Понтий Пилат
По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus, др.-греч. Πόντιος Πιλάτος; род. около 12 года до нашей эры, Апруций, Римская империя — умер после 37 года) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годов. Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял Иудеей. Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне город Лион, Франция). Pontius — родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев[1].
Биография
Родовое имя (nomen) Понтий указывает на то, что Пилат, вероятно, принадлежал к древнему знатному самнитскому роду Понтиев, который сохранял своё влияние в Самнии в течении столетий: один из его представителей, Гай Понтий, командовал самнитской армией ещё в битве при Кавдинском ущелье (321 году до нашей эры), а другой, Понтий Телезин, был одним из лидеров италиков во время Союзнической войны (91 — 88 до нашей эры), а затем воевал против Суллы за автономию Самния и погиб в битве у Коллинских ворот (82 год до нашей эры), после чего самниты, италийское племя, долго и упорно боровшееся против римского владычества в Италии, лишилось всех остатков автономии, а род Понтиев перестаёт быть оппозиционным Риму, став частью римской аристократии. Понтий Пилат принадлежал к сословию всадников и прежде, чем получить должность префекта Иудеи, он должен был пройти три необходимые карьерные ступени военной службы (Tres militiae): префект (командир) когорты → трибун ангустиклавий (старший офицер) в легионе → префект алы (конное вспомогательное подразделение римского войска)[2]. Учитывая, что назначение в Сирию Пилат получил от императора Тиберия, можно полагать, что ранее он служил именно под его началом и участвовал в возглавляемых Тиберием военных действиях на Дунае и Рейне.
В 1961 году при раскопках в древнем городе Цезарея была найдена плита с упоминанием Пилата — префекта Иудеи[3]. Иудейские авторы Иосиф Флавий и Филон Александрийский описывают его как алчного и жестокого человека, правление которого ознаменовалось рядом конфликтов между римлянами и иудеями с одной стороны и самаритянами — с другой. За участие в данном конфликте Понтий Пилат был отстранён от занимаемой должности и отправлен в Рим. Существуют разные предположения о дальнейшей судьбе Пилата. Например, Евсевий Кесарийский описывая дальнейшую судьбу Пилата, указывал, что он был сослан в Галлию.
Исторические свидетельства
Понтий Пилат упоминается в Новом Завете в рассказе о суде и казни Иисуса Христа. Согласно Евангельским источникам, Понтий Пилат не признал Иисуса виновным в предъявленных обвинениях, но под давлением толпы, отдал приказание на распятие. Публий Корнелий Тацит (середина 50-х — около 120-го годов) упоминает Пилата как «правителя» («игемон» — ἡγεμών) и называет прокуратором либо в силу анахронизма (в начале II века, когда писал Тацит, значение должности прокуратора было существенно выше, чем во времена Тиберия), либо в силу того, что разные правители Иудеи в I веке могли иметь должность как прокуратора, так и префекта, что вносило определённую путаницу. В работах Иосифа Флавия есть информация, что Пилат потратил деньги из священной казны (Корбан), на строительство акведука длиной в 400 стадий. Своим поступком он вызвал гнев народа, но ему удалось подавить восстание благодаря вооруженному отряду. По другой легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр. Найденное тело было отправлено в Виенну и утоплено в Родане. По другим сообщениям, он был казнён Нероном[4]. В Виенне находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».
Суд Пилата
Суд Пилата — суд римского прокуратора над Иисусом Христом, описанный в Евангелиях. Находясь на Лифостротоне, Понтий Пилат увидел измученного праведника и «невольно воскликнул: се, Человек!»[5]. Пилат, по требованию народной толпы, вынес смертный приговор Иисусу Христу. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Пилат в литературе и искусстве
В литературе фигура Пилата появилась собрании жития святых и христианских легенд «Золотая легенда», составленная в XIII веке монахом Иаковом Ворагинским, Полноценным литературным героем Понтий Пилат становится в конце XIX века, например, во французской литературе. Понтий Пилат — один из главных персонажей романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Он является прокуратором, которого назначили представителем римской императорской власти в Иудее. В романе он представлен как палач Иисуса Христа. Характеристика Понтия Пилата помогает понять глубинный смысл произведения. В поэме Виктора Гюго «Конец Сатаны» прокуратор Иудеи олицетворяет мрачное высокомерие и равнодушие власти: Сидит Понтий Пилат, рассеянный, спокойный, вялый. Его нога, обутая в пурпур, покоится на белом мраморе[6]. Образ пилата нашел отражение в художественной литературе:
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1928—1940),
- А.Франс «Прокуратор Иудеи» (1891),
- Эрик-Эмманюэль Шмитт «Евангелие от Пилата» (2000),
- Карел Чапек «Кредо Пилата» (1920),
- Д. Лондон «Смирительная рубашка» (1915),
- Ч. Айтматов «Плаха» (1986),
- А.Берн «Воспоминания Понтия Пилата» (1998),
- Д. Агамбен «Пилат и Иисус» (1781),
- И.Ворагинский «Золотая легенда» (XIII),
- В.Гюго «Конец Сатаны» (1886),
- А. Дюма «Исаак Лакедем» (1853),
- Э.Ренан «Жизни Иисуса» (1863)
- Л. Мерсье «Понтий Пилат» (1910).
Образ Пилата в искусстве:
- Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890),
- Н.Ге «Суд Синедриона» (1892),
- А. Чизери «Ecce Homo» (1871),
- М. Мункачи «Христос перед Пилатом» (1881),
- Тициан «Ecce Homo» (1543),
- А. Шишкин «Понтий Пилат» (2018),
- И. В. Коржев, скульптура Понтий Пилат и пёс Банги,
- Г. Лоренцо, барельеф «Пилат умывает руки» (1403—1424),
- В.Котрабинский, П.Сведомский, Суд Пилата. Фреска Владимирского собора в Киеве (1887—1895),
- И. Н. Крамской . Хохот. Радуйся, Царь Иудейский (1877),
- Дуччо ди Буонинсенья. Христос перед Анною (Алтарь «Маэста») (1308—1311),
- Meister Bertram von Minden. Gesù davanti a Pilato (1390),
- Ludovico Mazzolino. Christ before Pilate,
- В.Поленов. «Повинен смерти» (1906),
- Н. Бодаревский. Христос перед Пилатом (1895—1907),
- В. П. Верещагин. «Се, Человек» (1875—1880),
- П. Чистяков. Се Человек (Христос и Пилат) (1871),
- Master L. Cz. Christ before Pilate. (1500),
- Якопо Тинторетто. Христос перед Пилатом (1566).
Примечание
- ↑ Шуляк С. Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи . Храм во имя блаженной Матроны Московской Краснокамск Пермская епархия. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Жих, М.И. . Понтий Пилат исторический и евангельский // Исторический формат : журнал. — 2021. — № 2. — С. 45.
- ↑ Бабкина С.В. Пилат Понтий. — Большая российская энциклопедия, 2004.
- ↑ Кочеров С.Н. Суд Пилата или человек перед выбором // Философское антиковедение и классическая традиция. — 2023. — Т. 17, № 1. — С. 272-286. — ISSN 1995-4328.
- ↑ Гладков Б.И. Толкование Евангелия. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева лавра, 2004. — 842 с.
- ↑ Гюго В. Гибель сатаны. — Берлин: Изд-во Лады, 1924. — 223 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |