Солон
Солон | |
---|---|
др.-греч. Σόλων | |
Дата рождения | около 640 года до н. э. |
Место рождения | Афины |
Дата смерти | около 559 года до н. э. |
Место смерти | Афины |
Гражданство | Афины |
Род деятельности | афинский архонт, поэт |
Отец | Эксекестид |
Медиафайлы на Викискладе |
Соло́н (др.-греч. Σόλων; около 640 до нашей эры, Афины — около 559 до нашей эры, там же) — политический деятель Древних Афин, реформатор, поэт. Входил в число «семи мудрецов» Древней Греции[1].
Аристократический род Солона называл своим предком легендарного царя Аттики Кодра, жившего во времена «дорийского вторжения» (XI век до н. э.) и ставшего примером патриотического самопожертвования.
Солон участвовал в войнах, занимался торговлей, путешествовал, писал стихи. Поэзия Солона сделала его известным среди сограждан, позднее он занялся политикой. Поездка на Саламин в период войны с Мегарами, завершившейся победой, привела к Первой Священной войне, и к 594 году до нашей эры сделала Солона наиболее влиятельным политическим деятелем Афин[1]. Солона называют создателем идеи гражданского общества[2].
Биография[править]
Юность поэта[править]
Солон из рода Кодридов родился в Афинах (по другим данным — на Саламине) около 640—635 годов до нашей эры[3]. Царь Кодр в Афинах и Дельфах считался весьма почитаемым героем, которому устанавливались памятники. Потомки Кодра имели поэтический талант и склонность к философии. Например, философ Платон был Кодридом одновременно по отцовской и по материнской линии[4].
Отца Солона звали Эксекестидом. Мать Солона приходилась кузиной матери тирана Писистрата. Родственником, возможно, родным братом, и другом Солона являлся Дропид, который получил должность архонта сразу после Солона. Семья Солона имела средний достаток и, предположительно, зарабатывала морской торговлей. По утверждению Плутарха, отец Солона потратил много средств на благотворительные цели[5]. Торговля считалась у аристократов неблагородным занятием, но в те годы Афины стали значимым торговым полисом, а торговый средний класс был достаточно влиятельной силой, связывающей власть и народ[6].
В молодые годы Солон странствовал по торговым делам, расширяя кругозор и изучая традиции других стран. Об этом он пишет в своих стихах, получивших широкую известность до того, как Солон занялся политикой.
Все горожане, сюда! Я торговый гость саламинский,
Но не товары привез, — нет, я привез вам стихи. …
Солон. Элегия «Саламин» (перевод Вячеслава Иванова)[7]
Согласно Плутарху, Солону в молодые годы была свойственна расточительность, а стихи носили легкомысленный характер, что могло быть связано с полной опасностей жизнью средиземноморского купца. Воспевая наслаждение радостями жизни, Солон считал приоритетными ценностями доблесть, доброту и другие добродетели:
Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет;
Мы же не будем менять доблесть на денег мешок;
Ведь добродетель всегда у нас остается, а деньги
Этот сегодня имел, завтра получит другой.
Солон жил в годы расцвета лирической поэзии, был признанным поэтом и писал ямбы и элегии, которые дошли до современного читателя в отдельных фрагментах. Солон, также как как и другие аттические поэты, не ограничивался одним творческим жанром[6]. Для элегии характерен своеобразный ритмический рисунок, в котором гекзаметр чередовался с пентаметром, образуя дистих. Самой знаменитой среди произведений Солона была элегия «Саламин», которая включала в себя 100 стихов, но сохранилось в отрывках только 8 из них. По словам Плутарха, Солон сначала не относился серьёзно к поэзии, однако, гражданская тематика его стихотворений сделала его популярным[5]. Солон критиковал политическую обстановку и нравы жителей полиса, выдвигая идею благозакония и обвиняя власть имущих в злоупотреблении полномочиями.
Но, уступая корысти, объятые силой безумья,
Граждане сами не прочь город великий сгубить.
Кривдой полны и владыки народа, и им уготован
Жребий — снести много бед за своеволье свое.
Солон. Элегия «Благозаконие»[8]
Мужество воина[править]
Аттика начала VI века до нашей эры отличалась нестабильной политической обстановкой, связанной с усилением неравенства слоёв общества. Власти Афин терпели военные поражения и запретили даже ставить вопрос о возвращении стратегически важного острова Саламин, захваченного мегарцами. По преданию, Солон притворился безумцем, чтобы безнаказанно прочесть патриотическую элегию «Саламин», это произошло около 605—600 годов до нашей эры. Он вскочил на камень, с которого выступали глашатаи, и пропел свою элегию, которая, по словам Плутарха, состояла из 100 стихов, но была очень изящна[5]. Диоген Лаэртский утверждал, что афинян воодушевили строки:
Лучше бы мне позабыть об Афинах, оставить отчизну,
Лучше бы родиной мне звать Фолегандр и Сикинн
Чтобы за мною вослед худая молва не летела:
Вот из Аттики трус, вот саламинский беглец!
…
На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный,
Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор.
Солон. Элегия «Саламин» [9]
Под давлением народа власти отменили запрет и поручили Солону вернуть Саламин, назначив военачальником[5]. Завоевание Саламина упомянуто у Плутарха, Аристотеля, Демосфена, Страбона, Диогена Лаэртского, Энея Тактика, Павсания, Полиена, Юстина и других авторов. Существуют различающиеся в деталях реконструкции военных действий историками XIX—XX веков[10]. Общепринята версия о завоевании Саламина до проведения Солоном политических реформ. Плутарх сообщает две версии событий. По первой, скорее легендарной, Солон подослал к мегарцам на Саламин перебежчика, который рассказал, где можно захватить в плен афинских аристократок, совершающих жертвоприношения, но вместо женщин мегарский корабль взял на борт и привёз в расположение гарнизона молодых воинов, переодетых в женскую одежду. Афиняне напали на беспечных мегарцев и перебили гарнизон, легко овладев Саламином[5].
Вторая, более правдивая по мнению Плутарха версия, говорит о том, что Солон обратился к Дельфийскому оракулу, пифия велела принести жертвы героям Перифему и Кихрею. Святилище было благосклонно к политике Солона в войне за остров[11]. С пятью сотнями воинов на лодках и только одном корабле Солон высадился на Саламине. Дозорный корабль мегарцев афиняне захватили, и отряд афинских воинов проник на нём в гавань, высадился и захватил её в то время, когда войско Солона сражалось с гарнизоном острова[5].
Мегарцы не смирились с потерей Саламина, война продолжалась до тех пор, пока стороны конфликта не призвали в качестве посредников спартанцев. Солон на этом суде проявил себя как умелый оратор и сослался на авторитет Гомера, упоминавшего в «Илиаде» обстоятельства, свидетельствующие о правах афинян на Саламин. Деяния Солона на военном поприще создали ему славу и уважение в Элладе. Ещё одна известная речь Солона, в которой оратор призвал оказать помощь дельфийцам в охране храма оракула, оскверняемого жителями Кирры, также положила начало войне. Но в этот раз Солона не назначили командующим, войско возглавил Алкмеон[5].
Реформы политика[править]
В силу своего авторитета, знатного происхождения, влиятельности в купеческом сообществе и явных достижений в военно-политических делах Солон, обладающий репутацией мудреца, был идеальной кандидатурой на должность архонта — старейшины, способного сгладить назревающий общественный конфликт. Инструментом примирения должны были стать реформы сложившегося государственного устройства. Солона избрали архонтом и айсимнетом (посредником в спорных вопросах) в 594 году до нашей эры, важнейшие из реформ пришлись на период его архонтата. Стихи на этом этапе служат решаемым политическим задачам и указывают на мировоззренческие принципы Солона: мера и норма, дисномия (беззаконие) и эвномия (благозаконие), негативное отношение к тирании (единовластию)[3].
Первая реформа Солона — сисахфия (стряхивание бремени) означала запрет долгового рабства. С должника впредь можно было взыскивать имущество, а свобода должника или членов его семьи не могла служить средством платежа. Уже проданных в рабство афинян выкупали за казённый счёт даже из других государств. Вторая реформа — тимократическая (применение имущественного ценза) разделила афинян на 4 имущественные группы (класса): пентакосиомедимны (имеющие доход, превышающий 500 медимнов (1 медимн равен 52,5 литра зерна, вина или масла в год), всадники, зевгиты (владельцы парной запряжки волов) и феты (граждане с доходом ниже 200 медимнов). Вероятно, что имущественный ценз существовал и ранее, кроме пентакосиомедимнов, однако реформа Солона систематизировала получение должностей, сделав их доступнее. Например, архонтом мог стать представитель одного из двух первых классов[3].
Реформы Солона озлобили богатых, но и бедные не были довольны, поскольку не получили ожидаемого передела земли. Солон пишет:
Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда
злобным взором провожают, словно я их злейший враг.
Созданный по предложению Солона Совет Четырехсот, включающий в себя по 100 человек от каждой родовой группы, составлял повестку народных собраний и готовил предварительные решения. Гелиэя (народный суд), также созданный по инициативе Солона, был органом, в работе которого могли участвовать даже беднейшие граждане. Гелиэя рассматривала жалобы на выносимые судьями приговоры. Кроме того, благодаря Солону граждане Афин получили возможность выступать истцами по государственным преступлениям[3].
Экономические меры, предпринятые Солоном, были связаны с защитой отечественных производителей: ограничение экспорта зерна и поощрение экспорта оливок. Также поддерживался переезд ремесленников в Афины из других мест, была введена новая система мер и весов (лёгкий эвбейский талант), в части имущественных отношений граждане, не имеющие прямых наследников, получили возможность оформлять завещание. Примечательный способ профилактики тунеядства — предоставление сыновьям права отказаться от поддержки престарелых отцов, которые не обучили их какому-либо ремеслу[3].
Постепенно афиняне оценили по достоинству реформы Солона, отменившего законы Драконта, ввиду их жесткости — за все преступления было одно наказание — смертная казнь. Осужденные за тунеядство или укравшие фрукты получали то же наказание, что и убийцы. Солона назвали законодателем и исправителем государственного строя, отдали в его ведение все государственные должности, советы, суды и народные собрания. Солону было предоставлено право отменять любые существующие правила[5].
Солон в стихотворной форме подвёл итог своих реформ:
Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,
Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.
Также о тех позаботился я, кто богатством и силой
Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.
Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,
И запретил побеждать несправедливо других [5].
Солон постановил, что законы, которые он создал, должны действовать 100 лет. Их записали на таблицах из дерева, обрамлённых четырёхугольниками, в которых таблицы поворачивались. Ежедневно к Солону шли афиняне с вопросами и пожеланиями. Солон хотел избежать недовольства сограждан и, под предлогом необходимости поездок на собственном корабле, попросил разрешения поехать на 10 лет в путешествие[5].
Мудрость старца[править]
В Египте Солон жил «В устье великого Нила, вблизи берегов Канобида», вёл философские беседы с учёными жрецами Псенофисом и Сонхисом, от которых, как утверждал Платон, услышал сказание об Атлантиде и изложил его в стихах. Эти стихи не сохранились, Плутарх считал утверждение Платона литературным приёмом[5]. Потом он поехал на Кипр, где один царей по имени Филокипр владел городом, основанным ещё сыном Тесея Демофонтом. Город находился в неприступном, но неудобном месте. Солон предложил Филокипру построить новый город в ближайшей долине и лично наблюдал за строительством. Многие люди приехали жить в этот город, поэтому Филокипр назвал его Солами. Солон, покидая Кипр, писал:
Ныне над Солами будь правителем долгие годы
Ты, и твой род пусть живет в городе этом всегда.
Мне ж пусть поможет Киприда, богиня в венке из фиалок,
Пусть мой проводит корабль, жизнь мне в пути сохранив.
Пусть она славу мне даст за то, что сей город построил,
Пусть мне окажет почёт, дав возвратиться домой[5].
По преданию Солон также встречался с Крёзом и внушал ему, что счастье не в богатстве. Плутарх считает это вымыслом из-за несовпадения периодов жизни, но отмечал, что предание засвидетельствовано многими авторами и соответствует образу мыслей Солона[5].
Вернувшись на родину, Солон стал свидетелем прихода к власти в 560 году до нашей эры своего троюродного брата Писистрата. Изранив себя, Писистрат приехал на площадь и утверждал, что враги хотят его убить. Солон упрекнул родственника: «Нехорошо, сын Гиппократа, ты играешь роль гомеровского Одиссея: он обезобразил себя, чтобы обмануть врагов, а ты это делаешь, чтобы ввести в заблуждение сограждан». Солон просил народное собрание не давать Писистрату отряд личной охраны в составе 50 дубинщиков. К предостережению Солона народ не прислушался, Писистрат при помощи отряда своих телохранителей захватил власть и установил тиранию. Писистрат со временем убедил Солона уважением и любезностью стать его советником. Тиран Писистрат сохранил часть законов Солона и сам их исполнял[5].
После прихода к власти Писистрата престарелый Солон прожил, по Фанию Эдесскому, меньше двух лет. Плутарх называет нелепой легенду о том, что после смерти Солона его пепел был развеян над Саламином, но отмечает что этот рассказ передают авторитетные исследователи, в том числе философ Аристотель[5].
Значение реформ Солона[править]
Для Афин личность и деяния Солона неразрывно связаны с рождением полиса как гражданской общины с имущественными различиями, но равными или почти равными правами и свободой участия в политической жизни. Античные авторы считали, что именно Солон был основоположником афинской демократии. Современные исследователи с этим не согласны, поскольку Солон сохранил органы власти аристократии, но ряд преобразований, например гелиэя, определили вектор движения в сторону демократии[1].
Солона традиционно включают в состав Семи мудрецов. Семь мудрецов — титул, данный семи философам, государственным деятелям и законодателям VII—VI веков до нашей эры, которые были известны своей мудростью. Согласно преданию, существовал золотой треножник (в некоторых версиях — чаша), который надлежало вручить мудрейшему. Артефакт по очереди переходил от одного из семи мудрецов к другому, начиная с Фалеса, пока один из них (либо Фалес, либо Солон), наконец, не посвятил его Аполлону, который считался мудрейшим из всех[12].
Освобождение земли и людей отражено в элегиях Солона, свидетельствующих о любви к земле и людям. Солон призывает Землю, древнейшее из божеств, свидетельствовать за него перед судом истории:
Свидетельницей будет пред судом времён
Мне богоматерь Олимпийцев — чёрная
Земля благая в том, что вырвал из неё
Я долговые знаки, в ней забитые:
Была она рабою, ныне — вольная.
В Афины вновь, в отчизну богозданную
Вернул я многих, правдой в рабство проданных
Или неправдой; тем, кто по нужде ушёл
Из-за долгов в изгнанье и аттический
Забыл язык в скитаньях по чужим местам,
И тем, кто дома здесь терпел постыдную
Неволю и дрожал перед хозяином.
Всем я вернул свободу.
Солон. «Свидетельницей будет пред судом времён...»)[13]
В стихах древнейший афинский поэт выразил любовь к своему народу, которому он сумел вернуть свободу и справедливое владение своей собственностью[14].
Некоторые идеи Солона сохраняют свою актуальность спустя тысячелетия. Он говорил, что слабые запутываются в паутине законов, а сильные рвут эту паутину. Но законы Солона формируют запрос на гражданский выбор человека, и совокупный выбор всех граждан общества создаёт систему общезначимой необходимости[2]. Поэзия Солона является уникальным историческим источником по ментальности того периода, в котором жил и проводил свои реформы поэт-законодатель[15].
Литература[править]
Источники[править]
- Callinus. Mimnermus. Semonides. Solon. Tyrtaeus. Minora adespota. Iambi et elegi Graeci ante Alexandrum cantati / Ed. M. L. West. — Oxford, 1992. — Vol. 2.
- Солон. Фрагменты // Античная лирика. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. — М.: Художественная литература, 1968. — Т. 4. — 609 с.
- Аристотель. Афинская полития. Политика. Государственное устройство афинян. — М.: Соцэкгиз, 1936. — 198 с.
- Геродот. История в 9 кн.: в 2 т. / Пер., предисл. и указатель Ф. Г. Мищенко — Изд. 2-е, испр., доб. в предисл. и снабженное картами. — М.: А. Г. Кузнецов, 1888. — Т. 1.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Перевод М. Л. Гаспарова; Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев. АН СССР, Ин-т философии.. — М.: Мысль, 1986. — С. 3—54.
Исследования[править]
- Бузескул В. П. Солон // История афинской демократии. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003.
- Лурье С. Я. Солон и начало революции в Афинах // История Греции. — СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1993. — 680 с.
- Суриков И. Е. Солон и Дельфы // Studia historica. — Volume III. — М.: МГПУ, 2003.
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Кудрявцева, Т. Солон // Всемирная история : Энциклопедия. — 2021. — 26 ноября.
- ↑ 2,0 2,1 Борисов И. А., Козьмин Ф. Е. Изобретение гражданского общества в реформах Солона. Полидисциплинарный анализ // Известия Лаборатории древних технологий : журнал. — 2019. — Т. 15, № 1. — С. 113—121.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Молчанов А. А. Солон // Большая советская энциклопедия : сайт. — 1977.
- ↑ Ленская, В. С . Афинский род Кодридов // Вестник древней истории,. — 2003. — № 3. — С. 125—131.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — 100 лучших книг (электронный ресурс). — С. 80—101. — 1106 с.
- ↑ 6,0 6,1 Соловьёва А. С. Элегии Солона: социально политические и философские взгляды поэта // Уральский филологический вестник : журнал. — 2018. — № 5. — С. 12—17.
- ↑ Солон. Библиотека всемирной литературы . Литературное наследие. Саламин. Дата обращения: 20 июня 2024.
- ↑ Солон. Библиотека всемирной литературы . Литературное наследие. Благозаконие. Дата обращения: 20 июня 2024.
- ↑ Солон. Библиотека всемирной литературы . Литературное наследие. Элегии. Дата обращения: 20 июня 2024.
- ↑ Суриков И. Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. — М.: Наука, 2005. — С. 118—120. — ISBN ISBN 5-02-010347-0.
- ↑ Соловьёва, А. С. Дельфы и политика Солона // Манускрипт : журнал. — 2018. — № 7(93). — С. 61—65.
- ↑ Диоген Лаэртий, и далее.; Мартин Р. Семь мудрецов / ред. Зейл Д.. — Парк и Вормелл, 1997. — С. 387—388. — 487 с.
- ↑ Солон. Библиотека всемирной литературы . Литературное наследие. Свидетельницей будет пред судом времён.... Дата обращения: 20 июня 2024.
- ↑ Боннар, А. Греческая цивилизация. Глава VI. Солон и приближение демократии . Античная литература. Дата обращения: 28 июня 2024.
- ↑ Суриков И. Е. Некоторые проблемы поэзии Солона // Проблемы истории, филологии, культуры : журнал. — 2015. — С. 6—7.
Ссылки[править]
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Поэты по алфавиту
- Поэты Древних Афин
- Поэты VII века до н. э.
- Поэты VI века до н. э.
- Знание.Вики:Хорошие статьи о поэтах и писателях
- Знание.Вики:Хорошие статьи по истории
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Родившиеся в 630-е годы до н. э.
- Предфилософская традиция
- Древнегреческие поэты
- Античные законодатели
- Архонты Афин
- Умершие в 559 году до н. э.