Некрасов, Николай Алексеевич

Материал из «Знание.Вики»
Николай Алексеевич Некрасов
Некрасов Н.А.
Некрасов Н.А.
Дата рождения 28 ноября (10 декабря) 1821(1821-12-10)
Место рождения

Немиров, Винницкий уезд,
Подольская губерния,

Российская империя
Дата смерти 27 декабря 1877 (8 января 1878)(1878-01-08) (56 лет)
Место смерти Санкт-Петербург,
Российская империя
Подданство Флаг Российской Империи 1858-1883 Российская империя
Род деятельности поэт, прозаик, публицист
Жанр поэзия
Язык произведений русский
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября (10 декабря1821, Немиров, Винницкий уезд, Подольская губерния — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — русский поэт, прозаик, публицист и общественный деятель. Классик русской литературы[1][2]. Один из наиболее значимых поэтов XIX века. Некрасов начал сочинять раннюю поэзию, когда он ещё учился в школе. В 1840-х годах он присоединился к литературному движению «белых» и уже начал проявлять себя как социально-критический поэт. Его сочинение «Бедный человек» стало его первой настоящей знаменитостью, оно было широко распространено и переведено на многие языки[3].

Биография

Происхождение

Дом в г. Немиров, в котором родился Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (8 января) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии, где в то время служил его отец — поручик Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). Отец Некрасова происходил из некогда очень богатого зажиточного семейства из Ярославской губернии. Дед поэта Сергей Алексеевич Некрасов проиграл в карты почти всё состояние.[4] Мать поэта, Елена Андреевна Закревская (1803—1841), была красивой, образованной дочерью богатого арендатора Херсонской губернии.

В 1817 году Елена Закревская без одобрения родителей обвенчалась с небогатым армейским офицером Алексеем Некрасовым. Семейная жизнь пары не была счастливой: отец будущего поэта оказался человеком крайне суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге. Тягостная семейная атмосфера оказала влияние на творчество Некрасова: в его произведениях часто фигурировали метафорические образы родителей. Вспоминая о детстве, Некрасов говорил о своей матери как о жертве грубой и развратной среды. Открытым остается вопрос о польском происхождении матери поэта и её принадлежности к католичеству[5][6].

Раннее детство будущего поэта прошло в родовом имении отца — селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки отца из армии. Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и русской литературе. Позже своей матери он посвятил целый ряд стихотворений: «Последние песни», «Мать», «Рыцарь на час». Сама идея материнства проявится позже в его хрестоматийных произведениях — глав «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская». Образ матери, женщины — главный положительный герой некрасовского поэтического мира.[4]

Дела в родовом имении были сильно запущены и, чтобы иметь возможность содержать большую семью (у Некрасова было 13 братьев и сестёр)[4], Алексей Сергеевич занимает должность исправника. Он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет Некрасов видел картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок, всевозможные проявления горя и нищеты. О ранних годах своей жизни Некрасов писал в стихах:

«Нет! в юности моей,
мятежной и суровой,
Отрадного душе
воспоминанья нет;
Но, всё, что жизнь мою
опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло, -
Неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю
моём родимом!..»

В 1832 году одиннадцатилетнего Некрасова определили в гимназию в Ярославле. Учился плохо, не ладился с учителями, в основном из-за сатирических стишков[4]. В пятом классе образование его завершилось, так как отец забрал его из гимназии. Отец хотел для сына военную карьеру, и в 1838 году юный Некрасов был отправлен в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк[4].

Первые годы в Петербурге

В Петербурге Некрасов через своего гимназического товарища Глушицкого познакомился с другими студентами, после чего понял, что образование интересует его больше, чем военное дело. Несмотря на угрозы отца лишить его содержания, Некрасов готовится к вступительному экзамену в университет. Не сумев сдать экзамен, он поступает вольнослушателем на филологический факультет[4].

Некрасов-старший выполнил свою угрозу и оставил сына без материальной поддержки. Всё свободное от учёбы время он занимался поисками работы и жилья: доходило до того, что даже на еду не бывало денег.[7] Денег оплачивать даже комнату у него не было. В итоге он какое-то время обитал на улице, а потом попал в приют для нищих. Именно там Некрасов нашел для себя возможность заработка-за небольшую плату писал прошения и жалобы.

