Брюсов, Валерий Яковлевич

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Валерий Яковлевич Брюсов
Портрет
Портрет
Псевдонимы Валерий Маслов,
Аврелий, Бакулин, Нелли
Место рождения Москва, Российская империя
Род деятельности прозаик, переводчик, литературный критик, драматург, литературовед, историк
Направление русский символизм
Жанр лирика
Дебют Chefs d’oeuvre («Шедевры»)
Произведения на сайте Lib.ru

Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, там же) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Теоретик и один из основоположников русского символизма.

Биография

Валерий родился в 1873 году в Москве в купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала». В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он знакомился с биографиями великих людей и зарубежной классикой, читал бульварные романы и научную литературу. Брюсов также любил научные эксперименты. Он проводил простые химические и физические опыты, узнавал природу различных явлений из книг. Еще в дошкольном возрасте Брюсов написал свою первую комедию «Лягушка». В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной школы Креймана. В это время начинающий писатель пробовал свои силы в написании прозы и поэзии, а также переводил произведения старых и современных авторов, а в 13 лет опубликовал статью в журнале «Русский спорт». Журнал «Начало» издавался несколько лет, но ученики гимназии забросили проект. Брюсову было 16 лет, когда он возобновил свою редакторскую деятельность. В школе он начал выпускать рукописную газету «Листок V класса». Газета критиковала устройство гимназии, и вскоре ученики-добровольцы были вынуждены перейти в другие учебные заведения. Продолжил образование в гимназии Поливанова[1].

Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы — сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы… Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал… У меня набирались громадные пакеты исписанной бумагиВалерий Брюсов

В 1890-е годы Валерий Брюсов находился под влиянием творчества Пушкина и французских символистов — Шарль Бодлер, Поль Верлен, Стефан Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основателем русского символизма. В том же году Брюсов создал пьесу «Декадент»[1].

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского государственного университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт много времени уделял иностранным языкам, иногда читая зарубежных авторов по их оригинальным текстам. На втором году обучения поэт опубликовал свой первый сборник произведений — «Шедевры». Критики скептически отнеслись к этому сборнику стихов, в том числе из-за громкого названия. Через два года вышел второй сборник стихов «Это я». В нем появляются городские, исторические и научные мотивы. Следующим сборником стихов стала «Третья стража» — сборник исторических и мифологических стихотворений, который поэт посвятил Константину Бальмонту. Публиковал свои произведения в ряде московских и петербургских журналов, работал в московском издательстве «Скорпион»[1][2].

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестёр поэта[3].

В 1915 году по просьбе Московского армянского комитета Валерий Брюсов начал составлять сборник национальной поэзии. Антология охватывала 1,5 тысячи лет армянской истории. Поэты занимались изучением, переводом, редактированием и подготовкой к печати. После выхода антологии Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Летопись исторической судьбы армянского народа». Впоследствии ему было присвоено звание народного поэта Армении[1].

После революции Валерий Брюсов стал государственным служащим. Первое время он возглавлял Комитет по регистрации печати, работал в Госиздате, был президентом Всероссийского союза поэтов и принимал участие в подготовке первого издания Энциклопедии Советского Союза. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил создать Высший литературный институт. До конца жизни поэт оставался ректором и профессором университета[4].

Поэт умер от воспаления легких в 1924 году. Валерий Брюсов был похоронен на Новодевичьем кладбище[1].

Семья

Отец — Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), купец-старообрядец.

Мать — Матрёна Александровна Брюсова (Бакулина) (1846—1920), дочь лебедянского мещанина, поэта и баснописца-самоучки А. Я. Бакулина. Примерно в 1870-м году покинула Елец, где воспитывалась как «барышня» у тетки-купчихи, приехала в Москву, сняла с шеи крест, остригла волосы, поступила на службу, повела знакомство с молодежью, стремившейся, как она сама, к образованию.

Сестра — Надежда Яковлевна Брюсова (1881—1951), музыковед, педагог. Похоронена на столичном Новодевичьем кладбище среди могил своих родственников.

Сестра — Евгения Яковлевна Калюжная (Брюсова) (1882—1977)

Брат — Александр Яковлевич Брюсов (1885—1966), археолог. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище среди могил своих родственников.

Сестра — Лидия Яковлевна Брюсова (1888—1964)[5]. Похоронена на столичном Новодевичьем кладбище среди могил своих родственников.

Жена (1897—1924) — Иоанна Матвеевна Брюсова (Рунт)[6] (1876—1965), работала гувернанткой в семье Брюсовых. Была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. Похоронена на столичном Новодевичьем кладбище рядом с мужем. Детей нет.

Елена (Лёля) Краскова — первая любовь Брюсова, скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893[7]; ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов.

Отношение к революции

Он верил, что революция неминуема и что он действительно может изменить угнетавшую его буржуазную систему. Он верил в партию большевиков. В конце концов, у них была программа построения общества, в котором утверждались бы принципы равенства и социальной справедливости. Его разногласия с Лениным были мягче, чем желание влиться в историю и, в некотором смысле, возглавить культурно-исторические процессы в стране. Таким образом, Брюсов встал на сторону новой власти. Однако окружавшие его литературные круги не ожидали такого поворота[1].

Стихосложение Брюсова

Валерий Брюсов в духе Верхальнеса внес большой вклад в развитие поэтической формы, активно используя неточные рифмы,"свободный стих" и развивая "длинные" размеры (12-стопный хорей с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра…», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок…»), использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам…»). Эти попытки были хорошо приняты молодыми поэтами: В 1890-е годы Брюсов параллельно с Зинаидой Гиппиус развивал тоническую поэзию (дольник - термин, введенный в русскую поэзию Брюсовым в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и позже Блока, приводил запоминающиеся примеры, которые редко цитировались, а стихи редко обсуждались впоследствии. Самые известные дольнеты Брюсова - "Грядущие гунны" (1904) и "Третья осень" (1920) В 1918 году Брюсов опубликовал сборник произведений "Эксперимент...", который не ставил перед собой творческой задачи и был посвящен самым разнообразным поэтическим экспериментам (сверхдлинные строчки, образная поэзия и т. д.). В 1920-е годы Брюсов преподавал поэзию в различных институтах, некоторые его лекции были опубликованы[8][4].

Жанры Брюсова

Проза

Самыми известными прозаическими произведениями Брюсова являются исторические романы "Алтарь победы" (о жизни в Древнем Риме) и "Огненный ангел" (о психологическом климате Германии 16 века). Последний рассказывает историю попыток рыцаря завоевать любовь молодой женщины, духовная целостность которой серьезно подорвана ее участием в оккультных практиках и связями с нечистыми силами. Он послужил основой для оперы Сергея Прокофьева Огненный ангел". Брюсов также написал несколько научно-фантастических рассказов под влиянием По, Герберта Уэллса и Камиллы Фламмарион. Некоторые из них, включая заглавный рассказ, были собраны в его сборнике Республика Южного Креста[4].

Переводы

Как переводчик, Брюсов был первым, кто сделал произведения бельгийского поэта Эмиля Верхарена и тексты армянского ашуга Саят-Новы доступными для российских читателей. Он был одним из главных переводчиков поэзии Поля Верлена. Его самые известные переводы - Эдгара Аллана По, Ромена Роллана, Мориса Метерлинка, Виктора Гюго, Жана Расина, Авсония, Мольера, Байрона и Оскара Уайльда. Брюсов также перевел "Фауста" Иоганна Гете и Энеиду Вергилия[4].


Псевдонимы

В процессе работы над сборниками «Русские символисты» (18941895) Брюсов использовал множество псевдонимов, суть которых была в мистификации читателя. Поэт в качестве редактора сборников стремился создать впечатление большого числа своих единомышленников. В этом состоит уникальность применения псевдонимов Брюсовым[9].

  • А.
  • А-ий
  • Аврелий
  • Бр., Вал.
  • Бр-ов, В.
  • Бакулин, В.
  • В.
  • В. Б.
  • В. Я. Б.
  • Веригин, А.
  • Галахов, Анатолий
  • Гармодий
  • Даров, В.
  • И. А.
  • К. К. К.
  • Л. Р.
  • Латник
  • М.
  • М. П.
  • Маслов, В. А.
  • Москвитянин
  • Нелли
  • Пентаур
  • Р.
  • Сбирко, Д.
  • Созонтов, К.
  • Спасский
  • Товарищ Герман
  • Турист
  • Фукс, З.
  • Ch.
  • Enrico
  • L.
  • ***

Экранизации

Галерея

Опубликованные сочинения

Собрания
Переводы

Память

В 1924 году незадолго до смерти Валерий Брюсов позировал молодому скульптору Нине Нисс-Гольдман[8]. Позднее портрет был помещён в коллекцию русского авангарда 1920-х годов Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

В Краснодаре именем В. Я. Брюсова названы улица и проезд[13].

В доме на проспекте Мира 30, где Брюсов проживал с 1910 по 1924 год, располагается Музей Серебряного века. Центром экспозиции является бывший кабинет писателя[14].

Литература

Валерию Брюсову посвящены тома «Литературного наследства» — 85 (М., 1976) и 98 (в двух книгах, первая книга — М., 1991. ISBN 5-02-011362-3).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Брюсов Валерий Яковлевич — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги. culture.ru. Дата обращения: 7 февраля 2024.
  2. Валерий Брюсов — биография. livelib.ru. Дата обращения: 2 июля 2024.
  3. Валерий Брюсов и Иоанна Рунт - история жизни. mr.moscow. Дата обращения: 7 февраля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Брюсов Валерий | Биография. histrf.ru. Дата обращения: 2 июля 2024.
  5. Евгений Пажитнов. Генеалогическая схема рода Брюсовых. Проза.ру (10 июня 2014). Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 12 октября 2020 года.
  6. Орлова М. В. «Всё произошло иначе, чем я располагал». Последние письма В. Я. Брюсова к И. М. Брюсовой (август – сентябрь 1924 года). // Журнальный зал. Журнал «Октябрь». — 2016. — № 2. Архивировано 3 ноября 2022 года.
  7. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 29.
  8. 8,0 8,1 СКУЛЬПТУРА // Журнал «Искусство трудящимся» — 1924 — № 1 — (2 — 7 декабря) — С. 25.
  9. И. Ф. Масанов. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. В 3 т. Т. 1. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1941. С. IX.
  10. Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества Архивная копия от 6 октября 2007 на Wayback Machine.
  11. Известна также автобиографическая повесть Брюсова «Моя юность» — см., например: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 182—242.
  12. Частично опубликованы также: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 282—293.
  13. Мирный, И. А. Прошлое и настоящее улиц города. Екатеринодар-Краснодар: 1892—2012: краткий топонимический словарь. — Краснодар: Книга, 2012. — С. 70.
  14. Обзорная экскурсия по Музею Серебряного века. Государственный литературный музей. Дата обращения: 28 мая 2018. Архивировано 15 июня 2018 года.

Ссылки