История

Материал из «Знание.Вики»

Истори́я (от древне-греческого ἱστορία, буквально — «расспрашивание»; рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) — это рассказ, повествование о чём-либо произошедшем[1][2].

Слово «история» используется в двух смыслах: как простой рассказ о произошедшем когда-то событии, явлении или людях, и история как наука[3][4].

Евгений Викторович Тарле — советский историк

Историческая наука изу­чает про­шлое, за­ко­но­мер­но­сти и кон­крет­ные про­яв­ле­ния и ис­то­рические про­цес­сы, дея­тель­ность лю­дей во всём её мно­го­об­ра­зии и раз­ви­тие об­ще­ст­ва[3].

Объект исторической науки

Историческая наука является неотъемлемой частью общественного познания в целом[5]. Слово «история», как синоним словосочетания «историческая наука» употребляется в двух значениях: совокупность знаний о различных фактах прошлого; предмет этого знания[6][7]. Объект познания исторической науки — это всё многообразие различных явлений жизни человеческого общества на протяжении всего исторического процесса[6].

Задачи исторической науки

История изучает экономическую, социальную, политическую, духовную жизнь общества. Субъектом истории этих сфер жизни людей является человек (отдельные сообщества, коллективы и индивиды). Выявление закономерностей исторического процесса, выяснение генетической связи всех общественных явлений, когда-либо произошедших в истории — это задачи истории как науки[6].

Для выполнения своей задачи историки стараются:

  • Собрать максимально полный объём информации об изучаемых событиях или явлениях, процессах прошедшей исторической реальности.
  • Ведут учёт, производят обобщения и систематизацию фактов, рассматривая их во взаимосвязях друг с другом.

История как наука не только рассказывает о событиях прошлого, но и пытается понять и объяснить исторический процесс. Через осознание прошлого люди стремятся понять настоящее[6].

Особенности истории как науки

К особенностям истории как науки можно отнести следующее:

  • поскольку объект исторического познания, принадлежа к прошлому, не существует в настоящем в виде реального бытия, то историк изучает его опосредованно, посредством исторических источников — вещественных, письменных, устных, визуальных;
  • познающий историю субъект неизбежно включён в познаваемую им общественную среду, являющуюся прямым порождением исторического прошлого;
  • приходится принимать во внимание качественную незавершённость процесса развития истории[6].

Становление и развитие исторической науки

Возникновение исторической науки относится к глубокой древности. Изначально она являлась литературным жанром, возникшим из мифологических представлений, что приобрели форму легендарно-эпических сказаний. Но постепенно, столетие за столетием история приобретает черты науки[3].

Впервые, представление об однонаправленном линейном и необратимом времени появилось в Библии. Это было отражено в повествовании о вос­хо­ж­де­нии че­ло­ве­ка от пер­во­го «за­ве­та» Бо­га к по­сле­дую­щим событиям, с начала формирования Библии во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. При­мер­но столько древ­няя ис­то­рическая тра­ди­ция су­ще­ст­ву­ет в Ки­тае, а так­же в Древ­нем Егип­те, Ме­со­по­та­мии и других древ­ней­ших оча­гах ци­ви­ли­за­ции[3].

Геродот — древнегреческий историк, считается «отцом истории»

Сле­дую­щий шаг в раз­ви­тии ис­то­рических пред­став­ле­ний свя­зан с ан­тич­ным ми­ром (V век до нашей эры — V век нашей эры), соз­дав­шим пред­по­сыл­ки для вы­деления истории из еди­ной сис­те­мы знаний и пре­вра­ще­ния её в са­мо­сто­ятельную от­расль по­зна­ния. В это время воз­ник­ли греческая (по­лис­ная) и римская (дер­жав­ная, им­пер­ская) тра­ди­ции[3].

В III - V веках нашей эры шёл процесс фор­ми­ро­вания хри­сти­ан­ской кон­цеп­ции ис­то­рического раз­ви­тия. Эта концепция опи­ралась на биб­лей­скую тра­ди­цию и дос­ти­же­ния ан­тич­ной ис­то­рической мыс­ли. В то же вре­мя хри­сти­ан­ская кон­цеп­ция ис­то­рического раз­ви­тия пре­одо­ле­ла ха­рак­тер­ное для ан­тич­но­сти пред­став­ле­ние о цик­лич­но­сти и по­вто­ряе­мо­сти истории, вы­дви­ну­ла про­ви­ден­циа­лист­скую по сво­ей су­ти идею еди­но­го ли­ней­но­го про­цес­са, рас­про­стра­няю­ще­го­ся на всю ой­ку­ме­ну[3].

