Смит, Адам
Адам Смит | |
---|---|
англ. Adam Smith | |
Дата рождения | 5 июня (16 июня) 1723 |
Место рождения |
Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания |
Дата смерти | 17 июля 1790 (67 лет) |
Место смерти |
Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания |
Страна | Великобритания |
Научная сфера | экономика, этика, политическая философия |
Известен как | один из основоположников современной экономической теории |
Автограф | |
Медиафайлы на Викискладе |
А́дам Смит (англ. Adam Smit; 5 июня (16 июня) 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия) — шотландский экономист и философ-этик, один из основоположников экономической теории как науки.
Считается основателем классической политэкономии[1]. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. Основой научной теории является стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности; гражданских и государственных позиций и с точки зрения экономики[2].
По словам английского экономиста XIX века Уолтера Баджета, книги Адама Смита трудно понять без представления о том, каким он был человеком[3].
Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно[4].
Биография
Детство и юность
Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.
Керко́лди, Керко́ди или Керкколди Керко́лди, Керко́ди или Керкколди[5] (англ. и скотс Kirkcaldy /kərˈkɔːdi/ listen ; гэльск. Cathair Chaladain) — город и порт, расположенный в заливе Ферт-оф-Форт, в округе Файф в Шотландии. — город и порт, расположенный в заливе Ферт-оф-Форт, в округе Файф в Шотландии.
Его отец, юрист, адвокат и таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер через два месяца после рождения сына. Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью землевладельца. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте четырёх лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги[6].
Сын таможенника Смита проявил удивительные способности к изучению наук. В возрасте 14 лет Адам покинул отчий дом и отправился поступать в Университет Глазго (один из самых передовых в Соединенном Королевстве). Знания молодого человека произвели сильное впечатление на приемную комиссию, и его зачислили на философский факультет, где будущий создатель политэкономии изучал «моральную философию» (иначе говоря, этику), а также весь комплекс актуальных в то время гуманитарных дисциплин[7].
Наибольшее впечатление произвели на Смита лекции Фрэнсиса Хатчинсона, первого из университетских профессоров, который предпочел традиционной латыни разговорный английский язык. Не мудрено, что он пользовался популярностью у студентов и заслужил неодобрение шотландской профессуры[8].
Летом 1740 года Смит переехал в Оксфорд. В первом же письме, направленном из Баллиол-колледжа, он отметил резкие отличия местного уклада от порядков в университете Глазго: от оксфордских студентов требовалось только два раза в день ходить на молитву и два раза в неделю — на занятия, причём почти все преподаватели были священниками англиканской церкви и придерживались давно устаревших доктрин. «Некоторые из этих учёных учреждений, — писал Смит об английских университетах спустя тридцать лет, — предпочли на долгое время остаться святилищами, где нашли приют и защиту давно отвергнутые идеи и устарелые предрассудки. В Оксфордском университете большинство профессоров уже много лет совсем отказалось даже от видимости преподавания»[9].
Начало карьеры
После окончания университета Смит занялся самостоятельными научными исследованиями, а в 1748 году, заручившись рекомендациями патрона университета лорда Кеймса Генри Хоума, начал читать публичные лекции в столичном Эдинбурге[10]. Поначалу темы лекций ограничивались риторикой и литературой. Через некоторое время Смита увлекла этика, а затем абсолютно новая сфера научной деятельности, названия для которой в ту пору ещё не придумали. Ученый обозначил её как «теорию богатства», объединив в одно целое ранее казавшиеся несовместимыми политику и экономику.
Публичные лекции А. Смита вызывали большой интерес, привлекали слушателей не только из Великобритании, но и из других стран. Важной вехой в жизни и деятельности ученого стал выход в свет в 1759 году в Лондоне «Теории нравственных чувств». Книга, выдержавшая ещё при жизни Смита шесть изданий, принесла известность автору не только в научных кругах, но и у широкого читателя, была переведена на французский, немецкий и другие европейские языки. На русском языке «Теория нравственных чувств» была издана в 1868 году в переводе П. А. Бибикова, а в 1895 году появилось второе русское издание книги Смита в том же переводе[11].
Успех книги сослужил хорошую службу молодому профессору (36 лет — согласно представлениям того времени — возраст для серьёзного ученого несолидный) — ему предложили стать воспитателем юного лорда Бакклейча[10]. Смит согласился. Новая должность оказалась выгодной как в финансовом, так и в творческом плане: гонорары частного учителя позволили ему уйти из университета, и теперь он мог уделять достаточно времени главному делу своей жизни[7].
Кроме того, Смит наконец съездил вместе со своим учеником во Францию, где познакомился с виднейшими мыслителями — Жаном Д`Аламбером, Вольтером, Клодом Адрианом Гельвецием, а также с целой группой французских экономистов-физиократов во главе с Тюрго и Кенэ, чьи взгляды были весьма популярны в просвещенной Европе. Развитию идей физиократов и полемике с ними в основном и посвящен главный труд ученого — фундаментальное «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).
После выхода книги единственным и безусловным законодателем экономической моды стал Адам Смит[10].
Пребывание Смита в Париже было приятным как со светской, так и с академической точек зрения. Но оно было омрачено разгорающейся ссорой между Юмом и Руссо и было прервано в связи с печальным событием — смертью Хью Скотта. Смит вернулся в Лондон 1 ноября 1766 г[12].
Поздние годы
В 1773 году Смит стал членом Лондонского королевского общества[13], а в 1775 году — членом Литературного клуба.
«Богатство народов», изданное в 1776 году, имело огромный успех: первый тираж был раскуплен всего за шесть месяцев. В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге (исследователи видят в этом иронию судьбы, так как философ считал таможенные преграды злом для экономики и всего общества). С этого момента Смит жил с матерью в Панмур-хаус в эдинбургском Кэнонгейте[14].
В 1783 году он стал одним из основателей Королевского философского общества в Эдинбурге, а в 1787—1789 годах занимал почётную должность лорда-ректора университета Глазго. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов и являясь знаменитостью, Смит продолжал вести скромный образ жизни и тратил деньги только на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была большая библиотека[15].
К службе он относился серьёзно, что явно мешало научной деятельности. Известно, что Смит планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки, но этот план остался неосуществлённым. В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, среди которых была и Екатерина Дашкова — Президент Российской академии наук[16].
До конца жизни Смита продолжали награждать почётными регалиями и приглашали в самые блестящие клубы, однако нет оснований полагать, что это приносило ему удовольствие.
Своим лучшим достижением мыслитель по-прежнему считал трактат о нравственных чувствах, который написал в юности. Адам Смит умер в возрасте около семидесяти лет, не имея семьи и детей. Считается, что его последними словами была фраза: «Я мог бы достичь большего»[17].
Адам Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года и был похоронен на кладбище Керколди.
Вклад в экономическую науку и основные труды
Файл:Адам Смит, его жизнь и научная деятельность (Яковенко, 1894).pdf А. Смит был представителем классической школы экономики, которая научно доказала правомочность рыночных отношений, сформулировала трудовую теорию стоимости, обосновала принципы свободного частного предпринимательства, а также невмешательства государства в экономическую жизнь страны[18].
Ученый предложил[17]:
- Свободный рынок. Эту мысль учёный позаимствовал у физиократов, но со значительными улучшениями. Он предложил не только отказаться от государственного регулирования торговли, но и от искусственного рынка труда. По его мнению, рабочие места должны создаваться не для того, чтобы занять праздных бедняков, а по настоящим потребностям рынка.
- Разделение труда. Предложение было как никогда актуально: растущий рынок и развитие машинного производства создали все условия для появления узкой специализации. Интересно, что при этом сам Смит был универсальным преподавателем, видимо, свои идеи он применял только к физическому труду[19].
