Ислам
Ислам — (от араб. الِإسلَام; [ɪsˈlaːm] — покорность, предание себя [Единому] Богу) — монотеистическая религия, основанная на учениях Пророка Мухаммеда. Одна из ведущих мировых религий, по численности последователей ислам превосходит лишь христианство. С иудаизмом и христианством относится к авраамическим религиям. Главным священным текстом является Коран — Божественное учение, ниспосланное Мухаммеду в Откровении через ангела Джибрила. Второй важнейший источник вероучения, права и религиозной обрядности ислама — Сунна, состоящая из преданий (хадисов) об изречениях и деяниях Пророка[1].
Возникновение
Ислам считается самой молодой из мировых религий. Появление ислама относят к началу VII века. Община, созданная Мухаммедом (570—632 гг.) на юго-западе Аравийского полуострова в Хиджазе, считается основой государственного образования — Арабского халифата[2].
Ислам сформировался в условиях общего кризиса языческого мировоззрения кочевых и земледельческо-торговых обществ Северной Аравии при переходе от древности к Средневековью. Распад древних государств [Набатеи, Пальмиры, Сабы, Химьяра (Химйара), царств Киндитов, Лахмидов и Гассанидов] способствовал стремительной исламизации региона к V — началу VII веков. Захват пограничных земель кочевниками-скотоводами, появление союзов оседлых жителей и кочевников, где возрастало влияние прорицателей (кахин), известных ещё в доисламской Аравии. Многие языческие культы пришли в упадок, однако некоторые племенные божества приобрели общеаравийское значение (Аллах, аль-Лат, Манат, аль-Узза). В разделенной между племенами Внутренней Аравии особую роль стали играть «заповедные территории» (харам), сочетавшие функции святилища и места проведения ярмарок (мавасим) и обладавшие правом убежища. Один из таких центров была родина ислама, Мекка[1].
Принципы вероучения
Основные принципы
Основным принципом вероучения Ислама является таухид, строгое единобожие, которое утверждает, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха"[3]. Согласно Корану, существуют пять основных положений исламской веры: вера в Бога, ангелов, божественные Писания, пророков и Судный день (Коран, 1:3/4; 2:285; 4:135/136). Сунниты также верят в божественное предопределение. В шиизма особенностью является учение об имамах — преемниках Мухаммеда[1].
Ислам настаивает на том, что многобожие (шрик) является не простительным грехом и приравнивается к неверию. Христианское учение о Троице и Богоплотении рассматривается как отступление от монотеизма. Согласно Корану, Бог является Творцом всего сущего и присутствует повсюду. Он заботится о своих творениях как Всемилостивый и Милосердный Владыка, но с непокорными и неверующими Он суров и грозен.
Учение о Боге
Ислам учит, что Бог создал мир, в котором каждая вещь свидетельствует о Его абсолютном единстве, премудрости и совершенстве. Важнейшие сюжеты и понятия, такие как семь дней творения, человек как его венец (Коран, 41:8-11/9-12), изгнание «прадеда человечества» Адама и его жены Евы (Хаввы) из рая за нарушение заповеди вкушать от Райского дерева, перешли из Ветхого Завета в исламское вероучение. Однако, согласно Корану, Господь принял покаяние прародителей и простил им прегрешение (2:36/38; 20:115/114)[1].
Ангелы и их роль
В мусульманской космологии ангелы (малаик) служат хранителями божественного Престола и вестниками Аллаха, через которых Он обращается к людям. Старшим в небесной иерархии являются четыре ангела, которые пришли в ислам из иудаизма, но ислам наделил их новыми функциями. Джибрил хранит и несет профетам божественное Откровение, Микаилзаботится о питании всех живых существ, ангел смерти ангел смерти Израил забирает души умерших, ангел Исрафил звуками Небесной трубы принесет весть о наступлении Судного дня и воскресении из мертвых.
По вероучению ислама, к каждому человеку приставлены ангелы-хранители и ангелы, которые записывают его деяния. В могилах допрашивают умерших грозные ангелы Мункар и Накир, выявляя грешников для загробных мучений, а праведникам они приготовляют вечное райское блаженство. Райским блаженством руководит ангел Ридван, а адом управляет ангел Малик[1].
Мир духов
В мире духов, помимо ангелов, существуют джинны и демоны. Откровение Корана обращено к ним вместе с людьми (55:12/13-15/16, 18, 21, 23, 25, 28, 31-77). Сатана, или Иблис, является прародителем-предводителем демонов и выступает как падший джинн в Коране. Он отказался преклониться перед созданным Богом Адамом и был проклят Богом, но получил власть искушать людей до Судного дня. Коран упоминает двух других падших ангелов — Харут и Марут (2:96/102)[1].
«Поистине, Харут и Марут – два ангела. Они не впали в неверие, не согрешили. Их мучения – назидание от Всевышнего Аллаха, подобное тому, какие страдания пришлось испытывать пророкам в случае ошибок или, например, если по своей забывчивости не выполнили вовремя повелений Всевышнего. Эти два ангела наставляют и увещевают людей, идущих изучать магию: «Мы – смутьяны для людей. А колдовство – большой грех. Колдовать, думая, что это разрешено – неверие. Не учись колдовству». Если изучающие магию не внимут проповеди ангелов, и они несмотря ни на что захотят колдовать, то ангелы научат их этому».учёный Умар ан-Насафи рахматуллахи ‘алейхи, книга «‘Акаид»
Харут и Марут — два ангела, которые не впали в неверие и не согрешили. Они были обречены на мучения от Всевышнего Аллаха и посланы людям в качестве испытания. Аллах отправил этих двух ангелов в колодец в Бабилоне (Вавилоне) по двум причинам: чтобы научить людей колдовству для испытания своих рабов, и чтобы наставлять и увещевать людей, идущих изучать магию. Если человек оставит занятия магией ради довольства Аллаха, он будет достоин милости Всевышнего и получит свою награду. Если же человек изучит магию и будет колдовать, то станет обреченным на вечные страдания (кяфиром)[4]. Ангелы Харут и Марут считают колдовство большим грехом и наставляют людей не учиться этому. Если изучающие магию не внимают проповеди ангелов и продолжают колдовать, то ангелы научат их этому, чтобы испытать их верность.
Коран
В исламе, одним из основных положений догматики является учение о божественном откровении через пророков (нубувва), которые были посланы Богом для открытия своих таинств и воли людям. Это откровение направляет людей на путь, ведущий к спасению в раю (ас-сырат аль-мустакым). Пророчество касается всех людей и духов, и каждому народу был послан хотя бы один пророк. Основатель ислама, пророк Мухаммед, был послан ко всем племенам и народам. Пророчество едино, но отличается нравственно-правовыми и культово-обрядовыми нормами. В Коране упоминается около 30 пророков, среди которых есть и герои доисламской аравийской мифологии, а также Адам, основные персонажи Ветхого и Нового Завета: Адама, Еноха (Эздра), Ноя (Нух), Авраама (Ибрахима), Исмаила, Исаака, Иакова(Якуб), Иосифа (Юсуф), (Муса), (Дауд), Соломона (Сулейман), Захарию, Иоанна Крестителя (Яхйа).
Божественное откровение пророкам обычно принимает форму Писаний, общий оригинал которых хранится на небесах в «Святохранимой скрижали». Каждому пророку была ниспослана своя книга, такая как Тора для Мусы (Моисея), Псалтирь для Давида, Евангелие для Исы (Иисус Христос в Коране) и Коран для Мухаммеда. Согласно мусульманской богословской доктрине, все прежние писания подверглись искажениям и только Коран, восстанавливающий и довершающий их, оберегает от подобной участи[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 И. Л. Алексеев, Д. Ю. Арапов, В. О. Бобровников, Т. К. Ибрагим; Т. Х. Стародуб (искусство). Ислам . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 марта 2023.
- ↑ Кратко об исламе . Азбука веры. Дата обращения: 9 марта 2023.
- ↑ Кратко о мировых религиях. Ислам . Правмир (26 апреля 2012). Дата обращения: 9 марта 2023.
- ↑ История Харута и Марута: обреченные на мучения . Islam today. Дата обращения: 10 марта 2023.