Проза

Материал из «Знание.Вики»

Про́за (лат. prosa, от prosa oratio — прямая, свободно движущаяся речь) — в узком смысле один из двух основных способов организации художественной речи, наряду с поэзией. К художественной прозе относят все виды не стихотворной, то есть не имеющей ритма и деления на строки/строфы, речи. В широком смысле проза — обычная форма повседневной речи, как устной, так и письменной[1].

Происхождение

На протяжении разных исторических эпох в различных обществах поэтическая речь использовалась в качестве языка заклинаний, заговоров, мистических действий, а позже — в молитвах и народных песнях. Однако появление прозы произошло только в поздней античности, и её функции были совершенно отличными.

В античные времена прозой называли нехудожественные произведения, философские или политические сочинения. Её основные правила определялись риторикой — наукой об ораторском искусстве, в то время как поэзия подчинялась правилам поэтики.

В древнегреческой литературе любая художественная речь называлась поэзией.

Со временем ритмически организованную речь стали называть стихом, чтобы различать её от речи, которая не имела ритма. Древние римляне, продолжатели греческой культуры, называли такую речь прозой. У Квинтилиана встречается выражение ōrātiō prōsa, а у Сенеки — просто prōsa, чтобы обозначить свободную речь, не связанную с ритмическим повторением.

Само латинское слово prōsa (ōrātiō) происходит от прилагательного prōsus «прямой», «свободный» < prōrsus то же значение < древнелатинское prōvorsos «повернутый вперед», «прямой», образованное от причастия древнелатинского глагола prōvortere «поворачивать вперед» (> латинское prōvertere). Иногда этот термин противопоставлялся названию стиха — латинское versus (prōrsā et vorsā «в прозе и в стихах» по Апулею).

Несмотря на то, что может показаться очевидным, четкого разграничения между понятиями «проза» и «поэзия» не существует. Известны такие произведения, которые не имеют ритма, но разбиты на строки и относятся к стихотворным формам, а также прозаические произведения, написанные в рифме и с ритмом.[2].

История

Первыми авторами сочинений в прозе указывают Ферекида Сиросского и милетцев.

В эпоху Древней Греции, рядом с поэзией, существовало искусство прозы, воплощенное в мифах, преданиях, сказках и комедиях. Однако эти жанры не считались поэтическими, поскольку для древних греков миф был священным, религиозным феноменом, предание — историческим, а сказка — бытовым. Комедия же казалась слишком прозаичной для высоких искусств. Проза, в свою очередь, включала в себя непоэтические труды, такие как ораторские, политические и позднее научные сочинения. Таким образом, в античном мире, Древнем Риме и поздней средневековой Европе проза занимала второстепенное положение, представляя собой либо бытовую, либо публицистическую литературу в противоположность высокохудожественной поэзии.

Память о низменном, «плебейском» происхождении прозы позже закрепилась в романтической литературе, где оппозиция «поэзия-проза» стала восприниматься примерно как «небо-земля», «душа-тело». Первым прозаическим жанром, получившим широкое распространение в Европе, а затем и во всём мире, стал роман. Своё название этот жанр получил по месту возникновения (древний Рим). Роман Петрония «Сатирикон» стал образцом прозаического сочинения. В «Сатириконе» развенчивались нравы современного Петронию общества.

В истории развития литературы периоды торжества прозаических жанров над поэтическими последовательно сменяют друг друга.

Ко второй половине средних веков положение стало постепенно изменяться. Вместе с разложением сначала античного, а затем и феодального общества разлагаются постепенно поэма, трагедия, ода. В связи с развитием торговой буржуазии, её культурным и идейным ростом, на основе культуры больших городов всё больше растут и развиваются прозаические жанры.

Возникают: повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе феодализма и рабовладельческого общества, постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы. Однако новые жанры, играющие основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе капиталистического общества, явно тяготеют к прозе[3].

Также замечено, что в творчестве писателей по мере развития их дара закономерен переход от поэтической к прозаической речи. Мало кто знает, что в ранней юности стихи писали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский.

К ХХ веку проза стала доминирующим жанрово-родовым явлением в литературе. Она наиболее соответствует масштабу задач и глубине проблем, стоящих перед современными авторами.

Отличие от поэзии

В течение многих столетий проза считалась всего лишь скромным видом словесного творчества, лишенным статуса искусства. В древности древние греки предпочитали поэзию как высокое произведение литературного искусства, в то время как проза просто служила повседневной жизни и религиозным ритуалам. В Средние века проза наконец получила признание как искусство, но всё же занимала второстепенное положение по сравнению с поэзией, включая бытовые, публицистические и научные тексты. С развитием городов, торговли, науки и искусства проза, наконец, пришла на ровный счет с поэзией.

Поэтическая форма текста сосредотачивает своё внимание на слове-образе, значение, выразительность, эмоциональность, смыслы которого изображены максимально ярко. Например, в стихотворении С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» читатель видит образ небесного светила: «Колесом за сини горы / Солнце тихое скатилось». Несколькими словами поэт рисует картину, которую читатель с помощью сравнения явно представляет в своём воображении.

Не всегда возможно противопоставить прозаические и поэтические жанры. Например, в ХХ веке появилось целое направление, получившее название «ритмическая проза». В России у его истоков стояли поэты-символисты В.Брюсов и А.Белый.

Проза обладает большими языковыми особенностями. У прозы больше возможностей мыслить и высказываться. Она может быть диалогичной, когда поэзия, как правило, монологична. О важном различии прозы и поэзии говорит учёный В. Е. Хализев: «В прозе наиболее полно и широко используются изобразительные и познавательные возможности речи, в поэзии же акцентируются её экспрессивные и эстетические начала. Эти функциональные различия между поэзией и прозой фиксируются уже первоначальными значениями данных слов — их этимологией (др.-гр. слово „поэзия“ образовано от глагола „сделать“, „говорить“; „проза“ — от латинского прилагательного „прямой“, „простой“)»[4].

Обе литературные формы византийский историк Прокопий Кесарийский назвал «сгущением мысли».

Знаменитый американский писатель первой половины XX века, автор повести «Старик и море», Эрнест Хемингуэй говорил: «Проза — это архитектура, а не искусство декоратора».

Из писателей ХХ века оригинальными лиро-эпическими сочинениями прославился К.Вагинов. В 60-70-е годы появилось такое направление, как «лирическая проза», представителями которого стали О.Берггольц, В.Солоухин, В.Лихоносов, Ю.Казаков.

Литературные жанры в прозе

Несмотря на то, что понятие жанра определяет содержание произведения, а не его форму, большинство жанров тяготеет либо к поэтическому написанию: поэмы, пьесы, либо к прозе: романы, повести.

Такое деление тем не менее нельзя воспринимать буквально, так как существует множество примеров, когда произведения различных жанров писались в необычных для них форме. Примерами этого могут служить романы и новеллы русских поэтов, написанные в стихотворной форме: «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин», «Казначейша», «Сашка». Кроме того, существуют жанры, которые одинаково часто пишутся как в прозе, так и в стихах: сказка[5].

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят[6]:

  • Биография — это сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица. Описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы[7].
  • Манифест — это программное высказывание в прозаической форме, связанное с эстетическими принципами определённого литературного направления, течения, школы, группы[8].
  • Новелла — это литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой[9].
  • Очерк — это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой её формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения[10].
  • Парабола — это иносказательное нравоучение; термин, обозначающий близкую притче жанровую разновидность в прозе и драматургии XX века, хотя парабола, как краткая иносказательная история поучительного содержания, известна ещё со времён античности, часто встречается в христианской литературе. Это особая форма повествования, которое движется как бы по кривой (параболе): начатый с отвлечённых предметов, рассказ постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу[11].
  • Повесть — это произведение эпической прозы, близкое к роману, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий. Изображает отдельный эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов[12].
  • Поучение — это в узком смысле церковная проповедь, в широком же — вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям[13].
  • Предание — это жанр фольклорного не сказочного и не сакрального нарратива, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке[14].
  • Притча — это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме[15].
  • Рассказ — это малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста[9].
  • Роман — это большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом[16].
  • Сказка — это эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом[17].
  • Эпопея — это монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой[9].
  • Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета[9].

Писать и анализировать прозу можно без особой литературоведческой подготовки, но это не значит, что труд прозаика легче, чем вдохновенный взлёт поэта.

Популярность прозы

В конце XX века поэзия уходит на периферию литературы, практически во всем мире. Поэзия становится достоянием немногих любителей и даже внешне подражает прозе. Во многих странах почти вся поэзия создается свободным стихом.

У прозы есть свои структурные преимущества. Она менее способная, чем стих, воздействовать на читателя с помощью специфических ритмико-мелодических приемов, функции которых раскрыл Ю. Н. Тынянов. Проза более свободна в выборе смысловых нюансов, оттенков речи, в передаче «голосов» разных людей[18].

«Разноречие», по М. М. Бахтину, присуще прозе гораздо больше, чем стихам. Ученый выделял следующие «типы прозаического слова»:

  • Первый тип — прямое непосредственно направленное на свой предмет слово, обычное обозначение, название чего-либо.
  • Второй тип — объектное слово, слово изображенного лица, отличное от авторского, передающее социальную, национальную, культурную, возрастную и прочую специфику речи персонажей, которая в традиционной литературе была представлена мало или вовсе не представлена.
  • Третий тип — слово «двуголосное», с установкой на чужое слово, «двуголосное» слово бывает и авторским, и словом персонажа. Здесь три разновидности:
  1. Первая — оценочно «однонаправленное» двуголосное слово: стилизация, рассказ рассказчика, необъектное слово героя — носителя авторских замыслов, повествование от первого лица.
  2. Вторая разновидность — «Слово» говорящего, персонажа, не отрицательного для автора, более или менее сливается с авторским «словом». Если же говорящий (пишущий) не одобряется или высмеивается посредством якобы его же собственной речи, возникает «разнонаправленное», преимущественно пародийное, двуголосное слово.
  3. Третья разновидность двухголосного слова определяется, как «активный тип», или отраженное чужое слово. По репликам одного участника диалога можно догадываться о содержании и эмоциональной окраске реплик другого. В том же ряду — скрытая внутренняя полемика, полемически окрашенная автобиография и исповедь, скрытый диалог и вообще всякое слово с «оглядкой» на чужое слово.

«Активный тип» более всего характерен для Достоевского, которого объектное слово, второй тип, интересует меньше: индивидуальные или социальные признаки речи не так значимы, как смысловая полемика персонажей с собой и другими.

По Бахтину, автор участвует в борьбе точек зрения — в плане организации повествования, а не общей идеи произведения — на равных с персонажами, ничего им догматически не навязывая. Проза имеет собственный ритм — отличный от стихотворного, а иногда и метр — превращаясь в метризованную прозу[19].

Литератуа

  • Приходько Т. Ф. Парабола «Литературный энциклопедический словарь». — М., (1987).
  • Ю. Н. Тынянов «Проблема стихотворного языка» (1924).
  • Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. «Теория литературных жанров» — М.: Академия, (2011).
  • Лозинская Е. В. «Западное литературоведение XX века» — ИНИОН РАН: Intrada, (2004).
  • А. Н. Николюкина «Литературная энциклопедия терминов и понятий». — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, (2001).
  • Фрадкин И. М. «Творческий путь Брехта-драматурга, Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания». В пяти томах.. — М. (1963).

Примечания

  1. Проза и поэзия. — Энциклопедия «Кругосвет»..
  2. Фрадкин И. М. Творческий путь Брехта-драматурга. — М.: Искусство, 1963.
  3. Проза. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Стб: Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2011. — С. 811—814. — 1596 с. — ISBN ISBN = 5-93264-026-X.
  4. Ю. П. Минералов. Введение в славянскую филологию.. — М.: Высшая школа, 2009.
  5. Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров. — М., 2011. — С. 256. — ISBN ISBN = 978-5-7695-6936-4.
  6. Хализев В. Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1999.
  7. Ананьев Б. Г. Человек как субъект познания. — СПб.: ПИТЕР, 2001. — ISBN ISBN = 5-272-00315-2.
  8. Низар Д. О начале борьбы с легкой литературой.. — Париж, 1833. — С. 211—228.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 1969—1978.
  10. Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С. П. Белокуровой. — М., 2005.
  11. Приходько Т. Ф. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.
  12. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.. — СПб., 1907—1909.
  13. Малый академический словарь. — 1919—1920.
  14. Белова О. В. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н. И. Толстого. — М.: Межд. отношения, 2009. — С. 246—249. — ISBN ISBN = 5-7133-0703-4.
  15. Тумина Л.Е. Притча как школа красноречия. — М.: Эл УРСС, 2008. — С. 368. — ISBN ISBN = 978-5-382-00457-0.
  16. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка / ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1935—1940.
  17. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Стб.: Интелвак, 2001. — С. 989—994. — 1596 с. — ISBN ISBN = 5-93264-026-X.
  18. Тыняков Ю.Н. Проблема стихотворного языка. — Российский институт истории искуств, 1924.
  19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!