Иисус Христос

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иисус Христос из мозаики Деисуса (XIII век) в соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)

Иисус Христос (греч. Ἰησοῦς Χριστός), родившийся приблизительно в 7-6 годах до нашей эры и умерший около 30 года нашей эры, является главной фигурой христианства. Он был еврейским проповедником и Сыном Божьим, который по Ветхом Завете был предсказан как Мессия и отдал свою жизнь за грехи людей. Имя Иисуса – это греческий перевод еврейского имени Йешуа, что означает «помощь Бога» или «Спаситель». А Христос – это греческий перевод еврейского титула Māšīaḥ (Мессия, помазанник)[1] .

В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, так как они помазывались особым освященным миром для служения. Через это священное действие на человека нисходило Божье благословение[2].

Свидетельства о жизни

Одним из наиболее ранних свидетельств о жизни Иисуса Христа является Новый Завет – сборник книг, написанных в период от 50 до 100 года н.э. Новый Завет состоит из четырех Евангелий (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Апостольских Деяний, Посланий и Откровения Иоанна Богослова.

«Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»Евангелие от Иоанна 3:16

Евангелиях являются наиболее подробным источником информации о жизни Иисуса.

Они описывают рождение, детство, учение, чудеса, смерть и воскрешение Иисуса, , распятого при Понтии Пилате и воскресшего. Каждое Евангелие имеет свой стиль написания и уникальный подход к описанию событий. Например, Евангелие от Матфея сосредоточено на учении Иисуса, а Евангелие от Марка – на его чудесах, Иоанн же дополняет их повествования, описывая события и беседы Христа, происходившие в Иерусалиме.

Апостольские Деяния описывают деятельность первых христиан после смерти Иисуса, включая распространение его учения и создание первых христианских общин. Вне Нового Завета есть также другие свидетельства о жизни Иисуса Христа. Например, трактаты еврейских и римских историков, таких как Иосиф Флавий и Тацит, содержат упоминания о Иисусе и христианстве. Существуют также апокрифические Евангелия и тексты гностического и нехристианского происхождения. Они содержат мифические или фантастические элементы, которые не соответствуют учению Иисуса, признанному христианами.

  •   христианстве учит, что Иисус Христос был послан в мир по воле Бога Отца чтобы спасти людей от их грехов. Иисус Христос учил о любви Бога к людям, о необходимости покаяния и прощения грехов, о братской любви и служении друг другу, о милосердии и сострадании, о вере и надежде на спасение. Христос воскрес, чтобы подтвердить свою божественность и свою власть над смертью и грехом. Его воскрешение также является обещанием будущего воскрешения верующих и жизни вечной. Воскрешение Христа доказывает, что Он является Спасителем мира и что Его учение о любви, милосердии и покаянии является истиной. Теперь Он пребывает на небе со Своим Отцом и является главой Церкви ю. Верующие спасаются и укрепляются Духом Святым.

Спасенные будут вечно радоваться в Раю (рай), где они будут жить в присутствии Бога и наслаждаться его любовью и благодатью. Христианство учит, что спасение возможно только через веру в Иисуса Христа и его жертву на кресте.

Крещение. Эль Греко

Детство и юность

Согласно Библии, Иисус Христос родился в Вифлееме в Иудее. Его родители, Иосифа и Девы Марии, были простыми людьми, но оба были потомками царя Давида. После рождения Иисуса, Иосиф и Мария бежали в Египет, чтобы уберечь его от убийства, которое планировал Ирод (царе Ироде I Великом).

Согласно христианской традиции, зачатие Иисуса Христа произошло от Святого Духа, когда Дева Мария была девственницей. Это чудо называется Девственным Рождеством и считается одним из основных догматов христианства (Мф 1:20; Лк 1:35). Историки датируют рождение Иисуса Христа 749-754 годами от основания Рима. Летоисчисление «от Рождества Христова» начинается с 754 года от основания Рима[3].

Когда ему исполнилось 12 лет, он отправился в Иерусалим на праздник Пасхи вместе с родителями и пробыл в храме три дня, беседуя с книжниками. Иисус Христос рос естественным путем, как все люди[3]. По возвращении в Назарет, Иисус провел большую часть своей жизни в этом городе. В юности он изучал Писания и посещал синагогу. В одном из этих посещений он процитировал пророка Исайю и заявил, что эти слова относятся к нему: «Дух Господень на мне, ибо Он помазал меня благовествовать нищим; послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». В 30 лет Иисус начал проповедовать (Лк 3:23).

