Белое солнце пустыни

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Белое солнце пустыни
Белое солнце пустыни
Жанр историко-революционный приключенческий фильм-сказ, миддл-истерн
Режиссёр Владимир Мотыль
Автор
сценария
Валентин Ежов
Рустам Ибрагимбеков
Марк Захаров
В главных
ролях
Анатолий Кузнецов
Павел Луспекаев
Николай Годовиков
Спартак Мишулин
Кахи Кавсадзе
Оператор Эдуард Розовский
Композитор Исаак Шварц
Художник-постановщик Валерий Кострин
Белла Маневич
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 85 мин (кино), 81 мин (DVD)
Страна Флаг СССР
Год 1969

«Бе́лое со́лнце пусты́ни» — художественный приключенческий фильм, снятый в 1969 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Владимиром Мотылём. В основе фильма история спасения красноармейцем Фёдором Суховым гарема басмача Абдуллы. Действие фильма происходит в 1920-х годах на побережье Каспийского моря[1]. В прокат фильм вышел в 1970 году, за год его посмотрели 34,5 миллиона зрителей[2].

История создания

Изначально сценарий для картины «Белое солнце пустыни» создавали Фридрих Горенштейн и Андрей Кончаловский, при этом назывался будущий фильм «Басмачи». Вариант сценария, предложенный авторами, не удовлетворил специалистов Госкино. Создали новую авторскую группу, которой посоветовали взять за основу сценария реальную историю о жизни басмача, бросившего во время Гражданской войны в пустыне личный гарем. Андрей Кончаловский, получивший приглашение участвовать в другом проекте, не смог сотрудничать с творческой группой фильма, поэтому перед сценаристами встал вопрос о поиске нового режиссёра. Одним из кандидатов на должность режиссёра являлся Андрей Тарковский, но сценаристы, которые хотели создать «лёгкий фильм», остановили свой выбор на Владимире Мотыле, снявшем к тому времени фильм «Женя, Женечка и Катюша», имевший в прокате большой успех. В 1967 году закончили сценарий фильма с названием «Пустыня». Однако работа неначиналась, так как Госкино посчитало, что у создателей фильма должны быть партнёры — азиатская кинокомпания. К новому варианту сценария творческая авторская группа приступила под руководством Марка Захарова. В ходе работы особое внимание уделялось не местному восточному колориту, а героическим образам главных героев. Кроме этого, картина получила новое название, предложенное председателем Госкино Владимиром Баскаковым. В 1968 году обновлённый сценарий с названием «Белое солнце пустыни» допустили к съёмкам[3].

Письма, которые Сухов пишет своей жене Катерине Матвеевне, придумал Марк Захаров, говоривший, что когда он их писал, то думал о Галине Лучай, сыгравшей героиню, и представлял, как она читает все любезности, написанные ей мужем, которого она не видела много лет. В первых вариантах сценария несуществовало любовной линии, она появилась, когда к работе над фильмом приступил Владимир Мотыль, для которого образ Катерины Матвеевны, жены Сухова, являлся значимым. Мотыль вспоминал[4]:

«Мне не интересно было снимать чисто детективную картину, этот жанр меня не привлекал. Сценарий, конечно, был хорош. Но нужно было найти изюминку, которой и являлась любовь бывалого красноармейца Сухова к простой русской бабе. Я видел Катерину Матвеевну женщиной кустодиевского типа. Она должна была быть именно «в теле», этакая мечта солдата, изголодавшегося по плоти... Когда в моём воображении появилась Катерина Матвеевна, Сухов перестал быть плакатным солдатом революции, насаждающим новую власть. И объяснение его поведению появилось. А то что же это: солдат, мужчина, постоянно находится при гареме, его представительницы вешаются ему на шею, а он на них ноль внимания! В чём причина такой аномалии? А тут он мечтает о своей зазнобушке, мысленно разговаривает с ней».

После окончания съёмок фильм мог оказаться на полке и не попасть в прокат, так как директор киностудии «Мосфильм» Владимир Сурин, которому картина не понравилась, отказался подписывать акт о приёмке фильма. Положение спас Леонид Брежнев, любивший вестерны и приключенческие фильмы. «Белое солнце пустыни» привело генерального секретаря в восторг, после этого не подписать акт о допуске фильма к прокату было нельзя. Премьера состоялась в декабре 1969 года в Ленинграде и в январе 1970 года в Москве. За 1970 год фильм по сборам от проката занял второе место. Неофициально картину стали называть «культовой», многие фразы стали афоризмами. О прокате за рубежом Владимир Мотыль с иронией рассказывал[5]:

«Картину купили в 130 странах. Не повезло фильму, пожалуй, только в Марокко. Как мне объяснил работник советского посольства, у марокканского короля Хасана II было две жены. И ему стало обидно, что у простого русского солдата их девять. Почему он посчитал, что эти женщины принадлежат моему герою? Ведь это жёны Абдуллы. Я так и не понял, шутка это была или нет. Как бы там ни было, но фильм в этой стране не показывали».

Авторами некоторых фраз, которые впоследствии стали употреблять в своей речи зрители фильма, были не сценаристы, а занятые в съёмках фильма актёры. Фраза «Я мзду не беру, мне за державу обидно» — это импровизация Павла Луспекаева, воплотившего на экране образ таможенника Верещагина. Дагестанец Али, сыгравший бандита в красной рубахе, придумал фразу: «Абдулла! Таможня даёт добро», фраза очень понравилась режиссёру фильма и он похвалил Али за творческий подход. Также эта фраза вызвала положительный отклик у Леонида Брежнева[6].

Места съёмок

Фильм снимался на киностудии «Ленфильм», на берегах Каспийского моря, в Дагестане и Туркменистане. Эпизод, когда товарищу Сухову снится сон о том, что у него есть собственный гарем, был снят в Ленинградской области в деревне Мистолово. Выбор обоснован тем, что в этой деревне у композитора Исаака Шварца, написавшего музыку к картине, располагалась дача, куда приезжал Владимир Мотыль. В одной из таких поездок Мотыль решил начать съёмки именно в этом месте. Первыми сняли кадры фильма, на которых Сухов, окружённый жёнами, одетыми в русские сарафаны, со смаком пьёт чай. В Мистолово снимались все кадры, на которых появляется жена Сухова — Катерина Матвеевна. Эпизоды, действие которых происходят в пустыне, снимались в Дагестане и Туркмении. Изначально кадры спасения Суховым Саида, которого бандиты закопали в песок, снимались в Сарыкуме. Здесь съёмочной группе пришлось справляться со сложной проблемой: актёра, игравшего Саида, — Спартака Мишулина, во время съёмок засасывало в песок. Для исправления ситуации использовали ящик с установленной на дно табуреткой, поверх ящика положили фанеру, где прорезали отверстие для головы. В перерывах между дублями Спартаку Мишулину приходилось оставаться в ящике, покинуть который он не мог. От солнца актёра защищали зонтом, но от встречи с животными защитить не всегда удавалось. Как вспоминал Мишулин, во время одного из перерывов у его головы проползла змея, в следующий раз на него чуть не наступил верблюд. Ещё одни съёмки действия в пустыне снимались в Туркмении в пустыне Каракумы. Владимир Мотыль в течение нескольких недель выбирал место для съёмок, облетая пустыню на вертолёте. Наконец его выбор остановился на развалинах древнего города Мерва, расположенного рядом с городом Байрамали. Колючие кусты и сухую траву, растущие в этих местах, пропололи с помощью солдат, создав островок песка, на котором ничего не растёт. В фильм попали кадры с крепостями Большая Кыз-Гала и Абдуллахан-Кала, а также мавзолейный комплекс Гыз-Биби. Пулемёт Сухов устанавливает на стене мавзолея султана Санджара[7].

Море, дом Верещагина, нефтяные баки снимались в западной части Каспийского моря недалеко от Махачкалы в Дагестане, хотя по сценарию события происходят на восточном побережье Каспия. Дом, в котором жил Верещагин, не настоящий — декорация представляла собой покрашенный каркас, который постоянно разваливался от сильного ветра. Как вспоминал Анатолий Кузнецов, исполнитель роли Сухова, местные воры часто пытались украсть реквизит, так однажды украли часы Сухова. Владимир Мотыль встретился с местным криминальным авторитетом, которому предложил эпизодическую роль взамен украденных вещей. Всё украденное было возвращено, а в фильме появился бандит, одетый в красную рубаху. Для взрыва и затопления таможенного баркаса «Тверь» изготовили уменьшенную модель[8].

Подбор актёрского состава

На роль главного героя фильма — товарища Сухова — пробовались многие актёры. В финале перед режиссёром стоял выбор между двумя равнозначными актёрами — Георгием Юматовым и Анатолием Кузнецовым. На пробах герои Кузнецова и Юматова не похожи друг на друга: Юматов напоминал американского супермена, при этом оставался обаятельным, настоящим солдатом, герой же Кузнецова похож на доброго русского сказочного героя. Художественный совет утвердил Юматова, но случилась неприятность, которая всё изменила. На поминках близкого друга за день до съёмок Георгий Юматов вступился за кого-то, началась драка, в ходе которой на лице актёра появились синяки и кровоподтёки. Снимать в таком виде главного героя не предоставлялось возможным, ждать, пока пройдёт опухоль и синяки, тоже нельзя: за каждый день простоя на Экспериментальной студии Григория Чухрая, в которой работал Владимир Мотыль, грозил огромный штраф. Мотыль позвонил Анатолию Кузнецову и обратился к нему, как с старому другу с просьбой не держать обиду ни на худсовет, ни на съёмочную группу и принять участие в съёмках фильма. Анатолий Борисович принял приглашение[9].

Долгие поиски шли и актёра на роль таможенника Верещагина, исполнителем которой Владимир Мотыль видел Павла Луспекаева. У Луспекаева в начале 1960 годов из-за обострившейся тяжёлой болезни ампутировали пальцы на ногах, и режиссёр не решался предложить ему роль. Однако все пробы других актёров проваливались, и Мотыль всё же обратился к Луспекаеву, прошедшему курс лечения. Встреча актёра и режиссёра, состоявшаяся у Павла Борисовича дома, поразила Мотыля: актёр стоял на ногах, ходил без костылей и был полон решимости принять участие в съёмках фильма, при этом отвергал все послабления: не соглашался, чтобы эпизоды на баркасе снимались не на натуре, а в съёмочном павильоне. Анатолий Кузнецов вспоминал о работе в фильме вместе с Павлом Луспекаевым[10]:

«Условия съёмок были крайне тяжёлыми, но мы видели рядом Луспекаева, и по сравнению с тем, что испытывал он, все наши трудности выглядели просто смешными. Жара в тени под плюс 50 градусов, пески – как раскалённая сковорода. До моря надо идти несколько километров по тяжёлому песку. А потом работать на качающемся корабле с палубой, уходящей из-под ног… И тем не менее Паша категорически сказал, что никаких скидок на свою инвалидность он не допустит».

Трудности имелись и в отборе исполнителя роли Петрухи: пробы проходили и актёры-трагики и звёзды комедий, например в пробах участвовал Савелий Крамаров. Но режиссёр вспомнил о Николае Годовикове, в своё время сыгравшем небольшую эпизодическую роль в одном из его фильмов. Для Годовикова роль Петрухи стала первой главной ролью в его актёрской судьбе[11].

На роль Катерины Матвеевны, жены Сухова, Мотыль отсмотрел около двадцати профессиональных актрис, а также простых крестьянок в окрестностях Ленинграда. Но помог случай: на «Ленфильме» в монтажной режиссёр увидел Галину Лучай, работавшую редактором в «Останкино», и сразу увидел в ней героиню фильма. Лучай долго не соглашалась, объясняя отказ загруженностью на работе и маленьким ребёнком, но после долгих уговоров режиссёра согласилась[12].

Исполнительниц, сыгравших жён Абдуллы, искали по всему Советскому Союзу. Представительницы Дагестана и Туркмении отказывались от съёмок, а приглашённые актрисы не могли долго выносить жару, поэтому в сценах, где лицо героинь закрыто, актрис заменяли солдаты, проходившие службу в воинской части, расположенной недалеко от места съёмок[13].

Фильм и космос

В период подготовки к полёту в космос первых экипажей появилась традиция смотреть фильм «Белое солнце пустыни». Такой интерес к картине объясняется тем, что фильм использовался в качестве наглядного пособия для обучения космонавтов основам операторского искусства — киносъёмкам, которые экипажи корабля осуществляли на орбите. Лента считается образцом операторской работы, по ней космонавты получали навыки работы с камерой, учились ставить сцены и создавать план съёмки. Впервые перед стартом фильм посмотрели в 1973 году члены экипажа корабля «Союз-12» Василий Лазарев и Олег Макаров. Вернувшись на Землю, космонавты шутили, что полёт получился удачным, так как с ними постоянно находился третий член экипажа — товарищ Сухов, помогавший им в трудных ситуациях. С тех пор просмотр фильма за сутки до старта стал своеобразным ритуалом: космонавты собираются перед экраном вместе с друзьями и семьями. В том случае, если в экипаже есть иностранные космонавты, то на показе используются субтитры[14].

Михаил Тюрин, лётчик-космонавт, герой России вспоминал, как, будучи членом международного экипажа, на мысе Канаверал, ожидая старта корабля «Дискавери», смотрел фильм с американскими лётчиками[15]:

«Они сами предложили: давайте посмотрим. Я потом у них спрашивал: И как вам? Они говорят: Отличный боевик! То есть они восприняли его как вестерн. Они не поняли главного: этот фильм – не боевик, он просто про хороших мужиков. Это им почему-то недоступно. А нам понятно! И поэтому мы смотрим это кино – про настоящих, русских, сильных духом, жизнерадостных людей. И нам оно не надоедает. Там ведь ценность не в сюжете, а в характерах».

Сюжет

События фильма разворачиваются в начале двадцатых годов XX века на побережье Каспийского моря. Несмотря на то что закончилась Гражданская война, в Средней Азии басмачи создают банды, которые ведут войну с Красной армией. Через пустыню к любимой жене после лечения в госпитале идёт красноармеец Фёдор Сухов. Но спокойно преодолеть свой путь Сухов не может: судьба вносит коррективы. Вначале в пустыне он встречает закопанного по горло в песке Саида, который рассказывает, что на верную гибель его оставил бандит Джавдет. Сухов спасает азиата, который теперь чувствует себя должником спасителя. Продолжая путь, Сухов встречается с отрядом под командованием красного командира Рахимова, преследующего Чёрного Абдуллу и его головорезов. Рахимов не может преследовать бандитов, так как задержался из-за найденного в крепости гарема Абдуллы, женщинам угрожает опасность. По мусульманским традициям, они должны быть убиты, если муж не может забрать их с собой. Бандит уже убил двух жён, смерть преследует и остальных, поэтому Рахимов уговаривает Сухова остаться в поселении и обеспечить охрану гарему. В помощь Фёдору командир оставляет красноармейца Петруху. Сухов, зная Абдуллу как славного отважного воина и заслуживающего уважения, несмотря на то что он враг, не хочет один противостоять банде, но как истинный русский человек и солдат он не может допустить, чтобы беззащитные женщины пострадали. Фёдор Сухов в сопровождении Петрухи и гарема отправляется в приморский посёлок Педжент. Сюда же, надеясь через море попасть за границу, через некоторое время прибывает Абдулла с бандой[16].

Прибыв в посёлок, Сухов ищет поддержки у начальника таможни Павла Артемьевича Верещагина, который вначале соглашается помочь красноармейцам, но после мольбы жены Настасьи отступает от обещания. Сухов готовится отразить атаку бандитов, ремонтирует пулемёт, минирует баркас, на котором банда может уйти по морю, надеясь, что головорезы с главарём, заведя судно, погибнут при взрыве. Красноармейцу удаётся взять в плен Абдуллу, но тот сбегает, при этом убив самую юную жену — четырнадцатилетнюю Гульчатай, и красноармейца Петруху. С помощью служителя местного музея Лебедева Сухов по подземному ходу выводит гарем из крепости и прячет женщин в нефтяном резервуаре на берегу моря. Абдулла намерен во что бы то ни стало получить свой гарем или уничтожить его: бандиты обливают нефтью резервуар, желая его поджечь. Неожиданно на помощь Сухову приходит Саид, отвлекающий бандитов на себя и убивая их по одному. Сухов, воспользовавшись заминкой, выбирается из нефтяного бака и открывает огонь по врагам. В это время Верещагин узнаёт о гибели Петрухи, ставшего для таможенника воплощением сына, и решает отомстить Абдулле. Обхитрив жену и закрыв её в доме, он бежит на берег, где захватывает баркас и направляет его к берегу. Увидя это, Сухов хочет предотвратить беду, ведь судно заминировано. Он кричит Верещагину о динамите, но тот, увлечённый боем с врагами, не слышит предостережения и погибает при взрыве. Сухову удаётся обойти Абдуллу с тыла. Басмач забрался на резервуар с целю убить жён, Сухов получил возможность застрелить бандита, но как русский солдат со свои кодексом чести он не может стрелять в спину. Окликнув Абдуллу, Сухов стреляет в него. Банда уничтожена. Гарем остаётся под защитой Рахимова, Сухов продолжает путь на родину, где его ждёт любимая Катерина Матвеевна[17].

Съёмочная группа

Действующие лица и исполнители

Память

В 1977 году кратерам на планете Венера дали названия по именам жён из гарема Абдуллы — Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия и Гюльчатай. Также на Венере есть кратер Катя, получивший имя в честь Катерины Матвеевны, любимой жены Сухова[21].

В порту Владивостока в 2000 году для службы у берегов Курильских островов и Сахалина на воду спустили судно «Павел Верещагин». В церемонии поднятия флага на корабле и спуске его принимала участие дочь Павла Луспекаева, воплотившего образ таможенника Павла Верещагина. В феврале 2014 года в честь таможенников Российской Федерации в штаб-квартире Федеральной таможенной службы открыли памятник. Служащий таможни воплощён в образе Верещагина, стоящего на баркасе с оружием в руках. На постаменте выбита фраза, произнесённая в фильме Верещагиным: «Я мзду не беру, мне за Державу обидно!»[22].

25 октября 2019 года памятник Павлу Верещагину и Петрухе, героям фильма «Белое солнце пустыни», установили в городе Южно-Сахалинске в сквере Таможенников. Автором скульптурной композиции стал скульптор из города Жуковского Московской области Александр Устенко. Двухметровый Верещагин в одной руке держит наган, вторую положил на плечо красноармейцу, одетому в гимнастёрку и будёновку. Петруха опирается на винтовку Мосина со штыком[23].

Примечания

  1. Белое солнце пустыни. Лингвострановедческий словарь. Россия. Дата обращения: 23 августа 2024.
  2. лет 50 лет «Белому солнцу пустыни». Ленфильм (30 марта 2020). Дата обращения: 23 августа 2024.
  3. Белое солнце пустыни. Культура.РФ. Дата обращения: 23 августа 2024.
  4. Единственная роль Галины Лучай: Как сложилась судьба Катерины Матвеевны из «Белого солнца пустыни». Культурология.РФ. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  5. Белое солнце пустыни: между вестерном и истерном. Музей кино. Дата обращения: 23 августа 2024.
  6. Алиев Д. Белое солнце пустыни – это Сарыкум. Дагестанская правда (28 марта 2024). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  7. Где снимали «Белое солнце пустыни». МТС Travel (16 апреля 2024). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  8. Стародубец А. Анатолий Кузнецов: «Белое солнце» меня согрело и обожгло. Труд (30 декабря 2005). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  9. Мотыль В. Я. Владимир Мотыль: «Кинематограф обречен создавать быстро умирающие фильмы». Кинопоиск (1 апреля 2017). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  10. Белое солнце пустыни. Журнал «Женщина Дагестана». Дата обращения: 11 сентября 2024.
  11. Шибанов Б. Крамаров, Юматов и другие: кого не взяли в «Белое солнце пустыни». Газета.RU (30 марта 2020). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  12. Галина Лучай. Некролог. РУ. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  13. Евстратов Д. «Белое солнце пустыни». Как создавался культовый советский истерн. Time Out (30 марта 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  14. «Белое солнце пустыни»: земной талисман космических героев. ФГБУК Музей-заповедник Ю. А. Гагарина (6 января 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  15. Космонавт рассказал, как американцы воспринимают «Белое солнце пустыни». Аргументы и факты. Федеральный АиФ (11 апреля 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  16. Кузнецова М. Белое солнце пустыни. Русское кино. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  17. Белое солнце пустыни. Кинориум. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  18. Белое солнце пустыни. Кино-театр.РУ. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  19. Белое солнце пустыни. Роли и исполнители. ИВИ. Дата обращения: 23 августа 2024.
  20. Проклятье «Белого солнца пустыни»: как сложилась жизнь актеров культового советского фильма. Пятый канал. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  21. 10 интересных фактов о фильме «Белое солнце пустыни». Дом Кино (29 ноября 2017). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  22. Легендарному фильму «Белое солнце пустыни» исполнилось 50 лет. Ассоциация журналистов и СМИ зарубежья (31 марта 2020). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  23. Памятник героям фильма «Белое солнце пустыни». Острова культуры. Дата обращения: 11 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!