Этос

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Этос — характер физического, морального, общественного или художественного явления[1]. В философии под этосом понимается характер человека, который не зависит от человеческой природы[2]. В риторике этос представляет собой один из методов убеждения, в котором оратор обращается к нравственному авторитету[3]. Термин «этос» также используется в философии науки. Под ним подразумевается комплекс нравственных представлений и моральных ограничений учёного и научного сообщества[4].

Этимология

Этос происходит от греческого ἦθος. Термин изначально обозначал жилище человека или местопребывание животных. В таком значении этос встречается у античного поэта Гомера. Позднее этос стал использоваться в значениях: характер, нрав, обычай, образ мысли[5]. Слово образует корень от ἠθικός — нравственность. От данного термина происходит название философской дисциплины «этика»[2].

Этос в риторике

Аристотель

В риторике Аристотеля этос представляет один из трёх способов убеждения наряду с пафосом и логосом. Этос оратора представляет собой его соответствие нравственному авторитету. Данная сфера инициирует доверие аудитории к оратору. Если же речь ритора пойдёт вразрез с нравственными нормами аудитории, то та в скором времени потеряет интерес к говорящему. Если же оратор не обладает нравственным авторитетом среди аудитории, то заслужить его он может, опираясь на уже существующие авторитеты.

Оратор может цитировать мыслителей и риторов, уже известных публике. Либо добиваться авторитета исключительно собственными силами, используя убедительные доказательства или поднимая актуальные для аудитории проблемы. В исследовательской литературе аргумент, который апеллирует к нравственному идеалу, получил название — этотический[3].

Аристотель противопоставляет этос и пафос — логосу или логическим аргументам речи. Так, убедительная речь даже в классической риторике не обязательно должна представлять собой логически построенное доказательство. Однако, с точки зрения Аристотеля владение всеми тремя способами убеждения делает оратора мастером красноречия.

Бюст Цицерона

Цицерон, как и Аристотель, противопоставляет этос логосу. Римский оратор полагал, что этос и пафос как методы убеждения могут быть связаны с логически слабой аргументацией. По мнению Цицерона, этотические аргументы наиболее применимы в заключении речи, где оратор подводит итог сказанному и воззвать к эмоциям аудитории[6].

При этом не все риторические стили подразумевают активное использование этотического аргумента. Так, аттический риторический стиль подразумевает лаконичность и интеллектуальную образность. В нём чаще используется логическая аргументация и реже — этос и пафос.

Противоположностью аттическому выступает азианский риторический стиль. Он представлял собой пышный, впечатляющий способ изложения мыслей. Такой риторический стиль включал в себя множество средств выразительности, часто обращался к эмоциям аудитории. Этос и пафос в нём использовались заметно чаще[7].

Этос в философии

Эмпедокл. Гравюра

Одним из первых термин «этос» использовал античный философ Эмпедокл, указывая данным понятием на характер или сущность объекта. Так, Эмпедококл рассуждал об этосе первоэлементов действительности. Этос в значении нравственного идеала отдельного человека использовали Пифагор, Гераклит, Демокрит, Критий.

Начиная с Аристотеля, в европейской метафизике за этосом закрепились особые свойства человека — добродетели, которые человек приобретал сознательно. Их античный философ противопоставлял неизменным познавательным возможностям.

Следующий этап понимания этоса наступил в XIX веке. В психологии возникало всё больше понятий описывающих работу сознания человека. Была предложена трактовка сознания как направленного потока (Анри Бергсон, Эдмунд Гуссерль). Так формируется понимание этоса как одного из слоёв сознания, от которого зависит понимание человеком своего положения в культуре, ноосфере и космосе[2].

Этос в литературе

Термин «этос» также используется при анализе художественных текстов. Поскольку в Античности анализ художественных текстов (поэтика) был тесно связан с риторикой, значения этоса в данных областях близки. В литературе этос представляет собой нравственный идеал и личностный образец. При этом возможности термина становятся шире, поскольку носителем этоса может быть вымышленный персонаж.

Анализируя античную литературу, исследователи часто выделяют героический этос — ряд особенностей характера персонажа, совершившего героический поступок. Однако этос не обязательно выражает характер отдельного человека. В современных академических работах встречаются исследования этосов отдельных городов или обществ[8].

Этос в музыке

Античные мыслители использовали термин этос и в музыке. В Древней Греции отдельные гармонии связывались с определёнными этическими категориями. Так, диатоническая музыка описывалась как строгая и естественная. Противоположностью оказывалась хроматическая, которую греки считали изнеженной, способной испортить душу человека.

С этическими категориями связывались и музыкальные инструменты. В «Государстве» Платон призывал исключить большинство музыкальных инструментов и оставить полезную лиру и кифару.

В последующие эпохи этические характеристики давались церковным тонам. А в XVI веке с точки зрения этики были описаны «большое» и «малое» трезвучие, что инициировало в музыке разделение на мажор и минор[9].

Этос в науке

Многочисленные достижения науки последних столетий привели к тому, что возможности современных технологий нередко впадают в противоречие установками морали. Наука как форма общественного сознания на протяжении многих веков не имела определённых ценностных ориентиров. Методы достижения объективной картины мира не регламентировались отдельной системой знаний. Так, в XX веке учёные и философы обратили внимание, что лишённая нравственных ограничений наука может существенно навредить человечеству[4].

Развитие техники, генетики, психологии и других сфер знания привели к ряду проблем. Среди них — загрязнение окружающей среды, этические вопросы вмешательства в генотип человека, моральная дилемма создания оружия и многие другие. На основе многочисленных проблем в ХХ веке в академическом дискурсе возникла тема этоса учёного. Одним из первых исследователей данной области выступил Роберт Кинг Мертон[10].

Американский социолог предложил этические нормы науки, сформулировав их в виде четырёх ценностей.

  • Универсализм или беспристрастность. Истинность научных достижений должна оцениваться независимо от возраста, авторитета, расы, звания, пола учёного, который их предложил.
  • Коллективизм. Знание, полученное научным путём, становится общепринятым достоянием.
  • Бескорыстность. Стимулом работы учёного должен выступать поиск истины, а не денежное вознаграждение.
  • Скептицизм. Критический анализ исследований[11].

На сегодняшний день тема этоса в науке представлена достаточно широко. Активно проводятся исследования в таких междисциплинарных сферах, как биоэтика и экологическая этика[12]. Существует ряд признанных работ, которые ограничивают возможности учёного. Среди них «Нравственный кодекс научного работника», «Нормы научной этики, принятые обществом Макса Планка». Регуляция поведения учёных и проведений научных исследований происходит и на государственном уровне[11].

Литература

  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М. : Наука, 1977.
  • Античные риторики / Собр. текстов, ст., комментарии и общее редактирование А. А. Тахо-Годи. — М., 1978.
  • Античные теории языка и стиля. — М., Л., 1936.
  • Аристотель. Риторика. Кн.3 / Пер. С. С. Аверинцева // Аристотель и античная литература. — М. : Наука, 1978.
  • Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. — М.: Наука, 1991.
  • Виноградова Т. В. Этические проблемы творчества учёного: Научно-аналитический обзор. — М. : ИНИОН, 1993.
  • Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. — М., 1991.
  • Лосев А. Ф. Античные теории стиля в их историко-эстетической значимости // Античные теории стиля. — М. : Изд-во МГУ, 1978. — С.5-12.
  • Новая философская энциклопедия / В. С. Стёпин. — М. : Мысль, 2001.
  • Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников».
  • Философия науки: словарь основных терминов / С. А. Лебедев. — М. : Академический проект, 2004.
  • Философия. Энциклопедический словарь / А. А. Ивин. — М. : Гардарики, 2004.
  • Философская энциклопедия / Ф. В. Константинов. — М. : Советская энциклопедия, 1960—1970.
  • Фролов И. Т. Этика науки: проблемы и дискуссии / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин; Российская акад. наук, Ин-т философии. — М. : URSS, 2009.
  • Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Под ред. М. Л. Гаспарова. — М. : Наука, 1972.

Примечания

  1. Философская энциклопедия в 5 томах / Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
  2. 2,0 2,1 2,2 Голик Н. В. Тайна этоса. Anthropology. Дата обращения: 23 мая 2023.
  3. 3,0 3,1 Тимохин А. Этос. Recture. Дата обращения: 23 мая 2023.
  4. 4,0 4,1 Философия. Энциклопедический словарь / А. А. Ивин. — М.: Гардарики, 2004.
  5. Новая философская энциклопедия / В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2001.
  6. М. Л. Гаспаров. Цицерон и античная риторика. История древнего Рима. Дата обращения: 23 мая 2023.
  7. Словарь античности / В. И. Кузищин. — М.: Прогресс, 1989.
  8. Сороцкий М. С. Героический этос гомеровских времен // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки : Журнал. — 2012. — № 2.
  9. Лебедев А. В., Лебедев С. Н. Этос. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 24 мая 2023.
  10. Философия науки: словарь основных терминов / С. А. Лебедев. — М.: Академический проект, 2004.
  11. 11,0 11,1 Бандурина И. А. Этос науки и этика учёного // Высшее образование в России : Журнал. — 2010. — № 5.
  12. Кетова Т. Н. Биоэтика как этап развития гуманизма // ченые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. — 2015. — № 4.