Иерусалим

Город
Иерусалим
ивр.יְרוּשָׁלַיִם‏‎
араб. القدس
Jerusalem Dome of the rock BW 14.JPG
Флаг Герб Иерусалима
Флаг Герб Иерусалима
31°47′00″ с. ш. 35°14′00″ в. д. / 31.78333° с. ш. 35.23333° в. д. / 31.78333; 35.23333 (G) (O) (Я)
Страна  Израиль
Статус Израильский суверенитет над восточной частью города оспаривается ПНА и не признан ООН
Мэр Моше Лион
История и география
Основание 4 тысячелетие до н. э.
Первое упоминание XX—XIX вв. до н. э.
Прежние названия Шалем, Иевус, Цион, Ир Давид (Град Давида), Элия Капитолина
Площадь 125,156[1] км²
Высота центра 754 м
Тип климата Средиземноморский
Национальности Евреи — 60,8 %
Арабы — 37,9 %
Другие — 1,3 % (2017)
Конфессии иудеи — 61,4 %
мусульмане — 35,6 %
христиане — 1,8 %
другие — 1,2 %
Катойконим иерусали́мец, иерусали́мка, иерусали́мцы
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +972 2

jerusalem.muni.il
Иерусалим на карте
Иерусалим
Иерусалим
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Иерусали́м (ивр.יְרוּשָׁלַיִם‏‎) — столица Израиля (международное сообщество не признает город принадлежащим какой-либо стране или признает западную часть принадлежащей Израилю, а восточную часть Палестине), один из крупнейших городов Ближнего Востока, расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями. Город считается священным местом для трех крупнейших мировых религий — иудаизма, христианства и ислама[2].

Иерусалим является одним из старейших городов мира и ведёт свою историю со 2-го тысячелетия до н. э. По состоянию на 2022 год население города составляло 971 800 человек. Площадь города — 125,156 км²

Физико-географическая характеристика

Стена плача

Иерусалим расположен на южных склонах плоскогорья Иудейских гор, включающих Елеонскую гору (на востоке) и гору Скопус (на северо-востоке). Высота старого города составляет около 750 метров. Весь Иерусалим окружен долинами и высохшими руслами рек. Долины Кедрон, Еннном и Тиропеон пересекаются в районе к югу от Старого города Иерусалима. Долина Кедрон лежит к востоку от Старого города, Елеонская гора отделяет её от собственно города. Вдоль южной стороны старого Иерусалима лежит долина Енном, известная в библейской эсхатологии как «огненная геенна» или ад. Долина Тиропеон начинается на северо-западе у Дамасских ворот и продолжается на юго-восток через центр старого города до Силоамской купальни, где она разделяется на две части, около двух холмов возле Храмовой горы на востоке, и остальную часть город на западе (нижняя и верхняя части города описаны Иосифом Флавием)[3]. Сегодня в этой долине находятся руины, которые накапливались веками.

В библейские времена Иерусалим был окружен миндальными, оливковыми и сосновыми лесами. В течение столетий войн эти леса были уничтожены. Фермеры в районе Иерусалима построили каменные террасы на склонах таким образом, чтобы вмещать почву, придавая городскому ландшафту определённый характер. Вода всегда была серьёзной проблемой в Иерусалиме, о чём свидетельствует обширная сеть древних акведуков, туннелей, бассейнов и цистерн, обнаруженных по всему городу. Иерусалим находится в 60 км к востоку от Тель-Авива и Средиземного моря и в 35 км к западу от Мёртвого моря, самого низкого водоема на Земле. Соседними городами являются Вифлеем и Бейт-Джала на юге, Абу-Дис и Маале-Адумим на востоке, Мевасерет-Цион на западе и Рамалла и Гиват-Зеэв на севере[3].

Климат Иерусалима относится к средиземноморскому типу с жарким и сухим летом и мягкой и влажной зимой. В среднем за зиму, снег, выпадает один или два раза, хотя сильные снегопады происходят каждые три-четыре года. Самый холодным месяцем является январь со средней температурой 9,1 °C, а самыми жаркими месяцами являются июль и август со средней температурой 24,2 °C. Обычно летом не бывает осадков, а среднегодовое количество осадков составляет около 550 мм, которые выпадают почти исключительно в период с октября по май. В городе Иерусалиме в году бывает около 3400 солнечных часов[4].

Строительство многих главных улиц Иерусалима проводилось без учёта потока транспорта в городе, что привело к частым пробкам и ухудшению качества воздуха в городе. Промышленное загрязнение в черте города встречается редко, но выбросы с производств на средиземноморском побережье Израиля могут достигать города.

Климат Иерусалима
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 23,4 25,3 27,6 35,3 37,2 36,8 40,6 44,4 37,8 33,8 29,4 26,0 44,4
Средний максимум, °C 11,8 12,6 15,4 21,5 25,3 27,6 29,0 29,4 28,2 24,7 18,8 14,0 21,5
Средняя температура, °C 9,1 9,5 11,9 17,1 20,5 22,7 24,2 24,5 23,4 20,7 15,6 11,2 17,5
Средний минимум, °C 6,4 6,4 8,4 12,6 15,7 17,8 19,4 19,5 18,6 16,6 12,3 8,4 13,5
Абсолютный минимум, °C −6,7 −2,4 −0,3 0,8 7,6 11,0 14,6 15,5 13,2 9,8 1,8 0,2 −6,7
Норма осадков, мм 133,2 118,3 92,7 24,5 3,2 0 0 0 0,3 15,4 60,8 105,7 554,1
Источник: Israel Meteorological Service[5][6]

Население

Согласно ряду исследований в I веке население Иерусалима составляло около 80 000 человек[7]. Арабский географ Шамсуддин аль-Мукаддаси, уроженец Иерусалима X века, писавший до крестовых походов, сообщает, что «везде христиане и евреи имеют преимущество, а в мечетях нет прихожан»[8]. Согласно данным начала XVI века население города оставляло немногим боле 5600 жителей[9], к середине этого же века начисление достигло более 10 000 жителей[9]. Согласно данным одного из первых изданий версий энциклопедии Британика в 1838 году население города составляло 11 000 жителей[10]. В 1905 году население города уже составляло 60 000 жителей. В 1948 году эта цифра равнялась 165 000 жителей. В 1971 году в городе проживало более 300 000 человек, в 1980 году более 400 000 человек[11]. К началу 2000-х годов Иерусалим населяло уже более 650 000 человек, а к началу 2010-х годов более 800 000. По состоянию на 2022 год население города составляло 971 800 человек.

В течение последних ста лет до создания Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима. По данным периода Британского мандата, распределение населения Иерусалима было следующим: 60 % — евреи, 20 % — мусульмане, 20 % — христиане. В 1961 году население города состояло из 72 % евреев, 22 % мусульман и 5 % христиан. Согласно данным 2017 года 62,11 % населения города Иерусалим составляют евреи — около 650 000 человек, а оставшиеся 37,89 % — около 341 000 человек, это арабы, включая мусульман и христиан, а также другие этнические меньшинства.

История

Храм Гроба Господня

Первые археологические свидетельства поселения на восточном склоне Храмовой горы датируются 5-4 тыс. до н. э[12]. Первым поселением в эпоху поздней бронзы был город иевусеев, одного из ханаанских народов. Он располагался на горе Офель (юго-восточный район современного Иерусалима). Считается, что одним из самых ранних письменных упоминаний о Иерусалиме являются древнеегипетские «Тексты проклятий», датируемые приблизительно 2000 годом до н. э[13].

Первое библейское упоминание города времен прародителя евреев Авраама, датируется XX веком до н. э.. В те времена он принадлежал ханаанским племенам семитского происхождения. Библия вспоминает имена царей «Земли Иерусалима», таких как Малкицедек и Адониедек. Во времена Иисуса Навина царь Иерусалима противостоял еврейскому вторжению во главе с пятью аморрейскими царями. Еврейским городом становится гораздо позже.

В ханаанские времена городом владел народ Иевусеев и назывался Иевус. Захвачен царем Давидом в целях создания независимой еврейской столицы в 1004 до н. э. и назывался Сион или Ир Давид, что означает «Град Давидов». Был избран из — за близости к святым местам-горе Мориоа, а также поскольку не принадлежал ни одному из колен Израилевых. Царь Давид перенес сюда Ковчег Завета и престол из Хеврона. Однако город тех времен занимал относительно небольшую площадь сегодняшней деревни Шилоах, что подтверждается раскопками. Город был значительно расширен царем Соломоном[14].

Во времена правления Давида и Соломона город переживал свой расцвет, славился своими дворцами и культовыми зданиями, хорошо укрепленными крепостными стенами и башнями. Наиболее прекрасным из этих памятников был храм Соломона (XX в. до н. э.), который отличался обилием художественной отделки. Изысканной роскошью славился и сам дворец Соломона, представлявший собой комплекс зданий и дворов, Объединённых различными переходами.

Мечеть Аль-Акса

Около 935 до н. э. Иерусалим стал столицей Иудеи (после распада объединённой империи Соломона). В 924 до н. э. подвергся осаде египетским фараоном Шешонком. Город захватить он не сумел, однако опустошил сокровищницы Храма Соломона и царского дворца. В 786 до н. э. Иерусалим был захвачен израильским царем Иехоашем. При царе Езекии город был значительно укреплен и перестроен в предвидении нападения ассирийского царя Синаххериба, осаду которого Иерусалим выдержал в 701 до н. э. В 586 до н. э. Иерусалим был захвачен и разрушен вавилонским царем Навуходоносором II. был разрушен также и храм Соломона. Евреи были выведены в рабство. Ковчег Завета исчез навсегда.

После захвата Иерусалима персидским царём Киром в 538 году до нашей эры начался процесс восстановления города. Строительство Второго Храма было завершено в 515 году до нашей эры. Персидские правители разрешили перестроить и укрепить город и Храм. В 332 году до н. э. Иерусалим добровольно подчинился Александру Македонскому, который гарантировал городу все привилегии, выданные ему Персией. В 320 году до н. э. Иерусалим был захвачен военачальником Александра Македонского, Птолемеем Лагом, и стал подчинен династии Птолемеев. В 200 году до нашей эры династия Птолемеев была заменена династией Селевкидов. Восстание Маккавеев против Антиоха Епифана повлекло за собой восстановление независимости города и страны[12].

В 63 до н. э. Иерусалим был захвачен Помпеями. С 37 до н. э. Иерусалим управляется Иродом Великим, ставленником римского императора, город при нём расцветал.

В период Иудейской войны (66-73 года), которая была одним из крупнейших антиримских восстаний, Иерусалим был вновь разрушен после пятимесячной осады, проведенной войсками Тита Флавия. От бывшего Второго Храма Соломона сохранилась только внешняя стена, которая известна как «Стена Плача». Эта часть стены, которая состоит из массивных каменных монолитов и имеет длину в 156 метров, считается национальной святыней еврейского народа. В 130 году по приказу императора Адриана, город был восстановлен на руинах, евреям в нём жить запрещалось[12].

В 324 году Иерусалим был захвачен первым византийским императором Константином, который построил в городе первую церковь Гроба Господня. Это привело к тому, что Иерусалим стал святым центром христианства. Большинство населения говорили на греческом языке и были приверженцами христианской веры; язычников в городе было меньше, а евреям по-прежнему не разрешалось входить в город. Только при императоре Юлиане Отступнике ситуация изменилась: он пытался вернуть город евреям и восстановить Храм, но его планы были сорваны из-за его неожиданной смерти в 363 году.

Жилые кварталы города

В 614 году Иерусалим был завоеван персами, которые разрушили все христианские святыни. Таким образом, закончилось византийское правление в городе. В 638 году Иерусалим попал под арабское владычество, халиф Омар ибн Хаттаб построил ряд мусульманских зданий в городе. Это привело к тому, что Иерусалим стал вторым священным центром мусульман после Мекки. Теперь в этом городе стали сочетаться три религиозные конфессии — иудаизм, христианство и ислам — и это место стало настоящим паломническим центром для верующих из многих стран. На Храмовой горе в начале VIII века халиф Абд аль-Малик построил Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, посвященные вознесению пророка Мухаммеда.

Вплоть до прихода крестоносцев в 1099 году, город Иерусалим оставался под мусульманской властью. После прихода крестоносцев, Иерусалим стал столицей их королевства. Однако, в 1187 году султан Саладин изгнал европейцев из города, восстановив мусульманскую власть в городе. Иерусалим превратился в важный мусульманский центр в период правления мамлюков.

С 1517 года по 1917 год Иерусалим был в составе Османской империи. В 1850-х годах начали возникать первые постоянные поселения вне стен Старого города. Со временем эти общины расширялись и объединялись географически, в результате чего стали известны как «Новый город».

Во время Первой мировой войны в 1917 году британские войска, под командованием генерала Алленби, вошли в Иерусалим.

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года город Иерусалим должен был стать самостоятельной административной единицей под особым контролем ООН, а Палестина была разделена на еврейскую и арабскую. Однако данное решение не приняла Палестина и началась война. К концу 1948 года, когда боевые действия в районе утихли, город состоял из двух частей: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточный, включая Старый город — под контролем арабской коолиции во глав с Иорданией. В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания отступила с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля[12].

Культура и достопримечательности

Холидэй Тауэр — самое высокое здание города

Иерусалим известен всему миру благодаря своей религиозной значимости. Этот город является святым для трех крупнейших монотеистических религий мира: иудаизма, христианства и ислама. Это место многих религиозных памятников истории, мечетей, церквей, синагог, святынь и монастырей. Большое количество верующих жителей Земли совершают паломничество в Иерусалим, чтобы посетить святые места и совершить молитву. В этом городе находятся исторически важные места, такие как Стена плача, Храм Гроба Господня и Аль-Акса. Несмотря на не большую лощадь, составляющую всего 0,9 км², Старый город является местом нахождения многих объектов основополагающей религиозной значимости.

Святынями для евреев является Храмовая гора и её Западная стена («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса. Иерусалим является главным священным городом для христиан. Это место, где по вероучению, родилось христианство в конце периода Второго Храма. Согласно Новому Завету, Иисус был привезен в Иерусалим вскоре после своего рождения. Для суннитского ислама Иерусалим является третьим по святости городом, после Мекки и Медины[15].

В городе множество музеев, посвященных истории, культуре и искусству народов, проживающих здесь на протяжении многих столетий. Один из главных музеев Иерусалима — Израильский музей, расположенный в центре города, здесь собрана большая коллекция артефактов, связанных с иудаизмом, христианством и исламом, а также археологические находки, искусство и многое другое. Один из главных театров в Иерусалиме — театр Габима, этот театр является одним из крупнейших в Израиле. В Иерусалиме расположен Палестинский национальный театр, равным образом участвующий в сохранении культурного наследия и инновациях, и занимающийся возрождением интереса палестинцев к искусству.

Город известен своим зоопарком.

Города побратимы

Интересные факты

Год в Израиле по иудейскому календарю

Сейчас год в иудейском календаре - 5783. Иудейский календарь отличается от григорианского календаря, и его начало связано с событиями истории Израиля. Обратитесь к актуальному иудейскому календарю или у религиозных авторитетов, чтобы узнать текущий год в иудейском календаре, так как этот календарь продолжает идти вперед.

Земли Иерусалима до Израиля

История Иерусалима - это многовековая сага, полная изменений и смены господствующих держав. В истории этого города можно выделить несколько ключевых этапов.

Иерусалим был заселен на протяжении многих столетий, но одним из важнейших моментов в его истории было завоевание римлян, что привело к провозглашению провинции Иудея. После распада Римской империи, Иерусалим стал частью Византии, где произошли изменения как в религиозной, так и в архитектурной сферах.

В последующие века, Иерусалим был под властью арабских халифатов, крестоносцев, государств Айюбидов и мамлюков. Он также оказался под контролем Османской империи и, позднее, Британской империи. Важно отметить, что город Иерусалим является священным местом для трех крупнейших мировых религий: иудаизма, христианства и ислама, что придает ему особое значение в мировой истории.

Священность Иерусалима для мусульман

Для суннитского ислама Иерусалим занимает особое место среди священных городов и является третьим по святости после Мекки и Медины. Значимость Иерусалима для мусульман обусловлена не только его религиозной важностью, но и богатой историей, связанной с пророками и историческими событиями.

Иерусалим имеет тесную связь с историей Авраама, Давида, Соломона и Иисуса, которые считаются предшествующими пророками ислама. Их истории и деяния упоминаются в Коране, священном тексте ислама. Например, история о Байте-л-Макдиси (Аль-Масджид аль-Акса), который является частью комплекса Аль-Акса в Иерусалиме, имеет особое значение для мусульман.

Мусульмане почитают Иерусалим как священное место и направляются на молитву в сторону Мекки, в частности в мечети Аль-Акса. Этот город олицетворяет исторические связи и духовное наследие ислама, что делает его одним из ключевых мест в религиозной и культурной истории Ближнего Востока.

Территории Иерусалима на данный момент

События, связанные с Иерусалимом после Шестидневной войны в 1967 году, имеют огромное значение в истории Израиля и Ближнего Востока. В результате этой войны, Израиль получил контроль над всей территорией города, включая как Западный, так и Восточный Иерусалим. Это событие существенно изменило геополитическую обстановку региона.

Важным шагом было объявление Иерусалима единой и неделимой столицей Израиля Кнессетом в 1980 году. Это решение подчеркнуло стремление Израиля утвердить свой суверенитет над городом.

Территории Иерусалима раньше

В XI веке до н. э. древний город, который был основан и первоначально населен иевусеями, стал объектом завоевания евреями и был провозглашен столицей Израильского царства. Этот исторический момент означал, что Иерусалим стал центром политической и религиозной власти в регионе.

Со временем, начиная с X века до н. э., Иерусалим стал столицей Иудейского царства и продолжил играть важную роль в древней иудейской истории. В этот период город стал символом духовности и центром религиозной практики для иудеев.

Город в Израиле с самым большим количеством русских

Среди множества городов Израиля, Хайфу можно назвать настоящей "русской столицей" страны. Этот город, расположенный на берегу Средиземного моря, стал домом для многих русскоязычных иммигрантов. Сегодня более половины жителей Хайфы используют русский язык в повседневном общении.

Этот "русский след" в Хайфе имеет свои исторические корни. В разные периоды истории многие евреи из бывшего СССР переселились в Израиль, и Хайфа стала одним из основных городов, где они поселились. Русскоязычные жители Хайфы создали здесь собственные сообщества, рестораны, магазины и культурные центры, которые помогли им сохранить свою культуру и традиции.

Коренные жители Израиля

Сабры - это не только термин, который описывает коренных жителей Израиля, но также он символизирует тех, кто родился в Израиле и вырос в этой стране. Слово "сабра" используется для обозначения евреев, чьи корни связаны с Израилем и чья культура и личностные черты сформированы в этой стране. Таким образом, сабров можно назвать коренными жителями Израиля, так как они имеют историческую и культурную принадлежность к этой земле.

Отношение к мусульманам в Израиле

Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле. Отношение к мусульманам в Израиле может быть разнообразным и зависит от различных факторов, включая их собственные убеждения, этническое происхождение, региональные особенности и политический контекст.

Две столицы Израиля

Израиль имеет две столицы с историческим и политическим контекстом, который связан с давними спорами в регионе.

Иерусалим: Иерусалим признан столицей Израиля и является местом для официальных правительственных институтов, включая президентство, Кнессет (парламент), и официальные органы правительства. Это связано с тем, что Иерусалим имеет огромное значение для иудаизма, христианства и ислама, и он является сердцем священных мест для этих религий. Статус Иерусалима вызывает международные споры, так как Палестинцы также претендуют на восточную часть Иерусалима как будущую столицу своего будущего независимого государства.

Тель-Авив: Тель-Авив считается экономическим и культурным центром Израиля и является крупнейшим городом страны. Хотя Тель-Авив не является официальной столицей, множество правительственных органов и многие иностранные посольства находятся в этом городе. Это связано с тем, что Иерусалим остается предметом спора, и некоторые страны не признают его как столицу Израиля.

Освобождение Иерусалима от мусульман

26 ноября 1095 года, на историческом Клермонском соборе, папа Урбан II сделал важное обращение, которое стало отправной точкой для крестовых походов. В своем обращении папа Урбан II призвал христиан отправиться на Восток и освободить священный город Иерусалим от мусульманского владычества. Этот призыв стал мощным импульсом для многих христианских рыцарей и паломников.

Папа Урбан II обещал участникам крестового похода ряд льгот, включая отпущение грехов, защиту их семей и имущества в их отсутствие, а также освобождение от долгов. Эти обещания стали важным мотиватором для многих, которые решили присоединиться к этой эпической кампании.

Идея крестовых походов стала популярной и охватила все христианские государства Западной Европы. Эти многолетние походы оказали глубокое влияние на историю и культуру Средневековья и продолжают привлекать внимание и исследования историков и ученых.

Основной язык в Израиле

Официальным языком Израиля является иврит. Иврит - это семитский язык, который воскрес в Израиле и стал языком государственных институтов, коммуникации и образования. В Израиле также широко используются другие языки, включая английский, арабский и русский.

Значение Иерусалима для христиан

Иерусалим - это место с огромным религиозным и историческим значением для нескольких крупных религиозных традиций. Это место, где по вероучению, родилось христианство в конце периода Второго Храма. Для христиан Иерусалим является главным священным городом, связанным с рождением и жизнью Иисуса Христа. Согласно Новому Завету, это место, где Иисус провел значительную часть своей жизни, провел свой последний вечер и был распят. Иерусалим стал эпицентром христианской веры, и многие христиане приезжают сюда в паломничество.

Иерусалим - город мира, город трех религий

Столица Израиля, Иерусалим, представляет собой место невероятной духовной значимости для паломников со всего мира. Этот город на храмовой горе в историческом центре Иерусалима обладает особым священным значением для трех крупных религиозных традиций: иудаизма, ислама и христианства. В этом контексте, Иерусалим можно считать духовной капсулой, где сталкиваются и переплетаются вероисповедания и обряды.

Для иудеев Иерусалим - это место, где располагался иудейский Храм, священнейшее место и центр поклонения. Это город Давида, место многих важных событий в Ветхом Завете.

Для мусульман Иерусалим также имеет глубокое значение. Аль-Акса, третья по священности мечеть ислама, находится здесь. Мусульмане верят, что Пророк Мухаммад совершил Ночное Путешествие в Иерусалим.

Для христиан Иерусалим связан с жизнью и деятельностью Иисуса Христа. Это место его распятия и воскрешения.

И, несмотря на это единство в духовном значении, Иерусалим также является источником многих исторических и политических споров. Разные религиозные группы и нации претендуют на контроль над различными частями этого священного города, что делает Иерусалим одним из самых сложных и спорных религиозных мест на планете.

Основная религия в Израиле

Основной религией в Израиле является иудаизм. Иудаизм - это доминирующая религиозная традиция в стране, и большинство израильтян идентифицируют себя как иудеи.

В чем ходят в Израиле

В Израиле нет строгих правил по поводу того, в чем нужно ходить, и одежда зависит от конкретного места и ситуации. Однако, учитывая многокультурную и религиозную природу Израиля, полезно знать общие рекомендации:

В туристических и общественных местах вы можете носить современную, летнюю одежду, включая купальники, шорты, футболки и платья.

Если вы посещаете места культового значения, такие как синагоги, мечети, церкви или иные религиозные объекты, убедитесь, что ваша одежда скромна. Мужчинам - носить одежду с длинными рукавами и брюки, женщинам могут потребовать носить длинные рукава, длинные юбки или брюки, а также покрывать голову. В некоторых священных местах могут быть предоставлены покрывала или платки.

В больших городах, таких как Тель-Авив и Иерусалим, одежда обычно современная и разнообразная, а местные жители носят типичную городскую одежду.

Если вы посещаете деревни или уединенные районы, уважайте местные обычаи и нравы. В некоторых случаях, особенно среди ультраортодоксальных евреев, может потребоваться скромная одежда.

На пляжах можно носить купальники, но обязательно наденьте непрозрачную одежду, когда вы покидаете пляж и переходите в городскую зону.

Спорная территория Иерусалима

Иерусалим оспаривается из-за его религиозной значимости, исторических конфликтов, израильско-палестинского конфликта, геополитики и разнообразного населения, что создает напряженную ситуацию в регионе.

Примечания

  1. Local Authorities (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 марта 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. ИЕРУСАЛИМ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 16 марта 2023.
  3. 3,0 3,1 ИЕРУСАЛИМ | Энциклопедия Кругосвет. www.krugosvet.ru. Дата обращения: 16 марта 2023.
  4. Климат: Иерусалим - Климатический график, График температуры, Климатическая таблица - Climate-Data.org. ru.climate-data.org. Дата обращения: 16 марта 2023.
  5. Long Term Climate Information for Israel. Дата обращения: 8 апреля 2012. Архивировано 14 сентября 2010 года.
  6. Record Data in Israel. Дата обращения: 8 апреля 2012. Архивировано 24 января 2010 года.
  7. Estimating the Population of Ancient Jerusalem (англ.). The BAS Library (2 февраля 2010). Дата обращения: 16 марта 2023.
  8. Abū ʻAbd Allāh Muḥammad Ibn Aḥmad Muqaddasī, Muḥammad Ibn-Aḥmad al- Muqaddasī. Description of Syria: Including Palestine. — Palestine Pilgrim's Text Society, 1886. — 152 с.
  9. 9,0 9,1 Amnon Cohen, Bernard Lewis. Population and Revenue in the Towns of Palestine in the Sixteenth Century. — Princeton: Princeton University Press, 2015. — ISBN 978-1-4008-6779-0.
  10. Jerusalem. www.1902encyclopedia.com. Дата обращения: 16 марта 2023.
  11. Редакция. Иерусалим. Общие сведения. Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. Дата обращения: 16 марта 2023.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 А. Г. Виноградов. ИЕРУСАЛИМ. История Великого города: издание второе, дополненное. — WP IPGEB. — 509 с.
  13. 'Massive' ancient wall uncovered in Jerusalem - CNN.com. edition.cnn.com. Дата обращения: 16 марта 2023.
  14. Саймон Себаг-Монтефиоре. Иерусалим. Биография. — Litres, 2017-09-11. — 1230 с. — ISBN 978-5-04-078563-6.
  15. Leslie J. Hoppe. The Holy City : Jerusalem in the theology of the Old Testament. — Collegeville, Minn. : Liturgical Press, 2000. — 206 с. — ISBN 978-0-8146-5081-3.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!