Религия

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Различные религии

Религия (religiō — слово латинского происхождения, значит «совестливость, благочестие») — фор­ма общественного соз­на­ния; мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, обусловленные верой в существование сверхъестественного мира и сверхъестественных существ (духов, богов или Бога), сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия. Существенным признаком религии (лат. religare — связывать, соединять, обратная связь) является утверждение способности сверхъестественного мира оказывать решающее воздействие на судьбы мира земного и его обитателей, благодаря выполнению совокупности специфических магических действий — ритуалов, реализующих эту связь и обеспечивающих ожидаемое воздействие сверхъестественного мира на судьбы людей[1][2].

Ранние формы религии

Ран­ние фор­мы ре­лигиозных ве­ро­ва­ний скла­ды­ва­лись на ос­но­ве первобытной мифологии. В пер­во­быт­ные времена встречались верования в сверхъестественные свойства окружающего мира. В связи с этим отмечается наличие религиозности в самых древних и примитивных в социальном и техническом отношении обществах. Выражение «первобытная религия», «древняя религия» означает поклонение вещам — фетишизм, животным и растениям — тотемизм, духам природных объектов — анимизм, веру в возможность общения с духами и божествами — шаманизм[3].

Виды религий

Среди религий вы­де­ля­ют по­ли­теи­сти­че­ские (см.Политеизм), мо­но­теи­сти­че­ские (см.Монотеизм), ми­ро­вые (буддизм, христианство и ислам) и на­цио­наль­ные (иудаизм, синтоизм, сикхизм, индуизм и др.); теи­сти­че­ские, пан­теи­сти­че­ские и не­теи­сти­че­ские; традиционные (ока­зав­шие значительное влияние на раз­ви­тие отдельных на­ро­дов и ци­ви­ли­за­ций) и не­тра­ди­ци­он­ные (но­вые религиозные движения); религия От­крове­ния и т. д. Круп­ней­ши­ми религиями яв­ля­ют­ся христианство (свыше 2 миллиардов человек на начало XXI века), ис­лам (около 1,2 миллиарда человек), ин­ду­изм (около 800 миллионов человек), буддизм (свыше 360 миллионов человек), сикхизм (свыше 23 миллионов человек), иу­да­изм (около 14,5 миллионов человек), кон­фу­ци­ан­ст­во (свыше 6 миллионов человек), синтоизм (около 2,8 миллионов человек), дао­сизм (около 2,7 миллионов человек).

Политеистические религии

Политеизм — это вера в существование и почитание многих богов[4].

Известные политеистические религии, которые практикуются сегодня, включают даосизм, шенизм (шэнизм), японский синтоизм, сантерию, большинство традиционных африканских религий, различные неоязыческие верования и большинство форм индуизма.

Даосизм

Даосизм- философско-религиозное течение Китая.

Даосизм — это фи­лософско-ре­лигиозное те­че­ние Ки­тая, од­но из его глав­ных тра­ди­ци­он­ных «трёх уче­ний» (сань цзяо), яв­ляв­шее со­бой в этой триа­де основную аль­тер­на­ти­ву конфуцианству как фи­ло­со­фии и буддизму как ре­ли­гии[5]. Даосизм — это латинизированный вариант китайского термина дао-цзяо («Учение о Пути»)[6]. Основной базовой категорией даосизма является Дао. Иероглиф — 道, которым обозначается данное понятие, имеет в китайском языке множество значений, среди них стоит обратить особое внимание на следующие:

  • «закономерность», «принцип»;
  • «дорога», «путь»;
  • «говорить».

В самой религиозно-философской системе даосизма термин «Дао» означает первоначало, из которого возникает всякое бытие, и одновременно базовый закон бытия Вселенной, объясняющий возникновение и существование всех вещей. Возникновение учения связывают с именем мыслителя и аскета Лао-цзы, жившего, по предположительным сведениям, в VII—VI веках до нашей эры. Однако практически все известные факты его биографии носят легендарный характер, а сама идея наделения Лао-цзы статусом основателя религии возникает очень поздно: примерно в 200 году нашей эры вместе с появлением комментариев Ван Би на ключевой для китайской культуры текст «Дао дэ цзин», приписываемый Лао-цзы. До сих пор Китай ежегодно отмечает праздник в честь рождения Лао-цзы, который приходится на пятнадцатое число второго месяца по лунному календарю.

В соответствии с даосскими космогоническими представлениями мир возник в результате саморазвёртывания Дао — единого первоначала Вселенной. На одном из этапов этого процесса Дао порождает триаду небесных божеств — «Трёх чистых» (Сань цин), называемых также «Тремя небесными достопочтенными» (Тянь цзунь). Третьим из этих «небесных достопочтенных» и был Тай-шан Лао-цзюнь («Верховный старый государь Лао-цзы»). Именно ему и принадлежит роль творца мира. Созидание Вселенной он осуществляет из своего тела. После завершения творения мира начинается период промыслительных действий Лао-цзюня, главными из которых являются его периодические воплощения в образах мудрых советников при идеальных государях древности[7].

В даосский пантеон входит множество разнообразных божеств, заимствованных из народной религии, а также иных религиозных традиций (например, буддизма). Условно всех богов можно разделить на «прежденебесных» (сянь тянь), которые существовали прежде бытия видимого мира, и «посленебесных» (хоу тянь), которые жили на Земле в человеческой природе и достигли бессмертия. К последним относятся также младшие божественные персонажи.

Ключевые тексты Даосизма:

  • «Дао дэ цзин» («Трактат о пути и благой силе дэ»);
  • «Чжуан-цзы»;
  • «Ле-цзы»[8].

Шенизм/ шэнизм

Алтарь Гуанди, храм Гуанди, Цзинань, Шаньдун, Китай

Самая древняя религия Китая — это Шэнизм (вера в души предков). Она сложилась из мифов, преданий и легенд, а также из национального поклонения перед своими даже самыми далекими предками.

Шэны — это крупные и мелкие божества, мифические существа, духи, герои эпоса и самые почитаемые люди каждого рода. Древняя религия Китая считает, что весь мир полон духов, которые влияют на все происходящие в природе и обществе процессы.

  • Во-первых, это луна, звёзды, планеты, реки и моря, деревья, цветы и камни. По верованиям шэнизма абсолютно всё в природе имеет свою вечную и бессмертную душу, которая не умирает вместе с физическим телом.
  • Во-вторых, это духи, покровительствующие отдельным городам поселениям и областям и отвечающие за их процветание и благоденствие.
  • В-третьих, духи, покровительствующие ремёслам и хозяйственной деятельности человека, а также духи — покровители домашнего очага, семьи, деторождения.
  • В-четвертых, духи особо почитаемых предков и выдающихся людей, пользующихся всеобщим уважением, по заветам которых нужно строить свою жизнь.

Почти в любом доме Китая можно встретить на особо почётном месте что-то вроде домашнего алтаря, на котором расположены деревянные или металлические фигурки -идолы, олицетворяющие духов дома и рода. В праздники их украшают цветами и зажигают около них палочки с благовониями. Почитание духов предков является главное неотъемлемой частью китайской национальной культуры, а также нашло своё отражение в основах многих народных религий Китая. Местом поклонения домашним духам являются могилы, курганы, домашние гробницы или храмы предков[9].

Японский синтоизм

Лакированное деревянное домашнее святилище с 66 фигурами синтоистских и буддийских божеств, Япония, XIX век

Древняя религия японцев синто не имеет чёткой системы, основателя, Священного Писания, сюжета сотворения человека. К тому же синтоизм благополучно сосуществует с буддизмом.

Два иероглифа объясняют значение слова «синто» (японский язык 神道): «син» (神) это «ками́», «божественный дух» и «то» — «путь» (道). Синтоизм кратко — это путь богов.

Для японца духи связаны не только с умершими предками. Каждого человека сопровождает дух — ками и управляет им. Ками населяют деревья, камни, птиц и животных, воду, горы, туман, солнце и каждый предмет. Сущность духов проявляется в природных явлениях. Одушевление природы и вещей, поклонение им это не что иное, как выражение благодарности за всё, что дают духи — ками.

Суть синтоизма — обожествление всего, привлекающего внимание, это суть древней религии. Она поддерживается его ведущими положениями. Гармоничность достигается вместе с духами — ками с помощью очищения, предотвращения и удаления скверны и всего мешающего.

Если каждый человек, живущий в гармонии с окружающим миром, пользуется покровительством богов, то вся страна тоже находится под божественным покровительством и процветает.

Главный принцип синто — это жизнь в согласии с окружающим миром и людьми. Принято считать, что божества, люди и духи составляют единый кругооборот перевоплощений. Каждый человек с очищенным сердцем и чистой душой, не совершающий зла, высоконравственен. К категории зла относится всё, что нарушает гармонию: беспорядок, самовлюблённость, лень, нечистоплотность, злоба, отвращение[10].

Сантерия

Сантерия в Тринидаде (Куба) : Храм Йемалла (Йемая)

Сантерия — это синкретическая религия, распространённая на Кубе, а также в среде афро-кубинских эмигрантов в США и других странах, которая сочетает анимистический и пантеистический аспекты с поклонением предкам и кубинским католицизмом. Это религия, которая объединяет веру в оришас или в богов пантеона Йоруба (народ на юго-западе Нигерии) с католическими святыми. Сантерия имеет большое количество мифов или легенд (patakí), которые дают основания для существования многих обрядов и обычаев и делают их более понятными.

История возникновения: когда колонизаторы привезли представителей Йоруба для работы на плантациях сахарного тростника на Кубе, в Бразилии, Гаити и Тринидаде, они цеплялись за свои религиозные практики, смешивая их с другими африканскими традициями и приспосабливая свою религию к среде Нового Света. Из-за преследований со стороны католической церкви на Кубе они не могли открыто их практиковать. Поэтому они усвоили символы Римско-католической церкви, единственной официальной церкви на Кубе в то время. По сходству католических святых с оришас им дали имена Йоруба, приняв их в свою традиционную веру. Поэтому, когда они проводили свои ритуалы — это выглядело как католическое богослужение, но на самом деле подпольно они продолжали поклоняться пантеону Йоруба. Конечно, этот процесс сосуществования и адаптации в течение нескольких столетий также изменил йорубские практики родом из Нигерии. После выезда и массовой высылки с Кубы после 1959 года (из-за Кубинской революции) эта вера распространилась в Пуэрто-Рико и разные регионы США, например, Майами, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Чикаго и Лос-Анджелес, а также в несколько стран Латинской Америки, таких как Панама, Венесуэла, Мексика и Доминиканская Республика.

По сути, сантерия — это религия, которая предлагает верующим средства доступа к познанию мира и к основным источникам силы. Её адепты используют магию, но настойчиво утверждают, что исключительно белую. Сантерия поклоняется Олофи, которого ещё называют Олодумаре и Олорун, Всемогущему Богу и Верховному Творцу, и оришас, которые являются квинтэссенцией сил природы, в чём также проявляется воля Божья. В этом случае это не просто разные имена Творца, а его собственная «эволюция»: чистая Энергия, Эфир (Аше), проявила себя в Олодумаре, когда начала «мыслить». Когда же Олодумаре начал «действовать» (творить?), он проявил себя в Олофе. А уже результатом этого действия стал первый и самый главный ориша — Обатала[11].

Традиционные африканские религии

Символ Водун Хоксо в парке Агуалан в Бенине

Комплекс религиозных представлений народов, населяющих Африку к югу от Сахары представляет собой иерархию сверхъестественного в Тропической Африке, который можно условно разделить на следующие уровни (от низшего к высшему):

  • группа (семейная, родовая, этническая), состоящая из живых людей, посредством различных ритуалов осуществляющая метафизическую связь со сверхъестественными силами;
  • предки (умершие), которые составляют с живущими единую сакральную общину и осуществляют связь живущих членов рода с иным миром, включающим не освоенные живущими природные стихии, при этом предки — существа сверхъестественные, но не боги;
  • злые сверхъестественные существа и силы, как правило, человеческого происхождения (например, предки, погибшие насильственной смертью и (или) погребённые не по правилам);
  • сверхъестественные существа дикой природы (например, духи леса, саванны, гор и вод, разного рода карлики, великаны и т. д.), которые могут быть, в зависимости от обстоятельств, и враждебны и доброжелательны к людям;
  • боги низшего ранга — локальные божества, которым поклоняется только данная группа;
  • боги высшего ранга, управляющие различными сферами бытия — дождём и грозами, ремёслами, государственным порядком, болезнями и т. д.. Им приносят жертвы, причём посредниками при жертвоприношениях выступают сверхъестественные существа низших рангов;
  • последний уровень — Творец, который безлик, предвечен и, как правило, совершенно равнодушен к судьбе своего творения[12].

Язычество

Термин «язычество» происходит от церковнославянского слова «язык», означающего, в частности, «народ». В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово отрицательную оценку и самих этих народов, и всей совокупности их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и прочее. От иудеев термин «язычество» перешёл в христианский лексикон. Однако теперь он не включает в себя что-либо связанное с нацией или расой. Им обозначаются нехристианские религиозные учения и мировоззрения, имеющие ряд определённых признаков, основными из которых являются: натурализм, идолослужение, магизм, мистицизм[13].

Неоязыческие верования

Неоязыческие верования — это тип новых религиозных движений, возникших под влиянием различных исторических языческих верований или восходящих к ним. Это одно из современных направлений религиозного движения, основанное на возрождении традиций язычества.

Неоязычество — одно из современных направлений духовно-религиозных исканий; возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом.

К славянскому неоязыческому культу относятся религиозные группы, исповедующие мистико-расистские доктрины, основанные на синтезе славянской древнеязыческой мифологии, теософски осмысленного индуизма и оккультных практик[14].

Формы индуизма

Индуизм

Индуизм - собирательное имя большой группы религий, сложившихся на территории Индии и исповедуемых основной массой её населения (в начале XXI века её исповедовало свыше 80 % населения), число последователей которой в мире превышает 1 миллиард человек. Термин «Индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского. варианта названия реки Синдху (греч. ’Ινδός, ныне Инд), которое позднее стало обозначать не только реку и страну, прилегающую к ней, но и населяющий её народ[15].

Шактизм
Коллаж богинь шактизма Деви

Шактизм (от санскр. śakti — си­ла, энергия), на­прав­ле­ние в ин­ду­из­ме, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит культ ве­ли­кой бо­ги­ни (Дэ­ви, или Шак­ти). Шактизм име­ет доа­рий­ское про­ис­хо­ж­де­ние, вос­хо­дит к древ­ним абориген­ным народным куль­там жен­ских бо­жеств, рас­про­стра­нён­ным по все­му Ин­до­ста­ну[16].

Шактизм име­ет доа­рий­ское про­ис­хо­ж­де­ние и вос­хо­дит к древ­ним аборигенным народным куль­там жен­ских бо­жеств, которые рас­про­стра­не­ны по все­му Ин­до­ста­ну. В ор­би­те индуизма шактизм ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся при­мер­но с середины 1-го тысячелетия н. э., когда об­ра­зы многочисленных не­арий­ских бо­гинь на­чи­на­ют трак­то­вать­ся как фор­мы, ас­пек­ты и функции об­раза Дэ­ви. За­час­тую шактизм рас­смат­ри­ва­ет­ся как ответвление ши­ва­из­ма. Уче­ние последователей шактизма от­ра­же­но в священных про­из­ве­де­ни­ях — тан­трах.

На ос­но­ве шактизма поя­ви­лись различные ре­лигиозные школы. В шактизме по­пу­ляр­ны куль­ты жен­ских бо­жеств — йо­ги­ни и «ма­те­ри» (мат­ри­ки), которые час­то комбинируются в группы. Боль­шое значение име­ет по­кло­не­ние 10 бо­ги­ням из группы Да­ша­ма­ха­ви­дья (буквально — десять ве­ли­ких форм знания). В шактизме считается, что пре­бы­ваю­щий за пределами времени, про­стран­ст­ва и при­чин­но­сти Аб­со­лют со­дер­жит в се­бе и муж­ской (Ши­ва), и жен­ский (Шак­ти) пер­во­прин­ци­пы, при этом для шак­ти­стов жен­ский первопринцип го­раз­до важнее. Последователи шактизма под­чёр­ки­ва­ют ак­тив­ную при­ро­ду Шак­ти по сравнению с пас­сив­но­стью муж­ско­го на­ча­ла: без Шак­ти Ши­ва «не спо­со­бен да­же по­ше­ве­лить­ся»[17].

Шиваизм
Флаг шиваизма

Шиваизм — одна из основных и крупнейших традиций в индуизме, которая почитает Шиву как Высшее Существо. Последователей шиваизма называют «шиваитами». Это одна из крупнейших сект, которые верят, что Шива, которому поклоняются как создателю и разрушителю миров, является верховным богом всего. Шиваистское богословие варьируется от Шивы как создателя, хранителя и разрушителя до того же самого, что и Атман (я, душа) внутри себя и каждого живого существа. Это тесно связано с шактизмом и некоторым поклонением Шива в храмах Шивы и Шакти. Это индуистская традиция, которая больше всего принимает аскетический образ жизни и делает упор на йогу, и, как и другие индуистские традиции, побуждает человека открывать для себя Шиву и быть единым с ним внутри[18].

Смартизм

Смартизм (или смарта-сампрадая, традиция смарты) — одно из основных, наряду с вайшнавизмом, шиваизмом и шактизмом, течений индуизма. Смартизм является реформированной древней брахманской традицией. Ведущей философской системой смартизма является адвайта-веданта разработанная философом Шанкарой. Однако некоторые смартистские традиции являются сторонниками других философских школ. Вплоть до XX века смартизм являлся ведущей индуистской традицией на Западе.[19]

Вишну, окруженный своими аватарами
Вайшнавизм

Вайшнавизм является одним из основных индуистских конфессий наряду с шиваизмом, шактизмом и смартизмом. Это крупнейшая индуистская конфессия, 67,6 % индуистов составляют вайшнавы. Его также называют вишнуизмом, его последователей называют вайшнавами, и они считают Вишну Верховным Господом . Традиция примечательна своей доктриной аватара, в которой Вишну почитается в одном из множества различных воплощений. Рама, Кришна, Нараяна, Калки, Хари, Витхоба, Кешава, Мадхава, Говинда,Шринатхджи и Джаганнатх входят в число имён популярных аватаров, которые рассматриваются как разные аспекты одного и того же верховного существа. Вайшнавизм возник как слияние различных региональных неведических религий, связанных с межрегиональной брахманической традицией. Он имеет ведические корни 1 тысячелетия до нашей эры[20]. В важнейшем религиозном эпосе «Махабхарата» популярный бог Кришна был отождествлён с Вишну. В «Бхагавадгите» различные боги и герои были названы проявлениями или аватарами Вишну. Бхагавата-пурана и Вишну-пурана были особенно важны в учении о том, что Вишну — это трансцендентный Верховный Бог, присутствующий во всём и в то же время превосходящий вселенную. Вишну изображался как хранитель пути правильных действий (дхармы). Когда вселенной угрожал хаос, Вишну проявлял себя в аватарах или героях, которые поддерживали порядок. Вайшнавы принимают несколько аватаров, но наиболее важными являются Кришна, Рама и Будда[21].

Монотеистические религии

Монотеизм — это вера в существование единого Бога; учение о едином Боге[22]. Это слово было образовано от греческого слова μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог». В отличие от пантеизма, при котором Бог отсутствует, как личность, монотеистические религии говорят о едином Боге с конкретным учением, а не об абстрактных философских течениях[23].

Христианство
Символ Христианства

Христианство (греч. Χριστιανισμός, лат. Christianismus) — это крупнейшая мировая религия, основанная Иисусом Христом в I веке нашей эры. Содержит в себе много конфессий (более 20 тысяч), среди которых выделяются православие, католицизм, протестантизм и древ­не­вос­точные церк­ви (ан­ти­хал­ки­до­ни­ты) и Ас­си­рий­ская церковь Вос­то­ка (70-80 миллионов ве­рующих)[24].

Христианство возникает на территории Римской империи в начале новой эры, которая и отсчитывается от предполагаемой даты рождения Христа[25]. Первые века христианства на территории Римской империи были ознаменованы гонениями. Так, в частности, известны гонения христиан при императорах Нероне, Домициане, Диоклетиане, Деции, Валериане. Это было связано с монотеистическим характером христианства и стремлением не афишировать богослужебные действия. Постепенно ситуация меняется, отношение власти к христианам становится более благожелательным, когда Константин I легализует христианство своим Миланским эдиктом (указом) в качестве равноправной религии. Впоследствии церковь провозгласила императора святым. Этот акт, по мнению большинства историков, появился в 313 году[25].

Иудаизм
Символ Иудаизма

Иудаизм (от греческого ’Ιουδαϊσμός; еврейского יהרות — ев­рей­ст­во) — это древ­ней­шая мо­но­теистическая ре­ли­гия ми­ра, ис­по­ве­дуе­мая пре­иму­ще­ст­вен­но ев­рея­ми. На­ря­ду с христи­ан­ст­вом и ис­ла­мом иудаизм при­ня­то относить к ав­раа­ми­че­ским ре­ли­ги­ям. Имею­щий сво­им ис­точни­ком священ­ные тек­сты иудаизм на­зы­ва­ют так­же «ре­ли­ги­ей кни­ги».

Иудаизм воз­ник во II тысячелетии до н. э. в среде западно-се­мит­ско­го ско­то­вод­че­ско­го и зем­ле­дель­че­ско­го на­се­ле­ния Восточного Среди­зем­но­мо­рья. По­сл­едо­ва­те­ли иудаизма считают, что первым ев­ре­ем был пат­ри­арх Ав­ра­ам ави­ну (Ав­ра­ам, отец наш), с ко­то­рым Бог за­ключил брит (до­го­вор, со­юз; в христи­ан­ской тра­ди­ции — за­вет) о том, что Он ум­но­жит по­том­ст­во Ав­раа­ма, бу­дет его по­том­ст­ву Гос­по­дом и за­щит­ни­ком и даст ему во вла­де­ние Стра­ну Из­раи­ля (Зем­лю обе­то­ван­ную), а по­том­ки Ав­раа­ма возьмут на се­бя мис­сию ис­пол­не­ния пред­пи­сан­ных Бо­гом за­по­ве­дей. В со­от­вет­ст­вии с пред­ска­за­ни­ем, дан­ным во время заключения бри­та, по­том­ки Ав­раа­ма по­па­ли в раб­ст­во в Еги­пет на 400 лет, от­ку­да их чу­дес­ным об­ра­зом вы­вел про­рок Мо­ше ра­бей­ну (Мои­сей, ве­ли­кий наш). Во время Ис­хо­да из египетского раб­ст­ва (за ко­то­рым последовало 40-лет­нее стран­ст­вие по пус­ты­не, где долж­ны бы­ли уме­реть все быв­шие ра­бы, что­бы толь­ко лю­ди, ро­ж­дён­ные сво­бод­ны­ми, во­шли в Зем­лю обе­то­ван­ную) Бог на го­ре Синай че­рез Мои­сея да­ро­вал еврейскому на­ро­ду Бо­го­вдох­но­вен­ную То­ру (За­кон), из­вест­ную как Пя­ти­кни­жие Моисеево. Этот акт (Синайское от­кровение) означает на­ча­ло су­ще­ст­во­ва­ния еврейского на­ро­да и при­ня­тие им иудаизма. На про­тя­же­нии следующей ты­ся­чи лет, когда образовалась еврейская го­су­дар­ст­вен­но­сть, цен­тром раз­ви­тия иудаизма и един­ст­вен­ным раз­ре­шён­ным ме­стом куль­то­во­го служения был Ие­ру­са­лим­ский храм (Пер­вый храм про­су­ще­ст­во­вал с X века до н. э. до 586 до н. э.; Вто­рой храм — с конца VI века до н. э. до 70 н. э.). В этот пе­ри­од сфор­ми­ро­ва­лись ос­но­вы храмового иудаизма как ре­лигиозной сис­те­мы и за­вер­ши­лось на­пи­са­ние священной кни­ги иудаизма — Та­на­ха (в христианстве Танах почитается как Вет­хий За­вет Биб­лии)[26].

Ислам
Символ Ислама

Ислам (от арабского ۘ الِإسلَام‎; [ɪsˈlaːm] — «по­кор­ность, пре­да­ние се­бя [Еди­но­му] Бо­гу»), од­на из ми­ро­вых ре­ли­гий, вто­рая по чи­слен­но­сти после христи­ан­ст­ва, от­но­сит­ся к мо­но­те­ис­ти­чес­ким, так называемым ав­ра­ами­чес­ким ре­ли­ги­ям. Основатель ислама — Пророк Мухаммед. Он соз­дал пер­вую об­щи­ну последователей ислама, по­лу­чив­ших имя му­суль­ман («по­кор­ных [Еди­но­му] Бо­гу»). Главным священным тек­стом является Коран — Бо­жест­вен­ное учение, нис­пос­лан­ное Му­хам­ме­ду в Откровении че­рез ан­ге­ла Джи­бри­ла. Вто­рой важный источник ве­роу­че­ния, пра­ва и ре­лигиозной об­ряд­но­сти ислама — Сун­на, пред­став­ляю­щая со­во­куп­ность пре­да­ний (ха­ди­сов) об изречениях и дея­ни­ях Про­ро­ка[27].

В основе ис­лам­ско­го ве­ро­уче­ния пять положений: ве­ра в Бо­га, ан­ге­лов, в бо­же­ст­вен­ные Пи­са­ния, про­ро­ков и Суд­ный день (Ко­ран, 1:3/4; 2:285; 4:135/136). Последователи крупнейшего направления в исламе (Сун­ни­ты) при­со­е­ди­ня­ют к ним ве­ру в бо­же­ст­вен­ное пре­до­пре­де­ле­ние. Важнейшей особенностью раз­ных тол­ков ши­из­ма (второго после суннизма крупное направление ислама) яв­ля­ет­ся уче­ние об има­мах (духовных главах религиозных общин) — пре­ем­ни­ках Му­хам­ме­да[27].

Буддизм

Будда

Буддизм — это религиозно-философское учение без веры в Бога, пятая по численности мировая религия, которую исповедуют 521 миллионов человек[28]. Буддизм — это европейское обозначение древнейшей мировой религии, возникшей в Индии в середине I тысячелетия до нашей эры и восходящей к учению отшельника Сиддхартхи Гаутамы, носящего титул Будды (санскр. — «Пробуждённый», однако в обращении к нему чаще использовалось слово Бхагаван — «Благословенный»). Сами буддисты называют себя «бауддха» (последователи Будды), а своё вероисповедание — «Буддха Дхарма» («Учение, Истина или Закон Будды»)[29].

