Иудаизм
Иудаизм (от греч. ’Ιουδαϊσμός; евр. יהרות — еврейство), древнейшая монотеистическая религия мира, исповедуемая преимущественно евреями. Наряду с христианством и исламом иудаизм принято относить к авраамическим религиям. Иудаизм называют также «религией книги», так как своим источником имеет священные тексты. Термин ’Ιουδαϊσμός появился в еврейско-эллинистической литературе на рубеже эр для обозначения еврейской религии как антитезы эллинистическому язычеству[1], включавшему в себя религиозные представления греко-римского мира[2].
Наименование
Происхождение названий «иудаизм», «иудеи» и «иудейство» остается предметом научных дискуссий: относились ли они изначально к религии или к этнотерриториальной общности, как соотносятся с именем «Израиль», различались ли самоназвания в пределах Святой земли и в диаспоре. Согласно Иосифу Флавию, наименование «иудеи» появилось после возвращения народа из вавилонского плена. Оно происходит от имени «колена Иуды», которое вернулось первым и дало название всей территории, которую заняли евреи[3].
Возникновение и развитие
Согласно представлениям иудаистов, иудаизм возник во II тысячелетии до нашей эры в среде западно-семитского скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. В научной литературе существует точка зрения, согласно которой иудаизм, как целостная религия, формировался на протяжении первой половины I тысячелетия до нашей эры.
Последователи иудаизма считают, что первым евреем был патриарх Авраам авину (Авраам, отец наш), с которым Бог заключил брит (договор, союз; в христианской традиции — «завет») о том, что Он умножит потомство Авраама, будет его потомству Господом и защитником и даст ему во владение Страну Израиля (так называемую Землю обетованную), а потомки Авраама возьмут на себя миссию исполнения предписанных Богом заповедей (мицвот) (Быт. 15:1-21). В соответствии с предсказанием, данным во время заключения брита, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их чудесным образом вывел пророк Моше рабейну (Моисей, великий наш). Во время Исхода из египетского рабства, за которым последовало 40-летнее странствие по пустыне, где должны были умереть все бывшие рабы, чтобы только люди, рождённые свободными, вошли в Землю обетованную, Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу Боговдохновенную Тору (Закон), известную как Пятикнижие Моисеево. Этот акт, так называемое Синайское откровение, знаменует собой, согласно иудейской традиции, начало существования еврейского народа и принятие им иудаизма. На протяжении последующих более чем тысячи лет, в период образовавшейся еврейской государственности, центром развития иудаизма и единственным разрешённым местом культового служения был Иерусалимский храм. Первый храм просуществовал с X века до н. э. до 586 до н. э.. Второй храм просуществовал с конца VI в. до н. э. до 70 н. э.. В этот период сформировались основы храмового иудаизма как религиозной системы и завершилось написание священной книги иудаизма — Танаха (в христианстве Танах почитается как Ветхий Завет Библии). В период существования Первого храма, когда ещё не окончательно сформировался иудаизм, отделилось учение самаритян, признающих в качестве священных книг только Пятикнижие и Книгу Йеошуа (христианская Книга Иисуса Навина)[1].
В I веке до н. э., во время римского господства над евреями, в иудаизме выделился ряд направлений:
- цадоким (саддукеи) — приверженцы строгого храмового культа;
- аскетическая мессианская община «Сыны света», которую принято отождествлять с ессеями (предполагают, что с последними связано появление первых иудеохристианских общин);
- прушим (фарисеи) — сторонники демократизации учения и расширения сферы обычного права, так называемой Устной Торы.
Только последнее течение пережило разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э., изгнание римлянами евреев из Иудеи и дало начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим[1].
Лишённые Храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, евреи в диаспоре в середине II века н. э. поставили задачу «построить ограду вокруг Торы», то есть заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), которая регулирует жизнь еврейских общин. Вскоре после изгнания евреев из Иудеи завершилась работа над созданием иудейского (масоретского) канона Танаха, который делится на три части: «Закон», «Пророки», «Писания».
Канон Танаха
Само слово «Танах» — это аббревиатура трёх слов: Тора (Пятикнижие Моисея, Хумаш), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)[4].
Первая часть — Тора, была дана еврейскому народу в пустыне, после Исхода из Египта. Дарование Торы стало поворотной точкой не только в еврейской истории, но и в истории всего человечества. В честь него празднуется праздник Шавуот[4].
Тора («Учение»), включающая книги:
- Брешит («В начале», христианское наименование — Бытие),
- Шмот («Имена», — христианское наименование — Исход),
- Вайикра («И воззвал», христианское наименование — Левит),
- Бемидбар («В пустыне», христианское наименование — Числа),
- Дварим («Слова», христианское наименование — Второзаконие);
Невиим («Пророки»), включающая книги:
- Йеошуа (христианская Книга Иисуса Навина),
- Шофтим (Книга Судей),
- 1-я и 2-я Шмуэль (пророка Самуила, в русском синодальном переводе — 1-я и 2-я Книги Царств),
- 1-я и 2-я Мелахим (Книги Царей, в русском синодальном переводе — 3-я и 4-я Книги Царств),
- Йешайя (пророка Исайи),
- Йирмеяу (пророка Иеремии),
- Йехэзкель (пророка Иезекииля),
- Терей-Асар (книги 12 Малых пророков);
Ктувим («Писания»), включающая книги:
- Теилим («Восхваления», христианское наименование — Псалтирь),
- Мишлей («Притчи», христианская Книга Притчей Соломоновых),
- Ийов (Книга Иова),
- Мегилот («Свитки», состоит из 5 отдельных книг: Шир аширим (Песнь Песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Коэлет (Экклезиаст), Эстер (Есфирь)),
- Даниэль (пророка Даниила),
- Эзра (пророка Ездры),
- Нехемия (пророка Неемии),
- 1-я и 2-я Диврей-айамим («Хроники», христианское наименование — Паралипоменон)[1].
Создание толкования священных текстов
Для иудаизма, который считается «религией книги», характерна богатая комментаторская традиция священных текстов. В начале III века завершилась кодификация свода галахических норм (традиционные иудейские права и законы), а также преданий — создана Мишна («Толкование»), или Шас (Шиша сдарим — «Шесть порядков»), которая вместе с написанным к ней в III—V веках экзегетическим сводом Гемара (арамейское — завершение) составила Талмуд. Именно Талмуд стал основой жизни последователей иудаизма. Танах и Мишна написаны на иврите с незначительными вкраплениями арамейских текстов, Гемара — главным образом на арамейском языке, так называемый Иерусалимский Талмуд — на западном, Вавилонский Талмуд — на восточном диалекте арамейского языка. Таким образом, в Средневековье иврит и арамейский язык стали «метаязыками» еврейской цивилизации[1].
В VIII веке в Багдадском халифате от иудаизма отделилась секта караимов (от еврейского קראימ — читающие, то есть признающие только Письменный Закон, но не Устный), которая отвергала Талмуд как правовой и экзегетический свод (раздел богословия, в котором истолковываются библейские и другие религиозные тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних).
В XII веке раввин и философ Маймонид (иначе — Рамбам) в обширном комментарии к Талмуду «Мишне Тора» («Толкование Торы») сформулировал в традиции аристотелизма основную догматику иудаизма. В XVI веке раввин иудаизма Каро составил популярный талмудический компендиум (сокращённое изложение основных положений какой-либо дисциплины) «Шулхан арух» («Накрытый стол»), ставший практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным (строгое следование принятому учению) иудаизмом[1].
Возникновение мистических школ
В иудаизме наряду с нормативным направлением возникли мистические школы, известные под общим названием каббала (наследие).
Каббала (древне-еврейское слово, буквально означающее — принятие; то есть воспринятое предание). Светские религиоведы определяют данное понятие следующим образом: «устная передача религиозных заповедей, бытовавших у евреев до появления письменно зафиксированных законов религии». Для самих каббалистов«каббала есть ничто иное, как полная и достаточная информация об основах мироздания…». Каббалисты считают, что Тора (Пятикнижие Моисея) является женским воплощением Бога. Они ищут в ней четыре вида смысла: буквальный (пешат), моральный (ремез), аллегорический (дераш) и тайный (сод). Раввин Адин Штейнзальц пишет: «…изучение скрытого смысла текста (Торы) и принято называть Каббалой…». Каббалисты, прежде всего, изучают (сод) — тайный смысл Торы, при этом необходимо учитывать, что они интерпретируют её на основании своего духовного опыта, создавая собственные толкования Торы, которые в большинстве случаев не принимается ортодоксальными иудеями[5].
Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином Лурия, или Ари, сложился в XVI веке в городе Цфат в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений стал хасидизм. Зародившийся в XVIII веке в Подолии и вскоре охвативший значительную часть приверженцев иудаизма в Восточной Европе, он с конца XIX века распространился почти по всей еврейской диаспоре, а с середины XVIII века — и в Палестине[1].
Иудаизм в современной России
В современной России иудаизм представлен тремя крупными течениями: ортодоксальным, хасидизмом, реформистским (или прогрессивным; первая реформистская община в СССР возникла в 1989), объединяющимися в две наиболее влиятельные организации — Конгресс еврейской религиозной организаций и объединений в России (КЕРООР), в который входят ортодоксальные и реформистские общины, и действующую под эгидой любавичского хасидизма (движение Хабад — это одновременно философское учение, общественное движение и религиозная организация) Федерацию еврейских общин России (ФЕОР). Иудаизм официально признан одной из четырёх традиционных религий России[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Иудаизм . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 8 марта 2023.
- ↑ Протоиерей Олег Корытко. Иудаизм . Азбука веры. Дата обращения: 8 марта 2023.
- ↑ Иудаизм Раввинистический . Православная Энциклопедия. Дата обращения: 8 марта 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Танах -- еврейская библия . Иудаизм и евреи. Дата обращения: 8 марта 2023.
- ↑ В.Ю. Питанов. Каббала: предание Божественное или человеческое? . Азбука веры. Дата обращения: 8 марта 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |