовый ус». Корсет стал несколько удобнее, хотя по-прежнему оставался дорогим и тяжёлым. Его носили практически не снимая, а сам предмет гардероба стал украшаться шёлком, кружевами и лентами, демонстрируя богатство и статус владелицы[4].
XIX век: пик популярности и начало протеста
XIX век стал «золотым веком» корсета. Модницы викторианской эпохи затягивались до обмороков, стремясь к обхвату талии в 40—45 сантиметров, к концу века до 55 сантиметров. Врачи начали бить тревогу, документально фиксируя последствия: смещение внутренних органов, деформацию рёбер, атрофию мышц, проблемы с дыханием и кровообращением[4].
В 1880—1890-х годах корсет стал предметом ожесточённых споров между модой и медициной. В это же время развитие техники и новые увлечение велосипедными прогулками привели к появлению более коротких и практичных моделей. Важнейшим изобретением этого периода стал бюстгальтер, запатентованный в конце XIX века, он в будущем стал главной альтернативой корсету[4].
Рубеж XIX—XX веков: кризис и путь к освобождению
Начало XX века стало временем заката эпохи жёсткого корсета. На это повлиял комплекс причин:
- Социальные изменения: борьба женщин за эмансипацию и право на труд сделала несовместимым с активной жизнью тугой корсет, сковывавший движения. Женщина превращалась из объекта в субъект и нуждалась в удобной одежде[4].
- Пропаганда здоровья: врачи, педагоги и феминистки развернули активную кампанию против корсета. В России женские журналы («Женское дело», «Дамский мир») пропагандировали новый идеал — «естественную, здоровую красоту», достижимую с помощью спорта, гимнастики и правильного питания, а не утягивания[4]
- Изменение моды: появление стиля «модерн» с его S-образным силуэтом требовало менее жёстких конструкций. Во время Первой мировой войны женщины, заменившие мужчин на заводах, массово отказались от корсета[4].
Тем не менее, отказ от корсета был постепенным. Как отмечают исследователи, даже в 1910-х годах он сохранял популярность, а его реклама продолжала занимать видное место в журналах, обещая «гигиеничность» и удобство[5].
XX—XXI века: от забвения к возрождению в новой роли
После революции 1917 года в России и общей либерализации моды в Европе корсет практически исчез из повседневного гардероба. Его кратковременное возвращение произошло в 1940—1950-х годах с появлением стиля англ. New Look от Кристиана Диора, который вновь подчёркивал осиную талию и пышные бедра[4].
Корсет утратил роль обязательного предмета одежды и средства социального контроля, переместился в новые сферы. Он стал атрибутом субкультур (таких как готика, бурлеск и стимпанк), элементом экстравагантных образов в высокой моде и инструментом для создания индивидуального стиля в особых ситуациях[4].
Современные корсеты шьются из эластичных материалов, не несут такого вреда здоровью, как их исторические предшественники. Сегодня он воспринимается скорее как выражение личного стиля и эстетического выбора, а не как диктат моды и общества[4].
Интерпретация и значение
Корсет претерпел эволюцию: от предмета, целенаправленно деформировавшего тело в угоду эстетическим идеалам, до функционального ортопедического средства и элемента культурной идентичности. Его трансформация наглядно иллюстрирует взаимосвязь между развитием технологий, медицины, социокультурными изменениями и модными тенденциями. Если исторически корсет выступал инструментом социального контроля и подчинения женского тела доминирующим канонам, то в современном контексте он утратил свою нормативную функцию, превратившись в маркер индивидуального стиля[4].
Современные конструкции, основанные на принципах эргономики и безопасности, позволяют использовать корсет не как средство конформизма, а как способ визуальной самопрезентации. Корсет остается репрезентативным объектом для изучения динамики взаимоотношений между телесностью, модой и обществом, демонстрируя переход от диктата к персонализации в истории костюма[4].
Художественная история корсета
Корсет в живописи XVI—XX веков наглядно отражает эволюцию социальных норм и эстетических идеалов. В придворных портретах он символизировал статус и власть, формируя геометризированный силуэт. В произведении Каррье-Беллёза корсет становится атрибутом образа. Картина «В корсете» Коринта Ловиса демонстрирует смягчение формы корсета, что соответствует либерализации общественных нравов начала XX века. Произведения искусства демонстрируют трансформацию корсета от обязательной нормы — к средству самовыражения. Эта эволюция иллюстрирует изменение отношения к телесности и гендерным ролям в культуре[5].
Портрет Елизаветы Тюдор, королевы Англии, в детстве. Уильям Скротс, 1546 год
«Портрет Марианны Австрийской». Диего Веласкес, 1652—1653 годы
Портрет Екатерины II. Аргунов Иван Петрович, 1762 год
«Молодая мадемуазель поправляет корсет». Пьер Каррье-Беллёз, 1893 год
«В корсете». Ловис Коринт, 1910 год
Литература
- Брун В. Всеобщая история костюма от древности до Нового времени. — Москва: Эксмо, 2007.
- Громова А. И. Идеал красоты в отечественных женских журналах начала XX в.: изменение паттернов контроля за женским телом // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. — 2016. — Т. 22, № 3. — С. 33—39.
- Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] : В 4 т. — Москва: Академия моды, 1993. — ISBN 5-900136-01-9.
Примечания
- ↑ Корсет. Грамота.ру. Дата обращения: 30 октября 2025.
- ↑ Скоблин Л. Д.. Ортезирование в комплексе лечения идиопатического сколиоза // Хирургия позвоночника : журнал. — 2005. — № 4. — С. 25—31.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Харьковская Г. Г. Особенности проектирования современного корсета // Вестник АмГУ. — 2016. — № 73. — С. 101—108. — ISSN 2073-0268.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,20 4,21 4,22 Милютина Н. В., Ветошкина Ю. В. Историко-культурное развитие женского корсета // Пермский государственный национальный исследовательский университет. — 2017. — № 1. — С. 233—238. — ISSN 2587-9987.
- ↑ 5,0 5,1 Громова А. И. Идеал красоты в отечественных женских журналах начала XX в.: изменение паттернов контроля за женским телом // Вестник Костромского государственного университета. — 2016. — Т. 22, № 3. — С. 33—39.