Христианство

Материал из «Знание.Вики»
Христианство
Jerusalem Holy-Sepulchre Jesus-Detail-01.png
Священное писание (Библия)
Бог, Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Другое
Тематический проект Проект:Христианство

Христианство — одна из мировых религий. Христианство играет большую роль в мировом масштабе и поэтому оказывает огромное влияние на ход мировой истории, а также оказывает влияние на способ мышления и ценности огромного количества людей[1].

Становление христианства

В 64 году до нашей эры Палестина находилась в числе завоеванных стран Римской империей и поэтому она была отнесена к числу провинций, где во главе стояли префекты, которых называли «прокураторами». В период с 26 по 36 годы нашей эры должность префекта занимал, упомянутый в Библейских писаниях, Понтий Пилат.

У иудеев существовала вера в то, что в скором времени человечеству явится Мессия и они будут освобождены от власти Римской империи. Исходя из общего настроения, по всей стране звучали антиримские лозунги, поднимались восстания. Это привело к тому, что в период с 66 года до 73 года нашей эры была война между Римом и Иудеей, по результатам которой Иерусалим был разрушен во второй раз. Правление Рима на рубеже эр послужило в качестве катализатора появления новых течений и религиозных движений.

В начале нашей эры в Палестине появилось большое количество людей, которые стали себя называть пророками. В качестве основы они взяли положения иудаизма, но в своей собственной трактовке. Римляне казнили таких «пророков» по причине боязни революционных настроений среди народных масс. Истинно верующим евреям такие вольности были не по душе. К числу таких пророков относился Иоанн Креститель, который жил в районе реки Иордан. По приданию одним из таких пророков мог быть и Иешуа из Назарета, который был учеником Крестителя и стал известным как Иисус Христос.

Историческая личность Иисуса

Многие ученые мужи, в числе которых есть и историки, и религиоведы, делают попытки дать ответ на вопрос: а был ли вообще такой исторический персонаж, как Иисус? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к историческим документам I века.

В трудах такого древнееврейского историка, как Флавий, можно найти двойное упоминание про Христа.

В трудах такого римского историка, как Тацит, жившего на рубеже I и II столетий, мы также найдем упоминание о Христе. Например, в своей книге «Анналы» Тацит пишет: «Нерон… предал изощрённейшим казням тех… кого толпа называла „христианами“. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат». Ещё стоит упомянуть такого историка, как Светония, писателя Лукиана и императора Траяна с правителем Понта Плинием, в которых упоминается Иисус. Согласно мнению ученых, на мировоззрение Иешуа оказало влияние также учение киников, которые являются последователями древнегреческого философа Диогена Синопского. Основные положения данного учения сводятся к следующему:

  • аскетизм,
  • неприятие авторитета догматов веры,
  • отстраненность от культуры и общества.

В качестве одного из центров киников была Палестина, поэтому имеется предположение о том, что мировоззрение Христа сформировалось под влиянием положений иудаизма и основных идей, предложенных со стороны древнегреческой философии.

Стандартизация христианства

Первые последователи, вдохновлённые идеями Христа, рассредоточились в Сирии и Ливии, впоследствии — в Малой Азии, на Кавказе и Северной Африке. Такое широкое распространение идей Христианства сложно было бы представить без проповедей таких людей, как апостол Павел (Савл). Достаточно быстро стали возникать тайные храмы и монастыри. Например, одни из первых таких монастырей был открыт в Египте. Внутри самой Римской империи христианство было под запретом, а верующих посылали на казнь.

В 301 году такая страна, как Армения, в качестве государственной религии установила христианство. Далее христианство стало доминирующей религией в Эдесском царстве, а затем и в Эфиопии. В 313 году произошло император Рима Константин Великий предоставил христианам религиозную свободу, а перед смертью в 337 году сам принял обряд крещения.

Благодаря предоставленным римским императором свободам христианам, удалось организовать Вселенские соборы, первый из которых прошел в Никее. В Никее христианство официально отделилось от иудаизма, воскресенье признали священным днем и началась борьба с ересью и неправильным толкованием Библии.

В дальнейшем Вселенские соборы в окончательном виде утвердили состав Священного Писания, канонические Евангелия: от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Далее появились апокрифы, которые не были признанны со стороны церкви в качестве описания жизни Христа и его учений. В 451 году такие страны, как Армения, Эфиопия и несколько восточных стран не признали не признали со своей стороны 4-й Вселенский собор, что по сути стало первым расколом в христианстве и явилось причиной к возникновению Древневосточной церкви.

В 380 году император Феодосий объявил христианство государственной религией. В связи с распадом Римской империи христианство стали принимать: готы, германцы, византийцы.

В 1054 году в христианстве произошло разделение на католицизм и православие. В первой половине XVI века стали появляться первые протестантские церкви: лютеранство, кальвинизм, англиканство. На бескрайних просторах Руси появилось греко-католичество, а на востоке — старообрядцы. На современном этапе христианство подразделяется на десятки течений и направлений.

Распространение по миру

После исторических открытий Колумба, а также других путешественников, вместе с завоевателями отправляются проповедники. Христианство проникает в Северную и Латинскую Америку, Сибирь и на Дальний Восток. Политические и военные лидирующие позиции в мировом пространстве предоставило возможность европейским странам распространить и свое религиозное влияние. Храмы стали появляться по всему миру. Таким образом, христианство окончательно стало мировой религией.

Примечания

  1. Кузенков П. В., Аверинцев С. С. Христианство // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — 2017. — С. 194—197. — ISSN 978-5-85270-372-9..

Ссылки