Понтий Пилат

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Н. Ге. «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus, др.-греч. Πόντιος Πιλάτος; род. около 12 года до нашей эры, Апруций, Римская империя — умер после 37 года) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годов. Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял Иудеей. Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне город Лион, Франция). Pontius — родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев[1].

Биография

Плита из Кесарии

Родовое имя (nomen) Понтий указывает на то, что Пилат, вероятно, принадлежал к древнему знатному самнитскому роду Понтиев, который сохранял своё влияние в Самнии в течении столетий: один из его представителей, Гай Понтий, командовал самнитской армией ещё в битве при Кавдинском ущелье (321 году до нашей эры), а другой, Понтий Телезин, был одним из лидеров италиков во время Союзнической войны (91 — 88 до нашей эры), а затем воевал против Суллы за автономию Самния и погиб в битве у Коллинских ворот (82 год до нашей эры), после чего самниты, италийское племя, долго и упорно боровшееся против римского владычества в Италии, лишилось всех остатков автономии, а род Понтиев перестаёт быть оппозиционным Риму, став частью римской аристократии. Понтий Пилат принадлежал к сословию всадников и прежде, чем получить должность префекта Иудеи, он должен был пройти три необходимые карьерные ступени военной службы (Tres militiae): префект (командир) когортытрибун ангустиклавий (старший офицер) в легионепрефект алы (конное вспомогательное подразделение римского войска)[2]. Учитывая, что назначение в Сирию Пилат получил от императора Тиберия, можно полагать, что ранее он служил именно под его началом и участвовал в возглавляемых Тиберием военных действиях на Дунае и Рейне.

В 1961 году при раскопках в древнем городе Цезарея была найдена плита с упоминанием Пилата — префекта Иудеи[3]. Иудейские авторы Иосиф Флавий и Филон Александрийский описывают его как алчного и жестокого человека, правление которого ознаменовалось рядом конфликтов между римлянами и иудеями с одной стороны и самаритянами — с другой. За участие в данном конфликте Понтий Пилат был отстранён от занимаемой должности и отправлен в Рим. Существуют разные предположения о дальнейшей судьбе Пилата. Например, Евсевий Кесарийский описывая дальнейшую судьбу Пилата, указывал, что он был сослан в Галлию.

Исторические свидетельства

Понтий Пилат упоминается в Новом Завете в рассказе о суде и казни Иисуса Христа. Согласно Евангельским источникам, Понтий Пилат не признал Иисуса виновным в предъявленных обвинениях, но под давлением толпы, отдал приказание на распятие. Публий Корнелий Тацит (середина 50-х — около 120-го годов) упоминает Пилата как «правителя» («игемон» — ἡγεμών) и называет прокуратором либо в силу анахронизма (в начале II века, когда писал Тацит, значение должности прокуратора было существенно выше, чем во времена Тиберия), либо в силу того, что разные правители Иудеи в I веке могли иметь должность как прокуратора, так и префекта, что вносило определённую путаницу. В работах Иосифа Флавия есть информация, что Пилат потратил деньги из священной казны (Корбан), на строительство акведука длиной в 400 стадий. Своим поступком он вызвал гнев народа, но ему удалось подавить восстание благодаря вооруженному отряду. По другой легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр. Найденное тело было отправлено в Виенну и утоплено в Родане. По другим сообщениям, он был казнён Нероном[4]. В Виенне находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Суд Пилата

Суд Пилата — суд римского прокуратора над Иисусом Христом, описанный в Евангелиях. Находясь на Лифостротоне, Понтий Пилат увидел измученного праведника и «невольно воскликнул: се, Человек!»[5]. Пилат, по требованию народной толпы, вынес смертный приговор Иисусу Христу. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат в литературе и искусстве

В литературе фигура Пилата появилась собрании жития святых и христианских легенд «Золотая легенда», составленная в XIII веке монахом Иаковом Ворагинским, Полноценным литературным героем Понтий Пилат становится в конце XIX века, например, во французской литературе. Понтий Пилат — один из главных персонажей романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Он является прокуратором, которого назначили представителем римской императорской власти в Иудее. В романе он представлен как палач Иисуса Христа. Характеристика Понтия Пилата помогает понять глубинный смысл произведения. В поэме Виктора Гюго «Конец Сатаны» прокуратор Иудеи олицетворяет мрачное высокомерие и равнодушие власти: Сидит Понтий Пилат, рассеянный, спокойный, вялый. Его нога, обутая в пурпур, покоится на белом мраморе[6]. Образ пилата нашел отражение в художественной литературе:

Образ Пилата в искусстве:

Примечание

  1. Шуляк С. Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи. Храм во имя блаженной Матроны Московской Краснокамск Пермская епархия. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  2. Жих, М.И. . Понтий Пилат исторический и евангельский // Исторический формат : журнал. — 2021. — № 2. — С. 45.
  3. Бабкина С.В. Пилат Понтий. — Большая российская энциклопедия, 2004.
  4. Кочеров С.Н. Суд Пилата или человек перед выбором // Философское антиковедение и классическая традиция. — 2023. — Т. 17, № 1. — С. 272-286. — ISSN 1995-4328.
  5. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева лавра, 2004. — 842 с.
  6. Гюго В. Гибель сатаны. — Берлин: Изд-во Лады, 1924. — 223 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!