Гюго, Виктор

Материал из «Знание.Вики»
Виктор Гюго
Портрет
Портрет
Имя при рождении Виктор Мари Гюго
Дата рождения 26 февраля 1802(1802-02-26)
Место рождения Безансон, Первая французская республика
Дата смерти 22 мая 1885(1885-05-22) (83 года)
Место смерти Париж, Третья французская республика
Гражданство Флаг Франции Франция
Род деятельности писатель, политик
Направление романтизм

Викто́р Мари́ Гюго́ (26 февраля 1802, Безансон, Франция — 22 мая 1885, Париж, Франция) — писатель, поэт, прозаик и драматург, автор романов «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется» и других. Виктор Гюго является основоположником и теоретиком французского романтизма, в политической жизни Франции известен как борец за свободу печати, отмену смертной казни[1].

Детство и юность

Цитадель Безансона

Полное имя — Викто́р Мари́ Гюго́, был третьим ребёнком в семье генерала Жозефа Леопольда Сигисберга Гюго и Софи Требуше, дочери богатого судовладельца. Будущий писатель появился на свет 26 февраля 1802 года в крепости Безансон в старинном доме XVII века. При крещении он получил имена Виктор и Мари в честь крестного отца — генерала Виктора Лагори и крестной матери — Мари Десирье, супруги коменданта крепости Безансон. Однако, как пишет Андре Моруа в книге «Олимпио, или жизнь Виктора Гюго», фактически крещения не было — «восприемникам надо было только подписаться в качестве свидетелей в книге актов гражданского состояния»[2].

Виктор родился очень слабым, и акушер не надеялся на, что ребёнок выживет, только стараниями матери Виктор поправился. Через некоторое время Жозеф Гюго был охарактеризован министерством как интриган и через полтора месяца получил назначение в Марсель. Обеспокоенный своим положением, многодетный отец отправил свою жену в Париж, чтобы она уговорила Жозефа Бонапарта, генерала Кларка и Лагори помочь ему. Так Жозеф остался один воспитывать троих сыновей. Затея с переговорами не удалась, и после нового назначение отца вся семья переехала на Корсику, мать в это время находилась в обществе генерала Лагори и практически не отвечала на письма своего мужа, в которых он заверял её в истинности своих чувств и верности.

В отличие от своих братьев, Виктор Гюго не отличался красотой: слишком большая голова на худеньком тельце. Кроме того, часто плакал, одиноко забившись в уголке. Он не нашел общего языка с кормилицей, она была ему неприятна.

В 1803 году батальон Жозефа Гюго перевели на Эльбу. Госпожа Требуше тоже приехала туда, однако только лишь за тем, чтобы увезти своих трех сыновей в Париж к Лагори. Жозеф Леопольд в это время имел любовную связь с Катрин Тома. Софи воспользовалась ситуацией и уехала обратно в Париж. Скандалы, постоянные измены с обеих сторон, борьба за детей привели пару к разводу к разводу — это сказалось на формировании характера будущего писателя[1].

Творчество

Роман «Отверженные», издание 1870 года. Милан

С 1814 по 1818 год Гюго посещал Лицей Людовика Великого. В эти годы он перевел несколько произведений Вергилия на французский язык, создал пьесы для лицейского театра, в четырнадцатилетнем возрасте написал трагедии — «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro». В 1819 на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri IV) Гюго получил медаль Парижской Академии наук[3].

С 1819 по 1821 годы Виктор Гюго в подражание кумиру юности Франсуа Рене де Шатобриану начал издавать «Литературный Консерватор» («Conservateur littéraire») — приложение к католическому журналу «Le conservateur», где под разными псевдонимами опубликовал несколько статей, посвященных превосходству Корнеля и Расина над Шиллером и Шекспиром. В «Conservateur littéraire» впервые вышла его «Ода на смерть герцога Беррийского». За оду «Moïse sur le Nil» Гюго получил высшую премию конкурса — звание «Maître Floraux». Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) произвел впечатление на Людовика XVIII, и писатель стал получать ежегодную ренту. Имя Виктора Гюго в этот период прочно ассоциировалось в свете с монархизмом, лояльным роялизмом и приверженностью к классицизму.

Луи Наполеон III Бонапарт

«Ган Исландец» (Han d’Islande, 1823) был встречен читателями и критиками прохладно. Вскоре после этого Виктор Гюго присутствовал на собрании в библиотеке Арсенала, и его творчество начало развиваться в новом, романтическом направлении[4]. Драма «Кромвель» (1827) ознаменовала новую эру французской драматургии и сделала писателя по-настоящему известным: предисловие к произведению отвергало принципы классицизма, предлагая взамен новую эстетику — романтизм[5]. Повесть «Последний день осужденного» (1829), сборник «Восточные мотивы» (1829), драма «Эрнани» укрепили популярность и материальное положение Виктора Гюго.

В 1831 году увидел свет один из самых знаменитых романов — «Собор Парижской Богоматери». В 1841 году писатель получил членство во Французской Академии, в 1848 году его избрали в Национальное собрание. В 1851 году Виктор Гюго высказался против узурпатора императора Луи Наполеона III Бонапарта и бежал из страны на британские острова, где были написаны романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»)[6], «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869)[7].

Только через долгих 19 лет, после свержения Наполеона III, Гюго с триумфом смог вернуться в Париж, где его считали символом оппозиции. В 1871 его избрали в Национальную Ассамблею, однако он очень быстро отказался от депутатского поста и продолжил заниматься литературным творчеством, однако больше шедевров он не создал.

Смерть и похороны

Виктор Мари Гюго скончался в Париже 22 мая 1885 года от пневмонии. В церемонии похорон, продолжавшейся десять дней, приняло участие около миллиона человек. С 1 по 3 июня гроб с телом писателя находился под Триумфальной Аркой, закрытой чёрным крепом, далее прах Гюго был помещен в Пантеон.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Иванов Г. Сто великих писателей. — М.: Вече, 2004. — С. 212—214.
  2. Андре Моруа. Олимпио, или жизнь Виктора Гюго / пер. Немчинова Наталья Ивановна, Трескунов Михаил Соломонович. — Иностранка, 2021. — С. 6. — 640 с. — ISBN 978-5-389-19880-7.
  3. Виктор Гюго: неизвестный известный. К 200-летию со дня рождения Виктора Гюго // Сборник статей / Ответственный редактор: Е. Г. Петраш. — 2004. — С. 16. — ISSN 5-9506-0130-0.
  4. Карельский А.В. Основные тенденции развития романтизма и его национальная специфика // История всемирной литературы.. — М., 1989. — С. 146.
  5. Рабинович В. С. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — С. 36. — 88 с. — ISBN ISBN 978-5-7996-1139-2.
  6. Максименко К. В., Новикова В. Ю. Синтез романтического и реалистического начала в романе Виктора Гюго «Отверженные» // Культура и время перемен. — 2020. — № 2(29). — С. 14.
  7. Литвиненко Н.А. Романтизм, Гюго и идиллия: к проблеме метажанровых связей и трансформаций / Пастораль: взаимодействие искусств, жанров, стилей: сборник научных трудов. — М.: Государственная классическая академия им. Маймонида, 2016. — С. 108—118.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!