Роман (жанр)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


Роман — литературный жанр, большое, обычно прозаическое произведение. Предметом изображения в романе является жизнь людей в определённый исторический период, показанная объёмно и всесторонне. Сюжет охватывает судьбы нескольких действующих лиц, что делает повествование многолинейным, обуславливает его значительный объём[1]. Жизнь героя показана максимально полно: идеи, борьба, чувства, противоречия, стремления к идеалу — всё отражается в романе. Герои романа представлены как развивающиеся личности, причём их судьба разворачивается на фоне изображения общественной жизни, влияние которой герои испытывают и на которую так или иначе воздействуют, частная судьба героя становится «зеркалом мира»[2].

Каждый роман должен приютить в себе дух всеобщего.Жан-Поль

История возникновения и развитие жанра

Название жанра

Название жанра возникло предположительно в XII веке от старофранцузского roman — написанное на романском (живом, народном) языке. Произведения, написанные на романских (французском, испанском, итальянском и др.) языках, противопоставлялись сочинениям, созданным на латыни. В обратном переводе на латынь французское roman выглядело как (liber) romanticus. Так возникло в романских языках прилагательное романтический, значение которого впоследствии раздвоилось: во-первых, под романтическим стали понимать любовное, во-вторых, от него образовалось французское romantisme, ставшее названием литературного направления — романтизма[3].

Первоначально романами считали не только прозаические, но и стихотворные произведения, которые сейчас называются поэмами. С этим связана некоторая путаница в литературоведческой терминологии. В Англии с середины XVII века роман называют novel (итальянское novella — «новелла»). В Испании роман именуется novela, а слово romance обозначает иной жанр — романс. В русском языке и, как следствие, в российском литературоведении термин «роман» изначально использовался для обозначения «сочинения в прозе»[4].

Возникновение жанра

Жанр роман формируется постепенно на протяжении нескольких столетий. Его истоками может служить национальный или иностранный героический эпос, который со временем начинает восприниматься как вымысел, различные виды сказок, переработанные и расширенные, а также предания, легенды[5]. Новизна и своеобразие романа в том, что он не претендует на достоверность, этим он отличается от предыдущих жанров литературы (эпоса, мифа, исторического предания, дидактик).

изображение Амура и Психеи около пещеры
Иллюстрация к роману «Золотой осёл» Апулея.

Точный период возникновения жанра роман установить невозможно, в литературоведении существуют различные точки зрения. Ряд исследователей считает, что античный роман («Дафнис и Хлоя» Лонга; «Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея; «Сатирикон» Петрония) и «рыцарский роман» («Тристан и Изольда»; «Парцифаль», Вольфрама фон Эшенбаха; «Смерть Артура» Томаса Мэлори) имеют черты романа, однако являются скорее предпосылками его возникновения, чем уже оформившимся жанром. В них нет характерных жанровых черт, поэтому античные произведения рассматривают как виды повести, а рыцарский роман как вид рыцарского эпоса[1].

Другие исследователи считают, что средневековый роман является полноценным представителем жанра роман, хотя и имеющим существенные отличия от романа Нового времени. Средневековый (в первую очередь, рыцарский) роман рассматривается ими как центральное явление средневековой светской литературы[5].


Средневековый роман

изображение Гэндзи, плывущего по реке
Сказка о Гэндзи (Гэндзи Моногатари) Миниатюра из альбома, приписываемого Тосе Мицусаде

Средневековый роман — понятие достаточно широкое, оно включает в себя куртуазный, или рыцарский, роман XIIXV века в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке это стихотворный романический эпос XIXII века, на Дальнем ВостокеЯпонии XXI века) — придворный роман[5]. Основное количество исследований посвящено рыцарскому роману, так как он считается непосредственным предшественником ныне существующего жанра.

Центральная проблема средневекового романа — взаимоотношения личности с миром. Герой проходит через испытания, сражается с противниками, в том числе и с фантастическими существами, при этом он борется и с собственными недостатками, таким образом он проходит путь познания мира и познания самого себя.

Средневековый роман наполнен символами, он очень тесно связан со сказками, легендами, мифами. Его герой не столько живой человек, сколько носитель функции, некая конструкция, которая нужна автору для размышлений о личности. В романе уравновешены внешние приключения и внутренние переживания, но говорить о психологическом анализе в средневековом романе было бы преждевременно.

Самой распространенной формой средневекового романа является рыцарский роман. Он возникает во Франции, в третьей четверти XII века под пером Кретьена де Труа, который создает классические образцы жанра.

Изображение Тристана и Изольды
Тристан и Изольда. Рукописный лист 1323 года в историческом архиве города Кёльн

Помимо Франции, рыцарский роман наиболее активно развивался, начиная с XIII века, в Германии. Отдельные оригинальные образцы жанра были созданы в Англии и Испании. Известно несколько основных циклов рыцарского романа: бретонский (иначе называемый романами о рыцарях Круглого Стола, или Артуровским), основанный на древних кельтских преданиях, сохранившихся в Бретани (романы об Ивейне, о Ланселоте Озерном, о Гавейне и др.); античный, восходящий к греческому и римскому эпосу («Роман об Александре», «Роман о Трое», «Роман о Фивах»); о Тристане, восходящий также к кельтским сказаниям; о Парцифале или о святом Граале, в которых кельтские предания сочетаются с христианскими идеалами[1].

Средневековый роман является ранней формой романа, поэтому в нем отсутствуют такие традиционные для классического романа мотивы, как столкновение с житейской прозой и наличие непреодолимых противоречий в душе героя, герой не показан как индивидуальность. Эти существенные отличия и дают право некоторым исследователям рассматривать произведения средневековой литературы как предпосылку для возникновения жанра роман[6].

Развитие жанра в XVI — XVII веках

Жанр роман в современном понимании начинает формироваться в конце эпохи Возрождения, его непосредственным предшественником является «книга новелл» («Декамерон» Дж. Боккаччо). Изначально роман как большая повествовательная форма сводился к связыванию новелл воедино[7].

первая страница романа
Обложка повести «Ласарильо с Тормеса»

Первой формой романа явился плутовской роман, активно развивавшийся в конце XVI — начале XVIII века. Принято считать первым подлинным плутовским романом анонимную повесть «Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» (1554), послужившую образцом для авторов («Франсион» Ш. Сореля; «Симплициссимус» Х. Я. К. Гриммельсхаузена; «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа). В центре плутовского романа — изображение похождений мошенника, авантюриста, чаще всего выходца из социальных низов. Центральный мотив плутовского романа — одиночество героя во враждебном обществе. Картина жизни, показанная в таком типе романа, правдива, она показана грубо, физиологично с достаточной долей комизма. Герой-плут разоблачает пороки окружающих, этим оправдывая свою аморальность[8].

изображение Дон Кихота на лошади
Дон Кихот борется с ветряными мельницами. Г. А. Харкер, 1910

Романом, соединившим традиции рыцарского и плутовского романов, по праву считается «Дон Кихот» М. Сервантеса. В этом романе, первая часть которого была закончена в 1604 году, а вторая в 1614 году, автор сталкивает две эпохи, поселяя фантастическое отражение эпохи рыцарских романов в безумной голове своего героя, а действительность плутовского романа с осязаемой предметностью показывает перед героем на дорогах Испании[9].

В русскую литературу плутовской роман приходит в XVIII веке благодаря переводам романов с французского языка, этим, например, объясняется название книг В. Т. Нарежного «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова». На развитие русского плутовского романа оказала влияние сатирическая бытовая повесть XVII — нач. XVIII века («Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Приёмы плутовского романа использовали в своих произведениях Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский[8].

Эпоха классицизма XVIII век

изображение Робинзона, пятницы и моря
Робинзон Крузо и Пятница. Илл. к изданию Бореля, 1836 г

В течение XVIII века роман становится господствующим жанром в литературе. Его развитию способствует психологическая проза и мемуарная литература XVII века, в которых на первый план выведена частная жизнь и переживания людей (книги Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера, Бенвенуто Челлини, М. Монтеня). Именно мемуары (путевые записки моряка) послужили основой одного из первых великих романов — «Робинзон Крузо» Д. Дефо (1719)[1].

Также одним из самых ранних подлинных образцов жанра считается роман «Манон Леско» Прево (1731). В нем соединились традиции плутовского романа, психологической прозы и мемуарной литературы.

В XVIII веке развиваются уже две разные линии. Роман социально-бытовой представлен сочинениями Филдинга, Т. Дж. Смоллетта, Ш. Б. Луве де Кувре, более мощная линия психологического романа — произведениями С. Ричардсона, Ж. Ж.Руссо, Л. Стерна, И. В. Гёте и др.)[6].

Любопытно, что авторы XVIII века избегали называть свои произведения романами, так как это слово ассоциировалось с произведением в сказочном жанре, с вымышленным сюжетом (по аналогии с рыцарским романом), и тем самым контрастировало с содержанием произведений, основанных на изображении действительности. В эстетике классицизма роман воспринимался как жанр «низкий», но при этом к нему относились с уважением.

Несообразности с романом неразлучны,

И мы приемлем их — лишь были бы нескучны!

Здесь показался бы смешным суровый суд.Николя Буало, Поэтическое искусство

Эпоха романтизма

На рубеже XVIII — XIX веков жанр переживает своеобразный кризис. Романтическая литература имеет лирический характер, на первый план выходит субъективизм, а роман призван объективно отражать действительность. Многие писатели этого времени (Ф. Р. де Шатобриан, Э. П.де Сенанкур, Ф. Шлегель, Нёвалис, Б. Констан) создают романы, которые напоминают, скорее, лирические поэмы в прозе. Писатели того времени интересуются не столько странствиями героев и преодолением ими разнообразных препятствий, сколько их умственной, нравственной, психологической жизнью, сложностью отношений с обществом и друг с другом[10].

Но в это же время получает широкое распространение исторический роман, он позволяет соединить изображение личной судьбы и событий общенародного масштаба. Родоначальником исторического романа является Вальтер Скотт, он обратился к историческим документам и «оживил» их. В целом период романтизма имел для романа обновляющее значение, подготовил новый его взлёт и расцвет.

Главная прелесть романов Вальтера Скотта состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем... совершенно домашним образом.А. С. Пушкин, заметка <<О романах Вальтер Скотта>>

Классическая эпоха романа

В начале ХIХ века появляются романы Д. Г. Байрона, В. Скотта, Р. Шатобриана, Э. Э. Сенанкура, А. Мюссе, В. Гюго, Б. Констана, а в России — А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Романы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова открывают для русской литературы новые типы романа: реалистический и психологический. Усвоив уроки западноевропейской литературы, русская литература в ХIХ столетии делает колоссальный шаг вперед, поэтому ХIХ век в мировом литературоведении принято считать эпохой русского романа[10].

На вторую треть XIX века приходится классическая эпоха романа. Это романы Стендаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Флобера, Мопассана и других. Особенную роль играет русский роман второй половины ХIХ века, представленный сочинениями Тургенева, Гончарова, Лескова, Герцена, Помяловского и других. Русский роман открывает новый тип героя и новый тип конфликта. Если в западноевропейском романе, вышедшем во многом из плутовского романа, герои действуют в зависимости от обстоятельств, то в русском романе внутренний конфликт превалирует над внешним. Герой не столько конфликтует со средой, сколько с самим «я», стремится жить хорошей, правильной, «полезной» жизнью, в согласии с совестью.

В творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского достигает качественно нового уровня одно из решающих свойств романа — его способность отразить всеобщий, всечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях героев. Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души, характерное для Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, не только не противоречат, но, наоборот, определяют это свойство. Романы Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие жанра в мировой литературе[6].

К России я отношусь почти с религиозным чувством. Оно пришло через чтение русских романов ХIХ века и связано прежде всего с Толстым и Достоевским. Литературные круги Англии просто помешаны на них. Я думаю, что они величайшие романисты всех времен и народов.Айрис Мердок, английская писательница

Романы ХХ века

Крупнейшие романисты ХХ века — Т. Манн, А. Франс, Р. Роллан, К. Гамсун, Р. Мартен дю Гар, Дж. Голсуорси, Х. Лакснесс, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Р. Тагор, Р. Акутагава — явились прямыми учениками и последователями Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Роман в ХХ веке представлял собой крайне неоднородное явление.

страница из журнала
Первая публикация романа «Жизнь Клима Самгина» в журнале «Огонёк» (№ 25 за 1927 год).

Начиная с 20-х годов ХХ века развитие жанра в Западной Европе и России шло по-разному. В первые послеоктябрьские годы была популярна идея, согласно которой в новом, революционном романе главным или даже единственным содержанием должен стать образ массы. Однако при реализации этой идеи роман оказался под угрозой распада, он превращался в цепь бессвязных эпизодов (например, в произведениях Б. Пильняка)[1]. В России формируется так называемый социалистический реализм, основоположником которого принято считать М. Горького. В образцах этого романа жизнь, бытие предстает как творческое деяние народа, и поэтому считалось, что романы социалистического реализма особенно органически воплощают эпическую сущность жанра. Одним из крупнейших явлений советского романа считалось произведение М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Однако постепенно в романах социалистического реализма произошло переключение внимания с личности, ищущей, думающей, критически относящейся к обществу, на героизируемую, озабоченную проблемами жизни государства и склонную к авторитарному мышлению, характерному для советского общества того периода. Это негативно сказалось на развитии жанра, привело к большому количеству однотипных «производственных» романов[10].

В западноевропейской литературе первых десятилетий ХХ века частое стремление ограничиться изображением внутреннего мира личности выражается в попытках воссоздать так называемый «поток сознания» (М. Пруст, Дж. Джойс, школа «нового романа» во Франции). Но, лишенный объективно-действенной основы, роман, в сущности, теряет свою эпическую природу и перестает быть романом в подлинном смысле слова[6].

Романы ХХ века чрезвычайно разнообразны по тематике и структуре, что отражает желание писателей обнаружить новое в уже хорошо известном и ставшем традиционном жанре. Романы А. Белого, Д. Мережковского, А. Толстого, М. Булгакова, Б. Пастернака, В. Набокова, Л. Леонова, И. Эренбурга, В. Каверина, В. Белова, В. Астафьева и другие являются яркими примерами романов ХХ столетия.

Наблюдая поиски новых форм и нового содержания, исследователи отмечают, что роман может действительно развиваться лишь на почве гармонического единства объективного и субъективного, внешнего и внутреннего в человеке. Это единство свойственно крупнейшим романам ХХ века — романам М. А. Шолохова, У. Фолкнера и других.[6]

Роман на рубеже ХХ — ХХI века

Файл:Харьк.наб.л.8АнкаЧапаевПелевин граффити.jpg
Иллюстрация к роману В. Пелевина «Чапаев и Пустота» . Граффити на бетонном заборе. Харьков.

Рубеж столетий стал для романа эпохой эксперимента. Синтетичность, полистилистика, жанровая полифония, многоуровневые пространства языка и текста, интертекстуальность, саморефлексия, метаповествование, внежанровые и внелитературные формы, условность и романный мимесис, метаморфозы авторского «я» и читателя, игра означающего с означаемым, линейные и нелинейные структуры — составляющие современного романа[11].

Исследователи отмечают тенденцию к жанровому смешению в современной литературе, которая затрагивает и роман, происходит «деканонизация» романа. Эти явления наблюдаются в творчестве Л. Улицкой, Т. Толстой, Е. Водолазкина, Д. Быкова, В. Пелевина, Б. Акунина, З. Прилепина и других. Также на современном этапе развития романа усиливается тенденция к гипертекстуальности, в связи с влиянием digital жанров и digital культуры в целом, что связано с мультимедийными возможностями текстового воспроизводства[12]. При этом роман по-прежнему «образует … наиболее общепринятую форму искусства, поглощает и вытесняет другие жанры»[2].

Мы не можем предугадать всех его (романа) пластических возможностей.М. Бахтин

Особенности романа

Предмет изображения

Предметом изображения романа и его ядром является современная писателю действительность, которая заключена в конкретной авторской идее, эта идея преломляется в определенную «модель мира». В этой модели «все сущее обретает свою цель и свой порядок, сливается в завершенную картину бытия, совершающегося в соответствии с неким общим законом мира»[13]. Таким образом, выделяется три черты романа: изображение действительности, наличие авторской идеи, создание «модели мира».

В многовековой истории романа явственно просматриваются два его типа, более или менее соответствующие двум стадиям литературного развития. Первый тип — произведения остро событийные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Таковы романы авантюрные, в частности плутовские, рыцарские, а также приключенческие и детективные. Их сюжеты являют собой многочисленные сцепления интриг, приключений[2].

Второй тип — это романы, возобладавшие в литературе XIXXXI веков, когда одной из центральных проблем общественной мысли стало духовное самостоянье человека. Событийность заметно ослабляется, и на первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности, с его нескончаемой динамикой и психологическими нюансами. Персонажи подобных романов изображаются не только устремлёнными к каким-то частным целям, но и осмысляющими свое место в мире[2].

Герой

В романах широко запечатлеваются ситуации отчуждения героя от окружающего, акцентируются его неукоренённость в реальности, бездомность, житейское странничество и духовное скитальчество. Рассматривая роман как зеркало взросления, зрелости общества и антипод эпопеи, запечатлевшей «нормальное детство» человечества, Д. Лукач говорил о воссоздании этим жанром человеческой души, заблудившейся в пустой и мнимой действительности[2].

При этом многие романные герои стремятся преодолеть свою уединённость и отчуждённость. Подобного рода романные ситуации охарактеризовал Г. К. Косиков:

«Сердце» героя и «сердце» мира тянутся друг к другу, и проблема романа заключается <…> в том, что им вовеки не дано соединиться, причем вина героя за это подчас оказывается не меньшей, чем вина мира.

Типология романа (разновидности)

Реальная классификация романа есть результат скрещивающихся исторических факторов и производится сразу по нескольким признакам[7]. Существует несколько подходов к классификации романа. Романы разделяют на группы в зависимости от тематики, структуры. Также существуют общепринятые именования романов, относящихся к определенной эпохе. В работах некоторых исследователей можно встретить наименования специфических типов романа (бурлексный, клубничный, розовый, лауреатский и др.[14]), что свидетельствует об отсутствии единообразной, точной и завершенной типологической системы разновидностей жанра.

Виды романа (тематика)

  • автобиографический,
  • документальный,
  • политический,
  • социальный;
  • философский,
  • интеллектуальный;
  • эротический,
  • женский,
  • семейно-бытовой;
  • исторический;
  • авантюрный,
  • фантастический;
  • сатирический;
  • сентиментальный.

Виды романа (структура)

  • роман в стихах,
  • роман — памфлет,
  • роман-притча,
  • роман с ключом,
  • роман-сага,
  • роман-фельетон,
  • роман-ящик (набор эпизодов),
  • роман-река,
  • эпистолярный роман.

Виды романа (эпоха)

  • античный,
  • рыцарский,
  • просветительский,
  • викторианский,
  • готический,
  • модернистский.

Кроме того, выделяется роман-эпопея — произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон»)[7]. Этот жанр наиболее близок к одному из «прародителей» современного романа — героическому эпосу.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 М. Л. Гаспаров, С. И. Кормипов, А. К. Махов, В. М.Толмачёв, К. А. Цурганова, Г. В. Якушева. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. — М.,: НПК "Интелвак", 2001. — С. 446. — 799 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Хализев В.Е. Теория литературы:Учебник. — М.,: Высшая школа, 2004. — С. 338. — 405 с. — ISBN 5-06-005217-6.
  3. Ernst Robert Curtius. European Literature and the Latin Middle Ages, р. 32 (англ.). Princeton University Press (10 октября 1990). Дата обращения: 28 августа 2023.
  4. Даль В.И. Роман. Толковый словарь живого великорусского языка. Дата обращения: 28 августа 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. — М.,: Наука, 1983. — С. 3. — 380 с. — ISBN 14785.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М.,: Просвещение, 1974. — С. 328. — 509 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М.,: Аспект Пресс, 1996. — С. 249. — 334 с. — ISBN 5-7567-0123-0.
  8. 8,0 8,1 Михайлов А. Д., Занд М. И. Плутовской роман. Краткая литературная энциклопедия. Советская энциклопедия (издательство). Дата обращения: 3 сентября 2023.
  9. Кожинов В. Две эпохи в романе-эпопее Сервантеса.. Происхождение романа. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  10. 10,0 10,1 10,2 Эсалнек А.Я. Теория литературы. — М.,: Флинта, 2021. — С. 207. — 208 с. — ISBN 978-5-9765-0716-6.
  11. Пестерев В.А. РОМАННАЯ ПРОЗА ЗАПАДА РУБЕЖА ХХ И ХХI ВЕКОВ. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  12. Шарифова С.Ш. Современные тенденции развития романа и их влияние на жанровое смешение // https://cyberleninka.ru. — 2011.
  13. Комовская Е.В. Жанровая специфика современного романа // https://cyberleninka.ru/. — 2016.
  14. Роман. Исторический словарь галлицизмов русского языка. Дата обращения: 10 сентября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!