Тунеядство
Тунеядство — праздная, бездельная жизнь за чужой счёт. В СССР тунеядство рассматривалось как состав преступления.
История
Тунеядство в СССР
К 1950-м годам с точки зрения закона тунеядцами считали тех, кто попрошайничал, бродяжничал, и не мог трудиться в связи с состоянием здоровья[1].
В Советском Союзе люди, которые уклонялись от общественно-полезного труда, не пользовались особым уважением — считалось, что они ведут паразитический образ жизни. Тех, кто не хотел работать и жил на нетрудовые доходы четыре месяца подряд, называли людьми без определённого рода занятий (БОРЗ). От аббревиатуры БОРЗ произошло и слово «борзой» — то есть тот, кто не хочет работать. В 1961 году вышел указ о борьбе с лицами, которые уклонялись от общественно-полезного труда[1]. Исключение составляли женщины, которые занимались воспитанием маленьких детей. Тунеядцами могли считаться те, кто зарабатывал на своей собственности: земельных участках, автомобилях или жилой площади. О тунеядцах говорили: «Колхоз пашет, а он руками машет»[2].
Историки считают, что появление статьи за тунеядство было вызвано необходимостью бороться с усилением частнопредпринимательской инициативы[3]. Обнаруженных тунеядцев вначале пытались перевоспитать, устраивались товарищеские суды, их брали на поруки. Если ничего не помогало — за дело брались правоохранители[4].
Если вину человека доказывали в судебном порядке, у него могли конфисковать имущество, которое он приобрёл на деньги, полученные не от нормальной работы. Такого человека выселяли на 2-5 лет в специальные местности. За несколько лет было обнаружено около 500 тысяч людей, которые вели антиобщественный образ жизни, и 37 тысяч человек выселили. В середине 1960-х годов борьба с тунеядством поутихла, и активно возобновилась вновь в начале 1980-х годов. Если человек посещал в рабочее время магазин, парикмахерскую или кинотеатр, ему мог встретиться милиционер и задать вопрос о том, почему он находится не на рабочем месте. У таких граждан проверялись документы, составлялись списки нарушителей, а потом эти списки передавали руководству предприятий, которое должно было объяснить, почему работник в это время не работает. Проведение таких облав прекратилось, когда умер Юрий Андропов[1].
В журнале «Социалистическая законность» затрагивалась тема тунеядства. В нём публиковались статьи о молодой женщине, у которой был ребёнок, и которая устраивала распитие спиртных напитков в своей квартире, также была статья о человеке, который зарабатывал на жизнь тем, что продавал овощи и фрукты со своего участка. Подразумевалось, что тунеядцы не схожи внешне с типичным советским человеком[3].
В 1991 году была легализована безработица и отменена уголовная ответственность за тунеядство[2].
Известные тунеядцы
Среди тех, кто считался тунеядцем, были достаточно известные личности в СССР. Среди них — Иосиф Бродский. В 1964 году его отправили в Архангельскую область на пять лет и приговорили к принудительной работе. Там Бродский провел полтора года, срок помогли сократить его коллеги-писатели. Актёр Николай Годовиков также привлекался по статье «Тунеядство» — после съёмок в фильме «Белое солнце пустыни» актёр нигде не снимался и не работал, и был осужден на год. Виктор Цой, чтобы избежать подобной участи, устроился работать в котельную — удобный график работы там позволял Цою выступать и заниматься творчеством[1]. Тунеядцем называли и публициста Андрея Альмарика, которого отправили на два с половиной года на исправительные работы в Сибирь[4].