Образование

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Образование — получение систематизированных знаний и навыков, просвещение[1].

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности. Образование получается в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[2].

Содержание образования

Основано на социокультурных, духовно-нравственных ценностях, принятых в российском обществе правилах и нормах поведения. Осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание направлено на формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к природе, окружающей среде, культурному наследию, традициям многонационального народа Российской Федерации;

  • Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся.

Процесс по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

  • Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  • Уровень образования — завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований[2].

Исторические личности, повлиявшие на систему образования

Аристотель

Аристотель

Аристотель Стагирит (384—322 годы до нашей эры) — великий древнегреческий философ и учёный, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье полуострова Халкидика. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 год был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем — в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347—334 годы) проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского. В 334 году Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу — Ликей. Наследие Аристотеля составляли два вида сочинений:

  1. Подготовленные им к публикации и предназначенные для широкой публики, так называемые «экзотерические». Сохранились незначительные фрагменты в основном, это были диалоги;
  2. «эзотерические» — лекционный материал, предназначенный для слушателей, не один год проведших в школе. Составляют современный корпус аристотелевских сочинений (в основном, это научные трактаты).

При жизни Аристотеля эзотерические тексты не публиковались и вообще были мало доступны для изучения до тех пор, пока их впервые не издал в середине I века до нашей эры александрийский ученый-перипатетик Андроник Родосский[3].

Конфуций

Конфуций (552/551 — 479 годы до нашей эры) — первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (современный Цюйфу провинции Шаньдун). Файл:0964.a.0713.tif Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в XI веке до нашей эры династии Инь. Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трёх тысяч учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей — «обучения вне зависимости от рода» обучаемого и предполагала минимальную плату — «связку сушёного мяса».

В 50 лет, «познав небесное предопределение», Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 году он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.

Последние годы жизни Конфуций провел в Лу, занимаясь развитием своего учения и преподаванием. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин. Э

Творцами культуры Конфуций считал «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей полуреальной, полумифической «древности» (гу), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали — разные проявления единого «Пути» (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот «Путь» поддерживается учёными-интеллектуалами, чье наименование — «жу» стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во II веке до нашей эры подобный подход к культуре был высоко оценён государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций — титулатуру, приравнивавшую его к «совершенномудрым» правителям древности («су ван» — «некоронованный царь» или «подлинный властелин»)[3].

Ян Амос Коменский

Коменский (Komenský, Comenius) Ян Амос (15921670), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 16081610 годы учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете. В 1614 стал учителем братской школы в Пршерове.

Ян Амос Коменски

Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменский в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662 году, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х годах XX века. Полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Коменский считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии, он говорит о подготовке человека к вечной жизни. Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий[4].

Пётр I

Романов, Пётр Алексеевич (1672 — 1725)— младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной. В детстве Пётр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров освоил много ремёсел (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

Пётр I

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Пётр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу.

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и учёные. Пётр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учёными, в 1717 году он был избран почётным членом Парижской Академии наук. Крупные реформы были проведены в области культуры и просвещения. Была ликвидирована монополия духовенства на образование, а также появились:

31 января 1714 года Пётр I издал Указ об обязательном обучении дворянских детей «Цыфири и геометрии»:

Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится.

Неплохо осведомленный о дворянских нравах царь-реформатор понимал, что за неисполнение указа следует назначить кару. И придумал, но не казнь, а запрет на женитьбу. Жаждавшие пойти под венец должны были изучить адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Сегодня их знает любой третьеклассник — ведь это просто четыре действия арифметики[6].

Все реформы в области культуры характеризовались развитием связей с западноевропейской культурой и были тесно связаны с задачами укрепления абсолютистского государства. В своей государственной и военной деятельности Пётр I опирался на талантливых, преданных ему сподвижников и вошёл в историю России как прогрессивный государственный и военный деятель[4].

Иоганн Генрих Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци

Песталоцци (Pestalozzi) Иоганн Генрих (17461827), швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения.

Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нёйхофе» (17741780), приют для сирот в Станце (17981799), институты в Бургдорфе (18001804) и Ивердоне (18051825)[4].

Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным, оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности[4]. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения Константин Дмитриевич Ушинский назвал великим открытием[7].

Удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук.

— Надежда Константиновна Крупская, "Педагогические сочинения"

Песталоцци выступал за создание именно такой школы[8]. Именно он разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.

Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека[4].

Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) — русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России.

Руководствуясь принципом народности, разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обученияЧеловек как предмет воспитания», 1868-1869). Фундаментальной категорией Ушинский считал «полурефлексы», к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребёнок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план ставился нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путём упражнения:

Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему.

— Константин Дмитриевич Ушинский

Большое внимание Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребёнка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности[9].

Мария Монтессори

Монтессори (Montessori) Мария (1870 — 1952) — итальянский педагог. Окончила в 1896 Римский университет (одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины). Как ассистент психиатрической клиники университета вела работу с умственно отсталыми детьми; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе (1900 — 1908) и лектор педагогической антропологии в университете в Риме (1904 — 1908).

Мария Монтессори

Монтессори подвергла резкой критике традиционную школу за муштру и игнорирование естественных запросов ребёнка. Разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в специальных дошкольных учреждениях (т. н. домах ребёнка, открывавшихся ею и её последователями) и начальной школе. В теоретических работах и практической деятельности проводила идеи свободного воспитания[4].

Итальянский доктор и автор методики, используемой педагогами во всём мире. Разрабатывая её, Мария пришла к выводу, что в среде, где занятия направлены на поддержку естественного развития детей, они приобретают способность к самообразованию. Особый акцент делается на уважении к ребёнку и отсутствию принуждения[10].

Одним из критериев правильности образовательной процедуры является счастье ребёнка.

— Мария Монтессори

Принципы методики:

  1. Основное внимание уделяется развитию двигательных навыков и восприятия. Тренировка мышц рук позволяет быстрее научиться писать буквы и цифры;
  2. Вначале осваивают письмо, затем — чтение. Малышу предлагают обводить пальцем буквы из шероховатой бумаги на карточках. После ребёнок учится собирать из букв слова, а взрослые не исправляют ошибки. Считается, что со временем они уйдут без какого-либо вмешательства. Основная цель на начальном этапе — чтобы ребёнок научился выражать свои мысли в письменной форме, а не изучать правила грамматики;
  3. Запоминание происходит через реальный опыт. Одна из игр выглядит следующим образом: ребёнок берёт из коробки карточку со словом. Если это глагол, ему предлагают выполнить соответствующее действие, а другие угадывают, какое слово он увидел. Если попадается существительное, надо найти нужный предмет и наклеить на него карточку.

Учить ребёнка читать по Монтессори дома непросто: придётся купить много дорогостоящих материалов, организовать особое пространство для занятий. Эта методика больше подходит для детских садов, однако можно включить некоторые её элементы в домашнюю программу обучения[10].

Антон Семёнович Макаренко

Макаренко Антон Семёнович (1888 -1939) — советский педагог и писатель.

В 20‒30-е годы XX века руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (Колония имени Максима Горького) и трудовой детской коммуной имени Феликса Дзержинского в пригороде Харькова.

Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.

Сущность своего педагогического опыта Макаренко определяется принципами:

  • как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему;
  • проектировать лучшее в человеке, стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций[4].

Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом ‒ вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

— Антон Семёнович Макаренко

Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье[4]. Антон Семёнович даже высказывался:

Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди.

Макаренко признали самым великим советским педагогом в 1940 году, уже после его смерти 1 апреля 1939 года. В советских колониях для несовершеннолетних правонарушителей всегда обращались к его методам. И даже после распада СССР и идеологии, в которой родилась педагогика Макаренко, эти перевоспитательные технологии были востребованы. Разные грани его многомерной социально-педагогической системы до сих пор остаются актуальными. В настоящее время в педагогических университетах Антону Семёновичу посвящают лекции, а его знаменитые советы родителям перечитывают уже несколько поколений[11].