Со времен дела Некрасова начали налаживаться, и время тяжёлой нужды прошло.

К началу 1840-х годов Некрасов о зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изделий. Также писал небольшие статьи для «Литературной газеты», для «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете», сочинял пьесы для Александринского театра, используя псевдонимом Перепельский, давал частные уроки.[4]

Некрасов серьёзно начал заниматься литературным творчеством. Он много работал над прозой, стихами, водевилями, публицистикой, критикой. В 1840 году за свои деньги Некрасов выпустил свой первый сборник «Мечты и звуки», состоявших из романтических баллад, в которых прослеживалось влияние В. Жуковского и В. Бенедиктова[8].

Сам Жуковский, ознакомившись со стихами, выбрал только два из них, остальные посоветовал напечатать под псевдонимом. Поэт выпустил сборник под инициалами Н. Н. Сборник не имел особого успеха ни у читателей, ни у критиков, хотя В. Белинский отозвался о нём благосклонно, назвав его стихи «вышедшими из души».[7] Сам Некрасов был огорчён первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе. В его ранних повестях и рассказах отразились собственный жизненный опыт и его первые петербургские впечатления. В основу сюжетов легли события и явления, непосредственным свидетелем и участником которых был сам автор.

Несмотря на ещё несовершенное художественное мастерство ранней некрасовской прозы, её смело можно отнести к реалистической школе 1840-х годов, во главе которой стояли Белинский и Гоголь.[9]

Позднее Некрасов обращается к сатирическому жанру: создал водевили «Вот, что значит влюбиться в актрису», «Феоктист Онуфриевич Боб» и другие произведения.[8]

Издательская деятельность Некрасова. «Современник» и «Свисток»

Дом Краевского, в котором размещалась редакция журнала «Отечественные записки», а также находилась квартира Некрасова

В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», начав работу в библиографическом отделе.

В 1842 году Некрасов сблизился с кружком Белинского, а в 1843 году — лично познакомился с ним.

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Ему пришла в голову коммерческая идея: собирать и издавать альманахи с участием знаменитых писателей, не платя им гонорары. Белинский откровенно просил известных литераторов подарить Некрасову повесть, рассказ или стихотворение, чтобы помочь выбраться из стеснённых финансовых обстоятельств. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причём последний имел особенный успех: в нём впервые был напечатан роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди»[4]. В альманахе «Физиология Петербурга» в 1845 году была опубликована повесть Некрасова «Петербургские углы», которая являлась частью его романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Роман был начат в 1843 году и создавался на пороге творческой зрелости автора, что проявилось как в стиле романа, так и в самом содержании.

В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым взяли в аренду журнал «Современник», основанный ещё Пушкиным. Молодые авторы, которые до этого печатали свои произведения в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. В «Современник» также перешёл и Белинский. Он передал Некрасову часть материала, собранного им для собственного издания «Левиафан». Тем не менее Белинский был на уровне обычного журналиста, что позже ставили в упрёк Некрасову, так как именно благодаря Белинскому значительная часть литераторов перешла из «Отечественных записок» в «Современник».[10]

Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Фёдор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин. Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. Здесь он печатал свои стихи, прозу, публицистические и критические статьи. Заслуга Николая Некрасова состоит в том, что он открыл для широкой читающей публики произведения Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Идейными руководителями «Современника» стали Николай Чернышевский и Николай Добролюбов.[11]

В редакции журнала «Современник». И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой. Подписано цензором И. А. Гончаровым. Лист из сатирического альбома «Знакомые». Автор: Степанов Н. А.

Основную работу редактора и корректора выполнял сам Некрасов. Для каждого нового номера он прочитывал до 12 тысяч страниц рукописного текста, корректировал их и даже переписывал тексты, которые не прошли цензуру.

«Случается писать без отдыха более суток, и как только паралич не хватил правую руку».

Н. А. Некрасов[10]

Период с 1848 по 1855 год стал тяжёлым временем для российской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры. Некрасов как редактор в это трудное время для свободомыслия в литературе сумел сохранить репутацию журнала, хотя содержание журнала заметно снизилось.[12]

Чтобы заполнить пробелы, возникшие в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов начал печатать главы из приключенческих романов «Мёртвое озеро» и «Три страны света», которые писал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой (она писала под псевдонимом Н. Н. Станицкий).

