Достоевский, Фёдор Михайлович

Эта статья входит в число статей года
Эта статья входит в число избранных
Материал из «Знание.Вики»
Фёдор Михайлович Достоевский
Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год.
Москва, Государственная Третьяковская галерея
Имя при рождении Фёдор Михайлович Достоевский
Псевдонимы Д.; Друг Козьмы Пруткова; Зубоскал; —ий, М.; Летописец; М-ий; Н. Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф. Д.; N.N.[1]
Дата рождения 30 октября [11 ноября1821
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 28 января [9 февраля1881 (59 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство (подданство) Флаг Российской империи Российская империя
Род деятельности прозаик, переводчик, философ
Годы творчества 18441880
Направление реализм
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Федор Михайлович Достоевский (30 октября (11 ноября1821, Москва, Российская империя — 28 января (9 февраля1881, Санкт-Петербург, Российская империя[2]) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист[3]. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года. По данным ЮНЕСКО один из самых читаемых писателей мира.

Достоевский стоит у истоков возникновения жанра психологической прозы[4] (повесть «Записки из Мёртвого дома») и экзистенциалистской литературы (новелла 1864 года «Записки из подполья»). Достоевский является признанным классиком русской литературы, одним из лучших романистов мировой литературы. Творчество русского писателя оказало огромное влияние на становление мировой литературы на творчество некоторых лауреатов Нобелевской премии, а также на философские взгляды Фридриха Ницше и Жана-Поль Сартра[5].

Самые известные произведения писателя — это романы «великого пятикнижия». По многим произведениям Достоевского снимались фильмы, ставились спектакли, балетные и оперные постановки.

По делу петрашевцев был осуждён и отбыл своё наказание в военном городе Омске[6].

Биография

Московское детство

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных Московского воспитательного дома.

Отец, Михаил Андреевич Достоевский, был по профессии врачом. Во время Отечественной войны 1812 года служил военным врачом. После рождения сына Михаила, в 1821 году увольняется с военной службы и поселяется с семьёй в Москве. Несмотря на очень низкий оклад, начинает работать в Мариинской больнице для бедных.

Мать, Мария Нечаева, была дочерью купца 3-ей гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева. После наполеоновского нашествия потерял все своё состояние. Биографы писателя предполагают, что имя Фёдор выбрано было по имени деда по матери[7][8].

«Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь родителей …», — вспоминал Достоевский[7].

В семье царил патриархальный уклад[7]. Вся жизнь семьи подчинялась службе отца. Самые ранние воспоминания будущего писателя относятся к 1823 −1824 годам. Одним из воспоминаний стала ежевечерняя молитва вместе с братом перед образами в гостиной[9].

В конце 1822 года родилась сестра Варвара, тогда в семье появилась няня Алёна Фроловна, о которой у писателя остались самые приятные воспоминания. Она упоминается в романе «Бесы»[10][8]. После рождения в 1825 году брата Андрея, семья перебирается в левый флигель больницы. Это была небольшая квартира, состоящая из двух небольших комнат, передней и кухни. Для старших детей отгородили часть передней[11][12].

Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про «Жар- птицу», «Алёшу Поповича», «Синюю бороду» и другие[13][14]. Летними вечерами всей семьёй гуляли в Марьиной роще, ездили в Троице-Сергиеву лавру[15][16].

Начало учёбы

Усадьба «Даровое», Зарайский район

Уклад, царивший в доме Достоевских, благоприятствовал развитию воображения и любознательности[17]. Достоевский в своих воспоминаниях называл родителей «лучшими, передовыми людьми»[18]. По вечерам в гостиной читали вслух Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина, Полевого, Радклиф. Особенно запомнилось маленькому Фёдору чтение отцом «Истории Государства Российского». В десять лет он уже знал главные эпизоды русской истории[19][20]. Детей начинали обучать с четырёхлетнего возраста, начинали с легких лубочных сказок[17]. Первая серьёзная книга для обучения чтению была «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета».

Весной 1827 года Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора[18]. 28 июня 1828 года Достоевские стали потомственным дворянским родом и получили право приобрести собственное имение. Летом 1831 года заплатив 30 тысяч рублей ассигнациями приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии. Это было бедное, худородное село с одиннадцатью крестьянскими дворами[21][22]. Тем не менее летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией.

Полученные в ходе этой поездки впечатления нашли отражение в романах «Бедные люди», «Бесы», а также в «Дневнике писателя»[23][24].

После возвращения в Москву для старших Михаила и Фёдора начинаются годы учёбы. Сначала была домашняя учёба — Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. В. Хинковский[25][26]. Каждый день ездили учить французский язык к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. И. Драшусову, который содержал пансион[27][26]. Сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки[28]. Латыни учил детей сам Михаил Андреевич. Он купил «латинскую грамоту Бантышева» и каждый вечер занимался с Михаилом и Фёдором латынью.

Пансион Чермака. Смерть матери

В сентябре 1834 года Михаил и Фёдор Достоевские поступили в пансион Леонтия Ивановича Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений Москвы[27][29]. Обучение в этом пансионе стоило дорого, но помогала семья старшей сестры мамы Куманины. Режим в пансионе был очень строгий. Ученики занимались практически весь день, начиная с раннего утра до позднего вечера, прерываясь только на молитву и приём пищи. Курс состоял из трёх классов по одиннадцать месяцев каждый. Тут изучали почти все предметы: математику, риторику, географию, историю, физику, логику, русский, греческий, латинский, немецкий, английский, французский языки, чистописание, рисование и даже танцы. Атмосфера в пансионе была домашней, Леонтий Чермак относился к своим ученикам как к собственным сыновьям, следил за здоровьем, входил в их нужды[30][31].

Как вспоминают учившиеся в то время, Фёдор Достоевский был серьёзным, вдумчивым молодым человеком, который играм в рекреации предпочитал книги.

Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей[32].

Среди учителей пансиона братья Достоевского особенно выделяли Николая Ивановича Билевича, преподавателя русского языка, который просто сделался их идолом. Он в одно время учился с Николаем Гоголем, участвовал в литературных собраниях, сочинял стихи, занимался переводами Шиллера. По мнению, биографов писателя, именно общение с Билевичем способствовало тому, что Достоевский начал думать о занятиях литературой как о профессии. По выходным и летними вечерами в доме Достоевских продолжались семейные чтения. Предположительно, с 1835 года у них появляется подписка на журнал «Библиотека для чтения». В этом журнале будущий писатель впервые читает «Пиковую даму» Пушкина, «Отца Горио» Оноре де Бальзака, романы произведения Виктора Гюго и Жорж Санд[33].

В начале 1835 года появляются первые признаки тяжелого заболевания матери[34]. В это время она с младшими детьми переезжает в Даровое. Михаил, Фёдор и Андрей готовились в это время к экзаменам в пансионе[35]. В Даровое они теперь могли приехать только на два летних месяца[36].

Следующее лето 1836 года стало для Марии Фёдоровны последним[37]. В начале 1837 года, не дожив до 37 лет, она скончалась и была похоронена на Лазаревском кладбище[37][38].

Юность

Инженерное училище

В мае 1837 года Михаила и Фёдора отец определил в приготовительный пансион Короната Костомарова в Петербурге, для поступления в Главное инженерное училище[39]. Отец настоял на поступлении в инженерное училище зная, что эта профессия обеспечит его сыновьям материальное благополучие, хотя они мечтали заниматься литературой[40]. Михаила не приняли в училище, младший же учился без охоты, не испытывая призвания к будущей профессии. В этом же году их отец в чине коллежского советника оставил и поселился в Даровом. В 1839 году, при не до конца выясненных обстоятельствах, скончался.

Время вне учёбы Достоевский проводил за чтением произведений зарубежных (Гомер, Корнель, Расин, Бальзак, Гюго, Гёте, Гофман, Шиллер, Шекспир, Байрон) и русских (Державин, Лермонтов, Гоголь) авторов. Наизусть знал практически всё творчество Пушкина. Русский географ Семёнов-Тян-Шанский[41], утверждал, что Фёдор Михайлович был образованнее многих литераторов-современников, включая Николая Некрасова, Алексея Плещеева и даже самого Николая Васильевича Гоголя"[42].

Осенью 1838 года товарищи по учёбе вместе с Достоевским организовали литературный кружок, в который вошли И. И. Бережецкий[43], Н. И. Витковский, А. Н. Бекетов[44][45] и Д. В. Григорович.

В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. 9 октября 1844 года подал в отставку и уволился в чине поручика[46].

Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы

Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847), (ГЛМ)

С 1840 по 1842 годы, ещё учась в училище, Достоевский работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов»[47]. Также в январе 1844 года он писал брату, что закончил драму «Жид Янкель», но эти первые пробы пера не сохранились[48].

Конец 1843 — начало 1844 годов — Достоевский занимается переводами, пишет рассказы, но не заканчивает их. Одновременно с переводами он начинает работу над собственным романом «Бедные люди»[49].

Ещё находясь на военной службе, Достоевский завершил перевод романа Бальзака «Евгения Гранде»[50]. В 1844 году перевод этого романа был опубликован в журнале «Репертуар и пантеон» без указания имени переводчика[51].

В конце мая 1845 года писатель завершил свой первый роман «Бедные люди»[45]. До публикации с рукописью романа ознакомились Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский, которые высоко оценили роман, даже заговорили о «новом Гоголе»[52][47]. Достоевский был принят в кружок Белинского[53], он стал знаменитым до публикации романа Н. А. Некрасовым 1846 году.

По прошествии многих лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»:

„Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..“ <...> Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. — Достоевский Ф. М. «Дневник писателя» 1877 год. Январь. Гл. 2. § 4

Следующий его роман «Двойник»[54] уже был не понят, восприятие Достоевского чуть ли не гением сменилось разочарованием и недовольством. Белинский, который так восторженно отзывался о первом романе, теперь изменил своё отношение к начинающему писателю, не оценил новаторство «Двойника» .Положительную оценку двум первым романам Достоевского дал только начинающий критик Валериан Майков[55][56].

В конце 1846 года, после стычки с Иваном Тургеневым[57], разорвал отношения с кружком Белинского и рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. А. Некрасова[45] и начал печататься в «Отечественных записках» Андрея Краевского[58]".

В январе — феврале 1846 года по приглашению критика Валериана Майкова посещал литературный салон Николая Майкова[59],. Там он познакомился с Иваном Гончаровым[60].

В это же время Достоевский становится участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых, в который также входили поэт А. Н. Майков, критик В. Н. Майков, А. Н. Плещеев[61], друг и врач писателя С. Д. Яновский и др. Они устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до конца 1847 года. После размолвки с членами кружка Белинского, здесь Достоевский нашел настоящих, близких по взглядам, друзей.

Весной 1846 года А. Н. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем М. В. Петрашевским, являвшимся почитателем Ш. Фурье[62][63] однако посещать «пятничные» собрания, устраиваемые им, начал почти через год. На этих собраниях обсуждались вопросы свободы книгопечатания, перемена судопроизводства, а также освобождение крестьян .Среди петрашевцев существовали несколько самостоятельных кружков. Один из этих кружков состоял из семи радикально настроенных участников, которые сплотились вокруг называвшего себя коммунистом Н. А. Спешнева. Достоевский стал членом этого тайного общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществления переворота в стране[64].

Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года Достоевский в числе других петрашевцев был арестован[64] и провёл восемь месяцев в Петропавловской крепости[45].

В начале своего литературного творчества молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Произведения, написанные в ранний период творчества, разножанровые. Однако все критики сходятся во мнении, что лучшим произведением этого периода является роман «Бедные люди»[65].

Каторга и ссылка

Инсценирование казни на Семёновском плацу

Суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» за чтение и «недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского»[66][67][68].

Военно-судная комиссия 13 ноября 1849 года приговорила Ф. М. Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни через расстреляние»[69]. 19 ноября смертный приговор был отменен «ввиду несоответствия его вине осужденного» и заменен восьмью годами каторг[70]. В конце ноября Николай I при утверждении приговора петрашевцам сократил вдвое (до четырёх лет) срок заключения Достоевскому с последующей службой рядовым[71].

22 декабря 1849 года на Семёновском плацу петрашевцам был зачитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги. Только после этого была приостановлена казнь и осужденным дано помилование. Было назначено наказание в виде каторжных работ[72]. Во время инсценировки казни один из осужденных, Николай Григорьев, сошёл с ума. Испытанные Достоевским ощущения отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот»[72]

С 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги осужденные находились в Тобольске. Здесь жёны сосланных декабристов Ж. А. Муравьёва[73], П. Е. Анненкова[74] и Н. Д. Фонвизина[75] встретили осуждённых петрашевцев и подарили каждому Евангелие, внутри были спрятаны по десять рублей[76][77] Достоевский до конца жизни хранил это Евангелие как реликвию[78].

Каторгу писатель отбывал в Омске. Каторжане не имели права переписки, но Достоевский вёл тайно записи в «Сибирской тетради» («моя каторжная тетрадка»)"Сибирской тетради" («моя тетрадка каторжная»[45]). Они легли в основу его романа «Записки из Мёртвого дома».

В этот же период впервые произошла медицинская констатация его болезни как падучая (эпилепсия)[79][80].

После освобождения Достоевский провёл около месяца в Омске, где завел дружбу с известным (в будущем) казахским этнографом Чоканом Валихановым[81].

Дом в Семипалатинске, в котором Достоевский жил в 1857—1859 гг.

В конце февраля 1854 года Достоевский отправился рядовым на место службы в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинске[47].

Здесь он знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой, женой местного чиновника А. И. Исаева, горького пьяницы. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получает известие, что Исаев скончался после долгой болезни[82].

В ознаменование начала царствования Александра II согласно приказу военного министра ряду осуждённых были дарованы льготы и милости, Достоевский же был произведён в унтер-офицеры[83].

Фёдор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед новым императором[84]. Письмо в Петербург доставил друг писателя барон Александр Егорович Врангель[85]. Генерал Тотлебен на личной аудиенции добился определённого помилования для писателя[86].

26 августа 1856 года в день коронации Александра II было объявлено прощение бывшим петрашевцам[87], но приказал установить за писателем тайный надзор[88]. 20 октября 1856 года Достоевский получил чин прапорщика[82].

6 февраля 1857 года Достоевский в городе Кузнецк обвенчался с Марией Исаевой[89][90]. В этом браке Достоевский не был счастлив.

Полная амнистия и разрешение печататься было дарованы Достоевскому высочайшим указом 17 апреля 1857 года[91]. Также были возвращены права дворянства.

Годы каторги и военной службы оказались поворотными в жизни писателя: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко верующего человека, идеалом которого на всю жизнь стал Иисус Христос.

После ссылки

Достоевский в 1863 году

30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет[92], по которому он мог покинуть Семипалатинск[93]. 2 июля он выехал в Тверь, а в конце 1859 года вместе с семьёй вернулся в Петербург[94], но тайный надзор за ним осуществлялся вплоть до 1875 года[95].

В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского[96].

Вторым громким литературным дебютом писателя стала публикация «Записок из Мёртвого дома»[97]. Для современников «Записки» оказались откровением, до Достоевского никто не касался изображения тем каторжной жизни. Новаторский роман, жанр которого до сиз пор не могут определить, позволил писателю занять достойное место не только в русской литературе, но и в мировой.

Александр Герцен сравнивал Достоевского с Данте, который спускался в ад, сравнивал «Записки» с фреской Микеланджело «Страшный суд»[98].

С начала 1861 года Фёдор Михайлович вместе с братом Михаилом выпускали собственный литературно-политический журнал «Время»[99], потом в 1863 году — журнал «Эпоха». «Униженные и оскорблённые» (1861)[100], «Записки из мёртвого дома»[101], «Скверный анекдот» (1862)[102], «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863)[103] и «Записки из подполья» (1864)[104].

Работа в журналах положило начало публицистической деятельности писателя, а совместная работа с Н. Н. Страховым[105] и А. А. Григорьевым[106] способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества.

Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии.

Хотя главной целью путешествия было подлечить здоровье на немецких курортах, в Баден-Бадене писатель пристрастился к игре в рулетку[107]. Лето 1863 года он провёл с эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой[108] («инфернальной женщиной» по словам писателя[109]). Их сложные отношения, страсть к игре в рулетку отражены в романе «Игрок»[110]. Достоевский продолжал играть в азартные игры вплоть до 1871 года, когда он после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре.

Свои впечатления от первой поездки по Европе, размышления об идеалах Великой французской революции Достоевский описал в цикле из восьми философских очерках-эссе «Зимние заметки о летних впечатлениях»[111].

Размышления писателя о буржуазной цивилизации в « Зимних заметках..» предваряли историко-социологическую проблематику «великого пятикнижия», философская основа которого, по мнению достоеведа А. С. Долинина, была заложена в «Записках из подполья»[112].

«Записки из подполья»[113] должны были стать частями большого романа «Исповедь». Замысел этого романа зародился в 1862 году, но так и не был реализован.

Первая часть философской исповеди героя «Подполья» была написана в январе-феврале, а вторая часть («Повесть по поводу мокрого снега») с марта по май 1864 года.

В повести автор наделил своего героя большой силой убедительности[114], этой же чертой характера был наделён и Раскольников, Ставрогин и братья Карамазовы — герои романов «великого пятикнижия».

Этот необычный для современной литературы приём стал основанием для ошибочного отождествления героев с автором.

Рассуждения «подпольного парадоксалиста» направлены против рационализма и оптимизма просветителей Руссо и Дидро. Он уверен, что «живая жизнь» не укладывается в схему «2 х 2 = 4». На последних страницах повести он называет себя антигероем, ему ближе идеи Канта, Шопенгауэра и Штирнера о свободе воли — «своё собственное, вольное. свободное хотенье превыше всего»[115], и он доводит свою программу крайнего индивидуализма и скептицизма до логического конца[116].

Образ «лишнего человека» стал результатом многолетних размышлений писателя и волновал его до конца жизни[117].

В 1864 году уходят из жизни жена и старший брат Михаил.

Расцвет творчества

К числу наиболее значительных произведений Фёдора Достоевского, по утверждению литературоведов, относятся уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие»[118], в которое входят последние романы:

«Преступление и наказание» и «Игрок»

«Преступление и наказание» в журнале «Русский вестник» М. Н. Каткова

После смерти брата Достоевский взял на себя долговые обязательства закрывшегося журнала «Эпоха». Из-за финансовых трудностей он был вынужден принять кабальные условия договора по публикации собрания сочинений, которые выдвинул издатель Фёдор Стелловским[119]. Полное на то время четырёхтомное собрание сочинений Достоевского издавалось Стелловским с 1865 по 1870 год[120].

В августе 1865 года, находясь за границей, писатель начинает писать «Преступление и наказание». В сентябре 1865 года он написал письмо Михаилу Каткову[121], в котором изложил сюжет практически законченной повести, предложив опубликовать её в журнале «Русский вестник»[122]. Катков ответил согласием и отправил аванс Достоевскому в Висбаден. Сюжет повести состоит в «психологическом отчёте одного преступления». Молодой человек, живущий в крайней бедности, поддаётся некоторым странным «недоконченным» идеям. Он решается убить старуху-процентщицу, чтобы помочь себе и своей семье. После он мог бы закончить университет и вести честную и праведную жизнь.

«Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божья правда, земной закон берет своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело», — пишет в письме Каткову Достоевский.

Вернувшись в начале ноября в Петербург, Достоевский продолжил работу над повестью, разросшуюся в роман. В письме Александру Врангелю в феврале 1866 года он признался, что сжег многочисленные наработки, созданные им в конце ноября 1865 года, поскольку они ему не понравились. Увлекшись новой формой и новым планов, он решил начать писать заново[123].

В роман была добавлена сюжетная линия Мармеладовых[124], герой получил имя Раскольников[125], повествование велось от лица автора для большей достоверности и раскрытия напряжённой внутренней жизни главного героя[126].

Новый, переработанный и расширенный вариант романа создавался с декабря 1865 по декабрь 1866 года и был напечатан в «Русском вестнике» за 1866 год.

Однако по контракту с издателем Стелловским писатель должен был написать новый роман к 1 ноябрю 1866 года[127]. Сделать это в столь сжатые сроки было физически невозможно. Тогда друг писателя А. П. Милюков познакомил его с лучшей стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной[128]. Это позволило написать роман «Игрок» за 26 дней — с 4 по 29 октября[129].

Передав рукописи романа «Игрок» издателю, Достоевский сделал предложение Анне Григорьевне[130], и 15 февраля 1867 года они обвенчались в Троицком соборе[131]. Получив за роман «Преступление и наказание» хороший гонорар, писатель со своей молодой женой уехал за границу.

«Идиот»

Анна Григорьевна Достоевская

Достоевский написал роман «Идиот», находясь за границей[132]. К работе над ним впервые он приступил в сентябре 1868 года в Женеве, продолжив её в Вене и Милане, закончил 17 января 1869 года во Флоренции.

Писатель в письме к Аполлону Майкову от 31 декабря 1867 года раскрыл основную идею романа: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека[133]. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно»[134]. Трагедия главного героя заключается в том, что «Князю — Христу» (Мышкину) никого не удаётся осчастливить, победить враждебные силы, он сам становится жертвой этих сил. Князь Мышкин — любимый герой писателя[135][136].

«Бесы»

В 1869—1870 годах Достоевский работает над эпопеей «Атеизм», позже меняет название на «Житие великого грешника»[137]. Этот план не был реализован, но впоследствии части этого замысла пригодились при написании романа «Бесы» (1870—1872), при написании романа «Подросток» (1874—1875), и при создании романа «Братья Карамазовы» (1878—1880)[138].

В это же время он работает над другими неосуществлёнными замыслами, которые впоследствии вошли в роман «Бесы».

В романе «Бесы»[139] Достоевский полемизирует с революционной Россией: с одной стороны против «нечаевцев» («детей»-нигилистов поколения бесов), с другой стороны — против либералов(«отцов»)[140][141].

По словам Достоевского, замысел этого антинигилистического романа зародился у него в январе 1870 года в Дрездене[142]. В марте 1870 года Достоевский писал Н. Н. Страхову, что готовится к завершению работы над тенденциозным романом-памфлетом. Когда на первый план вышел сильный образ Ставрогина, замысел был кардинально переработан. Политический памфлет соединился с романом-трагедией[143].

Спасаясь от кредиторов, писатель четыре года провёл за границей. 8 июля 1871 года семья вернулась в Россию. Это был самый благоприятный в материальном и семейном плане период жизни писателя[144]. Жена писателя обустроила быт, взяла в свои руки финансы семьи. Эти годы были очень плодотворными в творческом плане. С 1872 года семья проводила лето в городе Старая Русса Новгородской губернии[45].

Роман «Бесы» был закончен в Петербурге во второй половине ноября 1872 года[145].

«Дневник писателя»

Дом в Женеве, в котором жил Достоевский в 1868 году

Ещё с периода раннего творчества Достоевский тяготеет к публицистике.

После каторги и ссылки тяга писателя к освещению злободневных тем воплотились при издании журналов «Время» и «Эпоха». В еженедельном журнале «Гражданин» за 1873 год, который издавался Владимиром Мещерским[146], в январе 1873 года появилась рубрика «Дневник писателя»[147]. Достоевский, поясняя свое желание раскрыть собственное видение актуальных событий, заявил следующее: «Буду и я говорить сам с собой…в форме этого дневника…Об чём говорить? Обо всём, что поразит меня или заставит задуматься»[148]. Н. К. Михайловский назвал новую рубрику комментарием к роману «Бесы».

Ряд критиков использовали публикацию романа «Бесы» и работу редактором журнала «Гражданин» для обвинения писателя в ретроградстве и реакционности.

Работа на посту редактора отнимала много сил, поэтому Достоевский решил оставить эту должность и начать работу над новым романом «Подросток». Последний номер «Гражданина», подписанный Достоевским как редактором, вышел 15 апреля 1874 года[149].

Это было новаторское по форме и содержанию издание одного автора[150]. Оно включало серии фельетонов, очерков, литературной критики[151], воспоминаний. В «Дневнике» впервые печатались ответы на письма читателей, были напечатаны небольшие произведения такие, как «Бобок»(1873), «Мальчик у Христа на ёлке» (1876), «Мужик Марей» (1876) и др.

В 1880 году вышел очерк о Пушкине.

На страницах моножурнала в форме диалога велась полемика оппонентов разных направлений русской общественно-политической жизни. Автор излагал разные точки зрения на современные события и также собственное мнение.[152].

«Дневник писателя» Достоевского пользовался большой популярностью, что способствовало росту влияния автора на общественное мнение[153].

«Подросток»

Рабочий кабинет писателя в последней квартире в Петербурге

Роман «Подросток» по просьбе Н. А. Некрасова Достоевский отдаёт для публикации в журнал «Отечественные записки»[154], где он выходил в течении 1875 года[155].

Замысел романа формировался из публицистических выступлений автора[156], был связан с некоторыми неосуществлёнными планами, с некоторыми ранними произведениями («Двойник», «Маленький герой», «Записки из подполья»), а также со зрелыми романами («Идиот», «Бесы»). Как и многие другие герои его романов, главный герой «Подростка» 19-летний Аркадий Макарович Долгорукий, является носителем идеи[157].

Он пытается воплотить «идею Ротшильда»[158] — «цель не богатство материальное, а могущество». Главное в романе не проверка идеи на прочность, а поиск им идеала. На первый план выходит тема воспитания Подростка, поэтому литературоведы считают роман воспитательным[159][45].

«Братья Карамазовы» и речь о Пушкине

В марте 1878 года Фёдор Достоевский получил приглашение от Комитета общества литераторов Франции принять участие в Международном литературном конгрессе, который должен был состояться в Париже 30 мая (11 июня) 1878 года под председательством Виктора Гюго. Достоевскому предстояло возглавить делегацию от России в списке членов Международной литературной ассоциации[160]. Однако писатель не смог присутствовать из-за болезни и кончины сына Алексея 16 мая[161].

Зимой 1878 года по просьбе Александра II воспитатель великих князей Сергея[162] и Павла Александровичей Дмитрий Арсеньев познакомился с Достоевским и пригласил его на обед со своими воспитанники. Он трижды присутствовал на обедах с великими князьями вместе с К. Н. Бестужев-Рюмин[163][164][165].

Титульный лист первого отдельного издания романа «Братья Карамазовы», том II. Типография братьев Пантелеевых, 1881 год

16 января 1880 года Достоевский был принят наследником и будущим императором Александром III[166].

В эти же годы наблюдается сближение Достоевского с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями. Он посещал некоторые лекции Вл. С. Соловьёва «О Богочеловеке». Проблема соотношения природного и нравственного начал в человеке, затронутая в лекциях Соловьёва, нашли отражение в романе «Братья Карамазовы»

Итог творческого и жизненного пути Фёдора Михайловича Достоевского — это роман «Братья Карамазовы»[167]. Замысел романа возник ещё в 1878 году. Часть образов, эпизодов и идейных мотивов последнего романа взяты почти во всех предшествующих произведениях[168]. Первые черновые заметки к роману появились после 12 апреля 1878 года и были названы «Memento» (о романе)".Карамазовы") появились после 12 апреля 1878 года и были озаглавлены «„Memento“ (о романе)». Писатель планировал включить в сюжет события из неосуществлённого замысла 1874 года «Драма. В Тобольске». Несколько дней в июне 1878 года Достоевский с Вл. Соловьёвым провёл в Оптиной пустыни[169]. Встречи с иноками повлияли на создание образа старца Зосимы. Проведя лето 1878 года в Старой Руссе, Достоевский с семьёй вернулся в Петербург и 5 октября поселился в квартире дома 5/2 в Кузнечном переулке, где проживал до дня своей смерти 28 января 1881 года[170]. Здесь же в 1880 году писатель закончил свой последний роман «Братья Карамазовы», печатавшийся в журнале «Русский вестник» с начала 1879 года (январский выпуск). В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.

8 июня 1880 года, немногим более чем за полгода до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь в Благородном собрании, посвящённую открытию памятника Пушкину в Москве[171].

Прижизненная слава писателя достигла своего апогея после выхода романа «Братья Карамазовы». Пушкинская речь знаменовала собой пик популярности Достоевского. Д. С. Мирский писал: «Речь эта вызвала восторг, подобного которому не было в истории русской литературы»[172].

Смерть и похороны

Посмертный портрет И. Н. Крамского «Ф. М. Достоевский на смертном одре»

В начале января 1881 года Достоевский был уже нездоров, и в разговоре с Д. В. Григоровичем поделился предчувствием близкой смерти[173].

26 января (7 февраля) 1881 года к писателю приехала в дом сестра Вера Михайловна с просьбой отказаться в пользу сестёр от своей доли наследства, доставшейся ему от тётки А. Ф. Куманиной[174]. Разговор вышел бурный, со слезами и объяснениями, после чего у Достоевского пошла кровь горлом[175].

28 января 1881 года на 60 году жизни Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Диагноз — туберкулёз лёгких, хронический бронхит, эмфизема лёгких[176].

Как только стало известно о смерти Достоевского толпы людей захотели проститься с великим писателем. Приходило очень много молодёжи.

Художник Иван Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя[177]. Он сумел передать ощущение, которое осталось в памяти его жены: "Лицо усопшего было спокойно и, казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то «узнанной» им теперь «великой правде»[178]. Эти слова вдовы писателя удивительным образом перекликаются со строками из речи Достоевского о Пушкине: «Пушкин умер в полном расцвете сил и бесспорно унёс с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем»[179].

1 февраля 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге[180].

