Пасха
Па́сха (греч. Πάσχα) — библейский праздник в память об Исходе еврейского народа из Египта; в иудаизме — Песах; важнейший праздник христианской Церкви — Воскресение Христово. В Новом Завете «Пасхой», то есть «пасхальной жертвой», назван Иисус Христос. Главное таинство Церкви — Евхаристия осмысляется как продолжение Тайной вечери, последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками[1].
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.Перевод: Христос воскрес из мёртвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мёртвым.
Происхождение слова
Пасха — это праздник победы над смертью. Слово «Пасха» происходит от еврейского «песах», что означает «перешагнуть» или «перейти», «пройти мимо». Дома евреев перед их исходом из Египта обошло великое бедствие — смерть первенцев. Косяки дверей в их доме были окрашены кровью ягнят. Семьи рабов, евреев, не пострадали. Перед исходом из Египта евреи совершили прощальную трапезу и отправились в землю Обетованную, землю, которую им обещал Бог. Они перешли топи, зыбучие пески побережья Красного моря и оказались в пустыне. Колесницы фараона, на которых египтяне пытались догнать рабов, утонули в море. С тех пор, в память об этом событии, евреи готовили ягнёнка с горькими травами в честь праздника Песах[2].
История празднования
Пасха является наиболее древним из всех праздников, ежегодно отмечаемых в христианской Церкви. Со II века имели место споры о дне празднования Пасхи. Часть христианских общин — прежде всего в Малой Азии — отмечала Пасху как память о Распятии Христа и совершала её в день иудейской Пасхи. Другие общины, в том числе Римская и Александрийская, понимали Пасху как воспоминание прежде всего Воскресение Христова и совершали её в воскресный день после иудейского праздника. Конец пасхальным спорам положило определение I Вселенского собора (325) о праздновании Пасхи в ближайшее воскресенье после полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия[1].
С раннехристианских времён Пасхе предшествует Великий пост. Богослужение в день Пасхи в первые века христианства представляло собой ночное бдение с субботы, предваряющей Пасху (Великая суббота), на пасхальное воскресенье. Во время этого бдения читались и пелись библейские отрывки о ветхозаветных установлениях посвящённых Пасхе, о Страстях Христовых и Воскресении Христа[1].
Христиане говорят — «наша Пасха — Христос», потому что Иисус Христос был Сыном Божьим. Сам Иисус тоже праздновал Пасху. Накануне того, как Его схватили, накануне мытарств, которые мы вспоминаем на Страстной неделе, и казни на Голгофе, Он собрал в Иерусалиме своих учеников и совершил с ними «Пасху законную» по всем законам того времени. Но в этот день прозвучали важные и новые для будущих христиан слова: «Примите, едите, сие есть тело Моё, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, «не отменил, но исполнил». Бог заключил с людьми новый «договор», согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя[2]. Христиане радуются об освобождении из «духовного Египта», царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада и избавил человечество от вечных мук за грехи людей.
Празднование в наши дни
Главная подготовка к Пасхе для христианина заключается в соблюдении Великого поста. Великий пост ведёт их к Пасхе. Самое главное во время поста — не только воздерживаться от определённого типа пищи, но примириться с обидчиками, молиться[2]. Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается богослужение в полночь (полунощница) перед празднованием Пасхи. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди[3]. Триодь постная (от греч. triodion- трипесенный) — богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия для дней, приготовительных к святой Четыредесятнице, для самого Великого поста, а также для Страстной седмицы. Она охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой[4].
Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов Израиля) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва, показывающая Крестную Жертву Христа).
В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы, после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в алтарь (через Царские врата). Плащаница укладывается на Престоле, после чего вокруг него совершается каждение[3]. Каждение — образ молитвы. Как дым легко возносится вверх, так и наша молитва должна устремляться к Богу. Когда священнослужитель кадит престол, иконы и другие священные предметы, он воздает Богу и святым подобающую честь. Ещё благовонный дым ассоциируется с благодатью и любовью Божией. Во время каждения людей в храме они освящаются невидимым благословением Святого Духа[5].
По окончании этой службы бывает Крестный ход (в ознаменование того, как жёны-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная утреня. Фактически, граница между Страстной седмицей и Пасхой проходит перед Крестным ходом.
По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.
Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…[3]
Крашеные яйца
Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности. Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марией Магдалиной, которая, по Вознесении Господнем, отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала свою проповедь словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.
Яйцо — символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мёртвые. При этом красный цвет, с одной стороны, символизирует радость и торжество. С другой стороны — символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте. Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество жизни над смертью, победу Правды над злом[3].
Кулич, как символ возрождения Христа
Кулич — символ Пасхи, Воскресения Христова. Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Считается, что печь куличи изначально это была языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.
В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа[6].
Продолжительность празднования
В настоящее время продолжительность празднования Пасхи составляет 39 дней. Этот период делится на две неравные части:
- сам праздник Пасхи празднуется 7 дней, так как Светлая седмица фактически является продолжением самого праздника;
- Попразднество Пасхи («после праздника», период, когда Церковь на богослужениях продолжает вспоминать прошедший праздник) длится 32 дня (с особым акцентом на продолжение празднования Пасхи в воскресные дни), и отдание (последний из дней попразднства двунадесятых и великих праздников, отличающийся большей торжественностью, в богослужениях которого содержится значительная часть молитвословий и песней, петых в самый праздник) совершается на 39‑й день после дня праздника.
Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи. В продолжении Светлой седмицы богослужение в храмах осуществляется при распахнутых Царских вратах — в ознаменование того, что Спаситель, через Воскресение, победу над адом и смертью, раскрыл людям врата Небесного Рая[3].
Надежда на жизнь Вечную
Христиане, вкушая тело (хлеб, кулич) и кровь (вино) Спасителя, приобщаются к Его скорбям и страданиям, к Его смерти, но, вместе с тем, считается, что таким образом они приобщаются к «переходу». Это переход к бессмертной жизни, к победе над адом и смертью, которую даровал христианам Иисус Христос. Ученики Христа и верные Ему женщины похоронили Тело Господа в пещере, но после этого Он воскрес. Отодвинул тяжёлый камень гробницы и вышел из неё. Таким образом, символически Пасха победила смерть. Пасха — это главная составляющая христианской веры, надежды на жизнь Вечную[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Пасха . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 марта 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Пасха . Правмир. Дата обращения: 4 марта 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Пасха . Азбука веры. Дата обращения: 4 марта 2023.
- ↑ Триодь постная: историческое развитие композиции . Православие. Дата обращения: 4 марта 2023.
- ↑ Когда и зачем каждят в храме? . Журнал Фома. Дата обращения: 4 марта 2023.
- ↑ Пасхальный кулич . Правмир. Дата обращения: 5 марта 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |