Творчество Виктора Цоя в основном затрагивает такие темы, как уличная жизнь Ленинграда, любовь и времяпровождение с друзьями. В 1982 году Виктор Цой познакомился со своей будущей женой Марьяной (Марианной) и женился на ней через три года, в 1985 году. В том же году, 26 августа, у них родился сын Александр.
В 1980-х годах Цой выпустил восемь студийных альбомов с группой «Кино» и снялся в нескольких кинофильмах. За свою карьеру Цой с группой выпустил несколько альбомов с социальной подоплёкой, что ещё больше увеличило его популярность.
Первые альбомы Виктора Цоя и группы «Кино» распространялись посредством «самиздата» в рамках так называемой «магнитофонной культуры». В дальнейшем группа сотрудничала с музыкальным продюсером Юрием Айзеншписом, последние альбомы были записаны в профессиональной студии, а группа в конце 1980-х выступала на стадионах.
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе возле Тукумсе, недалеко от Риги.
Культурное влияние Виктора Цоя и его творчества в русскоязычной среде остаётся большим. По сей день существуют многочисленные граффити, посвященные Цою, организуются мемориальные концерты. На одной из центральных улиц Москвы, на Старом Арбате, есть большая мемориальная «Стена Цоя», к которой приходят его поклонники, поют его песни и оставляют граффити.
Биография
Виктор Цой родился в Ленинграде в семье учительницы физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Он был их единственным ребёнком. С 1974 по 1977 год посещал занятия в средней художественной школе, где создал группу «Дворец № 6» под руководством Максима Пашкова. После исключения из художественной школы за неуспеваемость поступил в СГПТУ-61 на обучение резьбе по дереву. Помимо родного русского, Цой очень хорошо говорил по-английски, несмотря на то, что в школе изучал немецкий. У него был сводный брат со стороны отца. В 1982 году он познакомился со своей будущей женой Марьяной, через три года они поженились. 26 августа 1985 года у них родился сын Саша.
Творчество
Юрий Каспарян и Виктор Цой на концерте в Ленинграде, 1986 год
В возрасте 17 лет Виктор Цой начал сочинять песни. Его песни в основном касались таких тем, как ленинградская уличная жизнь, любовь и общение с друзьями, выживание в мире несвободы и ограничений. В то время рок был музыкой андеграунда, а Лениград был неформальной столицей рок-музыки.
В конце 1970-х — начале 1980-х Цой, игравший тогда на бас-гитаре во «Дворце № 6», стал общаться с Алексеем Рыбиным из самодеятельного коллектива «Пилигримы», с которым был в гостях у Майка Науменко, лидера группы «Зоопарк», и Андрей Панов. В квартире Панова проходили концерты известной советской группы «Автоматические удовлетворители».
В это время в СССР зародилось новое явление, т. н. «квартирники», когда андеграундные группы и музыканты устраивали полуофициальные концерты на квартирах. Получив некоторую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе группы «Автоматические удовлетворители» отправились в Москву на «квартирник» к журналисту Артемию Троицкому. На одном из таких концертов Цоя заметил Борис Гребенщиков, в то время уже состоявшийся и популярный рок-музыкант. Он предложил Цою искреннюю помощь не только от себя, но и от музыкального продюсера Андрея Тропилло, известного авангардного музыканта Сергея Курёхина и других.
Первый альбом
В 1981 году Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и гиперболоиды», которая уже осенью того же года была принята в Ленинградский рок-клуб. Вскоре Валинского забрали в армию, а группа, сменив название на «Кино», приступила к записи своего первого альбома. Альбом был записан под руководством Бориса Гребенщикова на студии Тропилло в молодёжном центре «Техника», в записи приняли участие все участники группы «Аквариум». Вскоре группа «Кино» впервые выступила с на фестивале рок-клуба, и во время исполнения песни «Когда-то ты был битником» Гребенщиков, Науменко и Андрей Панов выскочили на сцену с гитарами из-за кулис и присоединяюсь к концерту.
К 1982 году альбом был готов. Записанный материал длился 45 минут; поэтому пластинке дали название «45». Позже песня «Я — асфальт» была удалена из финальной версии альбома. Пластинка завоевала популярность в Советском Союзе, и начались первые концерты в Москве и Санкт-Петербурге.
Первые совместные концерты
19 февраля 1983 года состоялся совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», и музыканты выступили с тёмным гримом и в костюмах с разноцветными бутафорскими драгоценностями. Они исполнили песни «Электричка», «Троллейбус», «Алюминиевые огурцы». В основной состав также были приглашены гитарист Юрий Каспарян и барабанщик Георгий Гурьянов («Густав»). Весной, после разногласий с Цоем группу покинул Рыбин. Последовали репетиции с новым гитаристом, началась запись нового альбома «Начальник Камчатки» на студии Алексея Вишни. Демозапись этого альбома была распространена Вишней под названием «46».
