Славянофильство

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Славянофильство — направление в русской философии и социальной мысли, представители которого подчёркивали самобытность России. В своей философии истории славянофилы выступали против модернизации России по западному образцу, в чём идейно противостояли западничеству[1]. Фундаментальное отличие от европейской цивилизации славянофилы усматривали в православной вере. В теории познания мыслители придерживались концепции «живого знания», в которой понимали веру как крайний предел рационального знания[2].

Формирование идей славянофилов

Несмотря на то, что учение славянофилов было сформировано в 30-40-е годы XIX века, на его становление существенное влияние оказало предшествующее столетие. Масонство XVIII века, александровский мистицизм и интерес к немецкому идеализму развивали линию альтернативную рациональной философии. Тем самым в академических кругах креп интерес к религиозной мысли. Также в период абсолютистского правления Николая I Россия вступила в период подъёма национального самосознания. Так возникала потребность в создании собственной философской системы[2].

На этих условиях в 30-40-х годах XIX века возникает новое религиозно-философское учение Алексея Хомякова и Ивана Киреевского. Центром движения стала Москва. Особый вклад в развитие учения также внесли Ю. Ф. Самарин, К.С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелёв и другие. Эти мыслители называли себя «московским направлением», однако в ходе журнальных дискуссий их назвали славянофилами[3].

Славянофильство нельзя трактовать как школу. Представители этого направления не сформировали целостного философского учения. Хотя в своих идеях славянофилы придерживались общей философии истории, у представителей этого направления существовало разделение труда. Так, И. В. Киреевский занимался философской проблематикой, А. С. Хомяков — богословскими вопросами. Ю. Ф. Самарин — крестьянским вопросом. Аксаков — проблемами социально-философского характера. Славянофильство как «образ мысли» получило активную поддержку среди интеллектуальных слоёв населения данной эпохи. Движение поддерживали Н. М. Языков, П. А. Вяземский, А. Ф. Гильфердинг, Н. П. Гиляров-Платонов, Ф. И. Тютчев и другие[2].

Философия истории славянофилов

Алексей Степанович Хомяков. Портрет работы Э. А. Дмитриева-Мамонова.

Славянофилов интересовало соотношение религии и философии, которое позднее переросло в вопрос о судьбе христианского мира вообще. Предшествующая концепция истории Гегеля критиковалась славянофилами за европоцентризм. Если западники в своих историософских концепциях сосредотачивались на том, что объединяет Россию и Запад, то славянофилы обращались к отличиям. По мнению представителей московского направления западный путь развития России не подходил. Её история самобытна, и имеет мало общего с европейской, а дальнейшее развитие должно опираться на собственные традиции. Поэтому славянофилы ставили своей главной целью пробуждение национального самосознания. Мыслители призывали изучать наследие древней Руси и славянского мира[4].

Если западники понимали историю как исключительно детерминистический процесс, понимание славянофилов было телеологическим. Сторонники московского направления не отрицали наличие причинно-следственных связей в истории, но считали их изучение недостаточным для постижения смысла развития цивилизации. Так, если философия истории западников стремилась дать ответ на вопрос «почему?», то славянофилы отвечали на вопрос «с какой целью?». Цели истории установлены Проведением, однако движение к ним всецело зависит от человека — его личности[5].

Первым манифестом славянофильства стала работа А. С. Хомякова «О старом и новом». Позднее эти размышления были дополнены работой И. В. Киреевского «В ответ А. С. Хомякову». Оба произведения датируются 1839 годом. Историософская концепция славянофилов наиболее полно была изложена в работе А. С. Хомякова «Записки о всемирной истории»[1].

Теория познания славянофилов

Произведения славянофилов носили синкретический характер. Они представляли собой синтез философских, богословских, исторических знаний. Славянофилы открыли для русской философии источник вдохновения в учениях отцов восточной церкви, а также первыми начали обсуждение философских проблем с позиций православного знания.

Вера по славянофилам — крайний предел знания. Она определяет все стороны мысли. Религия не только воззрение отдельной личности, но и духовное ядро, которое определяет историю[2].

Для теории познания славянофилов существенную роль играл такой термин, как цельность духа. Постижение истины невозможно только из интеллектуальных способностей человека. Истина становится доступна только живому знанию, как органическому синтезу органического опыта, разумному постижению и мистической интуиции. Акцент славянофилы делали на понятиях «любовь» и «воля». Истина не может быть достоянием одного человека, она открывает свои тайны соборному сознанию людей, объединённых в своём единстве на принципах свободы и любви[6].

Основные идеи главных представителей направления

Алексей Степанович Хомяков. Автопортрет.

Хомяков Алексей Степанович

Алексей Степанович Хомяков (1 (13) мая 1804 — 23 сентября (5 октября) 1860) видел особую необходимость возникновения самобытной философии в России. Он отмечал разброд и шатание в умах, которые господствовали после пришедшего в Россию рационализма[2].

Мыслитель подчёркивал, что русский народ обладает значительными возможностями для свободного исторического развития. Русский характер имеет глубокие духовные корни, не стремится к политическому господству и захватническим войнам. По мнению мыслителя, православная Россия близка к достижению цельности духа и жизни, однако её последовательное развитие осуществляется медленно. При этом ускорить процесс становления возможно за счёт использования европейской науки и просвещения, но использовать их необходимо осознанно, совершенно свободно и критически[7].

Популярна классификация религий, предложенная мыслителем. Хомяков разделял в религиях иранство и кушитство. Кушитство строится на началах необходимости, люди обрекаются на исполнение чужой воли. Иранство — религия свободы, которая требует сознательного выбора между добром и злом[2].

