Монтессори, Мария
Мария Монтессори | |
---|---|
итал. Maria Montessori | |
Дата рождения | 31 августа 1870 |
Место рождения | Кьяравалле, Марке, Королевство Италия |
Дата смерти | 6 мая 1952 (81 год) |
Место смерти | Ноордвейк-ан-Зе, Нидерланды |
Научная сфера | педагогика |
Известна как | автор всемирно известной педагогической системы |
Мари́я Монтессо́ри (итал. Maria Tecla Artemisia Montessori; 31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач и педагог, известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру, действует Международная Монтессори-ассоциация.
Биография
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Кьяравалле, Италия. Её отец, Алессандро Монтессори, был чиновником министерства финансов и работал на местной табачной фабрике. Её мать, Рениль Стоппани, была хорошо образована для того времени и приходилась двоюродной племянницей известному геологу и палеонтологу Антонио Стоппани[1][2][3]. Мария была очень близка с матерью и отцом, хотя последний был не согласен с решением дочери получить образование[4].
Образование (1883—1896)
Начальное образование
Отца Марии перевели по службе в 1873 году во Флоренцию, а в 1875 году — в Рим, куда он переехал с семьёй. Мария поступила в государственную начальную школу в Риме в 1876 году. Её ранние школьные годы были «не особенно примечательны»[5], хотя она была награждена в 1-м классе грамотой за хорошее поведение, а в следующем учебном году — «за успехи в домоводстве»[6].
Средняя школа
В 1883 или 1884 году Мария поступила в среднюю техническую школу Regia Scuola Tecnica Michelangelo Buonarroti, где изучала итальянский язык, арифметику, алгебру, геометрию, бухгалтерский учёт, историю и географию. Окончив школу в 1886 году, продолжила обучение в техническом институте Regio Istituto Tecnico Leonardo da Vinci. Там изучала итальянский язык, математику, историю, географию, начертательную геометрию, физику, химию, ботанику, зоологию и два иностранных языка. За время обучения Мария проявила способности к математике и поначалу намеревалась продолжить обучение инженерии, что было совершенно нехарактерным для девушек в то время. Однако к моменту окончания института (1890 год) она решила изучать медицину, что было ещё менее характерно для итальянского общества конца XIX века[7][8].
Римский университет — медицинская школа
Мария Монтессори в 1890 году поступила в университет Сапиенца на курс по естественным наукам. Сдала вступительные экзамены по ботанике, зоологии, экспериментальной физике, гистологии, анатомии, а также по общей и органической химии. В 1892 году получила диплом, который позволил ей в 1893 году поступить в том же университете в медицинскую школу[9] [10]. Мария была первой женщиной, поступившей в эту школу, ранее подобной практики не было, учеба в университете и медицинская практика разрешалась исключительно мужчинам. Вначале её приняли в качестве вольного слушателя, а потом, поразившись её успехам, преподаватели зачислили её в студенты. Несмотря на негативную психологическую атмосферу, Мария успешно осваивала курс и была награждена академической премией. В 1895 году получила должность ассистента больницы, что позволило ей достаточно рано получить практический клинический опыт. В последние годы обучения она изучала педиатрию и психиатрию, работала в службе скорой помощи и кабинете педиатрического консультирования. В 1896 году Мария окончила университет по специальности «доктор медицины», став одной из первых женщин в истории Италии, окончивших курс медицины и одной из первых женщин — докторов наук. Диссертация Монтессори была опубликована в 1897 году в журнале Policlinico. После университета Мария нашла работу ассистента в университетской клинике, а также начала частную врачебную практику[11].
Начало карьеры и семейная жизнь (1896—1901)
С 1896 по 1901 год Монтессори работала с так называемыми «френастеническими» детьми (в современных терминах — «дети, которые испытывают некоторую форму умственной отсталости, болезни или инвалидности»). Она также проявила себя как общественный деятель — защитник прав женщин и детей с умственными недостатками, и вела активную общественную деятельность как в Италии, так и за её пределами[12][13].
