Музей

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Файл:Europe 2022 MRD Alte Nationalgalerie.tiff Музе́й (от др.-греч. μουσεῖον — дом муз) — институция, занимающаяся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Изначально понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. С 60-х годов XX века началась педагогическая деятельность музеев, включающая специальные проекты для детей, подростков и взрослых[1].

Развитие компьютерных технологий и Интернета позволило перевести большинство музейных картотек в онлайн-формат, а также способствовало появлению формата виртуальных музеев, на базе физических учреждений, либо связанных с определённой направленностью цифровых аналогов.

С 1946 года начала работать международная организация ICOM (англ. International Council of Museums), созданная для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно сотрудничает с ЮНЕСКО и другими международными организациями[2].

Понятие музея

Терминология

Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное значение[3]

Для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания в практической деятельности используется главным образом понятие «музейный предмет». Этот термин ввел в отечественный научный оборот Н. М. Дружинин в начале 1930-х годов[4].

Определения музея

Научные подходы

С определением музея тесно связано понятие «музеальный»/«музеальность» (или музеальное пространство), так критическим и теоретическим изучением музеального пространства занимается музеология, практической стороной дела — музеография. Музеология или музееведение реализуют системный подход: в рамках этих научных дисциплин исследуют и обсуждают весь современный спектр проблем, связанных с сохранением и актуализацией всех форм культурного и природного, движимого и недвижимого, материального и нематериального наследия[5].

К решению вопросов музеологии[6] выявлено несколько подходов: марксистский подход к музеологии трактует музей как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохране­ния культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов[7].

Автор идеалистического подхода к истории и музеологии, доктор исторических наук Герасимов Г. И. рассматривает музей как результат деятельности человеческого сознания. Суть музеев разных стран и эпох составляют идеи, которые лежат в основе их создания[8][9].

Новая формулировка

К на­стоя­ще­му вре­ме­ни сло­жил­ся ряд оп­ре­де­ле­ний по­ня­тия музея: боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей рас­смат­ри­ва­ют музей, как со­ци­аль­ный ин­сти­тут, по­сколь­ку он вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лён­ные со­ци­аль­ные функ­ции. В Ус­та­ве Ме­ж­ду­народного со­ве­та му­зе­ев определение звучит так[10]:

по­сто­ян­ное не­ком­мер­че­ское уч­ре­ж­де­ние, при­зван­ное слу­жить об­ще­ст­ву и спо­соб­ст­во­вать его раз­ви­тию, дос­туп­ное ши­ро­кой пуб­ли­ке, за­ни­маю­щее­ся при­об­ре­те­ни­ем, хра­не­ни­ем, ис­сле­до­ва­ни­ем, по­пу­ля­ри­за­ци­ей и экс­по­ни­ро­ва­ни­ем ма­те­ри­аль­ных сви­де­тельств о че­ло­ве­ке и сре­де его оби­та­ния…

Теоретическая база определения собрана в брошюре организации ICOM, где раскрывается более широкий контекст музейного мира, который связан с понятием «наследие» (heritage).

Музейный мир с годами претерпел значительные изменения, как в плане своей функции и материального воплощения, так и в плане основных элементов, на которых он основывает свою деятельность. Основная суть работы музея — работа с предметами, составляющими их коллекции. Человеческий фактор, связь между сотрудниками и профессионалами, работающими в музее, этика взаимодействия с для публикой, на которую ориентирован музей — важные компоненты для понимания того, как функционируют музеи в настоящее время[10].

22 июля 2019 года на Генеральной ассамблее ИКОМ в Киото должно было пройти голосование по выставлению нового определение понятия «музей». Тем не менее, 12 августа национальные отделения 24 стран, в число которых вошли Германия, Испания, Италия, Канада, Россия и Франция, а также 5 международных комитетов ИКОМ потребовали отложить голосование по пересмотренному определению музея, чтобы выдвинуть «альтернативное предложение»[11].

После открытого голосования членов Международного совета музеев (ICOM — ИКОМ) в Праге 24 августа 2022 года, при участии представителей более 500 музеев со всего мира (российская делегация принимала участие онлайн) — 92 % из них проголосовали за новые признаки, описывающие музей, среди которых впервые появились слова «инклюзивность», «доступность», «устойчивость» и «этика»[12].

История создания музеев

Греция, Афины, Музей (ныне Афинская академия наук), ~1887 — 1890

Античный период

Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н. э. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека.

В качестве наглядных пособий для обучения позднее были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, а его сотрудники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. В I веке до н. э. в библиотеке Мусейона хранилось более 75 000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году нашей эры. В Древней Греции храмы богов и муз традиционно содержали статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам и музам. Позже, в Древнем Риме, картины и скульптуры в дополнение к ним размещались в городских садах, римских банях и театрах. Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени часто демонстрировались произведения искусства, захваченные во время войн.

Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея[13].Файл:KITLV A344 - Achterhal van het Museum van het Koninklijk Bataviaasch Genootschap voor Kunsten en Wetenschappen te Batavia, KITLV 13815.tiff

Азия

С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция — Сёсоин — со временем сложилась в храме в Нара.

Средние века

В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом сокращались или пополнялись запасники и хранилища. Например, количество сокровищ Реймсского собора напрямую зависело от военных успехов французов.

Altes Museum, Berlin 1900

Галереи и кабинеты

В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию во Флоренции Сада скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства, которые стали называть кабинетами (от фр. cabinet - соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства, затем уже стали кабинетом называть полностью комнаты. Изначально к концу XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей — Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII — началу XVIII века приняли общественный характер.

Студиоло

Budapest, Landwirtschaftliches Museum-Brück & Sohn Kunstverlag, 1904

Созерцательная жизнь, практиковавшаяся на виллах римских интеллектуалов, служила образцом для подражания: в резиденциях итальянских аристократов и менее именитых граждан были специальные комнаты, посвященные гуманитарным наукам, где хозяева посвящали свободное время чтению античных авторов и философскому созерцанию. Комнаты «студиоло» (studiolo) первоначально были аскетичными, оборудованными библиотеками, но к XV веку стремительное развитие коллекционирования привело к серьёзному изменению их основной концепции. Коллекции были в основном художественного характера, включая ювелирные изделия, медали, рукописи, картины и скульптуры. Наряду с чтением древних авторов, большая часть свободного времени, проводимого в кабинете, теперь посвящалась оценке и обсуждению произведений искусства.

С развитием коллекционирования постепенно менялись образы этих прообразов нынешних студий и заложенные в них идеологические намерения, содержание становилось все более универсальным[14].

Антикварии

В культуре эпохи Возрождения коллекции античной пластики и помещения, в которых они выставлялись, назывались «антикварий» (antiquarium). Один из первых антиквариумов был основан на площади Пьяцца дель Капитоле в Риме, политическом и культурном центре Рима, в средние века площадь Капитолия служила городским рынком. Здесь стояли извлеченные из мавзолея Августа надгробные памятники супруге и одному из сыновей римского военачальника Германика, имеющиеся в них углубления использовались в качестве эталона меры для зерна и соли.

Первоначально собрание Капитолийского антиквария экспонировалось достаточно хаотично, без учёта окружающего ландшафта и архитектуры. Группа статуй, изображающих льва, нападающего на лошадь, была установлена на ступенях, ведущих в зал суда Капитолийского дворца. Эти скульптуры считались символом карательного правосудия, так как здесь часто выносились смертные приговоры.

Произведения античных мастеров украшали фасады дворцов, а также размещались внутри одного из них — Палаццо деи Консерватори (Дворец Консерваторов), при папе Павле III по проекту Микеланджело начались строительные работы, которые связали в единый ансамбль Капитолийские дворцы и античную скульптуру. К середине XVI века Капитолийский антикварий приобрел известность, а впоследствии перерос в Капитолийский музей, за дату его основания принят 1471 год и он считается одним из старейших в мире[14].

Illustration in History of the University of Dublin, 1819

Кунсткамеры

Самые ранние сведения об организации коллекций в виде Кунсткамер относятся к 1550 году и связаны с родом императора Габсбургов Фердинанда I Венского.

Дрезденская Кунсткамера является второй по возрасту, считается, что она была создана в 1560 году при дворе курфюрста Августа I Саксонского (1553—1586).

Первое упоминание о существовании Кунсткамеры в Мюнхене относится к 1565 году, основана Альбрехтом V Виттельсбахом (1550—1579).

Появление двух знаменитых Кунсткамер в Европе связано с австрийской ветвью рода Габсбургов: одна из них была основана Фердинандом II (1529—1595), коллекционером и правителем Тироля, который унаследовал средневековый замок Амбрас близ Инсбрука, где размещал коллекции оружия, исторических реликвий, сокровищницы и диковинок.

Другая богатая и знаменитая коллекция конца XVI — начала XVII века принадлежала императору Рудольфу II, королю Венгрии и Богемии и эрцгерцогу Австрии (1576—1612). Современники оценивали её стоимость как огромную для того времени, а Прагу, ставшую столицей империи, называли «сокровищницей Европы». Рудольф II питал страсть не только к искусству, но и ко всему таинственному и загадочному, например, астрологии и алхимии, он смог создать лучшую комнату своего времени, которую разместил на первом этаже пражского замка Градчаны.

