Монтессори, Мария

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Мария Монтессори
итал. Maria Montessori
Maria Montessori (portrait).jpg
Дата рождения 31 августа 1870(1870-08-31)
Место рождения Кьяравалле, Марке, Королевство Италия
Дата смерти 6 мая 1952(1952-05-06) (81 год)
Место смерти Ноордвейк-ан-Зе, Нидерланды
Научная сфера педагогика
Известна как автор всемирно известной педагогической системы

Мари́я Монтессо́ри (итал. Maria Tecla Artemisia Montessori; 31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач и педагог, известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру, действует Международная Монтессори-ассоциация.

Биография

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Кьяравалле, Италия. Её отец, Алессандро Монтессори, был чиновником министерства финансов и работал на местной табачной фабрике. Её мать, Рениль Стоппани, была хорошо образована для того времени и приходилась двоюродной племянницей известному геологу и палеонтологу Антонио Стоппани[1][2][3]. Мария была очень близка с матерью и отцом, хотя последний был не согласен с решением дочери получить образование[4].

Образование (1883—1896)

Начальное образование

Отца Марии перевели по службе в 1873 году во Флоренцию, а в 1875 году — в Рим, куда он переехал с семьёй. Мария поступила в государственную начальную школу в Риме в 1876 году. Её ранние школьные годы были «не особенно примечательны»[5], хотя она была награждена в 1-м классе грамотой за хорошее поведение, а в следующем учебном году — «за успехи в домоводстве»[6].

Средняя школа

В 1883 или 1884 году Мария поступила в среднюю техническую школу Regia Scuola Tecnica Michelangelo Buonarroti, где изучала итальянский язык, арифметику, алгебру, геометрию, бухгалтерский учёт, историю и географию. Окончив школу в 1886 году, продолжила обучение в техническом институте Regio Istituto Tecnico Leonardo da Vinci. Там изучала итальянский язык, математику, историю, географию, начертательную геометрию, физику, химию, ботанику, зоологию и два иностранных языка. За время обучения Мария проявила способности к математике и поначалу намеревалась продолжить обучение инженерии, что было совершенно нехарактерным для девушек в то время. Однако к моменту окончания института (1890 год) она решила изучать медицину, что было ещё менее характерно для итальянского общества конца XIX века[7][8].

Римский университет — медицинская школа

Мария Монтессори в 1890 году поступила в университет Сапиенца на курс по естественным наукам. Сдала вступительные экзамены по ботанике, зоологии, экспериментальной физике, гистологии, анатомии, а также по общей и органической химии. В 1892 году получила диплом, который позволил ей в 1893 году поступить в том же университете в медицинскую школу[9] [10]. Мария была первой женщиной, поступившей в эту школу, ранее подобной практики не было, учеба в университете и медицинская практика разрешалась исключительно мужчинам. Вначале её приняли в качестве вольного слушателя, а потом, поразившись её успехам, преподаватели зачислили её в студенты. Несмотря на негативную психологическую атмосферу, Мария успешно осваивала курс и была награждена академической премией. В 1895 году получила должность ассистента больницы, что позволило ей достаточно рано получить практический клинический опыт. В последние годы обучения она изучала педиатрию и психиатрию, работала в службе скорой помощи и кабинете педиатрического консультирования. В 1896 году Мария окончила университет по специальности «доктор медицины», став одной из первых женщин в истории Италии, окончивших курс медицины и одной из первых женщин — докторов наук. Диссертация Монтессори была опубликована в 1897 году в журнале Policlinico. После университета Мария нашла работу ассистента в университетской клинике, а также начала частную врачебную практику[11].

Начало карьеры и семейная жизнь (1896—1901)

С 1896 по 1901 год Монтессори работала с так называемыми «френастеническими» детьми (в современных терминах — «дети, которые испытывают некоторую форму умственной отсталости, болезни или инвалидности»). Она также проявила себя как общественный деятель — защитник прав женщин и детей с умственными недостатками, и вела активную общественную деятельность как в Италии, так и за её пределами[12][13].

В это время у Марии завязался роман с Джузеппе Монтессано, коллегой-врачом по университетской клинике. 31 марта 1898 года у неё родился сын Марио (1898—1982)[14]. В этой ситуации Мария сочла нецелесообразным официально выходить замуж за Монтессано, и хотела сохранить в тайне отношения с Джузеппе при условии, что никто из них не вступит в брак с кем-либо ещё. Но Монтессано спустя некоторое время женился, после чего Мария решила покинуть университетскую клинику и поместить своего сына в приёмную семью — дальних родственников отца ребёнка. Первые годы своей жизни Марио провёл в деревне, затем Мария забрала мальчика, и он стал хорошим помощником матери в её исследованиях и общественной деятельности[4][15].

Работа с умственно отсталыми детьми

С 1897 года Мария работала в университетской клинике и по долгу службы посещала детские приюты. Наблюдала детей с психическими расстройствами. Эти наблюдения создали хорошую основу для будущих трудов Монтессори. Изучала работы врачей и педагогов XIX века Эдуара Сегина и Жана Итара. Создала на их основе организованную систему образования детей с ограниченными возможностями. В 1897 году Монтессори провела аудит университетских курсов по педагогике и прочитала «все основные работы по теории образования последних двухсот лет»[16][17][18]. В 1900 году Национальная лига защиты умственно отсталых детей открыла Scuola Magistrale Ortofrenica, или Ортофренический институт для подготовки учителей к обучению детей с умственными недостатками. Монтессори была назначена содиректором института[19][20]. На первый курс института было зачислено 64 учителя, которые изучали психологию, анатомию и физиологию нервной системы, антропологические измерения, причины и характеристики умственной отсталости, а также специальные методы обучения. В течение двух лет Монтессори разработала методики, которые позже адаптировала для использования с обычными детьми[21].

Институт имел большой успех. Его деятельность привлекала внимание чиновников из департаментов образования и здравоохранения, общественных деятелей и учёных из Римского университета[22]. В модельном классе Ортофренического института учились дети из обычных школ, которые считались «необразованными» из-за своих недостатков. Некоторые из этих детей впоследствии сдали экзамены по программе, ориентированной на так называемых «нормальных» детей[23][24].

Международное признание (1909—1915)

С 1909 года труды Монтессори начали привлекать внимание зарубежных педагогов и чиновников. С 1911 года образование по «модели Монтессори» было официально введено в государственных школах Италии и Швейцарии, планы по его внедрению были в Великобритании[25]. К 1912 году «школы Монтессори» открылись в Париже и ряде других западноевропейских городах. Планировали открыть таких школ в Аргентине, Австралии, Китае, Индии, Японии, Корее, Мексике, Сирии, США и Новой Зеландии. Методы Монтессори были включены в государственные образовательные программы в Лондоне, Йоханнесбурге, Риме и Стокгольме[26]. В США и Великобритании были созданы национальные общества Монтессори-образования (Американский Комитет Монтессори и Общество Монтессори для Соединённого Королевства соответственно)[27]. В 1913 году в Риме прошёл первый международный учебный курс по Монтессори-образованию, в 1914 году — второй такой курс[28].

Международная Монтессори-ассоциация

В 1929 году в Эльсиноре, Дания, состоялся первый Международный Монтессори-конгресс в связи с пятой конференцией Нового образовательного сообщества. На этом мероприятии Монтессори и её сын Марио основали Международную Монтессори-ассоциацию, чтобы «контролировать деятельность школ и обществ по всему миру и контролировать подготовку учителей»[29]. AMI также контролировала авторские права на публикации Марии Монтессори и выпуск одобренных ей дидактических материалов. Первыми спонсорами AMI были Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже и Рабиндранат Тагор[30].

В связи с ростом военной угрозы в Европе Мария Монтессори в своей деятельности уделяла большое внимание борьбе за мир. В 1932 году Монтессори выступила с докладом о мире и образовании на втором Международном Монтессори-конгрессе в Ницце. В 1932 году Монтессори выступила в Международном клубе мира в Женеве на тему «Мир и образование»[31]. С 1932 по 1939 годы Мария Монтессори проводила конференции в защиту мира в Женеве, Брюсселе, Копенгагене и Утрехте, её выступления впоследствии были опубликованы на итальянском языке под названием Educazione e Pace, а также на английском языке[32][33].

Последние годы (1946—1952)

В 1946 году Мария вернулась в Амстердам, и следующие шесть лет она провела в Европе. В 1946 году она провела учебный курс в Лондоне, а в 1947 году открыла там учебный институт — центр Монтессори. Через несколько лет этот центр стал независимым от Монтессори и продолжил свою деятельность как Учебный центр Святого Николая. В 1947 году Мария посетила Италию, чтобы восстановить Общество Монтессори. В том же 1947 году она посетила Индию и прочитала курсы в Адьяре и Ахмадабаде. Эти курсы были обобщены в книге «Впитывающий разум», в которой Монтессори описала развитие ребёнка с рождения и представила концепцию «четырёх планов развития». В 1948 году она вновь переработала свой труд «Il Metodo» и опубликовала на английском языке под названием «Открытие ребёнка». В 1949 году Монтессори провела курс обучения в Пакистане, где была основана Монтессори-ассоциация Пакистана[34][35]. В 1949 году Монтессори приняла участие в VIII Международном конгрессе Монтессори в Сан-Ремо, где был продемонстрирован модельный класс. В том же году был создан первый учебный курс для детей от рождения до трёх лет, получивший название Scuola Assistenti all’infanzia[36].

Награды

  • Орден Почётного легиона Франции ();
  • Офицер Ордена Оранских-Нассау ();
  • Почётный доктор Амстердамского университета (1950)[37];

За активную борьбу за мир Мария Монтессори трижды — в 1949, 1950 и в 1951 годах номинировалась на Нобелевскую премию мира[38].

Смерть

Мария Монтессори скончалась от кровоизлияния в мозг 6 мая 1952 года в возрасте 81 года в Нордвейке-ан-Зе, Нидерланды[39][40].

Примечания

  1. Highlights from 'Communications 2007/1' (недоступная ссылка). Association Montessori Internationale. Дата обращения: 2 мая 2013. Архивировано 14 декабря 2007 года.
  2. Kramer, 1976, p. 24.
  3. Trabalzini, 2011, p. 13.
  4. 4,0 4,1 Flaherty.
  5. Trabalzini, 2011, p. 7.
  6. Kramer, 1976, p. 27.
  7. Kramer, 1976, p. 32—33.
  8. Trabalzini, 2011, p. 7—8.
  9. Kramer, 1976, p. 34—35.
  10. Trabalzini, 2011, p. 9—10.
  11. Kramer, 1976, p. 47—50.
  12. Kramer, 1976, p. 52—58.
  13. Trabalzini, 2011, p. 16—23.
  14. Mario Montessori (недоступная ссылка). Sweetwater Montessori School. Дата обращения: 31 августа 2012. Архивировано 4 января 2013 года.
  15. Таша Соколова. Правда ли, что известный педагог Мария Монтессори сдала своего ребёнка в детский дом, чтобы посвятить себя чужим детям?. Проверено.Медиа (26 ноября 2022). Дата обращения: 11 декабря 2022.
  16. Kramer, 1976, p. 58—61.
  17. Standing, 1957, p. 28.
  18. Trabalzini, 2011, p. 16—17.
  19. Kramer, 1976, p. 86.
  20. Trabalzini, 2011, p. 21.
  21. Kramer, 1976, p. 90.
  22. Kramer, 1976, p. 87.
  23. Kramer, 1976, p. 91.
  24. Trabalzini, 2011, p. 23—24.
  25. Kramer, 1976, p. 155.
  26. Kramer, 1976, p. 176.
  27. Kramer, 1976, p. 172, 155.
  28. Trabalzini, 2011, p. 107—108.
  29. Kramer, 1976, p. 305—306.
  30. Kramer, 1976, p. 311.
  31. Trabalzini, 2011, p. 157.
  32. Kramer, 1976, p. 330.
  33. Trabalzini, 2011, p. 173.
  34. Kramer, 1976, p. 348—355.
  35. Trabalzini, 2011, p. 169—170.
  36. Trabalzini, 2011, p. 170.
  37. Кругосвет.
  38. Nomination Database – Peace. Nobelprize.org. Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано 7 ноября 2012 года.
  39. Kramer, 1976, p. 360—367.
  40. Trabalzini, 2011, p. 170—172.


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!