Интернет
Интернет — это глобальная система взаимосвязанных компьютерных сетей, которая использует набор интернет-протоколов (TCP/IP) для связи между сетями и устройствами[1]. Другими словами: (Internet — inter + net — объединение сетей) — всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Эта сеть сетей состоит из частных, общедоступных, академических, деловых и правительственных сетей. Сеть связана широким спектром электронных, беспроводных и оптических технологий. На сегодняшний день Интернет предоставляет множество различных информационных ресурсов и услуг. Это такие ресурсы, как взаимосвязанные гипертекстовые документы Всемирной паутины (World Wide Web), электронная почта, телефония и обмен файлами.
Основы интернета лежат в развитии пакетов и исследованиях, которые были организованы Министерством обороны США для обеспечения разделения времени между компьютерами. Главная сеть, ARPANET — это основа для соединения региональных академических и военных сетей в 1970-х годах, чтобы обеспечить совместное использование ресурсов. Использование сети Национального научного фонда в качестве новой опорной системы, а также частное финансирование других коммерческих расширений привело к участию всего мира в разработке новых сетевых технологий и слиянию многих сетей[2]. Присоединение коммерческих сетей и предприятий в конце 1990-х годов положило начало перехода к современному Интернету и привело к устойчивому росту по мере того, как поколения корпоративных, персональных и мобильных компьютеров были подключены к сети. Несмотря на то, что Интернет широко использовался академическими кругами в 1980-х годах, коммерциализация включила его услуги и технологии во все сферы современной жизни.
Стандартные средства связи изменяются, переопределяются или даже обходят Интернет, создавая новые услуги. Это электронная почта, интернет-телевидение, онлайн-музыка и цифровые газеты. Интернет и веб-сайты потокового видео. СМИ, книги и другие печатные издания адаптируются к технологии веб-сайтов или преобразуются в блоги, сайты и онлайновые агрегаторы новостей. Многие издания перестали выходить в печатном виде и перешли полностью в онлайн. Современные формы общения через Интернет позволили и ускорили новые формы личного взаимодействия посредством обмена мгновенными сообщениями, форумов и социальных сетей. Покупки онлайн выросли в геометрической прогрессии среди крупных розничных продавцов, малых предприятий и предпринимателей благодаря возможности расширить свое физическое присутствие для обслуживания более крупного рынка или даже продавать товары и услуги полностью в Интернете.
Терминология
Слово Интернет — это англицизм[3]. Как краткая форма термина взаимосвязанные сети (взаимные сети) или разработанный на его основе технический термин межсетевая сеть. В отличие от общеанглийского технического термина, обозначающего межсетевую сеть или Интернет, слово «Интернет» стало названием собственного для крупнейшей сети этого типа, возникшей из ARPANET. В результате социальных изменений термин «Интернет» и в просторечии «Сеть» также стал употребляться в повседневном языке. В компьютерных науках «сеть» не обязательно относится к Интернету, так как существуют и другие сетевые инфраструктуры.
История
Лоуренс Робертс в 1965 году заставил два отдельных компьютера, которые находились в разных местах, «говорить» друг с другом. Впервые в истории компьютерной сети использовалась телефонная линия с модемом акустической связи, а цифровые данные передавались с помощью пакетов.
Как только была разработана первая сеть с коммутацией пакетов, Леонард Клейнрок был первым человеком, который использовал её для отправки сообщений. По его словам, он использовал компьютер Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США), чтобы отправить сообщение на компьютер Стэнфорда. После того, как на мониторе Стэнфорда появились буквы «L» и «O», система дала сбой.
После второй попытки два компьютера впервые обменялись сообщениями, между ними была установлена сеть. Именно ARPANET стал предшественником современного интернета.[4]
Развитие ARPANET
После того как ARPANET был запущен, он быстро расширилась. После этого в 1973 году к сети присоединились 30 академических, военных и научных институтов. Это объединило такие места как Гавайи, Норвегия и Великобритания. В процессе роста ARPANET требовалось ввести набор правил для обработки пакетов данных. В 1973 году компьютерщики Боб Кан и Винт Серф изобрели новый метод управления передачей, известный сейчас как TCP/IP. Этот протокол позволял компьютерам говорить на одном языке. TCP/IP ARPANET быстро превратилась в глобальную сеть сетей, или «Интернет».
Появление электронной почты
Электронная почта стала одним из побочных следствий стремительности роста ARPANET. За счет расширения сети пользователи начали понимать её потенциал как инструмент для отправки сообщений между различными компьютерами ARPANET. Разработчиком электронной почты является американский программист Рэйн Томлинсон. Его идея о том, что адресат сообщения будет указан с помощью символа. Он впервые использовал этот символ для того, чтобы различать имя отдельного пользователя и имя его компьютера (то есть пользователь@компьютер). С помощью электронных писем первые пользователи электронной почты отправляли личные сообщения и составляли список рассылок по определенным темам. Одна из первых больших рассылок была «SF-LOVERS» для любителей научной фантастики. Что изменилось с развитием электронной почты? Вместо получения доступа к дорогостоящим вычислительным ресурсам, она стала местом для неформального общения между пользователями.
Рост интернета, 1985—1995 гг
Появление DNS и широкое использование TCP/IP, а также популярность электронной почты вызвали всплеск активности в интернете. С 1986 по 1987 год сеть увеличилась с 2000 до 30 000 пользователей. В настоящее время люди используют интернет для общения, получения информации и обмена различными файлами. При подключении и использовании системы по-прежнему требовались большие знания в области вычислений, а также, до сих пор не было соглашения о том, как редактируются документы в сети.
Интернет, прежде всего, должен был стать гораздо проще в использовании. На этот вопрос был найден ответ в 1989 году, когда британец Тим Бернерс-Ли представил предложение своей компании CERN, международной лаборатории по исследованию частиц в Женеве, Швейцария. У Бернерс-Ли был разработан совершенно новый способ структурирования и связывания всей информации, доступной в компьютерной сети CERN, который делал её более быстрой и доступной. Его концепция «информационной сети» была названа всемирной паутиной. Mosaic в 1993 году открыл Интернет для новой аудитории, обычных людей, и люди начали понимать как можно быстро и легко создавать собственные веб-страницы в формате HTML. Количество веб-сайтов выросло с 130 в 1993 году до более 100 000 в начале 1996 года. К началу 1995 года, Интернет стал привычным явлением: у Netscape Navigator, самого популярного браузера того времени было более 10 миллионов пользователей по всему миру. Когда в 1990 году Бернерс-Ли завершил разработку протокола передачи гипертекста (HTТP), он также создал систему универсальных идентификаторов ресурсов: URI. На самом деле HTTP — это язык, который используется компьютерами для передачи HTML-документов через Интернет[5]. URI также известен как URL адрес сайта и дает возможность легко найти ту или иную страницу сайта. Информационные материалы, предназначенные для создания дополнительных страниц в Интернете, были размещены 6 августа 1991 года. Владельцы компьютеров подключенных к сети интернет начали создавать по всему миру свои собственные веб-сайты. Как правило, это были домашние страницы, где люди размещали свои фотографии и рассказывали о себе.
Развитие веб-браузеров
Марк Андресен в 1993 году выпустил первый браузер в мире — Mosaic[6], который позже стал назывался Netscape[7]. Mosaic был одним из первых в мире графических интернет браузеров. Это послужило увеличению интереса и росту Интернета. В 1995 году компьютерный гигант Microsoft выпустила свой браузер — Internet Explorer[8]. Microsoft включила браузер в комплектацию к Операционной системе Windows, тем самым предоставив пользователям возможность бесплатно использовать свой браузер. В 1996 году норвежская компания «Opera Software» выпустила свой браузер под названием Опера[9]. Однако в процентном соотношении доля использования данного браузера была невелика. Mozilla Foundation начала разработку браузера в 1998 году и спустя 6 лет выпустила всем известный браузер Firefox. В январе 2003 года компания Apple представляет первый бета-релиз своего браузера Safari.
И последняя компания, которая выпустила браузер — это компания Google. В сентябре 2008 года она представила свой браузер — Google Chrome[10]. И с тех пор, доля его использования растет в геометрической прогрессии[11].