Крещение

Согласно Евангелию от Матфея, Иисус пришел к Иоанну Крестителю.  в возрасте 30 лет на реку Иордан, чтобы быть крещенным. Отсчёт деятельности Христа синоптики начинают именно с этого события (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-22). Иоанн Креститель проповедовал покаяние и крещение для прощения грехов. Он призывал людей к изменению своей жизни и подготовке к пришествию Мессии, которого он узнал в Иисусе. Когда Иисус был погружен в воду, небеса открылись, и Дух Божий сошел на него в облике голубя. Тогда с небес послышался голос Бога Отца, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором благоволил Я».

 Иисус Христос избрал 12 апостолов в Галилее. Здесь он совершил чудо во время бракосочетания в Кане Галилейской, превратив воду в вино, что укрепило веру его учеников. После этого Иисус Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Иисус пришел в храм в Иерусалиме и увидел, как торговцы продавали животных для жертвоприношений и меняли деньги. Он разгневался и начал выгонять их, перевернув столы и деньги торговцев. Иисус заявил, что храм должен быть местом молитвы и поклонения Богу, а не торговли. Это событие стало символом противостояния Иисуса фарисеям и иудейским старейшинам. Собрав своих апостолов,  Иисус дал им наставление проповедовать о приближении Царства Божьего. Сам Иисус Христос путешествовал по Святой Земле, проповедуя, привлекая учеников и распространяя учение о Царстве Божьем.

Картина Александра Гиббса «Пять чудес Господа Нашего» (1832—1886)

Чудеса

Среди чудес Иисуса Христа можно выделить несколько основных категорий. Первая категория – это чудеса исцеления. Иисус совершал множество исцелений, в том числе избавлял людей от различных болезней и недугов, восстанавливал зрение слепым, слух глухим. Иисус Христос не искал славы и всегда проявлял сострадание к людям.

Вторая категория – это чудеса природы. Иисус управлял стихиями, например, превращал воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, утихомирил бурю на озере Галилейском, умножал хлеба и рыбу для многотысячной толпы.

Третья категория – это чудеса воскрешения. Иисус воскрешал мертвых, например, Лазаря, который был уже похоронен.

Чудеса Иисуса Христа имели большое значение для христианской веры. Они свидетельствовали о божественной силе Иисуса и подтверждали его статус Сына Божьего. Христиане считают, что эти чудеса были совершены не только для того, чтобы помочь людям в их земной жизни, но и для того, чтобы укрепить веру в Бога и спасти души людей. Самым великим чудом Иисуса Христа было его воскресение из мертвых. Он победил смерть и открыл возможность воскрешения для всех людей при конце мира.

Помимо чудес, Иисус Христос также совершал предсказания, которые описывали будущее и предупреждали о грядущих событиях. Одним из самых известных предсказаний является предсказание разрушения храма в Иерусалиме, которое сбылось в 70 году нашей эры, когда римские войска разрушили храм и разграбили город. Иисус также предсказал свою смерть и воскрешение, отречение Петра и предательство Иуды, а также пришествие Святого Духа после его ухода. Он предупреждал о будущих преследованиях христиан и обещал верующим вечную жизнь в царстве Божьем.

Общественное служение

Иисус Христос, согласно Библии, исполнил роль Царя, Первосвященника и пророка в своем служении. В качестве Царя, Иисус Христос пришел для установления Царства Божьего на земле. Как Первосвященник, Иисус Христос исполнил роль искупителя и посредника между Богом и людьми. Своей смертью на кресте он принес жертву, в которой совершил искупление за грехи и открыл путь к Богу. И как Пророк, Иисус Христос явился для объявления Божьего слова и Откровения. Он пророчествовал о будущих событиях, в том числе о своей смерти и воскресении. Его учение содержит нравственные принципы, связанные с любовью к Богу и людям, прощением, милостью и справедливостью.

Тайная вечеря — Леонардо да Винчи

Ученики

Иисус Христос собрал вокруг себя 12 апостолов, близких учеников, которых Иисус выбрал, чтобы быть свидетелями его служения и после его смерти стать руководителями новообразованной церкви. В число посланников входили Петр (Симон) и его брат Андрей, Иаков и его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков, Иуда, Симон Кананит и Иуда Искариот. Они играли важную роль в распространении и проповеди христианства после казни Иисуса и стали основателями христианских общин и церквей.

Кульминацией всех Евангелий является Страстная неделя. Страстная или Великая неделя, начинается с Входа Господня в Иерусалим и заканчивается его распятием и смертью на кресте. Христос въехал в Иерусалим верхом на осле, и его приветствовали как Мессию и царя, расстилая пальмовые ветви на дороге, передвигаясь перед ним.

 За последующие дни Христос провел время в Иерусалиме, где он участвовал в последней Вечери со своими учениками, а также читал последние проповеди и благословлял народ. Он также столкнулся с фарисеями и другими лидерами еврейской веры, чьи действия противоречили его учению и призыву к любви и милосердию.

В среду один из Его двенадцати учеников, Иуда Искариот, предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать серебряных монет. Первосвященники с радостью согласились. В четверг Страстной недели состоялась Тайная Вечеря, в ходе которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии или Причащения и предсказал предательство одного из своих учеников, Иуды Искариота. Вечером перед своим распятием, Христос пришел с учениками в Гефсиманский сад. Он опасался предстоящих событий и понимал, что настало время исполнить свою миссию на земле. В это время в сад ворвалась толпа вооруженных слуг первосвященника под предводительством Иуды, который поцеловал своего Учителя, выдав его.

В пятницу Страстной недели, известную также как Страстная пятница, Иисус был предан высшими священниками и римскими властями. Было проведено ложное судебное разбирательство, и хотя было ясно, что Иисус невиновен, он был осужден на смерть на кресте. Его формально обвинили в богохульстве, что по закону следовало наказывать смертной казнью.

После ареста Иисуса, он был приведен к римскому прокуратору Понтию Пилату, поскольку только римские власти имели право вынести смертный приговор. Евангелисты описывают, как Пилат спрашивал Иисуса о его учении и утверждениях, а также о влиянии, которое он мог оказать на Римскую Империю. Пилат, хотя и находил Иисуса невиновным, столкнулся с политическими и религиозными давлениями. Он пытался освободить Иисуса, так как в Пасхальной традиции было обычаем освобождать одного заключенного. Однако, толпа и еврейские священники выступили против Иисуса, требуя его распятия. В результате Пилат вынес смертный приговор и передал Иисуса на распятие.

После приговора Понтия Пилата, Иисус был подвергнут пыткам, издевательствам и унижениям. Его облачили в пурпурное одеяние и венец из тернового куста, посмеиваясь над ним как над самозванным царём. Затем ему был возложен крест, и Иисус прошел через улицы Иерусалима, направляясь к Голгофе, месту распятия. Иисус был прибит к кресту гвоздями, и там он провел несколько часов, пока его земная жизнь не угасла. По Библии, смерть Иисуса произошла около девятого часа дня. В это время в христианской традиции вспоминают о его страданиях и жертве. Два члена синедриона Иосиф и Никодим получили разрешение у Пилата снять тело Иисуса с креста и погребли его в гробе Иосифа близ Голгофы. Тело Иисуса Христа не было украдено, так как члены синедриона запечатали вход и поставили стражу, чтобы предотвратить это. Это произошло спешно, так как праздник Пасхи начинался вечером в этот день.

Страстная неделя заканчивается Воскресением Иисуса, воскресшим из мертвых в воскресенье утром. Согласно христианскому учению, воскрешение Иисуса Христа произошло на третий день после его смерти на кресте. Об этом рассказывается в Евангелиях Нового Завета, в частности в Евангелии от Матфея (28 глава), Евангелии от Марка (16 глава), Евангелии от Луки (24 глава) и Евангелии от Иоанна (20 глава).

Согласно этих Евангелий, рано утром в первый день недели женщины, включая Марию Магдалину, пришли к гробнице Иисуса, чтобы помазать его тело ароматическими маслами. Они обнаружили, что камень, закрывающий вход в гробницу, был смещен, и гробница была пуста. Внутри гробницы они встретили ангела, который объявил им о воскресении Иисуса и послал их к ученикам, чтобы они возвестили эту новость.

Женщины бежали, чтобы сообщить ученикам об этом событии. В то же время ученики Петр и Иоанн пришли к пустой гробнице и убедились, что Иисуса там нет. Позднее в тот же день сам Иисус явился своим ученикам, чтобы подтвердить свое воскресение. Он являлся им в разных местах и на протяжении 40 дней давал им учение о Царствии Божьем.

Страстная неделя и распятие на кресте

Распятие Иисуса, русская икона Дионисия, 1500

Кульминация всех Евангелий — Страстная неделя. Согласно всем Евангелиям, Иисус Христос предвидел свою казнь, как и воскресение в 3-й день (Мф 16:21; Мк 8:31; Лк 9:22; Ин 2:19-22). Эта смерть совершилась для искупления грехов людей (Мф 20:28; 26:27; Мк 10:45; 14:24; Лк 22:20; Ин 1:29)[1].

Во всех Евангелиях Страстная неделя начинается со входа Иисуса Христа в Иерусалим под бурное приветствие толпы (Мф 21:1-9; Мк 11:1-9; Лк 19:29-38; Ин 12:12-19)[1]. После воскрешения Спасителем четверодневного Лазаря, за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, окружённый народом, торжественно, как сын Давида и царь Израилев, вошёл в Иерусалим. Народ воздавал Ему царские почести. Иисус Христос прямо направился в храм, но, увидев, что дом молитвы первосвященники превратили в «вертеп разбойников», изгнал оттуда всех торговцев и менял. Это вызвало гнев фарисеев и первосвященников, и они на своём собрании решили погубить Его. Между тем Иисус Христос целыми днями учил народ в храме.

В среду один из Его двенадцати учеников, Иуда Искариот, предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать серебряных монет (за тридцать серебряников). Первосвященники с радостью согласились.

В четверг Иисус Христос, желая совершить Пасху вместе со Своими учениками, отправился из Вифании в Иерусалим, где Его ученики Пётр и Иоанн приготовили для Него большую комнату. Явившись вечером, Иисус Христос показал Своим ученикам величайший пример смирения, умыв их ноги, что у евреев обыкновенно делали слуги. Затем, вместе с ними, Он совершил ветхозаветную Пасху. После вечери Иисус Христос установил новозаветную Пасху — таинство Евхаристии или Причащения. Взяв хлеб, Он благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «Примите, ядите (ешьте): сие есть тело Моё, которое за вас предаётся», затем, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из неё всё, ибо есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». После этого Иисус Христос в последний раз беседовал со Своими учениками о Царстве Божием. Потом Он отправился в загородный Гефсиманский сад и, в сопровождении трёх учеников — Петра, Иакова и Иоанна, пошёл вглубь сада и, повергшись на землю, молился Своему Отцу до кровавого пота о том, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий. В это время в сад ворвалась толпа вооружённых слуг первосвященника под предводительством Иуды. Иуда лобзанием выдал своего Учителя. Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец Анны (Анана); отсюда Его повели к Каиафе, где уже поздно ночью состоялся суд над Ним. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, но никто не мог указать на такое преступление, за которое Иисуса Христа можно было бы приговорить к смертной казни. Тем не менее, смертный приговор состоялся только после того, как Иисус Христос признал себя Сыном Божиим и Мессией. За это Христа Формально обвинили в богохульстве, за что по закону следовала смертная казнь[3].

В пятницу утром первосвященник отправился вместе с членами синедриона к римскому прокуратору, Понтию Пилату, для утверждения приговора. Но Пилат сначала не согласился это сделать, не видя в Иисусе вины, достойной смерти. Тогда иудеи стали угрожать Пилату доносом на него в Рим, и Пилат утвердил смертный приговор. Иисус Христос был отдан римским воинам. Около 12-ти часов дня, вместе с двумя разбойниками, Иисус был отведён на Голгофу — небольшой холм с западной стороны Иерусалимской стены — и там был распят на кресте. Безропотно принял Иисус Христос эту казнь. Стоял полдень. Вдруг солнце померкло, и тьма на целые три часа распространилась по земле. После этого Иисус Христос громко воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» Потом, видя, что всё исполнилось по ветхозаветным пророчествам, Он воскликнул: «Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!» и, склонив Свою главу, испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме разорвалась надвое, сотряслась земля, распались камни. Видя это, даже язычник — римский сотник — воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий». В смерти Иисуса Христа никто не сомневался. Два члена синедриона Иосиф и Никодим, тайные ученики Иисуса Христа, получили разрешение у Пилата снять тело Его с креста и погребли во гробе Иосифа близ Голгофы, в саду. Члены синедриона позаботились о том, чтобы тело Иисуса Христа не было украдено Его учениками, запечатали вход и поставили стражу. Всё делалось поспешно, так как праздник Пасхи начинался вечером в этот день[3].