В середине 1850-х годов цензура несколько смягчила свои требования, но у «Современника» появилась новая проблема: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными взглядами. Представители либерального дворянства во главе с И. Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным выступали за реализм и эстетическое «пушкинское» начало в литературе. Другую сторону составили сторонники сатирической «гоголевской» литературы. В начале 1860-х годов полемика выплеснулась на страницы журнала. В этих обстоятельствах Некрасов принял сторону «революционных разночинцев», идеологов «крестьянской революции». Некрасов совместно с Н. Добролюбовым основал приложение к «Современнику» — сатирическое издание «Свисток». В нём публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи и памфлеты, карикатуры. В разное время в «Свистке» печатались Иван Панаев, Николай Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. Первый номер приложения вышел в январе 1859 года, а последний номер был выпущен в апреле 1863 года, через полтора года после смерти Добролюбова. В этот период наивысшего политического подъёма в стране Некрасов написал такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858).[8]

В 1861 году царь Александр II своим указом упразднил крепостное право. Некрасов резко отрицательно воспринял Манифест 19 февраля 1861 года. Он написал стихотворение «Свобода», в котором выразил свои надежды на лучшую жизнь крестьян, а новую крестьянскую реформу считал ещё одними «сетями» для крестьянства: «Знаю: на место сетей крепостных люди придумали много иных…».[13]

Он часто возвращался к этой теме. Самое известное его высказывание на эту тему были строчки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Распалась цепь великая!
Распалась и ударила
Одним концом по барину,
Другим — по мужику!

Некрасов ратовал за передачу крестьянству помещичьей земли, за ликвидацию пережитков крепостного права, за индивидуальные хозяйства крестьян.

В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова.

Барский дом в Карабихе

В 1861 году Николай Некрасов приобрел усадьбу Карабиха в Ярославской губернии, которая прежде принадлежала Голицыным. Здесь поэт регулярно проводил летние месяцы. В настоящее время здесь находится одноименный музей-заповедник.[14]

1860-е годы были отмечены студенческими волнениями, бунтами крестьян. Эта напряжённая общественная ситуация, подъём освободительного движения, нарастание, а потом спад послереформенных крестьянских волнений, правительственные репрессии и аресты революционеров — всё это отразилось в лирике Некрасова, наполнило её чувством протеста[15]. В небольшой поэме «Железная дорога» (1864) поэт поднял острую социальную тему эксплуатации рабочих, вчерашних крестьян, на тяжёлом строительстве железной дороги. В поэме Некрасов указывает на разорение деревни и связывает этот процесс с начавшейся капитализацией России[16]. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предупреждение». Работу журнала приостановили на восемь месяцев.[11]

На протяжении всей творческой жизни Некрасов тяготеет к остросатирическому изображению действительности. Он создавал новые жанры, писал памфлеты, поэмы-обозрения, умело и тонко описывал остросоциальные проблемы общества. В сатирической поэме «Современники» (1875) Некрасов умело чередует приёмы фарса и гротеска, иронию и сарказм, которые поэт со всей силой своего таланта обрушил на набиравшую силу русскую буржуазию. В середине 1860-х годов Некрасов пишет целый цикл сатирических стихов «Песни о свободном слове» (1865—1866), написанных в ответ на цензурные ограничения, которые ставили в тяжёлое положение и его журнал «Современник». В стихах поэт высмеял цензурную политику правительства, а также и либеральную печать, которая одобряла эту политику.[16]

В 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал «Современник» был закрыт навсегда[8].

За годы руководства «Современником» Некрасов сумел преобразовать его в главный литературный журнал и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензуры[17].

