Романтизм

Материал из «Знание.Вики»
Рунге, Филипп Отто, картина Утро, 1808
Caspar David Friedrich, картина Путешественник над морем тумана, около 1817

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное, художественное, литературное, музыкальное и интеллектуальное течение, возникшее в европейской и американской культуре XVIII — первой половины XIX веков, где пик пришелся примерно на период с 1800 по 1850 год. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворённой и целительной стороной природы, делает акцент на эмоции и индивидуализм.

Отражением романтизма стало разочарование в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе. Результат произошедших изменений явил новые контрасты и противоречия, духовное опустошение личности, что стало переосмысляться деятелями искусства с обращением к прошлому, с предпочтением средневековья, в противовес классике[1].

Возникновение и распространение в различных сферах деятельности человека отчасти связывают с реакцией на Великую Французскую революцию, рост промышленности, изменение социальных и политических норм, где современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе[2].

Наиболее ярко романтизм, как культурное направление, проявился в изобразительном искусстве, музыке и литературе, оказал влияние на историографию[3], образование, шахматы, социальные и естественные науки[4].

Движение подчеркивало сильные эмоции как подлинный источник эстетического опыта, придавая новый смысл таким эмоциям, как страх, ужас, благоговение; возвысило народное искусство и древние обычаи до статуса благородного, но также благоволило к спонтанности как желательной характеристике (музыкальный экспромт)[5].

В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму. Как следствие, проявился в политике: мыслители-романтики влияли на консерватизм, либерализм, радикализм и национализм[6].

Общее определение

William Blake — Songs of Innocence and Experience

Введение термина

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance, английскому romantic, превратившемуся к XVIII веку в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». Европейские языки, в частности немецкий, французский и русский, использовали термин «роман» в значении произведения популярной повествовательной художественной литературы. Большинство таких романов принимали форму «рыцарского романа», рассказов о приключениях, преданности и чести.

Основатели романтизма, критики Август Вильгельм Шлегель и Фридрих Шлегель, начали говорить о romantische Poesie («романтической поэзии») в 1790-х годах, противопоставляя её «классической», но с точки зрения духа, а не просто датировки. Фридрих Шлегель писал в своем эссе 1800 года Gespräch über die Poesie («Диалог о поэзии»):

Я ищу и нахожу романтическое среди старых современников, в Шекспире, Сервантесе, в итальянской поэзии, в ту эпоху рыцарства, любви и басни, из которой происходят само явление и слово

Современное значение термина получило более широкое распространение во Франции благодаря его постоянному использованию Жермен де Сталь в её книге «О великом» (1813), рассказывающей о своих путешествиях по Германии. В Англии Вордсворт употреблял этот термин в предисловии к своим стихотворениям 1815 года о «романтической арфе» и «классической лире».

Основные характеристики

К природе романтизма можно подойти исходя из первостепенной важности свободного выражения чувств художника. Значение, которое романтики придавали эмоциям, суммируется в замечании немецкого художника Каспара Давида Фридриха:

Чувство художника — это его закон

Чтобы выразить полноту чувств, считалось, что содержание искусства должно исходить из воображения художника, с как можно меньшим вмешательством «искусственных» правил, диктующих, из чего должно состоять произведение.

Особенно проявляется в воздействии природы на художника, когда он окружен ею, предпочтительно в одиночестве, потому что тесная связь с природой является умственно и нравственно здоровой. Романтическое искусство обращалось к своей аудитории с тем, что должно было восприниматься как личный голос художника.

Согласно Исайе Берлину, русско-английскому философу и историку, романтизм воплощал «новый и беспокойный дух, стремящийся яростно прорваться сквозь старые и стесненные формы, нервную озабоченность постоянно меняющимися внутренними состояниями сознания, стремление к безграничному и неопределимому, к постоянному движению и переменам, попытку вернуться к забытым источникам жизни, страстное усилие самоутверждения как индивидуального, так и коллективного, поиск средств выражения неутолимой тоски по недостижимым целям»[7].

В литературе

Германия

Великобритания

Франция

Россия

Романтизм в России прошёл несколько этапов становления:

  • 1810-е годы — возникновение и формирование психологического течения; ведущие поэты Жуковский и Батюшков;
  • 1820-е годы — возникновение и формирование гражданского, или социального, течения в поэзии Ф. Н. Глинки, П. А. Катенина, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Марлинского; зрелость психологического романтизма, в котором главными фигурами были А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. М. Языков;
  • 1830-е годы — возникновение философского течения в поэзии Баратынского, поэтов-любомудров, Тютчева, в прозе В. Ф. Одоевского; проникновение романтизма в прозу и широкое его распространение в жанре повести; расцвет романтизма в творчестве Лермонтова и признаки кризиса: засилье эпигонской (подражательной) поэзии, лирика Бенедиктова, «кавказские» («восточные») повести А. А. Бестужева-Марлинского;
  • 1840-е годы — закат романтизма, его вытеснение с переднего плана литературы; из действующего субъекта литературного процесса романтизм все более превращается в его объект, становясь предметом художественного изображения и анализа[8]

Италия

США

В изобразительном искусстве

Тенденция романтизма проявилась в живописи к XVIII веку, до этого живопись эпохи Просвещения отличалась холодностью — в ней не было романтики, эмоциональных и чувственных отношений.

С новой волной перед художниками открылись возможности изображать смелые, противоречивые, а иногда и бунтарские характеры, которые теперь проявлялись в их работах. С приходом романтизма стало ясно, насколько глубоко художник может показать человеческий характер и сохранить его лиризм, поэтичность. Многие сравнивают романтизм с сентиментализмом, различие в том, что картина написанная в стиле романтизма не содержит ничего слезливого. Критики отмечают, что в этом жанре изображены сильные и мужественные люди[9].

Отличительные особенности

В картинах нет строгих линий, а геометрических схем в них намного меньше, чем в полотнах, написанных в эпоху Классицизма, они содержат большое количество эффектов, которые могут с легкостью пробудить чувства и эмоции у зрителя. Некоторые критики даже отмечают эффект сопричастности к происходящему,

Если ранее художники писали в стиле идеальной красоты, от которой веяло холодом, то теперь в картинах художников появилась страсть, жизнь и лирика. Сюжеты картин сравниваются с сюжетами и персонажами литературного вымысла. Художники, создавая картины, возвращаются к барокко, полному страсти, динамизма, в картинах много эффекта света и тени. Однако, если живопись барокко была основана на торжественном пафосе, то романтическая живопись показывает реальную жизнь[10].

В архитектуре

В музыке

В театральном искусстве

Примечания

  1. Damrosch, Leopold; Harcourt Brace Jovanovich. Adventures in English literature. — Orlando, Fla, 1985. — 424 с. — ISBN 0153350458.
  2. Casey, Christopher "Grecian Grandeurs and the Rude Wasting of Old Time": Britain, the Elgin Marbles, and Post-Revolutionary Hellenism. Foundations. Volume III, Number 1 (October 30, 2008). Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 13 мая 2009 года.
  3. David Levin. History As Romantic Art Bencroft Prescott Motley And Parkman. — 2018. — 276 с. — ISBN 9781378106785.
  4. Gutek, Gerald Lee. A history of the Western educational experience. — Waveland Press, 1987. — ISBN 0881332909.
  5. Шабалина Т. Романтизм. Универсальная Научно-популярная Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 27 марта 2023.
  6. «Романти́зм» — происхождение и значение слова. culture.ru. Дата обращения: 27 марта 2023.
  7. Isaiah Berlin. The Roots of Romanticism. — Princeton University Press, 2013. — ISBN 9780691156200.
  8. С. М. Скибин, Н. Н. Прокофьева, В. И. Коровин. История русской литературы XIX века. Часть 1: 1795-1830 годы. — Глава 1. Литературное движение 1800—1830-х годов.
  9. Потехина О. Романтизм. Страстная натура. Артхив (15 декабря 2013).
  10. Потехина О. Романтизм. Страстная натура. Артхив (15 декабря 2013).

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!