Толкование слова «кунсткамера» (Kunstkammer), что с немецкого означает «кабинет редкостей», «музей». На момент возникновения подразумевало собрание необычных творений, искусно созданных человеком или природой. Специфическое содержимое «Кунсткамеры» не вписывалось в понятия «обычный» и «заурядный», редкость предмета могла заключаться в его красоте или уродстве, уникальной технике изготовления, чрезвычайно большом или маленьком размере, нетрадиционной форме или цвете, редких или совершенно неизвестных европейцам материалах. Природные редкости, или «натуралии» представляли собой: образцы или фрагменты флоры и фауны из далеких стран или континентов; таксидермии экзотических птиц и животных; страусиные и черепашьи яйца, зубы акул, бивни слонов и мамонтов, кости ископаемых животных, раковины, кокосовые орехи, минералы; окаменелости всех видов, образцы полудрагоценных камней и куски металла, янтарь и кораллы.

Place du Palais-Royal et Grands Magasins du Louvre

Первые современные музеи

В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.

Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем[15].

Музеи XVIII-го века:

  • Коллекция искусства Медичи — в 1739 году стала государственной собственностью;
  • Коллекция искусства Ватикана — 1769;
  • Королевская коллекция Вены — 1770;
  • Королевская коллекция Дрездена — 1770;
  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге — 1764;

Систематизация музеев

В начале ХХ века в названиях музеев отсутствовало точное унифицированное наименование, к 1920-м годам, одновременно с формированием единой государственной музейной сети, сложилась сложная систематизация, учитывавшая профили, а также статус, ведомственные подчиненности.

В музееведении до конца XX века было принято деление музеев по «типам, видам и профилям». В конце XX века музееведами было введено в научный оборот новое основание для классификации: доминантный тип хранимых музеем памятников (коллекционные и ансамблевые музеи).

В Российской Федерации разделение по группам музеев традиционно осуществляется по нескольким направлениям, различающимся по организационным, правовым и содержательным признакам, что возникло из предложенных нововведений советским музееведом, историком, старшим научным сотрудником Российского института культурологии Д. А. Равиковичем в конце 1980-х годов, а также разделение музейного мира по типу хранимого наследия на коллекционные и ансамблевые музеи (применяется в основном в научной литературе).

Принципы группировки определяются поставленной целью — научной, административно-управленческой, юридической и т. п. В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея:

  • Профильные группы музеев
  • Группы музеев по типу хранимого наследия
  • Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев)
  • Группы музеев по собственнику
  • Группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку)
  • Группы музеев по статусу

Дополнительной значимой характеристикой исторически выделились большие группы музеев, помимо вышеперечисленных.

  • Мемориальные музеи
  • Краеведческие музеи

Учреждения, не являющиеся в полном смысле слова музеями:

  • Протомузейные формы
  • Учреждения музейного типа
  • Виртуальные музеи

К традиционной группе, которая формируется по признаку принадлежности и в которую входят государственные, ведомственные и общественные музеи, в последнее десятилетие прибавились новые типы музеев: муниципальные, церковные, частные, корпоративные.

В современном музейном мире России наиболее представительной остается группа государственных музеев, которые являются собственностью государства, финансируются из его бюджета и находятся в ведении Министерства культуры РФ. В 2002 г. таких музеев в нашей стране было около 2 000[16].

Преимущественно, музеи эволюционировали в учреждения с ком­плекс­ной кол­лек­ци­ей. На ба­зе ком­плекс­ных объ­ек­тов му­зее­фи­ка­ции соз­да­ют­ся ис­то­ри­ко-куль­тур­ные, при­род­но-ис­то­ри­че­ские, ис­то­ри­ко-ху­до­жест­вен­ные, ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ные, при­род­но-ланд­шафт­ные и пр. му­зей­ные объ­е­ди­не­ния. С объ­ек­том му­зее­фи­ка­ции и спо­со­бом экс­по­ни­ро­ва­ния связаны раз­ли­чия музеев как особых уч­ре­ж­де­ний, об­ла­даю­щих специальными зданиями (дома-музеи, квартиры-музеи, усадьбы, заповедники и др. типы)[6].

Классификация музеев

По профилю

Государственный исторический музей в Москве

Исторические

  • общеисторические (широкого профиля)
  • военно-исторические
  • этнографические
  • археологические
  • истории религии
  • исторические персональные
  • исторические монографические (событийные)
  • истории отдельных предприятий и учреждений
  • прочие исторические
Будапештский музей изобразительных искусств

Художественные

  • изобразительных искусств (широкого профиля)
  • декоративно-прикладного искусства
  • народного художественного творчества, художественных промыслов
  • дворцово-декоративного и паркового искусства
  • художественные персональные
  • художественные монографические
  • прочие художественные
Музей истории белорусского кино

Искусствоведческие

  • театрального искусства
  • музыкального искусства и музыкальных инструментов
  • фото- и киноискусства
  • искусствоведческие персональные,
  • искусствоведческие монографические
  • прочие искусствоведческие;
Литературный музей имени Астафьева в Красноярске

Литературные

  • литературные (широкого профиля)
  • истории книги и книгопечатания
  • литературные персональные
  • литературные монографические
  • прочие литературные
Архитектурный музей Щусева в Москве

Архитектурные

  • архитектурные (широкого профиля),
  • музеефицированные памятники архитектуры и градостроительства
  • народного зодчества
  • архитектурные персональные
  • прочие архитектурные;
Национальный антропологический музей, София

Естественнонаучные

  • географические
  • биологические (широкого профиля)
  • зоологические
  • ботанические
  • геологические,
  • минералогические
  • палеонтологические
  • почвоведческие
  • антропологические
  • медицинские
  • прочие естественнонаучные;
Политехнический музей в Москве

Технические

  • политехнические (широкого профиля)
  • по отраслям техники
  • технические персональные
  • технические монографические (в том числе музеефицированные памятники техники)
  • прочие технические;
Музей спорта в Австралии

Отраслевые

  • сельскохозяйственные
  • педагогические,
  • здравоохранения
  • спорта
  • отраслевые персональные
  • отраслевые монографические
  • прочие отраслевые;

Комплексные

  • краеведческие
  • архитектуры и истории,
  • архитектуры и этнографии
  • историко-художественные
  • литературы и искусства
  • медицины и здравоохранения
  • прочие комплексные

По типу хранимого наследия

Коллекционные музеи

Ансамблевые музеи

  • Музеи-усадьбы
  • Дома-музеи
  • Дворцы-музеи
  • Музеи-квартиры
  • Музеи-монастыри
  • Музеи-храмы
  • Музеи-заводы
  • Музеи-корабли
  • Музеи-мастерские

Средовые музеи

  • Живые музеи

Функции современных музеев

  • научно-документационная
  • аксиологическая
  • познавательная
  • образовательно-воспитательная
  • исследовательская
  • коммуникативная
  • развивающая
  • популяризаторская
  • идеологическая
  • развлекательная

Экспонирование

Литература

Примечания

  1. Музей. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 23 марта 2023.
  2. Музееведение. Музеи исторического профиля /Под ред. К Г. Левыкииа, В. Хербста. — М.: Высш. шк., — 1988. — С.15.
  3. Косторакова Г.Е. Музееведение. Курс лекций.. РИС ЮРГУЭС (2003).
  4. Решетников Н.И. Музей и проектирование музейной деятельности : учебное пособие.. — М.: МГУКИ, 2014.
  5. Музееведение как научная дисциплина. Российская музейная энциклопедия. Дата обращения: 27 марта 2023.
  6. 6,0 6,1 Ананьев В. Г. Музеология в трудах Петера ван Менша // Санкт-Петербургский государственный университет. — 2016. — ISSN 2219-6269.
  7. Музееведение. Музеи исторического профиля /Под ред. К Г. Левыкииа, В. Хербста. — М.: Высш. шк., — 1988. — С.15.
  8. Герасимов Г. И. Музей как идеальное явление // Вопросы музеологии. — 2020. — № 11 (1). — С. 123. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112
  9. Герасимов Г. И. Идеалистический подход к истории: теория, методология, концепции. — 2022. — 342 с. — ISBN 978-5-0056-1461-2.
  10. 10,0 10,1 André Desvallées, François Mairesse. Ключевые понятия музеологии // Assistance of the ICOM International Committee for Museology : Брошюра. — 21-05-12.
  11. Гершкович Е. Что такое музей. Наука – Коммерсантъ (23 декабря 2019).
  12. Сеймур Том. Принято новое определение понятия «музей». Theartnewspaper - новости искусства (26 августа 2022).
  13. Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией: Ярхо В.Н. — М., 1995.
  14. 14,0 14,1 Возникновение музея как социокультуры. Искусствоед (2018).
  15. История создания музеев. Музеи мира (12 июля 2012).
  16. Современная типология и классификация музеев. Искусствоед.ру– сетевой ресурс об искусстве и культуре (2018). Дата обращения: 27 марта 2023.

Ссылки