Пасха

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Воскресение Иисуса Христа

Па́сха (греч. Πάσχα) — библейский праздник в память об Исходе еврейского народа из Египта; в иудаизме — Песах; важнейший праздник христианской Церкви — Воскресение Христово. В Новом Завете «Пасхой», то есть «пасхальной жертвой», назван Иисус Христос. Главное таинство Церкви — Евхаристия осмысляется как продолжение Тайной вечери, последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками[1].

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.Перевод: Христос воскрес из мёртвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мёртвым.

Происхождение слова

Пасха — это праздник победы над смертью. Слово «Пасха» происходит от еврейского «песах», что означает «перешагнуть» или «перейти», «пройти мимо». Дома евреев перед их исходом из Египта обошло великое бедствие — смерть первенцев. Косяки дверей в их доме были окрашены кровью ягнят. Семьи рабов, евреев, не пострадали. Перед исходом из Египта евреи совершили прощальную трапезу и отправились в землю Обетованную, землю, которую им обещал Бог. Они перешли топи, зыбучие пески побережья Красного моря и оказались в пустыне. Колесницы фараона, на которых египтяне пытались догнать рабов, утонули в море. С тех пор, в память об этом событии, евреи готовили ягнёнка с горькими травами в честь праздника Песах[2].

История празднования

Пасха яв­ля­ет­ся наиболее древ­ним из всех праздников, еже­год­но от­ме­чае­мых в христианской Церк­ви. Со II века име­ли ме­сто спо­ры о дне празднования Пасхи. Часть христианских об­щин — пре­ж­де все­го в Ма­лой Азии — от­ме­ча­ла Пасху как па­мять о Рас­пя­тии Христа и со­вер­ша­ла её в день иу­дей­ской Пасхи. Другие об­щи­ны, в том числе Рим­ская и Алек­сан­д­рий­ская, по­ни­ма­ли Пасху как вос­по­ми­на­ние пре­ж­де все­го Воскресение Христова и совершали её в воскресный день после иу­дей­ско­го праздника. Ко­нец пас­халь­ным спо­рам по­ло­жи­ло оп­ре­де­ле­ние I Все­лен­ско­го со­бо­ра (325) о праздновании Пасхи в бли­жай­шее воскресенье после пол­но­лу­ния, следую­ще­го за днём ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия[1].

С ран­не­христианских времён Пасхе пред­ше­ст­ву­ет Великий пост. Бо­го­служение в день Пасхи в пер­вые ве­ка христи­ан­ства пред­став­ля­ло со­бой ночное бде­ние с субботы, пред­ва­ряю­щей Пасху (Ве­ли­кая суб­бо­та), на пас­халь­ное вос­кресенье. Во время это­го бде­ния чи­та­лись и пе­лись биб­лей­ские от­рыв­ки о вет­хо­за­вет­ных установлениях по­свящён­ных Пасхе, о Страстях Христо­вых и Воскресе­нии Христа[1].

Христиане говорят — «наша Пасха — Христос», потому что Иисус Христос был Сыном Божьим. Сам Иисус тоже праздновал Пасху. Накануне того, как Его схватили, накануне мытарств, которые мы вспоминаем на Страстной неделе, и казни на Голгофе, Он собрал в Иерусалиме своих учеников и совершил с ними «Пасху законную» по всем законам того времени. Но в этот день прозвучали важные и новые для будущих христиан слова: «Примите, едите, сие есть тело Моё, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, «не отменил, но исполнил». Бог заключил с людьми новый «договор», согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя[2]. Христиане радуются об освобождении из «духовного Египта», царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада и избавил человечество от вечных мук за грехи людей.

Празднование в наши дни

Болгарские пасхальные яйца (ручная роспись) 2009

Главная подготовка к Пасхе для христианина заключается в соблюдении Великого поста. Великий пост ведёт их к Пасхе. Самое главное во время поста — не только воздерживаться от определённого типа пищи, но примириться с обидчиками, молиться[2]. Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается богослужение в полночь (полунощница) перед празднованием Пасхи. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди[3]. Триодь постная (от греч. triodion- трипесенный) — богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия для дней, приготовительных к святой Четыредесятнице, для самого Великого поста, а также для Страстной седмицы. Она охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой[4].

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов Израиля) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва, показывающая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы, после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в алтарь (через Царские врата). Плащаница укладывается на Престоле, после чего вокруг него совершается каждение[3]. Каждение — образ молитвы. Как дым легко возносится вверх, так и наша молитва должна устремляться к Богу. Когда священнослужитель кадит престол, иконы и другие священные предметы, он воздает Богу и святым подобающую честь. Ещё благовонный дым ассоциируется с благодатью и любовью Божией. Во время каждения людей в храме они освящаются невидимым благословением Святого Духа[5].

По окончании этой службы бывает Крестный ход (в ознаменование того, как жёны-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная утреня. Фактически, граница между Страстной седмицей и Пасхой проходит перед Крестным ходом.

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…[3]

Крашеные яйца

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности. Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марией Магдалиной, которая, по Вознесении Господнем, отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала свою проповедь словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Яйцо — символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мёртвые. При этом красный цвет, с одной стороны, символизирует радость и торжество. С другой стороны — символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте. Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество жизни над смертью, победу Правды над злом[3].

Русская пасха. Кулич — пасхальный хлеб

Кулич, как символ возрождения Христа

Кулич — символ Пасхи, Воскресения Христова. Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Считается, что печь куличи изначально это была языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа[6].

Церковь Рождества Христова в Измайлове. Внутренний вид (празднование Пасхи)

Продолжительность празднования

В настоящее время продолжительность празднования Пасхи составляет 39 дней. Этот период делится на две неравные части:

  1. сам праздник Пасхи празднуется 7 дней, так как Светлая седмица фактически является продолжением самого праздника;
  2. Попразднество Пасхи («после праздника», период, когда Церковь на богослужениях продолжает вспоминать прошедший праздник) длится 32 дня (с особым акцентом на продолжение празднования Пасхи в воскресные дни), и отдание (последний из дней попразднства двунадесятых и великих праздников, отличающийся большей торжественностью, в богослужениях которого содержится значительная часть молитвословий и песней, петых в самый праздник) совершается на 39‑й день после дня праздника.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи. В продолжении Светлой седмицы богослужение в храмах осуществляется при распахнутых Царских вратах — в ознаменование того, что Спаситель, через Воскресение, победу над адом и смертью, раскрыл людям врата Небесного Рая[3].

Надежда на жизнь Вечную

Христиане, вкушая тело (хлеб, кулич) и кровь (вино) Спасителя, приобщаются к Его скорбям и страданиям, к Его смерти, но, вместе с тем, считается, что таким образом они приобщаются к «переходу». Это переход к бессмертной жизни, к победе над адом и смертью, которую даровал христианам Иисус Христос. Ученики Христа и верные Ему женщины похоронили Тело Господа в пещере, но после этого Он воскрес. Отодвинул тяжёлый камень гробницы и вышел из неё. Таким образом, символически Пасха победила смерть. Пасха — это главная составляющая христианской веры, надежды на жизнь Вечную[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Пасха. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 марта 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Пасха. Правмир. Дата обращения: 4 марта 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Пасха. Азбука веры. Дата обращения: 4 марта 2023.
  4. Триодь постная: историческое развитие композиции. Православие. Дата обращения: 4 марта 2023.
  5. Когда и зачем каждят в храме?. Журнал Фома. Дата обращения: 4 марта 2023.
  6. Пасхальный кулич. Правмир. Дата обращения: 5 марта 2023.