Осенью 1983 года Виктор Цой на полтора месяца лёг в психиатрическую клинику, где провел полтора, избежав таким образом службы в армии. В больнице он написал песню «Транквилизатор», а весной снова участвовал в составе «Кино» на весеннем фестивале, где группа получила звание лауреата. Антивоенная песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, была признана лучшей песней фестиваля 1984 года.
Общественное влияние
Вход в котельную-музей «Камчатка», где Виктор Цой работал кочегаром с 1986 по 1988 год
С появлением Горбачева на политической арене России и его экономических и политических реформ, особенно Гласности, на российской музыкальной и киносцене и в средствах массовой информации возросла открытость в критике общества, в которой Цой и его группа «Кино» стали активно участвовать. Была записана песня «Перемен!», воспринятая публикой как открытый призыв к переменам в обществе.
1987 год стал для группы «Кино» прорывным. Выпуском своего седьмого альбома под названием «Группа крови» группа ознаменовала собой этап, который позже назовут «киноманией». Атмосфера открытости в обществе, сложившаяся к тому времени, позволила Цою выпустить этот альбом, который на тот момент считался наиболее остросоциальным. Большинство песен альбома были адресованы молодёжи Советского Союза, с чётким посылом начать изменения в стране. Звучание этого альбома и тексты песен сделали «Кино» самой популярной рок-группой в стране. Последующие пластинки, сборник «Последний герой» и альбом «Звезда по имени Солнце», продолжившие линию «Группы крови», ещё более подняли популярность группы.
Пик славы группы пришелся на 1990 год на концерте в Большом Московском стадионе «Лужники», куда где присутствовали около 62 000 зрителей.
Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище Санкт-Петербурга
15 августа 1990 года в 12:28 Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Тукумсе, недалеко от Риги. Он поехал на рыбалку, на которую хотел взять сына Сашу, но в последний момент передумал. По официальной версии, Цой заснул за рулем], после чего его тёмно-синий «Москвич 2141»[7] вылетел с трассы и врезался в столб на мосту через реку Тейтоп. Затем машину вынесло на встречную полосу и она столкнулась с автобусом «Икарус-250»[8][9]. Автомобиль Цоя был разрушен до такой степени, что одну из шин так и не нашли.
Виктор Цой был похоронен 19 августа на Богословском кладбище в Ленинграде[10].
После смерти
После смерти Цоя сохранились некоторые записи его пения под акустическую гитару. Песня «Красно-жёлтые дни» была полностью закончена, другие ждали своего завершения в студии во Франции. Каспарян и Тихомиров взялись за доработку альбома, который получил неофициальное название «Чёрный альбом» из-за полностью чёрного цвета обложки. Музыканты группы «Кино» через несколько лет встретились совместно с Вячеславом Бутусовым в 2001 году записали альбом «Звёздный падл».
Культурное наследие
Влияние Виктора Цоя в России сохраняется и по-прежнему велико. По сей день организуются концерты его памяти записываются и издаются трибьюты. На одной из центральных улиц Москвы, Старом Арбате, есть большая мемориальная стена граффити, «Стена Цоя», к которой приходят его поклонники, чтобы почтить его память и спеть его песни. В компьютерной игре «Grand Theft Auto 4» в одной из сцен на виртуальной радиостанции «Владивосток FM» звучит песня «Группа Крови».
14 августа 2020 года «Почтой Донбасса» был выпущен почтовый блок ДНР «Цой жив», из двух марок «Звезда по имени Солнце» и «Виктор Цой», посвящённый Цою и группе «Кино»[13].
Дискография
С группой «Кино»
1982 — «45»
1983 — «46»
1984 — «Начальник Камчатки»
1985 — «Это не любовь»
1986 — «Ночь»
1988 — «Группа крови»
1989 — «Последний герой»
1989 — «Звезда по имени Солнце»
1990 — «Чёрный альбом»
Фильмография
В конце 1980-х Виктор Цой снялся в нескольких фильмах. В 1988 году по результатам опроса журнала «Советский экран» Цой был назван актёром года, после успеха фильма Рашида Нугманова «Игла»[14].
Ниже приводится список художественных и документальных фильмов, в которых он снялся:
«Йа-Ха» (1986), документальный фильм Рашида Нугманова
«Конец каникул» (1986), режиссёр Сергей Лысенко
«Рок» (1987), документальный фильм Алексея Учителя
«Асса» (1988), реж. Сергей Соловьев
«Игла» (1988), реж. Рашид Нугманов
«Последний герой» (1992), режиссёр Алексей Учитель.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!