Мотивация

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Картина Франсиско Гойя «3 мая 1808 года» иллюстрирует специфику человеческой мотивации, основной вклад в которую вносят надситуативные побуждения: ценности и убеждения, побуждающие игнорировать стремление к самосохранению, либо материальное поощрение, вера в правоту своего дела или страх перед наказанием за нарушение приказа.

Мотива́ция (лат. moveo — двигать, побуждать) — совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих её направленность[1][2][3][4][5]. Термин «мотивация» был введён в начале XX века с целью дополнения существующих знаний о психике животных и человека и психической регуляции их поведения знаниями о его источниках[6].

В широком смысле понятие «мотивация» используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целесообразного поведения животных и человека. По функциям и проявлениям в регуляции поведения все побудители подразделяются на инстинкты и потребности как источники активности, мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения и эмоции, субъективные переживания и установки как регуляторы динамики поведения[1][2][3][4][5].

Мотивация как специфическая форма психической регуляции человека достигает своего полного развития на уровне личности, выступая одним из механизмов её саморегуляции. Под мотивацией человека понимается вся совокупность побуждений, направленная на достижение целей личности и выступающая движущей силой её активности. В мотивацию включаются потребности, мотивы, установки, интересы, влечения и ценности[7]. Различные аспекты мотивации исследуются не только психологией, но и биологией, социологией и политическими науками[8][9][10].

В рамках менеджмента организации и управлении персоналом субъект управления (органы управления предприятием, непосредственный руководитель) посредством стимулирования трудовой деятельности побуждает индивидов к повышению производительности и качества труда для достижения целей организации. При этом стимулирование как внешние для индивида действия становятся адекватными тогда, когда они встречаются с актуальными мотивами человека, то есть под мотивацией в данном случае понимается «реакция персонала на действия администрации организации»[11][12].

Развитие научных представлений о мотивации

В донаучный период изучения мотивации доминировало представление о человеке, как существе, одарённом разумом и свободной волей. Именно эти качества, по мнению Рене Декарта, отличают активность человека от поведения животных, функционирование которых осуществляется посредством «слепых природных сил» — рефлексов (инстинктов). Впоследствии этот дуализм в объяснении мотивации сменился единой концепцией, изложенной Чарльзом Дарвином в книге «Происхождение видов»[13].

Мотивация как врождённая и неизменная программа поведения

Первый научный взгляд на мотивацию заключался в объяснении источника поведения животных и человека из внутренних причин, рассматривавшихся в качестве неизменных характеристик природы живого существа. Данная внутренняя причина, побуждающая к определённому поведению, получила своё научное оформление в понятии «инстинкт» во второй половине XIX века в работах Чарльза Дарвина[1]. В начале XX века термин «инстинкт» был применён англо-американским психологом Уильямом Мак-Даугаллом по отношению к человеку и стал объяснительным принципом его поведения и деятельности. Поведение животных и человека, по первоначальному мнению Мак-Даугалла, регулировалось двенадцатью инстинктами (инстинкты самоутверждения, самоуничижения, любознательности, агрессивности, родительский, бегства, неприятия, приобретательства, стадный, пищевой, созидания, продолжения рода), а впоследствии им выделялось уже восемнадцать склонностей, регулирующих жизнедеятельность организма[14][15].

Вплоть до 1930-х годов в психологии изучался вопрос природы и содержания инстинкта, под которым понимался врождённый алгоритм поведения в единстве с источником его побуждения. Данный вопрос совпадал по существу с вопросом природы человека, причём мотивационные явления рассматривались как неизменные проявления этой природы, которая сводилась к органическим характеристикам индивида. Натуралистическое объяснение мотивации находило выражение не только в концепции Уильяма Мак-Даугалла, но и в идеях Зигмунда Фрейда и Курта Гольдштейна, который полагал, что активность организма порождается стремлением осуществить заложенные в нём потенциальные возможности[1].

В концепции Зигмунда Фрейда в качестве основы и источника мотивации лежат влечения как глубинная, бессознательная психическая энергия. Влечения подразделяются им на жизнеутверждающие влечения (личные и сексуальные) и влечения к смерти (агрессия, садистические тенденции). Между желаниями человека и его возможностями существует противоречие, которое и является источником развития мотивации, впоследствии неофрейдисты внесли идею введения в конфликтную природу человека социальных факторов[7]. Вместе с этим торжество детерминизма в объяснении поведения на данном этапе развития представлений о мотивации привело к тому, что проблема свободы и необходимости регуляции поведения, именуемая часто проблемой «свободы воли», исчезла из предметного поля психологии[1][13][15].

Мотивация как динамическое отношение внутренних причин и внешних объектов

Пирамида потребностей по Маслоу

С начала 1940-х годов произошло изменение взгляда на мотивацию человека. Условия для преодоления сведения мотивации к инстинкту были подготовлены в рамках бихевиоризма, в котором стимул (S, англ. stimul) к движению, действию (R, англ. reaction) выступал в качестве чего-то внешнего по отношению к индивиду. Этот объективно существующий стимул-мотив положительно или отрицательно подкреплял определённую форму поведения[1]. Собственно преодоление натурализма в понимании мотивации начало происходить благодаря введению в предметное поле психологии понятия «личность». Американский психолог Гордон Олпорт в своей работе «Личность: психологическая интерпретация» («Personality: A psychological interpretation») предложил изучать личность человека как особую целостность, несводимую к психике и сознанию[16].

Вследствие этого в качестве источника мотивации человека начали рассматриваться потребности, под которыми понимались динамические отношения индивида с миром, прижизненно формирующиеся на основе врождённых предпосылок. Мотивация рассматривалась как целостное образование, представляющее собой иерархическое соотношение потребностей: естественных и прижизненно формирующихся. Данный взгляд способствовал преодолению оппозиции «внешнее — внутреннее», где мотивация «внешняя» рассматривалась как нечто, что может стать «внутренним» побуждением. Например, в ходе включения индивида в общность людей групповые ценности могут включаться в структуру личностной мотивации и становится регуляторами поведения человека[1].

В данный период также наметилось целевое, а не причинное объяснение поведения человека, а также была выдвинута идея возможности управления человеком мотивационными процессами. Идея целеполагания и управления мотивацией вызвала смещение научного интереса с потребностей на ценности при сохранении идеи биологической предпосылочности некоторых компонентов мотивации. При всём при этом на данном этапе развития представлений о мотивации сама модель мотивации совпадала с моделью личности, что нашло отражение в концепциях Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, известная пирамида потребностей которого является моделью мотивации и тождественна модели личности человека[15].

Мотивация как совокупность развивающихся побуждений

С середины 1950-х годов фокус исследований мотивации сместился на ситуационные факторы её формирования и изучение механизмов мотивации конкретной деятельности. На данном этапе изучения мотивации интерес к вопросу о том, что является генетически исходным базовым побуждением снизился. Данный факт объясняется тем, что была выявлена и прослежена трансформация исходных побуждений (потребностей, влечений) в разнообразные прижизненно формирующиеся мотивы, которые делают исходные побуждения, если они существуют, полностью неузнаваемыми. Эффективность мотивации деятельности рассматривалась в контексте убеждённости человека в том, что от него зависит выбор, ход и результат её реализации, а также уверенности в том, что индивид обладает достаточными средствами и возможностями её осуществления. Вместе с этим реализовывались исследования, выявляющие взаимосвязь механизмов мотивации с познавательными процессами[1][15].

С конца 1970-х — начала 1980-х годов и в течение последующих сорока лет в качестве основы мотивационных процессов изучались и изучаются смысловые отношения индивида с миром. От познавательных процессов, опосредствующих мотивацию, акцент исследований сместился на сознание и личность человека в целом. Выдвинулись в центр изучения проблемы воли, выбора, свободы, жизненных целей, контроля мотивации, перспективы будущего, возможностей, автономии, самоопределения и саморегуляции в самом широком понимании[15].

Мотивация на современном этапе развития психологии определяется как интегральное образование личности человека, обладающее иерархической структурой, внутри которой порождаются и «вызревают» новые мотивы, постепенно укореняющиеся в мотивационной системе в виде устойчивых побуждений. Специфичным механизмом осознания личностью компонентов мотивации является смыслообразование, при котором индивид оценивает значимость объективных жизненных обстоятельств и придаёт им личностный смысл[7].

Варианты объяснения мотивации

Развитие представлений о мотивации в течение XX века двигалось от естественнонаучного её объяснения к гуманитарному пониманию. История развития представлений о мотивации и современные концепции мотивации содержат в себе эти полярные позиции либо являются выражением той или иной противоположности. Модель теоретического объяснения мотивации человека может быть построена в системе координат, создаваемой осями[17]:

  • биологическое — социальное;
  • врождённое — приобретённое;
  • бессознательное — сознательное.

В основе биологического объяснения мотивации лежит идея общности побудителей человека и животных и их механизмов поведения, лежащих в организме и представленных потребностями биологического порядка. Идея врождённости мотивационных образований предполагает, что побуждения имеются у животного или у человека либо с самого рождения, либо получены генетическим путём по наследству. Понимание же мотивации как некоторой бессознательной силы содержит в себе идею о том, что животное представляет собой механизм, руководимый инстинктами, а воля и интеллект человека, в основном руководимого неосознаваемыми влечениями, играют весьма ограниченную, второстепенную роль в регуляции его поведения[17].

Социальная как и приобретённая интерпретация сущности мотивации сводится к тому, что человек с самого рождения интериоризирует культуру, прижизненно усваивает социальные способы действия и общественно-приемлемые способы поведения. Впоследствии жизнь в обществе с необходимостью требует воспроизведения культурных же условий жизни и использования (потребления) предметов культуры, что и является источником мотивации человека. Сознательность мотивации как её аспект предполагает возможность осмысления и понимания потребностей, интересов, ценностей, побуждающих человека к тем или иным действиям[17].

Оптимум мотивации

График, иллюстрирующий законы Йеркса-Додсона

Американскими психологами Робертом Йерксом и Джоном Додсоном в 1908 году при изучении зависимости научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей были открыты два закона мотивации о том, что качество выполняемой деятельности зависит от интенсивности (уровня) мотивации[18].

Первый закон гласит, что по мере увеличения степени мотивации качество деятельности сначала повышается, а затем переходит точку наиболее высоких показателей успешности деятельности и постепенно понижается. Уровень мотивации, фиксируемый наивысшей точкой колоколообразной кривой, является оптимумом мотивации, при котором деятельность выполняется наиболее успешно[18].

Второй закон Йеркса-Додсона утверждает, что наиболее оптимальным для выполнения более сложных видов деятельности является более низкий уровень мотивации. Впоследствии эти зависимости были подтверждены на материале иных видов деятельности как у других видов животных, так и у человека[18].

Суть законов Йеркса-Додсона сводится к тому, что для каждой степени трудности выполняемого задания существует оптимальная сила мотивации, при которой эффективность выполнения задания будет максимальной. Но с ростом сложности (трудности) задания оптимальной для его эффективного выполнения будет всё более низкая сила мотивации. Например, высокая сила мотива в сильно стимулирующей ситуации должна приводить индивида к сверхмотивации и снижению эффективности его действия. Тогда как в слабо стимулирующей ситуации сильным мотивом будет создаваться оптимальная сила мотивации, способствующая эффективному выполнению задачи[13].

Экспериментальные исследования и психодиагностика мотивации связаны с большими трудностями. Содержание активно действующей мотивации не может быть выявлено на основании самоотчётов, так как человек полностью не осознаёт все свои побуждения[1]. Для изучения мотивации человека используются проективные методы, в которых неопределённый стимульный материал является средством выявления мотивационных тенденций человека[19].

Мотивация в менеджменте организации и управлении персоналом

Должный уровень мотивации очень важен в спорте. На фото — игроки норвежского футбольного клуба «Волеренга» проводят мотивационный разговор перед началом игры.

В управлении персоналом под мотивацией понимается процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Принято выделять такие виды теорий мотивации, как[12]:

  • содержательные теории;
  • процессуальные теории;
  • теории отношений.

Содержательные теории стремятся идентифицировать то, что побуждает человека к определённому поведению, в то время как процессуальные теории описывают механизмы стимуляции и побуждения индивида к достижению личных целей и целей организации[12].

Вопрос управления мотивацией к труду базировался на двух полярных представлениях о человеческой природе: теория X и теория Y. Согласно теории X предполагается, что человек изначально не любит и не желает работать и потому избегает её, поэтому человека необходимо принуждать к труду и постоянно контролировать, направлять и угрожать наказанием, чтобы заставить человека работать для достижения целей организации. В теории Y человек выступает в качестве существа, естественным состоянием которого является желание создавать новое и изобретать, управлять собой и быть ответственным, трудиться и стремиться к самообразованию. Для работника типа X необходим авторитарный стиль управления, в то время поведение сотрудника типа Y требует демократического управленческого воздействия[12].

В 1981 году Уильям Оучи в книге «Теория Z: как американский бизнес может ответить на японский вызов» («Theory Z: how American business can meet the Japanese challenge») предложил модель мотивации работника организации, которую рассматривал как следующий этап развития теорий X и Y[20]. Уильям Оучи описал типичную американскую организацию, являющуюся бюрократической по структуре и включающей в себя идеи индивидуализма и конкуренции.

Данный тип организации он назвал тип A. Организация типа Z характеризуется, во-первых, уменьшением уровня бюрократизма и отчуждения, порождаемого конкуренцией и крайним индивидуализмом. Во-вторых, созданием условий, способствующих увеличению сотрудничества работников: совместное принятие организационных решений; неявная, неформализованная процедура оценки; создание доверительных, тактичных и близких взаимоотношений между сотрудниками, создающих атмосферу «большой семьи», где всесторонне заботятся о каждом работнике[12].

Литература

  • Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — Москва: Мысль, 1976. — 158 с.
  • Вилюнас В. Психология развития мотивации. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 457 с. — ISBN 5-9268-0423-X.
  • Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 512 с. — ISBN 978-5-272-00028-6.
  • Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования. — Новосибирск, 2002. — 261 с. — ISBN 5-94023-037-7.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека. — Москва: Питер, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-469-00449-3.
  • Маслоу А. Мотивация и личность. — Санкт-Петербург: Евразия, 1999. — 479 с. — ISBN 5-8071-0016-6.
  • Современная психология мотивации / Под редакцией Д. А. Леонтьева. — Москва: Смысл, 2002. — 342 с. — ISBN 5-89357-134-7.
  • Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — Москва: Смысл, 2003. — 859 с. — ISBN 5-94723-389-4.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Леонтьев Д. А. Мотивация. БРЭ. Дата обращения: 2 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 Асмолов А. Г. Мотивация // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  3. 3,0 3,1 Мотивация // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  4. 4,0 4,1 Блейхер В. М., Крук И. В. Мотивация // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  5. 5,0 5,1 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Мотивация // Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — С. 198. — 448 с.
  6. Немов Р. С. Мотивация (определение) // Психологический словарь. — М.: ВЛАДОС, 2007. — С. 220. — 559 с. — ISBN 978-5-691-01515-1.
  7. 7,0 7,1 7,2 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности. — М.: Юрайт, 2023. — С. 29. — 154 с. — ISBN 978-5-534-16263-9.
  8. Осипова Е. В. Мотивация // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  9. Мотивация // Военно-психологический словарь-справочник / Под общ. ред. Ю. П. Зинченко. — М.: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. — С. 152. — 592 с. — ISBN 978-5-904581-04-6.
  10. Фергюсон Е. Д. Мотивация // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  11. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Инфра-М, 2010. — С. 70—74. — 524 с. — ISBN 978-5-16-003544-4.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 Подсистема управления мотивацией поведения персонала // Управление персоналом / Под ред. С. И. Самыгина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — С. 290—328. — 380 с. — ISBN 5-222-008035-8.
  13. 13,0 13,1 13,2 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Смысл, 2003. — 859 с. — ISBN 5-94723-389-4.
  14. Кондаков И. М. Мак-Даугалл Вильям // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 288—290. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Современная психология мотивации. Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — 342 с. — ISBN 5-89357-134-7.
  16. Карпенко Л. А. Олпорт Гордон // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 330—335. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6..
  17. 17,0 17,1 17,2 Немов Р. С. Мотивация (теории мотивации) // Психологический словарь. — М.: ВЛАДОС, 2007. — С. 221—222. — 559 с. — ISBN 978-5-691-01515-1.
  18. 18,0 18,1 18,2 Вилюнас В. К. Йеркса-Додсона законы // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  19. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. — М.: Издательство Московского университета, 1976. — 128 с.
  20. Ouchi W. Theory Z: how American business can meet the Japanese challenge. — New York: Avon Books, 1981. — 283 с. — ISBN 978-0-201-05524-5.