- Свободу крестьянам. Если физиократы обсуждали положение крестьян с точки зрения социальной справедливости, Смит утверждал, что рабство приносит денежные убытки. Он верно заметил и впервые смог понятно донести до аристократии, что голодный крестьянин попросту не заинтересован в усердной работе.
- Упор на внутренний рынок Проблемой большинства европейских стран являлось искусственное создание профицита и приоритет внешней торговли. Смит предложил инновационную модель, при которой государство обеспечивает себя самостоятельно.
- Новую налоговую систему. Идея обложить налогами не только крестьян была новаторской. Мысль о том, что государство должно обеспечивать граждан социальными гарантиями взамен налогов, была революционной[17]
«Теория нравственных чувств»
Опубликована в 1759 году во время Шотландского Просвещения. Этот труд Адама Смита по значимости стоит в одном ряду с «Этикой» Бенедикта Спинозы и «Критикой практического разума» Иммануила Канта. Адам Смит утверждает, что причиной устремленности людей к богатству, причиной честолюбия является не необходимость достичь материального благополучия, а в основном желание отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие их выгоды. По мнению Смита, основная цель человека — удовлетворение тщеславия, а не благосостояние или удовольствие. Богатство выдвигает человека на первый план, превращая в центр всеобщего внимания. Бедность означает безвестность и забвение[20].
Профессор проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность, и выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая. Он также высказался в пользу этического равенства и одинакового применения моральных норм ко всем людям[21].
«Исследование о природе и причинах богатства народов»
«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) — это труд подлинного энциклопедиста, совершившего революцию в политической экономии, внесшего существенный вклад в становление и развитие таких экономических наук, как история народного хозяйства и экономической мысли, а также теория государственных финансов. Эта работа Смита представляет огромный интерес и для историков, социологов, философов и других обществоведов[22].
Трактат состоит из 5 книг[2]:
- Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между классами народа.
- Природа капитала, его накопления и применения.
- Развитие благосостояния у разных народов.
- Системы политической экономии.
- Доходы монарха или государства.
Адам Смит читал научный труд Ричарда Кантильона, но совершенно проигнорировал его рассуждение о предпринимательстве; в результате этот термин исчез из экономической науки на срок более века.
Впоследствии экономист доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов независимо от его воли и сознания приводит к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. Предприниматель «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Главным условием достижения таких результатов является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности реализовать и гарантировать основные экономические свободы: свободу выбора сферы деятельности, свободу принятия решений, свободу конкуренции и свободу торговли[23].
До России главный труд шотландского мыслителя добрался довольно быстро. Был издан на русском языке четырьмя томами в 1802—1806 годах. Идеи Смита в ту пору занимали головы не только ученых мужей, но и тех людей, которых принято было называть «образованной публикой».
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.А.С. Пушкин
С разделением труда тесно связана концепция «Homo economicus» («человека экономического»), которую приписывают Смиту многие исследователи. Обмениваясь продуктами своего труда с другими, стремясь к личной выгоде и комфорту, люди тем самым неосознанно работают на благо общества; обеспечивая богатство, благополучие и развитие для себя, они автоматически обеспечивают развитие производительных сил и рост общего уровня достатка. Чтобы охарактеризовать сложное взаимодействие множества хозяйствующих субъектов, преследующее неочевидную для этих субъектов цель, Смит использовал метафору «невидимая рука»[24].
Книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» стала первым экономическим бестселлером в Европе. Большую часть полученных за неё денег автор раздал на благотворительность[7].
Общественное мнение и критика
К началу XIX века экономические идеи Смита оказались наиболее влиятельными в Англии и Франции — в двух странах, где землевладельческая элита быстрее всего сдавала свои позиции по сравнению с остальной Европой. Однако изначально их сторонниками были в основном «практические люди» — политики и предприниматели. Смитианство подвергалось критике со стороны мыслителей, выражавших интересы английской аристократии (в частности, это Томас Мальтус и Джеймс Лодердейл), со стороны поздних французских физиократов, считавших «неправильным» предоставление труду и капиталу равного с природой (землёй) права считаться производительной силой[25]. Тем не менее, в 1802 году был издан первый комментированный перевод «Богатства народов» на французский язык, а в 1803 году Жан Батист Сэй и Жан Шарль де Сисмонди опубликовали книги, написанные под явным влиянием Смита. В Испании «Богатство народов», по некоторым данным, было запрещено инквизицией, в Германии его встретили с явной неприязнью сторонники камералистики (местной разновидности меркантилизма).
Счастливая судьба Адама Смита состоит в том, что он находился в совершенном согласии с духом своего времени. Он защищал те идеи, которые уже назрели, и поставил свой анализ им на службу. Нечего и говорить, что это значило как для самого исследования, так и для его признания: где было бы „Богатство народов“ без свободы торговли и laissez-faire?Йозеф Шумпетер
Резкой критике подвергли смитианство некоторые представители австрийской школы[26]. Они стоят на позициях последовательного субъективизма, считая основой всех категорий политэкономии отношение экономического субъекта к вещи (благу), а в Смите соответственно видят своего оппонента. Принадлежавший к этой школе Хесус Уэрта де Сото пишет о начавшемся со Смита «победоносном интеллектуальном империализме английской классической школы», которому противостояла «континентальная католическая традиция».
Другой «австриец», Фридрих Август фон Хайек, признал выдающиеся заслуги автора «Богатства народов». «Адам Смит был первым, — пишет Хайек, — кто понял, что методы упорядочения экономического сотрудничества, на которые мы натолкнулись, не умещаются в пределах нашего знания и нашего восприятия»; место «невидимой руки» в трудах австрийца занял «спонтанный порядок» — невидимая структура, которая возникает благодаря эволюции, а не по чьему-то плану[27].
Память
Портрет Смита появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии, а в 2007 году — на банкноте в 20 фунтов, выпущенной банком Англии. Адам Смит — это первый шотландец, изображенный на купюрах Банка Англии. Дело в том, что три шотландских банка могут выпускать собственные денежные знаки, которые имеют хождение в основном на территории Шотландии, но принимаются к оплате по курсу «один к одному» и в других частях Соединенного Королевства[28].
Единственное сокровище человека — это его память. Лишь в ней — его богатство или бедностьАдам Смит
Адам Смит сумел по-новому увидеть последовательность рыночной системы, объективно заметить, что она будет расти, а нации, строящие внутреннее устройство по этой системе, будут только множить свое богатство. Размышления шотландского экономиста до сих пор не потеряли актуальности. Классическая теория Смита вошла в основу практически всех последующих экономических трудов[10].
Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества[29].
Европейский научно-промышленный консорциум вручает «Медаль Адама Смита» (Medal Eropean Scientific and Industrial Consortium «ESIC» — Adam Smith) за выдающиеся работы в области экономических наук[30].
См. также
Литература
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.:Эксмо — 2016. − 220 С.
- Тейлор Д. А. Адам Смит и неолиберальная экономика: Учебное пособие / Тейлор Д. А. — СПб: СПбГУ, 2016. — 100 с.: ISBN 978-5-288-05694-9.
- Х. Уэрта де Сото. Австрийская экономическая школа. — Челябинск: Социум, 2009. — 202 с. — ISBN 978-5-91603-010-5.
Примечания
- ↑ Адам Смит . БСЭ. Дата обращения: 13 мая 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Великие экономисты и реформаторы. Адам Смит - основоположник современной экономической теории . Дата обращения: 17 мая 2023.
- ↑ Экономическая теория Адама Смита (5 марта 2022). Дата обращения: 7 июля 2023.
- ↑ Из исторического календаря: 245 лет назад, в 1776 году . Вольная экономика (16 декабря 2021). Дата обращения: 7 июля 2023.
- ↑ Топокарты генштаба . Дата обращения: 21 мая 2023. Архивировано 18 мая 2015 года.
- ↑ Адам Смит . Экономическая библиотека. Дата обращения: 13 мая 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Экономика от Адама . Коммерсантъ (23 января 2002). Дата обращения: 13 мая 2023.
- ↑ Финансисты, которые изменили мир . РИДЛИ. Дата обращения: 19 мая 2023.
- ↑ Аникин А.В. Адам Смит . Дата обращения: 18 мая 2023.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 Экономика от Адама (9 марта 2022). Дата обращения: 19 мая 2023.
- ↑ Б.В. Мееровский. Адам Смит как философ - моралист . Галерея экономистов. Дата обращения: 17 мая 2023.
- ↑ «Невидимая рука» рынка . Дата обращения: 21 мая 2023.
- ↑ Смит, Адам . Дата обращения: 19 мая 2023.
- ↑ Buchan, James. The Authentic Adam Smith: His Life and Ideas.. — W.W. Norton & Company, 2006. — ISBN 0-393-06121-3..
- ↑ Богатство народов . Дата обращения: 27 мая 2023.
- ↑ Родилась княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Президент Российской академии . Дата обращения: 23 июня 2023.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 Адам Смит — основоположник экономической теории . Открытый журнал (7 декабря 2018). Дата обращения: 19 мая 2023.
- ↑ В.А. Юдин, Т.Л. Сыщикова. Вклад классической школы в развитие экономической теории (2012). Дата обращения: 19 мая 2023.
- ↑ Кузнецов Ю.В., Щедровицкий П.Г. Адам Смит о разделении труда // Вопросы философии. — 2016. — Май (№ 5). — С. 27—38.
- ↑ Адам Смит: Теория нравственных чувств . Дата обращения: 18 мая 2023.
- ↑ Владимир Дергачев. Адам Смит. Какова она, дорога в бессмертие? . Дата обращения: 21 мая 2023.
- ↑ Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов . ЭКСМО. Дата обращения: 13 мая 2023.
- ↑ Аскильдсен Я.Э. Адам Смит и «невидимая рука» рыночного механизма . Дата обращения: 23 июня 2023.
- ↑ Тейлор Д. Адам Смит и неолиберальная экономика.. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2016. — ISBN 978-5-288-05694-9.
- ↑ Ядгаров Я. Моральная и нравственная политическая экономия: к 200-летию книги С. Сисмонди «Новые начала политической экономии» // Гуманитарные науки: вестник Финансового университета. — 2019. — № 3. — С. 58—64.
- ↑ Австрийская школа . БРЭ. Дата обращения: 22 мая 2023.
- ↑ В.Д. Кулигин. «Невидимая рука» Адама Смита . Дата обращения: 22 мая 2023.
- ↑ Портрет Смита сменит Элгара на британских банкнотах . РИА Новости (13 июля 2007). Дата обращения: 22 мая 2023.
- ↑ Единственное сокровище человека — это его память. Лишь в ней — его богатство или бедность. Адам Смит . Дата обращения: 7 июля 2023.
- ↑ European scientific and industrial consortium "ESIC" . Дата обращения: 23 мая 2023.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 16 июня
- Родившиеся в 1723 году
- Родившиеся в Керколди
- Умершие 17 июля
- Умершие в 1790 году
- Умершие в Эдинбурге
- Учёные по алфавиту
- Экономисты по алфавиту
- Экономисты Великобритании XVIII века
- Экономисты классической школы
- Знание.Вики:Хорошие статьи об учёных
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Выпускники Оксфордского университета
- Воспитанники Баллиол-колледжа
- Преподаватели Эдинбургского университета
- Преподаватели университета Глазго
- Члены Лондонского королевского общества
- Члены Эдинбургского королевского общества
- Деятели либерализма
- Профессор моральной философии (Университет Глазго)
- Ректоры университета Глазго