Музей
Файл:Europe 2022 MRD Alte Nationalgalerie.tiff Музе́й (от др.-греч. μουσεῖον — дом муз) — институция, занимающаяся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Изначально понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. С 60-х годов XX века началась педагогическая деятельность музеев, включающая специальные проекты для детей, подростков и взрослых[1].
Развитие компьютерных технологий и Интернета позволило перевести большинство музейных картотек в онлайн-формат, а также способствовало появлению формата виртуальных музеев, на базе физических учреждений, либо связанных с определённой направленностью цифровых аналогов.
С 1946 года начала работать международная организация ICOM (англ. International Council of Museums), созданная для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно сотрудничает с ЮНЕСКО и другими международными организациями[2].
Понятие музея
Терминология
Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное значение[3]
Для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания в практической деятельности используется главным образом понятие «музейный предмет». Этот термин ввел в отечественный научный оборот Н. М. Дружинин в начале 1930-х годов[4].
Определения музея
Научные подходы
С определением музея тесно связано понятие «музеальный»/«музеальность» (или музеальное пространство), так критическим и теоретическим изучением музеального пространства занимается музеология, практической стороной дела — музеография. Музеология или музееведение реализуют системный подход: в рамках этих научных дисциплин исследуют и обсуждают весь современный спектр проблем, связанных с сохранением и актуализацией всех форм культурного и природного, движимого и недвижимого, материального и нематериального наследия[5].
К решению вопросов музеологии[6] выявлено несколько подходов: марксистский подход к музеологии трактует музей как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов[7].
Автор идеалистического подхода к истории и музеологии, доктор исторических наук Герасимов Г. И. рассматривает музей как результат деятельности человеческого сознания. Суть музеев разных стран и эпох составляют идеи, которые лежат в основе их создания[8][9].
Новая формулировка
К настоящему времени сложился ряд определений понятия музея: большинство исследователей рассматривают музей, как социальный институт, поскольку он выполняет определённые социальные функции. В Уставе Международного совета музеев определение звучит так[10]:
постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания…
Теоретическая база определения собрана в брошюре организации ICOM, где раскрывается более широкий контекст музейного мира, который связан с понятием «наследие» (heritage).
Музейный мир с годами претерпел значительные изменения, как в плане своей функции и материального воплощения, так и в плане основных элементов, на которых он основывает свою деятельность. Основная суть работы музея — работа с предметами, составляющими их коллекции. Человеческий фактор, связь между сотрудниками и профессионалами, работающими в музее, этика взаимодействия с для публикой, на которую ориентирован музей — важные компоненты для понимания того, как функционируют музеи в настоящее время[10].
22 июля 2019 года на Генеральной ассамблее ИКОМ в Киото должно было пройти голосование по выставлению нового определение понятия «музей». Тем не менее, 12 августа национальные отделения 24 стран, в число которых вошли Германия, Испания, Италия, Канада, Россия и Франция, а также 5 международных комитетов ИКОМ потребовали отложить голосование по пересмотренному определению музея, чтобы выдвинуть «альтернативное предложение»[11].
После открытого голосования членов Международного совета музеев (ICOM — ИКОМ) в Праге 24 августа 2022 года, при участии представителей более 500 музеев со всего мира (российская делегация принимала участие онлайн) — 92 % из них проголосовали за новые признаки, описывающие музей, среди которых впервые появились слова «инклюзивность», «доступность», «устойчивость» и «этика»[12].
История создания музеев
Античный период
Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н. э. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека.
В качестве наглядных пособий для обучения позднее были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, а его сотрудники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. В I веке до н. э. в библиотеке Мусейона хранилось более 75 000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году нашей эры. В Древней Греции храмы богов и муз традиционно содержали статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам и музам. Позже, в Древнем Риме, картины и скульптуры в дополнение к ним размещались в городских садах, римских банях и театрах. Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени часто демонстрировались произведения искусства, захваченные во время войн.
Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея[13].Файл:KITLV A344 - Achterhal van het Museum van het Koninklijk Bataviaasch Genootschap voor Kunsten en Wetenschappen te Batavia, KITLV 13815.tiff
Азия
С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция — Сёсоин — со временем сложилась в храме в Нара.
Средние века
В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом сокращались или пополнялись запасники и хранилища. Например, количество сокровищ Реймсского собора напрямую зависело от военных успехов французов.
Галереи и кабинеты
В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию во Флоренции Сада скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства, которые стали называть кабинетами (от фр. cabinet - соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства, затем уже стали кабинетом называть полностью комнаты. Изначально к концу XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей — Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII — началу XVIII века приняли общественный характер.
