Пиаф, Эдит

Материал из «Знание.Вики»
Эдит Пиаф
фр. Édith Piaf
Эдит Пиаф (фотография 1962 года)
Эдит Пиаф (фотография 1962 года)
Полное имя Эдит Джованна Гассьон
Дата рождения 19 декабря 1915(1915-12-19)
Место рождения Париж, Третья французская республика
Дата смерти 10 ноября 1963(1963-11-10) (47 лет)
Место смерти Грас, Франция
Страна  Франция
Профессии певица и актриса
Годы активности 1935—1963
Жанры шансон
Псевдонимы La môme Piaf

Эди́т Пиа́ф (фр. Édith Piaf [edit pjaf]), настоящее имя Эди́т Джова́нна Гассьо́н (фр. Édith Giovanna Gassion; 19 декабря[1] 1915[2], Париж, Третья французская республика — 10 октября 1963[3], Грас, Франция) — французская певица и киноактриса.

Биография

Детство

Эдит Джоанна Гассьон родилась в Париже 19 декабря 1915 года. Ее отец, Луи Гассьон, был акробатом, мама, Анита Майяр, безуспешно пыталась стать актрисой. Девочка, родившаяся в самый разгар Первой мировой войны, оказалась никому не нужна. Когда отца отправили на фронт, мама отвезла ребенка к бабушке, ведь ей нужно было зарабатывать деньги на жизнь. Бабушке некогда было заниматься ребёнком, и она часто наливала внучке в бутылочку вместо молока разбавленное вино, чтобы та все время спала[4].

И кто знает, чем бы это все закончилось для Эдит, если бы отец не вернулся с войны и не забрал её к своей матери в Нормандию, где та содержала бордель.

Потом выяснилось, что трёхлетняя Эдит совершенно слепа. К тому же оказалось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит. Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка Гассьон и её девицы повезли Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Лечение в городе Лизье и горячая бабушкина молитва помогли, Эдит стала видеть. В дальнейшем певица на протяжении всей жизни носила с собой маленькую икону с изображением святой Терезы[4]. Луи проделывал акробатические номера прямо на улицах или площадях, а девочка сопровождала их незатейливыми песенками. Поющий ребенок в нищенских лохмотьях вызывал сострадание у сердобольных парижан, заработки отца значительно возросли. Так незаметно прошло пять лет, девочка подросла и решила покинуть огромную родительскую семью. Самую младшую сестренку, Симону, она забрала с собой. Они вместе зарабатывали пением на жизнь[4].

Юность

Уличная певунья имела большой успех у парижан, владелец кабаре «Жуан-ле-Пен» тоже обратил внимание на юную исполнительницу. Предприимчивый делец пригласил девушку петь в кабаре. Владелец магазина Луи Дюпона влюбился в юную певицу из кабаре. Они стали жить в гражданском браке. Когда певице было 17 лет, она родила дочку. Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались. Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её. Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему. Дочь Эдит заболела туберкулёзным менингитом и попала в больницу. В результате Марсель скончалась (7 июля 1935). Также в 1938 году у Эдит раньше срока родился мертворожденный ребёнок, после чего она не могла больше иметь детей.[5].

Когда Пиаф было 20 лет, на нее обратил внимание владелец кабаре «Жернис», которое находилось на Елисейских Полях. Мужчину звали Луи Лепле, он сразу понял, с каким великим талантом имеет дело. Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашёл для Эдит имя — Пиаф (на парижском арго значит «воробушек»).

Вскоре на подмостках «Жернис» засверкала яркая звезда. Первые афиши представляли её как «Малышку Пиаф». 17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистенгетт, Мари Дюба. Короткое выступление на Радио-Сити позволило ей сделать первый шаг к настоящей славе — слушатели звонили на радио, в прямой эфир, и требовали, чтобы Малышка Пиаф выступала ещё[6]. Успех был оглушительным. Певица чувствовала себя невероятно счастливой, но период безмятежного счастья был коротким. Совсем скоро её высокого покровителя, Луи Лепле, нашли мертвым. Кто-то застрелил хозяина кабаре, и полиция отрабатывала все возможные версии. Подозреваемых было несколько, среди них была и Эдит Пиаф, которую Луи упоминал в своем завещании. Певицу стали травить в газетах, во время её выступлений публика устраивала настоящие скандалы[4].

Другим учителем Пиаф стал Раймон Ассо, который, по сути, создал отточенный и уникальный стиль певицы, переделав «малышку Пиаф» в единственную и неповторимую Эдит Пиаф[7]. Поэт-песенник продолжил работать над созданием образа Эдит Пиаф, он обучал её всему, что не успел сделать его предшественник. Поэт помог певице создать «стиль Пиаф». Специально для этой исполнительницы он пишет несколько песен – «Она жила на улице Пигаль», «Средиземноморье», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». Через некоторое время к этому тандему присоединилась Маргерит Монно. Сотрудничество талантливых людей было очень успешным, в результате весь мир смог порадоваться песням «Маленькая Мари», «Гимн любви», «Дьявол рядом со мной»[6].

Стараниями Ассо певица оказалась на сцене «АВС», самого популярного французского мюзик-холла. Выступление на легендарных подмостках было очень значимым, почти как спуск нового корабля на большую воду. После появления Эдит на этой сцене все столичные газеты восторженно писали о рождении великой французской певицы. В период Второй мировой войны звезда покидает Ассо.

Теперь она работает со знаменитым режиссером Жаном Кокто. Он снимает певицу в кинокартине «Равнодушный красавец» (1940). Жорж Лакомб через год пригласит артистку работать в свой фильм «Монмартр на Сене».

После войны популярность певицы стала просто невероятной. В 1955 году она выступала на сцене легендарного концертного зала «Олимпия», после чего совершила многомесячное турне по Америке. В 1961 году доктора диагностировали у Пиаф рак печени. Но французский «воробушек» не расстался со сценой, с высоты Эйфелевой башни в 1962 году она пела самые лучшие песни «Милорд», «Право любить», «Нет, я ни о чем не жалею». В последний раз поклонники увидят свою любимицу в марте 1963 года на сцене оперного театра в Лилле[4].

Личная жизнь

Что касается личной жизни Пиаф, она всегда была очень влюбчива — известно, как минимум, о семи её любимых мужчинах, но, увы, многие из тех, кого она любила, — погибали, и порой ей не оставалось ничего, кроме как забыться с помощью алкоголя или морфия, пытаясь избежать не только физической, но и душевной боли. Последней любовью Пиаф стал молодой грек Тео Сарапано, который оставался с ней до самой смерти Эдит Пиаф[7].

Последние годы и смерть

Чрезмерная концертная деятельность окончательно подорвала хрупкое здоровье певицы. Ей поставили диагноз склероз и цирроз печени. В 1959 году Эдит перенесла операцию из-за язвы желудка.

Могила Эдит Пиаф

Долгие годы звезду мучал артрит и какое-то время она боролась с бессонницей. Злоупотребление алкоголем и наркотиками тоже повлияли на здоровье. С 1960 по 1963 Пиаф на несколько месяцев попадала в больницу. Певица сильно похудела и состарилась. В течение нескольких месяцев певица то теряла сознание, то приходила в себя. 10 октября 1963 года Эдит Пиаф скончалась от разрыва аневризмы из-за печеночной недостаточности на своей вилле в Грассе. Её последними словами были: «За каждый чёртов поступок, который ты совершаешь в этой жизни, нужно платить»[8].

Тело перевезли в Париж в полной секретности. О смерти певицы сообщили только 11 октября. В этот день умер друг Пиаф Жан Кокто. По легенде, его сердце не выдержало смерти Эдит. Церковь отказалась отпевать певицу сославшись на то, что она провела свою жизнь в грехе. Эдит прямиком доставили на кладбище Пер-Лашез[9]. На прощание со звездой Франции пришло более сорока тысячи человек.

Признание

  • В 2003 году в Париже был установлен памятник в память об Эдит Пиаф
  • В 2007 году вышел фильм "Жизнь в розовом свете", посвященный певице.
  • В Париже находится дом-музей Эдит Пиаф
  • Именем певицы названа астероид (3772) Пиаф, открытый 21 октября 1982 года сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной.[10]

Фильмы

Название Год Режиссёр В роли Эдит Пиаф Примечания
«Пиаф» 1974 Ги Казариль Бриджит Арьель Основан на биографии Эдит Пиаф
«Эдит и Марсель» 1983 Клод Лелуш Эвелин Буи О любви Эдит Пиаф и известного боксера Марселя Сердана
«Жизнь в розовом цвете» 2007 Оливье Даан Марион Котийяр Основан на биографии Эдит Пиаф

Книги

  • Симона Берто. «Эдит Пиаф», Paris,Laffont, 1969 /Москва, «Искусство»,1991, 320 стр. (Воспоминания Момоны — подруги юности Эдит Пиаф).Édith Piaf, by Édith Piaf and Simone Berteaut, published January 1982; ISBN 2-904106-01-4
  • The Wheel of Fortune: The Autobiography of Édith Piaf by Édith Piaf (originally written in 1958, 5 years before her death), Peter Owen Publishers; ISBN 0-7206-1228-4 (originally published 1958 as Au bal de la chance)
  • Berteaut, Simone; Boulanger, G. (translator). Au bal de la chance (неопр.) / Robert Laffont[en]. — 1965 (translation). — Paris: Penguin[en], 1958. — ISBN 978-0140036695. memoirs, written by stepsister
  • The Piaf Legend, by David Bret, Robson Books,1988.
  • Piaf: A Passionate Life, by David Bret, Robson Books, 1998, revised JR Books, 2007
  • "The Sparrow — Edith Piaf, " chapter in Singers & The Song (pp. 23-43), by Gene Lees, Oxford University Press, 1987, insightful critique of Piaf’s biography and music.
  • Marlene, My Friend, by David Bret, Robson Books, 1993. Dietrich dedicates a whole chapter to her friendship with Piaf.
  • Oh! Père Lachaise, by Jim Yates, Édition d’Amèlie 2007, ISBN 978-0-9555836-0-5. Piaf and Oscar Wilde meet in a pink-tinted Parisian Purgatory.
  • No Regrets: The Life of Edith Piaf, by Carolyn Burke, Alfred A. Knopf 2011, ISBN 978-0-307-26801-3. An in-depth and insightful look at Piaf’s life.
  • «Edith Piaf Find me a new way to die» // David Bert 2015
  • Мишель Марли. «Песня длиною в жизнь». Санкт-Петербург, «Аркадия», 2021, 353 стр.; ISBN 978-5-907338-60-9. Переводчик Е.Кормилицына.

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!