Иудаизм

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Символы Иудаизма

Иудаизм (от греч. ’Ιουδαϊσμός; евр. יהרות — еврейство), древнейшая монотеистическая религия мира, исповедуемая преимущественно евреями. Наряду с христианством и исламом иудаизм принято относить к авраамическим религиям. Иудаизм называют также «религией книги», так как своим источником имеет священные тексты. Термин ’Ιουδαϊσμός появился в еврейско-эллинистической литературе на рубеже эр для обозначения еврейской религии как антитезы эллинистическому язычеству[1], включавшему в себя религиозные представления греко-римского мира[2].

Наименование

Происхождение названий «иудаизм», «иудеи» и «иудейство» остается предметом научных дискуссий: относились ли они изначально к религии или к этнотерриториальной общности, как соотносятся с именем «Израиль», различались ли самоназвания в пределах Святой земли и в диаспоре. Согласно Иосифу Флавию, наименование «иудеи» появилось после возвращения народа из вавилонского плена. Оно происходит от имени «колена Иуды», которое вернулось первым и дало название всей территории, которую заняли евреи[3].

Возникновение и развитие

Синагога Ицковица в Бней Браке, Израиль

Со­глас­но пред­став­ле­ни­ям иудаистов, иудаизм воз­ник во II тысячелетии до нашей эры в среде западно-се­мит­ско­го ско­то­вод­че­ско­го и зем­ле­дель­че­ско­го на­се­ле­ния Восточного Средиземноморья. В научной литературе су­ще­ст­ву­ет точка зрения, со­глас­но ко­то­рой иудаизм, как це­ло­ст­ная ре­ли­гия, фор­ми­ро­вал­ся на про­тя­же­нии первой половины I тысячелетия до нашей эры.

Последователи иудаизма считают, что первым ев­ре­ем был пат­ри­арх Ав­ра­ам ави­ну (Ав­ра­ам, отец наш), с ко­то­рым Бог за­ключил брит (до­го­вор, со­юз; в христианской тра­ди­ции — «за­вет») о том, что Он ум­но­жит по­том­ст­во Ав­раа­ма, бу­дет его по­том­ст­ву Гос­по­дом и за­щит­ни­ком и даст ему во вла­де­ние Стра­ну Из­раи­ля (так называемую Зем­лю обе­то­ван­ную), а по­том­ки Ав­раа­ма возьмут на се­бя мис­сию ис­пол­не­ния пред­пи­сан­ных Бо­гом за­по­ве­дей (миц­вот) (Быт. 15:1-21). В со­от­вет­ст­вии с пред­ска­за­ни­ем, дан­ным во время за­ключе­ния бри­та, по­том­ки Ав­раа­ма по­па­ли в раб­ст­во в Еги­пет на 400 лет, от­ку­да их чу­дес­ным об­ра­зом вы­вел про­рок Мо­ше рабей­ну (Мои­сей, ве­ли­кий наш). Во время Ис­хо­да из египетского раб­ст­ва, за ко­то­рым последовало 40-лет­нее стран­ст­вие по пус­ты­не, где долж­ны бы­ли уме­реть все быв­шие ра­бы, что­бы толь­ко лю­ди, ро­ж­дён­ные сво­бод­ны­ми, во­шли в Зем­лю обе­то­ван­ную, Бог на го­ре Синай че­рез Мои­сея да­ро­вал еврейскому на­ро­ду Боговдохновенную То­ру (За­кон), из­вест­ную как Пя­ти­кни­жие Моисеево. Этот акт, так называемое Синайское откровение, знаменует со­бой, со­глас­но иудей­ской тра­ди­ции, на­ча­ло су­ще­ст­во­ва­ния еврейского на­ро­да и при­ня­тие им иудаизма. На про­тя­же­нии последующих бо­лее чем ты­ся­чи лет, в пе­ри­од образовавшейся еврейской го­су­дар­ст­вен­но­сти, цен­тром раз­ви­тия иудаизма и един­ст­вен­ным раз­ре­шён­ным ме­стом куль­то­во­го служения был Ие­русалимский храм. Пер­вый храм про­су­ще­ст­во­вал с X века до н. э. до 586 до н. э.. Вто­рой храм просуществовал с конца VI в. до н. э. до 70 н. э.. В этот пе­ри­од сфор­ми­ро­ва­лись ос­но­вы храмового иудаизма как религиозной сис­те­мы и за­вер­ши­лось на­пи­са­ние священной кни­ги иудаизма — Та­на­ха (в христианстве Танах по­чи­та­ет­ся как Ветхий Завет Библии). В пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния Пер­во­го храма, когда ещё не окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вался иудаизм, от­де­ли­лось уче­ние са­ма­ри­тян, при­знаю­щих в ка­че­ст­ве священных книг толь­ко Пятикнижие и Кни­гу Йео­шуа (христианская Кни­га Иисуса На­ви­на)[1].

В I веке до н. э., во время римского гос­под­ства над ев­рея­ми, в иудаизме вы­де­лил­ся ряд на­прав­ле­ний:

  • ца­до­ким (сад­ду­кеи) — при­вер­жен­цы строгого храмового куль­та;
  • ас­ке­ти­че­ская мес­си­ан­ская об­щи­на «Сы­ны све­та», которую при­ня­то ото­жде­ст­в­лять с ес­сея­ми (пред­по­ла­га­ют, что с по­след­ни­ми связано по­яв­ле­ние пер­вых иу­де­ох­ри­сти­ан­ских об­щин);
  • пру­шим (фа­ри­сеи) — сто­рон­ни­ки де­мо­кра­ти­за­ции уче­ния и рас­ши­ре­ния сферы обычного пра­ва, так называемой Уст­ной То­ры.

Толь­ко по­след­нее те­че­ние пе­ре­жи­ло раз­ру­ше­ние рим­ля­на­ми Ие­ру­са­лим­ско­го храма в 70 н. э., из­гна­ние рим­ля­на­ми ев­ре­ев из Иудеи и да­ло на­ча­ло современному иудаизму, на­зы­вае­мо­му, в от­ли­чие от храмового, раввинистическим[1].

Ли­шён­ные Храма, быв­ше­го цен­тром на­цио­наль­ной, куль­то­вой и ду­хов­ной жизни, ев­реи в ди­ас­по­ре в середине II века н. э. по­ста­ви­ли за­да­чу «построить ог­ра­ду во­круг То­ры», то есть за­ме­нить куль­то­вую храмовую служ­бу сис­те­мой ре­лигиозного и обычного пра­ва (га­ла­ха), которая регулирует жизнь еврейских об­щин. Вскоре после из­гна­ния ев­ре­ев из Иудеи за­вер­ши­лась ра­бо­та над соз­да­ни­ем иудей­ско­го (ма­со­рет­ско­го) ка­но­на Та­на­ха, который делится на три час­ти: «Закон», «Пророки», «Писания».

Танах, напечатанный в Израиле. Переплет. посеребренный с квадратными виньетками из 12 стеблей.
Танах

Канон Танаха

Само слово «Танах» — это аббревиатура трёх слов: Тора (Пятикнижие Моисея, Хумаш), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)[4].

Первая часть — Тора, была дана еврейскому народу в пустыне, после Исхода из Египта. Дарование Торы стало поворотной точкой не только в еврейской истории, но и в истории всего человечества. В честь него празднуется праздник Шавуот[4].

То­ра («Уче­ние»), включающая книги:

  • Бре­шит («В на­ча­ле», христианское на­име­но­ва­ние — Бы­тие),
  • Шмот («Име­на», — христианское на­име­но­ва­ние — Ис­ход),
  • Вайи­кра («И воз­звал», христианское на­име­но­ва­ние — Ле­вит),
  • Бе­мид­бар («В пус­ты­не», христианское на­име­но­ва­ние — Чис­ла),
  • Два­рим («Слова», христианское на­име­но­ва­ние — Вто­ро­за­ко­ние);

Не­ви­им («Про­ро­ки»), вклю­чаю­щая кни­ги:

  • Йеошуа (христианская Кни­га Ии­су­са На­ви­на),
  • Шоф­тим (Кни­га Су­дей),
  • 1-я и 2-я Шму­эль (про­ро­ка Са­муи­ла, в русском си­но­даль­ном пе­ре­во­де — 1-я и 2-я Кни­ги Царств),
  • 1-я и 2-я Ме­ла­хим (Кни­ги Ца­рей, в русском си­но­даль­ном пе­ре­во­де — 3-я и 4-я Кни­ги Царств),
  • Йешайя (про­ро­ка Исайи),
  • Йирмеяу (про­ро­ка Ие­ре­мии),
  • Йе­хэз­кель (про­ро­ка Ие­зе­кии­ля),
  • Те­рей-Асар (кни­ги 12 Ма­лых про­ро­ков);

Кту­вим («Пи­са­ния»), вклю­чаю­щая кни­ги:

  • Теилим («Вос­хваления», христианское на­име­но­ва­ние — Псалтирь),
  • Миш­лей («Прит­чи», христианская Кни­га Прит­чей Со­ло­мо­но­вых),
  • Ий­ов (Кни­га Ио­ва),
  • Ме­ги­лот («Свит­ки», со­сто­ит из 5 отдельных книг: Шир аши­рим (Песнь Пес­ней), Рут (Руфь), Эй­ха (Плач Ие­ре­мии), Коэлет (Экк­ле­зи­аст), Эс­тер (Ес­фирь)),
  • Да­ни­эль (про­ро­ка Да­нии­ла),
  • Эз­ра (про­ро­ка Ез­д­ры),
  • Не­хе­мия (про­ро­ка Не­е­мии),
  • 1-я и 2-я Див­рей-айамим («Хро­ни­ки», христианское на­име­но­ва­ние — Па­ра­ли­по­ме­нон)[1].

Создание толкования священных текстов

Для иудаизма, который считается «ре­ли­гией кни­ги», ха­рак­тер­на бо­га­тая ком­мен­та­тор­ская тра­ди­ция священных тек­стов. В начале III века за­вер­ши­лась ко­ди­фи­ка­ция сво­да га­ла­хи­че­ских норм (традиционные иудейские права и законы), а так­же пре­да­ний — соз­да­на Миш­на («Тол­ко­ва­ние»), или Шас (Ши­ша сда­рим — «Шесть по­ряд­ков»), ко­то­рая вместе с на­пи­сан­ным к ней в III—V веках эк­зе­ге­тическим сво­дом Ге­ма­ра (арамейское — завершение) со­ста­ви­ла Тал­муд. Имен­но Тал­муд стал ос­но­вой жизни последователей иудаизма. Та­нах и Миш­на на­пи­са­ны на ив­ри­те с незначительными вкраплениями арамейских тек­стов, Ге­ма­ра — главным образом на арамейском языке, так называемый Ие­ру­са­лим­ский Тал­муд — на за­пад­ном, Ва­ви­лон­ский Тал­муд — на восточном диа­лек­те арамейского язы­ка. Таким образом, в Сред­не­ве­ко­вье ив­рит и арамейский язык ста­ли «метаязыками» еврейской ци­ви­ли­за­ции[1].

В VIII веке в Ба­гдад­ском ха­ли­фа­те от иудаизма от­де­ли­лась сек­та ка­раи­мов (от еврейского קראימ — чи­таю­щие, то есть при­знаю­щие толь­ко Пись­мен­ный За­кон, но не Уст­ный), которая от­вер­гала Тал­муд как пра­во­вой и экзегетический свод (раздел богословия, в котором истолковываются библейские и другие религиозные тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних).

В XII веке рав­вин и фи­ло­соф Май­мо­нид (ина­че — Рам­бам) в об­шир­ном ком­мен­та­рии к Тал­му­ду «Миш­не То­ра» («Тол­ко­ва­ние То­ры») сфор­му­ли­ро­вал в тра­ди­ции ари­сто­те­лиз­ма основную дог­ма­ти­ку иудаизма. В XVI веке рав­вин иудаизма Каро со­ста­вил по­пуляр­ный тал­му­ди­че­ский ком­пен­ди­ум (сокращённое изложение основных положений какой-либо дисциплины) «Шул­хан арух» («На­кры­тый стол»), став­ший практическим ру­ко­во­дством по тал­му­дическому пра­ву, при­ня­тым ор­то­док­саль­ным (строгое следование принятому учению) иу­да­из­мом[1].

Возникновение мистических школ

В иудаизме на­ря­ду с нор­ма­тив­ным на­прав­ле­ни­ем воз­ник­ли мис­тические школы, из­вест­ные под об­щим названием каб­ба­ла (наследие).

Каббала (древне-еврейское слово, буквально означающее — принятие; то есть воспринятое предание). Светские религиоведы определяют данное понятие следующим образом: «устная передача религиозных заповедей, бытовавших у евреев до появления письменно зафиксированных законов религии». Для самих каббалистов«каббала есть ничто иное, как полная и достаточная информация об основах мироздания…». Каббалисты считают, что Тора (Пятикнижие Моисея) является женским воплощением Бога. Они ищут в ней четыре вида смысла: буквальный (пешат), моральный (ремез), аллегорический (дераш) и тайный (сод). Раввин Адин Штейнзальц пишет: «…изучение скрытого смысла текста (Торы) и принято называть Каббалой…». Каббалисты, прежде всего, изучают (сод) — тайный смысл Торы, при этом необходимо учитывать, что они интерпретируют её на основании своего духовного опыта, создавая собственные толкования Торы, которые в большинстве случаев не принимается ортодоксальными иудеями[5].

Влиятельный центр каб­ба­ли­стического уче­ния во гла­ве с рав­ви­ном Лу­рия, или Ари, сложился в XVI веке в городе Цфат в Га­ли­лее. Од­ним из наиболее из­вест­ных мис­тических на­прав­ле­ний стал хасидизм. За­ро­див­ший­ся в XVIII веке в По­до­лии и вскоре ох­ва­тив­ший значительную часть при­вер­жен­цев иудаизма в Восточной Ев­ро­пе, он с конца XIX века рас­про­стра­нил­ся почти по всей еврейской ди­ас­по­ре, а с середины XVIII века — и в Палестине[1].

Иудаизм в современной России

В современной Рос­сии иудаизм пред­став­лен тре­мя круп­ны­ми те­че­ния­ми: ор­то­док­саль­ным, ха­си­диз­мом, ре­фор­ми­ст­ским (или прогрессивным; пер­вая ре­фор­ми­ст­ская об­щи­на в СССР воз­ник­ла в 1989), объ­е­ди­няю­щи­ми­ся в две наиболее влиятельные ор­га­ни­за­ции — Кон­гресс еврейской ре­лигиозной ор­га­ни­за­ций и объ­е­ди­не­ний в Рос­сии (КЕРООР), в ко­то­рый входят ор­то­док­саль­ные и ре­фор­ми­ст­ские об­щи­ны, и дей­ст­вую­щую под эги­дой любавичского ха­си­диз­ма (движение Хабад — это одновременно философское учение, общественное движение и религиозная организация) Феде­ра­цию еврейских об­щин Рос­сии (ФЕОР). Иудаизм офи­ци­аль­но признан одной из че­ты­рёх тра­диционных ре­ли­гий Рос­сии[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Иудаизм. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 8 марта 2023.
  2. Протоиерей Олег Корытко. Иудаизм. Азбука веры. Дата обращения: 8 марта 2023.
  3. Иудаизм Раввинистический. Православная Энциклопедия. Дата обращения: 8 марта 2023.
  4. 4,0 4,1 Танах -- еврейская библия. Иудаизм и евреи. Дата обращения: 8 марта 2023.
  5. В.Ю. Питанов. Каббала: предание Божественное или человеческое?. Азбука веры. Дата обращения: 8 марта 2023.