Фрейд, Зигмунд

Материал из «Знание.Вики»
Зигмунд Фрейд
нем. Sigmund Freud
Зигмунд Фрейд в 1922 году (фото работы Макса Хальберштадта, которое использовалось для обложки журнала Life)Зигмунд Фрейд в 1922 году (фото работы Макса Хальберштадта, которое использовалось для обложки журнала Life)
Имя при рождении Сигизмунд Шломо Фрейд
Дата рождения 6 мая 1856(1856-05-06)
Место рождения Фрайберг, Австрийская империя
Дата смерти 23 сентября 1939(1939-09-23) (83 года)
Место смерти Лондон, Великобритания
Страна
Научная сфера
Альма-матер Венский университет
Учёная степень доктор наук
Учёное звание профессор
Известен как основатель психоанализа
Награды и премии
Автограф FreudSignature.svg

Зи́гмунд Фре́йд ((нем. Sigmund Freud) оригинальная транскрипция — Фройд[1], имя при рождении — Сигизмунд Шломо Фройд[2] (нем. Sigismund Schlomo Freud)) (6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя, ныне Моравскосилезский край, Чехия — 23 сентября 1939, Хампстед, близ Лондона, Великобритания) — австрийский психиатр, невропатолог, психолог и основатель психоанализа как психотерапевтического метода и психологической теории, превратившейся впоследствии в социально-философскую доктрину, названную его именем (фрейдизм)[3][4][5][6].

Зигмунд Фрейд является автором структурной трёхкомпонентной модели психики («Оно» или «Id» (нем. Das es), «Я» или «Эго» (нем. Ego) и «Сверх-Я» или «Супер-Эго», (нем. Das Über-Ich)) и концепции психосексуального развития. Доктор медицины (1881), приват-доцент неврологии (1885) и профессор Венского университета (1902—1938). Почётный доктор права университета Кларка (1909) и иностранный член Королевского общества. Основатель Венского психоаналитического общества и редактор «Международного журнала психоанализа» (англ. The international Journal of Psychoanalysis)[7][8]. Зигмунд Фрейд рассматривается и как величайший гений XX века, и как интеллектуальный шарлатан[9].

Биографические сведения о рождении, жизни и смерти Зигмунда Фрейда

Дом в Фрейберге (Пршиборе), в котором родился Фрейд.

Сигизмунд Шломо Фрейд родился в доме № 117 на Шлоссергассе (Слесарная улица) Фрейберга (Пршибор) и воспитывался в традиционной религиозной еврейской семье. Его родителями были Якоб Кальман Фрейд и Амалия Фрейд (в девичестве — Натансон). Он был самым старшим из детей, родившихся в этом браке, но у Сигизмунда были старшие сводные братья по отцу — Филипп и Эммануил, родившиеся от предыдущей жены его отца — Салли Каннер. Младшими у Сигизмунда были пять сестёр и брат: Анна, Регина Дебора, Мария, Эстер Адольфина, Паулина Регина и Александр Готтхольд Эфраим[2][10].

Обучение и первые научные открытия

В 1860 году семья Якоба Кальмана и Амалии Фрейд с детьми переехали в Вену, а сыновья Якоба Фрейда от предыдущего брака — Эммануил и Филипп приняли решение переехать в Манчестер. В 1865 году Сигизмунд Фрейд пошёл в Венскую городскую гимназию, расположенную в Леопольдтштадте на Шперльгассе. В гимназии изучались латинский и греческий языки, а также английский, французский и по выбору итальянский либо испанский языки, также давалось религиозное образование[10]. Окончив обучение в гимназии с отличием, будущий основатель психоанализа поступил в 1873 году на медицинский факультет Венского университета, записавшись в него под именем Зигмунда (нем. Sigmund: sieg — победа, mund — рот, красноречивый) Фрейда[2].

Зигмунд Фрейд со своей матерью

В 1875 году Зигмунд Фрейд посещал старших сводных братьев, обосно­вавшимся в Манчестере. В 1876—1882 годах будущий основатель психоанализа работал в лаборатории физиологии животных[7]. Во время обучения в университете Зигмунд Фрейд неоднократно получал гранты и стипендии для проведения работ, в том числе и в Институте зоологических исследований, который располагался в Триесте. В качестве стипендиата Венского университета Зигмунд Фрейд дважды (весной и осенью) 1876 года выезжал в Триест для стажировки в области зоологии[10]. В Триесте он выполнял задание по исследованию половой жизни угрей, а именно пытался узнать есть ли семенники у самцов угрей[2][5].

В 1877 году Зигмунд Фрейд начал работать в Физиологическом институте Эрнста фон Брюкке. В этом же году он написал статью о нервных окончаниях в позво­ночнике миног, а в следующем — 1877 — году он опубликовал исследование о нервных окончани­ях в хребте простейших рыб[10]. В ходе исследований, выполненных в Институте физиологии, Зигмунд Фрейд следующим образом усовершенствовал технику исследования нервной ткани: во-первых, он внёс изменение в формулу Райхерта о подготовке нервной ткани для микроскопического исследования; во-вторых, разработал метод окрашивания нервной ткани хлористым золотом[1][11].

Немецкий врач и физиолог Эрнст фон Брюкке

Во время учёбы в Венском университете сильное влияние на будущего создателя психоанализа оказал Эрнст фон Брюкке, который был сторонником воинствующего материализма и радикального сциентизма. Голубоглазый немец с белокурыми волосами разделял идеи позитивистов того времени, которые считали, что в организме действуют те же силы, что и обнаруживаемые физикой и химией в природе. Физиолог Эрнст фон Брюкке прививал ученикам страсть к научной работе и помогал осваивать научную методологию, его ученики перенимали умение и навык обобщения и систематизации единичных фактов[2].

В 1879 году Зигмунд Фрейд публикует «Заметку о методе аналитического препарирования нервной системы», в которой описывается способ окрашивания нервной ткани с помощью азотной кислоты. В целом ранние работы Зигмунда Фрейда являлись исследованиями по анатомии и физиологии нервной системы. В этом же году его призывают на службу в австрийскую армию, во время которой он переводил 12-й том сочинений Джона Стюарта Милля; в это же время он начинает курить[2].

Врачебная деятельность и личная жизнь

31 марта 1881 года Зигмунд Фрейд в присутствии всех членов семьи на торжественной церемонии получил диплом доктора медицины, после чего в мае этого же года занял малооплачиваемую должность штатного демонстратора в Институте физиологии. От знакомства с будущей женой апрельским вечером 1882 года и памятного момента, когда Марта Бернейс отправила своему воздыхателю собственноручно испечённый пирог, прошло совсем немного времени до предложения руки и сердца 17 июня того же года. Но за период до свадебной церемонии с правоверной иудейкой Мартой Бернейс, которая произошла через целых четыре года — 13 сентября 1886 года, Зигмунд Фрейд прошёл путь от стажёра в Венской городской больнице и слушателя лекций Жана Мартена Шарко до профессионального врача[2][10].

В должности штатного демонстратора в Институте физиологии Зигмунд Фрейд работал до июля 1882 года. Именно здесь он познакомился и сблизился с врачом Йозефом Брейером. Йозеф Брейер был одним из самых уважаемых домашних врачей в Вене и являлся семейным врачом самого Эрнста фон Брюкке и других высокопоставленных лиц Вены. 18 ноября 1882 года Йозеф Брейер рассказал Зигмунду Фрейду про «случай Анны О.» (Берты Паппенгейм), что можно было бы считать «зачатием психоанализа». Анализ этого слу­чая заболевания истерией был для Зигмунда Фрейда впоследствии отправным момен­том для лечения истерии посредством катартического метода с применением гипноза[2][10].

1 мая 1883 года будущий основатель психоанализа начал работать в Психиатрической кли­нике Теодора Мейнерта. С 1 января 1884 года Зигмунд Фрейд начал также трудиться в отделении нервных болезней Венской общей клиники, где он впервые обнаружил болеутоляющее действие кокаина. С апреля по июль этого года Зигмунд Фрейд проводил субсидируемые старейшей в мире фармацевтической компанией «Мерк» эксперименты с кокаином, результаты которых опубликовал в монографии «О коке». В письме от 25 мая 1884 года Зигмунд Фрейд писал своей будущей жене, что сам, вскоре после своего 28-го дня рождения, начал принимать «очень маленькие дозы» кокаина «от депрессии и несварения желудка» и «добился прекрасных результатов». В заключении письма он сообщает Марте Бернейс, что шлёт и ей кокаин, чтобы «она стала крепче и румянее». Впоследствии в 1887 году, когда в медицинских журналах всего мира одна за другой стали появляться статьи об опасности кокаина, Зигмунд Фрейд отказывается от своих взглядов о позитивном влиянии кокаина, но делает это крайне осторожно — так, чтобы сохранить свою репутацию[2][10].

В 1885 году Зигмунд Фрейд проходит испытания, предшествующие получению должности приват-доцента Венского университета, а уже 5 сентября он был утверждён в этой должности. Спустя месяц Зигмунд Фрейд отправился на стажировку в парижскую клинику Сальпетриер, которой руководил Жан-Мартен Шарко. В парижской клинике он ознакомился с современными методами использования гипноза, при помощи которых формировали симптомы истероподобного характера. 28 февраля 1886 года стажировка Зигмунда Фрейда завершилась, и он отправился обратно в Вену, в которой на ближайший десяток лет станет пропагандистом идей Шарко[2][10]. Благодаря стажировке в Сальпетриер Зигмунд Фрейд решил применять гипноз для лечения неврозов. Стажировка дала Фрейду научно-исследовательские ориентиры — в своей практики он использует гипноз и придерживается теории «динамической травмы» Шарко[4]

Частная практика как способ обеспечения семьи и поиски наилучшего метода лечения

В субботу 25 апреля 1886 года Зигмунд Фрейд начал деятельность в качестве частнопрактикующего врача. В газете «Нойе фрайе прессе» было опубликовано объявление о том, что доктор Фрейд ждёт пациентов в кабинете по адресу Ратхаусштрассе, 7. Именно в этом кабинете, до переезда со своей семьёй в 1891 году, Зигмунд Фрейд принимал своих пациенток. Анализируя и систематизируя их психологические и неврологические проблемы, он начал возводить собственную теорию, получившую впоследствии название — психоанализ[2].

Сегодня на приём ко мне пришли только два старых пациента Брейера, и больше не было никого. Я взял себе за правило принимать по пять человек в день: двоих на электролечение, одного обязательно бесплатно, еще один сам пытается не заплатить, ну, а последний бывает чьим-нибудь сватом.Из дневниковой записи Зигмунда Фрейда 6 мая 1886 года

В 1887 году Зигмунд Фрейд познакомился с врачом Вильгельмом Флиссом, переписка с которым является важным источником, освещающим подробности зарождения основных идей психоанализа. В декабре этого года Зигмунд Фрейд для лечения нервных заболеваний начал применять гипноз, который дополнял электротерапией, ваннами, массажем[10]. 16 октября 1887 года, то есть более чем через год после свадьбы, Марта Фрейд благополучно разрешилась девочкой, которую назвали Матильдой в честь опекавшей молодоженов жены Йозефа Брейера[2]. В 1888 году Зигмунд Фрейд осуществил перевод книги «О внушении и его применении в терапии» Ипполита Бернхейма, клинику которого в Нанси он посетил летом следующего года[10]. В 1889 году у Зигмунда Фрейда родился сын, которого он назвал Мартином в честь Жана Мартена Шарко. Третий сын — Оливер — появился на свет в феврале 1891 года, а в июле Марта Фрейд снова была беременной[2].

20 сентября 1891 года Зигмунд Фрейд со своей семьёй переехал в дом № 19 на Берггассе, где и жил до вынужденной эмиграции в 1937 году. Осенью 1892 года Зигмунд Фрейд впервые засомневался в возможностях гипноза при работе с Элизабет фон Р.[10]. В 1892 году он разработал и использовал новый терапевтический метод — метод настояния, ориентированный на постоянное понуждение пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов[8]. В начале 1893 года основатель психоанализа вместе с Йозефом Брейером публикует работу о психическом механиз­ме истерических феноменов. В это же время будущий основатель психоанализа отправляет проект «Этиологии неврозов» Вильгельму Флиссу и продолжает работу над «Исследованиями по истерии», которая была опубликована в 1896 году[10].

Период с 1890 по 1895 год стал для Зигмунда Фрейда периодом не только периодом укрепления авторитета в медицинском мире, но и временем семейных забот: в 1892 году родился сын, которого назвали Эрнстом, в июле 1893 года Марта родила пятого ребёнка — Софи, а 3 декабря 1895 года — Анна[2].

Рождение психоанализа и смерть отца Зигмунда Фрейда

В 1895 году Зигмунд Фрейд вместе с Йозефом Брейером пришёл к катартическому методу лечения неврозов, который лёг в основу психоанализа[5]. К этому времени Зигмунд Фрейд отказывается от гипноза и начинает разрабатывать психоаналитический способ лечения больных. Работу «Исследование истерии» можно считать первой психоаналитической работой[4]. Симптомы истерии, как психогенного заболевания, объясняются в этой работе как проявления скрытых от сознания больных эмоционально-заряженных следов травматических событий их жизни, имеющих сексуальный подтекст[3][7][12]. По существу, Зигмунд Фрейд пришёл к выводу о принципиальной неправомерности отождествления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов[8]. Идеи Фрейда первоначально вызвали негативную реакцию в научной среде. Выступление перед Венским психиатрическим и неврологическим обществом 21 апреля 1896 года с докладом на тему «Этиология невро­зов» провалилось[10].

«Днём зачатия психоанализа», по мнению Лидии Флем, — можно считать первый визит Зигмунда Фрейда к Эмми фон Н. (Фанни Мозер) 1 мая 1895 года[13]. В среду 24 июля 1895 года Зигмунд Фрейд истолковал «сон об инъекции Ирме», что может считаться началом психоаналитической интерпретации сновидений[2]. Собственно термин «психоанализ» был употреблён впервые в работе «Наследственность и этиология неврозов» на французском языке 30 марта 1896 года, на немецком — 15 мая 1896 года[2].

Психоанализ, основы которого разрабатывались Зигмундом Фрейдом с 1896 года по 1902 год[8], — это психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на методе свободных ассоциаций и анализе ошибоч­ных действий и сновидений как способе проникнове­ния в бессознательное. Анализ спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу какого-либо элемента его душевной жизни осуществляется по определённым правилам, причём анализ дополняется толкованием сновидений, а также анализом различных ошибочных действий (оговорок, описок, забывания и тому подобного) с целью вычленения истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих причин до сознания больного[3][12]. На данном этапе жизни Зигмунд Фрейд рассматривает психический аппарат как энергетическую систему, в основе динамики которой лежит кон­фликт между сознанием и бессознательными влечениями[3][12].

23 октября 1896 года умирает отец Зигмунда Фрейда, причём в этот период основатель психоанализа разрабатывает идеи Эдипова комплекса и эрогенных зон, а также начинает писать «Толкование сновидений». В мае 1897 года Зигмунд Фрейд ходатайствует о получении звания экстра­ординарного профессора, но получает отказ. Осенью он отправляется в Италию, где посещает Венецию, Флоренцию, Пизу и другие города. В феврале следующего года в «Венском клиническом обозрении» публикуется работа Зигмунда Фрейда «Сексуальность в этиологии нев­розов», где впервые предложена концепция развития детской сексуаль­ности. В январе-феврале 1899 года основатель психоанализа изучает труды Якоба Буркхардта по греческой культуре, ведь он стремится реконструировать период «детства человечества», который он сопоставляет с периодом детства отдельного человека[10].

Причинами многих неврозов у пациентов Зигмунда Фрейда в то время были различные сексуальные проблемы, поэтому он обратился к исследованиям сексуальности и её развития в детстве. Он одним из первых начал изучать психологические аспекты развития сексуальности, в которой выделил ряд стадий прижизненного развития. Развитие сексуальности человека основатель психоанализа ставит в центр всего психического развития человека («Три очерка по теории сексуальности») и пытается объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство («Леонардо да Винчи»), особенности психологии первобытных народов («Тотем и табу») и прочее[3][12].

Кружок единомышленников, Венское психоаналитическое общество и Международная психоаналитическая ассоциация

Обложка первого издания «Толкования сновидений»

В конце 1899 года Зигмунд Фрейд завершил и опубликовал работу «Толкование сновидений», в которой, как и в последующих работах «Психопатология обыденной жизни» и «Остроумие и его отношение к бессознательному», формулируется первая — динамическую и энергетическую[8] — модель строения психики: сознание, предсознательное и бессознательное. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивационной энергии. Предсознательное содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. Содержание бессознательного не допускается либо допускается в превращённой форме в систему сознательное-предсознательное особой инстанцией — «цензурой», которая защищает сознание и вытесняет всё неприемлемое. Первоначально эта схема применялась к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни — обмолвки, шутки, описки, провалы памяти и другое[7][10].

Пейзаж с руинами замка (Арнольд Бёклин)

1900 год начинается с негативных отзывов на книгу «Толкование сновидений», летом этого года Зигмунд Фрейд объявил открытым в Венском университете четырёх­месячный курс «Психология сновидений», на который записалось четыре человека. В феврале 1901 года основатель психоанализа закончил работу над текстом «Психо­патологии обыденной жизни», о которой Карл Густав Юнг написал, как о «поучительной и приятной для чтения книги, доступной и неспециалистам». А в 1902 году Зигмунд Фрейд получил должность экстраординарного профессора неврологии Венско­го университета[10]. Стоит отметить, что получение этой должности не обошлось без протекции бывшей пациентки Зигмунда Фрейда. Мария фон Форстель в приватной беседе с министром просвещения и образования Австро-Венгрии Вильгельмом фон Гартелем намекнула, что доктору Фрейду уже давно пора стать профессором, а министр в ответ поделился мечтой приобрести для своей коллекции одну картину, висящую в доме у её тети. Баронесса в ответ заметила, что у тёти очень дурной характер, и потому вряд ли она отдаст эту картину, но вот у неё в доме висит картина того же художника, причем ничуть не хуже, и она с удовольствием подарит её господину министру, если тот не забудет её просьбы о докторе Фрейде. Так Зигмунд Фрейд стал экстраординарным профессором[7].

С 1902 года вокруг Зигмунда Фрейда образуется кружок его первых венских последователей, которые собирается у него дома по средам. 1903 год знаменуется полемикой Зигмунда Фрейда с Вильгельмом Флиссом по поводу бисексуальности человека и книги Отто Вейнингера «Пол и характер». В 1904 году отец-основатель психоанализа посещает Грецию и публикует статью «О психотерапии», а в 1905 году тиражом 1000 экземпляров им была выпущена книга «Три очерка по теории сексуальности»[10]. В 1905 году Зигмунд Фрейд обосновал идеи о природе и функционировании либидо, о развитии человеческой сексуальности и вытесненных сексуальных влечениях как источниках неврозов[8].

В 1906 году к кружку Фрейда присоединился Отто Ранк, который на многие годы станет секретарём общества Фрейда, а также началась переписка основателя психоанализа с Карлом Густавом Юнгом. В 1907 году, когда Зигмунд Фрейд дал классическое определение бессознательного[8], к кружку присоединился Карл Абрахам, в 1908 году — Шандор Ференци. При всём при этом в 1907 году Зигмунд Фрейд получил письмо от профессора психиатрии Цю­рихского университета, крупнейшего психиатра того времени — Эйгена Блейлера, который первым в научных кругах высказал официальное признание теории Фрейда[4][10]. 15 апреля 1908 года кружок единомышленников Фрейда стал называться «Венским психоаналитическим обществом», а спустя одиннадцать дней — 26 апреля был открыт Первый международный психоаналитический конгресс в Зальцбурге, в котором приняло участие 42 психо­лога и было заслушано девять докладов. На конгрессе выступал американский психиатр Абрахам Брилл, который впоследствии создаст Психоаналитическое объединение в Нью-Йор­ке и будет переводчиком работ Фрейда на английский язык. На конгрессе также было принято решение об издании «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований», который выходил до 1924 года[2][10].

Фото на фоне Университета Кларка (1909). Слева направо стоят: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, сидят: Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Густав Юнг.

В 1909 году Зигмунд Фрейд, Шандор Ференци и Карл Густав Юнг отправились в США, куда основатель психоанализа был приглашён для чтения лек­ций в связи с 20-летием Университета Кларка в Вустере. Инициатором поездки был основатель аме­риканской экспериментальной психологии и ректор Университета Кларка Стэнли Холл. В университете Кларка Зигмунд Фрейд прочитал курс из пяти лекций, которые прослушали американский психолог и философ Уильям Джеймс, уче­ные Эдвард Титченер, Франц Боас, Адольф Майер, Джеймс Джексон Патнэм и другие известные психологи, психиатры, неврологи. Поездка Зигмунда Фрейда в США дала мощный толчок развитию фрейдизма в этой стране, ставшего одной из наиболее влиятельных социально-философских доктрин в американской философии, пси­хологии, филологии, этнографии и ряде других наук[2][10].

В 1910 году прошёл Второй международный психоаналитический конгресс в Нюрнберге. В этом году было официально объявлено о созданий отделений об­щества в Берлине во главе с Карлом Абрахамом, в Вене во гла­ве с Альфредом Адлером, в Цюрихе во главе с Людвигом Бинс­вангером. В этом же году начинается психоанализ искусства — публикуется работа Зигмунда Фрейда «Одно детс­кое воспоминание Леонардо да Винчи»[2][10].

Раскол психоаналитического общества и первые отступники

В 1911 году из психоаналитического общества выходят Альфред Адлер. Альфред Адлер полагал, что личность представляет собой целостность и отрицал противостояние сознательного и бессозна­тельного и даже наличие чёткой границы между ними. В сентябре 1911 года проходит Третий международный психоаналитический конгресс в Веймаре. После конгресса шесть сторонников Альфреда Адлера выходят из Венс­кого психоаналитического общества, и они основывают «Общество свободных психоаналитических исследований», которое в 1912 году приобретает название «Общество индивидуальной психологии». В 1911 году Карл Густав Юнг пишет работу «Метаморфозы и символы либидо», в которой намечается его раз­рыв с учением Зигмунда Фрейда, а в 1912 году от Фрейда отходит Вильгельм Штекель[2][10].

В 1913 году прекращаются личные отношения между Зигмундом Фрейдом и Карлом Густавом Юнгом. В этом же году выходит книга основателя психоанализа «Тотем и табу», в которой формулируются тезисы психоаналитического объяснения происхождения религии и, по сути, происходит распространение парадигмы психоанализа на сферы общечеловеческой культуры[8]. В июле 1914 года Карл Густав Юнг вышел из Международного психоанали­тического общества. Причины этого поступка любимого ученика Фрейда лежат в плоскости теории психоанализа: швейцарский аналитик утверждал тезис о существовании коллективного бессознательного и десексуализировал либидо, то есть рассматривал либидо как энергию вообще, в которой сексуальный аспект является лишь аспектом. В целом однозначный пансексуализм фрейдизма оттолкнул от него ряд его ближайших учеников, которые вскоре создадут свои собственные психоаналитические концепции и станут не менее популярны и известны, чем основатель психоанализа[2][10].

У Фрейда нет обычной психиатрической затхлости, у него есть свобода и дерзновение мысли. Фрейд научно обосновывает ту истину, что сексуальность разлита по всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Он колеблет обычные границы нормально-естествен­ной сексуальности. Он научно-позитивно обосновывает некото­рые гениальные интуиции Вейнингера, хотя дух и есть разный. Но склонность школы Фрейда объяснить всё, вплоть до религи­озной жизни, неосознанной сексуальностью принимает формы ма­ниакальной идеи, характерной для психиатров. Ведь и этот пансексуализм может быть объяснён неосознанной сексуаль­ностью его создателей, если применить тот метод сыска и вмешательства в интимную жизнь, который допускает школа Фрейда. Натяжки Фрейда в объяснении типа Леонардо или объяснении снов доходят до комического. И всё же Фрейд помогает осознанию сексуальности.Николай Бердяев «Смысл творчества»

Первая мировая война и влечение к смерти

Начавшаяся Первая мировая война дала Зигмунду Фрейду понимание неп­ригодности его теории, чтобы истолковывать психические травмы, возникшие в боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров. Фиксация пациентов на этих травмах, вызванных встречей со смертью, дала Зигмунду Фрейду повод выдвинуть версию об особом влечении (влечение к смерти), столь же могучем, как сексуальное, и потому провоцирующим болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу. В конце 1914 года Зигмунд Фрейд выступил в Венском психоаналитическом обществе с докладом «Печаль и меланхолия», который был издан в начале следующего года. В октябре 1915 года Фрейд читает курс лекций по психоанализу в Венском университете в течение зимнего семестра 1915/16 учебного го­да для врачей и неспециалистов. Эти лекции были опубликованы отдельным изданием в 1917 году. В сентябре 1918 года проходит Пятый международный психоаналитический конгресс в Будапеште[2][10].

В 1920 году психоанализ продолжил развиваться: в Берлине был открыт Психоаналитический инсти­тут, в Гааге прошёл Шестой международный психоаналитический конгресс. Сам Зигмунд Фрейд продолжает вести психоаналитическую практику, а также пишет статьи, в которых продолжает разработку психоаналитических идей[2][10]. В книге «По ту сторону принципа удовольствия», опубликованной в 1920 году, Зигмунд Фрейд сформулировал основы психоаналитической теории личности. В 1921 году публикуется психоаналитический компендиум по проблемам личности, социальной психологии и социологии — «Психология масс и анализ человеческого „Я“»[8]. В декабре 1921 года Зигмунд Фрейд становится почётным членом Нидер­ландского общества психиатрии и неврологии, стоит отметить, что такого рода по­чести были оказаны ему впервые. В 1922 году прошёл следующий международный психоаналитический конгресс в Берлине, на котором собрались 256 пси­хоаналитиков[2][10].

Сподвижники Фрейда в 1922 году: слева направо стоят: Отто Ранк, Карл Абрахам, Макс Эйтингон, Эрнест Джонс, сидят: Зигмунд Фрейд, Шандор Ференци, Ганс Сакс.

1923 год был омрачён для Зигмунда Фрейда смертью его внука (сын дочери Софии) и обнаружением первых признаков ракового заболевания челюсти и нёба[2][10]. Тем не менее основатель психоанализа опубликовал книгу «Я и Оно», в которой излагаются психоаналитическая концепция структуры личности и её защитных механизмов[8]. Продолжая активно трудиться Зигмунд Фрейд впоследствии перенесёт 33 операции в связи с развивающимся заболеванием. В 1925 году умер ближайший сподвижник Зигмунда Фрейда — Карл Абрахам, а год спустя у Зигмунда Фрейда произошёл разрыв с Отто Ранком, который опубликовал книгу «Травма рождения и её значение для психоанализа». 6 мая 1926 года по случаю 70-летия Зигмунд Фрейд получает поздравле­ния со всего света и спустя некоторое время становится почётным членом Швейцарс­кого объединения психиатров, о чём он узнает в феврале 1927 года из сообщения Британского психологического об­щества[2][10].

В 1927 году Зигмунд Фрейд впервые встречается с Альбертом Эйнштейном и начинает писать «Будущее одной иллюзии» — психоаналитическую панораму прошлого, настоящего и будущего религии, трактуя последнюю в статусе навязчивого невроза[8]. Сократив психоаналитическую практику, Зигмунд Фрейд продолжает бороться с раком и приглашает в 1929 году в качестве лечащего врача-тера­певта доктора Макса Шура. В 1930 году произошло два значительных события в жизни Зигмунда Фрейда: основателю психоанализа была присуждена премия Гёте и умерла его 95-летняя мать. Также в 1930 году посол США Уильям Буллит убедил Зигмунда Фрейда написать сов­местное психоаналитическое исследование о президенте США Вудро Вильсоне. К 1938 году книга «Томас Вудро Вильсон, 28-й прези­дент Соединённых Штатов: Психологическое исследование» была подготовлена к публикации, но первое её издание было осуществлено только в 1966 году[2][10].

Мемориальная доска на доме, в которой родился Зигмунд Фрейд.

После Первой мировой войны в 1920-х годах Зигмунд Фрейд разрабатывал новые грани психоанализа: он пересмотрел учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия»), выделил «влечение к жизни» и «влечение к смерти», предложил новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я) и распространил идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни. Расширяя сферу применения психоанализа, Зигмунд Фрейд попы­тался распространить его принципы на сферу со­циальной психологии и различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза[3][12].

Понятие «сублимация» является центральным понятием в фрейдовской трактовке культуры, которая рассматривается как результат компромисса между стихийными влечениями и требо­ваниями реальности. В целом идейная эволюция взглядов Зигмунда Фрейда шла от «физиологического материализма» к утверждению ав­тономии психического и философско-антропологическим построениям, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Зигмунда Фрейда сказалось на самых различных направлениях философии, социологии, социальной психологии, литературы и искусства[3][12].

Последние годы жизни Зигмунда Фрейда

75-летие Зигмунда Фрейда прошло без пышных торжеств, потому что он лежал в больнице. На доме во Фрейберге (Пршиборе), где родился Фрейд, была установлена памятная доска. В 1932 году Анри Барбюс обратился к врачам всех стран, собравшимся на Всемирном конгрессе в Генте (Бельгия), с призывом выс­тупить против нарастающей опасности мировой войны. Зигмунд Фрейд подписался под этим призывом. В этом же году основатель психоанализа написал «Продолжение лекций по введению в психоанализ» и знаменитое открытое письмо Альберту Эйнштейну под наз­ванием «Почему война?»[2][14].

Вы удивляетесь тому, насколько легко людей охватывает военная истерия, и предполагаете, что в людях есть некий инстинкт ненависти и уничтожения, который подталкивает их к войне. И опять я должен полностью согласиться с вами. Мы верим в существование подобного влечения и как раз в последние годы стремились изучить его внешние проявления. Разрешите мне в этой связи изложить вам хотя бы часть теории влечений, к которой психоанализ пришёл в результате многих проб и сомнений. Мы предполагаем, что влечения человека бывают лишь двоякого рода: либо такие, которые стремятся сохранить и объединить – мы называем их эротическими, совершенно в смысле Эроса в «Пире» Платона, или сексуальными с сознательным расширением популярного представления о сексуальности, – либо другие, стремящиеся разрушать и убивать, – мы называем их обобщённо агрессивным или деструктивным влечением ... это влечение заключено внутри каждого живого существа и направлено на то, чтобы разрушить его, снова свести жизнь к состоянию неживой материи. Это влечение с полной серьезностью заслуживает названия влечения к смерти, тогда как эротические влечения представляют собой стремление к жизни. Влечение к смерти становится разрушительным влечением, когда оно с помощью особых органов обращается наружу, против объектов. Живое существо, если можно так выразиться, сохраняет свою жизнь тем, что разрушает чужую ... речь идет не о том, чтобы полностью устранить человеческое влечение к агрессии; можно попытаться отвлечь его так далеко в сторону, что оно необязательно должно будет находить свое выражение в войне ... Войне должно противоборствовать всё, что объединяет чувства людей. Эти связи могут быть двоякого рода. Во-первых, связи, напоминающие отношения к объекту любви, но лишённые сексуальной цели. Психоаналитик не должен смущаться, если он в подобном случае говорит о любви, ведь и религия утверждает то же самое: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Подобное требование легко выдвинуть, но трудно исполнить. Другой род связей, основанных на чувствах, возникает с помощью идентификации. Всё, что объединяет людей в существенных вещах, вызывает у них общность чувств, идентификации. На них во многом основывается строительство человеческого общества ... Как долго еще придется нам ждать, пока и другие также станут пацифистами? Этого нельзя предсказать, но, возможно, это не такая уж утопическая надежда, и под воздействием обоих факторов, влияния культуры и оправданного страха перед последствиями будущей войны, ещё в обозримое время будет положен конец войнам.Зигмунд Фрейд о влечении к смерти. Открытое письмо Альберту Эйнштейну

10 мая 1933 года фашисты сжигают книги Зигмунда Фрейда в Берлине на площади около Оперного театра. Психоанализ был запрещён в Третьем Рейхе. 24 мая 1933 года скончался ближайший друг и сподвижник основателя психоанализа — Шандор Ференци. Зигмунд Фрейд в 1934 году начинает работать над книгой «Моисей и монотеизм», полностью пос­вящённой психоаналитической трактовке причин возникновения и сущности религии. По случаю 80-летия Зигмунда Фрейда Академичес­кое общество медицинской психологии решило провести празднества, речь в честь Зигмунда Фрейда произнёс Людвиг Бинс­вангер. Зигмунда Фрейда в общем поздравили 191 писателя и художника[2][10].

Ваза, в которой захоронен прах Зигмунда и Марты Фрейд.

11 марта 1938 года немецкие войска вступили в Австрию, а 15 марта приехавший в Вену Эрнест Джонс убеждает Зигмунда Фрейда о необходимости выезда из оккупированной Авс­трии в Англию. 22 марта дочь Зигмунда Фрейда — Анна Фрейд подвергается однодневному аресту. Благодаря выкупу в 100 тысяч шиллингов, уплаченных Марией Бонапарт, Зигмунд Фрейд с женой и дочерью Анной покидает Вену и едет через Париж в Лондон. 19 июля, уже в Лондоне, Зигмунд Фрейд знакомится с Сальвадором Дали, который набра­сывает его портрет, на котором вскоре (уже после смерти Зигмунда Фрейда) художник делает надпись: «В этом рисунке я бессознатель­но заранее представил себе приближение его смерти»[2][10].

8 сентября 1938 года была осуществлена пос­ледняя операция, перенесённая Зигмундом Фрейдом и не принёсшая ему облегчения. В феврале 1939 года у основателя психоанализа вновь образовалась раковая опухоль, уже не подлежащая операции. 23 сентября 1939 года Макс Шур — личный доктор Зигмунда Фрейда сделал последнему по его просьбе две большие инъекции морфия, после чего отец-основатель психоанализа умер. 26 сентября тело Зигмунда Фрейда было кремировано в Крематориум Голдерс Грин. Прах Зигмунда Фрейда был помещен в греческую вазу, которую ему подарила Мари Бонапарт[2][10].

Аксиомы психоанализа и его идейные предпосылки

В своей посмертно изданной работе, которая посвящена анализу 28-го президента США, Зигмунд Фрейд сформулировал аксиомы психоанализа[15]:

  1. «В психической жизни каждого человека с момента его рождения действует активная сила, которую мы называем либидо и определяем как энергию Эроса … оно „наполняет“ определённые области и части нашего аппарата психики, как электрический ток заполняет батарейку … либидо подвержено количественным изменениям … либидо вначале накапливается в любви к себе — нарциссизме … пропорция между нарциссической и объектной любовью очень сильно варьирует … но ни один человек не обходится полностью без любви к себе».
  2. «Все человеческие существа являются бисексуальными. Каждый индивид, является ли он мужчиной или женщиной, состоит из элементов мужественности и женственности … когда приходит конец первой фазе чистого нарциссизма и объектная любовь начинает играть свою роль, либидо начинает наполнять три „аккумулятора“: нарциссизм, мужественность и женственность … основными объектами любви, которые ребёнок находит, являются его мать и отец или их заместители. Его самые ранние отношения с родителями являются пассивными по своей природе … либидо ребёнка сначала разряжается через эти пассивные отношения. Затем можно наблюдать реакцию со стороны ребёнка. Он желает стать активным по отношению к ним … вследствие этого, вдобавок к нарциссизму, для его либидо открыты четыре выхода: через пассивность к своему отцу и матери и через активность по отношению к ним. Из этой ситуации развивается Эдипов комплекс».
  3. «Для того чтобы объяснить Эдипов комплекс, мы должны ввести аксиому психоанализа, предположение из теории инстинктов, которое объявляет, что в психической жизни человека два основных инстинкта являются активными: Эрос, то есть любовь в самом широком смысле этого слова, чью энергию мы назвали либидо, и второй инстинкт, который мы назвали, в соответствии с его конечной целью, инстинктом смерти … оба инстинкта с самого начала одновременно наличествуют в психической жизни и редко когда-либо проявляются в чистом виде, а являются, как правило, перемешанными в различных пропорциях … либидо ребёнка заполняет пять „аккумуляторов“: нарциссизм, пассивность по отношению к матери, пассивность по отношению к отцу, активность по отношению к матери и активность по отношению к отцу — и начинает разряжаться через эти желания. Конфликт между этими различными течениями либидо порождает Эдипов комплекс маленького мальчика … для маленького мальчика особенно трудно примирить свою активность по отношению к матери с пассивностью по отношению к отцу. Когда он желает полностью выразить свою активность по отношению к матери, он встречает на своем пути отца. Тогда он желает избавиться от отца как от помехи, мешающей обладанию матерью … эти желания ребёнка вступают в конфликт. Поэтому нарушается разрядка либидо … все лица мужского пола используют один метод решения основной дилеммы Эдипова комплекса: отождествление с отцом. Будучи в равной степени неспособен убить отца или полностью подчиниться ему, маленький мальчик находит выход, который примерно равен устранению отца и одновременно уходу от убийства. Он отождествляет себя с отцом. Вследствие этого он удовлетворяет как свои нежные, так и враждебные желания по отношению к отцу. Он не только выражает любовь к отцу и восхищение им, но также устраняет отца путем включения его в себя, как если бы он совершил акт каннибализма. С этого времени он сам становится великим обожаемым отцом … этот всемогущий, всемудрый, обладающий всеми добродетелями отец детства в результате его интроецирования ребёнком становится внутренней психической силой, которую в психоанализе мы называем Идеал-Я или Супер-Эго. Супер-Эго проявляет себя на протяжении всей последующей жизни мальчика через свои приказы и запреты. Его негативная запрещающая функция хорошо известна всем нам как совесть. Его позитивная управляющая сторона является, возможно, менее заметной, но определённо более важной. Она находит выражение через все сознательные и бессознательные чаяния индивида … однако в обмен на это Супер-Эго становится источником новых трудностей, с которыми начиная с этих пор приходится иметь дело Эго. Ибо Супер-Эго на всём протяжении оставшейся жизни предостерегает, запрещает, вытесняет и пытается изолировать и отвести от целей все те либидинозные желания, которые не удовлетворяют его идеалам».
  4. «Каждое человеческое Эго является результатом попытки примирения всех этих конфликтов: конфликтов между противоречивыми влечениями либидо и влечениями либидо с требованиями Супер-Эго и с фактами реального мира человеческой жизни … объединение влечений либидо друг с другом и с требованиями Супер-Эго, а также с требованиями внешнего мира является, как мы уже сказали, нелёгкой задачей для Эго: все влечения должны быть удовлетворены тем или другим образом. Супер-Эго настаивает на своих требованиях, и нельзя избежать адаптации к реальности. Для выполнения этой задачи Эго применяет, когда непосредственное удовлетворение либидо невозможно, три механизма: вытеснение, отождествление и сублимацию. Вытеснение является способом отрицания существования инстинктивного желания, которое требует удовлетворения, обращаясь с ним, как если бы оно не существовало, изгоняет его в бессознательное и забывает о нём. Отождествление пытается удовлетворить инстинктивное влечение, трансформировать само Эго в желаемый объект, так что Эго представляет одновременно и желающего субъекта, и желаемый объект. Сублимация является способом дать инстинктивному влечению частичное удовлетворение путём замены недостижимого для него объекта родственным объектом, который не отвергается Супер-Эго или внешним миром: таким образом инстинктивное влечение переносится со своей приносящей наибольшее удовлетворение, но недопустимой цели или объекта на такую цель или объект, которые, возможно, приносят меньшее удовлетворение, но более легко достижимы».
  5. «Либидо всегда будет отказываться от иного выхода, если свободен выход, лежащий ближе к первоначальным инстинктивным влечениям, при условии, что сопротивление Супер-Эго и внешнего мира не является большим, чем в случае иного выхода. Например, оно всегда готово отказаться от сублимации, если может найти другой объект, более близкий к первоначальному объекту либидо … всевозможные крушения планов и несчастья имеют тенденцию вновь возвращать либидо к прежним местам обитания, например возвращать либидо от сублимаций к его первоначальным объектам влечения. Мы называем это регрессией. В ходе человеческой жизни психическое развитие вместо продолжения своей эволюции может внезапно останавливаться и заканчиваться. В таком случае некоторое травматическое переживание заполняется либидо, загоняя его в те „аккумуляторы“, которых оно придерживается вплоть до самой смерти или душевного распада личности. Мы называем это фиксацией».

Психоанализ как психотерапевтический метод и направление в психологии необходимо отличать от фрейдизма, как философско-социологического учения, развиваемого на основе комплекса психоаналитических идей. Хотя термин «фрейдизм» довольно часто используют для обозначения всего комплекса идей и трудов Зигмунда Фрейда, а также всей психоаналитической традиции, то есть термин «фрейдизм» употребляется как синоним понятия «психоанализ»[16].

На развитие психоанализа существенное влияние, по мнению историков психологии Сидни и Дуэйна Шульц, оказали влияние философские концепции бессознательных психических феноменов и работы в сфере психопатологии. К числу первых относятся монадология Готфрида Вильгельма Лейбница, концепция порога сознания Иоганна Фридриха Гербарта и философия бессознательного Эдварда фон Гартмана, к числу вторых — концепция «динамической травмы» Жана Мартена Шарко. Помимо этого необходимыми условиями развития психоанализа считаются эволюционная теория Чарльза Дарвина и биогенетический закон Эрнста Геккеля[17].

Влияние психоаналитических идей на культуру и память о Фрейде

Жизнь Зигмунда Фрейда, как и его труды, оказали колоссальное воздействие на радикальное изменение существовавших и формирование принципиально новых представлений о человеке и его мире, на трансформацию самого облика гуманитарного знания, на облегчение страдания людей в их реальной жизни[8]. Концепция психоанализа, как утверждают американские психологи Ларри Хьелл и Даниэль Зиглер, имеет очень много приложений в повседневной жизни и использует такие методы, как метод свободных ассоциаций, интерпретация сопротивления и анализ переноса[18].

Зигмунд Фрейд неоднократно упоминался в таких художественных произведениях, как «Страсти ума» Ирвинга Стоуна, «Рэгтайм» Эдгара Доктороу, «Белый отель» Дональда Томаса, «Когда Ницше плакал» Ирвина Ялома и «Пражское кладбище» Умберто Эко. Вместе с этим образ Зигмунда Фрейда появлялся на киноэкране: «Опасный метод» Дэвида Кроненберга и «По Фрейду» Мэтта Брауна[19].

В честь Зигмунда Фрейда установлено несколько памятников — в Лондоне и в Вене в доме по адресу Бергассе, 19, где большую часть жизни работал Зигмунд Фрейд. Музей был создан при содействии Анны Фрейд и занимает помещения бывшей квартиры и рабочих кабинетов основателя психоанализа[20]. Музей Зигмунда Фрейда также существует в Лондоне и располагается в здании, где основатель психоанализа проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Музей обладает весьма богатой экспозицией, содержащей оригинальные предметы быта учёного, перевезённые из его дома на Бергассе, 19[21].

На доме в городе Пршибор (Фрейберг), в котором родился отец психоанализа, расположена мемориальная доска, в этом доме функционирует музей[22]. Также существует музей, посвящённый предмету исследовательской деятельности Зигмунда Фрейда: Музей сновидений Фрейда, который расположен в Санкт-Петербурге, в здании Восточно-Европейского института психоанализа[23].

Кратер Фрейд

В Австрии изображение Зигмунда Фрейда использовалось в оформлении 50 шиллингов[24]. Вместе с этим необходимо указать, что в честь Зигмунда Фрейда назван кратер на видимой стороне Луны[25].

Сочинения

  • «Исследования истерии» (1895, совместно с Йозефом Брейером).
  • «Толкование сновидений» (1899).
  • «Психопатология обыденной жизни» (1901).
  • «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).
  • «Три очерка о теории сексуальности» (1905).
  • «Бред и сны в „Градиве“ В. Йенсена» (1907).
  • «Характер и анальная эротика» (1908).
  • «Художник и фантазирование» (1908).
  • «Анализ фобии пятилетнего ребёнка» (1909).
  • «Одно детское воспоминание Леонардо да Винчи» (1910).
  • «Моисей Микеланджело» (1912).
  • «Тотем и табу» (1913).
  • «К введению в нарциссизм» (1914).
  • «Лекции по введению в психоанализ» (1915).
  • «Табу девственности» (1917).
  • «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).
  • «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921).
  • «Я и Оно» (1922).
  • «Будущее одной иллюзии» (1927).
  • «Достоевский и отцеубийство» (1927).
  • «Недовольство культурой» (1929).
  • «Моисей и монотеизм» (1939).
  • «Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование» (1966, совместно с Уильямом Буллитом)

Литература

  • Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе. — Москва: Акимова, 2005. — 277 с. — ISBN 5-9900342-3-7.
  • Берри Р. Фрейд : путеводитель для начинающих: жизнь и учение основателя психоанализа. — Москва: HIPPO, 2010. — 115 с. — ISBN 978-5-91606-003-4.
  • Вебстер Р. Почему Фрейд был неправ? : [история ошибки, породившей психоанализ]. — Москва: АСТ, 2013. — 732 с. — ISBN 978-5-17-077735-8.
  • Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. — Ленинград: Государственное издательство, 1925. — 198 с.
  • Гай П. Фрейд. — Москва: КоЛибри, 2016. — 958 с. — ISBN 978-5-389-08596-1.
  • Дадун Р. Фрейд. — Москва: АО «Х. Г. С.», 1994. — 512 с. — ISBN 5-7588-0040-6.
  • Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / Общая редакция доктора философских наук А. М. Руткевича. — Москва: Канон+, 2018. — 463 с. — ISBN 978-5-88373-081-7.
  • Касафонт Х. Р. Зигмунд Фрейд. — Москва: АСТ, 2006. — 253 с. — ISBN 5-17-037281-7.
  • Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе. — Москва: Когито-Центр, 2012. — 416 с. — ISBN 978-5-89353-352-1.
  • Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — Москва: Политиздат, 1990. — 395 с. — ISBN 5-250-00366-4.
  • Луков Вал. А., Луков Вл. А. Фрейд: жизнь и труды год за годом : Учебное пособие. — Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2006. — 109 с.
  • Люкимсон П. Е. Фрейд. История болезни. — Москва: Молодая гвардия, 2014. — 461 с. — ISBN 978-5-235-03673-4.
  • Маркус Г. Зигмунд Фрейд. Тайны души : [биография]. — Москва: АСТ : Астрель, 2007. — 335 с. — ISBN 978-5-17-049333-3.
  • Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда. — Москва: Мысль, 1998. — 748 с. — ISBN 5-244-00892-7.
  • Феррис П. Зигмунд Фрейд. — Минск: Попурри, 2001. — 426 с.
  • Флем Л. Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов. — Москва: Молодая гвардия : Палимпсест, 2003. — 241 с. — ISBN 5-235-02567-9.
  • Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. — Москва: АСТ, 2011. — 221 с. — ISBN 978-5-17-074925-6.
  • Шерток Л., Соссюр Р., де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. — Москва: Прогресс, 1991. — 288 с. — ISBN 5-01-002509.
  • Штереншис М. Зигмунд Фрейд. — Герцлия: ISRADON, 2009. — 156 с. — ISBN 978-5-94467-079-3.
  • Шур М. Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть. — Москва: Центрполиграф, 2005. — 525 с. — ISBN 5-9524-1794-9.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кузнецов Д. 11.5 фактов об основателе психоанализа Зигмунде Фрейде, которых вы никогда не знали. Life (206-05-07). Дата обращения: 4 июля 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 2,24 2,25 2,26 2,27 2,28 2,29 2,30 Люкимсон П. Е. Фрейд. История болезни. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 461 с. — ISBN 978-5-235-03673-4.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Ляликов Д. Н. Фрейд, Зигмунд // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Руткевич А. М. Фрейд Зигмунд // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  5. 5,0 5,1 5,2 Фрейд (Freud) Зигмунд // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под общей редакцией В. В. Бычкова. — Москва: Росспэн, 2003. — С. 466—469. — 606 с. — ISBN 5-824-30420-3.
  6. Freud, Sigmund // The Oxford companion to philosophy / Ed. T. Honderich. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — 1056 с. — ISBN 0-19-866132-0.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Кондаков И. М., Ярошевский М. Г. Фрейд Зигмунд // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 502—503. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6..
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 Грицанов А. А., Овчаренко В. И. Фрейд // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 1161—1162. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  9. Кордуэлл М. Фрейд // Психология. А -Я: Словарь-справочник. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с. — ISBN 5-8183-0105-2.
  10. 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 10,14 10,15 10,16 10,17 10,18 10,19 10,20 10,21 10,22 10,23 10,24 10,25 10,26 10,27 10,28 10,29 10,30 10,31 Луков Вал. А., Луков Вл. А. Фрейд: жизнь и труды год за годом : Учебное пособие. — М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2006. — 109 с.
  11. Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд / Общая редакция и вступительная статья члена-корреспондента АМН СССР профессора А. В. Снежневского. — М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 608 с.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 Фрейд // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  13. Флем Л. Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов. — М.: Молодая гвардия : Палимпсест, 2003. — 241 с. — ISBN 5-235-02567-9.
  14. Фрейд З. Почему война? (переписка с Альбертом Эйнштейном) (1933). studylib.ru. Дата обращения: 5 июля 2024.
  15. Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование. — М.: Канон+, 2017. — 333 с. — ISBN 978-5-88373-020-6.
  16. Овчаренко В. И. Фрейдизм // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 1162. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  17. Шульц Д. П., Шульц С. Э. Психоанализ: истоки // История современной психологии. — СПб.: Евразия, 2002. — 532 с. — ISBN 5-8071-0007-7.
  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2008. — 607 с. — ISBN 978-5-88782-412-3.
  19. Tobin R. D. Fixing Freud: The Oedipus Complex in Early Twenty-First Century US American Novels // Psychoanalysis and History. — 2011. — Т. 13, № 2. — С. 245—264.
  20. Sigmund Freud Museum (англ.). Дата обращения: 17 июля 2024.
  21. Freud Museum London (англ.). Дата обращения: 17 июля 2024.
  22. Rodný dům Sigmunda Freuda - Muzeum Příbor. Дата обращения: 17 июля 2024.
  23. Музей сновидений Фрейда. Дата обращения: 17 июля 2024.
  24. Австрийские 50 шиллингов «Зигмунд Фрейд» 1901 - 2000 KM# 3066. Coinscatalog.NET. Дата обращения: 17 июля 2024.
  25. Халикова К. 83 факта о Зигмунде Фрейде, которые не связаны с психоанализом. 5-tv.ru (6 мая 2022). Дата обращения: 17 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!