Примечания

  1. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей : В 4 томах. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1956—1960.
  2. ДОСТОЕ́ВСКИЙ / Сараскина Л. И. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  3. Достоевский Федор Михайлович // Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М. : Инфра-М, 2003. — 576 с. — (Библиотека словарей «Инфра-М»). — ISBN 586225403-X.
  4. Достоевский и русский психологический роман XIX в. Архивная копия от 28 февраля 2019 на Wayback Machine Осмоловский, Олег Николаевич, 1999.
  5. Morson, Gary Saul. Fyodor Dostoyevsky (англ.). Encyclopædia Britannica, Inc. Дата обращения: 12 сентября 2015. Архивировано 5 сентября 2015 года.
  6. Омская каторга в жизни Достоевского
  7. 7,0 7,1 7,2 Сараскина, 2013, с. 56.
  8. 8,0 8,1 Якубович, 1999, с. 14.
  9. Сараскина, 2013, с. 58.
  10. Сараскина, 2013, с. 57.
  11. Сараскина, 2013, с. 61—62.
  12. Якубович, 1999, с. 15.
  13. Сараскина, 2013, с. 62—63.
  14. Якубович, 1999, с. 16—17.
  15. Сараскина, 2013, с. 60.
  16. Якубович, 1999, с. 17.
  17. 17,0 17,1 Сараскина, 2013, с. 65.
  18. 18,0 18,1 Сараскина, 2013, с. 66.
  19. Сараскина, 2013, с. 63.
  20. Якубович, 1999, с. 20.
  21. Сараскина, 2013, с. 73.
  22. Якубович, 1999, с. 21—22.
  23. Сараскина, 2013, с. 74.
  24. Якубович, 1999, с. 23.
  25. Сараскина, 2013, с. 68.
  26. 26,0 26,1 Якубович, 1999, с. 24—25.
  27. 27,0 27,1 Сараскина, 2013, с. 69.
  28. Якубович, 1999, с. 27.
  29. Якубович, 1999, с. 28.
  30. Сараскина, 2013, с. 70.
  31. Якубович, 1999, с. 28—29.
  32. Якубович, 1999, с. 29.
  33. Якубович, 1999, с. 34.
  34. Якубович, 1999, с. 30.
  35. Якубович, 1999, с. 32.
  36. Якубович, 1999, с. 33.
  37. 37,0 37,1 Сараскина, 2013, с. 77.
  38. Якубович, 1999, с. 36.
  39. Якубович, Орнатская, 1993, 1837 год. Мая конец.
  40. Достоевский Ф. М. «Дневник писателя». 1876 год. Январь. Гл. 3. § 1
  41. Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  42. Семёнов-Тян-Шанский, 1917, с. 194—215.
  43. Бережецкий Иван Игнатьевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 31 декабря 2015. Архивировано 25 января 2016 года.
  44. Бекетов Алексей Николаевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 31 декабря 2015. Архивировано 31 октября 2014 года.
  45. 45,0 45,1 45,2 45,3 45,4 45,5 45,6 Орнатская, Туниманов, 1992.
  46. Якубович, Орнатская, 1993, 1844. Октября 19.
  47. 47,0 47,1 47,2 Бороздин А. К. Достоевский, Федор Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  48. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 28 (I), с. 86.
  49. Белов С. В., Щенников Г. К. Бедные люди. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  50. Владимирцев В. П. Евгения Гранде (Бальзак). Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 12 сентября 2015. Архивировано 13 ноября 2015 года.
  51. Гроссман, 2012, с. 227.
  52. Григорович Дмитрий Васильевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 13 февраля 2016 года.
  53. Панаев И. И., 1977, Из «Литературных воспоминаний».
  54. Двойник. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 29 декабря 2015. Архивировано 13 ноября 2015 года.
  55. Майков Валериан Николаевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  56. Майков В. Н. Нечто о русской литературе в 1846 г // Отечественные записки : журнал. — 1847. — № 1. — С. 3—4.
  57. Тургенев Иван Сергеевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 29 декабря 2015. Архивировано 1 марта 2016 года.
  58. Краевский Андрей Александрович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  59. Майков Николай Аполлонович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 31 декабря 2015. Архивировано 1 марта 2016 года.
  60. Гончаров Иван Александрович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  61. Плещеев Алексей Николаевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  62. Петрашевский Михаил Васильевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  63. Фридлендер, 1956, с. 11.
  64. 64,0 64,1 Фридлендер, 1956, с. 13.
  65. Фридлендер, 1956, с. 14.
  66. 11 ноября. День в истории. РИА Новости (11 ноября 2008). Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано 30 января 2022 года.
  67. Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. — 2-е. — М.: Изд-во АН СССР, 1971. — С. 48. — 293 с.
  68. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 18, с. 363.
  69. Якубович, Орнатская, 1993, 1849. Ноября до 13.
  70. Якубович, Орнатская, 1993, 1849. Ноября 19.
  71. Якубович, Орнатская, 1993, 1849. Ноября конец.
  72. 72,0 72,1 Якубович, Орнатская, 1993, 1849. Декабря 22.
  73. Муравьева (урожд. Бракман) Жозефина Адамовна. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 28 декабря 2015. Архивировано 19 января 2016 года.
  74. Анненкова Прасковья Егоровна. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 13 февраля 2016 года.
  75. Фонвизина Наталья Дмитриевна. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  76. Евангелие Достоевского. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 28 декабря 2015. Архивировано 13 января 2016 года.
  77. Якубович, Орнатская, 1993, 1850 год. Тобольск. Января 10—20.
  78. Ссылка Достоевского. diletant.media. Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  79. Мочульский К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. — ИМКА Пресс, 1947. — С. 123. — 539 с. — ISBN 5518075111.
  80. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в десяти томах / Под общей редакцией Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой, Б. С. Рюрикова. — М.: ГИХЛ, 1956—1958. — Т. 10. — С. 565.
  81. Валиханов Чокан Чингисович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  82. 82,0 82,1 Анри Труайя, 2005.
  83. Якубович, Орнатская, 1993, 1855. Марта 31.
  84. Тотлебен Эдуард Иванович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 28 декабря 2015. Архивировано 19 января 2016 года.
  85. Врангель Александр Егорович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 31 декабря 2015. Архивировано 19 января 2016 года.
  86. 1911 Encyclopædia Britannica/Dostoievsky, Feodor Mikhailovich
  87. Александр II (Романов Александр Николаевич). Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 20 января 2016 года.
  88. Павел Косенко. Иртыш и Нева. — Алма-Ата: Жазушы, 1971. — С. 31—44, 82.
  89. Достоевская (Констант, в 1-м браке Исаева) Мария Дмитриевна. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 сентября 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  90. dostoevsky.libnvkz.ru Сайт — Достоевский и Кузнецк
  91. Якубович, Орнатская, 1993, 1857 год. Апреля 17.
  92. Якубович, Орнатская, 1993, 1859. Июня 30.
  93. Якубович, Орнатская, 1993, 1859. Июля 2.
  94. Якубович, Орнатская, 1993, 1859. Декабря 20 (?).
  95. Якубович, Орнатская, 1995, 1875. Июля 9.
  96. Сочинения Ф.М. Достоевского (1860). Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  97. Владимирцев В. П., Акелькина Е. А. Записки из Мертвого дома. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 29 декабря 2015 года.
  98. Фридлендер, 1956, с. 46.
  99. Время (публицистика). Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  100. Буданова Н. Ф. Униженные и оскорблённые. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 19 декабря 2015 года.
  101. Фридлендер, 1982, с. 714.
  102. Кабакова Е. Г. Скверный анекдот. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 13 ноября 2015 года.
  103. Фридлендер, 1956, с. 34.
  104. Фридлендер, 1956, с. 53—54.
  105. Страхов Николай Николаевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  106. Григорьев Аполлон Александрович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  107. Якубович, Орнатская, 1993, 1862 год. Июня 12.
  108. Брусовани М. И., Гальперина Р. Г. Заграничные путешествия Ф.М. Достоевского 1862 и 1863 гг // Достоевский. Материалы и исследования / Редактор Г. М. Фридлендер. — Л. : Наука, 1988. — Т. 8. — С. 288—292.
  109. Мирский, 1992, с. 418.
  110. Достоевская А. Г., 1987, с. 443.
  111. Акелькина Е. А., Щенников Г. К. Зимние заметки о летних впечатлениях. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 сентября 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  112. Фридлендер, 1982, с. 717.
  113. Созина Е. К. Записки из подполья. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 13 ноября 2015 года.
  114. Подпольный человек (Парадоксалист). Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 14 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  115. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 5, с. 380.
  116. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 5, с. 381.
  117. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 5, с. 376.
  118. Великое пятикнижие. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 30 ноября 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  119. Стелловский Федор Тимофеевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  120. Полное собрание сочинений (4 т.). Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 13 ноября 2015 года.
  121. Катков Михаил Никифорович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 5 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  122. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 28 (II), с. 136—139.
  123. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 28 (II), с. 150.
  124. Мармеладов Семен Захарович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 14 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  125. Раскольников Родион Романович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 14 декабря 2015. Архивировано 17 февраля 2016 года.
  126. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 7, с. 312.
  127. Гроссман Л. П., 1962, Глава 13. Драконовский контракт.
  128. Достоевская (Сниткина) Анна Григорьевна. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  129. Достоевская А. Г., 1987, с. 84.
  130. Достоевская А. Г., 1987, с. 92.
  131. Достоевская А. Г., 1987, с. 127—128.
  132. Ермилова Г. Г., Свительский В. А. Идиот. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 13 ноября 2015 года.
  133. Арсентьева Н. Н., Щенников Г. К. Положительно прекрасный человек. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 5 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  134. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 28 (II), с. 239.
  135. Фридлендер, 1982, с. 730.
  136. Мышкин Лев Николаевич (князь Мышкин). Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 21 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  137. Собрание сочинений в 15 т., 1988—1996, том 10, с. 313—325.
  138. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 9, с. 331.
  139. Бесы. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 22 декабря 2015. Архивировано 19 ноября 2018 года.
  140. Фридлендер, 1982, с. 731—734.
  141. Собрание сочинений в 15 т., 1988—1996, том 7. Комментарии, с. 686—691.
  142. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 12, с. 157.
  143. Воловинская М. В. Роман-трагедия. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 24 декабря 2015. Архивировано 25 декабря 2015 года.
  144. Кирпичников А. И. Достоевский, Федор Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  145. Якубович, Орнатская, 1994, 1872 год. Ноября вторая половина.
  146. Мещерский Владимир Петрович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 5 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  147. Дневник писателя. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 24 декабря 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  148. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 21, с. 7.
  149. Якубович, Орнатская, 1994, 1874. Апреля 15.
  150. Кондаков Б. В. Новаторство. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 5 января 2016. Архивировано 8 февраля 2016 года.
  151. Житкова Л. Н. Критика литературная. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 5 января 2016. Архивировано 8 февраля 2016 года.
  152. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 21, с. 452.
  153. Мирский, 1992, с. 419.
  154. Некрасов Николай Алексеевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 5 января 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.
  155. Подросток. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 23 декабря 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  156. Фридлендер, 1956, с. 81.
  157. Ермилова Г. Г. Идея. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 26 декабря 2015. Архивировано 23 декабря 2015 года.
  158. Долгорукий Аркадий Макарович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 23 декабря 2015. Архивировано 23 декабря 2015 года.
  159. Фридлендер, 1982, с. 738.
  160. Якубович, Орнатская, 1995, 1878. Марта 14 (26).
  161. Якубович, Орнатская, 1995, 1878. Апреля 2.
  162. Романов Сергей Александрович. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 27 декабря 2015. Архивировано 7 января 2016 года.
  163. Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 27 декабря 2015. Архивировано 7 января 2016 года.
  164. Якубович, Орнатская, 1995, 1878. Марта 21.
  165. Якубович, Орнатская, 1995, 1878. Апреля 24.
  166. Александр III (Романов Александр Александрович). Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 27 декабря 2015. Архивировано 6 января 2016 года.
  167. Щенников Г. К., Белов С. В. Братья Карамазовы. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 27 декабря 2015. Архивировано 27 января 2015 года.
  168. ПСС в 30 т., 1972—1990, том 15, с. 401—409.
  169. Якубович, Орнатская, 1995, 1878. Июня 25—27.
  170. Тихомиров, 2015, с. 83.
  171. Якубович, Орнатская, 1995, 1880 год. Июня 8.
  172. Мирский, 1992, с. 420.
  173. Якубович, Орнатская, 1995, 1881 год. Января начало.
  174. Куманина (урожд. Нечаева) Александра Федоровна. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 25 сентября 2016 года.
  175. Достоевская Л. Ф., 1922, Глава XVIII. Последние годы и смерть Достоевского, с. 97.
  176. Якубович, Орнатская, 1995, 1881 год. Января 26.
  177. Крамской Иван Николаевич. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 12 января 2016. Архивировано 3 февраля 2016 года.
  178. Достоевская А. Г., 1987, с. 402.
  179. Достоевский Ф. М. Пушкин (Очерк)
  180. Якубович, Орнатская, 1995, 1881 год. Февраля 1.

Литература

  • Волгин И. Л. Хроника рода Достоевских. — Москва: Фонд Достоевского, 2012. — 1232 с. — 1000 экз. — ISBN 5-902832-02-0.
  • Орнатская Т. И. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Академический проект, 1999. — Т. 1. — С. 282—499. — 537 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7331-043-5.
  • Сараскина Л. И. Достоевский. — 2-е изд.. — Москва: Молодая гвардия, 2013. — 825 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-235-03595-9.
  • Якубович И. Д. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Академический проект, 1999. — Т. 1. — С. 13—281. — 537 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7331-043-5.
Издания
  • Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений и писем : в 35 т. / Ф. М. Достоевский. — СПб. : Наука, 2013—.
  • Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. — Л. : Наука, 1972—1990.
  • Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений : в 15 т. / Ф. М. Достоевский. — Л. : Наука, 1988—1996.
  • Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в прижизненных публикациях (1844—1881) [Электронный ресурс] / Ф. М. Достоевский ; Кафедра рус. лит-ры и журналистики ПетрГУ. — Электрон. науч. издание. — Загл. с экрана.
  • Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : канонические тексты : в 15 т. / Ф. М. Достоевский. — Петрозаводск : ПетрГУ, 1995—2011.
Переводы
  • Оноре де Бальзак. Бальзак в переводе Достоевского : Приложение / Гроссман Л. П. // Евгения Гранде = Eugénie Grandet / Пер. с фр. Достоевский Ф. М. — М., 2012. — 272 с. — ISBN 978-5-389-03515-7.
Биография
Воспоминания
Исследования

Ссылки