Спрос

Материал из «Знание.Вики»

Спрос (англ. demand) — это фундаментальное понятие в экономике, которое относится к количеству продукта или услуги, которое потребители готовы и способны купить по определённой (зафиксированной) цене в определённый (конкретный) период времени.

Кривая спроса (D1 и D2) и кривая предложения (S); Price — цена и Quantity — количество (объем производства) товаров и/или услуг

Данная экономическая концепция имеет решающую роль в определении цен на продукты или услуги, уровень их производства и темпы производительности, а также в определении общей экономической стратегии (на любом уровне экономики)[1].

Закон спроса гласит, что по мере увеличения цены на продукты или услуги их требуемое (потребителями) количество уменьшается, а по мере снижения цены — напротив, увеличивается. Данные изменения можно проследить через кривые спроса[2]. Они выступают важным инструментом анализа, поскольку позволяют построить прогноз изменения спроса в результате изменений цен, а также доходов и иных факторов влияния. При этом существует несколько типов спроса, которые необходимо учитывать при анализе рыночных тенденций.

Так эффективное и своевременное управление спросом имеет важное значение для поддержания экономической стабильности, а также для содействия развитию и масштабированию экономического роста (на любом уровне экономики).

Определение

В экономике есть ряд определений понятия «спрос», среди которых можно выделить:

  1. Спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар[3].
  2. Спрос — это намерение приобрести товар (услугу или другой актив) обеспеченное способностью уплатить за него установленную цену. При этом потребность, превышающая платежеспособность субъекта, спросом не является[4].
  3. Спрос — это желание и возможность покупателя купить товар по определённой цене в данном месте и в данное время[5].
  4. Спрос — конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью[6].
  5. Спрос — количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный период на рынке при существующем уровне цен[7].

Таким образом, на основании данных определений, можно отметить, что спрос сводится к трем основным параметрам: объёму (товара / продукта / услуги), цене (данного товара / продукта / услуги) и обеспеченной (финансами) потребности потребителя.

История

Концепция спроса выступает частью базиса экономики. На протяжении существования экономической теории, то есть с конца XVIII века, исследователи рассматривали понятие, характеристики, особенности и влияние спроса на различные уровни экономической деятельности.

Одно из самых ранних упоминаний спроса было представлено в рамках закона спроса и предложения. Его формулировка впервые была отражена в 1691 году, в работе «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения ценности денег»[8] английского педагога и философа Джона Локка. В своей работе он сформировал первичную концепцию данного закона, в рамках которой были закреплены такие важные экономические механизмы как:

  • обратная зависимость величины спроса от цены на товар;
  • прямая зависимость предложения от цены на товар.

Далее понятие спроса получило развитие и закрепление в 1776 году, в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»[9] шотландского экономиста и основоположника экономической теории Адама Смита. В рамках его исследований был приведен тезис:

Даже очень бедный человек может, в определённом смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь её; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека

И в итоге, термин «спрос» («платежеспособный спрос») впервые был введен в 1820 году, в работе «Принципы политической экономии»[10] английского демографа и экономиста Томаса Мальтуса. В рамках его работы спрос укрепился в третьем основном параметре — обязательном финансовом обеспечении потребности потребителя:

Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров

Далее, уже в XX веке, такие выдающиеся исследователи в области экономики, как английский экономист и основатель кейнсианского направления в экономической науке Джон Мейнард Кейнc, а также американский экономист и обладатель премии Нобеля по экономике (1976 год) Милтон Фридман, разработали более сложные концепции и теории спроса, включающие такие понятия, как совокупный спрос и денежная масса. Данные теории оказали значительное влияние на развитие современной экономической мысли и политики, особенно в области денежно-кредитного и фискального направления[11].


Закон и кривая спроса

Закон спроса гласит, что по мере увеличения цены на продукты или услуги их требуемое (потребителями) количество уменьшается, а по мере снижения цены — напротив, увеличивается[12]. Данную взаимосвязь можно представить в виде графика, с нисходящей кривой спроса.

График изменения спроса. Так все, что влияет на решение о покупке, за исключением цены продукта, изменит положение кривой спроса

Кривая спроса — это графическое представление взаимосвязи между ценой товара / услуги и его количеством, требуемым по этой цене. Классическая кривая спроса имеет наклон вниз, указывающий на то, что по мере увеличения цены товара или услуги объём спроса на него уменьшается[13]. При этом форма кривой спроса может варьироваться в зависимости от характера товара или услуги, дохода потребителя, наличия заменителей и иных аспектов, учитываемых в конкретной модели анализа.

Кривые спроса являются важным инструментом для аналитической работы всех субъектов хозяйствования. Так анализируя кривые спроса, компании могут принимать более обоснованные и корректные решения о ценах и уровне производства (как в техническом, так и в технологическом аспектах), в то время как управленческие институты могут использовать данные анализа для обоснования общенациональной экономической стратегии, включая решения в сфере налогов, субсидирования и иной деятельности.

Рассматривая представленный график изменения спроса (смещения кривой спроса), можно отметить, что[14]:

Кривая спроса смещается влево, если определяющий (продажу) фактор приводит к падению спроса. Это означает, что при любой цене данного продукта объём его потребности снижается. Таким образом, потребители будут покупать меньше, даже если цена останется прежней.

Кривая смещается вправо, если определяющий (продажу) фактор вызывает рост спроса. Это означает, что требуется больше продукта по любой цене. В данных обстоятельствах потребители будут покупать больше, даже если цена совсем не изменилась.

Закон спроса основан на принципе убывающей предельной полезности[15], который гласит, что по мере того, как человек потребляет больше товаров / услуг, предельная полезность, получаемая от каждой дополнительной единицы потребления, уменьшается. В результате потребители готовы платить меньше за дополнительные единицы товара или услуги.

Типы спроса

В экономике есть ряд типологий спроса, среди которых можно выделить:

  • Типы спроса по способу возникновения[16]:

Ценовой спрос — этот тип спроса относится к базису понятия спроса; он представляет собой соотношение между ценой товара / услуги и его количеством, требуемым по этой цене.

Спрос на доход — этот тип спроса относится к взаимосвязи между доходом потребителя и количеством требуемого товара / услуги.

Перекрестный спрос — этот тип спроса относится к взаимосвязи между ценой одного товара / услуги и спросом на другой (сопутствующий) товар / услугу.

  • Типы спроса по периодичности возникновения[17]:

Повседневный спрос — этот тип спроса относится к товарам / услугам, которые востребованы в умеренном объёме, но на постоянной / ежедневной основе; пример: продукты питания, электроэнергия и прочее.

Периодическая спрос — этот тип спроса относится к товарам / услугам, которые востребованы в связи с объективными внешними или субъективными (личностными) обстоятельствами, через определённые периоды времени; пример: средства связи, одежда и прочее.

Эпизодический (импульсивный) спрос — этот тип спроса относится к товарам / услугам, которые востребованы в «в моменте» и не обусловлены объективными потребностями потребителей; пример: предметы роскоши и прочее.

  • Типы спроса по влиянию цены[18]:

Эластичный спрос — этот тип отмечает способность спроса реагировать на потребность потребителя и особенности изменения цены товара / услуги; если спрос эластичен, то незначительное изменение цены может привести к значительному изменению объёмов спроса.

Неэластичный спрос — этот тип выступает противоположностью эластичного спроса, то есть описывает ситуацию, когда спрос не реагирует на изменения цены товара / услуги.

Важно учитывать, что в зависимости от показателя эластичности спроса различают[19]:

Совершенно неэластичный спрос спрос не меняется при изменении цены: товары первой необходимости
Неэластичный спрос спрос изменяется меньше, чем цена: товары повседневного спроса или не имеющие замены
Единичная эластичность спроса спрос изменяется пропорционально цене (в противоположных направлениях)
Эластичный спрос спрос изменяется больше, чем цена: товары имеют замену либо не играют важной роли для потребителя
Совершенно эластичный спрос спрос изменяется на конечную величину при бесконечно малом изменении цены: спрос очень зависим даже от незначительных колебаний цены

Управление спросом в экономике

Управление спросом — это процесс влияния (как субъектов рынка, так и внешних объективных факторов) на уровень, состав и направление совокупного спроса в экономике[20]. При этом субъекты влияния используют различные инструменты для управления спросом, включая денежно-кредитную политику, налогово-бюджетную политику и политику обменного курса:

Денежно-кредитная политика[21] — включает в себя управление денежной массой и процентными ставками; так увеличивая или уменьшая денежную массу, субъекты управления могут влиять на уровень заимствований и расходов в экономике, тем самым влияя на совокупный спрос.

Налогово-бюджетная политика[22] — предполагает адаптацию и контроль в государственных расходах и налогообложении; так увеличивая или уменьшая государственные расходы и/или варьируя параметры налогообложения, субъекты управления могут влиять на уровень расходов и инвестиций в экономику, что (в свою очередь) оказывает влияние на совокупный спрос.

Политика обменного курса[23] — включает в себя управление стоимостью валюты страны по отношению к прочим (мировым) валютам; целью данного процесса выступает влияние субъектов управления на экспорт и импорт, что (в свою очередь) влияет на совокупный спрос.

Эффективное управление спросом имеет важное значение для поддержания экономической стабильности и стимулирования роста. Тщательно управляя спросом, директивные органы могут способствовать полной занятости, низкой инфляции и устойчивому росту национальной экономики.

См. также

Примечания

  1. Законы спроса и нисходящей отдачи
  2. Современная экономика / Кривая спроса
  3. Спрос: понятие, величина, факторы — Электронный учебник
  4. Спрос и предложение
  5. ЭКОНОМИКА / Российская электронная школа
  6. Словари / Спрос: основные понятия и термины
  7. Финансовый словарь / Спрос
  8. sprosa Закон спроса: коротко о главном
  9. Исследование о природе и причинах богатства народов, полное издание
  10. Апология Мальтуса
  11. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА» / ПГНИУ
  12. Закон спроса и предложения
  13. Что такое закон спроса и предложения?
  14. Закон спроса и предложения
  15. Лекция: Спрос // Курс экономической теории
  16. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ / НИУ ВШЭ
  17. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) / ПГНИУ
  18. Эластичность спроса и предложения
  19. Эластичность спроса
  20. Экономическая теория / Финансовый университет
  21. Денежно-кредитная политика / ЦБ РФ
  22. Налогово — бюджетная политика / Консультант Плюс
  23. Режим валютного курса / ЦБ РФ

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!