Иисус Христос
Иисус Христос (греч. Ἰησοῦς Χριστός) (около 7-6 до н. э. — около 30 н. э.) — центральная личность в христианстве, еврейский проповедник — Сын Божий, который был предсказан в Ветхом Завете как Мессия, отдавший свою жизнь за грехи людей. Иисус — греческая транслитерация еврейского имени Йешуа; Христос — греческий перевод еврейского титула Māšīaḥ (Мессия, помазанник)[1] .
Значение имени
Имя Иисуса Христа несёт в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус — имя, греческая форма еврейского слова «Иешуа», что значит «помощь Бога или Спаситель». Христос — титул, греческое слово, означающее «Помазанник», на еврейском звучащее как Машиах — Мессия.
В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, так как они помазывались (благословлялись) на служение особым освященным миром. Через это священнодействие на человека низводилось Божье благословение[2].
Свидетельства о жизни
- Свидетельство о жизни Иисуса Христа описывается в канонических Евангелиях (Евангелие от Матфея — Мф, Евангелие от Марка — Мк, Евангелие от Луки — Лк,Евангелие от Иоанна — Ин). Все Евангелия описывают Иисуса Христа как еврейского Мессию и чудотворца, распятого при Понтии Пилате и воскресшего[1]. Жизнь, чудеса и беседы Господа Иисуса Христа описаны в четырёх книгах, именуемых Евангелиями. Первые три Евангелиста, Матфей, Марк и Лука, описывают события Его жизни, происходившие, главным образом, в Галилее — в северной части Святой Земли. Евангелист же Иоанн дополняет их повествования, описывая события и беседы Христа, происходившие преимущественно в Иерусалиме.
«Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»Евангелие от Иоанна 3:16
- Существуют отдельные изречения Иисуса Христа, не вошедшие в канонические Евангелия, но сохранившиеся в других новозаветных книгах (Деяния и послания апостолов), а также в сочинениях древнехристианских писателей.
- Так же свидетельство о жизни Христа находится в ряде текстов гностического и нехристианского происхождения[3]. Нехристианские свидетельства об Иисусе Христе скудны. Основное из них содержится у Тацита (110-е года годы): он упоминает о казни Иисуса Христа при прокураторе Понтии Пилате[1].
В христианстве считается, что Иисус Христос пришёл в мир и стал человеком по воле Бога Отца и из сожаления к нам, грешным людям. Своим словом и примером Иисус Христос учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведными и быть достойными звания детей Божиих, участниками его бессмертной и блаженной жизни. Чтобы очистить наши грехи и победить смерть, Иисус Христос умер на кресте и воскрес в третий день. Теперь, как Богочеловек, Он пребывает на небе со Своим Отцом. Иисус Христос является главой основанного Им Царства Божия, называемого Церковью, в которой верующие спасаются, руководимые и укрепляемые Духом Святым. Перед концом мира Иисус Христос снова придёт на землю, чтобы судить живых и мёртвых. После этого наступит Его Царство Славы, рай, в котором спасённые будут вечно радоваться[3].
Детство и юность
Согласно Матфею и Луке, Иисус Христос был рождён в Вифлееме, в семье Иосифа и Девы Марии, при царе Ироде I Великом (Мф 2:1; Лк 1:5); причём Иосиф не был биологическим отцом: Иисуса Христа зачала Дева Мария силой Святого Духа (Мф 1:20; Лк 1:35).
Для рождения Мессии Бог избрал чистую деву Марию, из рода царя Давида. Мария была сиротой, и Её опекал Её дальний родственник, престарелый Иосиф, живший в Назарете, одном из небольших городов в северной части Святой Земли. Архангел Гавриил, явившись, возвестил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Матерью Его Сына. Когда Дева Мария смиренно согласилась, Дух Святой сошёл на Неё, и Она зачала Сына Божия. Последовавшее затем рождение Иисуса Христа произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме, в котором раньше родился царь Давид, предок Христа. Время рождения Иисуса Христа историки относят к 749—754 годам от основания Рима. Принятое летоисчисление «от Рождества Христова» начинается с 754 года от основания Рима[3].
Евангелисты почти не дают сведений об Иисусе Христе до его выхода на проповедь. Согласно Марку, Иисус Христос унаследовал профессию плотника от Иосифа (Мк 6:3). Согласно Луке, семья Иисуса Христа была благочестивой, Иисус Христос уже в 12 лет отличался благочестием и эрудицией (Лк 2:41-51), но на проповедь вышел примерно в 30 лет (Лк 3:23)[1]. До тридцатилетнего возраста Иисус Христос жил вместе со своей Матерью, Девой Марией, в Назарете, в доме Иосифа. Когда ему минуло 12 лет, он вместе с родителями отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и пробыл в храме три дня, беседуя с книжниками. О других подробностях жизни Спасителя в Назарете ничего не известно, кроме того, что он помогал Иосифу плотничать. Как человек, Иисус Христос рос и развивался естественным путем, как все люди[3].
Крещение
Евангелие от Иоанна не упоминает о крещении Иисуса, но синоптики ведут отсчёт публичной деятельности Иисуса с этого события (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-22). Проповеди Иисуса Христа предшествовала проповедь Иоанна Крестителя. Иоанн проповедовал скорый суд и учил, что покаянием и омовением можно избежать Божественной кары (Мф 3:1-12; Лк 3:3-17). Он также предвещал скорый приход Мессии, причём Матфей подчеркивает, что Иоанн распознал Мессию в Иисусе Христе, пришедшем к нему креститься (Мф 3:13-14). (Мф 4:1-11; Мк 1:13; Лк 4:1-13)[1]. На 30-м году жизни Иисус Христос принял от пророка Иоанна крещение в реке Иордане. Прежде чем начать своё общественное служение, Иисус Христос отправился в пустыню и постился сорок дней, будучи искушаем сатаной(Мф 4:1-11; Мк 1:13; Лк 4:1-13).
Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием 12-ти апостолов. Чудесное претворение воды в вино, совершённое Иисусом Христом на бракосочетании в Кане Галилейской, укрепило веру его учеников. После этого, пробыв некоторое время в Капернауме, Иисус Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь Он впервые возбудил против себя вражду старейшин иудейских и, в особенности, фарисеев, тем, что изгнал торгующих из храма. После Пасхи Иисус Христос созвал своих апостолов, дал им необходимое наставление и послал их проповедовать приближение Царства Божия. Сам Иисус Христос тоже путешествовал по Святой Земле, проповедуя, собирая учеников и распространяя учение о Царстве Божием[3].
Чудеса
Все Евангелия видят в Иисусе Христе чудотворца и связывают его популярность в народе с чудесами (Мф 12:23; Мк 1:45; Лк 11:14; Ин 6:2)[1]. Бездушная природа безусловно повиновалась Иисусу Христу, например, по его слову буря остановилась; он ходил по воде, как по суше; умножил пять хлебов и несколько рыб и накормил многотысячную толпу; однажды воду превратил в вино. Он воскрешал мёртвых, изгонял бесов и исцелил бесчисленное множество больных. При этом, Иисус Христос всячески избегал человеческой славы. Для своей надобности Иисус Христос никогда не прибегал к своей всемогущей силе. Все его чудеса проникнуты глубоким состраданием к людям[3].
Евангелисты записали многие предсказания Иисуса Христа. Некоторые из них исполнились уже при жизни Апостолов и их преемников. Среди них: предсказания об отречении Петра и предательстве Иуды, о распятии и воскресении Христа, о сошествии Святого Духа на Апостолов, о чудесах, которые будут совершать апостолы, о гонениях за веру, о разрушении Иерусалима и др. Некоторые пророчества Христа, относящиеся к последним временам, начинают исполняться, например: о распространении Евангелия во всем мире, о развращении людей и об охлаждении веры, об ужасных войнах, землетрясениях и т.д[3].
Величайшим чудом Спасителя было Его собственное воскресение из мёртвых. Этим воскресением Он победил власть смерти над людьми и положил начало нашему воскресению из мертвых, которое произойдёт при конце мира[3].
Общественное служение
Совершая своё общественное служение, Христос действовал и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он проявлял власть над стихиями, изгонял демонов, совершал чудеса и знамения. Как Первосвященник — принёс себя в жертву на кресте, а как Пророк — возвещал волю Божью, обличал зло, посвящал в тайны грядущего. Однако в отличие от ветхозаветных помазанников Христос был помазан не вещественным миром, а непосредственно Духом Святым, в нём обитала «полнота Божества телесно» (Послание к Колоссянам — Кол.2:9)[2].
Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа продолжалось более трёх лет. Первосвященники, книжники и фарисеи не приняли Его учение и, завидуя его чудесам и успеху, искали случая убить его. Наконец такой случай представился.
Ученики
Иисус Христос собирает вокруг себя 12 апостолов — круг близких учеников. Расхождения между списками незначительны (Мк 3:16-19; Мф 10:2-4; Лк 6:14-16; Деян 1:13). В число апостолов («посланников») входили: Пётр (Симон) и его брат Андрей, Иаков и его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков, Иуда, Симон Кананит, Иуда Искариот.