Личность основателя буддизма овеяна многими мифами и легендами, так что долгое время в европейской науке не было единого мнения, считать ли Сиддхартху Гаутаму реальным историческим лицом или же вымышленным культурным героем и легендарным персонажем. Сегодня большинство исследователей считают, что такой человек всё же существовал на самом деле[30].

Примечания

  1. Религия (рус.) ?. БРЭ. Дата обращения: 4 февраля 2023.
  2. Митрохин Л. Н. Религия // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  3. Кирсанова Ольга Тимофеевна. Первобытные верования и мифология // Вестник Ростовского Государственного Экономического Университета (РИНХ) : журнал. — 2007. — С. 146.
  4. Политеизм (рус.) ?. БРЭ (2004-2017). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  5. Даосизм (рус.) ?. БРЭ. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  6. Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Олег Корытко. Даосизм (рус.) ?. История религий. Глава 6. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  7. Митрополит Иларион (Алфеев), Протоиерей Олег Корытко. Даосизм. Основные категориальные понятия и божества в даосизме. Категория Дао (рус.) ?. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  8. Митрополит Иларион (Алфеев). Глава 6. Даосизм, история религий. Ключевые тексты даосизма (рус.) ?. Азбука веры. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  9. Религия Древнего и современного Китая кратко (рус.) ?. Всё о Китае. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  10. Синтоизм в Японии (рус.) ?. Мир Азии. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  11. Николай Федотов. Сантерия: роман язычества и христианства. Что такое Сантерия (рус.) ?. Славянская Традиция (26 марта 2020). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  12. П.А.Куценков. Африканские традиционные религии (рус.) ?. Православная Энциклопедия (7 марта 2009). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  13. А.И.Осипов. Язычество (рус.) ?. Азбука веры. Дата обращения: 12 февраля 2023.
  14. Определение понятия «неоязычество» (рус.) ?. Азбука веры. Дата обращения: 12 февраля 2023.
  15. Индуизм (рус.) ?. БРЭ. Дата обращения: 12 февраля 2023.
  16. С. В. Пахомов. Шактизм (рус.) ?. БРЭ. Дата обращения: 12 февраля 2023.
  17. Шактизм. БРЭ. Дата обращения: 23 февраля 2023.
  18. Шиваизм (рус.) ?. ВикибриФ. Дата обращения: 12 февраля 2023.
  19. Смартизм (рус.) ?. Книга знаний. Дата обращения: 12 февраля 2023.
  20. Вайшнавизм (рус.) ?. ВикибриФ. Дата обращения: 12 февраля 2023.
  21. Вайшнавизм. Gallerix. Дата обращения: 23 февраля 2023.
  22. Монотеизм. Азбука веры. Дата обращения: 18 февраля 2023.
  23. Монотеизм. Правмир (25 мая 2012). Дата обращения: 23 февраля 2023.
  24. Христианство. БРЭ. Дата обращения: 18 февраля 2023.
  25. 25,0 25,1 В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. Религиоведение. Глава 7. Христианство: происхождение, становление, основные исторические вехи. Азбука веры. Дата обращения: 18 февраля 2023.
  26. М. А. Членов, Т. Х. Стародуб (Искусство), М. Славинский (Музыка). Иудаизм. БРЭ. Дата обращения: 23 февраля 2023.
  27. 27,0 27,1 Ислам. БРЭ. Дата обращения: 25 февраля 2023.
  28. Всё про буддизм. Яндекс кью. Дата обращения: 10 марта 2023.
  29. Буддизм. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 10 марта 2023.
  30. Протоиерей Олег Корытко. Буддизм. Азбука веры. Дата обращения: 10 марта 2023.