Педагогика
Педаго́гика (греч. παιδαγωγιϰή, буквально означает «детовождение») — наука о принципах, закономерностях, методах и формах обучения, воспитания и образования человека. Данный термин принят главным образом в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и восточно-европейских странах; при этом в англоязычной традиции термин «Педагогика» практически не используется и вместо него употребляется термин «наука (или науки) об образовании». Педагогика развивается во взаимосвязи с психологией, философией, социологией, физиологией, генетикой, логикой, этикой и другими науками[1].
Педагогика как наука
Педагогика — это наука, изучающая процессы обучения и воспитания. Она занимается исследованием методов, принципов и техник обучения, а также вопросами развития личности в процессе образования. Педагогика изучает психологию обучения, социологию образования, философию образования и другие дисциплины, чтобы понять, каким образом люди учатся, какие факторы влияют на успешность обучения и как создать оптимальные условия для образовательного процесса. Педагогика помогает формировать методику преподавания, разрабатывать программы обучения и повышать качество образования в целом[2].
Функции педагогической науки
Функции педагогики как науки обусловлены её предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в своём единстве.
Теоретическая функция педагогики
Теоретическая функция педагогики реализуется на трёх уровнях:
- описательном или объяснительном — когда происходит изучение передового и новаторского педагогического опыта;
- диагностическом — осуществляется выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
- прогностическом — проведение экспериментальных исследований педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, раскрытием сущности педагогических явлений и научным обоснованием предполагаемых изменений. Именно на этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику[3].
Технологическая функция педагогики
Технологическая функция педагогики имеет три уровня своей реализации:
- проективный, который связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций). Материалы здесь содержат теоретические концепции и определяющие их «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, её содержание и характер;
- преобразовательный, который направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции;
- рефлексивный, который предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности[3].
Объект и предмет педагогики
Объект педагогики — это образование как социальное явление, процесс и результат воспитания и обучения человека в различных сферах жизни. Объектом педагогики является человек как субъект образовательного процесса[4].
Предмет педагогики — это изучение закономерностей, принципов, методов и форм обучения и воспитания, а также развитие личности через образование. Предмет педагогики включает в себя изучение педагогических процессов, систему образования, методику преподавания, психологию обучения, социологию образования, философию образования и другие аспекты, связанные с образовательным процессом[5].
Категории педагогики
К категориям педагогики как науки, относятся наиболее ёмкие и общие понятия, которые отражают сущность данной науки. Категории имеют ведущую роль, так как они объединяют все научные знания и выстраивают их в одно целое. Для педагогики выделяют следующие категории: образование, воспитание, обучение, развитие[6].
Образование
Образование из всех известных категорий педагогики имеет много смыслов. Образование может означать как цель, так и средство, деятельность, результат и тенденцию и т. д. Образование — это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, а также отношений. Учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров — это специально организованная образовательная система. В ней осуществляется передача и приём опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идёт управление развитием человека и осуществляется освоение и воспроизводство опыта, который был накоплен прошлыми поколениями. Существует общее и специальное образование. Общее образование даёт фундамент знаний, умений и навыков для получения специального образования. И общее, и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Современное понимание образования определяется как включающее в себя воспитание и обучение[6].
Воспитание
Воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определённое отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения. Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т. д. Педагогика же как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы. Воспитание непосредственно связано с развитием[6].
Обучение
Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает определённые знания, совершенствует умения, приобретает разнообразные навыки. У человека формируются в результате обучения определённое мировоззрение и мышление, развиваются способности и раскрывается его потенциал. Основными результатами обучения считаются:1) знания;2) умения;3) навыки. Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретённые навыки. Навыки, в свою очередь, являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства благодаря многократным упражнениям[6].
Развитие
Развитие — это последовательный процесс внутреннего совершенствования физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное. В понятии развития критерии совершенства варьируются в зависимости от изменений, происходящих в обществе, и сильно зависят от требований, предъявляемых обществом человеку[6].
История развития
История развития педагогики берёт своё начало с древних времён, когда образование и воспитание играли важную роль в формировании общества. В Древней Греции функция детоводства или дитяведения осуществлялась непосредственно. Педагогами сперва назывались рабы, которые сопровождали детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаёмные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей[3].
Вот основные этапы истории развития педагогики:
Древний мир: в древних цивилизациях, таких как Египет, Месопотамия, Греция и Рим, существовали системы образования и воспитания. Философы-педагоги, такие как Сократ, Платон, Аристотель, оставили важные труды по вопросам обучения и воспитания.
Средние века: в период средних веков церковь играла ключевую роль в образовании. Важным этапом было возникновение университетов, где изучались теология, философия и другие дисциплины.
Новое время: в эпоху Просвещения и научной революции педагогика стала развиваться как научная дисциплина. Идеи Жана-Жака Руссо, Иоганна Гердера, Иммануила Канта оказали значительное влияние на развитие педагогической мысли.
XIX — начало XX века: В XIX веке педагогика стала изучать закономерности психологии обучения и воспитания. В это время активно развивались педагогические школы и направления, такие как коммуникативная педагогика, монтессори-педагогика и другие.
Современность
В современном мире педагогика продолжает развиваться, учитывая новые технологии, социокультурные изменения и потребности общества. Современные педагогические концепции стремятся к созданию гармоничного образовательного пространства для развития личности[7].
Примечания
- ↑ Н. В. Бордовская. Педагогика . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 12 мая 2024.
- ↑ Максаков, Алексей Дмитриевич. Педагогическая антропология: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика» / А. Д. Максаков, В. Д. Максакова; МПГУ. — Москва: Юрайт, 2018.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. — С. 50. — 576 с.
- ↑ https://www.maam.ru/detskijsad/-pedagogika-obekt-predmet-zadachi-funkci-metody-pedagogiki-referat.html
- ↑ Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Щедрин Дмитрий Сергеевич. Учебно-методическое пособие «ПЕДАГОГИКА». — Саратов: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва», 2014.
- ↑ А. И. Пискунов. История педагогики и образования .