Через два года после закрытия «Современника», в 1868 году Некрасов арендует у издателя Андрея Краевского «Отечественные записки», превратив их вместе с Салтыковым-Щедриным в боевой орган революционного народничества, в орган передовой демократической мысли.[8]

Журнал «Отечественные записки» за первый год под руководством Некрасова сумел увеличить свой тираж в четыре раза — до 8,000 подписчиков, а на момент смерти Некрасова в 1878 году было уже 20,000 подписчиков.[18]

Журналы Некрасова — в числе самых влиятельных в истории русской литературы. В них были напечатаны «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, больше половины «Записок охотника», «Рудин» и «Дворянское гнездо» Тургенева, «Обыкновенная история» Гончарова, произведения Островского, «Что делать?» Чернышевского и многие другие произведения, без которых невозможно представить русскую литературу XX века, а ещё — критические статьи, вызывавшие горячие споры.[18]

Ода генералу Муравьёву

Н. А. Некрасов, 1865 год.

После неудачного покушения на российского императора Александра II, по всей стране начались репрессии против интеллигенции. Многие настроенные против монархии люди поспешили публично выразить свою радость по поводу чудесного спасения царя. В их числе оказался и Некрасов, выразив царю свою «беспредельную радость о сохранении горячо любимого монарха».

16 апреля 1866 году на обеде в Английском клубе Некрасов прочитал хвалебную оду генералу Муравьёву-Виленскому, известному своей жестокостью при подавлении польского восстания и которого царь вызвал из отставки, чтобы подавить революционные настроения в Петербурге.[19]

В оде Некрасов призывал к скорейшей расправе над молодыми революционерами, которых сам же призывал к борьбе: «иди в огонь…», «иди и гибни…», «умри не даром: дело прочно, когда под ним струится кровь…». Вероятно, что Некрасов пытался уберечь «Современник» от закрытия, который в итоге всё равно был закрыт Муравьёвым.

Ода вызвал бурю негодования среди его коллег-литераторов, оскорблены были даже сотрудники его издания «Современник» и члены Английского клуба. До конца жизни Некрасов чувствовал презрительное отношение к себе со стороны большей части общества.

По версии К. И. Чуковского, исследовавшего творчество и биографию Некрасова, поэта может быт настиг приступ отчаяния, вызванный провалом Каракозова, когда обнаружилось, как страшно оторваны революционеры от любимого им народа.[19]:

Зачем же приносить себя в жертву, если эта жертва никому не нужна? Какой может быть у нас долг перед народом, если народ только глумится над нами?

Сам Некрасов никогда не отрицал своего поступка, но поначалу отвергал право других судить себя, пологая, что всё общество пропитано подлостью:

Да, я подлец, но и вы подлецы. Оттого я подлец, что я ваше порождение, ваша кровь. Вашего суда я не признаю, вы такие же подсудимые, как и я.

Однако критика и муки совести по поводу оды много раз вызывала ухудшение его здоровья. Особенно тяжёлым было для него осознание того, что казалась нарушена идейная связь с Белинским и Добролюбовым, которых поэт высоко ценил. Перед смертью поэту чудилось, что портреты Белинского и Добролюбова, висевшие у него в комнате, укоризненно смотрят на него.[19]

Поздние годы

Опасаясь закрытия журнала «Отечественные записки», Некрасов в конце 1860-х годов становится несколько осторожным в своих высказываниях. Он ищет обходные пути, чтобы донести свои мысли о ситуации в стране. Тем не менее в 1868 году Некрасов пишет стихотворение «Душно! Без счастья и воли…», в котором почти открыто выражает революционный призыв о назревающей в ночи грозе, которая расплещет «чашу вселенского горя»: «Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна!».[20]

В 1871 году Некрасов купил усадьбу Чудовская Лука в Новгородской губернии (сейчас она расположена на территории города Чудово Новгородской области). Именно здесь им летом 1874 года создал так называемый чудовский цикл из 11 стихотворений. Некоторые из них, в частности «Уныние» и «Элегия», выражали скептицизм относительно «лучшего будущего» и сомнения в действенности поэтического слова.[14]

Поэзия Некрасова 1870-х годов полна революционными настроениями.[21]

«Кому на Руси жить хорошо»

Главной работой Некрасова в поздние годы стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла неотступно преследующая его мысль: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Эта поэма-эпопея вобрала весь духовный опыт поэта.

