Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
Всеволод Мейерхольд | |
---|---|
| |
Имя при рождении | Карл Казимир Теодор Мейерхольд |
Дата рождения | 28 января (9 февраля) 1874 |
Место рождения | Пенза, Российская империя |
Дата смерти | 2 февраля 1940 |
Место смерти | Москва, СССР |
Гражданство |
Российская империя РСФСР СССР |
Профессия | театральный режиссёр, актёр |
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики (1923).
Биография
Всеволод Мейерхольд (Карл Казимир Теодор Майергольд) родился в семье владельца винно-водочного завода Эмилия Федоровича Мейергольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе)[1]. Детей обучали репетиторы (у Карла было пять братьев и две сестры). Однако на карманные расходы отец давал сыновьям гроши и придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его братья играли в любительских спектаклях.
Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно. Окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он принял православие и взял фамилию Мейерхольд и имя Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина[2]. Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. Мейерхольд с удовольствием изучал литературу, музыку и историю театра, хорошо писал и мечтал попробовать себя в роли режиссера[2].
В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, П. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Играл роли Василия Шуйского («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного») А. К. Толстого, принца Арагонского («Венецианский купец» Шекспира), Тирезия («Антигона» Софокла), поганнеса («Одинокие люди» Г.Гауптмана), Треплева («Чайка») и Тузенбаха («Три сестры») А.Чехова. Во МХТе Мейерхольд прошел школу психологического театра, но не принял ее. 12 февраля 1902 года Мейерхольд объявил о своем выходе из состава труппы. Уже тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав. С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Он возглавил вместе с А. С. Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Труппа получила название «Товарищество новой драмы». Сезон открылся 22 сентября 1902 года[1].
В 1905 году режиссер Константин Станиславский задумал открыть в Москве Театр-студию. Всеволод Мейерхольд написал ему, что мечтает стать режиссером: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!!» Станиславский предложил Мейерхольду подготовить несколько постановок, однако после генеральных репетиций спектакли не выпустил и экспериментальную студию закрыл. Позже он написал в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу»[2].
Осенью 1906 года В. Ф. Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Санкт-Петербург главным режиссёром Драматического театра. Открытие театра состоялось 10 ноября в новом помещении на Офицерской улице. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей — «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева. Сезон в театре на офицерской завершился 4 марта 1907 года. В 1907—1918 годах Мейерхольд работал в петербургских Императорских театрах, поставив там 21 драматический спектакль и 10 музыкальных[1].
За почти десять лет работы в Санкт-Петербурге Мейерхольд создает несколько выдающихся спектаклей и довольно много совершенно провалившихся. Ставит любительские представления в Доме интермедий и Башенном театре. Открывает учебную Студию на Бородинской и создает журнал «Три апельсина», где под псевдонимом Доктор Даперттуто публикует статьи о реформе актерского творчества. Мейерхольд входит в моду, его имя на устах у всех, но его мало понимают. Постоянные нападки прессы и тяжелое материальное положение в очередной раз приводят к депрессии[3].
Самой известной из поставок на императорской сцене стал «Маскарад» Лермонтова. Шесть лет Мейерхольд вместе с Головиным сочиняет этот легендарный и вызывающе роскошный спектакль, премьера которого совпала с началом февральской революции. «Маскарад» все еще будет идти на сцене Александринского театра, когда самого Мейерхольда уже не станет[3].
Жизнь после 1917 года
Революционное лето 1917 года Мейерхольд проводит в Москве. Его политическая позиция более-менее определилась еще до Октября. Конечно, он за перемены, за революцию и даже за большевиков. Впрочем, настроения его далеки от оптимизма[3]. После Октябрьской революции Всеволод Мейерхольд вступил в Коммунистическую партию. Сразу после переворота он с Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и Натаном Альтманом приехал в Смольный, где они предложили новым властям сотрудничество[2].
Главным для Мейерхольда всегда остается театр. После Февральской революции происходит бурная общественная дискуссия о дальнейшем развитии театрального искусства и его устройства, в том числе и финансового. Мейерхольд — активный участник множества новых объединений, создаваемых интеллигенцией: Союза деятелей искусств, Союза режиссеров, Союза сценических деятелей, Цеха мастеров сценических постановок. Вместе с группой режиссеров и актеров он пытается созывать Всероссийский съезд сценических деятелей, в первую очередь для борьбы с антрепренерами и передачи всех театров в руки Всероссийского профессионального союза[3].
В ноябре 1917 года тогда еще режиссер императорского театра Всеволод Мейерхольд пришел на совещание к Луначарскому, наркому просвещения нового большевистского правительства. Наркомпрос разослал несколько сотен приглашений для интеллигенции. На встречу явилось всего пятеро — Мейерхольд, Блок, Маяковский, Альтман, Ивнев. Каждому из пришедших новая администрация поручила заниматься направлением, Мейерхольду — театром[3].
Новый стиль
16 ноября 1918 года Мейерхольд заявил об уходе из Мариинского театра. По возращении в Москву с 16 сентября 1920-го до 26 февраля 1921-го Мейерхольд возглавляет московский ТЕО Главполитпросвета. На этом посту он демонстрирует довольно радикальные, если не сказать воинственные настроения[3].
Среди первых задач нового начальника театрального отдела — предоставление хотя бы одного из московских театров «для устройства Центрального показательного пролетарского театра» . Театру Пролеткульта передано помещение театра «Эрмитаж». Сам Мейерхольд открывает Театр РСФСР-1 в помещении бывшего театра «Зона», где 8 ноября, к третьей годовщине революции, состоялась премьера пьесы Эмиля Верхарна «Зори». Так создается левый фронт в театральном искусстве — для борьбы с традиционным театром. Из ТЕО Мейерхольда все же убирают (за экстремизм), и он создает новые театральные мастерские (впоследствии ГИТИС), а в 1923 году — Театр имени Мейерхольда (ГосТИМ). Луначарский быстро разочаровывается в своем союзнике и отмежевывается от него. Союз государства с авангардистами, с «футуристами», как тогда называли всех радикальных новаторов, оказался временным и ситуативным[3].
Исключением среди вполне буржуазно настроенных в области искусства руководителей пролетарского государства был Лев Троцкий: его привлекало новое искусство, революционное по отношению к старым формам. У Мейерхольда личных отношений с Троцким не было, не до театров тому было, но в трудную минуту обратиться к нему с просьбой считал возможным[3]. Мейерхольд не был любимцем вождей Советского государства. Однако в 1923 году к юбилею — 25 лет актерской и 20 лет режиссерской деятельности — ему дают звание народного артиста и устраивают официальное чествование[3].
Время с 1923 по 1928 год можно считать лучшими и самыми успешными годами в творческой биографии Мейерхольда. Конструктивизм, театральный монтаж, новая актерская школа биомеханики, программа «Театрального Октября» делают его едва ли не самой важной фигурой нового советского искусства. Несмотря на солидный по тем временам возраст и долгую сценическую карьеру, он оказывается лидером новаторства, эксперимента, кумиром молодых художников, он фонтанирует идеями, никогда не повторяется, вовлекает в орбиту своего энтузиазма талантливую и энергичную молодежь. Однако его спектакли, позже признанные шедеврами, — «Мандат» (1925), «Ревизор» (1926), «Горе уму» (1928) — вызывают все больше нареканий и справа, и слева[3].
Театр имени Мейерхольда
Театр имени Вс. Мейерхольда существовал под разными разными названиями в Москве в 1920—1938 годах.
7 января 1938 года Политбюро принимает постановление «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» («ликвидировать театр Мейерхольда как чуждый советскому искусству», «вопрос о возможности дальнейшей работы Вс. Мейерхольда в области театра обсудить особо»)[3].
Смерть
В июне 1939 года в Москве проходит Всесоюзная режиссерская конференция, на сцене Дома актера в президиуме — Мейерхольд, чье появление встречают бурными аплодисментами, как и каждое упоминание его имени в докладах, отмечает стенограмма[3]. Конференция начиняется с доклада Комитета по делам искусств, в котором осуждаются грубые методы руководства в отношении так называемого формализма. Керженцев, который подписал приказ о ликвидации ГосТИМа, весной отставлен с поста руководителя комитета. Театральных деятелей воодушевляла надежда на смягчение установок на преследование театральной условности и отказ от насильственной «мхатизации»[3]. На третий день Мейерхольд выступил с покаянной речью о признании своих ошибок:
— Не надо было также такие мои лабораторные работы, как „Лес“ и „Ревизор“, показывать широкой публике. За этими моими постановками последовал акимовский „Гамлет“ в Театре им. Вахтангова, и если бы нас вовремя не остановили, то неизвестно, каких бед в искусстве могли бы натворить формалисты. Поэтому совершенно правильным явилось постановление о закрытии театра, которым я руководил»
16 июня Мейерхольд уехал в Ленинград, чтобы работать над выступлением 500 студентов-физкультурников Института Лесгафта на спортивном параде, который должен был пройти в середине июля на Красной площади. Он остановился в своей квартире, где и был арестован. Постановление на арест составлено 19 июня 1939 года, в тот же день его утвердил Берия. 20 июня распоряжение о задержании и направлении спецконвоем в Москву поступило в органы НКВД Ленинграда [3].
1 февраля 1940 года заседание Военной коллегии Верховного суда СССР приговорило Всеволода Мейерхольда к расстрелу, 2 февраля приговор был приведен в исполнение. Захоронение состоялось в «Общей могиле № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930—1942 годах включ.» на кладбище московского крематория у Донского монастыря. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Всеволода Мейерхольда[4].
После ареста упоминание имени Мейерхольда было запрещено, его творчество полностью изъяли из истории культуры, ретушеры стерли изображение с известных фотографий. Получавшие в 1940 году Сталинскую премию Юткевич и Эйзенштейн, сидя на церемонии, посчитали, сколько сталинских лауреатов, включая их самих, были учениками Мейерхольда. Вышло, что 40 человек[3].
Личная жизнь
В 1896 году Всеволод Мейерхольд женился на Ольге Михайловне Мунт (1874—1940).
В 1921 году 48-летний мастер разводится с Ольгой Мунт и женится на 28-летней Зинаиде. Супруги берут общую фамилию — Мейерхольд-Райх. Двух малолетних детей Зинаиды от Сергея Есенина Мейерхольд усыновляет. С тех пор пара не расстается. Райх пишет под диктовку мужа статьи и письма, активно участвует в административной и творческой жизни созданных им театров и мастерских, преподает биомеханику. В 1924 году она дебютировала как актриса в спектакле «Лес», сыграв Аксюшу, и с тех пор становится примой ГосТИМа и притчей во языцех для всего театрального мира.
15 июля 1939 года Зинаида Николаевна Райх была убита неизвестными в московской квартире.
«Мою маму убили в ночь на 15 июля. Ее уже похоронили на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы Есенина. Почти никто не пришел, были родные и несколько посторонних почти людей; из тех, кто ходили всегда, никто не пришел. <…> Они ничего не взяли, не ограбили, они пришли, чтобы убить и ранили 7 раз около сердца и в шею, и она умерла через 2 часа, а Лидию Анисимовну побили по голове, и она жива. <…> Кто это был, их было двое и их не нашли»
Реабилитация Мейерхольда
В биографии Мейерхольда, восстановленной после реабилитации в 1955 году, несмотря на громадный интерес к его фигуре, осталось много неизвестного. Часть архива, спасенная родственниками из московской квартиры, сохранилась на даче у Сергея Эйзенштейна, но там было далеко не все. Возвращение Мейерхольда в публичную сферу совершалось не без потерь, ученики и историки театра часто сознательно умалчивали о многом, а другое искажали — иной раз сознательно, «в интересах дела»[3].
Биомеханика
«Биомеханика» — система упражнений, помогающая актёру прокачать свои физические данные. Мейерхольд считал, что этот набор действий способен превратить обычного артиста в универсального, так называемый механизм, которым легко можно управлять. Сам термин режиссёр позаимствовал из науки. С помощью биомеханических исследований учёные изучают механические свойства живых организмов, включая движение, структуру и взаимодействие различных частей тела[5].
Мейерхольд разработал и предложил систему упражнений, названных условно «биомеханикой». Биомеханику можно сравнить с упражнениями Ганона и этюдами Черни, тренирующими ученика-пианиста. Осваивая технические трудности упражнений и этюдов, он не получает рецептуру проникновения в лирическую напряжённость, например, шопеновского Ноктюрна, но, овладев техникой, — становится мастером. Техника вооружает фантазию. Биомеханика — Ганон для драматического актёра. Актёр драматического театра получил серию упражнений, созданных на основе анализа сцен импровизаций итальянских актёров, на основе практики выдающихся актёров мира. Школа Мейерхольда начиналась с того, что ученик сначала был слушателем, а затем и обязательным участником лекций, бесед, диспутов, которые вели необычайно интересные, приглашаемые Мейерхольдом литераторы, художники, музыканты[6].
Мейерхольд же хотел добиться идеальной пластики актёров, требуя от них «экономии выразительных средств». Его метод предполагал, что движение идёт от внешнего к внутреннему. Именно по этой причине Всеволоду Эмильевичу не была близка система Станиславского, основанная на внутреннем переживании роли. По Мейерхольду, артисты должны придерживаться следующей цепочки: мысль — движение — эмоция — слово. Главной фазой актёрской игры здесь становится второй пункт, благодаря которому дальше рождаются нужные чувства. При этом движение должно быть утрированно, чтобы достучаться до зрителя[5].
Творчество
Театральные работы
Актёрские
- 1892 — «Горе от Ума» А. С. Грибоедова. Пензенский кружок любителей театрального искусства — Репетилов
- 1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёры-постановщики К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Василий Шуйский
- 1898 — «Венецианский купец» У. Шекспира — принц Арагонский
- 1898 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Треплев
- 1899 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоанн Грозный
- 1899 — «Антигона» Софокла — Тирезий
- 1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоганнес
- 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Тузенбах
- 1907 — «Балаганчик» А. А. Блока — Пьеро
Режиссерские
- 1906 — «Сестра Беатриса» Мориса Метерлинка театр В. Комиссаржевской
- 1906 — «Гедда Габлер» Генрик Ибсен театр В. Комиссаржевской
- 1906 — «Балаганчик» А. Блока, театр В. Комиссаржевской
- 1913 — «Электра» Р. Штрауса, Мариинский театр. Художник А. Я. Головин
- 1918 — «Мистерия-Буфф» В. Маяковского
Театр РСФСР-1 (Театр Актёра, Театр ГИТИСа)
- 1920 — «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым). Художник В. Дмитриев
- 1921 — «Союз молодёжи» Г. Ибсена
- 1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского (вторая редакция, совместно с В. Бебутовым)
- 1922 — «Нора» Г. Ибсена
- 1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Художники Л. С. Попова и В. В. Люце
- 1922 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссёр С. Эйзенштейн
ТиМ (ГосТиМ)
- 1923 — «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова
- 1924 — «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Фёдоров
- 1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов
- 1924 — «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Фёдоров.
- 1925 — «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепянов, П. В. Вильямс
- 1926 — «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов.
- 1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). Художник С. М. Ефименко
- 1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков
- 1928 — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев.
- 1929 — «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор — Д. Д. Шостакович.
- 1929 — «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова.
- 1930 — «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Ф. Зайчиков, С. В. Козиков, А. Е. Нестеров, Ф. П. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда; художники В. В. Калинин, Л. Н. Павлов
- 1930 — «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова; композитор В. Шебалин.
- 1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова
- 1931 — «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков
- 1933 — «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков
- 1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков.
- 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков
- 1935 — «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова). Художник В. А. Шестаков
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 МЕЙЕРХОЛЬД ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ . Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 10 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Всеволод Мейерхольд . Культура.РФ. Дата обращения: 10 июня 2024.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 «Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах . Arzamas. Дата обращения: 17 июня 2024.
- ↑ Мейерхольд Всеволод Эмильевич . "Узнай Москву". Дата обращения: 10 июня 2024.
- ↑ 5,0 5,1 «Биомеханика» Мейерхольда: как режиссёр помог актёрам почувствовать внутреннюю свободу на сцене . Gorbilet.com. Дата обращения: 17 июня 2024.
- ↑ По Э. Гарину, 1974. Биомеханика . Дата обращения: 17 июня 2024.
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Незавершённые статьи
- Незавершённые статьи, требующие уточнения шаблона
- Родившиеся 9 февраля
- Родившиеся в 1874 году
- Родившиеся в Пензе
- Умершие 2 февраля
- Умершие в 1940 году
- Умершие в Москве
- Театральные режиссёры по алфавиту
- Театральные режиссёры СССР
- Театральные режиссёры России
- Актёры по алфавиту
- Актёры СССР
- Актёры России
- Актёры XX века
- Народные артисты РСФСР
- Театральные режиссёры русского авангарда
- Теоретики русского авангарда
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи