Цивилизация

Материал из «Знание.Вики»

Цивилизáция (от лат. civilis — государственный, гражданский) — сложное социокультурное образование, охватывающее различные аспекты общественной жизни, такие как культурные, социальные, экономические и политические[1]. И во все времена античности и средневековья оно противопоставлялось понятию лат. silvaticus — лесной, дикий, грубый[2]. Часто рассматривается в качестве стадии развития общества[1]. Понятие появилось в эпоху Просвещения и было напрямую связано с представлением о постепенном накоплении знаний[3]. Далее развивалось в середине XIX века различными исследователями[2][4][5].

Циклы цивилизации

Исследователи выделяют рядовую последовательность этапов в эволюции цивилизаций: их зарождение, развитие, расцвет и угасание. Однако не все они проходят через эти фазы. Прогресс и даже существование цивилизаций могут быть прерваны по многочисленным причинам, включая природные бедствия или конфликты с другими культурами, как это произошло с Византийской империей. Прекратившей своё существование из-за падения Константинополя в 1453 году в результате длительной осады и последующего штурма города[5].

Выдающиеся древние цивилизации Евразии

  • Месопотамская цивилизация известна как место зарождения письменности, системы законов и ранних форм государственной организации.
  • Цивилизация долины Инда характеризуется сложной городской культурой, развитой системой водоснабжения и санитарии, а также инженерными достижениями, включая ритуальные купальни и канализацию.
  • Египетская цивилизация славится пирамидами, развитой архитектурой, математическими и астрономическими знаниями, а также богатой религиозной и культурной традицией.
  • Древнегреческая цивилизация оказала значительное влияние на политику, философию, литературу, геометрию, архитектуру и театр.
  • Китайская цивилизация известна своими вкладами в науку, изобретениями (например, шёлковая бумага и порох), философией и искусством.
  • Персидская цивилизация славится своими дорогами, известными как «Царские дороги», архитектурой и правовыми системами.
  • Римская цивилизация известна своим влиянием на законосообразность, инженерное и архитектурное наследие, а также развитую систему управления[5].

Выдающиеся древние цивилизации Северной и Южной Америки

  • Цивилизация майя известная своим календарем, архитектурой в виде пирамид и храмов, системой письменности и математикой.
  • Цивилизация инков славится своим инженерным мастерством, включая строительство дорог и полей-террас, искусством и богатой культурой.
  • Цивилизация ацтеков известная своими сооружениями, самое известное — пирамиды, сложным общественным строем и развитой религиозной системой[5].

Более поздние цивилизации

Возникновение понятия

Термин впервые появился в печати в 1766 году в книге французского мыслителя Буланже «Древность, разоблачённая в своих обычаях». Однако книга вышла уже посмертно и была значительно переработана бароном фон Гольбахом. Февр склоняется к мысли, что именно Гольбах является истинным создателем термина, учитывая, что Буланже употребил его лишь единожды, в то время как Гольбах активно использовал словосочетания с «цивилизацией» в труде «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного» (фр. Système de la Nature ou des Loix du Monde Physique et du Monde Morale). С этого момента слово «цивилизация» стало частью научного дискурса, а в 1798 году оно впервые было включено в словарь Французской академии. Далее это понятие активно развивали: Адам Фергюсон, отмечавший этапы, которые прошло человечество на пути к цивилизации, и Иоганн Гердер, тесно связавший цивилизацию с культурным развитием и локализовавший первый очаг развитий цивилизаций Востока, а также Жан-Жак Руссо, который пришёл к выводу, что цивилизация поспособствовала отделению человека от природы и формированию в нём качеств собственника[2][3].

Развитие термина

В середине XIX века у понятия «цивилизация» появились различные признаки, на которые опирались исследователи: этнические, природно-географические, культурно-антропологические, конфессиональные. Понятие стало употребляться в контексте определённых народов и стран. Наиболее широко классифицировал и исследовал «локальные цивилизации» Арнольд Джозеф Тойнби. Сформировавший мысль, что независимо от других, цивилизации проходят схожие фазы. Фазу генезиса, роста, надлома и разложения. Похожее представление о судьбе цивилизации прослеживается в концепции Льва Гумилёва. Согласно его теории, вышедший из состояния «субцивилизации», этнос, в дальнейшем при определённых условиях может перейти в стадию «суперэтноса», соответственно став супер цивилизацией. Также стоит упомянуть Николая Яковлевича Данилевского, который выделил как отдельный культурно-исторический тип славянскую цивилизацию. Также внимание следует уделить Эдуарду Давидовичу Фролову попытавшемуся ввести чёткие критерии для выделения цивилизации: исконное языковое родство, общность геополитических условий, близость экономического и политического строя, единство культуры и менталитета[2][4][5].

Цивилизация как стадия развития общества

В эпоху, когда общество проходит через стадию становления в контексте цивилизационного прогресса, мы наблюдаем отделение человеческого сообщества от окружающей природы и возникновение многочисленных расхождений между естественными и культурными элементами. На этом этапе особую важность приобретают социальные аспекты бытия людей (или других интеллектуальных существ), усиливается логическое мышление. Примечательно, что искусственные экономические процессы начинают доминировать над природными. Среди характеристик цивилизационного развития стоит выделить прогресс в сельском хозяйстве и ремёслах, возникновение классового строя, существование государственных структур, городской жизни, торговли, частной собственности и денежной системы, а также грандиозное строительство, сложные религиозные системы, письменность и другие важные аспекты[1].

Критика цивилизационного подхода

  • Питирим Александрович Сорокин критиковал цивилизационный подход, предложив свою альтернативную теорию цивилизаций. В своих исследованиях он высказывал противоположную точку зрения, утверждая, что цивилизации не следует рассматривать как единицы анализа, и что наряду с цивилизационным подходом, необходимо учитывать иные социокультурные факторы, такие как социальные институты, общественные ценности и идеи.[1].
  • Арнольд Джозеф Тойнби сам предлагал свой подход к изучению истории, основанный на понятии вызовов и реакций цивилизаций на них. Хотя он не является одним из главных критиков цивилизационного подхода, он предпочитал более общий и комплексный взгляд на историю и взаимодействие цивилизаций[5].

Литература

  1. Социальные и культурные динамизмы цивилизации. Сорокин. П.А
  2. Гумилёв Л. Этносфера. История людей и история природы.
  3. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад / Пер. с англ. М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. — 318 с.
  4. Н. Я. Данилевский Россия и Европа

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 "Социальные и культурные динамизмы цивилизации" Сорокин.П.А. Астрель. Москва 2006. Дата обращения: 21 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Цивилизация Большая российская энциклопедия. М Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 21 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 История возникновения понятия и проблемы изучения. МВестник Московского государственного университета культуры и искусств. Дата обращения: 21 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 "Гумилёв Л. Этносфера. История людей и история природы.. Москва : Прогресс : Изд. фирма "Пангея", 1993. - 543. Дата обращения: 21 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 "Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад.. Москва : Пер. с англ. М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 318 с. Дата обращения: 21 мая 2024.
  6. Н.Я. Данилевский Россия и Европа. Москва Институт русской цивилизации 2008. Дата обращения: 21 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!