Лев Семёнович Выготский

Выготский, Лев Семёнович (1896 — 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии.

Выготский, Лев Семёнович

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1930-1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения:

  1. натуральный (результат биологической эволюции животного мира);
  2. культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей затем — на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга[4].

Многие идеи, высказанные Л. С. Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растёт популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии[3].

Василий Александрович Сухомлинский

Сухомлинский Василий Александрович (1918 — 1970), советский педагог, заслуженный учитель школы УССР (1969), член-корреспондент АПН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1968). Окончил Полтавский педагогический институт (1939). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. С 1947 и до конца жизни директор Павлышской средней школы.

Разрабатывал вопросы теории и методики коммунистического воспитания в школьном и семейном коллективах, всестороннего развития личности учащихся, педагогического мастерства, а также пропагандировал идеи советской гуманистической педагогики. Государственная премия УССР (1974) за книгу «Сердце отдаю детям» (1969). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, а также медалями К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко[4].

Основополагающими в педагогической системе, созданной Сухомлинским стали принципы гуманизма, принципы признания ребёнка, как высшей ценности, на которую нужно ориентировать процесс воспитания. Вокруг себя он собирал единомышленников, благодаря которым коллектив школы был очень сплочён и единодушен. Весь процесс обучения строился на основе «радостного труда», при этом большое внимание уделялось слову учителя, как некой истине.

Именно Василий Александрович разработал в советской педагогике гуманистические традиции, которые были изложены в его книге «Этюды о коммунистическом воспитании» вышедшем в свет в 1967 году. Впоследствии эта практика была повторена во многих школах по всему Советскому Союзу и за его пределами. Появилась даже Международная ассоциация имени В. А. Сухомлинского, а также Международное объединение исследователей его идей[12].

Всё более глубокое понимание ребенка — это и есть воспитание.

— высказывался Сухомлинский

Эта цитата помогает понять всю подлинность гуманизма его педагогики. Взгляды и идеи педагога-гуманиста до сих пор можно назвать современными и актуальными. В его итоговой книге «Сто советов учителю» сказано, что «ребёнка нельзя наказывать ни за что». Сухомлинский рассматривал уважение к человеческому достоинству не как порцию доброты, а как умение проникнуть во внутренний мир. Смысл его идей — в безграничной любви и вере в детей[13].

Шалва Александрович Амонашвили

Амонашвили, Шалва Александрович

Шалва Амонашвили, родился в Тбилиси 8 марта 1931 года — педагог-гуманист, педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор департамента педагогики, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики.

Автор огромного количества трудов по педагогике и психологии. Один из величайших психологов и педагогов советского периода. Его работа с учениками проходит по системе личностно-гуманного подхода. В его основе лежит совокупность педагогики, философии и основ бытия. Методика направлена на обучение, воспитание и личностное развитие каждого отдельно взятого ребёнка, выстраивание доверительных отношений, основанных на взаимоуважении. Система доказала, что способна дать мощный толчок и направить ребёнка к знаниям и духовному развитию[14].

Идея стала основой для образования, раскрывая психологические особенности ребёнка. В основе лежат аксиомы и выводы о взаимодействие души и Высших Сил. Именно на этом принципе и строится гуманно-личностная педагогика и как утверждает Шалва Александрович — этот принцип можно найти во всех святых писаниях. Такой принцип позволяет воспитывать в детях стремление к саморазвитию и личностной свободе. Учитель в данной теореме лишь пример духовности. Педагогический подход строится на особом отношении к детям:

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем:

Каждый ребёнок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришёл как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделён величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить её.

Отношения «учитель – ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребёнок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребёнку»[15]. Психолог и исследователь рекомендует ежедневно педагогам произносить благодарственную мантру: «Спасибо господи, за то, что доверил мне воспитание своих детей»[14].

Сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, Шалва Амонашвили ведёт активную профессиональную деятельность: проводит авторские семинары, конференции, вебинары, тренинги, читает лекции, пишет статьи, участвует в телепередачах, активно делится своими советами в соцсетях, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах, организует ежегодные Международные Педагогические Чтения[15].

История образования в России

Первые школы

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов»,

— сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах»

После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — её создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Учёные установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребёнок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин[16].

В Суздальском княжестве князь Константин (сын Всеволода III) собрал библиотеку из греческих и славянских книг, заказал переводы с греческого на русский и завещал — в 1218 году — свой дом во Владимире и часть доходов от имения школе, в которой должны были обучать греческому языку.

— Василий Никитич Татищев

Учение в допетровской Руси

О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8-12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. В старших классах осваивали «семь свободных художеств»:

  1. грамматику,
  2. диалектику,
  3. риторику,
  4. церковное пение,
  5. арифметику,
  6. землемерие,
  7. включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию.

Из иностранных языков в почёте были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына — будущего Петра I — не уделялось должного внимания[16].

Пётр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Зотов (бывший канцелярский служащий Иван Зотов, приставленный к царевичу. — Прим. ред.) как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы, ознакомил Петра с событиями русской истории.

— Сергей Федорович Платонов, «Русская история»

Школы при Петре I

Реформы Петра I в области образования привели к тому, что в России появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса:

  • 1 и 2 классы — учили математику;
  • 3 класс — навигацию.

Позднее в 1715 году старший класс был переведён на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская[17].

В это же время появились появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию и учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году[16].

Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.

— Положение об учреждении Академии наук и художеств, 1724 год

Реформа образования Екатерины II

Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных[18].

Причины и цели образовательной реформы:

  • Следование идеям просвещенного абсолютизма;
  • Необходимость повышения квалификации подданных;
  • Решение проблемы детей-сирот.

В 1764 год Екатерина II начала строительство «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей». В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин[18]. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года. Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный ещё в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав.

Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география… В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала ещё: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике… Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий.

— Зинаида Евграфовна Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»

В 1765 году открыто училище для мальчиков при Академии наук. В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом[18]. В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвёртый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя[16].

Результат образовательной реформы Екатерины II Великой:

  • Положено начало становления общеобразовательных учреждений;
  • Введена классно-урочная система;
  • Появились первые женские образовательные учреждения;
  • За время царствования Екатерины II разные виды школ окончили около 190 тысяч детей[18].

Образование в XIX веке

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки[16].

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Александра Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:

…До самого конца для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всём на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие — всё это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические.

Всё население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.

Советская школа

После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.

1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.

О школе 1930-х годов вспоминал философ Александр Зиновьев:

Школа, в которой я проучился с 1933 по 1939 год, была построена в 1930 году и считалась новой. Она не была исключением в то время. Но таких школ было ещё немного. Она не была привилегированной. Но вместе с тем она была одной из лучших школ в стране.<…> Приобщение к культуре на первых порах происходило для меня также через школу. Это упоминавшиеся выше экскурсии, различного рода кружки, коллективные походы в музеи, в кино и в театры. В нашей школе был драматический кружок. <…> У нас были даже уроки музыки. Учитель, заметив, что у меня не было ни голоса, ни слуха, но что я что-то постоянно рисовал, предложил мне «рисовать музыку», то есть изображать в рисунках то, как я воспринимал музыку.

В это время ввели обязательное сначала четырёхлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8-10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет — начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х[16].

Принципы советской системы народного образования:

  • равенство всех граждан СССР в получении образования, обязательность образования для всех детей и подростков;
  • государственный и общественный характер учебно-воспитательных учреждений;
  • свобода выбора языка обучения;
  • бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, система стипендий для учащихся и другие;
  • единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений;
  • единство обучения и коммунистического воспитания;
  • сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи;
  • связь обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства; научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры;
  • гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания;
  • совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии[4].

Современная система образования в Российской Федерации

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.
  2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
  3. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы.
  4. Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.
  5. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования[2].

Уровни образования в Российской Федерации

Общее образование

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования[2].

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

Дошкольное образование

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 — 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу[19]. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся[2].

Начальное общее образование

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы[19]. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)[2].

Основное общее образование

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы[19]. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)[2].

Среднее общее образование

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения — 10-11 классы — и завершают его в возрасте 16-18 лет. Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).[19]. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности[2].

Профессиональное образование

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

Среднее профессиональное образование (СПО). К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования[2]. Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • программы подготовки специалистов среднего звена;

Высшее образование:

  • бакалавриат, к освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование;

К освоению программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура)[20].

К освоению программ подготовки научных и научно-педагогических кадров — допускаются лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук[2]. Также присвоение учёной степени доктора наук возможно без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей её защиты[19].

Дополнительное образование

Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

  • Дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО);
  • дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых;
  • дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей;
  • дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых[2].

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования[21].

  • Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего;
  • Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учётом потребностей производства, вида профессиональной деятельности;
  • Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня[2].

Примечания

  1. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. — С. 436. — 944 с.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе; Статья 10. Структура системы образования; Статья 63. Общее образование; Статья 64. Дошкольное образование; Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование; Статья 69. Высшее образование; Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых. Собрание законодательства Российской Федерации. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 Аристотель, Конфуций, Выготский Лев Семёнович. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 1 мая 2023.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Большая советская энциклопедия (БСЭ). Образование; Песталоцци Иоганн Генрих; Коменский Ян Амос; Пётр I Великий; Монтессори Мария, Макаренко Антон Семенович, Сухомлинский Василий Александрович, Выготский Лев Семёвич. Научная библиотека. Советская энциклопедия. 1969-1978гг.. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  5. Биография Петра I Алексеевича Романова; Как научить ребенка читать с нуля: классические и новые способы. РИА Новости. Дата обращения: 1 мая 2023.
  6. Информационное агентство "Научная Россия". В 1714 Г. Пётр I издал Указ об обязательном обучении дворянских детей "Цыфири и геометрии" // «Научная Россия» : Электронное периодическое издание.
  7. Егольный А. М., Струминский В. Я., Медынский Е. Н. Ушинский К. Д. Собрание сочинений, том 3. — М.—СПб.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. — С. 95. — 692 с.
  8. Крупская, Надежда Константиновна, под ред. Н. К. Гончарова [и др.] Педагогические сочинения : В 10 т.. Российская государственная библиотека. Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогов (1957-1963). Дата обращения: 1 мая 2023.
  9. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Краткий психологический словарь : [Пер. с рус]. Российская государственная библиотека. Прогресс (27.02.2002). Дата обращения: 1 мая 2023.
  10. 10,0 10,1 Как научить ребенка читать с нуля: классические и новые способы // РИА Новости.
  11. Михаил Богуславский. Как стать человеком? Кого и как на самом деле воспитал Макаренко // РИА Новости. — 2022. — 20 апреля.
  12. Василий Александрович Сухомлинский // Биограф.
  13. Михаил Богуславский. Бессмертный принцип Сухомлинского. Чему он учит даже 100 лет спустя? // РИА Новости.
  14. 14,0 14,1 Шалва Александрович Амонашвили // Биограф.
  15. 15,0 15,1 Педагог-новатор – Шалва Амонашвили. Национальная библиотека республики Коми. Дата обращения: 5 мая 2023.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 Екатерина Гудкова. История образования: от первых школ Руси до советских // Культура РФ. Портал культурного наследия традиций народов России.
  17. Образование при Петре 1: реформы образования // История России.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 Образовательная реформа Екатерины II Великой // Реформа образования Екатерины II Великой.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Национальный информационный центр - Уровни образования РФ. Дата обращения: 9 мая 2023.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 г. № 2122 Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Правительство России официальный сайт (13 ноября 2021). Дата обращения: 14 июля 2024.
  21. Статья 73. Организация профессионального обучения. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // ООО «НПП «Гарант-сервиз-университет» : сайт. — 2020. — 5 июня.

Ссылки