В это время у Марии завязался роман с Джузеппе Монтессано, коллегой-врачом по университетской клинике. 31 марта 1898 года у неё родился сын Марио (1898—1982)[14]. В этой ситуации Мария сочла нецелесообразным официально выходить замуж за Монтессано, и хотела сохранить в тайне отношения с Джузеппе при условии, что никто из них не вступит в брак с кем-либо ещё. Но Монтессано спустя некоторое время женился, после чего Мария решила покинуть университетскую клинику и поместить своего сына в приёмную семью — дальних родственников отца ребёнка. Первые годы своей жизни Марио провёл в деревне, затем Мария забрала мальчика, и он стал хорошим помощником матери в её исследованиях и общественной деятельности[4][15].
Работа с умственно отсталыми детьми
С 1897 года Мария работала в университетской клинике и по долгу службы посещала детские приюты. Наблюдала детей с психическими расстройствами. Эти наблюдения создали хорошую основу для будущих трудов Монтессори. Изучала работы врачей и педагогов XIX века Эдуара Сегина и Жана Итара. Создала на их основе организованную систему образования детей с ограниченными возможностями. В 1897 году Монтессори провела аудит университетских курсов по педагогике и прочитала «все основные работы по теории образования последних двухсот лет»[16][17][18]. В 1900 году Национальная лига защиты умственно отсталых детей открыла Scuola Magistrale Ortofrenica, или Ортофренический институт для подготовки учителей к обучению детей с умственными недостатками. Монтессори была назначена содиректором института[19][20]. На первый курс института было зачислено 64 учителя, которые изучали психологию, анатомию и физиологию нервной системы, антропологические измерения, причины и характеристики умственной отсталости, а также специальные методы обучения. В течение двух лет Монтессори разработала методики, которые позже адаптировала для использования с обычными детьми[21].
Институт имел большой успех. Его деятельность привлекала внимание чиновников из департаментов образования и здравоохранения, общественных деятелей и учёных из Римского университета[22]. В модельном классе Ортофренического института учились дети из обычных школ, которые считались «необразованными» из-за своих недостатков. Некоторые из этих детей впоследствии сдали экзамены по программе, ориентированной на так называемых «нормальных» детей[23][24].
Международное признание (1909—1915)
С 1909 года труды Монтессори начали привлекать внимание зарубежных педагогов и чиновников. С 1911 года образование по «модели Монтессори» было официально введено в государственных школах Италии и Швейцарии, планы по его внедрению были в Великобритании[25]. К 1912 году «школы Монтессори» открылись в Париже и ряде других западноевропейских городах. Планировали открыть таких школ в Аргентине, Австралии, Китае, Индии, Японии, Корее, Мексике, Сирии, США и Новой Зеландии. Методы Монтессори были включены в государственные образовательные программы в Лондоне, Йоханнесбурге, Риме и Стокгольме[26]. В США и Великобритании были созданы национальные общества Монтессори-образования (Американский Комитет Монтессори и Общество Монтессори для Соединённого Королевства соответственно)[27]. В 1913 году в Риме прошёл первый международный учебный курс по Монтессори-образованию, в 1914 году — второй такой курс[28].
Международная Монтессори-ассоциация
В 1929 году в Эльсиноре, Дания, состоялся первый Международный Монтессори-конгресс в связи с пятой конференцией Нового образовательного сообщества. На этом мероприятии Монтессори и её сын Марио основали Международную Монтессори-ассоциацию, чтобы «контролировать деятельность школ и обществ по всему миру и контролировать подготовку учителей»[29]. AMI также контролировала авторские права на публикации Марии Монтессори и выпуск одобренных ей дидактических материалов. Первыми спонсорами AMI были Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже и Рабиндранат Тагор[30].
В связи с ростом военной угрозы в Европе Мария Монтессори в своей деятельности уделяла большое внимание борьбе за мир. В 1932 году Монтессори выступила с докладом о мире и образовании на втором Международном Монтессори-конгрессе в Ницце. В 1932 году Монтессори выступила в Международном клубе мира в Женеве на тему «Мир и образование»[31]. С 1932 по 1939 годы Мария Монтессори проводила конференции в защиту мира в Женеве, Брюсселе, Копенгагене и Утрехте, её выступления впоследствии были опубликованы на итальянском языке под названием Educazione e Pace, а также на английском языке[32][33].
Последние годы (1946—1952)
В 1946 году Мария вернулась в Амстердам, и следующие шесть лет она провела в Европе. В 1946 году она провела учебный курс в Лондоне, а в 1947 году открыла там учебный институт — центр Монтессори. Через несколько лет этот центр стал независимым от Монтессори и продолжил свою деятельность как Учебный центр Святого Николая. В 1947 году Мария посетила Италию, чтобы восстановить Общество Монтессори. В том же 1947 году она посетила Индию и прочитала курсы в Адьяре и Ахмадабаде. Эти курсы были обобщены в книге «Впитывающий разум», в которой Монтессори описала развитие ребёнка с рождения и представила концепцию «четырёх планов развития». В 1948 году она вновь переработала свой труд «Il Metodo» и опубликовала на английском языке под названием «Открытие ребёнка». В 1949 году Монтессори провела курс обучения в Пакистане, где была основана Монтессори-ассоциация Пакистана[34][35]. В 1949 году Монтессори приняла участие в VIII Международном конгрессе Монтессори в Сан-Ремо, где был продемонстрирован модельный класс. В том же году был создан первый учебный курс для детей от рождения до трёх лет, получивший название Scuola Assistenti all’infanzia[36].
Награды
- Орден Почётного легиона Франции ();
- Офицер Ордена Оранских-Нассау ();
- Почётный доктор Амстердамского университета (1950)[37];
За активную борьбу за мир Мария Монтессори трижды — в 1949, 1950 и в 1951 годах номинировалась на Нобелевскую премию мира[38].
Смерть
Мария Монтессори скончалась от кровоизлияния в мозг 6 мая 1952 года в возрасте 81 года в Нордвейке-ан-Зе, Нидерланды[39][40].
Примечания
- ↑ Highlights from 'Communications 2007/1' (недоступная ссылка). Association Montessori Internationale. Дата обращения: 2 мая 2013. Архивировано 14 декабря 2007 года.
- ↑ Kramer, 1976, p. 24.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 13.
- ↑ 4,0 4,1 Flaherty.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 7.
- ↑ Kramer, 1976, p. 27.
- ↑ Kramer, 1976, p. 32—33.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 7—8.
- ↑ Kramer, 1976, p. 34—35.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 9—10.
- ↑ Kramer, 1976, p. 47—50.
- ↑ Kramer, 1976, p. 52—58.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 16—23.
- ↑ Mario Montessori (недоступная ссылка). Sweetwater Montessori School. Дата обращения: 31 августа 2012. Архивировано 4 января 2013 года.
- ↑ Таша Соколова. Правда ли, что известный педагог Мария Монтессори сдала своего ребёнка в детский дом, чтобы посвятить себя чужим детям? . Проверено.Медиа (26 ноября 2022). Дата обращения: 11 декабря 2022.
- ↑ Kramer, 1976, p. 58—61.
- ↑ Standing, 1957, p. 28.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 16—17.
- ↑ Kramer, 1976, p. 86.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 21.
- ↑ Kramer, 1976, p. 90.
- ↑ Kramer, 1976, p. 87.
- ↑ Kramer, 1976, p. 91.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 23—24.
- ↑ Kramer, 1976, p. 155.
- ↑ Kramer, 1976, p. 176.
- ↑ Kramer, 1976, p. 172, 155.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 107—108.
- ↑ Kramer, 1976, p. 305—306.
- ↑ Kramer, 1976, p. 311.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 157.
- ↑ Kramer, 1976, p. 330.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 173.
- ↑ Kramer, 1976, p. 348—355.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 169—170.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 170.
- ↑ Кругосвет.
- ↑ Nomination Database – Peace . Nobelprize.org. Дата обращения: 4 июня 2011. Архивировано 7 ноября 2012 года.
- ↑ Kramer, 1976, p. 360—367.
- ↑ Trabalzini, 2011, p. 170—172.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 31 августа
- Родившиеся в 1870 году
- Родившиеся в Кьяравалле
- Умершие 6 мая
- Умершие в 1952 году
- Умершие в Нордвейке
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Преподаватели Римского университета
- Выпускники Римского университета
- Доктора наук
- Офицеры ордена Оранских-Нассау
- Педагоги Италии
- Педагоги Нидерландов
- Социальные предприниматели