Замысел поэмы у поэта зародился ещё в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал примерно в 1863 году, после отмены крепостного права. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и личные впечатления и воспоминания. По замыслу автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, показывающей жизнь российского народа с разных точек зрения[22]. Для написания поэмы Некрасов специально использует простой разговорный язык, она изобилует народными песнями и сказаниями, просторечными высказываниями и поговорками. Работа над поэмой заняла у поэта почти 14 лет[23]. Но даже за этот немалый срок он не успел полностью воплотить свой замысел: тяжёлая болезнь приковала его к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путь героев поэмы, ищущих, «кому живётся весело, вольготно на Руси», пролегал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояло встретиться с чиновником, купцом, министром и царём. Однако Некрасов понимал, что не успеет закончить работу, поэтому свёл четвёртую часть поэмы — «Пир на весь мир» — к открытому финалу. При жизни Некрасова в журнале «Отечественные записки» были напечатаны только три части — первая часть с прологом (не имела названия), «Последыш» и «Крестьянка». «Пир на весь мир» был напечатан только через три года после смерти поэта со значительными цензурными сокращениями. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала творческим итогом долгих размышлений Некрасова о положении и судьбах крестьянства после отмены крепостного права.[21]

Последние годы

В начале 1875 года Николай Некрасов тяжело заболел неизлечимой болезнью. Вызванный к больному профессор Николай Склифосовский обнаружил у него рак кишечника.[8]

Хотя Некрасов понимал, что серьёзно болен, он до последнего отказывался от увеличения дозы обезболивающего средства. В дни ремиссии он продолжал писать стихотворения и дописывал четвёртую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Операцию, которую провёл специально прибывший из Вены хирург Теодор Бильрот, не помогла. Надежды семьи и друзей не оправдались.

Известие о смертельной болезни значительно подняли его популярность. Люди со всех концов страны посылали поэту письма и телеграммы со словами поддержки. Несмотря на мучительные боли, поэт до последнего продолжал вести переписку с небезразличными людьми.[8]

В написанной за это время книге «Последние песни» поэт подводит итоги, проведя незримую черту между жизнью и творчеством. Это литературная исповедь человека, предчувствующего свою скорую кончину. В стихотворении «Баю-баю» поэт осознаёт своё значение и место в истории русской литературы: «Не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!..».[8]

14 декабря наблюдавший больного Н. А. Белоголовый определил полный паралич правой стороны тела и предупредил родных, что состояние с каждым днём будет ухудшаться.[24]

27 декабря (8 января по н. ст.) Николай Алексеевич Некрасов скончался.

30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала поэта в последний путь, до места вечного его успокоения — кладбища Новодевичьего монастыря.

Прощание с поэтом сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Ф. М. Достоевский, выступая с надгробной речью, назвал Некрасова третьим поэтом России после Пушкина и Лермонтова, молодёжь не была согласна с этим утверждением, выкрикивая: «Да выше, выше Пушкина!».[25]

Этот спор продолжился дальше в печатных изданиях. Были такие. которые поддерживали молодых представителей общества, другие указывали, что Пушкин и Лермонтов выражали взгляды всего русского общества, тогда как Некрасов — одного только «кружка». Были и третьи, которые вообще отвергали мысль поставить рядом стихи художественного совершенства и «неуклюжий» стих Некрасова, лишённый, по их мнению, всякого художественного значения.[4].

Личная жизнь

Несмотря на успешную литературную деятельность и огромный объём информации, который писатель ежемесячно выдавал (больше 40 печатных листов корректур) и перерабатывал, Некрасов был крайне несчастным человеком. Внезапные приступы депрессии, когда поэт неделями ни с кем не общался, и многоночные картёжные игры делали обустройство личной жизни невозможным.

В 1842 году на поэтическом вечере Некрасов познакомился с супругой писателя Ивана Панаева — Авдотьей[26]. Это красивая и умная женщина была хозяйкой литературного салона, где собирались именитые деятели литературы (Чернышевский, Тургенев, Белинский и др.). Муж её, Иван Панаев, был заядлым повесой и любителем погулять. Несмотря на это, Некрасову пришлось приложить немалые усилия, чтобы завоевать симпатии Панаевой.

Достоверно известно, что в Авдотью Панаеву был влюблён и Ф. М. Достоевский, однако взаимности не добился.

Во время одной из поездок в Казанскую губернию Некрасова с семьей Панаевых, они всё же признались в чувствах друг другу. Возвратясь из поездки, они на пару с законным мужем Авдотьи стали жить втроём в квартире Панаевых.

Их союз просуществовал 16 лет. Всё это действо вызвало общественное порицание — Некрасова осуждали, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену. От него отвернулись даже некоторые его друзья. Несмотря на злословие и непонимание, Некрасов и Панаева были счастливы. Вдвоём они пишут цикл стихов, назвав его «Панаевским»[27].

В 1849 году муза известного поэта родила ему сына, который прожил всего несколько часов. Через шесть лет у них родился ещё один ребёнок, который умер через несколько месяцев. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связано охлаждение в их отношениях, которое вскоре привело и к разрыву. В 1862 году умирает законный муж Авдотьи — Иван Панаев. Вскоре Авдотья уходит от Некрасова. Однако Некрасов помнил её до конца своей жизни и упомянул в своём завещании как о «любви всей его жизни».[28]

В 1863 году Некрасов познакомился с французской актрисой Селиной Лефрен. В 1864 поэт предпринял заграничную поездку вместе с сестрой Анной Алексеевной и Селин Лефрен. Три месяца провели они в основном в Париже. Из-за лёгкого характера и весёлого нрава Селина не воспринимала всерьёз отношения с Некрасовым. Весной 1867 года они вновь отправились заграницу вместе, однако на этот раз Некрасов вернулся в Россию один. В 1869 году пара встретилась вновь в Париже и весь август провела у моря в Диеппе. В своём завещании поэт упомянул и её.[29]

В 48-летнем возрасте Некрасов познакомился с простодушной 19-летней деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой[30], дочерью солдата. И хоть девушка не имела особенных внешних данных и была крайне скромной, мэтру литературного слова она понравилась. Пять счастливых лет прожили они вместе. Их история любви напоминает сюжет «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Уроки французского, русской грамматики, вокала и игры на рояле настолько преобразовали возлюбленную поэта, что вместо слишком простонародного имени он стал звать её Зинаидой Николаевной, дав отчество от своего имени. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Обвенчались они только незадолго до смерти поэта, но он считал её своей законной женой.

Увлечения

Карты

Страсть к игре в карты была наследственной в дворянском роду Некрасовых. Алексей Сергеевич, отец Николая Некрасова рассказывал своему сыну: «Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед — две, дед (мой отец) — одну, я — ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки проиграть тоже люблю»[31]. И только Николаю Алексеевичу удалось переломить судьбу, превратить страсть к игре в источник дохода. Секрет его успеха был довольно прост. Во-первых, Некрасов играл не в азартные, а в коммерческие игры, выигрыш в которых зависит не только от удачи, но и от умения игрока. Во-вторых, играл он только в санкт-петербургском Английском клубе, то есть в кругу людей очень состоятельных, среди которых были первые сановники империи. Эти люди садились за карточный стол только ради приятного времяпровождения; проигрыш даже очень значительной суммы не был для них трагедией. Некрасов быстро понял, что люди такого психологического склада играют рассеянно и не могут эффективно противостоять умному и сосредоточенному противнику[32]. Некрасов играл в клубе многие годы; случалось ему иногда и проигрывать, но общий счёт был в его пользу и шёл на сотни тысяч. Некрасову удалось скопить небольшой капитал и вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда. Часть выигранных денег шла на расходы, связанные с изданием журнала «Современник», развитие талантливых и поддержку неимущих творцов.[33]

Охота

Ещё одним увлечением Некрасова была охота, которая также передалась ему от отца. Псовая охота, которую обслуживали два десятка человек, была гордостью Алексея Сергеевича. Каждый год, до самой смерти отца в 1862 году, Некрасов приезжал к нему в Грешнево на охоту. Он написал весёлые стихи об этом своём увлечении и даже поэму, которую назвал «Псовая охота».

Позже, уже в зрелом возрасте, Некрасов пристрастился к медвежьей охоте, однажды ему удалось добыть трёх медведей за один день[34]. Также Некрасов любил охотиться и на дичь. Он мог целый день ходить по болоту с ружьём.

Будущая жена его, Зинаида Николаевна, тоже полюбила охоту. Она сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в мужском охотничьем наряде, что приводило Некрасова в восторг. Однажды во время охоты на Чудовском озере Зинаида Николаевна случайно подстрелила любимого пса Некрасова — чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года, повесил навсегда ружьё на гвоздь.[35]

Примечания

  1. Биография Некрасова (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 сентября 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  2. Кончаловский А. А. Николай Некрасов. Стоит вспомнить. Дата обращения: 5 сентября 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  3. Я. В. Брук. Живопись второй половины XIX века. — 2006.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Венгеров С. А. Некрасов, Николай Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Зонтиков, 2008, с. 26—30.
  6. Лазурин В. С. Некрасов // Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь. Т. 4: М—П.. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — С. 269—280. — ISBN 5-85270-256-0.
  7. 7,0 7,1 Жданов, 1982, с. 334.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Цейтлин А. Г. Некрасов Николай Алексеевич // Литературная энциклопедия / Под ред. Луначарского А. В.. — М.: ОГИЗ РСФСР, Советская Энциклопедия, 1934. — Т. 7. — С. 678—706.
  9. Жданов, 1982, с. 335.
  10. 10,0 10,1 Николай Некрасов: народный поэт и бизнесмен. СОВСЕМ ДРУГОЙ ГОРОД (17 ноября 2023). Дата обращения: 17 ноября 2023.
  11. 11,0 11,1 Современники золотого века русской литературы. Культура.РФ (17 ноября 2023). Дата обращения: 17 ноября 2023.
  12. Жданов, 1982, с. 344.
  13. Жданов, 1982, с. 364—365.
  14. 14,0 14,1 Некрасов, Николай Алексеевич. ТАСС (18 ноября 2023). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  15. Жданов, 1982, с. 366.
  16. 16,0 16,1 Жданов, 1982, с. 370—371.
  17. Nikolay Alekseyevich Nekrasov (англ.). Encyclopaedia Britannica (9 декабря 2011). Дата обращения: 1 августа 2013. Архивировано 17 октября 2013 года.
  18. 18,0 18,1 Н.Некрасов — журналист и редактор. МЕЛ (17 ноября 2023). Дата обращения: 17 ноября 2023.
  19. 19,0 19,1 19,2 К. И. Чуковский. Критические рассказы. Часть I. Поэт и палач. Дата обращения: 19 марта 2016. Архивировано 20 июня 2016 года.
  20. Жданов, 1982, с. 374—375.
  21. 21,0 21,1 Жданов, 1982, с. 377.
  22. Портрет одной книги. «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова
  23. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.
  24. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. — М., 2006. — С. 601. — (Русская классика).
  25. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. — М., 2006. — С. 604. — (Русская классика).
  26. Кузьменко П. В. История // Самые скандальные треугольники русской истории.. — М.: Астрель, 2012. — С. 416.
  27. Чуковский К. И. Николай Алексеевич Некрасов — Панаева А. Я. (1926). Дата обращения: 8 сентября 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  28. Зайцева Е. Ради писательницы поэт Некрасов прыгнул в реку, а перед смертью женился на крестьянке // Комсомольская правда : газета. — М., 2011-12-08. Архивировано 15 декабря 2013 года.
  29. Жданов В. В. Часть вторая. X. В борьбе с реакцией // Некрасов. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 496 с. — (Жизнь замечательных людей).
  30. Спиридонова, Наталия Александровна. «Николай Некрасов. Тайна парадного портрета». «НАСТОЯЩЕЕ-ПРОШЕДШЕЕ (поиски и находки)». Телерадиокомпания «Плеяда», телеканал «Культура», Российское Историческое общество (6 декабря 2021). Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 3 января 2022 года.
  31. Поэт, гражданин, человек страстей…
  32. Поэт Некрасов выиграл в карты поместье и молодую жену. «Комсомольская правда» (18 ноября 2023). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  33. «Мерещится мне всюду драма»: Победы и поражения Николая Некрасова. «Комсомольская правда» (18 ноября 2023). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  34. Страстный к страданию поэт: 200 лет назад родился Николай Некрасова. Газета "Культура" (18 ноября 2023). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  35. Булгаков М. В. Русские писатели-охотники. Н. А. Некрасов // Охота и охотничье хозяйство : журнал. — М.: Министерство сельского хозяйства РФ, 2008. — № 8. Архивировано 17 декабря 2013 года.