Страстная неделя и распятие на кресте
Кульминация всех Евангелий — Страстная неделя. Согласно всем Евангелиям, Иисус Христос предвидел свою казнь, как и воскресение в 3-й день (Мф 16:21; Мк 8:31; Лк 9:22; Ин 2:19-22). Эта смерть совершилась для искупления грехов людей (Мф 20:28; 26:27; Мк 10:45; 14:24; Лк 22:20; Ин 1:29)[1].
Во всех Евангелиях Страстная неделя начинается со входа Иисуса Христа в Иерусалим под бурное приветствие толпы (Мф 21:1-9; Мк 11:1-9; Лк 19:29-38; Ин 12:12-19)[1]. После воскрешения Спасителем четверодневного Лазаря, за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, окружённый народом, торжественно, как сын Давида и царь Израилев, вошёл в Иерусалим. Народ воздавал Ему царские почести. Иисус Христос прямо направился в храм, но, увидев, что дом молитвы первосвященники превратили в «вертеп разбойников», изгнал оттуда всех торговцев и менял. Это вызвало гнев фарисеев и первосвященников, и они на своём собрании решили погубить Его. Между тем Иисус Христос целыми днями учил народ в храме.
В среду один из Его двенадцати учеников, Иуда Искариот, предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать серебряных монет (за тридцать серебряников). Первосвященники с радостью согласились.
В четверг Иисус Христос, желая совершить Пасху вместе со Своими учениками, отправился из Вифании в Иерусалим, где Его ученики Пётр и Иоанн приготовили для Него большую комнату. Явившись вечером, Иисус Христос показал Своим ученикам величайший пример смирения, умыв их ноги, что у евреев обыкновенно делали слуги. Затем, вместе с ними, Он совершил ветхозаветную Пасху. После вечери Иисус Христос установил новозаветную Пасху — таинство Евхаристии или Причащения. Взяв хлеб, Он благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «Примите, ядите (ешьте): сие есть тело Моё, которое за вас предаётся», затем, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из неё всё, ибо есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». После этого Иисус Христос в последний раз беседовал со Своими учениками о Царстве Божием.
Потом Он отправился в загородный Гефсиманский сад и, в сопровождении трёх учеников — Петра, Иакова и Иоанна, пошёл вглубь сада и, повергшись на землю, молился Своему Отцу до кровавого пота о том, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий. В это время в сад ворвалась толпа вооружённых слуг первосвященника под предводительством Иуды. Иуда лобзанием выдал своего Учителя. Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец Анны (Анана); отсюда Его повели к Каиафе, где уже поздно ночью состоялся суд над Ним. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, но никто не мог указать на такое преступление, за которое Иисуса Христа можно было бы приговорить к смертной казни. Тем не менее, смертный приговор состоялся только после того, как Иисус Христос признал себя Сыном Божиим и Мессией. За это Христа Формально обвинили в богохульстве, за что по закону следовала смертная казнь[3].
В пятницу утром первосвященник отправился вместе с членами синедриона к римскому прокуратору, Понтию Пилату, для утверждения приговора. Но Пилат сначала не согласился это сделать, не видя в Иисусе вины, достойной смерти. Тогда иудеи стали угрожать Пилату доносом на него в Рим, и Пилат утвердил смертный приговор. Иисус Христос был отдан римским воинам. Около 12-ти часов дня, вместе с двумя разбойниками, Иисус был отведён на Голгофу — небольшой холм с западной стороны Иерусалимской стены — и там был распят на кресте. Безропотно принял Иисус Христос эту казнь. Стоял полдень. Вдруг солнце померкло, и тьма на целые три часа распространилась по земле. После этого Иисус Христос громко воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» Потом, видя, что всё исполнилось по ветхозаветным пророчествам, Он воскликнул: «Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!» и, склонив Свою главу, испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме разорвалась надвое, сотряслась земля, распались камни. Видя это, даже язычник — римский сотник — воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий». В смерти Иисуса Христа никто не сомневался. Два члена синедриона Иосиф и Никодим, тайные ученики Иисуса Христа, получили разрешение у Пилата снять тело Его с креста и погребли во гробе Иосифа близ Голгофы, в саду. Члены синедриона позаботились о том, чтобы тело Иисуса Христа не было украдено Его учениками, запечатали вход и поставили стражу. Всё делалось поспешно, так как праздник Пасхи начинался вечером в этот день[3].
Воскресение Иисуса Христа
В воскресенье (вероятно, 8 апреля), на третий день после Своей смерти на кресте, Иисус Христос воскрес из мёртвых и покинул гроб. После этого Ангел, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба. Первыми свидетелями этого события были воины, которые стерегли гроб Христа. Хотя воины не видели воскресшего из мёртвых Иисуса Христа, но они были очевидцами того факта, что, когда Ангел отвалил камень, гроб уже был пустым. Испугавшись Ангела, воины бежали. Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа ещё до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, нашли гроб пустым и удостоились увидеть Самого Воскресшего и слышать от Него приветствие: «Радуйтесь!»[3].
Кроме Марии Магдалины, Иисус Христос являлся многим Своим ученикам в разное время. Из них некоторые даже удостоились осязать Его тело и убедиться, что Он не призрак. В течение сорока дней Иисус Христос несколько раз беседовал со Своими учениками, давая им последние наставления.
В сороковой день Иисус Христос на виду всех Своих учеников, вознёсся на небо с Елеонской горы. Как верят христиане, Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, то есть имеет с Ним одну власть. Вторично Он придёт на землю перед концом мира, чтобы судить живых и мёртвых, после чего начнётся Его славное и вечное Царство, в котором праведники будут сиять, как солнце[3].
Влияние на мировую культуру
Иисус Христос — основатель самой многочисленной религии, которую в наше время исповедуют более двух миллиардов человек на всей планете[4]. Это единственная религия, чьи последователи живут во всех без исключения странах мира. В мире насчитывается более четырёх миллионов христианских храмов.
Главная книга христиан Библия остается самой читаемой и издаваемой книгой в мире на протяжении вот уже двух тысяч лет. Она переведена на две с половиной тысячи языков. Её совокупный тираж к настоящему времени превысил 8 миллиардов экземпляров, а самой читаемой частью Библии является Евангелие, содержащее жизнеописание Иисуса Христа. На долгие века Он задал вектор культурного развития нескольких континентов. Начавшись на Ближнем Востоке, христианство очень быстро распространилось по территории Малой Азии и Северной Африки, затем перекинулось на Восточную и Западную Европу. В дальнейшем христианская цивилизация охватила собой обе Америки, Австралию, значительную часть Африки и Юго-Восточной Азии. И в каждом из этих регионов христианство оказало огромное, во многих случаях решающее влияние на развитие культуры, сформировало культурное развитие целых народов[2].
Фильмы
- «Евангелие от Матфея» / Il vangelo secondo Matteo, Режиссёр Пьер Паоло Пазолини, 1964
- «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» / The Greatest Story Ever Told, Режиссёры Джордж Стивенс, Дэвид Лин, Жан Негулеско, 1965
- «Иисус Христос — Cуперзвезда» / Jesus Christ Superstar, Режиссёр Норман Джуисон, 1973
- «Мессия» / Il messia, Режиссёр Роберто Росселлини, 1975
- «Иисус из Назарета» / Jesus of Nazareth, Режиссёр Франко Дзеффирелли, 1977
- «Последнее искушение Христа» / The Last Temptation of Christ, Режиссёр Мартин Скорсезе, 1988
- «Мария, мать Иисуса» / Mary, Mother of Jesus, Режиссёр Кевин Коннор, 1999
- «Страсти Христовы» / The Passion of the Christ, Режиссёр Мел Гибсон, 2004
- «Мария» / Maria, Режиссёр Абель Феррара, 2005
- «Дни искушения» («Демон») / Last Days in the Desert, Режиссёр Родриго Гарсиа, 2015
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Иисус Христос . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 марта 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Иисус Христос . Азбука веры. Дата обращения: 4 марта 2023.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Иисус Христос: жизнь Господа Иисуса Христа . Правмир. Дата обращения: 4 марта 2023.
- ↑ Коломникова Е.Н. Личность Иисуса Христа в работах зарубежных авторов ХХ века // Вестник ОмГУ : Статья. — 2002. — № 1.
Ссылки
- Библия
- Е. Н. Коломникова Личность Иисуса Христа в работах зарубежных авторов ХХ века // Вестник ОмГУ. 2002. №1.
- Корнеенков С.С. Иисус Христос - Мессия, миссия любви и единства // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №37.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Готовые статьи о религии
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Иисус Христос
- Персонажи Нового Завета
- Основатели религий
- Еврейское мессианство
- Распятые
- Аскеты
- Персонажи «Божественной комедии»
- Казнённые религиозные деятели
- Казнённые в Римской империи в I веке
- Имена христианского Бога
- Обожествлённые люди
- Религиозные деятели по алфавиту
- Христианские проповедники
- Бог в христианстве
- Мессианский иудаизм
- Дом Давида
- Библейские пророки
- Евреи в Римской империи