Столкновение цивилизаций (книга)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Столкновение цивилизаций

«Столкнове́ние цивилиза́ций» (англ. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order) — книга американского политолога Сэмюэля Хантингтона, опубликованная в 1996 году[1]. В ней автор развивает теорию о том, что в мире после холодной войны основными источниками конфликтов станут не идеологические или экономические различия, а культурные и цивилизационные противоречия. Этот труд явился логическим продолжением и углублением концепций, представленных автором ранее в статье «Столкновение цивилизаций» (The Clash of Civilizations), опубликованной в 1993 году на страницах американского политологического издания Foreign Affairs («Международные отношения»)[2].

Содержание

Хантингтон утверждает, что глобальная политика вступила в новый этап развития, в котором ключевыми акторами становятся цивилизации — крупные культурные общности, объединённые историей, религией и традициями. Он выделяет несколько крупных цивилизаций, включая западную, православную, исламскую, конфуцианскую, индуистскую, африканскую, латиноамериканскую и японскую[3].

Автор выдвигает гипотезу, что в будущем международные конфликты будут возникать не между государствами как таковыми, а на стыках цивилизационных границ. Особенно он акцентирует внимание на противоречиях между Западом и Исламским миром, а также на растущем влиянии Китая[4].

Хантингтон вводит понятие «разломных линий», на которых наиболее вероятны столкновения между цивилизациями. Он также выделяет «разорванные страны» — государства, которые балансируют между разными цивилизациями[3].

Причины столкновения цивилизаций

В книге «Столкновение цивилизаций» Самюэль Хантингтон выделяет основные причины столкновения цивилизаций:

  1. Культурные различия – цивилизации отличаются историей, языком, религией, традициями и ценностями, и эти различия глубоки и устойчивы.
  2. Рост цивилизационного самосознания – в условиях глобализации народы осознают свою культурную и религиозную идентичность, что может приводить к конфликтам.
  3. Ослабление национальных государств – по мере утраты государствами монополии на власть и управления возрастает роль цивилизационных идентичностей.
  4. Экономическая и демографическая динамика – быстрый рост населения в исламском мире и экономический подъем стран Азии изменяют баланс сил между цивилизациями.
  5. Запад и его универсализм – Запад пытается навязывать свои ценности (демократию, права человека и рыночную экономику), что вызывает сопротивление со стороны других цивилизаций.
  6. Различия в восприятии основных ценностей – конфликты возникают из-за фундаментальных различий в понимании власти, религии, прав человека и социального устройства.
  7. Роль религии – конфликты между цивилизациями особенно остро проявляются в религиозной сфере.

В результате, по Сэмюэлю Хантингтону, мир становится многополярным и многокультурным, а конфликты между цивилизациями неизбежны, особенно по «линиям разлома» между ними[5].

Влияние и критика

Книга вызвала широкий резонанс в академическом и политическом сообществе. Одни исследователи поддержали концепцию цивилизационных конфликтов, увидев в ней объяснение глобальных процессов конца XX — начала XXI века. Другие критиковали её за излишнюю упрощённость и игнорирование внутрицивилизационных противоречий[6].

Одним из главных оппонентов Хантингтона стал политолог Эдвард Саид (Said Edward W), который утверждал, что теория цивилизационного столкновения искусственно разделяет мир и усиливает конфликтное восприятие международных отношений. В своей работе «The Clash of Ignorance» Эдвард Саид указывает на существенный недостаток концепции столкновения цивилизаций, отмечая, что Сэмюэль Хантингтон не учитывает внутреннюю динамику культур и их взаимодействие. По его мнению, Хантингтон упрощает сложную природу Ислама и Исламского мира, а сама концепция столкновения цивилизаций носит идеологический и стратегический характер, оказывая влияние на внешнюю и оборонную политику Запада. Как один из главных критиков ориентализма (тенденция в литературе, нацеленная на воссоздание во многом условного образа Востока как особого мира, противостоящего культуре Запада и одновременно дополняющего её), Саид подчеркивает, что теория Хантингтона несет в себе ориенталистские элементы, поскольку она выделяет Запад как доминирующую силу и при этом игнорирует многогранность других цивилизаций[6].

Несмотря на критику, «Столкновение цивилизаций» стало одной из наиболее обсуждаемых работ по международным отношениям, оказав влияние на политические дебаты и исследования глобальных конфликтов. Книга продолжает оставаться актуальной в контексте современных геополитических процессов[6].

Примечания

  1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеевой, Ю. Новиковой.. — М.: Издательство АСТ, 2003. — 603 с. — ISBN 5-17-007923-0.
  2. Samuel P. Huntington. The Clash of Civilizations? (англ.) // Foreign Affairs : журнал. — 1993. — Vol. 72, no. 3. — P. 22-49.
  3. 3,0 3,1 Столкновение с Россией. VN.ru (26 июля 2003). Дата обращения: 2 февраля 2025.
  4. Русинова Д. П. «Столкновение цивилизаций» Хантингтона как основа современного анализа геополитических процессов // Молодой ученый : журнал. — 2020. — Май (№ 20). — С. 376-378.
  5. Столкновение культурных цивилизаций. Справочник Автор24 (4 декабря 2024). Дата обращения: 3 февраля 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Said Edward W. The Clash of Ignorance // The Nation. — 2001. — 22 октября.