Пантомима
Пантоми́ма — это театральное представление, которое передаёт смысл и содержание через жесты, пластику и мимику. Элементы пантомимы можно встретить в различных культурах, где мимические выступления часто являются частью религиозных ритуалов. Впервые пантомима как самостоятельный вид театрального искусства появилась в Древнем Риме в эпоху императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э.). Греческое слово «pantomimus» имело значение «тот, кто изображает всё» и относилось как к актёру, так и к виду искусства в целом. Римский танцор Пилад из Киликии стал первым, кто представил сольные номера, исполняя пантомимы на мифологические сюжеты[1].
Этимология[править]
Пантомима (греч. παντόμιμος — всё воспроизводящий подражанием) — театральное представление, где чувства и мысли персонажей выражаются через жесты и мимику, без использования слов. Её также можно рассматривать как средство дополнительной коммуникации, особенно когда необходимо общаться без знания языка или при его недостаточном владении. Например, переводчик, хоть и говорил по-корейски плохо, смог передать обычный разговор с помощью пантомимы[2].
История[править]
Значение слова пантомимы уходит в древние времена к искусству древнегреческих мимов, которые объединяли слово и движение. В древнегреческой античной пантомиме можно было увидеть различные виды действий:
- водные;
- акробатические;
- конные выступления;
- процессии и многое другое[3].
Разделение слова и жеста началось в древнеримской пантомиме в конце I века до н. э., где актёр демонстрировал действия, комментируемые хором. В средние века пантомима была характерна для артистов театра гистрионов. С XVI по XVIII века она возродилась в комедии дель арте, где некоторые персонажи стали основой для будущих мимов[3].
Во Франции введение театральной монополии в 1680 году и ограничения на разговорные сцены (1707) и вокальные выступления (1709) способствовали бурному развитию пантомимы на площадках балаганного театра. В XVIII веке пантомима стала важным элементом драматизации балета благодаря работам Джона Уивера и Жан-Жоржа Новерра. Влияние романтизма также способствовало развитию пантомимы как самостоятельной театральной формы. Актёры пантомимы, такие как Джозеф Гримальди и Жан-Гаспар Дебюро, прославились, положив начало жанру лирической пантомимы[3].
В Англии в конце XIX века пантомима была популярна среди артистов цирка и мюзик-холла, а затем в начале XX века она вошла в кинематограф, приобретя новое дыхание в творчестве мимов немого кино, таких как Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд и другие[3].
Традиционная пантомима обычно передаёт определённую историю, где жесты выступают в качестве своего рода сопровождения — иллюстрации или замены звучащего слова. В 1920—1940-х годах Э. Декру, отклонившись от лингвистического понимания жеста, разработал основы новой, неиллюстративной пантомимы, где в центре внимания оказывается тело актера. Этот подход был продолжен в актерском мастерстве Ж.-Л. Барро, М. Марсо, Р. Дево, М. Серро, в постановках Е. Гротовского и Э. Барбы. Среди других известных мимов XX века — Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша), М. Тенисон (Литва), А. Дариус (США)[3].
В России к пантомиме обращались Н. Н. Евреинов, К. А. Марджанишвили, М. А. Чехов, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, А. А. Румнев, Р. Е. Славский, Б. Г. Амарантов, А. А. Елизаров, В. В. Мартынов и другие. Пантомима включает в себя различные жанры и форматы — от коротких эпизодов до полноценных спектаклей. Она широко используется в исполнении артистами эстрадной миниатюры (А. И. Райкин) и цирковой клоунады (Карандаш, Ю. В. Никулин, Л. Г. Енгибаров, В. И. Полунин)[3].
Виды[править]
Как и всякое другое искусство, пантомима имеет различные виды:
- Классическая пантомима, представленная в античных Греции и Риме, объединяет в себе действие, музыку и стихи.
- Танцевальная пантомима восходит к первобытной культуре и до сих пор сохраняется в народных танцах различных народов[4].
- Акробатическая пантомима, возникшая в восточном театре, включает в себя элементы прыжков и жонглирования.
- Эксцентрическая пантомима основана на комических ситуациях и использовании гротесковых реквизитов.
Последние два вида пантомимы, акробатическая и эксцентрическая, широко используются в цирковых представлениях[4].
Жанры[править]
По своему жанру пантомима может быть:
Она охватывает все сферы. Комедия часто имеет сатирический и юмористический подход. Конфликты и борьба персонажей разрешаются в пантомиме уникальным образом. Ч. Чаплин считается великим комическим мимом всех времён. В трагедии сюжет часто завершается катастрофой. Трагическая пантомима отличается серьёзностью, выражением противоречий и конфликтов. Сказки и мифы обычно рассказывают о вымышленных героях, часто обладающих невероятными магическими способностями. «Немая» постановка также может быть памфлетом, выражая отрицание устоявшихся принципов жизни, политической системы страны с элементами насмешки и разоблачения. В случае новеллы мим рассказывает жестами о лирических сюжетах. Пантомима может представлять собой выступление одного артиста или целого коллектива мимов[5].
Примечания[править]
- ↑ Краткий словарь по эстетике. История возникновения пантомимы Пантомима для детского развития . obeho.ru. Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ Пантомима // Словарь русского языка.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Пантомима . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Театральная азбука.Пантомима . sevtyuz.ru (7 апреля 2020). Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Пантомима . Театралы. Дата обращения: 11 июня 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |