Станиславский, Константин Сергеевич
Константин Сергеевич Станиславский | |
---|---|
| |
Имя при рождении | Константин Сергеевич Алексеев |
Псевдонимы | Станиславский |
Дата рождения | 5 (17) января 1863 |
Место рождения | Москва |
Дата смерти | 7 августа 1938 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | Российская империя СССР |
Профессия |
театральный режиссёр, актёр, театральный педагог, публицист |
Годы активности | 1877-1938 |
Театр | МХТ |
Награды |
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев; 5 [17] января 1863, Москва — 7 августа 1938, Москва) — русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. Первый народный артист СССР (1936), кавалер ордена Ленина (1937). Почётный член АН СССР (1925).
Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении ста лет имеет огромную популярность в России и мире.
Биография
Детство
Константин Алексеев родился 5 (17) января 1863 года в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестер) купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того времени — С. И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Отец — Сергей Владимирович Алексеев, мать — Елизавета Васильевна (урожденная Яковлева). Городской голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра — Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР. Дед Константина Станиславского, П. Алексеенко, родился на Украине и после женитьбы переехал в Москву, где сменил фамилию на Алексеев[1].
Родители нанимали для своих детей лучших учителей, поощряли их увлечение искусством. Юного Константина интересовал театр, поэтому он часто участвовал в любительских спектаклях в кругу домашних и друзей семьи[2].
Сценическая деятельность
В молодости, закончив Лазаревский институт, Алексеев начал службу на отцовской фабрике, заняв должность директора. Днем он занимался делами, причем уделял немало внимания технической стороне вопроса (ездил за границу, изучал возможности развития производства и внедрял прогрессивные технологии на семейном предприятии), но мыслей о театре не оставил.
Свою сценическую деятельность Станиславский начал еще в юности. 5 сентября 1877 года Костя Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 году) впервые выступил в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского. В 1888 году Станиславский совместно с режиссером А. Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским, художником Ф. Л. Соллогубом основал Общество искусства и литературы и создал при нем драматическую труппу. В 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр[1].
Уже в постановках Алексеевского кружка и в других любительских спектаклях проявилось замечательное актерское дарование Станиславского. Он сыграл в ту пору многие комедийные роли в опереттах и водевилях, Подколесина в «Женитьбе» Гоголя и Несчастливцева в «Лесе» А. Островского. В Обществе искусства и литературы круг ролей Станиславского расширился. Наряду с комедийными он создал и трагические образы, например Отелло в трагедии Шекспира и Уриэля Акосты в одноименной пьесе Гуцкова, выступив и постановщиком этих спектаклей[1].
Из‑за активной общественной жизни он решил обзавестись псевдонимом — считал, что участие в некоторых легкомысленных комедиях могли негативно отразиться на его репутации. Он остановился на фамилии Станиславский — позаимствовал ее у актера‑любителя, который уже ушел со сцены[2].
Театр в жизни Станиславского
Московский Художественный театра
Станиславский осознавал, что традиционный театр переживает упадок — его не устраивала неестественность актерской игры, множество сценических условностей и чрезмерно узкий репертуар. Эти проблемы видел и его коллега Владимир Немирович‑Данченко. Вместе они объединились, чтобы сформулировать принципы нового театра, который включал бы как их собственные наработки, так и опыт их иностранных коллег — француза Андре Антуана и немца Отто Брана[2].
Нестандартный подход режиссерского дуэта вызвал бурную реакцию публики — критики оживленно дискутировали по поводу постановок нового театра, а зрители выстраивались в очередь за билетами. Стоит отметить, что цены на них, несмотря на отсутствие государственного финансирования, были ниже, чем в других театрах — Станиславский настаивал, что искусство должно быть доступно всем[2].
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года, когда во время многочасовой беседы были сформулированы принципы нового театра и программа его создания[3].
14 (26) июня 1898 года в подмосковном Пушкино началась работа труппы Художественного театра (МХТ), основанной Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Костяк труппы составили актеры-любители из Общества искусства и литературы и ученики Филармонии. Первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого в совместной постановке Станиславского и А. А. Санина. Славу новому театру принесла «Чайка» А. П. Чехова в постановке Станиславского и Немировича-Данченко. Затем были поставлены пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в 1899 году, «Три сестры» в 1901 году, «Вишневый сад» 1904 год[4].
Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, Вс. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов[3].
Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии. В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и другие, которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры — Е. Б. Вахтангов, Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов[3].
В 1905 году была создана экспериментальная Студия на Поварской улице. Там шел поиск новых форм передачи действительности, в том числе декоративными средствами: на фоне черного бархата были схематично изображены части интерьера, среди которых возникали актеры в гриме-масках и гротескных костюмах[4].
В 1912 году Станиславским была организована 1-я Студия при МХТ для работы с молодежью — он хотел реформировать сценическое искусство[4].
Постановки и роли Станиславского
Режиссура Станиславского была нераздельна с разгадыванием открывавшихся ему в пьесе красок жизни; его фантазия мгновенно оживляла текст и помогала изобретать сценические средства для гибкой, сильной и неожиданной передачи рисовавшегося ему образа мира, в котором происходит действие: кремлёвских палат или ночлежки, норвежского городка («Доктор Штокман» Г. Ибсена, 1900) или чащобы в Берендеевом царстве («Снегурочка» Островского, 1900). Дар импровизации соединялся с волей к завершённости, к последовательности замысла, будь то замысел скрупулёзного воссоздания быта во «Власти тьмы» Толстого (1902) или прозрачной, волшебной и философичной сказки в «Синей птице» М. Метерлинка (1908). От спектакля к спектаклю Станиславский совершенствовал владение сценическим пространством и всё властнее подчинял свой режиссёрский темперамент и изобилие красок задаче слияния с автором. Среди ролей Станиславского в эти годы: Тригорин, Астров, Вершинин, Гаев, Шабельский («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов» Чехова), Левборг («Эдда Габлер» Ибсена), Штокман («Доктор Штокман» Ибсена), Сатин («На дне» Горького). После гастролей 1906 г. и русская, и европейская критика признала эти актёрские работы гениальными, однако Станиславский продолжал ставить перед собой новые задачи в разрешении проблем творческой психологии актёра и создании системы, которая обеспечивала бы возможность публичного творчества по законам искусства переживания во всякую минуту пребывания на сцене[5].
На судьбе Станиславского отозвались две последние его актерские работы: Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 года новой постановке «Села Степанчикова». Причина неудачи Ростанева, роли, не показанной публике, остаётся одной из загадок истории театра и психологии творчества. По многим свидетельствам, Станиславский «репетировал прекрасно». После генеральной репетиции 28 марта (10 апреля) 1917 года он прекратил работу над ролью. После того как «не разродился» Ростаневым, Станиславский навсегда отказался от новых ролей (нарушил этот отказ лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922—1924 годах согласившись играть воеводу Шуйского в старом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»)[6].
Деятельность после 1917 года
После 1917 года МХАТ подвергся резкой критике «слева». Станиславский сумел отстоять его принципиальные основы и принять участие в обновлении труппы и репертуара[5].
В 1918 году он возглавил Оперную студию Большого театра, позднее ставшую Оперным театром им. К. С. Станиславского, где были поставлены «Евгений Онегин» Чайковского в 1922 году, «Царская невеста» в 1926 году[4].
Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в МХТ тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский позвал Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТ (театр уже был объявлен академическим) в 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы[6].
Острейшим становится вопрос смены театральных поколений во МХАТе. После долгих колебаний самостоятельными театрами в 1924 году становятся 1-я и 3-я студии Художественного театра, в труппу театра вливаются студийцы 2-й студии: А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, В. Д. Бендина, В. С. Соколова, Н. П. Баталов, Н. П. Хмелёв, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, В. Я. Станицын, М. И. Прудкин, А. Н. Грибов, М. М. Яншин, В. А. Орлов, И. Я. Судаков, Н. М. Горчаков, И. М. Кудрявцев и другие. Станиславский болезненно переживает «измену» учеников, дав студиям МХАТ имена шекспировских дочерей из «Короля Лира»: Гонерилья и Регана — 1-я и 3-я студии, Корделия — 2-я[6].
Деятельность Станиславского в 1920—1930-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В прессе тех лет всё настойчивее звучат обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже. Деятельность МХАТ протекала в атмосфере неприятия «академического и буржуазного театра» влиятельными пролеткультовцами и лефовцами, адресовавшими Художественному театру социально-политические обвинения. Постановка «Горячего сердца» (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, что «Художественный театр — мёртв». Стремительная лёгкость темпа, живописная праздничность отличала «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927, декорации А. Я. Головина)[6].
В 1930 годы Константин Станиславский добился от власти особого положения для Художественного театра, уравнивавшего его с Большим и Малым театрами. В 1932 году Художественному театру было присвоено имя Горького — МХАТ СССР им. Горького[4]. В 1933 году Художественному театру было передано здание бывшего Театра Корша для создания филиала[4].
Личная жизнь
За долгую жизнь Константин Сергеевич женился только один раз, и его супругой стала Мария Петровна Лилина. К слову, это имя сценический псевдоним актрисы, которая при рождении получила фамилию Перевощикова. Супруги были вместе до последнего дня Станиславского, и в их семье родилось трое детей. К сожалению, Ксения скончалась в младенчестве от пневмонии в 1890 году. Кира Алексеева во взрослой жизни заняла пост директора дома-музея Станиславского. Единственный наследник Игорь женился на внучке знаменитого русского писателя Льва Толстого[7].
В личной жизни известного режиссера было место и для тайных романов. Говорили, что у него есть внебрачный сын от горничной, которого впоследствии усыновил отец знаменитого режиссера. Мальчик известен под именем Владимир Сергеевич Сергеев. Во взрослой жизни он стал профессором в Московском государственном университете[7].
Смерть
В 1928 году был организован юбилейный вечер посвященный основанию МХАТа. У Константина Сергеевича, который в тот вечер вышел на сцену в качестве актера, во время спектакля случился сердечный приступ. Впоследствии врачи запретили ему выходить на сцену, и мужчина много времени стал уделять педагогической и режиссерской деятельности. На протяжении долгих лет известный режиссер работал, превозмогая болезненные ощущения, и боролся с болезнью. Он умер 7 августа 1938 года от артерисклеротических образований в сосудах[7].
«Система Станиславского»
С 1900-х годов Константин Станиславский совершенствовал свою систему преподавания актерского мастерства[4].
Система Станиславского — это обширная теория сценического искусства. Эта система изменила подход театральных деятелей к актерскому мастерству и до сих пор остается основой обучения артистов по всему миру. Режиссер описал три технологии актерской игры: ремесло, искусство представления и искусство переживания. Ремеслом он называл использование актерами готовых шаблонов. Искусством представления — умение показывать чувства. А вот искусство переживания было, по мнению Станиславского, эталонным: оно предполагало погружение в характер героя и умение почувствовать настоящие эмоции[8].
Станиславский хотел добиться от артистов правдоподобной игры. Он побуждал их погрузиться в собственные переживания и эмоции, чтобы по-настоящему прочувствовать своих персонажей. Он подчеркивал важность тщательного анализа героя, понимания его мотивов. Также режиссер считал, что эмоции должны рождаться «здесь и сейчас», то есть во время самого спектакля, чтобы каждое действие актера на сцене было естественным и оправданным[8].
Именно реформатор заставил поменять отношение к деятельности режиссеров. Ранее все постановщики представляли собой только человека, который берет литературные тексты и перекладывает их на сценический формат. Со времен Станиславского, постановщики стали главной фигурой в процессе творчества, которая могла изменять, интерпретировать и расставлять собственные акценты[7].
Галерея фотографий К. С. Станиславского
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Константин Станиславский . Культура. РФ. Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Константин Станиславский: реформатор театрального искусства . Издательская группа АСТ. Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Московский Художественный театр . Московский художественный театр имени А. П. Чехова. Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Станиславский Константин Сергеевич . Узнай Москву. Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Станиславский Константин Сергеевич . Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВСКИЙ . Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 7 июня 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Константин Станиславский. Театральный режиссер . Биограф. Дата обращения: 8 июня 2024.
- ↑ 8,0 8,1 ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО? . Культура.РФ. Дата обращения: 8 июня 2024.
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Народные артисты СССР
- Народные артисты РСФСР
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 17 января
- Родившиеся в 1863 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 7 августа
- Умершие в 1938 году
- Актёры по алфавиту
- Актёры Российской империи
- Актёры театра СССР
- Актёры XX века
- Актёры XIX века
- Основатели театров Москвы
- Персоналии:Московский Художественный театр
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи