Оратор

Материал из «Знание.Вики»

Ора́тор — человек, который произносит речь перед аудиторией; красноречивый человек, действующий на ум и чувства слушателей[1]. Термин происходит от латинского orator и orare — говорить[2].

Первые ораторы

Хотя ораторское мастерство или красноречие сыграло существенную роль в формировании многих культур, осмысление роли и деятельности оратора началось в Древней Греции. Развитие государственности в Древней Греции требовало от гражданина навыка защиты своей точки зрения. Публичная политика увеличила роль слова. Участники политического процесса учились ораторскому мастерству как ремеслу. Так, новый навык нуждался в осмыслении. Рассуждения о том, как сделать речь оратора наиболее убедительной, вскоре были объединены в отдельную научную дисциплину — риторику[3].

Умело произнесённые речи отвечали общим критериям, хоть и сильно отличались друг от друга по своим смыслам. Поиск общей формулы успешного ораторского выступления стал целью риторики. Одним из первых риторов был античный мыслитель Эмпедокл, живший в V веке до нашей эры. Для украшения своей речи мыслитель использовал метафоры и эпитеты. При этом первая теория риторики была предложена его учеником — Горгием. Он обозначил базис риторического искусства — учение об аргументации. Горгий принадлежал к группе философов, называемых софистами. Им же была открыта первая школа риторики[4].

В риторике софистов не существовало одной истины. Всякое утверждение могло быть опровергнуто противоположным. Известный софист Протагор начинал свои рассуждения с утверждения человека мерой всех вещей. Так, всякое мнение обретало право на жизнь, ведь носителем его был не кто иной, как человек[5].

Оратор, речь, аудитория

Аристотель

Заметную роль в формирование риторики как научной дисциплины внёс античный философ Аристотель. Его трактат «Риторика» представлял собой фундаментальное обобщение и переосмысление всех достижений античного искусства выступления.

Аристотель выделяет три элемента коммуникации: оратор, речь, аудитория. Каждый из них играет фундаментальную роль для коммуникационного процесса, отсутствие одного приводит к отсутствию коммуникации[6].

Мыслитель сформулировал и основную задачу риторики — убеждение путём доказательства. Ход и содержание аргументов могут быть обусловлены несколькими приёмами и инструментами. Согласно Аристотелю, убеждая оппонента, оратор может использовать три риторические категории: этос, пафос или логос. Трёхчастная структура риторики в виде оратора, речи и аудитории была основой дисциплины вплоть до XX века и возникновения неориторики[7].

Образ и нравственный идеал оратора

Античность

Впервые затронул проблему этической стороны риторики Платон: несёт ли оратор ответственность за последствия речей? Ответом стало преподавание риторики в контексте нравственного идеала. Формировался образ оратора как добропорядочного гражданина, который хорошо понимает силу собственного слова.

К риторике софистов Платон относился критически, отталкиваясь от мысли, что если оратор не будет придерживаться нравственного идеала, будет убеждать исключительно из собственной выгоды, то общество потеряет свой ориентир. Последствия произнесённой речи софиста хаотичны, они могут пойти как и во благо общества, так и во зло. Такие тенденции разрушали античный социум[8].

Римская Империя

Цицерон

Наиболее полно тема нравственного идеала оратора изложена в работе Цицерона «Об ораторе». Идеального оратора римский мыслитель видел, как разносторонне развитого человека. Он и философ, и историк, и правовед. Идеальному оратору известны и приёмы актёрского искусства, поскольку именно эмоция в первую очередь воздействует на чувства аудитории.

Существенное отличие Цицерона от других теоретиков риторики данного периода, в том, что он существенное значение придавал теоретическим знаниям. Противники римского ритора воспринимали искусство убеждения как исключительно практическое искусство. Подобным разногласиям посвящён ряд его диалогов.

При этом в концепции Цицерона теоретическая часть не уменьшала значение практической. Практикой не пренебрегал и сам римский ритор. В современности многие знают Цицерона именно как оратора, а не философа, политического деятеля или теоретика риторики. Многие из его речей считаются образцовыми, среди них: «Речь против Катилины», «Речь в защиту Луция», «Речь о консульских провинциях» и многие другие[9].

Средние века

В Средние века риторика столкнулась с существенными изменениями. В риторической традиции был сформирован новый жанр — гомилетика или проповедь. Его технология отличалась от античных и римских риторических концепций. Произнося такую речь, оратор не использовал приёмы, подчёркивающие его авторитет, поскольку подобные проповеди были тесно связаны с образом Бога и в некоторой степени произносились от его имени.

Новые ценностные установки требовали от оратора не столько всестороннего развития, сколько соблюдения религиозных догматов. Однако, это вовсе не означало, что в средневековый период оратор лишился нравственного идеала, поскольку следование догматам уже делало человека праведным и нравственным. Всестороннее развитие также не было полностью исключено из требований к оратору, но оно играло второстепенную роль.

Иллюстрацией этого выступает работа «Пастырское правило», где Григорий Великий даёт психологическую характеристику различных групп верующих. В работе присутствуют и риторические рекомендации для будущего пастыря — к каким именно эмоциям должен взывать проповедник в каждом отдельном случае[10].

Новое время и Возрождение

В период Нового времени и эпохи Возрождения в риторической традиции наблюдался возврат к Античности. Искусство убеждать вновь обращалось к строгой аргументации, а нравственный идеал вновь приближался к всесторонне развитому человеку. Новые тенденции способствовали развитию информационной речи (лекции, научного сообщения). Восстанавливались в своём статусе судебные и социально-политические речи[11].

К концу XVIII века в Европе риторика преподавалась практически во всех университетах, школах и церковных училищах. Стало популярным деление дисциплины на общую и частную. Первая часть изучала общие риторические законы, вторая — особенности устной речи и текста. Нравственный идеал оратора оставался частью общей риторики, когда частная — была сосредоточена на практике произнесения конкретных речей[12].

Литература

1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М.: Шк. «Языки русской культуры», 1996. — 448 с.

2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977.

3. Античные риторики/ Собр. текстов, ст., комментарии и общее редактирование А. А. Тахо-Годи. — М., 1978.

4. Античные теории языка и стиля. — М., Л., 1936.

5. Гаспаров М. Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики //Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. — М.: Наука. 1986.

Примечания

  1. Словарь иностранных слов, вошедших в словарь русского языка / Чудинов А. Н.. — 1919.
  2. Объяснение 25000 слов, вошедших в употребление в русских язык, с означением их корней / Михельсон А. Д.. — 1865.
  3. Ораторы Греции / Под ред. М. Л. Гаспарова, вступ. статья В. Г. Боруховича. — М.: Художественная литература, 1985.
  4. Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 2003. — 400 с. — ISBN 5-06-003049-0.
  5. Галанин Р. Б. Риторика Протагора и Горгия. — СПб.: РХГА, 2016. — 264 с. — ISBN 978-5-88812-787-2.
  6. Рекош К. Х. Риторика Аристотеля: юридический взгляд // Вестник МГИМО : Журнал. — 2015. — Т. 42, № 3.
  7. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы / Отв. ред. Безменова Н. А.. — М.: ИНИОН, 1987. — 213 с.
  8. Алымова Е. В. Риторическое измерение философского дискурса: софисты, Платон, Аристотель // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. : Журнал. — 2011. — № 1. — С. 3—10.
  9. Гаспаров М. Л. Цицерон и античная риторика. История Древнего Рима. Дата обращения: 13 мая 2023.
  10. Махов А. Е. Коупленд Р. «Пафос» и пастырство: «Риторика» Аристотеля в средневековой Англии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. : Журнал. — 2015. — Февраль (т. 89, № 1).
  11. Смена риторических идеалов в новое время. Мегалекции. Дата обращения: 14 мая 2023.
  12. Хазагеров Г. Г. Риторика. — Р.: Феникс, 2004.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!