Студиоло
Созерцательная жизнь, практиковавшаяся на виллах римских интеллектуалов, служила образцом для подражания: в резиденциях итальянских аристократов и менее именитых граждан были специальные комнаты, посвященные гуманитарным наукам, где хозяева посвящали свободное время чтению античных авторов и философскому созерцанию. Комнаты «студиоло» (studiolo) первоначально были аскетичными, оборудованными библиотеками, но к XV веку стремительное развитие коллекционирования привело к серьёзному изменению их основной концепции. Коллекции были в основном художественного характера, включая ювелирные изделия, медали, рукописи, картины и скульптуры. Наряду с чтением древних авторов, большая часть свободного времени, проводимого в кабинете, теперь посвящалась оценке и обсуждению произведений искусства.
С развитием коллекционирования постепенно менялись образы этих прообразов нынешних студий и заложенные в них идеологические намерения, содержание становилось все более универсальным[14].
Антикварии
В культуре эпохи Возрождения коллекции античной пластики и помещения, в которых они выставлялись, назывались «антикварий» (antiquarium). Один из первых антиквариумов был основан на площади Пьяцца дель Капитоле в Риме, политическом и культурном центре Рима, в средние века площадь Капитолия служила городским рынком. Здесь стояли извлеченные из мавзолея Августа надгробные памятники супруге и одному из сыновей римского военачальника Германика, имеющиеся в них углубления использовались в качестве эталона меры для зерна и соли.
Первоначально собрание Капитолийского антиквария экспонировалось достаточно хаотично, без учёта окружающего ландшафта и архитектуры. Группа статуй, изображающих льва, нападающего на лошадь, была установлена на ступенях, ведущих в зал суда Капитолийского дворца. Эти скульптуры считались символом карательного правосудия, так как здесь часто выносились смертные приговоры.
Произведения античных мастеров украшали фасады дворцов, а также размещались внутри одного из них — Палаццо деи Консерватори (Дворец Консерваторов), при папе Павле III по проекту Микеланджело начались строительные работы, которые связали в единый ансамбль Капитолийские дворцы и античную скульптуру. К середине XVI века Капитолийский антикварий приобрел известность, а впоследствии перерос в Капитолийский музей, за дату его основания принят 1471 год и он считается одним из старейших в мире[14].
Кунсткамеры
Самые ранние сведения об организации коллекций в виде Кунсткамер относятся к 1550 году и связаны с родом императора Габсбургов Фердинанда I Венского.
Дрезденская Кунсткамера является второй по возрасту, считается, что она была создана в 1560 году при дворе курфюрста Августа I Саксонского (1553—1586).
Первое упоминание о существовании Кунсткамеры в Мюнхене относится к 1565 году, основана Альбрехтом V Виттельсбахом (1550—1579).
Появление двух знаменитых Кунсткамер в Европе связано с австрийской ветвью рода Габсбургов: одна из них была основана Фердинандом II (1529—1595), коллекционером и правителем Тироля, который унаследовал средневековый замок Амбрас близ Инсбрука, где размещал коллекции оружия, исторических реликвий, сокровищницы и диковинок.
Другая богатая и знаменитая коллекция конца XVI — начала XVII века принадлежала императору Рудольфу II, королю Венгрии и Богемии и эрцгерцогу Австрии (1576—1612). Современники оценивали её стоимость как огромную для того времени, а Прагу, ставшую столицей империи, называли «сокровищницей Европы». Рудольф II питал страсть не только к искусству, но и ко всему таинственному и загадочному, например, астрологии и алхимии, он смог создать лучшую комнату своего времени, которую разместил на первом этаже пражского замка Градчаны.
Толкование слова «кунсткамера» (Kunstkammer), что с немецкого означает «кабинет редкостей», «музей». На момент возникновения подразумевало собрание необычных творений, искусно созданных человеком или природой. Специфическое содержимое «Кунсткамеры» не вписывалось в понятия «обычный» и «заурядный», редкость предмета могла заключаться в его красоте или уродстве, уникальной технике изготовления, чрезвычайно большом или маленьком размере, нетрадиционной форме или цвете, редких или совершенно неизвестных европейцам материалах. Природные редкости, или «натуралии» представляли собой: образцы или фрагменты флоры и фауны из далеких стран или континентов; таксидермии экзотических птиц и животных; страусиные и черепашьи яйца, зубы акул, бивни слонов и мамонтов, кости ископаемых животных, раковины, кокосовые орехи, минералы; окаменелости всех видов, образцы полудрагоценных камней и куски металла, янтарь и кораллы.
Первые современные музеи
В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.
Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем[15].
Музеи XVIII-го века:
- Коллекция искусства Медичи — в 1739 году стала государственной собственностью;
- Коллекция искусства Ватикана — 1769;
- Королевская коллекция Вены — 1770;
- Королевская коллекция Дрездена — 1770;
- Эрмитаж в Санкт-Петербурге — 1764;
Вид на комплекс зданий Государственного Эрмитажа с Невы (справа — Зимний дворец)
Систематизация музеев
В начале ХХ века в названиях музеев отсутствовало точное унифицированное наименование, к 1920-м годам, одновременно с формированием единой государственной музейной сети, сложилась сложная систематизация, учитывавшая профили, а также статус, ведомственные подчиненности.
В музееведении до конца XX века было принято деление музеев по «типам, видам и профилям». В конце XX века музееведами было введено в научный оборот новое основание для классификации: доминантный тип хранимых музеем памятников (коллекционные и ансамблевые музеи).
В Российской Федерации разделение по группам музеев традиционно осуществляется по нескольким направлениям, различающимся по организационным, правовым и содержательным признакам, что возникло из предложенных нововведений советским музееведом, историком, старшим научным сотрудником Российского института культурологии Д. А. Равиковичем в конце 1980-х годов, а также разделение музейного мира по типу хранимого наследия на коллекционные и ансамблевые музеи (применяется в основном в научной литературе).
Принципы группировки определяются поставленной целью — научной, административно-управленческой, юридической и т. п. В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея:
- Профильные группы музеев
- Группы музеев по типу хранимого наследия
- Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев)
- Группы музеев по собственнику
- Группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку)
- Группы музеев по статусу
Дополнительной значимой характеристикой исторически выделились большие группы музеев, помимо вышеперечисленных.
- Мемориальные музеи
- Краеведческие музеи
Учреждения, не являющиеся в полном смысле слова музеями:
- Протомузейные формы
- Учреждения музейного типа
- Виртуальные музеи
К традиционной группе, которая формируется по признаку принадлежности и в которую входят государственные, ведомственные и общественные музеи, в последнее десятилетие прибавились новые типы музеев: муниципальные, церковные, частные, корпоративные.
В современном музейном мире России наиболее представительной остается группа государственных музеев, которые являются собственностью государства, финансируются из его бюджета и находятся в ведении Министерства культуры РФ. В 2002 г. таких музеев в нашей стране было около 2 000[16].
Преимущественно, музеи эволюционировали в учреждения с комплексной коллекцией. На базе комплексных объектов музеефикации создаются историко-культурные, природно-исторические, историко-художественные, историко-архитектурные, природно-ландшафтные и пр. музейные объединения. С объектом музеефикации и способом экспонирования связаны различия музеев как особых учреждений, обладающих специальными зданиями (дома-музеи, квартиры-музеи, усадьбы, заповедники и др. типы)[6].
Классификация музеев
По профилю
Исторические
- общеисторические (широкого профиля)
- военно-исторические
- этнографические
- археологические
- истории религии
- исторические персональные
- исторические монографические (событийные)
- истории отдельных предприятий и учреждений
- прочие исторические
Художественные
- изобразительных искусств (широкого профиля)
- декоративно-прикладного искусства
- народного художественного творчества, художественных промыслов
- дворцово-декоративного и паркового искусства
- художественные персональные
- художественные монографические
- прочие художественные
Искусствоведческие
- театрального искусства
- музыкального искусства и музыкальных инструментов
- фото- и киноискусства
- искусствоведческие персональные,
- искусствоведческие монографические
- прочие искусствоведческие;
Литературные
- литературные (широкого профиля)
- истории книги и книгопечатания
- литературные персональные
- литературные монографические
- прочие литературные
Архитектурные
- архитектурные (широкого профиля),
- музеефицированные памятники архитектуры и градостроительства
- народного зодчества
- архитектурные персональные
- прочие архитектурные;
Естественнонаучные
- географические
- биологические (широкого профиля)
- зоологические
- ботанические
- геологические,
- минералогические
- палеонтологические
- почвоведческие
- антропологические
- медицинские
- прочие естественнонаучные;
Технические
- политехнические (широкого профиля)
- по отраслям техники
- технические персональные
- технические монографические (в том числе музеефицированные памятники техники)
- прочие технические;
Отраслевые
- сельскохозяйственные
- педагогические,
- здравоохранения
- спорта
- отраслевые персональные
- отраслевые монографические
- прочие отраслевые;
Комплексные
- краеведческие
- архитектуры и истории,
- архитектуры и этнографии
- историко-художественные
- литературы и искусства
- медицины и здравоохранения
- прочие комплексные
По типу хранимого наследия
Коллекционные музеи
Ансамблевые музеи
- Музеи-усадьбы
- Дома-музеи
- Дворцы-музеи
- Музеи-квартиры
- Музеи-монастыри
- Музеи-храмы
- Музеи-заводы
- Музеи-корабли
- Музеи-мастерские
Средовые музеи
- Живые музеи
Функции современных музеев
- научно-документационная
- аксиологическая
- познавательная
- образовательно-воспитательная
- исследовательская
- коммуникативная
- развивающая
- популяризаторская
- идеологическая
- развлекательная
Экспонирование
Литература
- Бурганов И. А. Музей в XXI веке. Теория, опыт, практика. — М.: Музей «Дом Бурганова», 2007. — 330 с. — ISBN 599010141-4.
- Гилен П. Проекты и музеи: постфордистские технологии организации современного искусства // Постфордизм: концепции, институты, практики / под ред. М.С. Ильченко, В.С. Мартьянова. — М.: Политическая энциклопедия, 2015.
- Криворученко В. К. Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 6 — История.
- Герман Люббе. В ногу со временем. Сокращённое пребывание в настоящем = Im Zug der Zeit: Verkurzer Aufenthalt in der Gegenwart / переводчик: Алексей Григорьев. — Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2016. — 432 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0839-8.
- Майстровская М. Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. — Прогресс-Традиция, 2016. — 672 с. — ISBN 978-5-89826-447-5.
- Рыков А. В. Тёмная сторона музея. К вопросу о восприятии культурной институции в современной западной теории. Сборник статей. — Музей и музейщики. Проблемы профессионального образования. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. — С. 94—100.
- Сапанжа О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа: Материалы научной конференции. — СПб., 2007. — С. 6—17. Архивировано 7 сентября 2011 года.
- Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. — РУССКОЕ СЛОВО-РС, 2003. — 536 с. — ISBN 5-94853-099-X.
- Музей как феномен культуры. Фридландские ворота: история вне времени, история вне границ / МАУК «Музей «Фридландские ворота» ; авт.-сост. А. П. Макаревич. — Калининград : [б. и.], 2017. ISBN 978-609-8180-26-8
Примечания
- ↑ Музей . Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 23 марта 2023.
- ↑ Музееведение. Музеи исторического профиля /Под ред. К Г. Левыкииа, В. Хербста. — М.: Высш. шк., — 1988. — С.15.
- ↑ Косторакова Г.Е. Музееведение. Курс лекций. . РИС ЮРГУЭС (2003).
- ↑ Решетников Н.И. Музей и проектирование музейной деятельности : учебное пособие.. — М.: МГУКИ, 2014.
- ↑ Музееведение как научная дисциплина . Российская музейная энциклопедия. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Ананьев В. Г. Музеология в трудах Петера ван Менша // Санкт-Петербургский государственный университет. — 2016. — ISSN 2219-6269.
- ↑ Музееведение. Музеи исторического профиля /Под ред. К Г. Левыкииа, В. Хербста. — М.: Высш. шк., — 1988. — С.15.
- ↑ Герасимов Г. И. Музей как идеальное явление // Вопросы музеологии. — 2020. — № 11 (1). — С. 123. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112
- ↑ Герасимов Г. И. Идеалистический подход к истории: теория, методология, концепции. — 2022. — 342 с. — ISBN 978-5-0056-1461-2.
- ↑ 10,0 10,1 André Desvallées, François Mairesse. Ключевые понятия музеологии // Assistance of the ICOM International Committee for Museology : Брошюра. — 21-05-12.
- ↑ Гершкович Е. Что такое музей . Наука – Коммерсантъ (23 декабря 2019).
- ↑ Сеймур Том. Принято новое определение понятия «музей» . Theartnewspaper - новости искусства (26 августа 2022).
- ↑ Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией: Ярхо В.Н. — М., 1995.
- ↑ 14,0 14,1 Возникновение музея как социокультуры . Искусствоед (2018).
- ↑ История создания музеев . Музеи мира (12 июля 2012).
- ↑ Современная типология и классификация музеев . Искусствоед.ру– сетевой ресурс об искусстве и культуре (2018). Дата обращения: 27 марта 2023.
Ссылки
- Musée Royal de Mariemont
- Портал «Музеи России»
- Художественные музеи и картинные галереи России: Справочник-путеводитель
- Информация «Музеи Мира»
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |