Неориторика

Материал из «Знание.Вики»

Неориторика (или новая риторика) — философская и филологическая теория, которая изучает правила убеждающего речевого общения, законы построения воздействующего текста и особенности его интерпретации. Началом неориторики принято считать вторую половину ХХ-го века, когда термин стал появляться в академических исследованиях[1]. Название «неориторика» закрепилось благодаря одноимённой работе бельгийского философа Хаима Перельмана. В ставшем отправной точкой для неориторики произведении «Трактат об аргументации: новая риторика» 1958 года мыслитель обратился к исследованию аргументации[2]. Отсюда главное отличие неориторики от риторики. Если первая направлена на изучение ораторского и художественного мастерства, то предмет неориторики — процесс убеждения. Несмотря на то, что термин «неориторика» вошёл в научный оборот благодаря трудам Хаима Перельмана, о необходимости обновления дисциплины писали и ранее. В частности, об этом в своей работе 1950 года «Риторика мотивов» упоминал Кеннет Бёрк[3].

Риторика в XX веке

Хаим Перельман

Формирование неориторики

К ХХ веку усиленная филологическая сторона риторики вытеснила структуры аргументов, сформированные ещё в Античности. Развитие риторики поставило под сомнение наличие трёх её основных элементов: оратора, речи, аудитории как фундамента дисциплины. Заметное влияние на риторику ХХ века оказал «лингвистический поворот». В частности, его первый этап, который пришёлся на 1920-е годы и был связан с публикацией Логико-философского трактата Л. Витгенштейна. В этот период язык пережил несколько реформ, которые были направлены на исключение логических ошибок в речи. Таким образом, к примеру, Венский кружок стремился свести речь к набору протокольных предложений — простейших утверждений, которые описывают данное в опыте. Пример такого предложения: «Я сейчас наблюдаю солнечное затмение». Таким образом, все средства усиления речи оказывались ненужными элементами. Представители Венского кружка стремились превратить язык в непротиворечивую систему. Однако это оказалось невыполнимой задачей. Очевидно, что риторика оказалась в глубоком кризисе. Эта тенденция продлилась до середины ХХ века, когда дисциплина обрела второе дыхание[4].

Со второй половины ХХ века возникает отдельная школа новой риторики, или неориторики. Её главные представители Х.Перельман и Л. Ольбрехт-Тытека. Совместную работу исследователи начали в 1941 году, а в 1958 был опубликован «Трактат об аргументации: новая риторика» Х. Перельмана, который впоследствии закрепил за направлением термин «неориторика».

Предмет исследования школы неориторики, это не ораторское мастерство, как это было ранее, а текст, который включал в себя как и письменные источники, так и произнесённую речь. Именно текст в современном мире создаёт окружающую реальность, без него немыслима коммуникация.

Неориторика в контексте общей риторики

В риторике принято деление на общую и частную. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения речи. Эта наука не зависит от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. Так, предметом частной риторики могут выступать коммуникации в политике, рекламе, судебных процессах и так далее[3].

Термин «неориторика» часто употребляется в смысле синонима общей риторики второй половины XX века. Также возможно употребление неориторики в значении лингвистической прагматики — направления языкознания, которое восходит к трудам философов-лингвистов Оксфордской школы, таких как Б. Рассел, Дж. Остин, Дж. Сёрл[5]. Современные исследователи отмечают, что в новой риторике «логическая» и «литературная» сторона сосуществуют, однако преобладает первая. Помимо Х. Перельмана и К. Бёрка, вклад в развитие риторики ХХ века также внесли Р. Барт (Нулевая степень письма, 1953), С. Тулмин («Способы использования аргументации», 1958), Г. Джонстоун («Философия аргументации», 1959), У. Фишер (Нарративная парадигма: в начале, 1985), Б. Кассен (Словарь непереводимостей, 2004). Новой риторике посвящены коллективные монографии «Философия, риторика и аргументация» (1965), «Риторика, магия и природа у Платона» (1965)[3].

Кеннет Бёрк

В риторике ХХ века важное место занимали работы Кеннета Бёрка (5 мая 1897 — 19 ноября 1993). Английский исследователь риторики и теории коммуникации обратил внимание на такое понятие, как драматизм. Концепцию драматизма Бёрк выделил из литературоведения и распространил на социальную проблематику. Так, знаменитое выражение Уильяма Шекспира «Весь мир — театр…» было воспринято буквально[6].

Драматургическая пентада

Во всяком социальном действии концепция Бёрка стремилась вскрыть взаимодействие между такими элементами, как сцена, действие, деятель, средства действия и цель. Этой драматургической пентадой Бёрк заменил привычное аристотелевское трёхчастное строение риторики. Оратор, речь и аудитория больше не выступали основой дисциплины. Данный подход продолжил традиции символического интеракционизма Джорджа Г. Мида и в очередной раз указал на образную роль коммуникации в жизни человека. Драматизм или смысл, приписываемый участниками и наблюдателями коммуникации, выступал инициатором значений для конкретных социальных действий[7].

«Божественный» и «дьявольский» термин

Существенную роль в концепции Кеннета Бёрка играют такие понятия как «божественный» и «дьявольский» термины. Под ними американский исследователь понимает наиболее общие понятия, которые выражают крайний положительный и крайний отрицательный полюсы нашей жизни. В случае фразы «сражается как лев» божественный термин представляет лев. Так, символический пласт, к которому отсылает нас образ животного, — это черты сильного и мудрого человека, который уверен в своих силах. С другой стороны, человека могут сравнивать со змеёй, насекомым вредителем и другими животными. Их образы отсылают нас к негативным качествам. Такие символы представляют уже «дьявольский» термин. Использование подобных терминов позволяет оратору наполнить свою речь большим драматизмом и вызвать наибольший отклик у аудитории.

Риторика, по мнению Бёрка, выражает желание человека говорить, исходя из внутреннего беспокойства. В основе всякой речи лежит «вина», которую в переводе на русский язык следует понимать, как чувство собственного несовершенства. Данный исток позволяет классифицировать существующие речи на исповедальные и те, которые направлены на поиск «божественного» или «дьявольского» терминов, которые с наибольшей точностью выразят сцену и действие. Так, переложив «вину» на «дьявольский» термин или доверив её «божественному», люди и сам оратор освобождаются от беспокоящего их груза[8].

Хаим Перельман

Термин «неориторика» закрепился благодаря одноимённой работе бельгийского философа Хаима Перельмана (20 мая 1912 — 22 января 1984). В ставшем отправной точкой для новой дисциплины произведении «Трактат об аргументации: новая риторика» 1958 года исследователь обращается к исследованию аргументации. Очевидно, что далеко не все речи соответствуют строгой доказательной структуре, что вынуждает нас обращаться к логике здравого смысла. С точки зрения Перельмана, доказательную логику речи формируют ценности, в контексте которых она произносится. К примеру, анализируя беседу двух друзей, которые решают, где лучше провести каникулы, исследователь обратит внимание, что финальное решение не выведено с помощью доказательной логики, а принято в контексте субъективных убеждений, которых придерживаются друзья.

В процессе аргументации Перельман отличает примеры и иллюстрации. Если первые призваны доказать правило, иллюстрация — лишь подкрепить его авторитет. Так беседа двух друзей с наибольшей вероятностью будет наполнена иллюстрациями, а учёные, вступившие в академическую полемику, будут апеллировать к примерам[9].

Уолтер Фишер

Ещё одна фигура, оказавшая влияние на состояние современной риторики, — Уолтер Фишер (1931 — 26 июля 2018). Развивая идеи Кеннета Бёрка, Фишер ввёл в риторику и теорию коммуникации нарративный подход. Данный метод анализировал процесс коммуникации, как повествование историй. Так, истории — наиболее древняя и универсальная форма общения. Отталкиваясь от этого, Фишер предположил, что именно в контексте повествования человек воспринимает себя и других. Всякая жизнь человека, рода, города и так далее может быть сжата до истории, несмотря на то, что в своей основе представляет собой нечто принципиально большее. Именно в формате истории судьба человека или социальной группы выглядит наиболее доступной для восприятия.

При этом не стоит забывать, что рассказываемая история представляет собой, в первую очередь, художественный жанр. Приёмы рассказа оказываются важнее аргументов, а связность и точность речи обладают большей ценностью, чем её справедливость[10][11].

Барбара Кассен

Барбара Кассен

Ещё один представитель неориторики — французский филолог и философ Барбара Кассен (24 октября 1947 — наше время). Её предмет исследований — софистика — способ вести диалог, цель которого — убедить собеседника, а не добраться до истины. Софистика как направление полностью противоположна идее «лингвистического поворота». Кассен понимает софистику как «эффект структуры». Многообразие мнений порождает необходимость убеждать собеседников. В знаменитой книге «Эффект софистики» Барбара Кассен прослеживает историю данного направления и интерпретирует его как способ мышления. Внимание исследовательницы привлекает и проблема перевода. В 2004 году вышел итог колоссального проекта, объединившего более ста пятидесяти авторов, учёных — лингвистов. Кассен была его инициатором и главным редактором. Эта работа «Словарь непереводимостей» предлагает читателю собрание философских терминов из разных языков, а также особенности и сложности, с которыми столкнулись их переводчики на другие языки. Синтезом идей данного проекта стала работа «Похвала переводу», в которой софистика покидает пределы языка и достигает мышления. И язык, и мышление оказываются пронизаны софистикой, поскольку связь между словом и понятием всегда относительна[12].

В XXI веке риторика продолжает своё развитие как самостоятельная научная дисциплина. На полках книжных магазинов можно обнаружить как авторов-классиков — Аристотеля, Протагора, так и современных авторов. Искусство убеждения не теряет своей актуальности в современных реалиях. Поле исследования современной риторики крайне разнообразно, наука включает в себя массу персоналий, продолжающих научный дискурс данной дисциплины[3].

Примечания

  1. Эффективное речевое общение (Базовые компетенции) / Сковородников А. П.. — К.: Сибирский федеральный университет, 2014. — ISBN 978-5-7638-3042-2.
  2. Костюнина М. В. "Новая риторика" как направление исследования политической коммуникации // Вестник СурГУ : Журнал. — 2014. — № 3(5).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Иванов Л. Риторика. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 29 июня 2023.
  4. Мейзерский В. М. Философия и неориторика. — К.: Лыбидь, 1991.
  5. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / О. Н. Волкова. — М., Ф.: Наука, 1998.
  6. Kenneth Burke (англ.). Britannica. Дата обращения: 29 июня 2023.
  7. Corey A. Facing the gorgon: Kenneth Burke on dramatic form, catharsis, and transcenence (англ.) // Литература двух Америк : Журнал. — 2020. — No. 9.
  8. Горных А. А. Символическое действие и коммуникация: метафора и деньги у Кеннета Берка // Литература двух Америк : Журнал. — 2020. — № 9.
  9. Самохина Е. Г. Идея аудитории в аргументативной теории права Х. Перельмана // Труды института государства и права РАН : Журнал. — 2013. — № 4.
  10. In memoriam: Walter R. Fisher, 87. USC Anenberg. Дата обращения: 29 июня 2023.
  11. Уолтер Фишер. Альфапедия.
  12. Barbara Cassin: 2018 CNRS Gold Medal (англ.). СNRS News. Дата обращения: 29 июня 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!