Платон

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Платон
др.-греч. Πλάτων
Platon-2.jpg
Имя при рождении Аристокл
Дата рождения 428/427 до н.э. или 424/423 до н.э.
Место рождения Древние Афины
Дата смерти 348/347 до н.э.
Место смерти Древние Афины
Страна Древние Афины
Основные интересы метафизика, эпистемология, этика, эстетика, политика, образование, философия математики
Оказавшие влияние Сократ, Архит, Демокрит, Парменид, Пифагор, Гераклит
Испытавшие влияние Аристотель, практически все европейские и ближневосточные философы

Платон (427 — 347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ из Афин, основатель платонической школы мысли и традиции платонизма в европейской философии. Ученик Сократа, учитель Аристотеля[1]. Писал философские сочинения в форме диалогов, действующим лицом большинства из которых был Сократ[2]. Основатель Академии — первого высшего учебного заведения в западном мире.

Биография

Платон родился в Афинах в аристократической семье. Отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать — Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из тридцати афинских тиранов Крития. При рождении мальчику дают имя Аристокл, а «Платоном» его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч.

Платон получает достойное образование для своего происхождения. С ним занимаются лучшие афинские педагоги и наставники. Его обучают грамматике, риторике, позднее математике и астрономии. В юности готовился к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита.

Есть сведения, что Платон в ранней молодости увлекался поэзией, музыкой и живописью, преуспевал в гимнастике, принимал участие в Истмийских и Пифийских играх и награждался лавровыми венками победителя. Первоначально Платон учился философии у Кратила. Но с 407 года до нашей эры Платон оказывается в числе слушателей Сократа, что определяет его судьбу: он сжёг все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься философией[3].

После смерти Сократа Платон уехал в Мегару. Согласно сообщениям древних авторов, Платон покинул Афины и посетил Египет и Кирену, путешествовал по Южной Италии и Сицилии[4]. Во время поездки он познакомился с учением Пифагора, устройством Союза Пифагоров, позже подружился с Архитом Тарента, с Сиракузином Дионом.

Вернувшись в Афины, в 388 — 385 годах до нашей эры Платон организовал свою школу. Стремясь превратить найденную философию в жизнь, устроить правильное государство Платон ещё дважды отправлялся в Сицилию вместе с другом и почитателем Диона[1].

Труды

Платон — представитель афинской аристократии. Философские представления Платона, а также его последователей являются образцом объективной идеализации. Для человека возможно познать существующие идеи чувственной жизни и материальной природы.

В создании системы объективных идеалов большую роль сыграли учения Пифагора, с которым Платон познакомился во время пребывания в Сирии. Некоторые произведения Платона были проникнуты крайней мистикой.

Свои философские взгляды Платон излагал в форме написанных многочисленных диалогов. Произведения философа дошли до наших современников. В сочинении о государстве Платон развивает утопическую теорию идеального государства. В этом идеальном государстве управление общиной граждан находится в руках «философов», не имеющих ни семьи, ни частной собственности. Граждане идеального полиса подразделяются на «воинов», которые живут вместе, и простой народ (ремесленники, земледельцы), содержит своим трудом высшие слои общества. Существуют и рабы, но иноземного происхождения. Утопическая республика Платона напоминает государственный строй древней Спарты[5].

Платоновские «сократические» диалоги являются записью вымышленных автором разговоров известных людей, «властителей дум», как раньше говорили, эллинистических Греций, или древнегреческих медийных персон, как они сейчас сказали. В то же время в реальной жизни этих людей можно было не знать, даже жить в разные времена. Непременный участник и модератор их виртуальных разговоров в диалоге Платона является Сократом.

Под воздействием Сократа написаны диалоги «Критон», «Ион», «Евтифрон», «Лахес» и «Лисий», в которых были намечены подходы к созданию учения о мыслях. Позднее был написан цикл дискуссий, направленных на софистику: «Евтидей», «Протагор» и «Горгий». К этому периоду относят «Кратила» и «Менона». «Кратил» описывает и обосновывает сосуществование двух областей: области видимых вещей, непрерывно изменчивых и текучих — по Гераклиту, и области вечного самотождествённого бытия — по Пармениду. «Менон» доказывает, что знание есть припоминание истины. В очередной группе диалогов представлено учение об идеях: «Федон», «Федр» и «Пир». В этот же период развития платоновского искусства написано «Государство». После этого Платон обратится к проблеме познания и критики собственной идеологической теории: «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик». Два самых важных позднего диалога «Тимей» и «Филеб» отмечены влияние философии Пифагора. И в конце жизни Платон посвящает себя работе над «Законами».

Взгляды философа

Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное благо для государства и всех его членов. Платон считал необходимым обязательное обучение для правления в будущем. Обязательные знания должны получить в области воспитания мужества, искусства рассуждения в различных областях[6].

Философия Платона была основана на убеждении, что существует абсолютная истина, которую можно достичь через разумное мышление. Он разработал концепцию «идей», которые являются реальными и существуют вне материального мира. Эти идеи являются основой всего сущего и являются объектом познания.

Платон также выдвинул концепцию души, которая является бессмертной и необходима для достижения высшей истины. Он считал разум наивысшим качеством души, а тело препятствием для достижения истины[7].

Платон считал, что ни один человек не может публично и постоянно распространять идеи, которые подрывают всякую нравственность[2]. У Платона идеи ценностны. В ранних диалогах Сократа Платон рассматривает идеи красоты, справедливости, благоразумия, благочестия, мужества, добродетели. В поздних дискуссиях, где приведены примеры математических идей из Пифагорейской математики, равенство и подобие считается прекрасным и совершенным, а равенство и неравенство — дурным и сквером. В качестве блага идея у Платона — предмет любви, и поскольку душа — это идея, то человек любит в другом человеке душу. Любовь только к телу — неподлинная, она не приносит ни блага, ни радости; точное заблуждение. Любовь — эрос — есть стремление души на родину, в вечную область бытия, прекрасного; таким образом, душа устремляется ко всему, в чём видит отражение этого прекрасного[1].

После смерти душа должна снова пройти по тем же дорогам, по которым ходила в течение своего земного существования. Знание, это воспоминание о том, что душа видела раньше, а земная жизнь — результат выбора, который она совершила в ином мире до своего рождения[8].

Изучение трудов

Глубокий интерес к учению Платона присущ духовно — академической философии. В. Н. Карпов, профессор философии Петербургской духовной академии был ценителем философии Платона, изучал его взгляды, переводил труды, издал шесть томов «Сочинений Платона». В книге «Введение в философию» изложил собственное видение «философского синтетизма», основанное на идеях Платона.

Философии Платона придерживались преподаватели философии в университетах. Профессор Московского университета П. Г. Редкин опубликовал исследование платоновских идей «Из лекций по истории философии нрава в связи с историей философии вообще», состоящее из семи томов.

Много книг и статей, посвященных Платону, появляется во второй половине XIX века, делаются попытки вписать греческого философа в христианскую философскую традицию. Одним из наиболее ярких русских платоников был П. Д. Юркевич. 12 января 1866 года на торжественном собрании Московского университета он произнёс речь «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта», в которой предпринял попытку синтезировать учения Платона и Канта. Почти в каждом своем сочинении Юркевич пытался показать «характеристическую черту Платона» в развитии собственного мышления.

Выделяют и другие исследовательские работы, посвященные изучению и осмыслению платоновской философии:

  • «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель», «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии» А. Н. Гилярова.
  • «Метод и направление философии Платона» А. А. Козлова.
  • «Жизненная драма Платона» В. С. Соловьёва.

В. С. Соловьёв был переводчиком произведений Платонова. Ученый не смог завершить работы. При этом идеи Платона выполняли его функции, которые несли конструкцию всей философии. Идеями Платона были идеи добра и блага, творческим, божественным началом, которое как солнце освещает светом жизни и мир. Для В. С. Соловьёва был характерен акцент на языческом осмыслении платоновского миросозерцания, для В. В. Зеньковского⁣ утверждение о слишком большой философичности Платона для христианства[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Платон (античный философ). Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 сентября 2023.
  2. 2,0 2,1 Гиляров А. Н. Платон как исторический свидетель : Опыт ист.-филос. критики. — Киев: Методология и свидетельства о философах, 1891. — С. 12. — 358 с.
  3. Платон. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 4 сентября 2023.
  4. Сборник работ. Платон и его эпоха. — М.,: Наука, 1979. — С. 4. — 139 с.
  5. Всемирная энциклопедия. ТомII. Всемирная энциклопедия. ТомII. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  6. Кочесоков Р.Х. Справедливость как основной принцип устройства идеального государства // Официальный сайт Кабардино-Балкарсокого Государственного Университета им. Х.М. Барбекова.
  7. Ельченко П.Г. Платон мыслитель и Платон писатель. Платоновские исследования (2021- 01). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  8. Мусулин А. без границ Учение Платона о душе // Человек без границ : Журнал.
  9. Русская философия. Энциклопедия. / Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. — М.: Изд. второе, доработанное и дополненное., 2014. — С. 476—478.