Кабаре
Кабаре (фр. Cabaret) — небольшое развлекательное заведение, в котором исполняется программа, состоящая из эстрадных номеров разных жанров. Зрители наблюдают за выступлениями артистов сидя за столиками[1]. Слово «кабаре» в переводе с французского языка означает «кабак»[1].
История
Кабаре в Европе
Принято считать, что слово «кабаре» пришло во французский язык из валлонского или пикардского языков — «cambrete» или «cambret» в переводе означает «маленькая комната». На средненидерландском языке слово «кабаре» упоминали, когда речь шла про рестораны или дешёвые ночлежки[2].
Изначально кабаре должны были выполнять функции литературно-художественных клубов, в которых бы выступали поэты, музыканты и актёры. В 1878 году в Латинском квартале Парижа открылось кабаре под названием «Гидропаты», его основателем стал писатель Эмиль Гудо[2].
В 1881 году на Монмартре[2] в здании бывшего телеграфа[3] Родольф Салис открыл кабаре «Le Chat Noir», название которого с французского переводится как «Чёрный кот». Программа кабаре включала гротескные и лирические песни и другие номера, а художник Родольф Салис способствовал зарождению такого жанра, как конферанс. В кабаре «Чёрный кот» выступали шансонье Аристид Брюан и Иветта Гильбер[1]. Заведение посещали самые разнообразные слои населения, среди которых были художники, куплетисты, прачки, лавочники, ремесленники и нищие. Монмартр постепенно становился центром артистической жизни[3].
В период с 1882 по 1895 год также выходил еженедельный журнал «Чёрный кот», в котором публиковались новости о кабаре, стихи, эссе. В 1890-х годах труппа кабаре отправилась с гастролями по Франции, что стало достаточно необычным явлением для кабаре тех времён. Афиши для кабаре «Чёрный кот» создавал график Теофиль-Александр Стейнлен. Родольф Салис умер в 1897 году и знаменитое кабаре вскоре прекратило свою работу[2]. Несмотря на то, что кабаре закрылось, факт его существования и успешной деятельности оказал сильное влияние на появление других заведений такой направленности — мода на кабаре появилась и в других европейских странах[4].
Аристид Брюан в 1896 году в Париже открыл «Кабаре убийц», которое позже получило название «Ловкий кролик». Кабаре служило местом встреч для авангардистов — поэтов и художников[1].
К началу XX века в Европе количество кабаре увеличилось. Часть этих заведений выполняла функции литературно-художественных клубов для авангардистов, а вторая часть представляла собой небольшие театры, в которых зрителям демонстрировалась оригинальная программа. Последние были распространены в Германии и Австрии, например кабаре «Голодный пегас», открывшееся в 1901 году и кабаре «Седьмое небо», которое заработало в 1902 году. Популярностью пользовалось заведение «Пёстрый театр», которое начало свою работу в Берлине в 1901 году. Его основателем стал литератор Эрнст фон Вольцоген. В этом кабаре звучала социальная сатира, политические шутки, исполнялась пантомима и песенки эротического содержания. Кабаре «Шум и дым» получило известность как литературно-художественный клуб авангардистов — оно было основано в 1901 году в Берлине Максом Рейнхардтом. К этой же категории относятся заведения «Летучая мышь», «Одиннадцать палачей», «Неопатетическое кабаре», «Симплициссимус» и парижское кабаре «Бык на крыше»[1]. Заведение «Шум и дым» со временем из кабаре превратилось в «Малый театр»[1].
Часто в кабаре исполнялись пародии, в которых высмеивалось официозное искусство и современные политики[1].
В 1889 году в Париже на Монмартре Жозеф Оллер и Шарль Зидлер открыли кабаре «Мулен Руж», название заведения переводится как «Красная мельница». Посетителями заведения стали представители всех социальных слоев. Над интерьером «Мулен Руж» работал художник Адольф Вилетта: он декорировал помещение большими зеркалами и люстрами. Во внутреннем дворике была расположена большая статуя слона. Внешне здание выглядело как мельница с красными вращающимися лопастями. В «Мулен Руж» танцевали французский канкан. Изначально танец исполняли и женщины и мужчины, среди мужчин известными исполнителями были Жозеф Пухоль Ле Петоман и Валантен Ле Дезоссе, но позже его стали танцевать только женщины. Среди известных танцовщиц канкана Иветта Гильбер, Жанна Авриль и Луиза Вебер, известная как Ла Гулю.
Среди постоянных посетителей кабаре были писатель Оскар Уайльд и художник Анри де Тулуз-Лотрек, посетителем кабаре стал и принц Уэльский. В 1893 году одна из танцовщиц, Мона, обнажилась на сцене, положив тем самым начало развития жанра стриптиза. За непристойное поведение на сцене её оштрафовали на 100 франков. 27 февраля 1915 года здание кабаре сгорело, и на его восстановление понадобилось 6 лет. После реконструкции, вместе со сменой владельцев заведения, менялась и направленность самого кабаре — какое-то время это место работало как театр оперетты. В 1955 году владельцами «Мулен Руж» стали Джозеф и Луи Клерико, которые приложили усилия для того, чтобы вернуть кабаре первозданный вид. В разное время в кабаре выступали: Фрэнк Синатра, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Жозефин Бейкер, Морис Шевалье, Элтон Джон, Ив Монтан, Лайза Минелли, Михаил Барышников. В 1981 году в «Мулен Руж» побывала Елизавета II. Каждый год около 600 000 туристов посещают «Мулен Руж»[5].
Первое кабаре в Берлине открылось в 1901 году и его программа была более политизированной, чем та, которую могли наблюдать зрители в парижских кабаре[4].
В 1901 году открылось первое кабаре в Вене. Оно называлось «Молодой венский театр у любимого Августина» (нем. «Jung Wiener Theater zum lieben Augustin»), но после 7 представлений кабаре закрылось из-за проблем с властью[4].
В европейских странах 1920-х годов стали активно развиваться коммерческие кабаре, в Германии открывались кабаре с политическим уклоном. К политическим кабаре, которые существовали в Берлине, относятся: «Дикая сцена», «Катакомбы», «Кабаре комиков». Бертольд Брехт в «Кабаре комиков» исполнял «Балладу о мёртвом солдате». В кабаре «Катакомбы» революционные песни пели такие исполнители, как Эрнст Буш и Ханс Эйслер. Позже многие политические кабаре были закрыты[1].
К концу 1920-х годов в Берлине массово открываются комедийные театры, варьете, мелкие кабаре, оперетты. По состоянию на 1927 год, в Берлине работал 51 театр и 97 варьете[3].
Кабаре «Лидо» было основано в Париже в 1946 году братьями Клерико. Свое название кабаре получило в честь венецианского острова. В «Лидо» выступали Марлен Дитрих, Жозефина Бейкер, Эдит Пиаф, Далида, Морис Шевалье, Ширли Маклэйн, Элтон Джон[6].
Кабаре в конце XX — начале XXI века — это небольшие театры, в которых публика сидит за столиками и смотрит за исполнением разных эстрадных номеров[1].
Кабаре в России
В России предшественниками первого кабаре были домашние салоны, литературные кофейни и «капустники», в которых участвовали актеры. Первое кабаре, основанное в 1908 году в Москве, называлось «Летучая мышь». Среди создателей «Летучей мыши» были И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, В. В. Лужский. Участники творческих вечеров в «Летучей мыши»: Вл. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский. В 1908 году в Санкт-Петербурге было основано кабаре «Лукоморье». Также в 1908 году заработало кабаре «Кривое зеркало», в 1912 году — «Бродячая собака»[1]. «Летучая мышь» разместилась в подвале дома Перцова неподалеку от Храма Спасителя. Изначально в репертуаре «Летучей мыши» присутствовали театральные сценки-миниатюрки, в основе которых было высмеивание какого-то лица или события. Основными посетителями «Летучей мыши» были работники МХТ и артисты[3].
Борис Константинович Пронин был владельцем клуба «Бродячая собака», большое влияние на жизнь кабаре оказывали такие люди, как С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов, А. Н. Толстой, М. В. Добужинский, В. А. Подгорный, Н. В. Петров, Н. Н. Евреинов. «Бродячая собака» закрылась, когда началась Первая мировая война. После этого Пронин открыл новое кабаре «Привал комедиантов»[7].
Художник Александр Николаевич Бенуа говоря про кабаре, отмечал, что в Петербурге создали то, чем уже давно славится Париж, и называл кабаре причудливым и дурашливым зрелищем[3].
В 1917 году кабаре перестали существовать и заработали вновь во время НЭПа. В это время кабаре стали местом работы для тех актеров, которые раньше работали в театрах, прекративших свое существование. Программа кабаре включала в себя скетчи, сценки, пародии, эстрадные выступления. В 1921 году в Москве открылось кабаре «Нерыдай», руководителем был А. Д. Кошевский. В этом кабаре Владимир Николаевич Давыдов исполнял романсы под гитару, выступала Рина Васильевна Зелёная. В том же году в Москве открылось еще одно кабаре — «Коробочка», его владельцем был Б. С. Борисов. В Петрограде работал «Балаганчик», в котором ставились пародии на спектакли рабочей самодеятельности. Когда новая экономическая политика прекратила свое существование, закрылись и кабаре[1].
Многие артисты после революции 1917 года эмигрировали. Оставшиеся не могли продолжать свою работу в кабаре не только из-за их закрытия, но и потому, что изменился уклад жизни зрителей. Многие герои сценок и скетчей стали неактуальными[7].
В 1922 году в Вену из Берлина с гастролями приехал русский театр-кабаре «Синяя птица», который базировался в Берлине с 1921 года. Публика встретила выступления с большим энтузиазмом. С 1922 года «Синяя птица» приезжала с гастролями один-два раза в год вплоть до 1931 года. У русского кабаре стали появляться подражатели, которые показывали подобные номера — их стали называть «Серыми птицами»[4].
Во главе труппы «Синей птицы» был артист Яков Южный, который эмигрировал из России в конце 1920 года, а в 1921 году начал организовывать свой театр в Берлине. Театр открылся 10 декабря 1921 года. Изначально в труппу были набраны русские артисты. Выступления пользовались популярностью, но, чтобы у публики не было пресыщения, Южный решил устроить гастроли по другим городам. Номера, которые ставила труппа «Синей птицы» очень отличались от того, что показывали в кабаре Вены и Берлина, у выступлений не было политической или сатирической окраски, главной задачей артистов было принести радость зрителям. Номера «Синей птицы» ставились по всем законам спектакля: были высокие требования к музыке, освещению, костюмам и гриму. Жесткие требования были и к театральному мастерству актеров. По свидетельствам очевидцев, Яков Южный обладал манерой особого общения со зрителями и чтобы преодолеть языковой барьер, создал «уморительный немецкий», который включал в себя смесь французского, русского, английского и немецкого языков, а произносилось все в интонациях, характерных для немцев[4].
После революции в Европу эмигрировали многие театральные труппы, но наибольшей популярностью пользовались театры-миниатюр и театры-кабаре[4].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 КАБАРЕ́ . Большая российская энциклопедия 2004–2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Не только «Мулен Руж»: почему понадобилось больше века, чтобы культура кабаре прижилась в России .
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 ТЕАТРЫ-КАБАРЕ: ПУТЬ ИЗ ЕВРОПЫ В РОССИЮ .
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Исследование успеха русского кабаре в Вене в 1920-1930-х годах .
- ↑ Мулен Руж: как создавалось легендарное парижское кабаре .
- ↑ Легендарное французское кабаре "Лидо" отмечает свое 65-летие в Москве .
- ↑ 7,0 7,1 Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917 .
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |