Риторика

Материал из «Знание.Вики»
Лекция по риторике в рыцарской академии. Работа написана для замка Русенборг в рамках серии из семи картин, изображающих семь независимых искусств.

Риторика — дисциплина об ораторском искусстве. В более широком смысле — наука о художественной прозе. Возникла в Древней Греции в V—IV веке до нашей эры[1].

Риторика происходит от древнегреческого ῥητορικὴ τέχνη — ораторское искусство, а также ῥήτωρ — оратор[2].

В Античный период была сформирована и развивалась классическая риторика. Её крупнейшие представители — Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. В классической риторике процесс произнесения речи был разделён на 5 частей:

1) Инвенция — создание содержания речи.

2) Расположение — разделение речи на этапы.

3) Словесное выражение — подбор риторических приёмов выражения.

4) Запоминание.

5) Произнесение[3].

Греческая риторика

Возникновение риторики

Риторическая традиция возникла в Античности. Развитие государственности в древней Греции требовало от гражданина навыка защиты своей точки зрения. Публичная политика увеличила роль слова. Участники политического процесса учились ораторскому мастерству как ремеслу. Новый навык нуждался в осмыслении, и рассуждения о том, как сделать речь оратора наиболее убедительной, были объединены в отдельную научную дисциплину — риторику[4].

Умело произнесённые речи отвечали общим критериям, хоть и сильно отличались друг от друга по своим смыслам. Поиск общей формулы успешного ораторского выступления стал целью риторики.

Одним из первых риторов был античный мыслитель Эмпедокл, живший в V веке до нашей эры[5]. Для украшения своей речи мыслитель использовал метафоры и эпитеты.

Софисты

Первая теория риторики была предложена учеником Эмпедокла — Горгием. Он обозначил базис риторического искусства — учение об аргументации.

Горгий принадлежал к группе философов, называемых софистами. Им же была открыта первая школа риторики.

В риторике софистов не существовало единой истины. Всякое утверждение могло быть опровергнуто противоположным[6].

Известный софист Протагор начинал свои рассуждения с утверждения человека мерой всех вещей. Так всякое мнение обретало право на жизнь, ведь носителем его был никто иной, как человек[7].

Бюст Сократа

Сократ

Развитие риторики продолжил Сократ. Античный мыслитель не оставил после себя произведений, но стал главным героем диалогов своего ученика — Платона. По ним можно судить о манере Сократа вести беседу. Сократический диалог подразумевал использование наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник начинал сомневаться в своих знаниях. Данный метод получил название «теэтет», или майевтика. В отличие от софистов, Сократ отличал мнение от настоящей причины. Цель его бесед — поиск истины, а не убеждение оппонента в своей правоте[8].

Платон

Изображение Платона на фреске «Афинская школа» Рафаэля Санти

К риторике софистов Платон также относился критически. Философ считал, что если оратор не будет придерживаться нравственного идеала и будет убеждать исключительно из собственной выгоды, то общество потеряет нравственный ориентир. Последствия произнесённой речи софиста хаотичны, они могут пойти, как и во благо общества, так и во зло. Такие тенденции разрушали античный социум, по мнению Платона.

Платон впервые затронул проблему этической стороны риторики. Это инициировало преподавание риторики в контексте нравственного идеала. Формировался образ оратора как добропорядочного гражданина, который хорошо понимает силу собственного слова[9].

Аристотель

Бюст Аристотеля

Несмотря на то, что школы риторики существовали с V века до нашей эры, первое дошедшее до нас пособие датировано второй половиной VI века до нашей эры. Им стали лекции Аристотеля по риторике. Вероятно, Аристотель объединил уже существующие знания об искусстве публичного выступления, однако именно его часто считают «отцом» данной дисциплины.

Трактат Аристотеля Риторика представляет собой фундаментальное обобщение и переосмысление всех достижений античного искусства выступления.

Работа не задумывалась как произведение для публикации. Как и в случаях многих других произведений античного мыслителя, «риторика» предназначалась для преподавания. Книга включала в себя идеи Аристотеля из работ «Топика», «О софистических опровержениях», «Политика» и «Этика».

Некоторые исследователи считают, что «Риторика» Аристотеля стала следующей ступенью осмысления права. Определяя человека как политическое существо, Аристотель уже вплетал умение произносить убедительные речи в его жизнь[10]. Мыслитель тесно связывал риторику с философией. Она в данном случае должна была сыграть роль линзы, под которой исследователь может подробно изучить приёмы красноречия. Задача философии здесь — обеспечить беспристрастный анализ и исключить субъективные составляющие.

В своей работе Аристотель рассматривает природу аргументации. Античный мыслитель подчёркивает, что аргументация может быть и за и против, а речь может быть хвалебной или же содержать критику. Так «вульгарная риторика» софистов, основанная на языковых уловках, переросла в строгую методологию.

Виды речи

В своей концепции Аристотель выделял три вида речи: судебные, совещательные, эпидейктические. Такой подход рассматривал только ту речь, которая посвящена важным общественным темам. Необязательные беседы не рассматривались античной риторикой.

Основная задача риторики — убеждение путем доказательства. Его ход и содержание могут быть обусловлены несколькими приёмами и инструментами. Согласно Аристотелю, убеждая оппонента, оратор может использовать три риторические категории: этос, пафос или логос[11].

Классы речи

Состояние риторики в Античности позволило разделить речи на два класса: монологические и диалогические. Первые были запланированы до момента их произнесения, вторые же подразумевали элемент импровизации.

Монологическая речь

Монологическая речь подразумевает фиксированные роли оратора и аудитории (слушателя). В процессе её создания античные теоретики риторики выделяли пять этапов.

Первый этап получил название инвенции. Здесь происходило обдумывание вещей, о которых будет вестись рассказ в последующей речи.

Второй этап — композиция, или диспозиция. В его рамках происходило расположение компонентов речи согласно логике повествования.

Третий этап — элокуция, или украшение речи. На данном этапе оратор продумывал художественные приёмы, с помощью которых впоследствии украсит свою речь.

На следующем этапе — мемориа — ритор запоминал свою будущую речь, и на заключительном — речь произносилась на публике[3].

Диалогическая речь

В диалоге оратор и аудитория — непостоянные величины. У ведущих беседу людей данные роли чередуются. От ответа на вопрос зависит последующая реплика. Именно поэтому риторика, как дисциплина, всегда включала в себя практическую сторону. Умелый ритор способен не только хорошо продумать будущую речь, но и быстро найти остроумный ответ на реплику в диалоге[12].

Римская риторика

Высокий уровень государственности стал отличительной чертой Древнего Рима. Легендарное римское правосудие инициировало развитие риторики. В этот период дисциплина получила несколько дополнений. Они были предложены яркими персоналиями, труды которых изучаются и сегодня. Среди них Цезарь, Цицерон, Квинтилиан и другие.

Гай Юлий Цезарь

Римское красноречие часто связывают с именем Гая Юлия Цезаря. Этот римлянин известен как военный полководец и основатель империи. При этом, без умения произносить речи, данные заслуги оказались бы для него недостижимыми. Цезарь был признан лучшим судебным оратором Рима. Его речи разошлись на цитаты и афоризмы. Несмотря на значительный успех в ораторском искусстве Цезарь не написал теоретических работ по риторике.

Марк Туллий Цицерон

Продолжая идеи Аристотеля, Цицерон считал, что речь оратора должна быть посвящена серьёзным проблемам. Искусное произнесение речи требует от оратора глубокого понимания того, чему она посвящена. Более того Цицерон требовал от произносящего речь познания и человеческой природы, в противном же случае ритор не способен «воспламенить человеческие сердца». Идеального оратора Цицерон видел, как разносторонне развитого человека. Он и философ, и историк, и правовед. Идеальному оратору известны и приёмы актерского искусства, поскольку именно эмоция в первую очередь воздействует на чувства аудитории.

Портрет Цицерона. 1777 год

Существенное отличие Цицерона от других теоретиков риторики данного периода, в том, что он существенное значение придавал теоретическим знаниям. Противники римского ритора воспринимали искусство убеждения как исключительно практическое искусства. Подобным разногласиям посвящён ряд его диалогов.

При этом в концепции Цицерона теоретическая часть не уменьшала значение практической. Практикой не пренебрегал и сам римский ритор. В современности многие знают Цицерона именно как оратора, а не философа, политического деятеля или теоретика риторики. Многие из его речей считаются образцовыми, среди них: Речь против Катилины, речь в защиту Луция, речь о консульских провинциях и многие другие.

Важным замечанием Цицерона стало утверждение о том, что стиль речи должен соответствовать своему предмету. Так рассказ о важных вещах должен быть наполнен пафосом, а о простых — не должен быть перегружен художественными приёмами.

Помимо образа идеального оратора Цицерон привнес в ораторское мастерство ряд речевых приемов. Данные способы убеждения активно используются и в современной риторике.

Мнемотехника

Римский оратор предложил мнемотехнику — особый алгоритм запоминания текста. Такой подход предполагал отождествление различных элементов речи с ориентирами, которые путник встречает по дороге. Метод существенно облегчал запоминание оратором речи.

Диффамация

Цицероном также были предложены несколько новых методов убеждения. Один из них — диффамация. Данный приём представлял собой распространение порочащих сведений о человеке, против которого направлена речь[13].

Амплификация

Ещё один приём, предложенный Цицероном — амплификация. Это эмоциональное усиление призвано привлечь внимание аудитории. Такой приём может быть достигнут с помощью гиперболы или преувеличения.

Риторический вопрос

Римский оратор одним из первых стал использовать риторический вопрос. Или вопрос, который не требует ответа и используется для эмоционального усиления речи. В данном приёме под видом вопроса оратор доносит определённую информацию[14].

Марк Фабий Квинтилиан

Квинтилиан. Портрет

Систематизировать все знания о риторике, полученные в Античный и Римский периоды, удалось мыслителю Марку Фабию Квинтилиану. Особенности ораторского искусства были изложены им в «Двенадцати книгах риторических наставлений». В отличие от Аристотелевской «Риторики» данный труд был в значительной степени шире. Квинтилиан рассматривал многие проблемы риторического искусства и языка в целом[6]. Достижением римского мыслителя стало выделение трёх риторических стилей.

Стили речи

Квинтилиан обратил внимание на то, что в различных географических регионах существуют разные подходы к произнесению речей. Римский оратор выделял аттический, или греческий стиль. Основанный на речах Сократа и Аристотеля, данный стиль не подразумевал художественного усиления, был предельно краток и наполнен смыслом. Аттический стиль содержал только строгие логические последовательности.

Противоположным ему был характерный для Востока азианский стиль. Он подразумевал наполненный художественными украшениями и эмоциональными усилениями рассказ.

Промежуточное место между красотой азианского стиля и лаконичностью аттического занимал родосский риторический стиль. Он и стал основой для римского права. Данного стиля придерживались многие римские риторы, в том числе Цицерон[14].

Средневековая риторика

Классификация речей в Средние века

Следующий этап развития риторики наступил в период Средних Веков. Новые ценностные установки потребовали новой классификации речей. Григорий Великий разделил речи и тексты на экзегетические, катехизисные и панегирические.

Экзегеза, или толкование Священного Писания — пояснительный текст, на протяжении которого оратор излагал суть того или иного отрывка. Катехизисная речь предполагала изложение сути религиозного учения. Такой монолог пояснял, что в религиозном учении является благом, а что постыдным поступком. И наконец панегирическая речь представляла собой «похвальное слово». Как и эпидейктическая речь, она произносилась на праздниках.

Таким образом, можно заметить, что структура, предложенная Аристотелем и используемая Квинтилианом, претерпела изменения. Юридический и социально политический аспекты риторики были потеснены теологической проблематикой.

Особенности риторики в Средние века

В риторической традиции был сформирован новый жанр — гомилетика, или проповедь. Его технология отличались от античных и римских риторических концепций. Произнося данную речь, оратор не использовал приёмы, подчеркивающие его авторитет, поскольку подобные проповеди были тесно связаны с образом Бога и в некоторой степени произносились от его имени. Справедливость такого слова не вызывала сомнений у аудитории. Изменился и образ самого оратора. Если предшествующий идеал ритора — разносторонне образованный гражданин, то в Средние Века речь произносит глубоко верующий христианин. Отсюда и основная цель проповеди — формирование личности верующего человека. В период Средневековья проповеди произносились священнослужителями после литургии. Они могли представлять собой как экзегетическую речь, излагающую суть Священного писания, так и катехизисную, повествующую о моральном облике христианина. Примером таких речей или текстов могут быть «Гомилии на книгу Левит» Оригена, проповедь Аврелия Августина «О молитве Господней» и другие. Речь могла быть приурочена к христианскому празднику, в таком случае она представляла собой панегирический (восхваляющий) монолог. Его яркий пример — «Слово на Пасху» Иоанна Златоуста[15].

Картина «Таинство покаяния» Никола Пуссен

Исповедь

Риторика средневековья включает в себя помимо монологической части, и диалогическую сторону. Диалогическую речь можно обнаружить в еще одном новом для своего времени жанре — исповеди. В рамках этого диалога верующий излагает свои поступки и беспокойства священнослужителю. В рамках данной беседы священнослужитель наставляет своего собеседника на верный духовный путь.

Византия

Несмотря на то, что большинство средневековых риторик попали под влияние христианской традиции, ораторское искусство Византии сохранило достижения Античности. Византийское образование оставалось светским, в противовес западноевропейскому. В университетах изучалась как христианская литература, так и античная. Одним из главных представителей византийской риторики был философ и богослов Михаил Пселл. Он выделил ключевые аспекты риторического мастерства — лад, ритм, изменения (ритма), а также уместность речи.

Под ладом Михаил Пселл понимал общие места речи — константы, задающие произнесённому целостность. При создании речи ритор должен обращать внимание не на качество отдельных риторических приёмов, но на их сочетание.

Сочетания приёмов, в свою очередь, задают ритм. Пселл отмечает, что речь заключает в себе слова разного качества, среди них есть высокие, низкие и обычные.

Риторика Михаила Пселла подразумевает создание синтаксической структуры. Такая структура строится путём перебора различных последовательностей риторических приёмов.

Если западноевропейская риторика решала эстетическую задачу, то риторика Византии находилась в поисках речевых стилей. К данной проблеме европейская риторика пришла в эпоху Возрождения[16].

Риторика в эпоху Возрождения и Новое время

В период Нового времени и эпохи Возрождения в риторической традиции наблюдался возврат к Античности. Искусство убеждать вновь обращалось к категории логоса.

Информационная речь

В этот период был сформирован новый тип речи — информационный. Несмотря на то, что выступление учителей с речью перед учениками имело место и ранее, именно в Новое время этот тип отделяется от остальных. Более того, ему приписывается первостепенное значение. В частности, Френсис Бэкон определял риторику как «искусство сообщения знаний». Так, общественно-политическая сторона дисциплины уходила на второй план. Для эпохи нового времени в наибольшей степени был характерен поиск оснований научного знания. Данная тенденция отразилась и на риторике[15].

Судебные и социально-политические речи

Восстанавливались в своём статусе судебные и социально-политические речи. Антропоцентризм во многом сблизил риторику с литературой. Наследие данной дисциплины переносят в свои произведения Шекспир, Сервантес, Рабле. Из риторики были изъяты структуры аргументации, диалектика и логика. Наука сосредоточилась на непосредственном произнесении речи, а также на языковом аспекте. Так, в данный период была расширена теория языка. Особый вклад в эту область внесла работа Бернара Лами «Риторика, или искусство говорить». Развивались риторики для конкретных языков. Греческий и латинский теряли свой канонический статус[17].

Риторика в ХIХ веке

К концу XVIII века в Европе риторика преподавалась практически во всех университетах, школах и церковных училищах. Стало популярным деление дисциплины на общую и частную. Первая часть изучала общие риторические законы, вторая — особенности устной речи и текста.

Во второй половине ХIХ века предметное поле риторики расширилось. Её предметом также стала поэзия и художественная проза. К ХХ веку развитая филологическая сторона дисциплины вытеснила структуры аргументов, сформированные ещё в Античности. Были поставлены под сомнение наличие трёх основных элементов риторики: оратора, речи, аудитории как фундамента дисциплины[15].

Риторика в России

Риторика как искусство красноречия развивалась и в России. Ораторское мастерство пришло на территорию Древней Руси из Византии. Одним из первых теоретиков риторики, идеи которого стали известны в России, был Георгий Хирабоск. В дальнейшем свои концепции в области риторики предложили Михаил Васильевич Ломоносов и Михаил Михайлович Сперанский[18].

Михаил Васильевич Ломоносов. Картина Георга-Гаспара Преннера

Риторика Михаила Васильевича Ломоносова

Ярким представителем российской риторики был Михаил Васильевич Ломоносов. В 1743 году вышло его «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочинённое».

В работе было предложено несколько оригинальных идей в контексте не только отечественной риторики, но и мировой. Ораторское учение Ломоносова состояло из трёх частей.

Первая повествовала о сущности риторики и её связи с прозой и поэзией, вторая рассказывала о том, каким образом должно быть построено прозаическое произведение. Третья часть была посвящена поэтике.

Как и Цицерон, Ломоносов подчёркивал, что оратор должен быть развит разносторонне. Он считал, что для этого необходимо знать теоретические основ риторики, следовать примеру хороших авторов, упражняться в сочинении, иметь эрудицию, знать основы других наук.

Ломоносов предложил концепцию, согласно которой мысль перерастает в речь. Идея речи формируется в виде предложения, на основе которого создаётся система из первичных и вторичных понятий[19].

Риторика Михаила Михайловича Сперанского

Михаил Сперанский

Об ораторском искусстве написал работу и Михаил Михайлович Сперанский. Отечественный мыслитель предложил курс по словесности. Лекции были прочитаны в Петербургской духовной академии. При этом, как отдельное произведение они были изданы в 1844 году, уже после смерти автора.

Риторика Сперанского состояла из трёх частей: изобретения речи, её расположения и произнесения. Задача риторики, по мнению русского мыслителя, — не разъяснение истин, а убеждение оппонента. При этом Сперанский отметил, что речь оратора должна быть речь доступной и связанной одной канвой. Каждая высказанная мысль должна вытекать из предыдущей[20].

Риторика в ХХ-ХХI веках

Неориторика

Заметное влияние на риторику ХХ века оказал «лингвистический поворот» в философии. В этот период язык пережил ряд реформ, направленных на исключение логических ошибок в речи. Так, Венский кружок стремился свести речь к набору протокольных предложений — простейших утверждений, которые описывают данное в опыте. Пример такого предложения: «Я сейчас наблюдаю солнечное затмение». Таким образом, все средства усиления речи оказывались ненужными элементами. Представители Венского кружка стремились превратить язык в непротиворечивую систему, что оказалось невыполнимой задачей. Риторика находилась в кризисе. Но вскоре дисциплина обрела второе дыхание[21].

Со второй половины ХХ века возникает отдельная школа новой риторики, или неориторики. Предмет её исследования не речь, как это было ранее, а текст. Это понятие включало в себя как письменные источники, так и произнесённую речь. Именно текст в современном мире создает окружающую реальность, без него немыслима коммуникация. Так, неориторика обретает философский, в частности онтологический статус. Ответив на вопрос о том, как мысль переходит в текст, исследователь данной области отвечает на вопрос о сущности реальности.

Название «неориторика» закрепилось, благодаря одноименной работе бельгийского философа Халима Перельмана. В ставшем отправной точкой для неориторики произведении «Трактат об аргументации: новая риторика» исследователь обращается к исследованию аргументации как таковой. Далеко не все речи соответствуют строгой доказательной структуре, что вынуждает нас обращаться к логике здравого смысла. С точки зрения Перельмана, доказательную логику речи формируют ценности, в контексте которых она произносится[22].

Риторика в теории коммуникаций

В своей классификации традиций теории коммуникаций Роберт Крейг выделил риторическую. Данное направление направлено на изучение межличностных отношений в системе оратор — аудитория. В нём используются методы гуманитарных наук[23].

Примечания

  1. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. / Под ред. Горкина А.П.. — М.: Росмэн, 2006.
  2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. — М.: АСТ, 2007. — ISBN 5-17-013347-2.
  3. 3,0 3,1 Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс.. — М.: "Флинта", "Наука", 2011. — С. 26—30. — 292 с.
  4. Ораторы Греции / Под ред. М. Л. Гаспарова, вступ. статья В. Г. Боруховича. — М.: Художественная литература, 1985.
  5. Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 2003. — 400 с. — ISBN 5-06-003049-0.
  6. 6,0 6,1 Корнилова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. — М.: УРАО, 1998.
  7. Галанин Р. Б. Риторика Протагора и Горгия. — СПб.: РХГА, 2016. — 264 с. — ISBN 978-5-88812-787-2.
  8. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М.: Ладомир, 1994. — 714 с. — ISBN 5-86218-102-4.
  9. Алымова Е. В. Риторическое измерение философского дискурса: софисты, Платон, Аристотель // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. : Журнал. — 2011. — № 1. — С. 3—10.
  10. Рекош К. Х. Риторика Аристотеля: юридический взгляд // Вестник МГИМО : Журнал. — 2015. — Т. 42, № 3.
  11. Murphy J. J. Rhetoric in the Middle Ages. — University of California Press, 1974. — 384 с.
  12. Попов Е. Н. Культура античного диалога от Сократа к Аристотелю // Педагогика. Психология. Философия : Журнал. — 2017. — Т. 1, № 6.
  13. Адорно Т. В. Негативная диалектика / Пер. с нем. Е. Л. Петренко. — М.: Научный мир, 2003.
  14. 14,0 14,1 Гаспаров М. Л. Цицерон и античная риторика. История Древнего Рима. Дата обращения: 13 мая 2023.
  15. 15,0 15,1 15,2 Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  16. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Coda, 1997.
  17. Смена риторических идеалов в новое время. Мегалекции. Дата обращения: 14 мая 2023.
  18. Волков А. А. Курс русской риторики. — М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001.
  19. Риторика Ломоносова. Журнал Фома. Дата обращения: 14 мая 2023.
  20. Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. История и современное состояние риторики в России. relga (08.12.2000). Дата обращения: 13 мая 2023.
  21. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы / Отв. ред. Безменова Н. А.. — М.: ИНИОН, 1987. — 213 с.
  22. Сухарева О. Э. Нео-риторика Х. Перельмана как основа персуазивно-конвинсивного метода анализа убедительности речи // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : Журнал. — 2013. — Т. 25, № 2.
  23. Craige R. Communication Theory. — Blackwell Publishing Ltd.; International Communication Association, 1999.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!