Десять заповедей
Де́сять за́поведей (Закон Божий; др.-евр. עשרת הדברים, асе́рет ха-двари́м — букв. «десять изречений»; др.-греч. δέκα λόγοι, декалог — букв. «десятисловие»[1]) — внешний закон, предписания, полученные людьми от Бога. В Пятикнижии указано, что две скрижали с заповедями были переданы пророку Моисею в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после исхода еврейского народа из Египта, где они находились в рабстве, в Ханаанские земли (Исх. 19:10—25)[2].
Заповеди были даны в дополнение к внутреннему закону человека — совести. Духовные законы поучают тому, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Если классифицировать их по содержанию, то первые четыре заповеди можно обобщить как заповеди о любви к Богу, последние шесть как заповеди о любви к ближнему своему[3]. Такое же условное деление на две половины, в котором первая посвящена небесному, а вторая земному, встречается в структуре молитвы «Отче наш»[4]. В Библии у заповедей нет нумерации, её допускают условно согласно упоминанию в тексте.
История заповедей
Содержащиеся в Пятикнижии десять заповедей даны в двух почти не отличающихся друг от друга версиях (Исх. 20:2—17; Втор. 5:6—21)[1]. В библейском рассказе говорится о том, на горе Синай в то время, когда раздавался глас Бога, дрожала земля, гремел гром, блистали молнии, а гора Синай покрылась дымом оттого, что Господь сошёл на неё в огне (Исх. 19:1 и след.). Затем Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях — «Скрижалях свидетельства» (Втор. 9:9, 11:15) или «Скрижалях Завета» (Втор. 9:9, 11:15). Спускаясь с горы, после 40-дневного пребывания на ней, Моисей увидел, что люди отступили от истинной веры и поклоняются идолу — Золотому тельцу, и в гневе разбил скрижали. После раскаяния еврейского народа Господь велел Моисею высечь из скалы две другие скрижали, на которых восстановил текст заповедей (Втор. 10:1—5)[2].
В Исх. 34:14—26 даны заповеди, в которых не затрагиваются морально-нравственные нормы, но формулируются предписания в религиозно-культовой области. Эти заповеди были записаны со слов Всевышнего:
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.
15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; 16 и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
17 Не делай себе богов литых.
18 Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
19 Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупа́й; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года.
23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева.
24 ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
25 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.
Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.
У разных конфессий существуют разные варианты деления заповедей и распределения их на двух скрижалях. По мнению Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Иринея Лионского и Талмуду, на каждой плите было по пять заповедей, но позднее пришли к выводу, что на одной плите было четыре заповеди, то есть на первой плите были собраны заповеди, касающиеся отношения к Богу, а на второй — отношений между людьми[1].
Тексты заповедей
Десять заповедей существуют в двух редакциях незначительно отличающихся друг от друга. Их отличие состоит в разном трактовании заповеди о соблюдении субботы, а именно: в Исх. 20:4 в основе заповеди лежит история сотворения мира, а во Втор. 5:4 законность заповеди связана с избавлением народа Израиля от египетского рабства. В последней заповеди в Исх. 20:17 «Не желай…» обобщающим понятием семьи и собственности служит слово «дом», во Втор. 5:10 вначале названа жена, приоритет отдаётся Брачному союзу.
В Папирусе Нэша заповеди приведены с некоторыми отличиями от еврейской традиции.
Текст Десяти заповедей по Синодальному переводу Библии (Исх. 20:2—17):
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Текст Десяти заповедей по Синодальному переводу Библии (Втор. 5:6—21):
- Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
- Соблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
- Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Ветхозаветное понимание заповедей отличается от христианского. В древности заповеди регулировали в основном поведение человека, его действия и поступки. В современную христианскую эпоху ими регулируются более тонкие движения души: заповедь «Не убий» трактуется не только лишь как запрет на лишение жизни другого человека, но и как запрет на духовное оскорбление и унижение ближнего грубым словом, жестом. Заповедь «Не прелюбодействуй» в современном церковном толковании не только призывает к супружеской верности, но и предостерегает от соблазнительных картин, нецеломудренных разговоров[5].
Деление заповедей
Деление заповедей в еврейской и христианской традициях существует в разные вариантах. В Талмуде введение рассматривается как первая заповедь, а стихи Исх. 20:3-6 объединены во вторую. В христианстве первая заповедь начинается со стиха в Исх. 20:3, а слова «Я Господь, Бог твой…» (Исх. 20:2) рассматриваются как прелюдия к заповедям. Такого деления придерживались представители раннехристианской церкви Филон Александрийский и Иосиф Флавий, со временем такой подход стал традиционным для Православной и Грекокатолической церкви и большей части протестантских церквей[6].
Аврелий Августин объединил в одну заповедь Исх. 20:2.3-6 и, чтобы сохранить общее число заповедей, разделил последнюю заповедь на девятую и десятую. Этого принципа придерживаются Римско-католическая и Лютеранская церкви. Лютеране следуют порядку Второзакония и считают заповедь «Не желай дома ближнего» девятой заповедью, а дальнейший текст — десятой[7].
- Phi. Деление Филона Александрийского (из трудов Филона Александрийского и Иосифа Флавия). Является старейшим. Принято в эллинистическом иудаизме, Греческой православной церкви и протестантизме (за исключением лютеранства).
- Tal. Талмудическое деление (III век).
- Aug. Деление Аврелия Августина (V век). Принято в Римско-католической церкви и лютеранстве, причём Католическая церковь взяла за основу текст из Второзакония, а Мартин Лютер — из Исхода.
Phi | Tal | Aug | Исх. 20:1—17 | Втор. 5:4—21 |
---|---|---|---|---|
— | 1 | — | 1 И изрёк Бог все слова сии, говоря: | 4—5 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня … Он [тогда] сказал: |
Pre | 1 | — | 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. | 6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. |
1 | 2 | 1 | 3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. | 7 Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. |
2 | 2 | 1 | 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. | 8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. |
2 | 2 | 1 | 5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня. | 9 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня. |
2 | 2 | 1 | 6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. | 10 И творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. |
3 | 3 | 2 | 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. | 11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. |
4 | 4 | 3 | 8 Помни день субботний, чтобы святить его. | 12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. |
4 | 4 | 3 | 9 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. | 13 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. |
4 | 4 | 3 | 10 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. | 14 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. |
4 | 4 | 3 | 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. | 15 И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний. |
5 | 5 | 4 | 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. | 16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. |
6 | 6 | 5 | 13 Не убивай. | 17 Не убивай. |
7 | 7 | 6 | 14 Не прелюбодействуй. | 18 Не прелюбодействуй. |
8 | 8 | 7 | 15 Не кради. | 19 Не кради. |
9 | 9 | 8 | 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. | 20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
10 | 10 | 9 | 17 Не желай дома ближнего твоего. | 21 Не желай жены ближнего твоего. |
10 | 10 | 10 | Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. | И не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. |
Ритуальный Декалог
Ритуальный Декалог — условное обозначение свода Десяти заповедей в Исх. 34:14—26, который существенно отличается от этического Декалога (Исх. 20, Втор. 5), называемого также элохическим Декалогом. Смысловое содержание заповедей Ритуального Декалога сводится к обрядовым наставлениям; так, например, запрещается делать литых богов, приносить в жертву Богу первенцев, варить козлёнка в молоке матери его (заповедь направлена против данной земледельческой магии)[8], и наоборот, заповеданы праздник опресноков и праздника жатвы, соблюдение субботы[9].
В XVIII веке Иоганн Гёте, высказал мнение, что это и был подлинный Декалог Моисея, но в настоящее время эта теория почти никем из экзегетов не разделяется.
Текст из книги Исход по Синодальному переводу:
И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев;
- Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдёшь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнём], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
- И не бери из дочерей их жён сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
- Не делай себе богов литых.
- Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
- Всё, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Моё с пустыми руками.
- Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
- И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
- Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
- Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
- Не вари козлёнка в молоке матери его.
И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
Текст заповедей в лютеранской традиции
В «Кратком катехизисе» Мартина Лютера даётся следующий перечень заповедей с пояснениями к ним:
- Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
Что это значит? Мы должны превыше всего уважать, любить Бога и уповать на Него во всём.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Что это значит? Мы должны бояться Бога и любить Его так, чтобы не проклинать, не клясться, не колдовать, не лгать и не обманывать именем Его, но призывать Его имя во всякой нужде, молиться Ему, благодарить и прославлять Его.
- Помни день субботний, чтобы святить его.
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не пренебрегать проповедью и Словом Божьим, но свято чтить его, охотно слушать и познавать.
- Почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо и долголетен будешь на земле.
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не презирать и не гневить своих родителей и господ, но почитать их, служить и повиноваться им, любить их и дорожить ими.
- Не убивай.
Что это значит? Не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нём во всех его нуждах.
- Не прелюбодействуй.
Что это значит? Чтобы в мыслях, словах и делах быть чистыми и целомудренными, и чтобы каждый из нас любил и почитал своего супруга.
- Не укради.
Что это значит? Не отбирать у ближнего своего денег, или имущества его, и не присваивать себе чужого путём нечестной торговли, или мошенничества. Но нам следует помогать ближнему своему в сохранении и преумножении его имущества и средств существования.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
Что это значит? Не говорить неправды о ближнем своем, не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нём худой молвы, но защищать его, говорить о нём только хорошее и стараться всё обратить к лучшему.
- Не пожелай дома ближнего твоего.
Что это значит? Не посягать коварно на наследство, или дом ближнего своего и не присваивать их себе, прикрываясь законом, или правом, но служить ближнему, способствуя сохранению его собственности.
- Не пожелай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабы его, ни скота его, ничего из того, что есть у него.
Что это значит? Не совращать, не присваивать и не отчуждать от ближнего своего его жену, прислугу, или скот, но побуждать их к тому, чтобы они оставались на своих местах и исполняли свои обязанности.
В культуре
- Камень Декалога;
- «Декалог» (1989) — фильм Кшиштофа Кеслёвского;
- «Кислород» (2009) — фильм Ивана Вырыпаева;
- «Десять заповедей» (1956) — исторический документальный фильм Сесила Демилля;
- «Десять заповедей» (2007) — семейный мультфильм, история Билла Бойса и Джона Стронака;
- «Принц Египта» (1998) — полнометражный мультфильм Бренды Чепмен, Стива Хикнера и Саймона Уэллса;
- «Дьявол и десять заповедей» (1962) — французский фильм Жюльена Дювивье, в котором снялись Фернандель, Луи де Фюнес, и Ален Делон.
См. также
- Семь заповедей потомков Ноя | Скрижали Завета | Заповеди Иисуса Христа;
- Десять заповедей (буддизм);
- Принципы Маат (исповедь отрицания);
- Моральный кодекс строителя коммунизма;
- Законы Хаммурапи.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Десять заповедей . Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Заповеди Божии . Азбука веры. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ ЗАПОВЕДИ БОЖИИ . Православие.рф. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Александр Макларен. Структура молитвы Господней (англ.). Библейский центр. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Скворцова А.В. Десять заповедей Божиих в их христианском понимании. — М.: МИИТ, 2012. — 102 с.
- ↑ Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. — М.: Российское Библейское Общество, 1999. — 1120 с.
- ↑ Фритц Ринекер, Герхард Майер. Десять заповедей . Библейская Энциклопедия Брокгауза. Православная библиотека. Дата обращения: 28 сентября 2023.
- ↑ Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. — М., 1986. — 395 с.
- ↑ Ритуальный Декалог // Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. – В 3 т. — М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — Т. 3. : Р-Я.
Литература
- Заповеди, десятословие, декалог // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 158. — 512 с. — 200 000 экз.
- Лопухин А. П. Десятословие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Десять заповедей // Электронная еврейская энциклопедия. — URL: https://eleven.co.il/judaism/commandments-and-precepts/11412/ (дата обращения: 07.10.2023).
Ссылки
- Что Библия говорит о заповедях // Библия-центр. — URL: https://www.bible-center.ru/topic/commandment (дата обращения: 07.10.2023)
- 10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей // URL: https://www.10zapovedei.ru/index.php (дата обращения: 07.10.2023)
- Другие значения: указана несуществующая страница
- Знание.Вики:Страницы с постфиксом в шаблоне Библия
- Знание.Вики:Готовые статьи о религии
- Все статьи
- Ветхий Завет
- Книга Исход
- Второзаконие
- Десять заповедей
- Заповеди
- Книга Согласия
- Моисей
- Религиозное право
- Религиозные своды правил поведения
- Иудео-христианские темы
- Христианство