Средневековая ис­то­рия, была по пре­иму­ще­ст­ву опи­са­тель­ной. В Но­вое время она ста­ла боль­ше объ­яс­няю­щей, что постепенно привело к её пре­вра­ще­нию в нау­ку в XVIII-XIX веках в Рос­сии, и в стра­нах Западной Ев­ро­пы. Ус­лож­не­ние ре­шае­мых историей за­дач при­ве­ло к диф­фе­рен­циа­ции и спе­циа­ли­за­ции ис­то­рических зна­ний. Из со­ста­ва истории вы­де­ли­лись:

Как са­мо­сто­ятельные от­рас­ли на­уч­но­го зна­ния с собственными ме­то­дика­ми и ме­то­до­ло­ги­ей оп­ре­де­ли­лись:

В XVIII-XIX веках ста­ли фор­ми­ро­вать­ся национальные ис­то­рио­гра­фические шко­лы, уко­ре­нять­ся на­прав­ле­ния, обу­слов­лен­ные до­ми­ни­ро­ва­ни­ем тех или иных ми­ро­воз­зрен­че­ских и ис­то­рио­соф­ских идей. История ока­за­лась вос­тре­бо­ван­ной об­ще­ст­вом и вла­стью, ко­то­рые уви­де­ли в ней мощ­ное ору­дие для раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных и по­ли­тических про­блем[3].

На ру­бе­же XX и XXI веках в са­мой ис­то­рической нау­ке воз­ник­ли но­вые про­бле­мы. Ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ме­то­дов, что были разработаны другими науками, сбли­же­ние истории с ними, продолжение дифференциации ис­сле­до­ва­ний, су­ще­ст­вен­но обо­га­ти­ли ис­сле­до­ва­тель­ский ар­се­нал ис­то­ри­ка. В то же время это создало уг­ро­зу рас­ще­п­ле­ния тра­диционного пред­ме­та ис­то­рической нау­ки, пре­вра­ще­ния её са­мой в под­от­рас­ль других на­ук[3].

Историки внёсшие значительный вклад в развитие исторической науки

Отрасли исторической науки

История — наука многоотраслевая, складывается из ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политической, экономической, социальной, военной, истории, а также истории религии и государства и права.

Оценкой и систематизацией источников научного знания занимаются основные исторические науки:

Кроме основных исторических наук существуют и вспомогательные (специальные) исторические дисциплины, у которых сравнительно узкий предмет и область исследования, изучающие их детально и таким образом способствующие более глубокому и всестороннему пониманию исторического процесса в целом.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамент, бумага, береста, камень, металл), типом источника (рукописный и печатный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, договор, летопись, хроника, мемуары).

К вспомогательным историческим дисциплинам относятся:


Примечания

  1. Кравец С. Большая Российская энциклопедия. — ISBN 5-85270-320-6.
  2. Прохоров А. М. Большая советская энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1972. — С. 576. — 665 с. — ISBN 5-85270-324-9.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Большая Российская Энциклопедия. Большая российская энциклопедия (2008). Дата обращения: 18 мая 2024.
  4. Савельева И.М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. — СПб., 2007. — С. 6—7. — ISBN 978-5-91419-059-7.
  5. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. — Москва: Наука, 2003. — С. 52—118. — ISBN 5-02-008893-5.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 История. Фонд знаний "Ломоносов". Дата обращения: 18 мая 2024.
  7. Парфенов И.Д. Методология исторической науки. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. — С. 18—31. — ISBN 5-292-02701-4.
  8. Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г.А. Стартановского. — Ленинград: Наука, 1972. — С. 5-7.
  9. Фукидид. История. — Ленинград: Издательство «НАУКА», 1981.
  10. А.Б. Егоров. Юлий Цезарь. Политическая биография.. — СПб., 2014. — ISBN 978-5-4469-0389-4.
  11. Довгяло Г., Федосик В. Иудейские древности. Предисловие издателей.. Библиотека «Вехи» (2002). Дата обращения: 19 мая 2024.
  12. Нестор. Повесть Временных лет / О. А. Платонов. — М.: институт русской цивилизации, 2014. — ISBN 978-5-426-10071-8.
  13. Носкова О.Л. В. Н. Татищев государственный деятель, военный, ученый (к 325-летию со дня рождения) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук : журнал. — 2011. — Т. 13. — ISSN 1990-5378.
  14. Козлов В.П. История государства Российского в оценках современников / В.И. Буганов. — Москва: НАУКА, 1989. — С. 3-5. — ISBN 39137.
  15. Премия имени Е.В. Тарле в области исторических наук. Дата обращения: 19 мая 2024.
  16. Гончаренко Л.Н., Сексте Я. А., Стрельников С.В. Всемирная (синхронная) история. СПб (2012). Дата обращения: 19 мая 2024.
  17. Теория и методология исторической науки / Отв. ред. Чубарьян А.О.. — Аквилон, 2014. — С. 22—24. — ISBN 9 7 8 -5-906578-03-7.
  18. Гончаренко Н.Л., Сексте Я. А., Стрельников С. В. Всемирная (синхронная) история. СПб (2012). Дата обращения: 15 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!