Лермонтов, Михаил Юрьевич

Материал из «Знание.Вики»
Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского (1837)
Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского (1837)
Псевдонимы —въ[1]; Ламвер; Гр. Диарбекир; Lerma[2]
Дата рождения 3 октября (15 октября) 1814(1814-10-15)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 15 июля (27 июля) 1841(1841-07-27) (26 лет)
Место смерти Пятигорск, Кавказская губерния, Российская империя
Подданство Флаг Российской империи Российская империя
Род деятельности поэт, прозаик, художник, драматург
Годы творчества 18281841
Направление романтизм, реализм
Жанр стихотворение, поэма
Дебют «Весна» (1830)[3]
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября (15 октября1814, Москва — 15 июля (27 июля1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. В русской литературе он является наследником и продолжателем Александра Пушкина. За 27 лет жизни он успел создать невероятное по объёму наследие, однако по-настоящему произведения М. Ю. Лермонтова начали читать лишь после его гибели[4].

Биография

Происхождение

Род Лермонтовых происходит из Шотландии. В 1613 году Георг (Джордж), один из представителей рода Лермонт, поручик польской армии, был взят в плен войсками князя Дмитрия Пожарского при сдаче польско-литовского гарнизона крепости Белая, потом поступил на службу к русскому царю. Лермонт принял православие и под именем Юрия Андреевича Лермонтова стал родоначальником русской дворянской фамилии[5]. В 1831 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Желание», посвящённое своим вероятным шотландским корням. Ещё юный Михаил Лермонтов предполагал своё родство с испанским государственным деятелем XVII века Франсиско Лермой, что отразилось в написанном им воображаемом портрете Лермы, а также в драме 1830 года «Испанцы».

Прадед поэта, Юрий Петрович Лермонтов, окончил Сухопутный шляхетский кадетский корпус[6], имел звание секунд-майора. Отец поэта, также Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831)[7], в звании пехотного капитана перед женитьбой вышел в отставку[8]. В Москве проживали его сёстры, родные тётки поэта.

Предки 1. Михаила Юрьевича Лермонтова 1814—1841
2. Отец:
Юрий (Евтихий) Петрович Лермонтов (1787—1831)
4. Пётр Юрьевич Лермонтов (1767—1811) 8. Юрий Петрович Лермонтов (1722— >1778)
9. Анна Ивановна Лермонтова (рожд. Боборыкина, 1723—1792)
5. Анна Васильевна (или Александра) Рыкачёва[9] 10. Василий Иванович Рыкачёв
11. Евдокия Ивановна Рыкачёва (рожд. N)
3. Мать:

Мария Михайловна Лермонтова (урожд. Арсеньева, 1795—1817)

6. Михаил Васильевич Арсеньев (1768—1810) 12. Василий Васильевич Арсеньев (р. 1731)
13. Ефимья Никитична Арсеньева (рожд. Ивашкина)
7. Елизавета Алексеевна Арсеньева (рожд. Столыпина, 1773—1845) 14. Алексей Емельянович Столыпин (1744—1810)
15. Мария Афанасьевна Столыпина (рожд. Мещеринова, ум. 1817?)

Дед по матери, Михаил Васильевич Арсеньев (1768—1810), отставной гвардии поручик, женился на Елизавете Алексеевне Столыпиной из старинного рода Столыпиных (1773—1845). После свадьбы он почти за бесценок купил у И. А. Нарышкина в Чемберском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где прошло детство будущего поэта.

В юношеские годы и позже Михаил Лермонтов много времени проводил в поместье двоюродного деда Афанасия Столыпина, участника Отечественной войны 1812 года, которое находилось в Саратовской губернии. Предполагается, что именно рассказы деда о событиях тех лет легли в основу стихотворения «Бородино».

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, по свидетельствам современников, была властной, деспотичной женщиной. Она происходила из старинного дворянского рода Столыпиных и была типичной помещицей старого закала, обладавшей умом, силой воли и деловой хваткой. Отец её, Алексей Емельянович Столыпин, много раз избирался предводителем дворянства в Пензе. Елизавета Алексеевна была первым ребёнком в семье из одиннадцати. Братья её состоялись на военной службе: брат Александр был адъютантом Суворова, братья Николай и Дмитрий стали генералами, один брат был сенатором, двое других избирались предводителями дворянства в Пензе и Саратове.

17 (28) марта 1795 года в семье родилась дочь Мария. Отношения Елизаветы Алексеевны с мужем постепенно разладились. 2 (14) января 1810 года Михаил Васильевич умер, приняв яд. Он похоронен в семейном склепе в Тарханах[10]. После смерти мужа Елизавета Алексеевна сама стала управлять имением, крепостных крестьян держала в строгости, но никогда не применяла к ним телесных наказаний.

Поместье отца будущего поэта, Юрия Петровича, Кропотовка в Тульской губернии (ныне — село Кропотово-Лермонтово Становлянского района Липецкой области) находилось по соседству с принадлежащим Арсеньевым селом Васильевским[11].

Отец и мать поэта: Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) и Мария Михайловна (1795—1817)

Матери поэта, Марии Михайловне, не было и 17 лет, когда она против воли своей матери вышла замуж за Юрия Петровича. Мать отговаривала дочь от этого брака. Ей было не по душе абсолютно всё: происхождение жениха, его бедность, сомнительная репутация в свете. Юрий Петрович слыл легкомысленным повесой, разбившим немало девичьих сердец. А для Лермонтова это была блестящая партия: богатая невеста из старинного рода, со многими влиятельными связями. После свадьбы молодые поселились в Тарханах. Когда пришло время рожать, отец поэта повёз молодую жену в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей[12].

В ночь со 2(14) октября на 3 (15) октября в доме генерал-майора Ф. Н. Толя на свет появился будущий поэт (сейчас почти на том же месте находится высотное здание с памятной доской Михаилу Юрьевичу Лермонтову)[13]. 11 (23) октября в церкви Трёх Святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова, названного в честь деда Михаила Васильевича. Крёстными стали бабушка Елизавета Алексеевна и коллежский асессор Ф. В. Хотяинцев[14].

Ранней весной 1815 года молодые Лермонтовы возвратились в Тарханы. Однако семейное счастье молодой семьи было недолгим. Когда и чем оно было нарушено, остаётся не совсем ясным. Слабое здоровье Марии Михайловны, возможно, под влиянием семейных неприятностей, стало быстро ухудшаться: у неё развилась скоротечная чахотка. 24 февраля 1817 года, не достигнув двадцати двух лет, Мария Михайловна скончалась[15].

Смерть дочери ещё больше обострила неприязнь бабушки поэта к его отцу. Через день после похорон Елизавета Алексеевна выдала письменное обязательство в течение года выплатить отцу поэта двадцать пять тысяч рублей с процентами с условием, что тот оставит внука с ней[16]. Через три месяца Юрий Петрович явился в Тарханы с требованием отдать ему сына. Чтобы отстоять свои слабые права на внука, бабушка маленького Михаила объявила его своим наследником, если он останется с ней до совершеннолетия, иначе всё состояние должно было перейти родственникам со стороны Столыпиных[7]. Юрий Петрович Лермонтов в интересах сына поступился своим чувством и оставил ребёнка с бабушкой. Он изредка навещал его, но больше не требовал к себе[17].

Воспитание. Ранние годы

Ребёнком Михаил Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни весёлым нравом. Всё детство он болел золотухой (диатезом)[18]. Субтильный мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал у сверстников пренебрежение и насмешки. Бабушка поэта, которая страстно любила внука, усердно занималась его лечением и образованием. Она наняла для внука французского доктора Ансельма Леви. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка», назвав маркизом de Tess и «парижским Адонисом». Ему на смену пришёл англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой и прививший любовь к творчеству Байрона. Именно этот человек разбудил творческие способности подростка[19].

Усилиями бабушки юный Михаил Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: играл на фортепиано, флейте и скрипке, владел тремя языками, отлично рисовал, был силён в шахматах и математике. Кроме иностранных педагогов, на будущего поэта оказывало влияние наблюдение за бытом крестьян, их рассказы и предания о Разине и Пугачёве[20].

Однако властная бабушка редко позволяла видеться внуку с отцом, отчего они оба страдали. Мишель (так звали его в семье) замечал, что самые родные люди относились к нему как к добыче, которую они никак не могут поделить. От этого он становился всё более раздражительным, дерзким и озлобленным. Окружающие люди часто жаловались Елизавете Алексеевне, что её внук не умеет любить.

В 1825 году состоялась его первая поездка на Кавказ с бабушкой, которая отвезла внука с целью укрепить его здоровье. Прекрасные горные пейзажи потрясли впечатлительную душу десятилетнего мальчика. Он навсегда полюбил Кавказ и считал его лучшим местом для жизни. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов[21]. В Горячеводске мальчик впервые испытал чувство влюблённости. Через два года он посвятил своей музе стихотворение «К Гению» (1829).

Образование

С осени 1825 года начинаются относительно регулярные учебные занятия, но выбор педагогов был крайне неудачен. Это были француз Капэ и бежавший из Турции грек. Грек вскоре бросил учить Мишеля, а француз, по-видимому, не смог заинтересовать его французским языком и литературой: в тетрадях стихи на французском языке начинают уступать место русским. Но в Тарханах, где проходило детство Михаила Лермонтова, была прекрасная библиотека, где он занимался самообразованием.

Когда внуку исполнилось 14 лет, бабушка записала его в 4-й класс Московского университетского пансиона. В декабре он перешёл в 5-й класс. По итогам учёбы он был награждён книгой и картиной. По мнению самого поэта, именно в этом году он начал заниматься творчеством[4].

В пансионе юноша занимался составлением рукописных журналов. В одном из журналов, получившем название «Утренняя заря», была размещена первая работа юного поэта, которую он назвал «Индианкой». В 1829 году написан первый вариант поэмы «Демон» и стихотворение «Монолог», которое предшествует его «Думе» (1838). В этих произведениях поэт сравнивает свою жизнь с осенним днём и рисует измученную душу Демона, который живёт без веры, с презрением и равнодушием ко всему окружающему.

Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба, развернувшаяся на глазах Михаила Юрьевича, подробно отражена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830) и «Странный человек» (1831). «У моей бабки, моей воспитательницы, — жестокая распря с отцом моим, и это всё на меня упадёт», — говорит герой поэмы «Люди и страсти» Юрий Волин. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу. В стихотворении «Ужасная судьба отца и сына…» (1831) Лермонтов написал[22]:

Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья.

В стихотворении «Эпитафия» (Прости! Увидимся ль мы снова…), написанном в 1832 году на смерть отца, Лермонтов называет себя и отца «две жертвы жребия земного», также — «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!..»[23].

В пансионе Лермонтов проучился два года и после преобразования его в гимназию бросил учёбу. Лето юноша проводил в подмосковном имении Столыпиных. Неподалёку от них жило семейство Верещагиных, родственников поэта. Дочь Верещагиных Александра познакомила юного Лермонтова со своей подругой, красавицей Екатериной Сушковой. Влюбившись в красивую девушку, поэт очень страдал, так как неуклюжий, невзрачный мальчик с дурным характером совсем не привлекал красивую девушку, и она над ним посмеивалась и не всегда добродушно. Впоследствии оказалась, что Лермонтов затаил глубокую обиду и жестоко отомстил девушке, не ответившей на его чувства[24].

В 1830 году Лермонтов написал стихотворение «Предсказание» («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»)[25]. В этом же году поэт знакомится с Натальей Фёдоровной Ивановой, которой посвящён цикл из тридцати стихов — так называемый «ивановский цикл». В отношениях с Ивановой Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство, хотя вскоре молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. Из «ивановского цикла» становится ясно, что поэта волнуют темы измены и неверности[26].

В стихах этого цикла чувство безответной любви перемежаются размышлениями о горькой судьбе поэта. Автора угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить духовный мир поэта. Отверженный герой упрекает возлюбленную, что она крадёт его у Поэзии. Он верит, что именно поэтическое искусство обессмертит чувство любви:

1831-го июня 11 дня

Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймёт их, удивлённый свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрёшь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твоё: на что им мёртвых разлучать?
Учёба в Московском университете.

В 1830 году Мишель стал студентом Императорского Московского университета. Сначала он учился на нравственно-политическом факультете, затем — на словесном. В это же время с ним вместе получали образование Белинский, Герцен и Огарёв, но он не общался с ними. За два года учёбы в Московском университете Лермонтов так и не сошёлся ни с кем, не сумел найти себе товарищей. Он не принимал никакого участия в студенческой жизни. Для своенравного юноши не было авторитетов и среди преподавателей. В конце второго курса преподаватели обнаружили глубокую начитанность Михаила, однако знание лекционного материала оказалось на низком уровне, и профессора вуза рекомендовали ему оставить университет или оставаться на повторное обучение[27].

Оставаться на второй году Лермонтов категорически отказался и вместе с бабушкой переехал в Петербург. В университете Петербурга его могли зачислить только на первый курс, не учитывая двух лет учёбы в Москве. Тогда по совету родственников и бабушки Михаил Лермонтов поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где он проучился два года и очень страдал от невозможности заниматься творчеством. В северной столице будущий поэт стал душой компании: он кутил вместе со своими сверстниками, сводил с ума великосветских красавиц. Остроумный и начитанный молодой человек пользовался большим успехом, но его сарказм часто казался его товарищам излишним. Люди, близко знающие его, вроде Верещагиной, были уверены в его «добром характере» и «любящем сердце»; но Лермонтов считал для себя унизительным явиться добрым и любящим перед «надменным шутом» — «светом». Напротив, он хотел показаться беспощадным на словах, жестоким в поступках, во что бы то ни стало прослыть неумолимым тираном. Всем, кто верил в талант поэта, было страшно за его будущее. Лермонтов описывал забавы юнкеров, в том числе эротические в своих стихах. Эти юношеские стихи принесли ему первое признание как поэта. Приятели поэта восхищались его литературными трудами, но Лермонтов не спешит их напечатать[28].

В 18 лет он написал стихотворение «Парус», которое впервые было опубликовано только в 1841 году в журнале «Отечественные записки». Это прекрасное, короткое стихотворение ясно показывает, к какой жизни стремится поэт, его подлинные стремления и душевные порывы в преддверии нового жизненного поворота. В 1835 году произведения поэта впервые появились в печати. Товарищ Лермонтова без его ведома отдал в печать повесть «Хаджи Абрек», получившая высокую оценку Александра Сергеевича Пушкина[29].

Со второй половины 30-х годов стихи Михаила Лермонтова охотно публикуют журналы. Критики и читатели хорошо приняли поэму «Песня про царя Ивана Васильевича…». В стихотворениях «Кинжал» («Мой друг железный»), «Поэт» и «Дума» молодой поэт провозгласил идеалы гражданской поэзии[30]. В стихотворениях «Бородино» и «Родина» очерчены народная тема, русский характер[31].

Наблюдения за нравами петербургской аристократии ложатся в основу драмы «Маскарад», которую цензура так и не пропустила, несмотря на неоднократные переписывания текста.

Перелом от раннего к зрелому творчеству Лермонтова случился в 1837 году, после публикации гневного отклика на смерть Александра Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта», в котором поэт прямо называет придворную знать виновницей трагедии и осуждает убийцу, в «списках» прочитала вся Россия. Друзья Пушкина и поклонники его таланта с восторгом встретили стихотворение, а враги, в том числе и светские дамы, ставшие на сторону Дантеса, негодовали.

Первый вариант стихотворения заканчивался словами «И на устах его печать», но, после того как многие из придворного круга стали осуждать его, а Дантеса называли «джентльменом», Лермонтов в порыве гнева добавил ещё шестнадцать строк, начинавшиеся словами: «А вы, надменные потомки…»[32]. Стихотворение «Смерть Поэта» — это настоящий реквием по убитому Пушкину[33]:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова занимает в истории отечественной литературы особое место: это наиболее ранняя по времени и несравненная по поэтической силе обобщающая оценка исторического, всенародного значения Пушкина, его «дивного гения» для России, и в этом смысле выдающийся акт общественного, национального самосознания.А. Дружинин

Первая ссылка на Кавказ

Судебное разбирательство и арест Лермонтова стали неизбежными. Сам император Николай I внимательно наблюдал за процессом. Вмешательство друзей Пушкина, в частности Василия Андреевича Жуковского, приближённого к царской семье, а также связи влиятельной бабушки Арсеньевой позволили смягчить наказание. 27 февраля 1837 года Лермонтов был отправлен служить в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе. На пути к месту назначения он остановился в Москве, готовящейся к празднованию 25-летнего юбилея Бородинской битвы, и написал стихотворение «Бородино» (переработав текст своего юношеского стиха «Поле Бородино»). Лермонтов впервые в литературе прибегнул к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведётся от лица старого солдата, простого человека — участника бородинского сражения. По стилистике стихотворение неоднородно: просторечные высказывания — «ушки на макушке», «Полковник наш рождён был хватом», «Что толку в этакой безделке» — сочетаются с возвышенными патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами: Ребята! Не Москва ль за нами?». Некоторые строчки стали крылатыми выражениями: «Да, были люди в наше время». Впервые Лермонтов опубликовал своё сочинение по собственной воле. Журнал «Современник» А. С. Пушкина принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени[34]. Благодаря усилиям бабушки, через восемь месяцев его вернули в Гродненский гусарский лейб-гвардии полк в Новгород, а ещё через полгода — в лейб-гвардии Гусарский полк в Петербург.

Пребывание на Кавказе обогатило творчество Лермонтова. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова, нашло отражение в его зрелых поэмах, написанных по возвращении из ссылки: «Беглец», «Мцыри», «Демон». За время ссылки юношеская весёлость сменилась чёрной меланхолией. После возвращения в северную столицу поэт испытывал к себе обострённое внимание со стороны представителей высшего света. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали. Им восхищались либо открыто ненавидели. В это же время он работал над образами, ещё в юности волновавшими его воображение.

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей его жизни. В ранних вариантах было много философских рассуждений, образы не отличались целостностью. В 1838 году появляются 6-я и 7-я варианты поэмы, где автор уже не отождествляет себя с главным героем и наделяет его монологами. В основе поэмы «Демон» лежит сознание одиночества во всей вселенной. Главные черты лермонтовского героя — это гордая душа, отчуждение от мира, презрение к мелким страстям и трусости, разочарование в людях. Ведь он за много веков, что наблюдал за человечеством, научился сознательно и равнодушно презирать людей[35].

Следом за поэмой «Демон» Лермонтов заканчивает работу над поэмой «Мцыри», замысел которой восходит к поэме «Исповедь» (1831). Демон и Мцыри находятся в сложных отношениях взаимной соотнесённости и противопоставленности. «Бесплотной духовности» Демона противостоит «одухотворённая плоть» Мцыри как конкретного земного человека. Оба героя намечают высокую цель, которая должна привести их к новой жизни. Демон стремится преодолеть одиночество через любовь. Идеал Мцыри шире: он для него не в союзе двух любящих душ, а в широком единении с людьми, родными и близкими не только по крови, но и по духу. Главной темой «Мцыри» является свобода физическая и духовная, также ярко выражена тема одиночества среди чуждых по духу людей. Мцыри, воспитанный в неволе, мечтает о свободной и вольной жизни, и он совершает побег. На три дня Мцыри стал свободным человеком. Находясь на грани жизни и смерти, он не сожалеет ни о чём: эти три дня он был свободен, дышал полной грудью воздухом свободы. Мцыри умирает, но умирает счастливым[36].

Первая дуэль. Вторая ссылка на Кавказ

После ссылки Михаил Лермонтов привёз в Петербург новые произведения, которые печатаются в каждом номере журнала «Отечественные записки». Лермонтов вошёл в круг близких друзей Пушкина и находится на пике популярности. Его поведение в обществе не изменилось, он по-прежнему был дерзок и саркастичен.

В 1840 году Лермонтов поссорился с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла Проспера де Баранта. Словесная перепалка завершилась дуэлью. Первым стрелял Барант, но промахнулся, Лермонтов выстрелил в сторону[37].

Барант, как сын французского посла, не был привлечён к судебной ответственности. Поэт был предан военному суду и выслан на Кавказ в действующую армию — в Тенгинский пехотный полк. По личному приказу императора он попадает на передовую Кавказской войны, храбро сражается с противниками, участвует в битве на реке Валерик[38].

В июле 1840 года генерал-майор Аполлон Галафеев представил Лермонтова к награждению орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом — довольно высокая награда для корнета. Но в штабе Кавказского корпуса в представлении заменили эту награду на более низкую — орден Святого Станислава 3-й степени. Так же Лермонтова представили к награждению золотой саблей «За храбрость», которое подписал командующий кавалерией Чеченского отряда полковник Владимир Голицын. Наградного оружия и ордена поэт так и не получил, поскольку его фамилия из наградного листа была лично вычеркнута Николаем I[39].

Последний прижизненный портрет Лермонтова в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841 год Художник К. А. Горбунов

Ещё в первое пребывание на Кавказе Лермонтов задумывает написать роман: княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер были списаны с оригиналов ещё в 1837 году. Последующая работа над романом, очевидно, сосредоточена была на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики. Сначала в журнале «Отечественные записки» были напечатаны отдельные главы романа «Герой нашего времени» как самостоятельные повести. Позже роман вышел в завершённом варианте с новыми главами и сразу же было раскуплено. Все критики, кроме Виссариона Григорьевича Белинского, посчитали, что в образе Печорина Лермонтов изобразил самого себя, что такой герой не может являться героем своего времени. В предисловии ко второму изданию, которое появилось сразу же после первого, Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа: это отражение эпохи, трагедия «потерянного» поколения, предостережение будущему поколению. Противоречивость между глубиной натуры Печорина и бесплодностью его действий показана на контрастном фоне жизни русского общества. Новаторство романа в тонком психологизме и раскрытии духовной жизни героев, чего ранее никто из российских писателей не делал[40][41][42].

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание произведений Лермонтова, в которое вошли две поэмы (из 36) — «Мцыри» и «Песню про <…> купца Калашникова» — и 26 стихотворений (из 400).

Пятигорск. Вторая дуэль

Зимой 1841 года Лермонтов отправился в Петербург. Он был в отпуске и хотел подать прошение об отставке, но бабушка, которая хотела, чтобы внук сделал военную карьеру, отговорила его от этого шага. В это время он хлопотал о публикации поэмы «Демон», которую не пропускала цензура, общался с писателями, обдумывал план создания собственного журнала. В апреле 1841 года Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и явиться в свою часть на Кавказе. В то время его записная книжка была полна стихами: «Спор», «Сон», «Свиданье», «Морская царевна», «Пророк». В это же время, за два месяца до смерти, было написано стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». Многие современники считали, что в этом стихотворении Лермонтов прямо пишет о своём разочаровании, о нежелании жить, о предчувствии своей смерти. Критики увидели в нём «лирический итог исканий», к которым Михаил Лермонтов обращался в конце земного пути[43]. За несколько недель до убийства поэт сочинил стихотворение «Утёс», напечатанное через два года после его смерти.

За день до отъезда друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом. По словам друзей, Михаил Лермонтов долго смотрел на Неву и Летний сад, а потом прочёл прекрасное стихотворение «Тучи». Тема одиночества и изгнания, такие характерные для лирики Лермонтова, ярко отражены в этом стихотворении. Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: не по своей воле он покидает «милый север». Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Первое захоронение на Пятигорском некрополе

В мае 1841 года по пути к месту службы Михаил Лермонтов прибыл в Пятигорск, заболел и пробыл там два месяца. Он лечился и одновременно занимался творчеством. Свободное время он проводил с друзьями, в том числе с отставным майором, давним приятелем и партнёром по фехтованию в школе юнкеров Николаем Мартыновым. Находясь в крайне язвительном состоянии, Михаил часто отпускал в его адрес ядовитые шутки. На одном из вечеров в доме Верзилина произошла их последняя роковая стычка. Не выдержав насмешек, Мартынов вызвал его на дуэль. Дуэль состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук. Всерьёз их ссору никто не воспринял, как и сам Михаил Лермонтов: он выстрелил в воздух[44]. Но обиженный противник не проявил ответное великодушие. Грудная клетка поэта была пробита насквозь. Разразившаяся гроза и проливной дождь помешали прибытию врача на место дуэли, и тело поэта долго лежало на земле[45].

В Петербурге весть о смерти поэта встретили словами: «Туда ему и дорога». По воспоминаниям Петра Андреевича Вяземского, император сначала сказал: «Собаке — собачья смерть», но потом вышел к присутствующим и сообщил, что «тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

29 июля 1841 года Михаил Юрьевич Лермонтов был похоронен на старом кладбище Пятигорска[46]. Проводить поэта в последний путь пришло много людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Михаила Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом поэта несли на своих плечах представители всех полков, в которых ему пришлось служить: полковник С. Д. Безобразов был представителем от Нижегородского драгунского полка[47], Н. И. Лорер — от Тенгинского пехотного[48], Александр Францевич Тиран — от Лейб-гусарского и А. И. Арнольди — от Гродненского гусарского.

Спустя 250 дней бабушка поэта добилась позволения императора о перезахоронении внука в Тарханах[46]. В апреле 1842 года тело поэта было похоронено в семейном склепе-усыпальнице, рядом с дедом и матерью[49].

Личная жизнь

Михаил Лермонтов писал: «Любил я трижды — трижды безнадежно»[50].

Поэт, по описанию современницы, красотой не отличался. Мал ростом, коренаст, взгляд чёрных глаз мрачен, улыбка недобрая, нервный юноша, похожий на избалованного и злобного ребёнка. Три главные и сильные его увлечения вышли замуж за других: Екатерина Сушкова, в которую поэт влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую Михаил любил до конца до конца жизни.

Сушковой Михаил отомстил спустя пять лет. Он расстроил её свадьбу, разыграв страсть и влюбив в себя, чтобы потом отказаться от неё, публично унизив[51].

Лермонтов влюбился в юную Варвару Лопухину страстно, пылко, и она отвечала ему взаимностью. Однако против их союза восстали родные с обеих сторон. У поэта была репутация повесы — и главным противником брака стал отец Вареньки, Александр Николаевич Лопухин. Вскоре надежды на счастливый брак и вовсе рухнули: Варю выдали замуж за богатого помещика Бахметьева, старше неё на 17 лет. Новость о замужестве Вареньки Лопухиной поэт принял болезненно. Новую фамилию возлюбленной он так и не признал. Для него она навсегда осталась В. Л. — и стихи с таким посвящением он писал до конца своей жизни[52].

Память

Памятники

Первый памятник Михаилу Лермонтову работы скульптора Александра Опекушина был установлен в 1889 году в Пятигорске[53].

В 1892 году в Пензе был открыт второй памятник поэту работы скульптора Ильи Гинцбурга.

В 1896 году памятник Лермонтову работы скульптора Василия Крейтана установлен в Петербурге, в Александровском сквере Адмиралтейства.

В 1901 году на месте дуэли в Пятигорске был установлен временный памятник из гипса работы Ивана Байкова, но в 1907 году был разобран из-за нестойкости материала. В 1915 году на месте дуэли был установлен памятник, автором которого стал скульптор Борис Микешин.

В 1916 году памятник поэту был открыт в Санкт-Петербурге у Николаевского кавалерийского училища, преобразованного из Школы гвардейских подпрапорщиков, которую окончил поэт.

19 июня 2012 года в городе Грозном рядом с драматическим театром, носящим имя Михаила Юрьевича Лермонтова, был установлен памятник поэту работы скульптора Николая Ходова. На постаменте высечены строки поэта:

Как сладкую песню
Отчизны моей,
Люблю я Кавказ!

Наиболее известный памятник Михаилу Лермонтову советской эпохи – это памятник в Москве работы скульптора Исаака Бродского на Лермонтовской площади, возле места, где родился поэт.

Музеи

В 1883 году в Санкт-Петербурге при Николаевском кавалерийском училище был открыт первый музей, посвящённый Михаилу Лермонтову. В настоящее время коллекция Лермонтовского музея принадлежит Литературному музею Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге.

В 1912 году музей Лермонтова был создан в Пятигорске, в доме, где он прожил последние месяцы своей жизни. В 1973 году музей «Домик Лермонтова» был преобразован в Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова.

В 1939 году был открыт дом-музей Лермонтова в Тарханах. В 1969 году он был преобразован в Государственный Лермонтовский музей-заповедник.

В 1976 году открылся Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тамани (Краснодарский край). В музее воссоздано подворье казака Фёдора Мысника, где останавливался поэт в 1887 году.

В 1981 году открыл двери для посетителей Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве, где юный поэт жил вместе с бабушкой в 18291832 годах.

В 1954 году именем Михаила Лермонтова был назван рабочий посёлок в Ставропольском крае, который в 1956 году был преобразован в город Лермонтов.

Имя Михаила Юрьевича носят улицы, скверы, библиотеки в России и постсоветских республиках. Астероид под № 2222, открытый в марте 1981 года, названа «Лермонтов».

Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтобы их отгадывали…Григорий Печорин

Галерея

Произведения

Книги Михаила Юрьевича Лермонтова претерпели десятки переизданий. Последнее собрание сочинений поэта было издано в 2014 году в 4-х томах «Издательством Пушкинского Дома» тиражом в триста экземпляров. Наиболее известны следующие произведения Михаила Юрьевича Лермонтова:

Примечания

  1. Масанов И. Ф. Новые дополнения к алфавитному указателю псевдонимов. Алфавитный указатель авторов. // Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей / Масанов Ю. И. — М.: Издательство книжной палаты, 1960. — Т. IV. — С. 280. — 558 с. — 15 000 экз.
  2. Лермонтов Михаил Юрьевич (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 12 августа 2019.
  3. «Весна» // Лермонтовская энциклопедия. — 1981 (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 12 августа 2019.
  4. 4,0 4,1 Михаил Лермонтов. Биография. ТАСС (31 октября 2023). Дата обращения: 31 октября 2023.
  5. «Лермонтовы» на сайте Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 13 марта 2008 года.
  6. Мурьянов М. Ф., Шехурина Л. Д., Панфилова С. А. Род Лермонтовых // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» — М.: Сов. Энцикл., 1981. — С. 468.
  7. 7,0 7,1 Молчанова Т. Знаки судьбы: мистическая трагедия родовой семьи // Нева. — 2014. — № 10.
  8. Указ об отставке Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта // Русская сторона : журнал. — 1913. — Т. 155. Июль — сентябрь. — С. 498—499.
  9. Молчанова Т. Новое о Лермонтовых (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2016. Архивировано 4 апреля 2016 года.
  10. «АиФ» — После бала. Тайна смерти деда Михаила Лермонтова
  11. Рассказова Л. В. Род Арсеньевых // Пензенский временик любителей старины : журнал. — 1991. — № 3. — С. 2—4. Архивировано 23 июня 2019 года.
  12. Мария Михайловна Лермонтова. Михаил Лермонтов (16 марта 2020). Дата обращения: 5 мая 2024.
  13. 205 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Рамблер (15 октября 2019). Дата обращения: 5 мая 2024.
  14. Главархив Москвы знакомит с уникальным документом о крещении Михаила Юрьевича Лермонтова. Официальный сайт мэра Москвы (23 октября 2019). Дата обращения: 5 мая 2024.
  15. Егорова Е. Н. Пушкин и Лермонтов — детство двух гениев // Доклад на LII международной конференции «Болдинские чтения» в Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Болдино». — Большое Болдино Нижегородской обл., 2014. — 11 сентября.
  16. Попов О. П. Лермонтов Ю. П. // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 242. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  17. Николева М. Ф. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. — Москва: Детгиз, 1956. — 295 с.
  18. Брезгина В. Михаил Лермонтов: патологичность гения. Неинвалид.ru (20 октября 2014). Дата обращения: 5 мая 2024.
  19. Соловьёва М. Первые учителя русских классиков. Культура.РФ. Дата обращения: 5 мая 2025.
  20. Ксенофонтова И. И. Домашнее образование М. Ю. Лермонтова // Тарханский вестник : сборник. — 2005. — Вып. 18. — С. 91-120.
  21. Лермонтов М. Ю. Автобиографические заметки.
  22. Анализ стихотворения Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…». Читай и пиши стихи. Дата обращения: 5 мая 2024.
  23. Акишина И. «Ты дал мне жизнь...» Для Лермонтова отец был примером, несмотря на разлуку // Аргументы и факты : газета. — 2024. — 4 мая.
  24. Габдулина А. «Она заставила страдать сердце ребенка». Екатерина Сушкова – симбирская любовь Лермонтова, которой он жестоко «отомстил за слёзы» // Комсомольская правда : газета. — 2022. — 31 марта.
  25. Лермонтов М. Ю. Предсказание. Слова.org. Дата обращения: 5 мая 2024.
  26. Ивановский цикл. Лермонтовская энциклопедия (1981). Дата обращения: 23 февраля 2020. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  27. Белов А. В. Лермонтов М. Ю. Энцеклопедический словарь. Лермонтов-лит.ru. Дата обращения: 5 мая 2024.
  28. Меринский А. М. — М. Ю. Лермонтов в юнкерской школе. Лермонтов-инфо. Дата обращения: 5 мая 2024.
  29. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / отв. ред. В. В. Григоренко. — Москва: Художественная литература, 1972. — 568 с.
  30. Лермонтов М. Ю. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал»). Лермонтов-лит.ru. Дата обращения: 5 мая 2024.
  31. Лермонтов М. Ю. Родина. Лермонтов-лит.ru. Дата обращения: 5 мая 2024.
  32. Смерть поэта («Погиб поэт! — невольник чести…») — стихотворение Лермонтова
  33. Чистова И. С. «Смерть поэта». Лермонтовская энциклопедия. Дата обращения: 7 мая 2024.
  34. Недаром помнит вся Россия про день Бородина… (180 лет стихотворению М. Ю. Лермонтова). Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Георгиевская централизованная библиотечная система» город Георгиевск Ставропольского края (30 октября 2017). Дата обращения: 7 мая 2024.
  35. Барбашова А. Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов). Литерагуру (8 октября 2017). Дата обращения: 8 мая 2024.
  36. Щепин М. Анализ поэмы «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов). Литрекон.ru (15 декабря 2022). Дата обращения: 8 мая 2024.
  37. Герштейн, 1986, с. 6—8.
  38. Журнал «Горец» — Битва при Валерике, Шамиль и Лермонтов
  39. http://lermontov-lit.ru/lermontov/bio/andreev-krivich-dva-rasporyazheniya-nikolaya-i.htm Андреев-Кривич С.: Два распоряжения Николая I]
  40. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  41. Человек И Эпоха В Романе Лермонтова «герой Нашего Времени».
  42. Образ Печорина. Приемы обрисовки образа.
  43. Анализ стиха «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов)
  44. Дуэли. Лермонтовская энциклопедия. Дата обращения: 25 марта 2010. Архивировано 13 августа 2011 года.
  45. Шибанов Б. «Дымилась рана, сочилась кровь»: за что убили Лермонтова // Газета.ru : газета. — 2019. — 27 июля.
  46. 46,0 46,1 Первое захоронение Лермонтова. Пятигорск-online. Дата обращения: 21 апреля 2024.
  47. "Время33" - Наш земляк нес гроб Лермонтова
  48. «Пятигорская правда» — Пятигорск, Лермонтов и декабрист Лорер
  49. Место дуэли М. Ю. Лермонтова. К годовщине гибели поэта. Туристер (июль 2019). Дата обращения: 21 апреля 2024.
  50. «Любил я трижды – трижды безнадежно»: Любовь, месть и расплата Михаила Лермонтова Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180819/43932/. Культурология. Дата обращения: 21 апреля 2024.
  51. Сушкова Екатерина Александровна. Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Дата обращения: 21 апреля 2024.
  52. Лопухина Варвара Александровна. Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Дата обращения: 21 апреля 2024.
  53. Памятник Лермонтову (Лермонтовский сквер). КМВ Лайн: Пятигорский информационно-туристический портал. Дата обращения: 19 июня 2019. Архивировано 1 июля 2019 года.
  54. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
  55. М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
  56. М.Ю. Лермонтов. Мцыри.

Ссылки