Рынок

Материал из «Знание.Вики»

Рынок — совокупность социальных и экономических процессов и механизмов, обеспечивающих обмен отдельными товарами / услугами / ресурсами между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками).

Рынки могут принимать различные формы, от блошиных рынков и базаров до финансовых рынков и онлайн-маркетплейсов. Независимо от их формы, рынки исполняют центральную роль в функционировании национальной и мировой экономики, облегчая обмен, а также стимулируя экономический рост и качественное развитие[1].

Рынки выполняют ряд ключевых функций, включая распределение и перераспределение ресурсов, определение и управление ценами, управление рисками, внедрение и масштабирование инноваций[2]. Понимание роли и функций рынков имеет важное значение для эффективного развития экономики на любом уровне.

Определение

В экономике есть ряд определений понятия «рынок», среди которых можно выделить:

  1. Рынок — имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места[3].
  2. Рынок — это система экономических отношений, необходимая для совершения обмена экономическими благами и факторами производства между их потребителями и производителями[4].
  3. Рынок — это комплекс торговых отношений, в основе которого лежит обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями[5].
  4. Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями[6].

Также определение понятия «рынок» рассматривается в разрезе основных задействованных систем[7]:

  1. Рынок (как экономическая система) — совокупность экономических процессов, совершающихся в определённом месте, в государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственных механизмов, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
  2. Рынок (как маркетинговая система) — совокупность процессов, результатом которых является взаимовыгодный обмен ценностями между производителями и потребителями, осуществляемый для удовлетворения потребностей участников рынка.
  3. Рынок (как социальная система) — совокупность социальных явлений и процессов, происходящих в определённом месте или в сфере деятельности, среди субъектов, которые находятся в отношениях и связаны между собой объектом.

История

Рынки существовали в различных формах на протяжении всей истории человечества. Предположительно, рынок (в традиционном понимании) — это изобретение финикийцев и ему порядка 3000 лет[8].

В средние века рынки играли решающую роль в развитии городов, служа центрами торговли. Значение рынка, как «общественного здания или пространства, где производится торговля» официально засвидетельствовано в источниках с конца XIII века[9]. При этом первое официальное описание понятия свободного рынка было представлено в 1580 году, в работе «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae»[10], написанной испанским и перуанским юристом и экономистом Хуаном де Матьенсо.

Во время промышленной революции значение рынков возросло, поскольку рост обрабатывающей промышленности и транспорта привел к увеличению производства товаров и обмена ими[11].

В ХХ веке рынки продолжали развиваться и адаптироваться под обновленные потребности субъектов рынка, с учётом глобализации торговли[12].

В XXI веке рынки являются центральной чертой современной экономики, облегчая обмен товарами / услугами / ресурсами в глобальном масштабе.

Силы рынка

Рынки характеризуются динамичной системой экономических сил. Четыре наиболее весомые экономические силы:

Предложение — это фундаментальное понятие в экономике, которое отражает готовность продавца предложить определённое (зафиксированное) количество товара и/или услуг на определённых (зафиксированных) условиях в определённый (конкретный) период времени[13].

Спрос — это фундаментальное понятие в экономике, которое относится к количеству продукта или услуги, которое потребители готовы и способны купить по определённой (зафиксированной) цене в определённый (конкретный) период времени.

Конкуренция — это противостояние экономических субъектов в процессе максимизации эффекта от использования факторов производства, при наличии единых и легитимных правил для всех её участников данного процесса; так рынки характеризуются конкуренцией, которая может стимулировать инновации, адаптировать ценообразование под актуальную ситуацию и повышать общую эффективность функционирования направления[14].

Государственное регулирование — это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем.

Функции

Рынки выполняют несколько ключевых функций в экономике, включая[15]:

Распределение ресурсов — рынки помогают распределять ресурсы для их наиболее эффективного использования. Цены на рынке отражают относительную нехватку определённых товаров и/или услуг, позволяя ресурсам направляться на их наиболее продуктивное использование. Например, если цена на бытовую технику вырастет, у производителей появится стимул увеличить объёмы поставки, в то время как у потребителей появится стимул сократить потребление (отложить покупку).

Определение цены — рынки позволяют покупателям и продавцам определять равновесную цену товаров и/или услуг. Равновесная цена — это цена, по которой поставляемое количество соответствует (равно) требуемому количеству. Эта цена отражает основные условия спроса и предложения на рынке и служит сигналом производителям и потребителям об относительном дефиците товаров и/или услуг.

Управление рисками — рынки позволяют продавцам и покупателям управлять рисками с помощью финансовых инструментов, таких как фьючерсные контракты и опционы. Данные финансовые инструменты позволяют продавцам и покупателям хеджироваться от колебаний цен, а также иных рисков, снижая их подверженность волатильности рынка. Например, фермер может использовать фьючерсный контракт для фиксации цены на свой урожай, снижая риск колебаний цен.

Эффективность — рынки могут повысить эффективность производства, поощряя конкуренцию.

Инновации — рынки могут стимулировать инновации, предоставляя компаниям стимулы к разработке новых продуктов и услуг, отвечающих потребностям потребителей. На конкурентном рынке производители получают значительный стимул разрабатывать новые и более качественные продукты, чтобы завоевать и/или удержать большую долю рынка, а также увеличить прибыль.

Рыночные механизмы

Рынками можно управлять различными (внешними и внутренними) способами. При этом механизмы управления рынком (преимущественно) исходят со стороны национальных органов государственной власти. Так некоторые общие рыночные механизмы включают[16][17]:

Контроль цен — это механизм, основанный на правительственном вмешательстве, в рамках которого документально закрепляются ограничения цен, которые могут взиматься за определённые товары и/или услуги. Контроль цен может осуществляться в форме минимальных цен и/или ценовых потолков. Контроль цен используется как механизм государственной защиты потребителей, однако он может спровоцировать риск дефицита и/или снижения качества поставляемых на рынок товаров и/или услуг.

Налоги и субсидии — являются государственным механизмом управления; они используются для эффективного влияния на поведение продавцов и покупателей на рынке. Например, налог на сигареты (через акциз) может снизить объёмы производства и общий потребительский спрос, в то время как субсидия на солнечные батареи может увеличить предложение солнечных панелей, а также стимулировать потребительский спрос. Таким образом налоги и субсидии также могут использоваться государством для поощрения определённого поведения или для исправления рыночных сбоев.

Регулирование — данный механизм государственного вмешательства может быть использован для обеспечения конкурентоспособности и общей эффективности рынков. Примерами регулирования рынка являются антимонопольные законы и прочие (регулирующие различные аспекты рыночных отношений) нормативные акты. Регулирование преимущественно используется для исправления сбоев на рынке и для защиты потребителей от негативной практики, однако, регулирование также используется для своевременной адаптации национальных рыночных механизмов к объективным изменениям (как на внутреннем (локальном), так и на международном рынке).

Основные законы рынка

Функционирование рынков регулируется различными экономическими и социальными законами (правилами). Они предполагают как активное вмешательство различных субъектов рынка, так и саморегулирование рынка (через пассивное или косвенное воздействие субъектов рынка) на основе общих паттернов поведения (как с экономической, так и с социальной стороны). При этом можно выделить три основных закона рынка, к которым относятся[18][19]:

Закон предложения гласит, что по мере роста цены на товары или услуги их (поставляемое) количество будет сохранять тенденцию к росту при прочих равных условиях. Этот закон отражает тот факт, что производители получают стимул увеличивать объёмы производства по мере роста цен, поскольку это (потенциально) способствует получению более высокой прибыли.

Закон спроса гласит, что по мере увеличения цены на товары или услуги их требуемое (потребителями) количество уменьшается, а по мере снижения цены — напротив, увеличивается. Этот закон отражает тот факт, что потребители получают стимул сокращать объёмы потребления по мере роста цен, так как это способствует прогрессу снижения покупательной способности.

Закон равновесия гласит, что на конкурентном рынке цена товара или услуги в конечном итоге установится на уровне, при котором требуемое количество некого блага будет равно его поставляемому количеству. Этот закон отражает тот факт, что рынки сохраняют саморегуляцию, а цены адаптируются для обеспечения баланса спроса и предложения.

Формы организации рынка

Рынки могут принимать множество различных форм организации, в зависимости от характера товаров или услуг, которыми обмениваются, а также прочих (не экономических) требований и предпочтений продавцов и покупателей. Наиболее распространёнными формами организации рынков выступают[20][21]:

Аукционы — это тип рынка, на котором товары и услуги продаются тому, кто предложит за них самую высокую цену. Аукционы также могут принимать множество различных форм, включая традиционные очные аукционы и онлайн-аукционы. Аукционы могут использоваться для продажи широкого спектра товаров и услуг, от произведений искусства и антиквариата до недвижимости и финансовых инструментов.

Базары — это тип рынка, встречающийся во многих традиционных обществах, характеризующийся продажей широкого спектра товаров и услуг в одном месте (преимущественно физическое расположение в определённых географических координатах). Базары могут быть постоянными или временными.

Обмены (биржи) — это рынки, которые специализируются на торговле определёнными типами активов, такими как акции, облигации или сырьевые товары. Биржи могут обладать неким физическими местоположениями или быть организованными в форме электронной торговой площадки (ЭТП). При этом, вне зависимости от формы организации, они строго регулируются для обеспечения честной и эффективной торговли.

Блошиные рынки — это тип рынка, характеризующийся продажей подержанных товаров. Блошиные рынки преимущественно носят временный и/или сезонный характер.

Онлайн-рынки — это тип рынка, который позволяет продавцам и покупателям обмениваться товарами и услугами онлайн, то есть без физического контакта, по средствам сети Интернет. Онлайн-маркетплейсы могут принимать различные формы, от простых сайтов объявлений до сложных платформ электронной коммерции. Онлайн-торговые площадки отличаются высокой эффективностью, позволяя покупателям и продавцам быстро и легко подключаться к процессу обмена из любой точки мира.

Типы рынков

Рынки также могут быть классифицированы в зависимости от характера обмениваемых товаров и услуг. Среди распространенных типов рынков можно выделить[22][23]:

Товарные (сырьевые) рынки — это рынки, на которых осуществляется торговля сырьем или первичными продуктами. Примерами товарных рынков являются рынки нефти и сельскохозяйственные рынки. Сырьевые рынки могут быть в значительной степени волатильными, так цены на сырьевых рынках быстро колеблются в ответ на изменения спроса и предложения.

Финансовые рынки — это рынки, на которых торгуются финансовые инструменты; они включают фондовые рынки, рынки облигаций и валютные рынки. Финансовые рынки сильно взаимосвязаны, и действия в рамках одного рынка часто оказывают волновой эффект на другие.

Рынки труда — это рынки, на которых происходят процессы поиска и найма между работниками и работодателями. Рынки труда достаточно сегментированы. Так можно выделить сегменты по уровню образования и квалификации, отрасли, ключевым навыкам и прочее. Рынки труда характеризуются высокой конкуренцией, когда работники конкурируют за рабочие места, а работодатели — за таланты.

Монопольные рынки — это рынки, на которых один продавец контролирует поставки товара или услуги. Монопольные рынки могут привести к высоким ценам и сокращению объёма производства, поскольку у монополиста мало стимулов к инновациям или конкуренции. Примерами монопольных рынков являются железные дороги, местные коммунальные предприятия, кабельные компании и прочее.

Рынки олигополии — это рынки, на которых небольшое число продавцов контролирует предложение товара или услуги. Олигополистические рынки могут привести к сговору и снижению конкуренции, поскольку у немногих продавцов есть стимул работать сообща для поддержания высоких цен и пропорциональному росту прибыли. Примерами рынков с олигополией являются автомобильная промышленность, авиастроение и прочее.

Конкурентные рынки (рынки с совершенной конкуренцией) — это рынки, на которых существует множество продавцов и покупателей, и ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает существенного влияния на рыночную цену. Совершенно конкурентные рынки приводят к эффективным результатам экономической деятельности и равновесным ценам, поскольку производители получают стимул эффективно использовать ресурсы и конкурировать, в том числе по качеству и по цене. Примерами совершенно конкурентных рынков являются сельскохозяйственные рынки, некоторые финансовые рынки и прочее.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Рынок. Понятие рынка и причины его появления
  2. Понятие рынка
  3. Основные понятия / Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 04.11.2022) / Консультант Плюс
  4. Что такое рынок?
  5. Рынок / Словарь маркетолога
  6. Рынок / Определение и особенности / ВШЭ
  7. Рынок / Определение и особенности
  8. ЧТО ТАКОЕ РЫНОК. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА
  9. Понятие «Рынок» («Market») / История маркетинга
  10. Commentaria Ioannis Matienzo regii senatoris in cancellaria Argentina regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniæ
  11. Эволюция взглядов на рынок
  12. Понятие рынка. Рынок в широком и узком смысле
  13. Предложение в рыночной экономике
  14. Конкуренция
  15. Рынок: определение, функции, особенности
  16. Рыночная экономика: что это и как работает
  17. Рыночные механизмы ценового образования и антимонопольное регулирование / УФАС РФ
  18. Основные экономические законы
  19. ЗАКОНЫ РЫНКА / НЭС
  20. Виды рынков и особенности рынка финансов
  21. Виды и типы рынков. Преимущества и недостатки рыночной экономики
  22. Типы рыночных структур
  23. Виды, условия и структура конкуренции

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!