Согласно представленным сведениям, лидирующую позицию на рынке десктопных браузеров продолжает удерживать Chrome, доля которого составила 67,2 %. На втором месте фигурирует Safari (9,6 %), на третьем — Edge c 9,1 процентами пользовательской аудитории. На четвертой строчке в рейтинге значится Firefox (7,9 %), на пятой — Opera с рыночной долей 2,9 %.
В мобильной сфере, затрагивающей пользователей портативных устройств, первое место также ожидаемо занимает Chrome с 63,6 % аудитории. Вторым по популярности является Safari (25,6 % рынка), третьим — Samsung Internet Browser (5,2 %). Далее следуют Opera (2 %) и UC Browser (1,7 %)[12].
Появление поисковых систем
На сегодняшний день поисковая система является одним из самых важных факторов, повлиявших на развитие и становление интернета. В то время, когда интернет только зарождался и количество информации в нем было небольшим, не было такой острой необходимости в удобном поиске по интернету. Когда потребность в поиске нужной информации по сети стала более нужной, она привела к созданию первых поисковых сайтов. Первым поисковым сайтом был Yahoo, который вышел весной 1994 года[13]. Первая версия поисковика была каталогом сайтов по разным тематикам. Но поскольку количество новых сайтов росло в геометрической прогрессии, Yahoo ввел возможность поиска по своему каталогу сайтов. Это не был тот поиск, который мы сейчас используем, потому что область поиска была исключительно по каталогу самого Yahoo. В конце 90-х такие тематические интернет каталоги были очень популярны. Кроме Yahoo их стали создавать и другие компании, одним из самых популярных стал каталог DMOZ, содержащий информацию о 5 миллионах сайтов.
Далее, в 1995 году Yahoo и некоторые другие компании (AltaVista и Lycos) разработали новый поиск[14], который искал по всему интернету, а не только по своему каталогу. Первые версии поиска были еще далеки от совершенства, чем в 1997 году воспользовались два выпускника Стендфордского университета: Лари Пейдж и Сергей Брин, создав свою поисковую систему Google, которая искала лучше, чем Yahoo. На сегодняшний день сам термин «искать что-то в интернете» — «гуглить» — связан с названием Гугла[15].
Разивитие поисковых систем в России
При упоминании о российских поисковиках, стоит упомянуть разработку компании Агама в 1996 году — поисковую систему «Апорт».
Несколько лет она оставалась лидером в России. Её использовали многие студенты российского интернета, потому что других достойных альтернатив не было. Они не были нужны. Апорт отлично справлялся с задачей. И хотя старт был неплохим и даже с хорошим потенциалом дальнейшего развития системы, она так же не могла быть столь же хорошо развиваться в будущем. Апорт менял владельцев несколько раз, продаваясь с каждым разом всё дороже.[16] Однако, по этой причине поисковая система не получила свое развитие в дальнейшем. В первую очередь её много рекламировали. А вот об обеспечении технической части поисковика не подумали. Это означает, что поисковик утратил базу своих пользователей, и за популярность боролись уже другие поисковые системы — Яндекс и Рамблер.
Апорт стал применять алгоритмы ранжирования Яндекса, отказавшись от своих собственных. На этом домене сейчас работает интернет-магазин.
Другая поисковая система Rambler, появившаяся в 1996 году[17], около 10 лет была одним из главных конкурентов Яндекса на рынке. Рамблер, как и Апорт, потерял свою популярность, но не так быстро. Популярность среди пользователей терялась постепенно. В Rambler до последнего времени был собственный поисковый движок, который был достаточно качественным. По счету он был третьим поисковиком по популярности в России, но уже после него — шел теперь огромный Google. В 2011 году доля Rambler уменьшилась и уже в 2011 году поисковик выкупила компания Yandex, и Rambler начал использовать его базу данных и поисковый движок. Google и Yandex — сегодня самые популярные поисковые системы в России. Сейчас Яндекс выкупил компанию Rambler, и теперь первая выдаёт результаты последней. Большую долю интернет рынка занимают Yahoo и Bing, поисковые системы Microsoft. С начала года в России есть еще Mail.ru, но у него нет собственной поисковой базы и он выдает результаты Google с помощью «корректировки».
Сейчас на рынке поисковиков в России есть несколько крупных игроков.
Инфраструктура
На сегодняшний день коммуникационная инфраструктура Интернета состоит из аппаратных компонентов, систем программного обеспечения для управления различными аспектами архитектуры. По сути, Интернет — это компьютерная сеть. Как и любая компьютерная сеть он состоит из маршрутизаторов, носителей (таких как кабели и радиоканалы), ретрансляторов, модемов и т. д. Однако в качестве примера межсетевого взаимодействия многие сетевые узлы не обязательно являются интернет-оборудованием сами по себе, так как Интернет-пакеты передаются другими полноценными сетевыми протоколами, при этом Интернет действует как однородный сетевой стандарт, работающий на разнородном оборудовании, а пакеты направляются к месту назначения с помощью IP-маршрутизаторов[18]. Интернет-провайдеры (ISP) обеспечивают всемирную связь между отдельными сетями на различных уровнях. Конечные пользователи, которые выходят в Интернет только тогда и только тогда когда это необходимо для выполнения каких-либо функций или получения информации представляют собой нижнюю часть иерархии маршрутизации. На вершине иерархии маршрутизации находятся сети уровня 1, крупнейшие телекоммуникационные компании и они обмениваются трафиком напрямую друг с другом по высокоскоростным оптоволоконным кабелям. Сети второго и более низкого уровня покупают интернет-трафик у других провайдеров.
Интернет-провайдер
Интернет-провайдер (ISP) — это организация, которая предоставляет услуги для доступа, использования или участия в Интернете. Интернет-провайдеры могут быть организованы в различных формах, таких как коммерческие, общественные, некоммерческие или иным образом находящиеся в частной собственности. Интернет-услуги, обычно предоставляемые интернет-провайдерами, могут включать доступ в Интернет, интернет-транзит, регистрацию доменного имени, веб-хостинг, службу Usenet и совместное размещение. Интернет-провайдер обычно служит точкой доступа или шлюзом, который предоставляет пользователю доступ ко всему, что доступно в Интернете.
Виды доступа в интернет
Интернет-провайдеры предоставляют доступ к сети через ряд технологий для подключения пользователей к своей сети. Сетевые устройства могут быть различными: от компьютерных модемов с акустическими соединителями до телефонных линий, кабельного телевидения (CATV), Wi-Fi и оптоволокна.
Стандартные варианты для пользователей и малых предприятий включают медный провод, обычно асимметричную цифровую абонентскую линию (ADSL), кабельный модем или интеграцию служб в цифровой сети (ISDN)(обычно интерфейс базовой скорости). С помощью оптоволокна для конечных пользователей называется Fiber To The Home или аналогичным названием.
Потребители с более высокими требованиями могут использовать высокоскоростную DSL (например, однопарная цифровая абонентская линия), Ethernet и городской Ethernet, гигабитный Ethernet, Frame Relay. Интерфейс первичной скорости ISDN ATM (режим асинхронной передачи) и синхронная оптическая сеть SONET.
Кроме того беспроводной доступ — это еще один вариант, который включает в себя мобильный и спутниковый доступ в Интернет.
Основные области использования
Электронный бизнес
Электронный бизнес (также известный как онлайн-бизнес или электронный бизнес) — это любой вид бизнеса или коммерческой транзакции, который включает обмен информацией через Интернет. Торговля представляет собой обмен продуктами и услугами между предприятиями, группами и отдельными лицами и может рассматриваться как один из основных видов деятельности любого бизнеса. Электронная коммерция — это использование информационных и коммуникационных технологий для обеспечения внешней деятельности и отношений бизнеса с отдельными лицами, группами и другими предприятиями. Электронный бизнес — это не только онлайн-платформы для продажи и покупки товаров и услуг, но также позволяет вести бизнес-процессы (входящая / исходящая логистика производства и операций, маркетинг и продажи), обслуживание клиентов. В цепочке создания стоимости через внутренние или же внешние сети. Изначально, термин «электронный бизнес» был придуман сотрудниками отдела маркетинга и Интернета IBM в 1996 г.[19]
Согласно исследованиям, большая часть ресурсов Интернета так или иначе связана с коммерческой деятельностью. Интернет используется как для рекламы, так и для продажи товаров и услуг, для различных маркетинговых исследований, платежей. Каждый год совокупная доля продаж в интернете постоянно растет.
СМИ
Если печатные издания выходят с определенной частотой: раз в месяц, раз в неделю, ежедневно, то онлайн издания могут публиковать материалы в любое время и более оперативно реагировать на события. Многие печатные издания полностью перешли на работу в интернете. Ежегодно количество людей, которые читают бумажную прессу неуклонно падает.
Общение
Для общения в интернете используются мессенджеры, форумы, чаты и социальные сети. Социальные сети не только позволяют общаться, но также используется как средство самовыражения. В 00-е годы самым популярным мессенджером была программа ICQ, с помощью которой можно было общаться не только на компьютере, но и на мобильных телефонах.
С ростом популярности смартфонов популярными мессенджерами стали программы Whatsapp, Viber и позже Telegram.
Литература, музыка и кино
В интернете можно найти много электронных библиотек, которые содержат множество произведений литературы, не только художественной, но и образовательной, научной. Интернет позволяет сохранять редкие книги и издания. Формат mp3 положил начало распространению музыки в интернете. Mp3 позволяет сжимать записи до небольших размеров. Высокая степень компактности MP3 по сравнению с PCM 16Bit Stereo 44.1kHz (CD Audio) и ему подобными форматами при сохранении аналогичного качества звучания достигается с помощью дополнительного квантования по установленной схеме, позволяющей минимизировать потери качества[20].
В интернете также можно скачивать фильмы через файлообменные сети и смотреть фильмы в онлайн-кинотеатрах.
Количество пользователей интернета в мире
Пользователи | 2005 | 2010 | 2017 | 2019 |
---|---|---|---|---|
Население мира | 6,5 миллиардов | 6,9 миллиарда | 7,4 миллиарда | 7,75 миллиарда |
По всему миру | 16 % | 30 % | 48 % | 53.6 % |
В развивающихся странах | 8 % | 21 % | 41.3 % | 47 % |
62,5 % мирового населения используют интернет — число пользователей за 2021 год увеличилось на 192 млн (4 %) и составляет 4,95 млрд человек. Количество пользователей социальных сетей выросло более чем на 10 % и насчитывает 4,62 млрд — это 58,4 % от общей численности населения мира.[21]
Примечания
- ↑ Nauka. club. Интернет - понятие, структура и источники . Словари и энциклопедии на Академике.
- ↑ Константин Ходаковский. 50 лет назад был создан прародитель Интернета — ARPANET .
- ↑ Mark Sanchez. Значение Интернета . Warbletoncouncil.
- ↑ История интернета . Путешевствие по времени - исторический сайт.
- ↑ История интернета . VC.RU.
- ↑ NCSA Mosaic — революционный браузер, популяризовавший World Wide Web . TProger.
- ↑ Денис Лавникевич. Netscape: история побед и поражений (01.12.2007).
- ↑ A Visual History of Internet Explorer (англ.).
- ↑ Affiliated Organization of Firefox and Mozilla (англ.) // Mozilla Japan. — 2006.
- ↑ Google Chrome (англ.).
- ↑ Browser Market Share Worldwide (англ.).
- ↑ StatCounter обнародовала октябрьскую статистику по мировому рынку браузеров . 3dnews.
- ↑ История Yahoo от создания до наших дней . Computerworld Россия (Апрель 2008).
- ↑ История AltaVista и сохранение прошлого Интернета .
- ↑ Google: как все начиналось .
- ↑ Крупнейший когда-то российский поисковик продан за бесценок . РБК.
- ↑ История Рамблер .
- ↑ Как устроена инфраструктура интернета? .
- ↑ IBM против Microsoft .
- ↑ Обзор MP3 .
- ↑ Статистика пользователей интернета в мире в 2022 .
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |