Античность
Анти́чность (от лат. anticus — древний) — в широком смысле понятие равнозначное термину «древность». Чаще всего употребляется для обозначения культурно-исторической эпохи, которая включает историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима и регионов, которые находились под их влиянием[1]. Используется для обозначения всего культурного и исторического разнообразия, связанного с греко-римской древностью. Охватывает временной период начиная с Гомеровской Греции (примерно IX век до н. э.) и кончая падением Западной Римской империи (476 год)[2].
Под Античностью так же понимают цивилизацию, созданную древними греками и римлянами в Средиземноморье, которая распространилась, в ходе колонизации и завоеваний на регионы Центральной и Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, территории Причерноморья. Центром античного мира являлись Балканская Греция, западная часть Малой Азии, Апеннинский полуостров, острова Эгейского моря и Сицилия[3]. Географически античный мир охватывал огромные территории, но фактически античная цивилизация связана с историей возникновения, развития и упадка Древней Греции и Древнего Рима, когда они являлись центром притяжения для многих народов[4].
Античность считают первой, начальной эпохой в истории европейской (западной) цивилизации, или европейской древностью. Она двусоставна — складывается из древнегреческой и римской (суб)цивилизаций. Конститутивной особенностью античной эпохи была диалогичность, она не имела единого центра: в ней присутствовало внутрицивилизационное, греко-римское «двуголосие», которому предшествовал, в частности, древнегреческий политический плюрализм. Эта особенность была затем воспринята европейским Средневековьем, Европой Нового времени и до современности[5].
Термин возник в эпоху Возрождения в связи с растущим интересом к культуре древних греков и римлян. Тогда же появились понятия «античная история», «античная философия», «античная культура», «античное искусство», «античная литература» и другие[2].
Изучением античного мира занимается антиковедение (нем. Altertumswissenschaft, англ. Classics / Classical studies) — комплексная научная дисциплина, которая основана на классической филологии. Наследие античности исследуется через изучение литературных памятников, дошедших до нас, на древнегреческом и латинском языках. Так же изучается классическая археология, собственно история и специальные дисциплины (эпиграфика, папирология, палеография)[3].
Общая информация
Современные научные представления определяют, что культурной, социальной, и политической основой античности являлась городская гражданская община. В Греции это полис (город-государство), в Риме — цивитас. Этот цивилизационный феномен существенно отличает античность от устройства цивилизаций Древнего Востока. Так же отличием являлись специфические ценностные ориентиры, такие, как антропоцентризм, гражданственность, рационализм, состязательность и эстетизм. Городская жизнь была насыщена динамизмом и активным общественным развитием. Ведущая роль в экономике была у частной собственности и товарного производства. Они сложились на основе средиземноморского мореплавания и сформированных с его помощью торговых связей. Граждане были свободны и имели массу времени для занятий, не связанных с тяжёлым трудом, который полностью лёг на плечи рабов и несвободных граждан. Но при этом в экономике в целом преобладал труд мелких свободных собственников[3].
Основной особенностью древнегреческой цивилизации являлся политический плюрализм. Древнегреческое политическое пространство не имело центра, так как оно складывалось из независимых городов-государств — полисов. В пределах полисной системы шло постоянное политическое соперничество, которое, в свою очередь заставляло мобилизовать все силы и ресурсы, чтобы не отстать[5]. Античное общество было построено на сформированных им же принципах демократии, дающим возможность полноправным гражданам участвовать в управлении государством и политической жизни посредством народного собрания (оно было неотъемлемой частью полисного устройства). Собрание обладало законодательной властью и имело право выбора должностных лиц[3].
Состязательность пронизывала все сферы древнегреческого общества. Она проявлялась в философских спорах, в публичных собраниях и судах соревновались в убедительности и красноречии риторы. Состязались в искусстве скульпторы, драматурги и поэты. В профессиональном искусстве соревновались ремесленники. Агональность была одной из наиболее важных особенностей и новаций древнегреческой цивилизации. К эмансипированной социальности греков римляне добавили выраженную идею права: римское право легло в основу европейского исторического бытия. Кроме того, римляне создали государство с юридической структурой. Римская империя отличалась от империй Востока тем, что она не была деспотической: власть императора ограничивалась сенатом и народными трибунами. В целом, в античной традиции уже появилось то, что можно назвать инновационным потенциалом[5].
Античный мир развивался по законам, отличавшимся от развития древневосточных обществ. Тип государственного устройства сформировался как демократическая республика. Реальной властью в государстве обладало Народное собрание, а судебная и исполнительная власть были организованы таким образом, чтобы исключить сосредоточение властных полномочий в одних руках. Сходным образом развивались отношения и в государстве римлян в первые века его существования. Там сформировалась гражданская община — цивитас, где также вся полнота власти принадлежала римскому народу. Однако затем пути политического развития греков и римлян разошлись. Греки не смогли достичь политического объединения разрозненных полисов, что в итоге привело к серьёзному кризису и покорению Греции Македонским царством. Римляне, покорив соседние племена, смогли к началу нашей эры создать огромную державу — Римскую империю, которая уже не могла управляться на принципах народовластия. Результатом стала трансформация римской республики в принципат, а впоследствии — в систему домината, копирующего многие черты восточных монархий[6].
Периодизация
Древняя Греция
Крито-микенская цивилизация (конец 3-го—2-е тысячелетие до н. э.)
Периодизация истории Древней Греции в современной историографии начинается с возникновения Крито-микенской цивилизации на острове Крит и в городе Микены. Крит располагается в непосредственной близости от морских торговых путей стран Ближнего Востока, благодаря чему происходило проникновение элементов политического и культурного влияния этих стран. Это отразилось в наличии центральной роли дворцов, в существенном разделении общества на слои с верхушкой из родовой знати. Кроме этого, данный период отличался элементами декора, архитектурой. Крито-микенская цивилизация имела торговые связи с островами Эгейского моря. Гибель цивилизации на острове Крит связывают с извержением вулкана на острове Фера. Но современные исследователи, на основе проведённых раскопок, предполагают, что истинной причиной гибели цивилизации явилось завоевание ослабленных катастрофой городов воинственным ахейским народом[6][7].
С середины II тысячелетия до нашей эры на территории полуострова Пелопоннес формируется политический и экономический центр Древней Греции, главным городом становятся Микены, а также города Тиринф и Орхомены. Культура и искусство микенского периода частично носят черты критской традиции. Микенская цивилизация существовала примерно до XII века до н. э., после ситуации ослабления в следствие Троянской войны постепенно была ассимилирована волнами переселенцев — народом дорийцев. Централизованная система власти дорийцами были упразднены. Греция в своем развитии вернулась назад к племенному укладу. На основе произошедших изменений произошло зарождение гражданской общины, которая, в последствии стала административной единицей греческого полиса[6].
Гомеровский период (предполисный) (XI—IX века до н. э.)
Наступил период «тёмных веков», о котором существует мало достоверной информации, так как практически отсутствуют письменные источники. Но при этом происходило развитие мифологической мысли. Основным источником информации о данном периоде являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», по которым историки пытаются восстановить картину искусства и быта XII—VIII веков до н. э. В мировой историографии данный временной период и носит название «гомеровский». В Средние века и Эпоху Возрождения считалось, что тексты поэм Гомера носили исключительно мифологический характер, изначально передавались из уст в уста и были записаны лишь примерно в VI веке до н. э. Однако в конце XIX века разрушенный ахейцами город Троя был найден и раскопан немецким археологом Генрихом Шлиманом. При раскопках многие находки по неосторожности были уничтожены, однако при этом были найдены изделия ахейского периода, а также многочисленные атрибуты и элементы троянской культуры. Окончанием периода «темных веков» в греческом искусстве принято считать появление рисунков на амфорах Дипилонского некрополя в Афинах[6][7].
Архаический период (VII—VI века до н. э.)
Архаический период в истории Древней Греции находится во временных рамках VII—VI веков до н. э. и характеризуется развитием городов-государств (полисов), их самобытной культуры и эпохой Великой греческой колонизации. Древняя Греция архаического периода не была единым государством, состояла из отдельных самостоятельных политико-культурных образований не зависимых друг от друга — полисов. В социальном плане население состояло из свободных граждан и других категорий — рабов, чужестранцев и других несвободных людей. В начале архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия[6].
Граждане полиса являлись свободными, пользовались всей полнотой политических и гражданских прав и свобод, считались главной составляющей общины, являлись коллективными собственниками полиса и обладали правом собственности на участок земли на его территории. Но главным собственником земельных наделов оставалась община. Гражданин привносил в общину значительную часть плодов своего труда, должен был участвовать в обороне полиса и военных походах, входил в главный орган управления общиной — экклесию[6].
В Спарте была общая для всех греческих полисов система, но носила более строгий и военизированный вид. Эта ситуация возникла после восстаний илотов, широко известных в истории, как Мессенские войны. В конце VII века до н. э. — первой половине VI века до н. э. в Спарте приняты «законы Ликурга», регулировавшие отношения в гражданском обществе[6][7].
Полисная форма управления способствовала росту экономики и культурному развитию общества. Происходило активное освоение новых территорий. Колонизация была обусловлена несколькими причинами: быстрым демографическим ростом населения и нехваткой земель, стремлением расширить торговые и экономические связи с другими народами. У граждан, не имевших большого надела земли стремились в колонии, чтобы улучшить свое материальное положение. Основными направлениями колонизации оказались южное — Египет и прилегающая к нему часть северной Африки, западное — остров Сицилия, юг Аппенинского полуострова, часть средиземноморского побережья Франции и Испании, а также северо-восточное — территория Фракии и побережье Чёрного моря. Греческие колонии на побережье Чёрного моря появились около 680—660 годов до н. э. Первыми городами были Халкидон и Византий, расположенные в проливе Боспор (современный Босфор). На южном побережье — основание Гераклеи Понтийской. Оттуда были отправлены корабли для освоения и колонизации территории Крыма и Северного Причерноморья. Был основан Пантикапей (современный город Керчь), ставший в V веке до н. э. столицей Боспорского царства. Греческая колонизация способствовала распространению элементов греческой культуры, экономического и социального устройства, что внесло вклад в развитие местных народов[6][7].
В 560—546 годах до н. э. бо́льшая часть полисов и греческих территорий в Малой Азии оказалась под властью персов. После захвата в 494 году до н. э. одного из самых главных городов-основателей греческого искусства Милета, персы, во главе с царём Дарием приняли решение о захвате Балканской Греции. Однако этот план не удался, попытка экспансии закончилась поражением персов и блестящей победой греков близ Марафона в 490 году до н. э. Персидская армия понесла серьёзные потери — шесть тысяч персов против 192 греков. В истории это сражение получило название Марафонская битва[6][7].
В 481 году до н. э. произошёл общегреческий съезд в Коринфе. В результате было решено готовиться к крупной вооружённой борьбе против персов, собиравших осуществить нападение на Аттику. По ходу развития боевых действий передним рубежом обороны стало Фермопильское ущелье, расположенное на узком перешейке, соединяющем Северную и Центральную часть Греции. Отряд греков во главе со спартанским царём Леонидом отважно защищали проход в Аттику, выигрывая время для укрепления и эвакуации мирного населения . Героическая гибель царя Леонида и его войска вошли в историю как гибель трехсот спартанцев[6].
После тридцати лет войн с греками персидская держава ослабла, потеряла значительную часть своих владений и была оттеснена на Восток. Множество греческих городов в Малой Азии удалось освободить. Полисы Балканской Греции больше могли не опасаться новых нападений, но подготовка к обороне продолжилась, это проявилось в последующем усилении греческого войска и флота, а также ознаменовало начало нового этапа в истории Древней Греции[6].
Классический период (V век до н. э.)
После поражения персов греческие полисы стали восстанавливать экономику и социальную сферу. Восстанавливались города и земледелие, происходил расцвет культуры и всех сфер древнегреческого искусства. Появлялись известные в современном мире атрибуты, называемые классическими. Лидером на море стали Афины за счёт усиления флота. Вершины своего могущества античная Греция и античная цивилизация в целом достигла при Перикле — первом стратеге Афин. За четырнадцать лет его правления (443—430 годы до н. э.) в Афинах окончательно сложилась демократическая система, была упрочена экономика и военно-политическая мощь, город превратился в центр просвещения Эллады и стал культурной столицей Греции[6][7].
Пелопонесская война (431—404 годы до н. э.) сыграла значительную роль в дальнейшем развитии Древней Греции. Причинами начала войны считают увеличение военной мощи и влияния Афин практически на всю Древнюю Грецию. Многие полисы платили Афинам определённый взнос, так как административно и экономически стали зависимыми. Созданное объединение оказалась недостаточно прочным, как и демократическая система Афин, в сложной ситуации проявившая свои слабые стороны. Демократический строй Афин состоял в основном из граждан, не имеющих достаточного уровня образования для понимания важности того или иного решения, судьбоносного для жизни полиса — ими осуждались многие грамотные действия стратега Перикла и других, высмеивались постулаты философских школ, научные работы, были осуждены на смерть многие достойные граждане. К пятидесятым годам IV века до н. э. греческий мир находился в состоянии политического хаоса, чем и воспользовалась новая сила — Македонское царство[6][7].
Эллинистический период (323 год до н. э. — 30 год до н. э.)
Между греческими полисами и Македонией существовали достаточно прочные связи — торговые, культурные, экономические. В Македонии работали многие древнегреческие поэты, философы и учёные, в том числе Аристотель и Еврипид, а македонская аристократия получала греческое образование. Македония, расположенная на севере греческого мира, вдали от культурных центров Эллады долго сохраняла патриархальные традиции. Македонский царь Филипп II, вступивший на престол в 359 году до н. э., вёл активную внешнюю политику, вывел Македонию в ряд важнейших греческих государств и добился со временем господства в Элладе. В 338 году до н. э., в битве при Херонее, Филипп нанёс поражение коалиции греческих городов во главе с Афинами и Фивами. Он провёл конгресс греческих городов в Коринфе (338 — 337 годы до н. э.), где были приняты решения, оформившие создание новой политической системы — греко-македонского союза во главе с ним[7].
В августе 336 до н. э. Филипп был убит в результате придворного заговора, на престол македонского царства встал его сын — царевич Александр (Александр Македонский). После гибели царя Филиппа II греческие полисы, которые были противниками македонского главенства начали готовиться к вооружённому сопротивлению, но Александр их опередил. Армия юного македонского царя нанесла сокрушительное поражение Фивам. Город, в назидание другим полисам, был разрушен, а Афины приведены к покорности[6].
О личности Александра существует множество фактов, мифов и предположений. Согласно легенде, род его отца Филиппа произошёл от потомков Геракла, мать — дочь Эпирского царя Олимпиада, чей род, в свою очередь восходил к троянскому царю Приаму. Известно также, что Александр был обучен своим отцом и спартанским воином Леонидом военному и стратегическому искусству, управлению государством. Его наставником также был знаменитый греческий учёный Аристотель, от которого он получил многие прогрессивные взгляды. Завоевания Александра начались с войны с Персией в 334 году до н. э. на территории Малой Азии, Он завоевал практически половину древнего мира, многие народы считали его богом. Его божественность так же признали все полисы Коринфского союза, кроме Спарты. С этим утверждением также не могли согласиться сподвижники Александра — македонские аристократы, согласно греческой традиции считавшие царя лучшим среди равных, но никак не богом. Со смертью Александра в 323 году до н. э., причины которой до конца не установлены, началась Эпоха эллинизма — период активного взаимодействия и взаимного влияния между эллинской и восточной культурами. На завоёванных Александром территориях образовалось множество новых городов, населённых греками, македонцами и местными жителями и являющихся центрами нового эллинистического мира[6][7].
В греческом искусстве эпохи эллинизма культивировался принцип «чистого искусства». В литературе этот принцип выражался в манере писать так, чтобы текст был понятен лишь немногим избранным; отсюда нарочитая изысканность языка. Эпоха эллинизма стала временем расцвета библиотечного дела. Всемирную известность приобрела библиотека Пергама, основанная царем Эвменом II и знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая 400 тысяч свитков[6][7].
Крупнейшим центром философской мысли в эллинистическую эпоху оставались Афины. Всестороннее развитие в эпоху эллинизма получили три философские школы — эпикурейцев, киников и стоиков. Эпикурейство находило счастье в безмятежности духа и в удовольствии, вытекающем из добродетели. Киники учили, что для достижения блаженства нужна лишь добродетель, которая приобретается жизнью в согласии с природой. Стоики, стремясь жить в согласии с природой, искали нравственной свободы, освобождения от страстей, учили спокойно переносить как радости, так и невзгоды. Эллинистическая историография представлена рядом громких имён, известных до сих пор. Интерес к науке настолько захватил писателей эллинистической эпохи, что даже поэтическим произведениям придавался научный характер, а научные произведения писались в поэтических формах[7].
Эпоха эллинизма в классической исторической науке завершается в 147 году до н. э. завоеванием Греции римскими войсками и присоединением её в качестве провинции к растущей Римской империи. Последним эллинистическим государством, присоединённым к Римской империи в 30 году до н. э. Октавианом Августом, оказывается Египет Птолемеев[6].
Древний Рим
Царский период (753 год до н. э. — 510 год до н. э.)
Первой цивилизацией на территории Италии была цивилизация этрусков, которая сформировалась во второй четверти 1-го тысячелетия до н. э.. Они появились на Апеннинском полуострове почти одновременно с греками. От этрусков сохранилось много памятников материальной культуры и надписей. Однако их язык по сей день не расшифрован, и учёные не могут с уверенностью сказать, откуда они пришли. Этруски расселились на территории между реками По и Тибр, получившей название Этрурии. Высокого уровня развития у этрусков достигло земледелие, металлообработка, другие ремёсла, торговля. Этрурия не представляла собой единого государства, а являлась союзом отдельных городов-государств. Большинством городов управляли цари, чьи атрибуты власти позднее были заимствованы римлянами[8].
Имея сильное войско и флот, этруски играли важную роль в истрии древнего мира, особенно после 535 года до н. э., но потерпев ряд поражений от греков утеряли свою гегемонию в Северной Италии. К югу от этрусков проживали племена италиков, в том числе латинов. Латиняне жили по нижнему течению реки Тибр. Здесь постепенно возникали относительно крупные города-государства, основным из которых был Альба Лонга. По легенде, выходцы из Альба Лонги — Ромул и Рем — основали на Палатинском холме новый город — Рим. Его первым царём стал Ромул, убивший в ссоре за лидерство своего брата Рема[8].
Царский период длился с основания Рима и до изгнания последнего царя. Он характеризуется объединением италийских племен и формированием римской полисной общины[4]. Рим возник как община граждан-землевладельцев, по сути как полис. Первоначально все люди, входившие в общину назывались патрициями. Для укрепления государства население, присоединённое в процессе завоеваний и добровольных пришельцев сначала тоже включали в состав общины, но со временем доступ в неё был прекращен, и все новые поселенцы стали оказываться на положение неполноправных. Они не участвовали в народных собраниях, не получали участков земли и не могли пользоваться общественной землей. Поскольку численность неполноправных жителей Рима быстро росла, их стали называть плебеями[6].
Римскую общину возглавлял сенат из 300 членов (senatus, от senex — старик), то есть совет старейшин. Дела, которые обсуждались сенатом, для принятия окончательного решения выносились на рассмотрение куриальных комиций — народных собраний, созывавшихся по куриям. В царский период в комициях выбирали царя, которому принадлежала вся полнота исполнительной и судебной власти, а также пост верховного жреца. Атрибутами царской власти являлись пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с орлом и трон из слоновой кости, их римляне заимствовали у этрусков. Усиление публичной власти сопровождалось расширением роли царя, превратившегося в аналог греческих тиранов. Это привело к недовольству в среде аристократии. В 510 году до н. э. в результате заговора царь Тарквиний II был свергнут и изгнан из Рима, после чего установлено республиканское правление. Власть перешла к ежегодно переизбиравшимся магистратам. Первоначально это были два претора, а позднее два консула, которые, обладая высшей исполнительной властью, унаследовали некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой и почётный конвой[9].
Римская республика (510 год до н. э. — 31 год до н. э.)
С 509 по 265 годы до н. э. все события римской истории укладываются в два процесса: борьба плебеев с патрициями за гражданские права и борьба римлян за подчинение всей Италии. В результате борьбы патрициев и плебеев в 471 году до н. э. появились законы, по которым плебеи получали право занимать консульские и другие должности и получать землю на общинном поле. Было запрещено обращать римских граждан за долги в рабство. Основой экономической жизни по-прежнему оставалось земледелие. В III — II веках до н. э. произошли три Пунические войны Рима с Карфагеном, которые закончились победой Рима. Вторая Пуническая война иногда называется Ганнибаловой войной, по имени прославленного карфагенского полководца Ганнибала, нанёсшего в ходе военных действий несколько серьезных поражений римлянам. В битве при Каннах, в 216 году до н. э., Ганнибал имея меньшую по численности армию полностью окружил и уничтожил римлян, этот эпизод считается классическим образцом военного искусства в истории мировых войн по тактике ведения боя[4].
В результате этих войн к Риму были присоединены острова Сицилия и Сардиния, разгромлена Македония, разбиты войска сирийского царя, подчинена Греция и Западная часть Малой Азии. Таким образом, к концу II века до нашей эры Рим стал центром Средиземного моря. В результате многочисленных войн римская община значительно расширила свои земельные владения. Следствием этого был рост крупного землевладения и изменения в политике рабовладения. Привозные и местные рабы появились как результат многочисленных завоеваний. Основным типом рабовладельческого хозяйства стали виллы (площадью 25 — 100 гектар), а во втором веке до нашей эры возникли латифундии — крупные, главным образом, скотоводческие хозяйства римской знати[4].
Поскольку завоевательная политика Рима относительно ближних и удалённых земель сопровождалась лишением их населения прав, имущества и обращением в рабство, с начала II века до н. э. в Италии непрерывно происходят восстания рабов. Наиболее крупным из них было восстание под руководством Спартака в 73 — 71 годах до н. э.[4].
Наряду с внутриполитической борьбой Рим конца III века до нашей эры воевал в Галлии, Африке, Малой Азии и других странах. Войны не всегда были успешными, нередко римляне терпели поражения от варварских племен. В связи с этим в 105 году до нашей эры консулом Гаем Марием была проведена военная реформа, по которой в армию начали набирать добровольцев (независимо от ценза). Армия стала профессиональной и превратилась в самостоятельную политическую силу, что во многом определило дальнейшее развитие Рима[6].
В 60 — 50-е годы до н. э. Рим добился очередных успехов в своей завоевательной политике: в состав государства были присоединены практически вся Малая Азия, государство Селевкидов, Галлия. Присоединением этих территорий Рим обязан двум полководцам — Гнею Помпею и Юлию Цезарю. В 49 году до н. э. между ними началась гражданская война, завершившаяся победой Цезаря. Он был объявлен пожизненным диктатором, сенат даровал ему почётный титул военачальника — император и предоставил право передавать его по наследству. Фактически установилось единоличное правление Цезаря. Цезарь провел следующие реформы: облегчил положение плебса, оказывал поддержку военным ветеранам, содействовал романизации провинций, довольно широко раздавал права римского гражданства, поощрял самоуправление, упорядочил сбор налогов. Однако против Цезаря был составлен заговор, и в 44 году до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит сенаторами. После смерти Цезаря, между его преемниками Марком Антонием и Октавианом началась борьба за власть, переросшая в длительную гражданскую войну, закончившуюся к 30 году до н. э. победой Гая Октавиана и захватом Египта[6].
Период Империи (31 год до н. э. — 476 год)
Официальным основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь[4]. В завещании Цезарь назначил своим наследником усыновленного им внучатого племянника Гая Октавия Фурина, который принял имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. Болезненный с виду Октавиан оказался сильной и целеустремленной личностью: расчётливый и осторожный, предусмотрительный и гибкий, он вскоре продемонстрировал незаурядные качества тонкого и дальновидного политика и дипломата. Марк Антоний, не дав развода своей жене Октавии, официально женился на Клеопатре, чем настроил против себя общественное мнение римлян. Клеопатре были подарены область Иерихона, Северная Финикия, Халкидика, Кипр и владения в Малой Азии. На Востоке Антоний жил и правил как эллинистический монарх[9].
Октавиан решил начать войну, но из политических соображений война была объявлена не Антонию, а египетской царице Клеопатре. Сенат, очищенный от приверженцев Антония, объявил последнего «врагом республики». После победы над Антонием Октавиан вернулся в Рим, отказался от диктатуры, взамен получив от сената пожизненный титул императора. В 28 году до н. э., проведя чистку сената, Октавиан принял титул принцепса сената (первым лицом в списке сенаторов). Новая система власти, сложившаяся при Октавиане, получила название «принципат». Постепенно он сосредоточил в своих руках максимум полномочий, формально сохраняя республиканскую традицию. В период его правления сформировался имперский бюрократический аппарат. Внешняя политика Рима была направлена на укрепление границ государства[6].
При императоре Траяне (98 — 117 годы) захватнические войны были возобновлены, и Римская империя достигла максимальных границ[4]. Началом поздней Империи считают правление императора Диоклетиана (284—305 годы). Диоклетиану удалось упрочить государство путём реформирования системы управления. Было изменено административно-территориальное деление Империи, гражданская власть была отделена от военной, усилен административный аппарат. В это время установилась абсолютная монархическая власть, поэтому позднюю Империю называют доминатом[6]. В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства, которое зародилось в римской провинции Иудее в I веке, и процесс регулярных вторжений европейских варваров. В 476 году полководец-варвар Одоакр отнял у последнего римского императора Ромула Августула атрибуты власти и отправил их в Константинополь, бывший в то время столицей Восточной Римской империи, названной позднее Византией[4][6].
География
Географически античный мир занимал обширную территорию в Европе, Азии и Северной Африке. Границы его менялись с течением времени, от островов Эгейского моря, Сицилии и южной Италии до берегов Чёрного моря в архаическую эпоху. От Северной Африки до Крыма, от острова Сицилия и до границ Индостана в эпоху эллинизма. При этом центром греческого мира принято считать регион Эгейского моря и юг Балканского полуострова[6].
Материковая Греция омывается тремя морями — с запада относительно бурным Ионическим, с юга Средиземным и с востока более спокойным Эгейским. Горные цепи пронизывают всю территорию Греции, перемежаясь с плодородными равнинами. В Средней Греции, в Дельфах, на склоне горы Парнас был расположен главный храм Аполлона, а в Северной Греции — священная гора Олимп, на которой, по представлениям древних греков, обитали их боги[6].
Территория Греции также включает в себя острова Эгейского моря: Крит, Эвбея, Родос, Лесбос, Хиос, Корфу и другие, и два полуострова — Аттика и Пелопоннес. В центре Пелопоннеса находится обширная лесистая возвышенность Аркадия, на севере — горные цепи, на побережьях — пригодные для земледелия равнинные земли. На западе в области Элида находился центр знаменитых Олимпийских игр и второй по величине религиозный центр греческого мира — Олимпия с храмом Зевса; на востоке — Арголида и город Аргос, а также знаменитые Микены; на юге полуострова, в плодородной местности Лаконика, пересечённой горным хребтом Тайгет, располагался мощный древний союз городов — могучая Спарта[6].
К малоазиатской территории Древней Греции, которая носила название Понт, относится часть современной Турции. На берегах Чёрного моря находилось Боспорское царство, древний колониальный полис Пантикапей и затонувший город Диоскурия, столица аргонавтов. Частью территории Эллады являлся и остров Крит. Он был главным южным рубежом античного мира и государств древнего Востока[6].
В древности Рим — это не только название города, это одновременно и рабовладельческое общество, и государство, возникшее в VI веке до нашей эры на территории современной Италии, а позднее включавшее в свои границы все Средиземноморье, значительные области Западной и Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Переднего Востока. Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» — Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров[6].
При императоре Траяне, в первом веке территория Римской империи достигла максимальных размеров. В её состав входили: бо́льшая часть Западной Европы, часть Восточной Европы, Малая Азия, часть Закавказья, Ближний Восток, Месопотамия, Египет, Северная Африка[6].
Культурное наследие
Духовная, интеллектуальная и творческая жизнь античного общества во многом определялась особой атмосферой, которая сложилась в древней Греции и Риме. Спецификой являлась политическая свобода граждан, обладание широкими политическими, экономическими, социальными правами, отсутствие препятствий анализу и обсуждению различных вопросов. Жреческий слой не имел существенного влияния на развитие духовной свободы. Важным условием свободного развития творческих сил свободных граждан стал досуг. Он был следствием наличия гражданского статуса характерного для социальной и экономической систем сформированных в античном обществе[10].
Философия
Античная философия зародилась в VI веке до н. э. в Греции и просуществовала до VI века. Включает в себя и древнегреческую и древнеримскую философию, окончание периода античной философии связывают с закрытием последней греческой философской школы — Платоновской Академии императором Юстинианом в 529 году. Её невозможно определять как территориальную или существующую в определённом периоде. Античная философия началась с мифологии, которую она преодолевала путем рефлексии, и кончилась диалектикой. Идеальное и материальное, общее и единичное, ум и душа, душа и тело — все эти пары противоположностей, создали особую тематику античной философии. Несмотря на мифологическую подоплёку, античная философия прошла через длинный ряд тончайших диалектических этапов и пришла к высшему торжеству разума, выразившимся в виде строгой и систематически построенной диалектики[11].
К IV веку до нашей эры демократический полис вступил в эпоху упадка, но именно в этот период были созданы самые известные философские школы учениками Сократа. Евклидом в Мегаре, Федоном в Элиде, Антисфеном и Платоном в Афинах. А также философская школа Эпикура — «Сад» и стоиков — «Портик». Это превратило Афины в центр образования[11].
История
История изначально существовала как особый литературный жанр, возникший из мифологических представлений, которые приобрели форму легендарно-эпических сказаний. Только постепенно, на протяжении многих веков приобрела черты науки. Один из основных шагов в развитии исторических представлений связан с античным миром, когда были созданы предпосылки для выделения собственно Истории из единой познавательной системы и превращения её в самостоятельную отрасль познания. Тогда же возникли греческая (полисная) и римская (державная, имперская) традиции исторического познания мира. Сам термин «история» имеет греческие корни — от греч. ἱστορία, буквально — расспрашивание; сведения, полученные путём расспросов[12].
Литература, искусство
Во времена европейского прошлого — эпохи Древней Греции и Древнего Рима оформились не только политико-экономическая система рабовладения, полисная демократия и империя, но и культовая целостность языческой религии, основополагающие научно-философские идеи и правовые установления, а также принципы духовного и физического развития личности. Были созданы шедевры литературы и искусства. Становление классического древнегреческого и классической латыни напрямую было связано с характером литературного развития той поры, принципиальной особенностью которого была опора на религиозно-мифологические, народнопоэтические традиции ещё первобытнообщинных отношений[13].
Мифология
Мифотворчество появилось спонтанно, как отражение потребности человека отойти от обыденности и выстраивать в слове интуитивно-образную вселенную идеальных богов и героев. Древним грекам удалось не только сотворить разветвленную мифологию, но и наполнить её остающимся доныне востребованным литературно-художественным потенциалом. Мир мифов не знает сомнений, он строится на абсолютных истинах богов и рока. Поэтому мифология развивалась вместе с языческим религиозным культом, выступая гарантом обеспечения милости богов. Реальный человек, живая фантазия которого создала цельную картину управляющих им сил, ещё не готов был увидеть себя за пределами повседневной борьбы за существование, оценить проявившийся в нём дар свободного, родственного божественному создания. Граница между небесным и земным со стороны людей оставалась непроницаемой: богам — возвышенное, людям — суетное[13].
Устный эпос
Целенаправленные коллективные действия, формирование родовой знати обсуждение обустройства жизни подталкивают людей присмотреться не только к «небесным» делам, но и к собственным повседневным делам. Народная фантазия от мифов поворачивается к современным образцам для подражания рисуя картины подвигов великих предков. Эпический герой, как и мифологический, не принадлежит себе, он так же замкнут в своей роковой предопределённости, однако мотивация, востребованность его героики уже обусловлены земными проблемами. Устный эпос создавался как в стихотворном, так и в прозаическом выражении. Особенно разветвлёнными оказались повествования героического пафоса, возвеличивающие славную эпоху единства племён, могущественных праотцев, великих войн и нескончаемой родовой мести. Множественные сказания, легенды, предания постепенно образуют большие повествовательные циклы, важнейшие из которых — троянский, фиванский, об аргонавтах, о подвигах Геракла. Им в первую очередь суждено будет стать благодатным материалом для литературного героического эпоса и трагедии[13].
Лирика
Ранняя литературная лирика опиралась как на фольклорные традиции, так и на предваряющие её эпические наработки, особенно в языке и технике стихосложения. Её становление в Древней Греции — это и начальные подходы к постижению закономерностей самого лирического рода литературы, непростого соотнесения в нём субъективного и объективного начал. Прежде всего в том, что обособленность и акцентированность единственности переживания лирического субъекта вовсе не свидетельствуют о его изолированности от общезначимых для эпохи, народа, других людей явлений[13].
Элегия
Элегия отличается простотой и наглядностью образов, выразительностью стиха. Она преследует, прежде всего, практические цели, призывает мужественно защищать родину, прославляет отважных воинов и укоряет трусов. Афинский законодатель Солон использует форму элегии для пропаганды своих политических и морально-философских взглядов. Политическая и социальная борьба эпохи составляет главное содержание элегий поэта-аристократа Феогнида. Родоначальником любовной элегии считается Мимнерм, он прославляет радость жизни и любви, сожалеет об уходящей молодости, страшится старости и смерти[13].
Ямб
Наиболее известным автором ямбических стихотворений был Архилох — одна из первых в истории античной литературы яркая поэтическая человеческая индивидуальность. В его стихах, поэме «О кораблекрушении» окончательно оформляются характерные жанровые особенности ямбической поэзии — насмешливо-обличительное, сатирическое содержание, резкие выпады против недругов, склонность к самоиронии и в то же время утверждение «бодрого духа». Семонид Самосский в своих «женских ямбах» сравнивал женщин с животными, с пчелой, землей, морем, отдавая предпочтение трудолюбивой пчеле. Гиппонакт Клазоменский изобрел «хромой ямб» (холиямб), с помощью которого писал реалистические, остроумно-грубоватые, дерзкие, хулительные и просительные стихи[13].
Дифирамб
Утверждение культа бога Диониса делает центральными празднества и гимны в его честь — дифирамбы. Хоровая мелика предназначалась для торжественного исполнения в музыкальном и хореографическом сопровождении. Особого блеска этот жанр хоровой мелики достигает в середине VI века до нашей эры в творчестве Ариона, дифирамбы которого исполнял хор, одетый в костюмы сатиров[13].
Проза
Определённое значение с точки зрения развития художественной литературы имела в аттический период проза: ораторская, философская, историческая. Яркими представителями данного жанра были ученики Сократа — Платон, в его известнейших диалогах философская тематика сочетается с высоким художественным мастерством. И Аристотель — основоположник эстетики. В своей основе эстетика Аристотеля является материалистической. Автор указывал: предметом искусства должен являться человек и его деятельность; искусству принадлежит познавательная роль, обусловленная воспроизведением действительности; специфика искусства в изображении «общего», а не единичного; искусство должно быть правдиво[13].
Греческий театр
Драматическое искусство античности было достаточно многожанровым, но основными были трагедия и комедия. Театральные постановки проходили на открытом воздухе, актёры одевались в длинные мантии, использовали особую обувь на высоких деревянных или кожаных подошвах (котурны). Они обряжались в маски и парики, в рот маски был вставлен специальный рупор для усиления голоса. За каждой ролью закреплялась отдельная маска. Все роли и мужские и женские исполнялись мужчинами[13].
Поэт Феспид первым использовал наряду с хором, в состав которого входил и его руководитель — корифей, ещё и отдельного актёра-декламатора — эксархонта, введя таким образом в постановку диалог. Официально одобренная постановка именно такого усложненного дифирамба в 534 году до н. э. считается временем рождения трагедии. Аттическая трагедия строилась на безысходности коллизии двух или более высоких героических личностей и отстаиваемых ими идеалов. Безусловность правды у каждой из противопоставленных сторон и порождает художественный эффект катарсиса — нравственного очищения зрителей через сострадание, эмоциональный всплеск, завершающий восприятие трагизма происходящего. Важнейшей функцией трагедии была воспитательная. Сюжеты брались из мифов и эпосов, хорошо известных зрителю, и его интерес сосредотачивался главным образом на тех дополнениях и изменениях, которые вводились автором в миф, на его трактовке, на мотивировках поступков персонажей. Через неразрешимость конфликта раскрывался идейный замысел автора, его политическая и эстетическая позиция[13].
С самого зарождения комедия отличалась сочетанием серьёзной, гражданской проблематики с вымыслом, фантастикой, сказочными и фарсовыми элементами. В ней достаточно долго для усиления сатирической, гротескной, буффонадной атмосферы массовых гуляний участвовал большой по численности хор. Официальное признание комедия получила значительно позже трагедии[13].
Римские поэзия, литература и искусство
Древнейшими памятниками римской поэзии так называемого долитературного периода являются культовые гимны салиев и арвальских (пашенных) братьев, сохранившиеся в записях жрецов. Так же существовал ряд жанров народных песен: обрядовые песнопения нэнии (причитания, обычно звучавшие на похоронах), фесценнины (шуточные песни, иногда носившие непристойный характер, которые исполняли на праздниках плодородия и во время триумфальных шествий), застольные песни, пословицы и поговорки. Поэзия сохраняла устный характер до середины III века до нашей эры, хотя несколько веков была широко распространена письменность. История римской литературы классических форм была основана на подражании греческим жанрам[9].
«Сценические игры», впервые устроенные в 364 году до н. э. были заимствованы римлянами у осков и этрусков. Некоторые элементы драмы (мимы, ряженые) содержались в римских обрядовых празднествах. Источниками римской комедии служили пьесы заимствованные из аттической комедии. Несмотря на эллинистическую канву сюжетов, в пьесах прослеживалась связь с жизнью римского общества. Трагедия не получила признания у римской публики[9].
Римское право
С точки зрения научной и практической значимости для Европы и России сложившегося опыта правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в правопорядках различных стран, признанное первенство принадлежит праву Древнего Рима. Римское право стоит обособленно в истории и теории юридической науки, является частью современной европейской юридической гражданско-правовой доктрины. Заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в частности, понятийного аппарата и правовой терминологии, юридической техники построения правовых институтов и норм стало одним из правовых феноменов юридической науки, получило название рецепции римского права. Рецепция римского права стала не только возможной, но и закономерной, благодаря методу, выработанному римскими юристами[14].
Процесс рецепции римского права, начавшийся в Европе в X — XI веках, настолько глубоко проник в механизмы совершенствования европейского гражданского права, что стал от них неотделим, оказал решающее влияние на формирование правовых систем, экономическую основу которых составляет частная собственность. Курс римского права как самостоятельную дисциплину, изучали и изучают студенты юридических факультетов высших учебных заведений профессионального образования: многие постулаты римского частного права лежат в основе современного гражданского права европейских стран, прежде всего Германии, Франции, Италии, России[14].
Педагогика
Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к IV веку до н. э. после эволюции городов-государств (полисов). А в Риме — к концу I века до н. э., когда империя сменила республику. В Древней Греции представления об идеальном образце поведения основывалось на мифах и поэмах Гомера. Мальчиков обучали бегу, охоте, игре на лире, прививали понятия о геройстве и достоинстве. Основным методом воспитания было подражание образцам. Воспитание являлось одним из основных функций государства, выполнявшего задачу обучения и воспитания детей. Другим основным элементом воспитания была военная подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте. На протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитывать грядущие поколения[15].
Основные идеи греческой педагогической мысли пытались сформулировать софисты — мудрецы, которые являлись специалистами в какой-либо области. Культивировались понятия всестороннего развития, физического и нравственного совершенствования. Был установлен определённый набор наук и искусств, которые обеспечивали успех юношей на гражданском поприще. Их обучали диалектике и риторике, которые требовали знание мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высшего образования. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю, сочинения которого легли в основу учебников по логике, физике, метафизике и другим наукам[15].
Древний Рим к III веку до н. э. стал ведущим в военном отношении государством, но существенно уступал Греции в плане культурного развития. Греки считали идеалом благородного героя, а римляне культивировали идеал независимого земледельца. Доминировало семейное воспитание, обучение проводилось на уровне начальной школы, включало обучение грамоте и носило элементарный характер. В 15 — 16 лет юноши изучали гражданские права под руководством оратора, потом в течение года проходили военную службу. После перевода Ливием Андроником на латинский язык «Одиссеи» Гомера, в течение почти двух веков её использовали как учебное пособие в латинской школе. Греческие и латинские школы в Риме существовали параллельно. Знатные римские семейства нанимали педагогов из греков[15].
Но постепенно в Риме формировалось научное знание, так в 168 году до н. э. пергамский филолог Кратет читал лекции по литературе и языку. А в 155 году до н. э. читали лекции уже представители трёх философских школ Афин, в том числе Диоген. Первая высшая школа риторики была открыта Люцием Плотием Галлом, а 85 году до н. э. появилась знаменитая «Риторика Гереннию», ставшая классическим пособием вплоть до Возрождения (в IV—XV веках авторство приписывалось Цицерону). В римской школе, в отличие от греческой, обучение велось не на основе вымышленных мифологических сюжетов, а на реальных фактах римской истории, но завершалось высшее образование по греческому образцу[15].
Марк Теренций Варрон, которого считают «отцом римской образованности» создал учебное пособие «Науки» (33 год до н. э.). Оно включало грамматику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, медицину и архитектуру — так называемые семь свободных искусств. В грамматических школах обучали по греческим образцам, но изучали Вергилия, Овидия, Стация, Теренция, Саллюстия и особенно Цицерона[15].
Олимпийские игры
Олимпийские игры, согласно легенде, были утверждены греческим героем Гераклом и устраивались в честь его отца — бога Зевса. Они проводились в священной Олимпии раз в четыре года и состояли из основных видов популярных в Древней Греции спортивных состязаний. Игры начинались с бега на разные дистанции, в том числе в полном боевом вооружении. Соревновались в борьбе и кулачном бою, пятиборье — пентатлоне, которое включало: прыжки с гирями в длину, метание диска, бросание копий, простой бег, борьбу. Завершались состязания знаменитым и любимым во всей Греции видом игр — гонками колесниц, запряжённых четырьмя конями (квадрига). Оценивала игры специальная комиссия, состоявшая из судей — элланодиков. Организаторами игр и Олимпийских празднеств могли выступать только знатные жители области Элида. Победителей Олимпийских игр называли олимпиониками — в честь них называли год в их родном полисе, ставили статуи и окружали пожизненным почётом и уважением[6].
Архитектура
Архитектура (лат. architectura, от греч. ἀρχιτέϰτων, буквально — главный строитель, зодчество), искусство проектировать и строить объекты, организующие пространственную среду жизнедеятельности человека[16]. Непревзойденный эталон классической архитектуры получил свое рождение в период античной Греции. Архитектура часто связана с общественным началом эпохи и отражает коллективный разум города или государства. Для понимания античных традиций в архитектуре необходимо понимание сущности творчества древнегреческих мастеров. Но в результате падения античной цивилизации были утрачены и многие произведения культуры, и все сочинения древнегреческих зодчих. Прямые свидетельства об античной архитектурной теории не дожили до современности. До нашего времени дошли лишь некоторые объекты культуры. Но, изучив и проанализировав памятники древнегреческого зодчества становится понятно, что невозможно в полной мере осознать природу архитектуры без отрыва от философии. Основной труд, который используют в исследовании истоков классической архитектуры составлен Витрувием, который, в свою очередь, опираясь на многие утраченные источники, создал трактат, описывающий все основные правила построения античной архитектуры[17].
В сфере строительства и архитектуры Древний Рим интересен широким распространением следующих архитектурных сооружений:
- базилики — прямоугольные конструкции, разделенные изнутри рядами колонн;
- термы — банные комплексы, включающие библиотеки, помещения для отдыха, спорта и досуга;
- амфитеатры — крупные сооружения овальной формы с ареной и местами для зрителей, расположенными в виде ярусов — аналоги современных спортивных арен;
- цирки — огромные овальные сооружения, специально спроектированные для проведения крупных спортивных соревнований, в частности, гонок колесниц[6].
Отличительной чертой городов эпохи I—III веков нашей эры были каменные мостовые, водопроводы (акведуки), канализации. В самом Риме работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 кубических литров воды ежесуточно. До сих пор в современном Риме воду продолжают подавать два древних водопровода. Центральные площади городов, называвшиеся агорой или форумом были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи[6].
Римские дороги
Огромная по площади могущественная Римская империя (на её территории в наши дни находятся 36 государств) не могла существовать без дорог. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, причём делали их на века. Часть дорожной сети, построенной ими 2000 лет назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала XX века[18]. Римская дорога — это сложное инженерное сооружение, по краям римских дорог стояли каменные столбы, отмерявшие расстояния. Были даже дорожные знаки — высокие каменные колонны с обозначением расстояния до ближайшего населённого пункта и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. На всех магистралях действовала система почтовой связи. Скорость доставки срочных сообщений составляла 150 километров в сутки. Римляне строили дороги на горных перевалах и в пустыне, в Северной Германии древние строители умудрялись прокладывать брусчатые дороги трёхметровой ширины даже через болота[18].
Значение античности, рецепция
Каждое поколение открывает для себя историю заново. В трудные моменты бытия общество всегда обращалось к античности. В эпоху Возрождения опора на достижения античности создала фундамент Просвещения. В знании прошлого видятся не только пути настоящего, но и предвосхищается будущее[2].
Вклад античности в культуру нового времени уникален. Античная цивилизация создала целостную систему государственности и законности, именно в ней зародилось понимание того, что свобода человека — это одно из необходимых условий преобразования и развития общества по пути исторического процесса. Античная философия, литература, искусство не только заложили фундамент европейской культуры, но и стали мерилом основных человеческих ценностей. На примерах развития античного мира можно увидеть, к каким негативным последствиям может привести необузданная демократия, начиная от тирании или монархии и заканчивая деспотией или диктатурой. Что, в результате, может привести общество к краху. Гибель античной цивилизации — это не только величайшая трагедия, но и серьёзное предупреждение потомкам. К изучению античной культуры требуется особый подход, так как, с одной стороны она всеобъемлюща и глобальна, с другой — явление единичное. Для более совершенного осмысления сути античной цивилизации и её рецепции в современную культуру необходимы научные исследования, которых явно недостаёт[2].
Эпоху античности рассматривают как базовый пласт развития современной европейской цивилизации. Обращение к неисчерпаемому наследию культурных ценностей античности на протяжении многих веков является основой формирования представлений о мире, социуме, человеке. Социокультурная реальность формирует культурную идентичность способную сплотить общество, а она строится на представлениях об историческом прошлом на основе базовых конструктов. Они формировались в исторические эпохи не следовавшие непосредственно за античностью, но использовали через рецепцию античное наследие с целью обогащения собственного опыта и передачи его следующим поколениям[19].
Представления об историческом прошлом играют важную роль в конструировании той социокультурной реальности, которая формирует нашу культурную идентичность, способную консолидировать общество. В современной социокультурной ситуации, и в России, и в Европе обозначились вопросы, обращённые к профессиональному историческому сообществу. Научные, медийно-развлекательные и просветительские проекты последнего времени доказывают, что существует стойкий интерес в обществе к темам, касающимся исторического прошлого, выражающееся в оценке событий, явлений, персоналий. Анализ общественных запросов показывает, что существует интерес к античной и средневековой истории. Можно говорить об устойчивой тенденции адаптации широким кругом людей интеллектуального труда — писателей и журналистов, преподавателей и деятелей культуры, специалистов по рекламе, рационального знания в интересах массового потребителя. Эта тенденция возникла на рубеже ХХ и XXI веков и продолжает развиваться. Коммуникация индивидуума и социума по поводу античного наследия способствует созданию индивидуальных и коллективных представлений о прошлом, коллективной памяти. Такая коммуникация призвана одновременно и сохранить смысл интересующих нас образов античности, и передать имеющуюся в них информацию, для чего в процессе социокультурной рецепции античности происходит кодирование и декодирование образов через дешифровку используемых знаков и символов[19].
Литература
- Кольцов И. А., Михеев В. Л., Судариков А. М., Дмитриева М. А. История: Древний мир. Учебное пособие. — СПб.: РГГМУ, 2021. — 182 с. — ISBN 978-5-86813-531-6.
- Лапин И. Л. Компендиум истории зарубежной литературы: Античность. Средневековье и Возрождение. Современность. Курс лекций. — Витебск: УО «ВГУ имени П. М. Машерова», 2008. — 149 с. — ISBN 978-985-425-919-2.
Примечания
- ↑ Шишова Н. В., Волкова Д. В., Новиков А. Ю., Топчий И. В. Культурология : словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 596 с. — ISBN 978-5-222-15784-8.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Лисовый И. А., Ревяко К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. — Минск: Беларусь, 1997. — 253 с. — ISBN 985-01-0200-4.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Махалюк А. В. Античность . Большая российская энциклопедия (23 ноября 2023). Дата обращения: 4 августа 2024. Архивировано 6 октября 2024 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Кольцов И.А., Судариков А.М., Дмитриева М.А. Всеобщая история: учебное пособие. — СПб.: РГГМУ, 2020. — С. 33—44. — 150 с. — ISBN 978-5-86813-501-9.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Раков В. М. История мировых цивилизаций. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. — С. 22—25. — 105 с. — ISBN 978-5-7944-3224-4.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 6,17 6,18 6,19 6,20 6,21 6,22 6,23 6,24 6,25 6,26 6,27 6,28 6,29 6,30 6,31 Кольцов И. А., Михеев В. Л., Судариков А. М., Дмитриева М. А. История: Древний мир. Учебное пособие. — СПб.: РГГМУ, 2021. — С. 90—161. — 182 с. — ISBN 978-5-86813-531-6.
- ↑ 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: Древняя Греция . Православная Энциклопедия (3 октября 2012). Дата обращения: 10 августа 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Малюгин О. И. Всеобщая история (история древнего мира и средних веков) . elib.bsu.by (2015). Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: Древний Рим . Православная энциклопедия. Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ Климов О. Ю. Античная цивилизация. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, 2016. — С. 20—21. — 40 с.
- ↑ 11,0 11,1 Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М.: Мысль, 1989. — 204 с.
- ↑ История . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 августа 2024. Архивировано 6 октября 2024 года.
- ↑ 13,00 13,01 13,02 13,03 13,04 13,05 13,06 13,07 13,08 13,09 13,10 Лапин И. Л. Компендиум истории зарубежной литературы: Античность. Средневековье и Возрождение. Современность. Курс лекций. — Витебск: УО «ВГУ имени П. М. Машерова», 2008. — С. 6—43. — 149 с. — ISBN 978-985-425-919-2.
- ↑ 14,0 14,1 Бортенев А. И., Сергачева О. А., Коваленко Е. Н. Римское право: учебное пособие. — Волгоград: Волгоградский институт управления, 2017. — С. 4. — 136 с. — ISBN 978-5-7786-0637-1.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С. 17—19. — 528 с. — ISBN 5-85270-230-7.
- ↑ Бусева-Давыдова И. Л., Глазычев В. Л. Архитектура . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 августа 2024.
- ↑ Негуляева Т. В., Дядченко С. Ф. Архитектура и философия античности: становление классического направления в архитектуре // Вестник ТГАСУ : Журнал. — 2021. — Т. 23, № 1. — С. 73—84.
- ↑ 18,0 18,1 Алексеев А. Откуда взялась Римская империя // Наука и жизнь : Журнал. — 2008. — № 8. — С. 86—89.
- ↑ 19,0 19,1 Чиглинцев Е.А. Античное наследие в последующие эпохи: рецепция или трансформация?. — Казань: Казанский университет, 2018. — С. 8—14. — 180 с. — ISBN 978-5-00019-498-0.