Словосочетание
Словосочета́ние — сочетание двух или нескольких слов, объединённых грамматически и по смыслу[1]. Советский лингвист Виктор Владимирович Виноградов называл словосочетания строительным материалом для предложений и определял их в качестве самостоятельных номинативных единиц[2]. Доктор филологических наук Юрий Викторович Фоменко, наоборот, полагал, что «предложение строится не из словосочетаний, а из слов»[3].
Изучение словосочетания в школе
В школьных учебниках по русскому языку, утверждённых федеральным перечнем на 2024 — 2025 учебный год, определения словосочетания однородны, вот некоторые из них:
- Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически[4].
- Словосочетание — это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически[5].
- Словосочетание — самая маленькая единица текста[5].
- Словосочетание состоит из двух (самостоятельных) знаменательных слов, которые связаны по смыслу. Одно из них главное, другое — зависимое[6].
- Словосочетание состоит из главных и зависимых слов[7].
Строение и значение словосочетаний
Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, действие, признак. От главного слова ставится вопрос к зависимому. Зависимое слово уточняет главное[7]. Связь зависимого слова и главного отражается в виде схемы: Х→ или ←X, где Х — это главное слово[4].
Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него[8]. Словосочетания — номинативные (лат. nominatio - наименование) единицы языка, а предложения — коммуникативные (лат. communication - связь)[9].
Чтобы провести синтаксический разбор словосочетания, надо выяснить, какое слово в словосочетании является главным, а какое — зависимым. Задать вопрос от главного слова к зависимому, определить, какой частью речи является главное слово, какой — зависимое, установить средства грамматической связи между главным и зависимым словами[6].
По строению и значению словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные. Словосочетание, в котором одно слово подчиняется другому, называется подчинительным: мокрый лист. Подчинительная связь может быть уточнена предлогами: выйти из леса, написать на листе. Словосочетание, в котором слова равноправны, называется сочинительным: ветер и дождь[5].
В предложении чаще встречается подчинительная связь[8]. Для связи слов в подчинительных словосочетаниях используются три типа связи: согласование, управление и примыкание. Примыкание — такой тип связи, при котором слова в словосочетании соединены смыслом: хорошо бегает; жмурился улыбаясь. Управление — такой тип связи, при котором главное слово управляет зависимым. В таком типе связи при изменении главного слова зависимое не меняется: хвост кота, хвоста кота, хвосту кота, хвостом кота. Согласование — такой тип связи, при котором оба слова изменяются: красивый закат, красивого заката, красивому закату. В таком случае главное слово требует, чтобы зависимое принимало те же грамматические формы, в которых оно само употреблено[10].
В языке выделяют три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные, то есть с главными словами, выраженными глаголом, именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением или наречием. Например, люблю гулять — глагольное словосочетание, короткий плащ — именное, два примера — именное, очень быстро — наречное[4].
Углублённое изучение словосочетания
На следующих после школы ступенях образования тема «Словосочетание» изучается подробно, будущим специалистам рассказывают о разных взглядах учёных на синтаксические единицы. Такой подход позволяет сопоставить все существующие определения термина и его роли в языке и речи, так как единого толкования понятия «словосочетания» в научном сообществе нет. Доктор филологических наук Юрий Викторович Фоменко считал, что словосочетание — синтаксическая метаязыковая структура, своего рода интерполяция в системе языковых единиц. Её цель — экстраполировать полученные знания и сведения на реальную речевую единицу, синтагму[11].
В словаре лингвистических терминов Ольги Сергеевны Ахмановой дано два определения словосочетания:
- Соединение двух или более знаменательных слов (вместе с относящимися к ним служебными словами или без них), служащее для выражения единого, но расчленённого понятия или представления.
- Любой вид грамматического сочетания полнозначных слов[12].
Фразеологические словосочетания
Фразеологическое словосочетание, или фразеологизм — устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению. Фразеологизм воспроизводится в речи как готовая единица. Фразеологизмы изучаются в лексикологии, а не в синтаксисе, так как по многим характеристикам эти единицы речи ближе к слову, чем к словосочетанию. В большинстве случаев фразеологизм можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца — обмануть, вешать лапшу на уши — обманывать[13].
Литература
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5 — 9 кл. — М.: Дрофа, 2012. — 319 с. — ISBN 978-5-358-10611-6
- Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. и другие. Русский язык. 8 класс. — М.: Просвещение, 2023. — 287 с. — ISBN 978-5-09-120128-4
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. — М.: Просвещение, 2012. — 160 с. — ISBN 978-5-09-102346-6
- Рыбченкова Л. М. и другие. Русский язык. 5 класс. — М.: Просвещение, 2014. — 159 с. — ISBN 978-5-09-032137-2
- Фоменко Ю. В. Язык и речь. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический институт, 1990. — 76 с.
Примечания
- ↑ Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. — Москва: Рипол классик, 2008. — 1534 с. — ISBN 978-5-7711-0015-9.
- ↑ Виноградов В. В. Вопросы изучения словосочетаний: на материале русского языка. — М.: Наука, 2014. — С. 231. — 253 с.
- ↑ Фоменко Ю. В. Является ли словосочетание единицей языка? // Филологические науки. — 1975. — № 6. — С. 60—65.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. и другие. Русский язык. 8 класс. — М.: Просвещение, 2023. — С. 41—42. — 287 с. — ISBN 978-5-09-120128-4.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5 - 9 кл. — М.: Дрофа, 2012. — С. 23—30. — 319 с. — ISBN 978-5-358-10611-6.
- ↑ 6,0 6,1 Рыбченкова Л. М. и другие. Русский язык. 5 класс. — М.: Просвещение, 2014. — С. 84—89. — 159 с. — ISBN 978-5-09-032137-2.
- ↑ 7,0 7,1 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. — М.: Просвещение, 2012. — С. 31—48. — 160 с. — ISBN 978-5-09-102346-6.
- ↑ 8,0 8,1 Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. — М.: Дрофа, 2012. — С. 193—194. — 319 с. — ISBN 978-5-358-10611-6.
- ↑ Рыбченкова Л. М. и другие. Русский язык. 6 класс. — М.: Просвещение, 2014. — С. 139. — 159 с. — ISBN 978-5-09-033382-5.
- ↑ Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. — М.: Айрис-пресс, 2016. — С. 354. — 491 с. — ISBN 978-5-8112-6251-9.
- ↑ Фоменко Ю. В. Язык и речь. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический институт, 1990. — С. 61. — 76 с.
- ↑ Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Издательская группа УРСС, 2004. — С. 284. — 576 с. — ISBN 5-354-00600-7.
- ↑ Фразеологизмы . Грамота.ру. Дата обращения: 14 октября 2024.