Маркетинг

Материал из «Знание.Вики»

Маркетинг — это концепция предпринимательской деятельности и политика целенаправленного использования системы рыночных инструментов для достижения предпринимательских целей благодаря наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов.[1]

Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market», который переводится на русский язык как «рынок».

История маркетинга

Впервые понятие «маркетинг» появилось в США в 30-е годы XX века и означало работу на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение всех желаний потребителя.

В России, маркетинг как целостная система, начал зарождение в период реформ М.С. Горбачева в 1985—1986 годах с переходом страны от плановой экономики к рыночной и появлением кооперативов.[2]

Маркетинг в отечественной экономике прошел четыре стадии развития, сходные с концепциями американского маркетинга, но имеющие свою специфику:

  • 1 этап (1986 −1988). Зарождение маркетинга. На ранней стадии развития рыночных отношений спрос на товары, после длительного периода дефицита, превышал предложение. Поэтому на данном этапе основной целью работы предприятия было сбыть продукцию, которую оно производило. С этой целью в организационной структуре крупных и средних предприятий появляется новая структурная единица — служба маркетинга, главной задачей работы которой было найти рынки сбыта продукции.
  • 2 этап (1988—1990). Становление маркетинга. По мере насыщения рынка продукцией и появления конкуренции отечественные товаропроизводители должны были не только производить товар, но и учитывать при его создании потребности покупателей. Перед службой маркетинга появилась новая задача — уметь влиять на потребности потребителей. В это время появляются первые виды коммерческой рекламы.
  • 3 этап (1993—2000). Развитие маркетинга. По мере роста конкуренции на рынке, задачи маркетинговых служб предприятий усложняются. Они должны изучать рынок, проводить сегментацию рынка, анализировать нужды и запросы покупателей и в рамках очерченного целевого рынка стремится их удовлетворить. Все это вызывало необходимость изучения полного комплекса маркетинга уже давно применяемого европейскими и американскими фирмами в своей повседневной работе. С этой целью в России появляются первые государственные и коммерческие учебные заведения экономического профиля, осуществляющие подготовку специалистов в области маркетинга.
  • 4 этап. (2001 — настоящее время) Маркетинг — как стиль жизни фирмы. Маркетинг становится неотъемлемой системой управления предприятием. План маркетинга является основным разделом плана стратегического развития предприятия, бизнес-плана, плана финансового оздоровления, плана внешнего управления.[2]

Цель маркетинга

Цель маркетинга — удовлетворение нужд и потребностей потребителя. Главная цель маркетинга — ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя.[3]

Комплекс маркетинг-микс

Модель «4Р».

Комплекс маркетинг-микс (комплекс маркетинга, модель «4Р»), форма описания основных характеристик продукта (товара, услуги), включающих их потребительские свойства, ценообразование, организацию продаж и рекламу. Комплекс маркетинга используется специалистами по продажам и руководителями компаний в качестве дорожной карты планирования и мониторинга организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение максимально длительного и эффективного жизненного цикла продукции.[4]

В зарубежной литературе и частично в российских источниках комплекс маркетинга имеет название «комплекс маркетинг-микс» или модель «4Р», где «4Р» — это Product (продукт), Price (цена), Place (логистика) и Promotion (продвижение).[4] Впоследствии комплекс усложнялся и в результате перешел в комплекс маркетинга 5P и 7P.

Типы маркетинга

В зависимости от состояния спроса определяют следующие типы маркетинга:

  1. Конверсионный маркетинг. Используется при негативном или отрицательном спросе. Рынок пребывает в состоянии негативного спроса, в случае если большая часть потенциальных покупателей ненавидит продукт и согласна на определенные издержки, лишь бы исключить его приобретения.
  2. Стимулирующий маркетинг. Используется в обстоятельствах неимения спроса. В этом случае покупатели могут быть не заинтересованы в продукте либо безразличны к нему.
  3. Ремаркетинг. Используется при снижающемся спросе. Задача маркетинга — рассмотреть основные причины падения спроса, дать оценку возможности возобновления спроса, создать комплекс мероприятий, направленных на возобновление спроса
  4. Развивающийся маркетинг. Используется при скрытом спросе. Задача маркетинга — вовремя раскрывать потребность, дать оценку потенциального рынка и сформировать эффективные продукт и услуги на новом высококачественном уровне, способные удовлетворить спрос.
  5. Синхромаркетинг. Используется при нерегулярном или колеблющемся спросе. В данном случае реализация колеблется на сезонной, почасовой и ежедневной основе. Задача маркетинга — отыскать методы сгладить колебания в распределении спроса во времени с помощью гибких цен.
  6. Поддерживающий маркетинг. Используется при полноценном спросе. В данном случае потребность целиком отвечает способностям компании, которая удовлетворена собственным торговым оборотом. Задача маркетинга — поддерживать имеющийся уровень спроса возможно длительнее, невзирая на меняющиеся потребительские предпочтения и обостряющую конкурентную борьбу. Средства поддержания спроса: стратегия стоимости, модернизация продукта, модификация условий реализации, контроль необходимости издержек на маркетинговые операции, реклама.
  7. Демаркетинг. Используется при чрезмерном спросе. В данном случае степень спроса постоянно и значительно выше, нежели компания может угодить. Задача маркетинга — уменьшить потребность вплоть до рациональных границ. Методы: повышение стоимости, снижение либо прекращение рекламы, предоставление лицензий другим компаниям.
  8. Противодействующий маркетинг. Используется при иррациональном спросе, что формирует опасность благополучию общества в целом или безопасности некоторых его индивидов.[5]

Элементы маркетинга

  • Поставщики — субъекты маркетинговой системы, в функцию которых входит обеспечение фирм-партнеров и других компаний необходимыми материальными ресурсами.
  • Конкуренты — фирмы или физические лица, соперничающие, по отношению к другим предпринимательским структурам или предпринимателям на всех этапах организации и осуществления предпринимательской деятельности.
  • Посредники — фирмы или отдельные физические лица, которые помогают предприятиям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты.
  • Потребители — фирмы, отдельные физические лица или их потенциальные группы, готовые приобрести товары или услуги, находящиеся на рынке, и обладающие правами выбирать товар, продавца, предъявлять свои условия в процессе купли-продажи.[6]

Примечания

  1. Под ред. Герасименко В.В. Маркетинг. 3-е издание. Учебник. — Издательство "Проспект", 2015. — С. 7.
  2. 2,0 2,1 Н.С. Рычихина, Куканина Кикади Серж. Эволюция концепций маркетинга и его российская специфика // Ивановский государственный химико-технологический университет. — 2011.
  3. Ю. Л. Попов. Учебник. Маркетинг. — Вогоград. Россия: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», 2015.
  4. 4,0 4,1 Комплекс маркетинг-микс. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 2023.04.26.
  5. Куликова Е. С., Галикеева К. Г. Виды маркетинга // НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ : Журнал. — 2018. — Ноябрь. — С. 20—21. — ISSN 2414-5718.
  6. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: Учебник для вузов. — СПб.: ПИТЕР, 2010. — С. 28. — 576 с. — ISBN 978-5-49807-589-1.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!