Воскресение Иисуса Христа. Рафаэль Санти

Воскресение Иисуса Христа

В воскресенье (вероятно, 8 апреля), на третий день после Своей смерти на кресте, Иисус Христос воскрес из мёртвых и покинул гроб. После этого Ангел, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба. Первыми свидетелями этого события были воины, которые стерегли гроб Христа. Хотя воины не видели воскресшего из мёртвых Иисуса Христа, но они были очевидцами того факта, что, когда Ангел отвалил камень, гроб уже был пустым. Испугавшись Ангела, воины бежали. Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа ещё до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, нашли гроб пустым и удостоились увидеть Самого Воскресшего и слышать от Него приветствие: «Радуйтесь!»[3].

Кроме Марии Магдалины, Иисус Христос являлся многим Своим ученикам в разное время. Из них некоторые даже удостоились осязать Его тело и убедиться, что Он не призрак. В течение сорока дней Иисус Христос несколько раз беседовал со Своими учениками, давая им последние наставления.

В сороковой день Иисус Христос на виду всех Своих учеников, вознёсся на небо с Елеонской горы. Как верят христиане, Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, то есть имеет с Ним одну власть. Вторично Он придёт на землю перед концом мира, чтобы судить живых и мёртвых, после чего начнётся Его славное и вечное Царство, в котором праведники будут сиять, как солнце[3].

Влияние на мировую культуру

Более двух миллиардов людей по всему миру исповедуют религию, основанную Иисусом Христом - создателем самой многочисленной религии. Его последователи живут во всех странах мира, что делает эту религию уникальной. В настоящее время насчитывается более четырех миллионов христианских храмов.

Библия – главная книга христиан, которая остается самой популярной и распространенной книгой в мире уже две тысячи лет. Библия была переведена на более чем 2 900 языков, что делает ее самой переводимой книгой в мире. Некоторые из наиболее широко используемых языков для перевода Библии включают английский, испанский, французский, немецкий, русский и китайский.

Христианство исповедуют миллиарды людей по всему миру. Христианская религия состоит из различных конфессий, таких как католицизм, православие, протестантизм, а также неконфессиональные и независимые христианские группы. Разные течения и конфессии христианства отличаются в ритуалах, вероучении и организационной структуре, но все они идентифицируют себя как последователей Иисуса Христа и основываются на учении, содержащемся в Библии. Возникнув на Ближнем Востоке христианство быстро распространившись по Малой Азии и Северной Африки, а затем на Восточную и Западную Европу. В дальнейшем христианство охватило обе Америки, Австралию, значительную часть Африки и Юго-Восточной Азии. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры в каждом из этих регионов.

Фильмы

  1. «Евангелие от Матфея» / Il vangelo secondo Matteo, Режиссёр Пьер Паоло Пазолини, 1964
  2. «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» / The Greatest Story Ever Told, Режиссёры Джордж Стивенс, Дэвид Лин, Жан Негулеско, 1965
  3. «Иисус Христос — Cуперзвезда» / Jesus Christ Superstar, Режиссёр Норман Джуисон, 1973
  4. «Мессия» / Il messia, Режиссёр Роберто Росселлини, 1975
  5. «Иисус из Назарета» / Jesus of Nazareth, Режиссёр Франко Дзеффирелли, 1977
  6. «Последнее искушение Христа» / The Last Temptation of Christ, Режиссёр Мартин Скорсезе, 1988
  7. «Мария, мать Иисуса» / Mary, Mother of Jesus, Режиссёр Кевин Коннор, 1999
  8. «Страсти Христовы» / The Passion of the Christ, Режиссёр Мел Гибсон, 2004
  9. «Мария» / Maria, Режиссёр Абель Феррара, 2005
  10. «Дни искушения» («Демон») / Last Days in the Desert, Режиссёр Родриго Гарсиа, 2015

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Иисус Христос. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 марта 2023.
  2. Иисус Христос. Азбука веры. Дата обращения: 4 марта 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Иисус Христос: жизнь Господа Иисуса Христа. Правмир. Дата обращения: 4 марта 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!