Бодлер, Шарль

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Шарль Пьер Бодлер
фр. Charles Pierre Baudelaire
Шарль Бодлер, около 1862 (фотография Этьена Каржа)
Шарль Бодлер, около 1862 (фотография Этьена Каржа)
Дата рождения 9 апреля 1821(1821-04-09)
Место рождения Париж, Франция
Дата смерти 31 августа 1867(1867-08-31) (46 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство Франция
Род деятельности поэт, эссеист, критик, переводчик
Годы творчества 1857—1867
Направление символизм, декадентство
Язык произведений французский

Шарль Пьер Бодле́р (фр. Charles Pierre Baudelaire; 9 апреля 1821, Париж, Франция31 августа 1867, там же) — французский поэт, критик, эссеист и переводчик. Основоположник декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последующей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.

Бодлера считают основоположником декаданса, хотя употребление термина как художественного течения вошло только в 1880-х годах[1]. Шарль Бодлер входит список про́клятых поэтов: название цикла статей Поля Верлена об отверженных и непризнанных поэтах (сначала в него вошли Поль Верлен, Шарль Кро, Тристан Корбьер, Морис Роллина, Жан Ришпен, Жермен Нуво, Артюр Рембо)[2].

Биография

Шарль Бодлер родился в обеспеченной семье. Его отец, Жозеф Франсуа Бодлер, был выходцем из землевладельцев в Шампани, участником Великой французской революции, который стал во время правления Наполеона начальником канцелярии Сената. Матери Шарля, Каролине Аршанбо-Дюфаи (1793 год—1871 год), было 28 лет, а отцу, Жозефу, 62 года, когда он появился на свет. Каролина была сиротой и бесприданницей, не отличалась красотой. Бедность побудила её выйти замуж в 1819 году за Жозефа Франсуа Бодлера, который был старше Каролины на 36 лет[3]. Отец Шарля рисовал, занимался коллекционированием, с раннего возраста прививал сыну любовь к искусству. Сам Шарль Бодлер называл брак своих родителем «патологическим, старческим и несуразным»[4] из-за их разницы в возрасте. Он писал[3]:

Aquote1.png Я болен, болен. У меня отвратительный характер, и повинны в том родители. Я сучаюсь из-за них. Вот что значит родиться от 27-летней матери и 72-летнего отца. Неравноправный, патологический, старческий союз. Подумай только: 45 лет разницы. Ты говоришь, что занимаешься физиологией у Клода Бернара. Так вот, спроси у своего учителя, что он думает о случайном продукте подобного соития. Aquote2.png

Отец Шарля умер, когда ему было шесть лет, в 1827 году, и через полтора года Каролина вышла замуж за майора Жака Опика (1789 год —1857 год), который впоследствии стал генералом, французским послом в Испании и сенатором[4]. По общему мнению считается, что второе замужество матери сильно повлияло на его психическое состояние. Скоро после смерти Жозефа Бодлера Шарль писал матери[5]:

Вы разочаровались во мне как в сыне, недостатки которого невозможно исправить, для которого всё безразлично, который проводит своё время в лености, ко всему безучастен, апатичен и у которого не хватает смелости взять себя в руки

В школе Шарль Бодлер учился не очень хорошо: шестой в классе по французскому языку, четвертый — по греческому, первый — по латинским стихам. В 1832 году майора Опика переводят в Лион, куда отправляется 11-летний Шарль с матерью, но вскоре его определяют в пансион Делорм[5], позже интернат при лионском Королевском коллеже. Лионский период продлился до января 1836 года, когда семейство Опик вернулось в Париж. Здесь Шарль оканчивает колледж Людовика Великого и осенью 1839 года получает степень бакалавра. В 1837 году получил премию в ученическом конкурсе за сочинение стихов на латинском языке. В стихотворении «Напутствие», включённом впоследствии в сборник «Цветы зла», Бодлер рассказывает о том, что его мать, «кляня дитя родное», восприняла это решение как горе и позор[2]. В этот период он заявляет матери и отчиму, что собирается стать «сочинителем»[3], заводит дружбу с молодыми литераторами (Луи Менар, Эрнест Прарон, Жюль Бюиссон и другими), знакомится с Жераром де Нервалем и даже осмеливается заговорить на улице с самим Бальзаком. Он ведёт «рассеянный» образ жизни, не избегает ни злачных мест, ни сомнительных знакомств[6].

В 1841 году мать и отчим отправляют Шарля Бодлера в плавание по Атлантике и Индийскому океану, дабы он «узнал жизнь», поработав в колониях[2], в том числе в Индии, но уже в июне 1841 года он садится на корабль, отплывающий из Бордо в Калькутту. Однако в Индию Бодлер так и не попал: вытерпев неполных 5 месяцев на борту пакетбота и едва добравшись до острова Бурбон (ныне Реюньон), он решительно отказался плыть дальше и уже в феврале 1843 года вновь оказывается в Париже, где его, по достижении совершеннолетия, поджидало отцовское наследство – 100 000 франков. За 18 месяцев после смерти отца Шарль истратил почти половину наследства, проводя время в кабаре, борделях вместе со своей любовницей Жанной Дюваль, с которой знакомится в 1841 году. В 1840-е годы, стремясь поразить окружающих своим внешним видом, Бодлер с необыкновенной тщательностью заботится о «туалетах», щеголяя то в бархатном камзоле на манер венецианских патрициев, то, подражая знаменитому английскому денди Джорджу Браммелю, в строгом чёрном фраке и с цилиндром на голове, то, выдумав новую форму дендизма, в просторной блузе[7].

С балериной Жанной Дюваль, креолкой с Гаити Шарль Бодлер связывает следующие двадцать лет жизни. Со своей «Чёрной Венерой», которую боготворил, он ругался и безумно любил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он снова пытался покончить с собой[5]. В 1844 году семья подала в суд иск на установление над сыном опеки. С этого времени Шарлю ежемесячно давали определённую скромную сумму.

Он отправлял письма матери до конца своей жизни; ему приписывают эдипов комплекс из-за постоянного желания привлечь внимание со стороны матери. В 1857 году после смерти генерала Опика Шарль всерьёз предложил свою кандидатуру в качестве третьего мужа. Жан-Поль Сартр в этом видел обожествление Бодлером своих родителей[7].

30 июня в возрасте 24 лет Бодлер написал прощальное письмо своему юридическому поверенному Нарсису Анселю[5]:

Я убиваю себя потому, что не могу больше жить, потому как тяжесть, с которой я засыпаю, и тяжесть, с которой я просыпаюсь, стали для меня невыносимыми

Причиной письма стали долги, депрессия из-за неизданных рукописей. Он проводил время в одном из кабаре с Дюваль, попытался проткнуть себе грудь ножом, но рана оказалась несерьёзной. Как выяснилось позже, в это время он уже болеет сифилисом.

Литературная и критическая деятельность

Портрет Шарля Бодлера, художник Эмиль Деруа, 1844 год.

В 1840-х годах Шарль Бодлер начинает свой литературный путь. Первые стихи Бодлера печатались в 18431844 годах в журнале «Артист» («Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Там же он публикует и статьи о живописи, и перевод-адаптацию новеллы высокочтимого Бодлером в качестве предшественника и учителя Эдгара По «Убийство на улице Морг» (1846 год), в 1847 году публикует новеллу о молодом поэте «Фанфарло», далее пробует себя в драматургии (набросок пьесы «Пьяница», 1854 год), пишет заметки о художественных выставках и в 1846 году переводит произведения Эдгара По, с которым он ощутил таинственное родство[6]. Он посвятил почти 17 лет изучению и переводу на французский язык произведений американского писателя, издал 2 книги, посвящённые его творчеству[8].

Для Виктора Гюго «Цветы зла» был невероятно хорошим сборником: «Ваши «Цветы зла» сияют и ослепляют, словно звёзды»[3]. В 1864 году 20-летний Поль Верлен также опубликовал восторженный дифирамб в его адрес, однако Бодлеру это не понравилось: «Эти молодые люди ... вызывают у меня смертельный ужас... Ничего я не люблю так, как быть в одиночестве!»[3].

Последние годы жизни

С Жанной он расстался в 1861 году, в этом же году выдвигает свою кандидатуру в Академию, но в феврале 1862 года снимает её. В начале 1862 году даёт о себе знать болезнь, сифилис. Его мучают головокружения, жар, бессонница, физические, психические кризы. В апреле 1864 года уезжает в Брюссель читать лекции, договариваться об издании своих книг[3].

В последние годы жизни Шарля Бодлера мучали боли в суставах, мигрени и жар. 4 февраля 1866 года Бодлер упал в обморок на ступенях церкви Сен-Лу в Намюре. Позже у Бодлера развились паралич, афазия, рассеянная мысль. Только 1 июля его недвижимое тело перевозят обратно в Париж, где он долго умирает в течение 14 месяцев. Умер Шарль Бодлер в нищете и унижении, тяжело больным и одиноким из-за паралича, 31 августа 1867 года в 11 утра в больничной комнате, украшенной двумя полотнами Эдуарда Мане. Почти всё написанное им в последние годы жизни опубликовано посмертно. Его похоронили рядом с генералом Опиком на кладбище Монпарнас[3]. Сборник стихов «Цветы зла» был реабилитирован в судебном порядке в 1946 году[9].

Произведения

  • «Фанфарло» (1847 году) — новелла;
  • «Цветы зла» (выходил с 1857 года по 1868 годы) — сборник;
  • «Искусственный рай» (1860 год) — эссе о наркотиках;
  • «Обнажённое сердце» — дневник;
  • «Парижский сплин» (1869 год, посмертно) — сборник стихотворений в прозе;
  • статьи, максимы и прочее.

Переводы и публикации в России

Первый сборник стихотворений Шарля Бодлера на русском языке, 1895 год.

Первый перевод стихотворения Шарля Бодлера «Утро» напечатано в 1853 году Николаем Сазоновым, который был знаком с поэтом. Стихотворение было напечатано под псевдонимом «Карл Штахель» в журнале «Отечественные записки»[10]. В 1859 году сборник «Цветы зла» был запрещён цензурой, в 1881 году и в 1883 годах запретили «Дополнения к Цветам зла» и «Осколки» соответственно. Отдельный сборник произведений поэта на русский язык вышел в 1895 году, который содержал 53 перевода Петра Якубовича, революционера-народовольца и переводчика.

В советской время поклонник Шарля Бодлера, Валентин Катаев на бельгийском коллоквиуме по творчеству французского поэта обозначил три этапа знакомства русскоязычных читателей: первый связан с Петром Якубовичем, второй — после отмены цензуры, после революции 1905 года, третий — 1960-е годы, период академического, научного исследования его литературного наследия[11][12].

Однако в разное время его стихотворения переводили Сергей Аркадьевич Андреевский (в 1866 году), Иннокентий Фёдорович Анненский, Виктор Иванович Бибиков, Дмитрий Сергеевич Мережковский, Георгий Викторович Адамович, Константин Дмитриевич Бальмонт, Валерий Яковлевич Брюсов, Александр Сергеевич Есенин-Вольпин, Ариадна Сергеевна Эфрон и другие.

Литература

Аронсон О.В. Богема: опыт сообщества. Набросок к философии асоциальности. — М.: Фонд "Прагматика культуры", 2002. — 96 с. — ISBN 5-7333-0203-8.

Баронян Ж. Б. Бодлер / Перевод с франц. Н. А. Световидовой. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 222 с. — ISBN 978-5-235-03445-7.

Беньямин В. Бодлер. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 224 с. — ISBN 978-5-91103-227-2.

Фокин С. Л. Пассажи: Этюды о Бодлере. — СПб.: Machina, 2011. — 224 с.

Калассо Р. Сон Бодлера / пер. А. Юсупов, И. Заславская, М. Аннинская. — Ad Marginem, 2020. — 376 с. — ISBN 978-5-91103-527-3.

Компаньон А. Лето с Бодлером. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. — 128 с. — ISBN 978-5-91103-635-5.

Батай Ж. Бодлер. Литература и Зло. — М.: МГУ, 1994. — 168 с. — ISBN 5-211-03159-8.

Багно В.Е. Поэты «Искры»: Шарль Бодлер, Николай Курочкин и другие // Русская поэзия Серебряного века и романский мир. — СПб.: Гиперион, 2015. — С. 48–58.

Примечания

  1. Мильчина В. Прогулки в пассажах. ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Якушева Г. Шарль Бодлер. «Проклятый» поэт. RaraAvis (11 апреля 2021). Дата обращения: 27 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе / Сост., вступ. ст. Г.К. Косикова; коммент. А.Н. Гиривенко, Е.В. Баевский, Г.К. Косикова. — М.: Высшая школа, 1993. — 511 с. — ISBN 5-06-002873-9.
  4. 4,0 4,1 Шарль Пьер Бодлер. Шарль Пьер Бодлер. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Баронян Ж. Б. Бодлер / Перевод с франц. Н. А. Световидовой. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 222 с. — ISBN 978-5-235-03445-7..
  6. 6,0 6,1 Бодлер. Сартр Ж.-П.. Издательская группа USSR. Дата обращения: 26 ноября 2024.
  7. 7,0 7,1 Сартр Ж.-П. Бодлер / Перевод Г.К. Косикова. — Издательская группа УРСС, 2004. — 184 с.
  8. Галудзина В. Французский декаданс: Шарль Бодлер и Теофиль Готье. Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ». Высшая школа экономики (22 декабря 2023). Дата обращения: 26 ноября 2024.
  9. Грициенко К. Полунищий щеголь и неудачливый повеса, написавший главную поэтическую книгу Франции. Шарлю Бодлеру — 201 // Правила жизни : журнал. — 2022. — 9 апреля.
  10. Престиж Бук открыл поэтическую серию: Сперва — Бодлер. Лаборатория фантастики (07.12.2013). Дата обращения: 26 ноября 2024.
  11. Тимашева О. В. Реплики и комментарии к модели «русского Бодлера» // Соловьевские исследования. — 2016. — Т. 49, № 1. — С. 138—155.
  12. Бодлер Ш. Падаль. Журнальный зал: Русский толстый журнал как эстетический феномен. Дата обращения: 26 ноября 2024.