Важнейшее понятие Хомякова — соборность — результат деятельности человека и Бога. Она играет роль посредника между земным и небесным миром. Соборность противопоставляется индивидуализму и коллективизму, нивелирующему личность. К соборному сознанию нельзя приобщаться с помощью чтения книг, для него необходимо «прийти и жить»[8].

Киреевский Иван Васильевич

Иван Васильевич Киреевский.

Иван Васильевич Киреевский (22 марта (3 апреля) 1800 — 11(23) июня 1856) имел долгий путь становления собственных взглядов. Первый этап творчества мыслителя может быть охарактеризован как консервативное западничество. Философ отмечал значительную несхожесть между западной и российской философией. Мыслитель считал, что западное общество было образовано насилием, когда русское органически выросло.

Киреевский также писал о необходимости новой философии, ключевым фактором которой будет целостность. Целостность понималась в разных аспектах. В контексте вопроса об усвоения новых знаний это был синтез познавательных способностей человека. В социологическом ключе это было преодоление личной отдельности. Согласно этой точки зрения, человек не должен противопоставлять себя другим и миру[9].

Юрий Фёдорович Самарин.

Самарин Юрий Фёдорович

Юрий Фёдорович Самарин (21 апреля (3 мая) 1819 — 19 (31) марта 1876) был последователем Хомякова и Киреевского. Его интересовала преимущественно социальная проблематика, а также вопросы своеобразия русской истории и культуры. На ранних этапах философии Самарина беспокоило соотношение науки и религии. Он отмечал, что религия не должна вмешиваться ни в государственные дела, ни в научные. Религия, по мнению Самарина, должна заниматься высшей церковью. Мыслителю было близко утверждение Хомякова о том, что наука смешивает «сознанное» с «признанным». В 1840-х годах Самарин стал сторонником религиозной философии[2].

Вехой в творчестве Самарина стала статья о повести Сологуба «Тарантас». Русский философ писал, что реформы Петра I, затронули только верхний слой русского общества, оторвав его от народа, который сохранил верность традициям.

Самарин не считал, что реформа Петра убила русское единство. Действия правителя мыслитель называл своевременными и необходимыми. Такие идеи критики редко приписывают славянофилам. Однако взгляды Самарина наглядно показывают многообразие идей московского направления[10]. Самарин служил в министерстве юстиции. Отсюда его стремление создавать концепции, которые применимы на практическом уровне. Его концепция укрепления государства противоречила идеям Константина Аксакова, который противопоставлял интересы «земли» и интересы «государства»[11].

Аксаков Константин Сергеевич

Константин Сергеевич Аксаков.

Константин Сергеевич Аксаков (29 марта (10 апреля) 1817 — 7 (19) декабря 1860) вышел из кружка Станкевича, как и многие русские философы, интересовался немецким идеализмом, в особенности Гегелем. Имел более радикальные социальные взгляды, чем Самарин, считал, что петербургский период (западничество) стал упадком для русских традиций. Так, подражание всему иностранному Аксаков считал огромной ошибкой[2].

Основной вклад русского философа в развитие славянофильского учения — это историософская концепция земли и государства. Центральное место здесь занимает мысль о негосударственности русского народа. Мыслитель считал, что основа праведной достойной жизни лежит не в государстве, а в общинности. Концепция развивалась Самариным как ответ на европейский менталитет и устройство государства. Русский философ считал, что на западе основа общества — это государственный уклад. Отсюда социум, деятельность которого регламентируется насилием. Аргументы негосударственности русского народа Самарин находил в истории Руси: славяне призвали варягов, чтобы не смешивать землю и государство. По мнению мыслителя, это был общественный договор, который разделил общество на людей служащих и мирских[12].

Литература

  • Благова Т.И. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение / Т. И. Благова. — М., 1994.
  • История русской философии: учебник для вузов/ под ред. Маслина М. А. — М.: Республика, 2001.
  • Киреевский, И. В. Избранные статьи / И. В. Киреевский. — М., 1984.
  • Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук,.: В. С. Степин — М.: Мысль, 2000—2001.
  • Хомяков А. С. О старом и новом. Статьи и очерки / А. С. Хомяков. — М., 1988.
  • Хоружий, С. С. Современные проблемы православного миросозерцания / С. С. Хоружий. — М., 2002.
  • Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии / Г. Г. Шпет. — Пг., 1922.

Примечания

  1. 1,0 1,1 СЛАВЯНОФИЛЬСТВО. Новая философская энциклопедия. Дата обращения: 17 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 История русской философии: Учебник для вузов / Маслин М. А.. — М.: Республика, 2001. — 631 с.
  3. Философия: энциклопедический словарь / А. А. Ивин. — М.: Гардарики, 2004.
  4. Дмитриев С. С. Славянофилы / под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова. — М.: Советская энциклопедия, 1984.
  5. Ширкова М. А. Славянофилы о движущих силах историко-культурного и политического процессов // Известия АлтГУ. — 2011. — № № 4-2.
  6. Т. И. Благова. Цельность духа. Русская философия. Энциклопедия. Дата обращения: 17 июня 2023.
  7. Хомяков Алексей Степанович. Философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Дата обращения: 17 июня 2023.
  8. Анисин А. Л. Соборность: феномен, понятие и принцип // Вестник ЧелГУ : журнал. — 2009. — № 33.
  9. В. Н. Катасонов. Киреевский. Новая философская энциклопедия. Дата обращения: 17 июня 2023.
  10. Груздева О.В. Идея "народной монархии" в работах Ю.Ф. Самарина // Вестник МГТУ : журнал. — 2008. — Т. 11, № 1.
  11. Философский энциклопедический словарь. — 2010.
  12. Сербиенко В. В. К. С. Аксаков. Новая российская энциклопедия. Дата обращения: 17 июня 2023.